VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

История становления, понятие, общие положения и источники авторского права

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W001064
Тема: История становления, понятие, общие положения и источники авторского права
Содержание
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
Институт открытого образования

Направление подготовки: «Юриспруденция»

КУРСОВАЯ  РАБОТА

По дисциплине: «Гражданское право»

Тема: «Авторское право»

Выполнил студент  2 курса заочной формы обучения (гр.7115Б2ЮР):

Лыков Алексей Александрович
_______________________________
(подпись)
Научный руководитель
к.ю.н., доц. Гнетова Л.В.
__________________
подпись

г. Н.Новгород
2016
Содержание.
Введение...................................................................................................................3
Глава 1. История становления, понятие, общие положения и источники авторского права......................................................................................................5
1.1. История становления авторского права................................................................................................................... ......5
1.2. Понятие и общие положения авторского права............................................9
1.3. Источники авторского права........................................................................ 11
Глава 2. Объекты, субъекты и содержание авторских прав....................................... .................................................................................15
2.1. Объекты авторского права............................................................................15
2.2. Субъекты авторского права..........................................................................18
2.3. Содержание авторских прав......................................................................... 21
Глава 3. Договоры в сфере авторских прав. Охрана и защита авторских прав.........................................................................................................................25
3.1. Договоры в сфере авторских прав............................................................... 25
3.2. Способы защиты и ответственность за нарушение авторских прав.........30
Заключение........................................................................................................... 37
Библиография........................................................................................................39





Введение.
     Актуальность выбранной темы обусловлена рядом факторов. Прежде всего, следует отметить, что с переходом к рыночной экономике более важное значение для людей, чьи творческие и профессиональные интересы лежат в области интеллектуального и духовного труда, приобрело законодательство, регулирующие отношения, связанные с авторским правом. Признание и уважение авторских прав стимулируют индивидуальную творческую активность человека, а также содействуют обеспечению доступности произведений для более широких слоёв населения.
      Также на сегодняшний день особенно остро стоит вопрос защиты автора от плагиата. Продиктовано это развитием и широким распространением электронного формата информации. На современной стадии развития общества число нарушений авторских прав посредством использования сети Интернет многократно возросло, плагиат достиг уровня глобальной проблемы. В связи с этим одной из существенных задач государства становится создание действенного механизма защиты авторского права.
     Объектом данного исследования послужили общественные отношения, регулирующие авторское право.
     Предметом исследования послужили Конституция РФ, часть четвёртая ГК РФ, международные договоры в сфере авторского права, федеральные законы, указ Президента, постановления Правительства, материалы судебной практики, а также учебные пособия и интернет-ресурсы по данной теме.
     Целью настоящей работы является изучение основных положений авторского права и способов его защиты. Для достижения этой цели было необходимо решить следующие задачи:
      1) рассмотреть историю формирования авторского права;
      2) исследовать понятие и основные положения авторского права;
      3) рассмотреть источники авторского права;
      4) изучить объекты авторского права и их виды;
      5) изучить субъекты авторского права;
      6) рассмотреть содержание авторских прав;
      7) рассмотреть виды договоров в сфере авторского права;
      8) исследовать способы защиты авторских прав.
     В настоящей курсовой работе применялись как общенаучные(анализ, классификация, исторический метод), так и частнонаучные(формально-юридический метод, сравнительно-правовой метод) методы исследования.
     Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что данные материалы могут быть использованы для чтения лекций преподавателями в юридических ВУЗах.
     Структура курсовой работы состоит из введения, трёх разделов, разделённых на параграфы, заключения и библиографии. 
     








Глава 1. История становления, понятие, общие положения и источники авторского права.
1.1. История становления авторского права.
     Принято считать, что права на творческий результат интеллектуальной деятельности стали охраняться после изобретения книгопечатания в форме выдачи королевской властью привилегий книготорговцам на занятие своим ремеслом(Франция Великобритания, Италия). Следствием этого стало формирование первоначально не авторского права, а права издателей и торговцев. Изначально  был сделан акцент на закреплении патентных прав автора в английском Статуте о монополиях 1623 г., в котором провозглашалось право монопольного пользования (в течение четырнадцати лет) каждого, кто создаст и применит техническое новшество1.  Однако уже в 1710 г. был принят первый закон по авторскому праву - Статут королевы Анны(Великобритания), в котором исключительное авторское право на публикацию произведения признавалось за его создателем2. Стоит отметить, что ещё долгое время право использования объектов авторских прав оставалось у издателей и производителей. Переломный момент наступил в конце XVIII столетия, когда представителями французского Просвещения был выдвинут тезис, провозглашавший, что результат творческой деятельности принадлежит его автору, а не промышленнику, издателю или торговцу. 
     Развитие авторского права в России принято делить на 3  этапа: дореволюционный(до 1917г.), советский(1917-1991г.) и современный.
     В России, в отличии от европейских государств, книгопечатание получило распространение почти через сто лет после его изобретения, что существенно останавливало процесс правовой регламентации рассматриваемых отношений.
     Лишь при Петре I начинают возникать частные типографии и книгопечатание происходит гражданским шрифтом, но при этом запрещалось печатать книги на русском языке. В этот период появляются первые привилегии, которые являлись скорее издательскими, чем авторскими. Первой стала привилегия 1698 года выданная Тессингу и Копиевскому на право печатать книги, карты и чертежи для России. В результате Тессинг получил исключительное право привозить для продажи в Россию книги, напечатанные в его типографии. Кроме него другие издатели уже не могли привозить книги на русском, латинском или голландском языках и торговать ими в пределах России, под угрозой конфискации товара и штрафа3.
     Вплоть до конца XVIII века книгоиздательское дело являлось в России государственной монополией. Первый авторский закон появился в рамках законодательства о цензуре: новый Цензурный устав, принятый 22 апреля 1828г., содержал   специальную главу " О сочинителях и издателях книг", в которой предусматривалось исключительное право на литературные произведения. Срок авторского права устанавливался равным 25 годам со дня смерти автора, а по истечении данного срока произведение "становилось собственностью публики"4. В дальнейшем началось последовательное развитие законодательства в сфере авторского права. 8 января 1830 года было принято Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета «О правах сочинителей, переводчиков и издателей». В 1845 г. было признано право на музыкальные, а 1848 г. - на художественные произведения. В 1875 году срок охраны авторского нрава был увеличен до 50 лет, что опережало соответствующие законодательные нормы ряда стран Европы.
     С 1877г. положения об авторском праве из Цензурного устава были перенесены в Законы гражданские(т.X,ч.1 Свода законов Российской империи). Таким образом нормы авторского права были выделены из уголовного и включены в гражданское право.
     Завершающей стадией в развитии авторского права дореволюционной России стало принятие на заседании Государственного совета 11 марта 1911 года нового Закона об авторском праве, в котором закреплялся ряд важных положений. В настоящем законе в Общей части раскрывался круг охраняемых объектов авторских прав, срок их действия, вопросы нарушения и защиты авторских прав, впервые было закреплено право на перевод произведения и пр5. Особо значимым обстоятельством являлось закрепление абсолютного характера авторских прав: автору принадлежат исключительное право пользования и распоряжения своим произведением. Закон не содержал деления авторских прав на личные и имущественные, предполагались лишь имущественные права.
     Следующим этапом в развитии отечественного авторского права является советский период. После Октябрьской революции 1917 г. прежние законы об авторском праве были отменены и принят Декрет ЦИК от 29 декабря 1917г. "О государственном издательстве". Впоследствии принимается Декрет СНК от 26 ноября 1918 г. "О признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений государственным достоянием".Такие изменения были продиктованы новой идеологией и политикой государства. В соответствии с этим декретом Наркомпросу предоставлено право признавать достоянием РСФСР всякие как опубликованные, так и не опубликованные произведения, в чьих бы руках они ни находились. Несколько ранее был принят Декрет СНК от 28 апреля 1918 года «Об отмене наследования»,согласно которому права наследников умерших авторов не признавались. Декретом СНК  от 10 октября 1919 г. "О прекращении силы договоров на приобретение в полную собственность произведений литературы и искусства" объявлялись недействительными договоры издательств с авторами, по которым права на произведения переходили в полном объёме издательствам, и регламентировалось, что издательства могут приобретать у авторов право только на издание произведения, ограниченное сроком6. 
     Обновление в законодательстве об авторском праве связывают с принятием Основ авторского права 1928 г., а также Закона РСФСР "Об авторском праве" от 8 октября 1928 г. Этот период рассматривается как постепенное восстановление и расширение охраны авторских прав7. Исключительное право авторов на созданное им произведение теперь охранялось пожизненно, предусматривался переход авторских прав к наследникам на период 15 лет после смерти автора8. Помимо этого предусматривался широкий перечень случаев свободного использования произведения. 
     Кодификация гражданского законодательства в 60-х годах XX столетия повлекла за собой изменения в сфере авторского права. Было решено включить нормы авторского права в виде самостоятельного раздела в Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 года и в Гражданский кодекс РСФСР 1964 года. Основы гражданского законодательства содержали положения по вопросам определения произведения как правоохраняемого объекта, права субъектов авторского права, правовые вопросы использования результатов научного и художественного творчества, срок действия авторского права, выкуп авторского права государством9.
     В 1973 году СССР становится участником Всемирной (Женевской) конвенции об авторском праве10. Следствием этого стало закрепление права авторства на перевод произведения, увеличение срока действия авторского права после смерти автора до 25 лет, расширение круга субъектов авторского права. Важным итогом присоединения к Женевской конвенции стало предоставление национального режима защиты авторских прав гражданам государств - участников конвенции.
     В дальнейшем, в ходе проведения кодификации законодательства был разработан раздел "Авторское право" Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик, принятых Верховным Советом СССР и 31 мая 1991г., но из-за распада СССР данные положения не вступили в силу в планируемую дату(1 января 1992г.) В Российской Федерации Основы гражданского законодательства вступили в силу 3 августа 1992г.Началась работа по подготовке специальных законодательных актов, посвящённых авторским правам. Так, были приняты Законы РФ "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных", "Об авторском праве и смежных правах", впоследствии утратившие свою силу в связи с принятием в 2008 г. ч.4 ГК РФ.
1.2. Понятие и общие положения авторского права.
    Различают понятие авторского права в объективном и субъективном значениях. 
    Авторское право в объективном смысле - совокупность норм гражданского права(гражданско-правовой институт), регулирующий отношения по признанию авторства и охране произведений науки, литературы и искусства, установлению режима их пользования, наделению их авторов неимущественными и имущественными правами, защите прав авторов и других прав обладателей11.
    Авторское право в субъективном смысле - это субъективное право автора или иного правообладателя по использованию произведения науки, литературы или искусства12.
    Как и любой другой правовой институт, авторское право базируется на ряде принципов:
     * принцип свободы творчества (ст.44 Конституции РФ);
     * принцип сочетания личных интересов автора с интересами общества;
     * принцип неотчуждаемости личных неимущественных прав автора;
     * принцип свободы авторского договора13.
    Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, при условии, что они отвечают критериям охраноспособности: являются результатом творческой деятельности и существуют в какой-либо объективной форме14.
     Необходимо пояснить, что творческой деятельностью считается та умственная  деятельность, которая завершается созданием самостоятельного результата науки, литературы или искусства15.
      Также в литературе указывается, что показателем творческого характера служит новизна либо оригинальность произведения16.
     ГК РФ(п.3,ст.1259)предусматривает примерный перечень объективных форм произведения: письменная(рукопись, машинопись, нотная запись и т.п.), устная(публичное выступление, исполнение и т.п.), звуко- и видеозапись(механическая, магнитная, цифровая, оптическая и т. п.), объёмно-пространственная(скульптура, модель, макет и др.).
     Причём перечень в соответствии с указанной статьёй остаётся открытым, что означает возможность существования произведения в иных формах (например, мультимедийные продукты имеют электронную форму выражения)17. 
     Согласно п.3 ст.1259 ГК РФ авторское право на произведение возникает независимо от того, было оно обнародовано или нет. Авторское право возникает у создателя произведения в силу факта его создания и не требует регистрации или иного специального оформления(п.4 ст.1259 ГК РФ).  Под обнародованием понимается осуществлённое с согласия автора действие, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения. Формами обнародования произведения являются его опубликование, публичный показ, публичное исполнение, передача в эфир и т.д18. 
     Следует различать авторское и исключительное право. Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности - это право, по которому гражданин или юридическое лицо, обладающие этим правом, могут использовать данный результат по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. 
     1.3. Источники авторского права
     Совокупность источников современного авторского права России образует сложную, иерархически организованную систему нормативных актов, международных договоров и других источников19. Ключевое место в этой системе занимает Конституция РФ, гарантирующая свободу литературного, художественного, научного, технического и иных видов творчества (ст. 44 Конституции РФ). Другим краеугольным камнем системы источников авторского права служит часть четвёртая Гражданского кодекса РФ, которая вступила в силу 1 января 2008 года. Немаловажную роль играют федеральные законы РФ, среди которых можно назвать ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"20, а также ФЗ "О Рекламе"21, отдельные нормы которых регламентируют нормы авторского права. Помимо законов, к данной сфере относятся подзаконные нормативные правовые акты. Наибольшую юридическую силу среди них имеют указы Президента РФ(в частности, Указ Президента РФ от 05.12.1998 № 1471 "О мерах по реализации прав авторов произведений, исполнителей и производителей фонограмм на вознаграждение за воспроизведение в личных целях аудиовизуального произведения или звукозаписи произведения"22). Они могут быть приняты по любому вопросу, входящему в компетенцию Президента РФ, кроме тех положений, когда соответствующие правоотношения регулируются только федеральным законом23.
     Постановления Правительства РФ, содержащие нормы гражданского права, принимаются лишь на основании и во исполнение перечисленных выше актов более высокой юридической силы и должны соответствовать ГК РФ, другим федеральным законам и указам Президента РФ (например, Постановление Правительства РФ "О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства"24; Постановление Правительства РФ от 19.04.2008 № 285 "Об утверждении Правил выплаты автору вознаграждения при публичной перепродаже оригиналов произведений изобразительного искусства, авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений"25.
     В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации ГК РФ или иному закону, применяется ГК РФ или соответствующий закон. 
     Федеральные органы исполнительной власти также могут издавать акты, содержащие нормы авторского права, в случаях и в пределах, предусмотренных ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами26.
     Существенную роль в исследуемой области выполняют такие источники авторского права как международные договоры. Среди них можно назвать Бернскую конвенцию по охране литературных и художественных произведений27; выше упоминавшуюся Всемирную конвенцию об авторском праве; Конвенцию, учреждающую Всемирную организацию интеллектуальной собственности28; Договор ВОИС по авторскому праву29; Соглашения о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав30. Помимо этого, РФ имеет двусторонние соглашения о взаимной охране авторских прав с такими странами, как Чехия, Австрия, Швеция, Польша, Венгрия, Болгария и некоторыми другими.
     Особое место в механизме гражданского регулирования отношений в сфере авторского права занимают акты судебной практики. Например, постановление Президиума Верховного Суда РФ "Обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав;  информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ №122 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением законодательства об интеллектуальной собственности"31,судебные акты по конкретным делам и ряд других.
     Помимо вышеназванных источников, следует также учитывать обычаи делового оборота, которые могут регулировать предпринимательскую деятельность в сфере науки, литературы и искусства.
     
     



     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     Глава 2. Объекты, субъекты и содержание авторских прав.
     2.1. Объекты авторского права.
     Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы, и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также способа его выражения(ст.1259 ГК РФ). Перечень объектов авторского права является открытым. В п.1ст.1259 ГК РФ даётся лишь примерный перечень объектов авторского права:
     * литературные произведения;
     * драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
     * хореографические произведения и пантомимы;
     * музыкальные произведения с текстом или без текста;
     * произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и др. произведения изобразительного искусства
     * произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
     * произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде макетов, чертежей, проектов и изображений;
     * фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
     * географические, геологические и др. карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к др. наукам; 
     * программы для ЭВМ;
     * аудиовизуальные произведения;
     * др. произведения32. 
     К особым видам произведений относят производные произведения(п.2, ст.1259, п.1ст.1260 ГК РФ) и составные произведения(п.2, ст.1259, п.2 ст.1260 ГК РФ). 
     Производными называются самостоятельные произведения, органически связанные с другими произведениями и служащие их внешней формой33. Согласно п.2 ст. 1259 ГК РФ под производным понимается произведение, представляющее собой переработку другого произведения.
     К производным произведениям относятся перевод, обзор, аннотация, экранизация, обработка, реферат, резюме, аранжировка, инсценировка др.(п.1ст.1260 ГК РФ). У автора такого произведения возникают новые субъективные авторские права на созданный им объект34.
     Так, у переводчика возникают авторские права на осуществлённый им перевод произведения. Вместе с тем права переводчика распространяются исключительно на сам перевод, который им был осуществлён, и не распространяются на имена персонажей произведения35. 
     Составными произведениями являются произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда (п.2 ст. 1259 ГК РФ). К составным произведениям относятся антологии, сборники, энциклопедии, базы данных, атласы, интернет-сайты и т.п. Важной особенностью является тот факт, что в данном случае  не возникает новых и оригинальных произведений. 
     Смысл выделения составных произведений состоит в том,  что собственно подбор или расположение материалов могут иметь творческий характер. Поэтому авторские права распространяются не на само составное произведение в целом, а на составленные авторами таких произведений подбор или расположение материалов(составительство)36. 
     Также представляется необходимым рассмотреть и такую категорию объектов авторских прав как сложные объекты. В законе отсутствует дефиниция сложных объектов, но в ст.1240 ГК РФ содержится их перечень: аудиовизуальное произведение, театрально-зрелищное представление, мультимедийный продукт и базы данных.
     Сложными объектами могут быть признаны только такие объекты, которые обладают признаком единства (т.е. представляют собой единое целое) и имеют сложную структуру, образуемую совокупностью охраняемых результатов интеллектуальной деятельности.
     Отличие сложных объектов от составных произведений заключается в том, что сложный объект признаётся и охраняется как единое произведение, а не как подбор и расположение, материалов, имеющих творческий характер. Однако в современном законодательстве существует положение о таком объекте авторских прав, как база данных, который одновременно классифицируется и как сложный объект, и как составное произведение.
     Ещё одной группой объектов авторских прав являются т.н. служебные произведения. Служебным произведением признаётся такое произведение науки, литературы или искусства, которое создаётся в пределах установленных для работника(автора) трудовых обязанностей37. 
     Кроме произведений, самостоятельными объектами авторских прав могут быть признаны части произведения, его название или персонаж, если указанные элементы произведения отвечают рассмотренным выше критериям(творческих характер труда его создателя и наличие объективной формы).  
     Не являются объектами авторских прав(п.6ст.1259ГК РФ):
     * официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;
     * государственные символы и знаки, а также символы и знаки муниципальных образований;
     * произведения народного творчества, не имеющие конкретных авторов;
     * сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер38.
     Также следует добавить, что авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования39
     2.1. Субъекты авторского права.
     Субъектами авторского права являются создатели произведений науки, литературы и искусства(авторы, соавторы, составители сборников и т.д.), их правопреемники(наследники, лица, приобретшие исключительные права по авторскому договору) или работодатели и другие лица, приобретающие по закону или договору исключительные авторские права40.
     Первую группу субъектов авторского права составляют авторы. Согласно п.1ст.1228 ГК РФ автором результата интеллектуальной деятельности признаётся гражданин, творческим трудом которого создан такой результат. Авторами могут выступать только физические лица. Поскольку творческий характер труда физического лица является определяющим для получения им статуса автора, в законодательстве содержится специальная оговорка, что авторами не могут быть граждане, которые не внесли личного творческого труда в создание результата41.
     Также к субъектам авторского права относят правообладателей. Правообладателями могут выступать не только физические, но и юридические лица, а также публично-правовые образования. П.3 ст.1228 ГК РФ регламентирует, что правообладатели приобретают права на результаты интеллектуальной деятельности по договору или иным основаниям, предусмотренным законом. 
     Следующим субъектом авторского права является работодатель. Объектом авторских прав в этом случае выступает служебное произведение. Важно отметить, что авторские право на служебное произведение принадлежат автору(п.1 ст.1295 ГК РФ), а исключительное право работодателю, если трудовым или иным договором между работодателем и автором не предусмотрен иное(абз.1 п.2 ст.1295 ГК РФ).
     Ещё одну группу субъектов авторского права составляют наследники и иные правопреемники. Автор вправе указать лицо, на которое он возлагает охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведения после своей смерти(абз.2 п.1 ст.1266 ГК РФ).
     Отдельно следует сказать о таких субъектах авторских прав, как авторы производных и составных произведений.
     Как уже отмечалось выше, авторам производных произведений принадлежит авторское право на произведённый ими перевод, переделку, аранжировку или другую переработку. Автор производного произведения пользуется авторским правом на созданное им произведение при условии соблюдения им прав автора произведения, подвергшегося переводу, переделке, аранжировке или другой переработке42. Необходимо добавить, что авторское право авторов производных произведений не препятствует иным лицам осуществлять свои переводы и переработки тех же произведений43.
     Также было отмечено, что авторам составного произведения принадлежат авторские права на осуществлённый ими подбор или расположение материалов. Составитель пользуется авторским правом при условии соблюдения им прав авторов каждого из произведений, включённых в составное произведение44. Авторские права составителя не препятствуют другим лицам осуществлять свой подбор или расположение этих же материалов для создания собственных составных произведений.
     Особо требуется рассмотреть такое явление как соавторство. Соавторство - это авторское создание творческого произведения двумя или более лицами. 
     Е.С.Гринь ссылается на следующие условия, необходимые для  возникновения соавторства:
     1) результат совместных условий нескольких лиц заключается в создании единого коллективного произведения;
     2) создание произведения совместным творческим трудом нескольких лиц;
     3) вклад лиц, претендующих на соавторство, носит творческий характер;
     4) наличие соглашения о возникновении соавторства45.
     Однако, следует отметить, что первый пункт данного перечня противоречит пониманию соавторства в действующем законодательстве, т.к. п.1ст.1258 ГК РФ гласит, что для признания соавторства  не имеет значения образует ли произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение. Часть произведения признаётся имеющей самостоятельное значение в том случае, если она может быть использована независимо от других частей произведения.
     Произведение, созданное в соавторстве, используется соавторами совместно, если соглашением между ними не предусмотрено иное46. 
     Каждый из соавторов вправе использовать созданную им часть произведения, имеющую самостоятельное значение, по своему усмотрению, если иное также не предусмотрено соглашением между ними47. 
     Также следует отметить, что каждый из соавторов вправе самостоятельно принимать меры по защите своих прав, в том числе в случае, когда созданное соавторами произведение образует неразрывное целое48.
     2.3. Содержание авторских прав.
     Автору произведения принадлежат следующие личные неимущественные права: право авторства - право признаваться автором произведения (п.1ст.1265 ГК РФ);  право на имя(п.2ст.1265 ГК РФ) - право использовать или разрешать использовать произведение под своим именем, под вымышленным именем(псевдонимом), или без имени(анонимно).
     Следует сказать, что данные права могут принадлежать только фактическому создателю произведения(ст.1265 ГК РФ).Они  неотчуждаемы и непередаваемы, в том числе при передаче другому лицу или переходе к нему исключительного права на произведение и при предоставлении другому лицу права использования произведения. Также указанные права не переходят по наследству, а после смерти наследников сохраняются лишь полномочия по охране соответствующего блага от нарушений со стороны третьих лиц (ст.1267ГК РФ).  При опубликовании произведения анонимно или под псевдонимом(за исключением тех случаев, когда псевдоним автора не оставляет сомнений в его личности) издатель, имя или наименование которого указано на произведении, при отсутствии доказательств иного считается представителем автора и в этом качестве имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление49. Это положение действует до тех пор, пока автор такого произведения не раскроет свою личность и не заявит о своём авторстве.
     Также к личным неимущественным правам принято относить: право на неприкосновенность произведения и право на неприкосновенность произведения.
     Право на неприкосновенность произведения(ст.1265 ГК РФ) - не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или каким-либо пояснениями. При использовании произведения после смерти автора лицо, обладающее исключительным правом на произведение, вправе разрешить внесение в произведение изменений, сокращений или дополнений  при условии, что этим не искажается замысел автора и не нарушается целостность восприятия произведения и это не противоречит воле автора, определённо выраженной им в письмах, дневниках или иной письменной форме50. Извращение, искажение или иное изменение произведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию автора, равно как и посягательство на такие действия, дают автору право требовать защиты его чести, достоинства или деловой репутации в соответствии с нормами ст.152 ГК РФ.
     Право на обнародование произведения(ст.1265 ГК РФ) - право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путём его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или каким-либо другим способом. Стоит отметить, что под опубликованием понимается выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения51. Автор, передавший другому лицу по договору произведение для использования, считается согласившимся на обнародование этого произведения.   Произведение, не обнародованное при жизни автора, может быть обнародовано после его смерти лицом, обладающим исключительным правом на произведение, если обнародование не противоречит воле автора произведения, определённо выраженной им в письменной форме(в завещании, письмах, дневниках и т.д.)52
     Помимо личных неимущественных прав автора выделяют иные интеллектуальные права.
     Право на отзыв(ст.1269ГК РФ) - автор имеет право до фактического обнародования произведения отказаться от ранее принятого решения об обнародовании(право на отзыв) при условии возмещения пользователю причинённых таким решением убытков, включая упущенную выгоду. Однако данное правило не применяется к служебным произведениям, программам для ЭВМ и произведениям, вошедшим в сложный объект.
     Право доступа(ст.1292ГК РФ) - автор произведения изобразительного искусства вправе требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять право на воспроизведение своего произведения(п.1 ст.1292ГК РФ). При этом от собственника оригинала произведения нельзя требовать доставки произведения автору. Автор произведения архитектуры вправе требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять фото- и видеосъёмку произведения, если договором не предусмотрено иное(п.2 ст.1292ГК РФ).
     Право следования(ст.1293ГК РФ) - в случае отчуждения автором оригинала произведения изобразительного искусства при каждой перепродаже соответствующего оригинала, в которой в качестве посредника участвует юридическое лицо или индивидуальный предприниматель(в частности, аукционный дом, художественный салон, магазин), автор имеет право на получение от продавца вознаграждения в виде процентных отчислений от цены перепродажи53. Размер процентных отчислений, условия и порядок их выплаты определяются Правительством РФ.
     Следует рассмотреть и такой аспект, как срок действия авторского права. В соответствии со ст. 1281 ГК РФ исключительное авторское право действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти, считая с .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44