VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

История развития предпринимательства в России в XX веке

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K007371
Тема: История развития предпринимательства в России в XX веке
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИ
БАЛТИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ИММАНУИЛА КАНТА

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА



КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА















РЕФЕРАТ

на тему:  «История развития предпринимательства в России в XX веке»

по дисциплине «Предпринимательское право»

















Студентки 1 курса

направления 38.03.01 «Экономика»

профиль «Финансы предприятия»

Коваленко Александры Александровны





Научный руководитель:

к.э.н., доцент

Дупленко Наталья Геннадьевна















Калининград

2016

СОДЕРЖАНИЕ





Введение……………………………………………………………………………………………………………….3

Основы предпринимательской деятельности………………………………………………….......4

История развития предпринимательства в России………………………………………………..6

Развитие малого и среднего предпринимательства в России…………………………….12

Заключение…………………………………………………………………………………….........................17

Список использованной литературы…………………………………………………………………….18







































ВВЕДЕНИЕ



На сегодняшний день в мире не существует общепринятого определения предпринимательства. Можно сказать, что предпринимательство — это особый вид экономической активности, которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее. Экономическая активность — это целесообразная деятельность, направленная на извлечение прибыли. 

 Понятие «предпринимательство» впервые употребил английский банкир и экономист Ричард Кантильон в XVIII веке. Под предпринимателем Кантильон понимал человека, который, приобретая на рынке средства производства, превращает их в капитал. Частное предпринимательство — есть форма осуществления экономической активности от имени предприятия (если оно зарегистрировано в качестве такового) или предпринимателя (действующего без образования юридического лица).

Вознаграждением является полученная в результате предпринимательской деятельности прибыль и чувство удовлетворения, которое предприниматель испытывает от занятия свободным предпринимательством. Но, наряду с этим, он должен принять на себя весь риск потерь в случае банкротства его предприятия.

Предпринимательство — неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. В Конституции Российской Федерации определено, что каждый гражданин имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Целью данного реферата является прослеживание этапов развития предпринимательства в России.



























Основы предпринимательской деятельности

Под предпринимательством или предпринимательской деятельностью понимают инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, осуществляемую на свой риск и под свою имущественную ответственность, направленную на получение прибыли.

Развитие предпринимательства играет незаменимую роль в достижении экономического успеха, высоких темпов роста промышленного производства. Оно является основой инновационного и продуктивного характера экономики.

Субъектом предпринимательской деятельности является предприниматель. Он соединяет и особым образом факторы производства с целью получения выгоды или прибыли. Поэтому предпринимательство как процесс представляет собой определенный алгоритм действий предпринимателей, который начинается с момента зарождения предпринимательской идеи и заканчивая её воплощением в определённый проект. Данный процесс требует больших затрат, поиска новых творческих идей и их воплощения в новом предприятии, а также получения конкретного результата в виде товара, продукта, услуги и т.д., приносящих предпринимательский доход.

Следовательно, предпринимательство:

В широком понимании - это предприимчивость, активность, инициативность, рискованность в разных видах экономической деятельности с целью максимизации доходов

В узком понимании - это экономическая, коммерческая деятельность какого-либо собственника или хозяйствующего субъекта. Им могут быть частные лица или группа лиц.

В итоге, предпринимательская деятельность представляет собой совокупность последовательно или параллельно осуществляемых сделок, каждая из которых ограничена четко ограниченным временным интервалом.

Как известно предпринимательская деятельность отличается рядом признаков.

Наиболее важными являются такие признаки:

- Самостоятельность-это один из основных признаков предпринимательской деятельности, осуществляемой любой фирмой независимо от её вида и формы собственности. Она может быть имущественной, т.е. предполагает наличие у собственника собственных финансовых ресурсов, дальнейших капиталовложений в него и выполнения обязательств по отношению к партнёрам и клиентам фирмы ; а также организационной, т.е. подразумевает принятие самостоятельных решений от имени компании.

- Риск является неотъемлемой частью предпринимательской деятельности, так как без него не обходится ни одно коммерческое предприятие.

- Стремление компаний получать максимальную и регулярную прибыль от реализации товаров и услуг является одним из наиболее важных признаков осуществления предпринимательской деятельности.

- Легальность и прозрачность-это одни из существенных признаков правильности ведения предпринимательской деятельности.

Основными формами предпринимательской деятельности являются индивидуальная и коллективная.

К индивидуальной форме предпринимательской деятельности относится частное предпринимательство граждан, которые занимаются индивидуальной предпринимательской деятельностью, на основании договора полного товарищества.

Коллективная форма предпринимательской деятельности - это унитарные государственные и муниципальные предприятия, а также рыночные организационно-правовые формы (смешанное товарищество, товарищество с ограниченной ответственностью, акционерное общество).

Таким образом, все вышеперечисленные субъекты предпринимательской деятельности осуществляют руководство своей предпринимательской деятельности путем определения целей, задач, стратегий своей деятельности; форм использования имущества и выходят на рынок со своими товарами, услугами и вступают в разные правоотношения между собой, с потребителями своей продукции и государством.

По виду или назначению предпринимательскую деятельность модно подразделить на коммерческую, производственную, финансовую, и т.д. Все эти виды деятельности могут функционировать вместе или раздельно.



















История развития предпринимательства в России

Древнерусское государство образовалось в 882 году. Первое государство (Русь) объединило более 200 мелких славянских племен, а также некоторые финно-угорские и литовско-латышские племена. Основными факторами возникновения древнерусского государства были военный и торговый.

В X-XI веках активно развивалась внешняя торговля с восточными соседями, которые концентрировались вокруг Волги.

Опорой развития предпринимательства становились города как ремесленно-торговые центры.

Первый русский писаный свод законов «Русская Правда», свидетельствует о довольно высоком развитии торговли, денежного хозяйства, купеческого и ростовщического капиталов.

Примером российского предпринимательства может быть и деловая жизнь монастырей. Монастырские колонии становились очагами хозяйственно-предпринимательской деятельности.

Также большой вклад в развитие предпринимательства в России внесло казачество.

В XVI веке в Московской Руси начинается расцвет торгово-промышленного предпринимательства. Начинают зарождаться целые поколения предпринимателей.

В эпоху Петра I предпринимательство в России стало развиваться сильнее. При Петре I увеличилось число мануфактур с 10 до 230.

Сам же Пётр I, по существу, стал первым предпринимателем всей России, потому что ему были присущи основные качества предпринимателя.

В итоге, Петр и его предпринимательское поколение создали основу российского торгово-промышленного бизнеса.

При Екатерине II было разрешено всем сословиям создавать мануфактуры. В легкой промышленности росла и развивалась мануфактура «капиталистых крестьян».

Развитие предпринимательства в России отличалось некоторыми особенностями. Наша страна относится к группе стран, которые с некоторым опозданием приступили к индустриализации своих экономик и в результате чего, вынуждены были опираться не только на экономические, но и на административные методы.











II этап развития предпринимательства в России

II этап развития российского предпринимательства начался с реформы в 1861 году.

В это время в государстве насчитывалось  128 акционерных обществ, а в Петербурге появился первый в России частный коммерческий акционерный банк.

В 1866 году выдана первая концессия на постройку железной дороги  Козлов-Воронеж. Прошли первые формы отечественных предпринимателей: первый купеческий съезд в 1865 году и первый всероссийский съезд  фабрикантов и заводчиков в 1870 году.

Были сняты ограничения на частную предпринимательскую деятельность. В июле 1921 года законодательством было допущено существование простых товариществ,  а в июле 1922 года было допущено существование акционерных обществ, полных товариществ, товариществ с ограниченной ответственностью. Бурное развитие получила ведущая в современном рыночном хозяйстве форма предпринимательства; акционерно-паевая.

К началу XX века больше всего было акционерно-паевых предпринимательских структур, которые давали две трети всей промышленной продукции. В остальных же отраслях господствовало единоличное предпринимательство. На рубеже XX веков началось вытеснение крупными организациями мелких и средних предпринимательств. Хоть отечественные предприниматели и прибегали ко всем формам монополистических соглашений, включая тресты и концерны, чаще всего они объединялись в синдикаты. Первый в Российской империи синдикат (гвоздильных и проволочный заводов) возник в 1886 году, а в 1887 году синдикат образовали сахарозаводчики. 

В сельском хозяйстве, в начале века, наметился переход от мелкотоварного производства, который основан на личном труде, к крупному товарному производству.

По указу от 9 ноября 1906 года признавались следующие виды собственности на землю: общинная; надельная (семейная); личная.

Предпочтение все же отдавалось личной. Развивалась крестьянская кооперация, производственные и торговые товарищества. Зарубежная деятельность российского предпринимательства в основном сводилась к импорту товаров. В период с 1900 по 1913 года оборот внешней торговли Российской империи вырос более чем в два раза, в основном за счет хлеба. Россия занимала первое место по вывозу хлеба. В Западную Европу российские предприниматели вывозили сырьевые товары и продовольствие: лес, лён, кожу, яйца, хлеб. А в восточные страны – промышленные товары: хлопчатобумажная ткань, шерсть, нефтепродукты, марганцевую руду, стекло, металлические изделия.











III этап развития предпринимательства в России

Период с октября 1917 года до начала 1920-х годов называется III этапом развития российского предпринимательства. Главная особенность данного этапа было широкое вытеснение предпринимательства из экономической жизни. Такая политика возникла из-за марксистских представлений о коммунистическом обществе. Рассматривая предпринимательскую деятельность, классики марксизма связывали её с частной собственностью и эксплуатацией. Потому что, во-первых, производительный труд сводился марксистами к преобразованию предметов труда и управлению этим процессом; во-вторых, обобществление производства трактовалось как его огосударствление , национализация частного имущества, превращения народного хозяйства в единую фабрику, сверхсиндикат; в-третьих, планомерность понималась как централизованное установление заданий по производству, поставкам и ценам на продукцию всех участков этого синдиката, а распределение по труду – как оплата по количеству и сложности труда, затраченного на выполнение плановых заданий.

Такие выводы верны только для той экономики, которая действует при административно-командной системе. Поэтому во всех сферах общественной жизни установилась государственная монополия

































IV этап развития предпринимательства в России

IV этап развития российского предпринимательства можно считать период НЭПа.

Началом можно считать утверждение Советом Труда и Обороны «Основных положений к восстановлению крупной промышленности, поднятию и развитию производства» от 12.08.1926г., где провозглашался перевод промышленных трестов на хозяйственный и коммерческий расчет. В концепции новой экономической политики возрождение предпринимательской деятельности рассматривалось как вынужденная необходимость, отступление перед капитализмом. В период НЭПа интересы государства,  были четко сформулированы: держать предпринимателей для своих целей. Но даже в этих условиях предпринимательство все равно развивалось.

Предпринимательскими функциями начало заниматься государство, что, проявилось в концессиях. Концессия представляла собой договор между Советским государством и иностранным капиталистом, в соответствии с которым капиталисту передавались для эксплуатации определенные объекты или участки земли. Расчет с государством производился как в натуре – произведенной продукцией, так и в денежной форме. От использования объекта концессионер получал прибыль. По видам собственности концессии были:

- смешанные (государственный и частный капитал вносились на паях) 

- частные (весь капитал принадлежал иностранцу). 

Первые договора о концессиях были заключены уже в 1921 г. 

Особой сферой экономической деятельности государства в эти годы являлось содействие и прямое участие в акционерных обществах. Акционерная форма широко использовалась государством как организационная форма государственных предприятий. Так появились государственные и смешанные акционерные общества. Наибольшего расцвета акционерное предпринимательство достигло к середине 1920-х г.





















V этап развития предпринимательства в России

V этап развития российского предпринимательства охватил период, который длился около 60 лет: с конца 1920-х годов до второй половины 1980-х годов. В это время господствовала административно-командная система. Предпринимательство переместилось в теневую экономику. Став одной из составных частей этого сектора экономики, предпринимательская деятельность в меньших масштабах и с большей для себя опасностью все же продолжала свое существование. 

Уйдя «в тень», предприниматели пытались реализовать свой коммерческий опыт через спекуляцию под вывеской колхозной или комиссионной торговли. Предприимчивые рабочие организовывали частное производство предметов хозяйственного обихода, запасных частей и изделий. На протяжении десятилетий «теневики» весьма успешно конкурировали с государственным сектором. Конкурентоспособности «теневого» бизнеса способствовала его ориентация на спрос, гибкость производства, высокий оборот капитала.

В 1980-е годы была поставлена задача о коренной перестройке системы хозяйствования. Административно-командная система стала разрушаться, формировались условия для перехода к рыночной модели общества. Был поставлен вопрос о формировании нового экономического мышления, составной частью которого называлась социалистическая предприимчивость. Это потребовало принципиальным образом изменить отношение к таким явлениям, как частная собственность, конкуренция, предпринимательство.





























VI этап развития предпринимательства в России

VI этап развития российского предпринимательства начался во второй половине 1980-х годов. Кооперативы объединяли различные виды деятельности. К 1991 г. они охватывали более 20 видов производств и услуг. Особенность кооперативного сектора была в том, что он существенным образом зависел от государственного и развивался на его основе, так как более 80 % кооперативов было создано при государственных предприятиях, у которых они арендовали 58 % основных фондов. Только 36 % основных фондов принадлежали кооперативам. Часть кооперативов превратились в частные предпринимательские организации.

Именно в это время происходит наиболее быстрый рост малых предприятий в различных организационно-правовых формах. В 1990 г. в стране насчитывалось уже 200 тыс. малых предприятий, на которых было занято почти 5 млн человек, объем производимой ими продукции оценивался в 40 млрд руб. Этому способствовало принятие новых законов о собственности, о предприятиях и предпринимательской деятельности и ряда других.

С началом широкомасштабных приватизаций мощный толчок получает развитие предпринимательства. В 1993 году по 1994 год появляется много собственников и наблюдается интенсивное участие малого предпринимательства в сфере услуг, легкой промышленности, торговли и общественного питания. В это время были заложены основы рыночных отношений. В результате разгосударствления и приватизации предприятий развивается свободная конкуренция.





























Развитие малого и среднего предпринимательства в России

В соответствии с федеральным законом "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" От 12 мая 1995 г. к субъектам малого предпринимательства отнесены коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных фондов и т.д. не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% 

Субъектом малого предпринимательства является физическое лицо, которое занимается предпринимательской деятельностью без юридического образования. В 1991 году малые предприятия создавались в форме товариществ с ограниченной ответственностью. В первую половину 1991 года многие коллективы разделялись в малые предприятия, которые были основаны на частной долевой собственности. Также малые предприятия можно образовывать выделением структурных единиц из состава объединений цехов, предприятий и на акционерных началах.

Развитие любой формы предпринимательства зависит от двух условий: внутренней экономической обстановки в стране в целом и ее регионах и способности конкретного предпринимателя использовать данные ему права для реализации своих хозяйственных целей. Эти два условия в основном воздействуют на развитие малой экономики.

Виды малых предприятий бывают следующими:

Коммунанты – это малые предприятия, которые специализируются на изготовлении отдельных узлов и деталей. Эти предприятия тесно взаимодействуют с крупными предприятиями через систему кооперационных связей. Благодаря этим предприятиям крупное производство освобождается от неэффективного для него производства. Малые предприятия данной группы ведут жесткую конкурентную борьбу между собой.

Патиенты – это предприятия, которые специализируются на выпуске готовой продукции, ориентированной на локальные рынки сбыта с ограниченным спросом, на местные источники сырья и их конкуренцию крупному предприятию из-за высокого качества выпускаемой продукции.

Эксплеренты – это рискованные фирмы или инновационные предприятия, которые занимаются научными, конструкторскими разработками, производством опытных партий товаров, коммерческим освоением технических открытий.

В итоге, малый бизнес в России:

Создает новые рабочие места;

Обеспечивает само занятость;

Стимулирует рост инновационности экономики;

Повышает конкурентоспособность российских предприятий;

Демонстрирует гибкость и многообразие форм предпринимательской активности;

Смягчает влияние экономических кризисов;

«Прививка» от сырьевой зависимости.

Малый бизнес в России развит существенно меньше, чем в мире. В России на 1 тыс. населения действует около 12,5 предприятий. Тогда как в ЕС и США – 40. В отдельных странах ЕС этот показатель еще выше.



Статистика:







*Число реально действующих малый и средних предприятий не определено. Статистика фиксирует только создающиеся или ликвидирующиеся малые и средние предприятия.

В российской экономике предпринимательство построено на принципе кооперирования крупных и малых предприятий, притом что крупные предприятия ориентируются на взаимовыгодное сотрудничество с малым бизнесом. Именно поэтому малые и крупные предприятия взаимодополняют друг друга, особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках.

Для крупных предприятий необходимо:

- Продукция массового производства;

- Сохранение значительных финансовых средств;

- Дешевая рабочая сила;

- Емкий рынок со стабильным и продолжительным спросом.

А малые предприятия имеют возможность быстрее и лучше приспосабливаться к требованиям рынка и конкретных потребителей из-за простоты управленческой структуры, которая обеспечивает быстрое принятие решений. Тем более что, себестоимость продукции в малых предприятиях ниже, чем в крупных.

Малые и средние предприятия – это субподрядчики крупных компаний, которые работают на основе подетальной, модульной или иной специализации, где достигают высоких результатов за счет технологического разделения труда.

Широкое распространение малых и крупных предприятий получила система контрактных отношений на основе франчайзинга. Франчайзинг – это вид отношений между рыночными субъектами, когда одна сторона передает другой стороне за плату право на определенный вид бизнеса, используя разработанную бизнес-модель его ведения. Иными словами, франчайзинг – это развитая форма лицензирования, при которой франчайзер представляет франчайзи возмездное право действовать от своего имени, используя товарные знаки или бренды франчайзера. Франчайзинг помогает освоению малыми фирмами новых технологий, расширению сферы малого бизнеса.

Поэтому особенностью малого бизнеса в России можно назвать его соединение в производственные сети крупных промышленных структур.













































Заключение



Предпринимательство является особым видом экономической деятельности, так как его начальный этап связан с результатом мыслительной деятельности, который потом принимает материализованную форму.

Субъектом предпринимательской деятельности является предприниматель. Предприниматель не является единственным субъектом, однако, он вынужден взаимодействовать с потребителем как с основным его лицом или учреждением, которое берет на себя определенные обязательства по договору, а также с государством.

Основными свойствами предпринимательства являются:

- Самостоятельная деятельность дееспособных граждан;

- Инициативная деятельность, которая направлена на реализацию своих способностей и удовлетворения потребностей других лиц;

- Рискованная деятельность;

- Процесс, который направлен на извлечение прибыли законным путем;

- Деятельность, которая осуществляется лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей или юридических лиц.

Целью предпринимательства является создание новых товаров, услуг, которые обладают ценностью для потребителя, удовлетворение потребностей.

Предпринимательство в рыночной экономике является ведущим сектором, который определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.

Характерные черты, которые присуще предпринимательству:

Возможность более гибких  и оперативных решений.

Поддержание занятости населения и создание новых рабочих мест.

Ориентация производителей на региональный рынок.

Экономическая эффективность производства в малых предприятиях.

Небольшой первоначальный объем инвестиций.

Выполнение вспомогательный функций по отношению к крупным производителям.

Инновационный характер малых предприятий.

Предпринимательство представляет собой важный фактор в решении экономических и социальных задач. Например: создание дополнительных рабочих мест, формирование конкурентной среды, расширение ассортимента, повышение качества выпускаемых товаров, поддержание инновационной активности, содействие крупным предприятиям путем создания обслуживающих или вспомогательных производств. Вот именно поэтому становление и развитие предпринимательства представляет собой стратегическую задачу экономической политики для России. В общем, российское предпринимательство находится на начальной стадии своего развития.



















































Список использованных источников



Лапуста М. Г., Старостин Ю. А., Малое предпринимательство. М.: ИНФРА – М. 2007.

Липатова В. А. Индивидуальное предпринимательство от А до Я. М.: МЦФЭР. 2005.

Нойбауэр Х. Инновационная деятельность на малых и средних предприятиях // Проблемы теории и практики упр. 2007. №3 .

http://bibliotekar.ru

Асаул А. Н., Багиев Г. Л.  Организация предпринимательской деятельности. 2001. URL: http://www.aup.ru (дата обращения 28.11.2016)........................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44