- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
История развития электронного бизнеса
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W006327 |
Тема: | История развития электронного бизнеса |
Содержание
ГЛАВА 1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО БИЗНЕСА 1.1 История развития электронного бизнеса Рассмотрение основ электронного бизнеса целесообразно начать с формализации ключевых понятий и определений исследуемой предметной области. В определениях специалистов компании IBM «Электронный бизнес — это преобразование основных бизнес-процессов при помощи Интернет технологий». Энциклопедия Интернет-бизнеса придерживается следующей трактовки: «Электронный бизнес — это любая деловая активность, использующая возможности глобальных информационных сетей для преобразования внутренних и внешних связей с целью создания прибыли». Эти определения отражают процессы, происходящие в экономике только с точки зрения развития и практического применения сети Интернет. Предметной областью электронного бизнеса как отрасли экономической науки являются экономические отношения, в процессе которых используются электронные информационные технологии. История электронного бизнеса насчитывает всего около двух десятилетий интенсивного развития, что по сравнению с историей других отраслей экономики кажется малозначительным промежутком времени. Своим рождением первые системы и методы электронного бизнеса обязаны появлению технологий автоматизации продажи авиабилетов, банковких операций, пластиковых карт и построению автоматизированных систем управления ресурсами предприятий. Первые упоминания о появлении технологий электронной коммерции относятся к началу 60-х гг. прошлого века. Использованию компьютерной техники для автоматизации экономических процессов способствовали два основных фактора: - бурный экономический рост, значимо проявивший себя в экономике США (менее других экономически развитых стран пострадавшей во Второй мировой войне). В США сформировался многочисленный средний класс, для удовлетворения спроса которого на товары и услуги растет крупносерийное производство; - появление первых, достаточно громоздких и весьма дорогостоящих компьютеров, способных взять на себя обработку значительно возросших объемов информации о заказах, продажах, производстве, материалах и финансовых потоках. В 1960 г. компании American Airlines и IBM приступили к созданию системы автоматизации процедуры резервирования мест на авиарейсы – SABRE (Semi-Automatic Business Research Environment – полуавтоматическое оборудование для коммерческих исследований). Это был первый опыт создания системы электронного бизнеса. Эта система могла выполнять комплексное управление доходностью, позволяя авиакомпаниям добиваться максимальной прибыли за счет манипуляций с ценами с учетом наличия свободных мест. В это же время в США начались работы по автоматизации управления запасами. По тем же причинам, что и в случае бронирования авиабилетов, компьютерная техника начинает использоваться для повышения эффективности управления производственными материальными запасами. Математическое моделирование позволило существенно сократить запасы и повысить эффективность производственной деятельности. Первоначально многие исследования в области создания и усовершенствования глобальных сетей поддерживались Министерством обороны США. Широко известен факт, что первая компьютерная сеть, ставшая прародителем современного Интернета, создавалась в США на деньги военного ведомства. Целью американских военных было – обеспечение бесперебойной связи в случае ядерной войны. В этой ситуации проводная связь, построенная на более уязвимых, чем специальные кабели, но наиболее широко распространенных в США телефонных линиях, обеспечивала максимально возможную устойчивость к разрывам соединений. Информация могла быть доставлена получателю в обход разорванных каналов, через сохранившиеся телефонные линии. Первый браузер для Интернета разработал Тим Бернерс-Ли в 1990 году. Так «WWW» стал прародителем всех современных интернет-браузеров. С этого момента начинается процесс превращения Интернета из сети, ориентированной на нужды военного ведомства и ученых США, в открытую глобальную сеть и часть мировой экономики, а уже в 1992 году Конгресс США одобрил коммерциализацию сети Интернет. 26 октября 1993 года в Меморандуме Президента США для Глав Исполнительных Органов Власти и Президентского Совета «Рационализация процесса закупок посредством электронной торговли» впервые был поставлен вопрос о создании электронной системы закупок продукции для государственных нужд. Создание систем электронной торговли для осуществления закупок для государственных нужд позволяет автоматизировать эти процессы, значительно уменьшить издержки государственных заказчиков, сократить потери и злоупотребления. В середине 90-х Джефф Бизос, начинавший свою карьеру в должности программиста, основал компанию Amazon. Позднее интернет-магазин Amazon открыл свой веб-сайт. Активная маркетинговая политика (создание технологий персонализации, упрощения процесса покупки и т.д.) позволила предприятию занять лидирующие позиции в данном сегменте рынка, обеспечивая годовой рост оборота на несколько порядков. Этот факт подтверждает правило постиндустриальной экономики, где главным становится обладание не материальными ценностями, а бизнес-идеями и высокотехнологичными инструментами их реализации. В США был открыт первый интернет-банк Security First Network Bank. В течение первого года существования его активы достигли 110 млн. долларов, ежемесячный прирост капитала превысил 20%. Security First Network Bank - полностью виртуальный в том смысле, что у данного банка нет ни одного физического отделения для работы с клиентами, все банковские операции с клиентом совершаются исключительно через Интернет. Это существенно повышает конкурентоспособность банка, позволяя им снижать стоимость банковских услуг. Для получения наличных денег клиент может воспользоваться банкоматами банка, при этом никакой комиссии не взимается. Важным является тот факт, что в конце 90-х Всемирная торговая организация приняла решение освободить от обложения таможенными пошлинами данные и программные продукты, приобретенные и доставленные с помощью Интернета. Некоторые страны создали собственные специальные программы стимулирования развития интернет-коммерции. Например, в США в отношении продаж через Интернет введен мораторий на изъятие налога с продаж, который при обычной торговле составляет 5-10% от цены товара. Впервые в России в 1998 году платежной системой «КиберПлат» (использующей технологию электронных чеков) была проведена операция пополнения лицевого счета абонента в биллинге оператора мобильной связи с карт-счета пластиковой карты c использованием ЭЦП. В апреле 2005 г. совокупный объем платежей через систему «КиберПлат» от абонентов операторов мобильной связи, спутникового и кабельного телевидения и провайдеров интернет-услуг составил один миллиард долларов. В ноябре этого же года в российской системе взаиморасчетов на основе технологии электронных денег WebMoney была осуществлена первая официальная транзакция, а 24 ноября опубликован пресс-релиз о официальном начале ее работы. Первой тысяче зарегистрированных пользователей на электронный кошелек начислялось по 30 WMZ (электронные единицы, курс которых равен 1 доллару США), а первым подключившимся магазинам - по 100 WMZ. За привлеченного пользователя выплачивалось 3 WMZ. В сентябре 2004 количество пользователей системы WebMoney превысило миллион. Ежедневно регистрируется около 2 тысяч новых пользователей. В 2005 году оборот в валюте составил более 506 млн. WMZ, пришедшихся на 4,5 млн. операций. Показатель обращения «электронных рублей» (единица WMR) находится на уровне 3 млрд. WMR, а количество трансакций превысило 3 млн. Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ) в 1999 году создала автоматический интернет-шлюз – мощный терминал, способный обрабатывать одновременно большое число заявок на покупку и продажу какого-либо вида ценных бумаг. При этом время с момента подачи клиентом заявки до ее регистрации сократилось до нескольких секунд, так как многие операции, например, проверка платежеспособности клиента, стали обрабатываться не вручную, а автоматически. С этого момента началась история российского интернет-трейдинга. Только за первые два года существования шлюза доля рынка интернет-брокеров на ММВБ выросла до 50%, а доля сделок, заключаемых через шлюз, – до 63%. История развития технологий интернет-трейдинга показывает, как важно учитывать новые возможности, создаваемые новыми технологиями. Двадцатка российских инвестиционных компаний-лидеров фондового рынка полностью обновилась благодаря тому, что эти компании недооценили потенциал технологий интернет-трейдинга. Компании-лидеры невозможно было потеснить с их позиций в рамках традиционных экономических механизмов конкурентной борьбы. Они располагали широкой сетью филиалов в населенных пунктах по всей стране, куда приходили люди, желающие купить или продать ценные бумаги. Потеснить их с их рыночных позиций смогли компании, многие из которых располагались в одной комнате с двумя компьютерами, бухгалтером и директором. Основным их активом стало программное обеспечение, позволившее клиентам торговать ценными бумагами с домашнего или рабочего компьютера. Это удобнее чем посещение офисов инвестиционных компаний для осуществления транзакций. В результате список компаний-лидеров данного рынка существенно изменился. Начало 2000-х ознаменовал Всемирный банк, распространив проект документа «Электронные государственные закупки», который стимулировал широкую дискуссию о путях и формах развития электронных государственных закупок. На складах компании Tesco внедрили технологию RFID, а летом 2003 года началось оснащение соответствующим оборудованием магазинов компании. Параллельно о работах по подготовке к переходу на данные технологии заявили другие крупнейшие предприятия розничной торговли: Wal-Mart, Marks & Spencer, Metro AG. Технология RFID (радиочастотная идентификация) позволяет автоматизировать процессы управления материальными, в т.ч. товарными запасами. Благодаря ее использованию в розничной торговле появляется возможность создания: «умных полок», автоматически распознающих перемещение или замену товаров; торговых тележек, автоматически регистрирующих, помещенные в них, товары и показывающих их общую стоимость, также передающих ее на кассовый терминал и т.д. В феврвле 2004 года начала функционировать социальная сеть Гарвардского университета, получившая название Facebook. Уже в ноябре 2004 г. число ее пользователей перевалило за отметку в 1 миллион. В этом же году первые крупные инвестиции в Facebook сделал один из основателей платежной системы PayPal Питер Тиел. За несколько лет Facebook стал одним из популярнейших интернет-ресурсов с аудиторией в несколько сотен миллионов пользователей. Объ?м одних только мобильных платежей, соверш?нных в 2011 году в плат?жной системе PayPal, составил 4 млрд. долл. Такой рост характерен для технологий электронного бизнеса и связан как с развитием мобильных платежей, так и синтезом онлайн- и офлайн- возможностей оплаты. Даже такое краткое изложение, не включившее в себя возникновение виртуальных предприятий и крупных виртуальных сообществ и т.п., отражает тот динамизм и масштаб событий, которые приводят к коренной перестройке существующих форм общественного производства, распределения и потребления. Таким образом, этап революционных технологических изменений в большинстве отраслей электронного бизнеса проходит, начинается этап повсеместного внедрения новых технологий, получения стабильного экономического эффекта от их использования. На данном этапе роль науки заключается в систематизации имеющихся технико-экономических инструментов и построении комплексных систем их совместного использования, ориентированных на эффективное практическое применение. Еще недавно, в начале 2000-х годов сформулировать, например, теоретическую основу построения стратегии интернет-маркетинга предприятия было невозможно в силу той скорости, с которой возникали все новые и новые технологии, динамики роста их использования и общей динамики рынка. Для примера вспомним, только возникнувшая поисковая реклама за несколько лет оттеснила баннерную и другие виды рекламы и на нее стало приходиться более 50% бюджетов всей интернет-рекламы. В ситуации такой технологической нестабильности сложно было организовать системное использование технологий электронного бизнеса, обеспечить их методологическую базу. В настоящее время технологическая стабилизация сопровождается окончанием бурного роста интернет-рынка, в большинстве развитых стран доля пользователей Интернета среди дееспособного населения достигает 90% и более. Экономической науке и практике необходимо собирать воедино, увязывать между собой и использовать весь арсенал данных технологий в самом ближайшем будущем. 1.2 Экономические основы электронного бизнеса В условиях перехода России к новым механизмам хозяйствования актуализировались проблемы интеграции экономики страны в единое информационное пространство. По мере проникновения современных информационных и коммуникационных технологий в деятельность различных общественных институтов и производств диапазон коммерческих отношений на основе активного использования интернет существенно расширяется. Уже сегодня электронная коммерция становится частью повседневной жизни, а в самом ближайшем будущем такая форма организации деловых отношений станет обычной. В связи с этим в современной экономической науке происходит постепенная трансформация понятий, что влечёт появление различных толкований терминов «электронная коммерция», «электронный бизнес». В большинстве случаев понятие электронного бизнеса трактуется как общее понятие бизнес-активности в интернет. Козье Д. вводит понятие электронной коммерции как процесса осуществления деловых операций, связанных как с коммерческими операциями (купля-продажа услуг и продуктов) для непосредственного извлечения прибыли, так и поддержкой извлечения прибыли (облегчение взаимодействия между деловыми партнёрами, создание спроса на продукты и услуги, послепродажное сопровождение и обслуживание клиентов и т.д.). В своей работе «Электронная коммерция» автор делает вывод о том, что электронная коммерция основана на структуре традиционной коммерции1.Понятие электронной коммерции трактуется как процесс использования интернет для проведения коммерческих операций между предприятиями или между предприятием и потребителями2. Подчеркивается, что электронный бизнес – любая транзакция, совершённая посредством информационно-коммуникационных технологий, по завершению которой происходит передача права собственности или права пользования вещественным товаром или услугой. Можно согласиться с выводом, что с точки зрения функциональности электронная коммерция представляет собой новую технологию ведения бизнеса, которая приносит и новые экономические преимущества. Однако, приведённые определения электронной коммерции не являются точными, так как отражают лишь средство реализации традиционных коммерческих механизмов. Обращаясь к понятию электронной коммерции, необходимо говорить не только об использовании интернет технологий в традиционном бизнесе, а о совершенно новой сфере коммерческой деятельности, в которой интернет – это средство функционирования и среда, в которой осуществляется деятельность коммерческих структур. Электронная коммерция выступает как специфическая форма организации рынка. Определяя таким образом электронную коммерцию, необходимо учитывать, что рынок как система взаимодействия контрагентов (продавца и покупателя), направленная на определение цены товара и его количества, требует детального рассмотрения специфики взаимодействия контрагентов рынка электронной коммерции и моделирования организации бизнеса на новой технологической основе. Организация взаимодействия на рынке электронной коммерции предполагает использование моделей представления информации, её передачи, организации информационных потоков, которые позволяют оптимизировать процесс осуществления различных экономических процессов. Кроме того, одним из условий эффективного функционирования и развития электронного бизнеса является определение и реализация требований к среде информационного взаимодействия всех участников. Следовательно, наиболее актуально изучение вопросов организации рынка электронной коммерции на структурно-функциональном, технологическом и логико-лингвистическом уровнях, в том числе раскрытие социально-информационной сущности электронной коммерции, её институциональной организации. Организация бизнеса на новой технологической основе обеспечивает процессы использования информации как фактора общественного производства. Такая организация бизнеса порождает новые формы конкуренции, специфическую конкурентную среду, в которой, в первую очередь, конкурирует информационная ресурс. Исходя из модели информационного взаимодействия контрагентов рынка электронной коммерции, важно: соответствие ресурса направлению деятельности фирмы; наличие необходимой и достаточной информации о предлагаемых товарах и услугах; удобство общения с «клиентом», в том числе возможность обратной связи, установления дальнейшего контакта; возможность исследования целевой аудитории, потребительских предпочтений и т.д.; соблюдение эргономических требований при контентном решении сайта как основного инструмента ведения бизнеса в интернет с учётом возможного воздействия на предполагаемого «клиента» (например, расстановка «акцентов» посредством размещения информации в активных зонах, использование соответствующего цветового и шрифтового выделения) и т.д. Развитие рынка электронной коммерции предполагает решение организационных, технических и технологических, правовых вопросов, вопросов организации маркетинговых коммуникаций и т.д. Это, в первую очередь, связано с усилением значимости информационно-аналитической составляющей деятельности фирмы (организацией процессов поиска, хранения и представления, отбора, аналитико-синтетической обработки и распространения информации). В спектр организационных вопросов входит необходимость проектирования и построения инфраструктуры предприятия, подразумевающая решение проблем коррекции коммуникационной и информационной структур фирмы, систематизации и управления информацией, использования услуг посредников. Также требуется создание условий гибкой организационно-штатной структуры и внутренней реорганизации. Проектируя инфраструктуру, необходимо предусмотреть перевод всех действующих и планируемых систем информационного обслуживания на единую платформу обработки данных. Так как объёмы информации значительно возрастают, многие фирмы переходят к стандартизированным формам обмена данными и средствам передачи информации. Одним из вариантов является применение стандартов электронного обмена деловыми документами (заказами на покупку, котировки, накладные, счета-фактуры и т.д.) между информационными системами различных фирм. Необходимость реорганизации экономической деятельности фирмы обусловлена непрерывным развитием и сменой технологий организации электронной коммерции, что связано с техническими новациями и изменением рыночного пространства. Решение технологических вопросов подразумевает проведение автоматизации бизнес-процессов, реализацию пилотных (экспериментальных) проектов, особенно на основе взаимодействия нескольких фирм-партнёров, организацию работы с большими массивами информации, планирование стратегии расширения бизнеса и оптимизации производственных процессов. Однако требуется предусмотреть обязательное решение следующих проблем: использование и развитие открытых информационных систем; использование реляционных баз данных и объектно-ориентированного подхода; автоматизация максимального количества процессов, поддерживающих работу веб-узла, в том числе автоматизация процедур создания веб-страниц и т.д. Особенностью электронной коммерции является индивидуализация отношений между участниками коммерческих операций, что является основой для реализации новых подходов к организации рекламы продуктов и услуг посредством интернет, а также даёт возможность детального изучения рынка. Таким образом, вопросы маркетинга касаются в первую очередь организации двусторонней связи с потребителем, на основе которой становится возможным более детальное изучение потребительских предпочтений, микросегментация рынка и выявление сетевых сообществ. В современном динамичном мире бизнеса информация о покупательских предпочтениях и потребностях клиентов даёт фирме стратегическое превосходство над конкурентами. Имея доступ к информации такого типа, необходимо её систематизировать и анализировать с различных позиций, чтобы затем активно использовать полученные данные при разработке стратегических планов деятельности фирмы. На сегодняшний день уже существуют прикладные программы планирования ресурсов предприятия, называемые также программами оперативной обработки информации по сделкам. Такие программные приложения позволяют отслеживать и контролировать заказы на покупку, счета-фактуры, объём партий отправляемых и возвращённых товаров и другие параметры коммерческих операций. Вся информация, размещаемая в базе данных, может быть использована для подготовки оперативной отчётности с целью повышения эффективности работы фирмы в целом. К традиционным средствам маркетологов добавляются опросы по электронной почте, наблюдение за использованием веб-страниц (анализ посещений, статистических отчётов запросов о продукции, изучение страниц комментариев и отзывов «посетителей», файлов FAQ), формы веб-опросов, распространение и сбор информации по сети, внедрение рейтинговых систем, интерактивных конференций и т.д. Формируя план сбора сведений о реальных и планируемых потребителях, маркетологи обязаны предусмотреть обеспечение конфиденциальности этой информации. Функционирование на рынке электронной коммерции требует постоянной готовности и желания совершенствовать все аспекты деятельности компании на основе новейших технологий, так как непрерывный прогресс и способность к адаптации – одна из причин эффективности и в то же время сложности электронного бизнеса. На сегодняшний день можно говорить о следующих наиболее распространённых направлениях ведения электронного бизнеса (рисунок 1): Рисунок 1. Составляющие электронного бизнеса электронная коммерция (электронная торговля в потребительском и корпоративном секторе по различным моделям) интернет-услуги (в том числе: финансовые услуги – интернет-трейдинг, интернет-банкинг, интернет-страхование; информационные услуги – доступ к поисковым системам, электронные каталоги, электронная почта и интернет-телефония; медицинские, транспортные, туристические, образовательные и консалтинговые услуги); контентные интернет-сервисы (сетевые СМИ, электронные представительства газет, журналов, радио- и телестанций); деятельность электронных фирм (разработка программного обеспечения по технологиям оффшорного программирования, системная интеграция, продвижение и сопровождение сайтов, хостинг и регистрация доменов). К основным бизнес-моделям в условиях интернет-среды относятся следующие3. B2B – бизнес для бизнеса, предусматривающий взаимодействие между компаниями посредством интернет-технологий. Например, фирма может разместить запрос на коммерческие предложения, получить текущие котировки от своих поставщиков, заключить контракт, получить или оплатить счета, опубликовать документы. Этот вид деятельности в интернет является наиболее перспективным для российских предприятий. Он позволяет построить на новом уровне коммерческие связи между производителями и создаёт благоприятную почву для партнёрских отношений между ними. Рынок становится более открытым и появляется масса возможностей взаимодействия и приобретения необходимых услуг на локальном рынке, избавляя от необходимости импорта материалов и оборудования из-за рубежа или продолжительного поиска делового партнёра. В общепринятом смысле электронная коммерция даёт предприятию больше шансов для высокой активности на глобальном рынке. Система B2B может быть как открытой, которую могут видеть и посещать обычные пользователи или другие возможные партнёры, так и закрытой – существующей только для определённых партнёров или рабочих групп и исполняющей только определённые технологические функции. По функциональным возможностям среди ресурсов B2B можно выделить следующие группы: Каталоги. Являются наиболее тривиальным вариантом сайта типа B2B, где покупатели находят продавца товарных позиций с фиксированной ценой. Электронные биржи. Отличаются большей сложностью по сравнению с каталогами и функционально подобны реальным биржам. Используются в основном для торговли товарами широкого потребления, такими как зерно, бумага, металл и т.д. Аукционы. Такие сайты функционально подобны реальным аукционам и виртуальным аукционам B2C, но в силу специфики модели B2B часто используются для продажи излишков запасов. Электронные сообщества. Ведение бизнеса не всегда сводится только к совершению привычных всем бизнес транзакций. Существует много других направлений, в которых бизнесу может потребоваться участие партнёров. Например, разного рода исследования, политическое лоббирование или обмен идеями. Интернет является идеальной средой для объединения усилий и интересов. B2C – бизнес для потребителя, является наиболее популярной формой электронной коммерции на сегодняшний день. В этом случае деятельность нацелена на прямые продажи конечному потребителю. Один из самых крупных примеров B2C – это www.amazon.com, американский книготорговый сайт, услугами которого пользуются более 50 миллионов клиентов по всему миру. Именно он сумел подорвать обычный букинистический рынок США в течение нескольких лет. При решённых проблемах с доступом в интернет в регионах, надёжной работой платёжных систем и служб доставки, модель B2C эффективна для устранения различий предприятий крупных городов и удалённых регионов в смысле доступности товаров и услуг для потребителя. B2С создаёт новую технологию продаж, которая облегчает доставку товаров и услуг потребителям в любой части мира. Ещё один плюс B2C – прямые продажи с минимальным количеством посредников. Устранение посредников даёт возможность устанавливать конкурентные цены на местах и даже увеличивать их (исключая процент посредников), что естественно приведёт к росту прибыли. C2C – потребитель для потребителя, заключается в продаже товаров и услуг между потребителями – частными лицами. В данном случае сайт выступает в роли посредника между покупателем и продавцом. В качестве примера можно привести www.ebay.com – ведущий американский аукцион и www.molotok.ru – один из ведущих российских аукционов, где каждый желающий может продать или купить. C2B – потребитель для бизнеса, предоставляет потребителю возможность самостоятельно устанавливать стоимость для различных товаров и услуг, предлагаемых компаниями. Этот вид электронной коммерции является наименее развитым по сравнению с остальными. В качестве примера можно привести американскую компанию www.priceline.com, которая даёт возможность своему покупателю назвать цену, за которую он хотел бы купить товар или услугу. Таким образом, формируется спрос, который не означает, что совершиться продажа по запрошенной цене. Продавец, пользуясь данными текущего спроса, принимает окончательное решение. Сайт C2B выступает в роли посредника-брокера в попытке найти продавца за сформированную предложениями покупателей цену. Так как рынок средств экономической активности в интернет постоянно развивается, то возникают новые варианты и направления их реализации. Но все они соответствуют одной из показанных выше схем. Коммерческая деятельность, осуществляемая электронным способом, устраняет и некоторые физические ограничения на рост продаж, так как компьютерные системы в интернете способны обеспечивать заказы и поддержку клиентов круглосуточно семь дней в неделю, а возможности охвата территории ограничиваются только уровнем доступа клиента к сети. Основные составляющие электронной коммерции определяются следующим образом: участники (товаропроизводители, поставщики, посредники в розничной торговле, потребители, административные и правительственные структуры); маркетинговые процессы (исследования, расчёты, реклама, обслуживание заказов, анализ продаж, поддержка потребителей); сети и сетевые технологии (коммерческие сети, корпоративные сети, интернет, протоколы сеансов связи, программное обеспечение и пр.). В понятие «инфраструктура электронной коммерции» входит весь комплекс технологических и организационных процессов, обеспечивающих условия нормального взаимодействия участников электронного рынка. Таким образом, инфраструктура электронной коммерции может быть представлена следующим образом: производственная инфраструктура – товар и его окружение, информационная база данных предприятия, информационный продукт для реализации потребителям; инфраструктура перемещения – сетевые решения, аппаратное обеспечение продавцов и покупателей, протоколы обмена данными (в том числе, протокол мобильной связи WAP), программное обеспечение для передачи коммерческой информации; инфраструктура сбыта (обеспечивает продвижение и продажи товаров непосредственно конечному потребителю) – электронная почта, веб-сервер, электронные каталоги и базы данных фирм-продавцов; инфраструктура обслуживания – платёжные системы, технологии защиты коммерческой информации, справочные и консультационные веб-ресурсы и т.д. В кратком формате основные преимущества использования электронной коммерции представлены на рисунке 2: Преимущества для фирмы-производителя Преимущества для деловых партнеров Преимущества для потребителя Сокращение производственного цикла Повышение эффективности управления поставками Анализ товарной и ценовой информации, обмен мнениями о товаре Повышение эффективности производственных процессов Снижение затрат на финансовые взаиморасчёты (стоимости транзакций) Новые каналы поставок, формы оплаты и доставки Оперативное распространение и обмен информацией Возможности создания виртуальных предприятий Индивидуальный маркетинг товара Создание новых товаров Большая «прозрачность» процесса принятия решений Исследования рынка и прогноз его развития Рисунок 2. Преимущества электронной коммерции для участников бизнес-процесса В зависимости от масштабов деятельности в электронной коммерции существуют следующие формы ведения бизнеса: электронный магазин малого или среднего производственного либо торгово-посреднического предприятия – собственно электронная коммерция (так называемая модель «бизнес-потребитель» – В2С); торговая система крупной корпорации регионального или отраслевого уровня (модель «бизнес-бизнес» – В2В); порталы межфирменной торговли вертикального уровня – осуществляется купля и продажа товаров и услуг в рамках определённой отрасли; порталы межфирменной торговли горизонтального уровня – обусловлено автоматизацией определённых бизнес-процессов и организацией торговли на уровне смежных отраслей. В основе существования и развития любого корпоративного представительства фирмы в интернет-среде лежит определённая бизнес-модель. Выбор той или иной модели определяется целями и задачами, стоящими перед веб-представительством. Рассмотрим основные бизнес-модели. Рекламная бизнес-модель. Сайт создаётся для организации и проведения рекламной кампании. Основная цель – формирование на сайте постоянной, чётко сегментированной или, напротив, максимально широкой аудитории. Контакт с этой аудиторией продаётся рекламодателям или спонсорам. Для решения поставленной задачи необходимо решение следующих задач: первоначальное привлечение посетителей на сайт; стимулирование повторных визитов, увеличение времени, проведённого пользователями на сайте; активное вовлечение пользователя в жизнь сайта (участие в дискуссиях, опросах, конкурсах и т.д.); привлечение пользователей к развитию и продвижению ресурса; формирование лояльности, чувства общности, принадлежности к сообществу сайта. Модель поддержки существующего бизнеса. Если фирма занимается бизнесом в традиционных условиях, то возможен перенос (дублирование) отдельных бизнес-процессов в виртуальное пространство. В этом случае сайт становится одним из маркетинговых инструментов, с помощью которого появляется дополнительная возможность значительно расширить инструментальную базу взаимодействия с рынком. Задачи, которые может выполнять сайт подобного рода: реклама, продвижение торговой марки компании и/или её товаров; расширение системы связей с общественностью; обеспечение потребителей, партнёров, акционеров, рекламных агентов наиболее полной и насущной информацией о товарах и фирме; обеспечение информационной пред- и послепродажной поддержки потребителей; обеспечение прямых продаж; обеспечение продаж между фирмами; организация канала распространения продукции (в случае возможности её распространения по каналам интернета). Модель создания нового бизнеса. Интернет обеспечивает возможность создания новых бизнес-моделей, основанных на уникальных возможностях этой среды. Ярким примером реализации такой модели являются электронная биржа, интернет-аукцион, интернет-магазин и так далее. Как правило, основным видом товара в таких условиях является информационный продукт, для создания и реализации которого применяются технологии обработки информационного ресурса с приданием ему уникальных характеристик, задаваемых пользователем (или потенциальным покупателем). В этом случае возможен перенос всех бизнес процессов в виртуальное пространство, включая даже доставку товара(услуги) до конечного потребителя. Главная особенность стратегии интернет-бизнеса – ориентация на потребителя. Используя интернет, бизнес может более «близко» подойти к потребителю, качественно организовать индивидуальное обслуживание покупателей и клиентов. Новая стратегия развития компании заключается в том, что интернет-проект начинает развиваться в сторону корпоративного офлайн-бизнеса. Возможны два варианта стратегии: 1) интернет-проект создает свой офлайн-бизнес по образцу традиционных бизнес-схем компаний аналогичного профиля деятельности. Но «с нуля» создавать свой офлайн-бизнес очень сложно, потому что, например, рост объемов продаж для раскрученного интернет-проекта чаще всего оказывается больше, чем темпы наращивания мощности обслуживающих ресурсов для соответствующей офлайн-деятельности. Кроме того, офлайн-конкуренты не допускают нового конкурента в офлайн-сегмент рынка, поэтому наиболее правильной стратегией является второй вариант; 2) покупка некоей офлайн-компании для интернет-проекта, соответствующей профилю деятельности интернет-проекта. Но необходимо отметить, что создание собственного интернет-проекта целесообразно на втором этапе развития, т.е. только тогда, когда интернет-проект уже раскручен и приносит прибыль. Для корпоративного бизнеса в Интернете возможно использовать одну из трех нижеследующих стратегий, таких как....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: