VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

История и современные особенности миграционной ситуации Италии

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W004243
Тема: История и современные особенности миграционной ситуации Италии
Содержание
                                                        ВВЕДЕНИЕ 

     Актуальность темы исследования. Проблема незаконной миграции населения и массовых миграционных процессов в современном мире приобретает особое значение для европейских стран. Неотъемлемой частью современной мировой экономики стала международная трудовая миграция. Люди выезжают на временную работу из бедных стран в экономически наиболее благоприятные. Италия является достаточно привлекательной страной для иммигрантов. Это обусловлено ее географическим и геополитическим положением.
      Если раньше мигранты преследовали цель найти хорошую работу или получить образование, то сейчас они стремятся получить социальные блага, которые гарантирует государство. 
     Согласно данным Международного агентства по миграции (МОМ), в 2014-2015 гг. выходцы из Сирии и стран, расположенных к югу от Сахары, прибыли в Европу морскими путями, главным образом, через Италию, в количестве 522 тысячи 134 человека1.
     Италия, имея государственный долг и без того находясь в кризисной ситуации, должна привлечь дополнительные источники финансирования для обеспечения минимальных социальных гарантий, таких как, например, пособие по безработице и иные выплаты. 
     В результате, за счёт нелегальной иммиграции рост населения Италии в несколько раз превысил темпы роста ВВП этой страны2.
     В отношении Италии можно употребить такую модель политики управления культурным многообразием как мультикультурализм, концепция которого предполагает интеграцию различных этнических и расовых групп в единое сообщество при сохранении и официальной поддержке их культурной самобытности. Правительство страны обращает особое внимание на вопросы миграции, тем самым создавая специальные программы для нелегалов, появление бесплатных языковых курсов для наиболее быстрого вовлечения иммигрантов в социально-экономические процессы страны.
     Так, по данным Международной организации по миграции, с начала 2015 г. у берегов Африки и Европы утонули более 1700 людей, пытавшихся проникнуть на территорию стран ЕС. Италия, которую эта проблема касается напрямую, в 2013 г. учредила программу Mare Nostrum, которая проводилась силами итальянских ВМС. За год с небольшим своего существования 900 сотрудников смогли спасти более 170 000 человек. В 2014 г. ей на смену пришла более бюджетная миссия Тритон европейского пограничного агентства Фронтекс. Однако это не спасательная, а исключительно патрульная миссия.
     Хронологические рамки затрагивают начало 1990-х гг. в связи с принятием закона, заложившего основы современной миграционной политики Италии по 2016 г., так как данная дата обоснована актуальностью темы и наличием официальных документов и статистических данных.
     Географические рамки охватывают современную территорию Италии.
     Объектом исследования является миграционная политика Италии.
     Предмет исследования: особенности и тенденции регулирования миграционных процессов Италии в условиях глобализации.
     Степень изученности проблемы. На сегодняшний день вопросы миграционной политики Италии изучены достаточно подробно. Условно при написании данной работы можно выделить литературу общего характера и литературу, относящуюся непосредственно к теме нашего исследования.
     К группе литературы общего характера можно отнести таких зарубежных авторов, как А. Равенштайн3, К. Ренольди4, Р. Сканнел и Н. Роджерс5, Кинг Р. и Рыбчук K.6, А. Кремониз7, А. Коста8, С. Марчинетти, Д. Пьезалунга, А. Вентурини9, С. Аткинсон10, Франческа Бьонди даль Монте11. В этой группе хотелось бы выделить Кинг Р. и Рыбчук K, чей труд посвящён Южной Европе и изучением международного разделения труда. Анализ в данном труде происходит в связи с изменившейся ролью Италии как страны отдающей мигрантов в сторону принимающей. 
     Сканелл Р. и Роджерс Н., в труде которых право на свободу передвижения является основополагающей свободой в любом демократическом обществе и базовым принципом жизнедеятельности Европейского союза. Законодатели ЕС, формируя общую «рамку» элементов и базовых основ свободы передвижения лиц, оставляют национальным законодателям определенную свободу законотворчества
     Среди отечественных авторов следует выделить П. Сталкера12, Терентьеву Г.13, Зонову Т.14, Животворскую И15, Сакаева В.16,Коданьоне К17.
     Питера Сталкер в работе «Международная миграция» приводит разные взгляды на миграцию, рассматривает причины и следствия, рассуждает о мультикультурности современного общества, которое становится таковым во многом благодаря миграционным процессам. 
     В своей работе Терентьева освещает социальный вектор развития миграционной политики Италии, который направлен на усиление контроля над въездом и пребыванием иностранцев в стране и на их социальную адаптацию и интеграцию. Опыт Италии в данной области, изучение механизмов осуществления миграционной политики представляется целесообразным при проведении реформы миграционного законодательства в Российской Федерации.
     В статье Животворской рассматриваются особенности иммиграционных процессов в Италии и их воздействие на общество. Анализируются также взгляды итальянских исследователей и политиков на проблему мультикультурализма и социальной интеграции иммигрантов.
          Особо следует отметить работы, посвященные непосредственно развитию иммиграции в Италии, появлению и развитию национальных общин, миграционной политике страны: аналитические сборники Албанцы в Италии18, Румыния. Иммиграция и работа в Италии 19, исследование Измерение иммиграции и иностранного населения в Италии 20, Организация политики убежища и миграции в Италии 21 , отчёты и доклады Национального института статистики Италии, такие как Трудовая интеграция иностранцев и натурализованных итальянцев и Иностранцы на рынке труда 22.
     Недавние изменения Италии от страны эмиграции к стране иммиграции и ее влияние на политику Италии в отношении беженцев и миграции описаны в работе Андреа Бертоцци23.
     Особую значимость в части изучения миграционных процессов и их демографических последствий для Италии имеют работы таких авторов как Дж. Фрэдли24, Е. Томпсон25, Д. Кравец26, Р. Кинг27, П. Крести и др.28.
     Источниковая база. В работе использованы и проанализированы широкий круг официальных документов и законов Итальянской Республики, таких как Европейская Конвенция о правовом статусе трудящихся-мигрантов29, Рамочное решение «Об усилении правовых стандартов в целях оказания помощи незаконному въезду, транзиту и пребыванию30, Конвенция о признании квалификаций высшего образования в Европейском регионе31, Закон о занятости работников, Нормы в области размещения и лечения работников, не входящих в ЕС иммигрантов32.
     Большой вклад в исследования данной проблемы вносит католическая организация Caritas (в рамках культурного содействия адаптации и интеграции мигрантов проекта Caritas – Migrantes). Ежегодно, начиная с 1990 г., публикуется специальное статистическое досье по миграции33, посвященное регулированию миграционных процессов в Италии. 
     Также имеют большое значение данные статистики МИД Италии, т.к. позволяют проанализировать соотношение уровня преступности среди коренного населения и мигрантов34.
     Цель исследования: выявление особенностей и тенденций передовых миграционных процессов в Италии на современном этапе (1990-2016 гг.).
     На пути к достижению поставленной цели представляется целесообразным решить следующие задачи:
1. раскрыть теоретические аспекты изучения миграционных процессов в контексте глобализации и уточнить понятие миграции; 
2. определить структуру миграции на современном этапе;
3. провести анализ политики итальянского государства по привлечению иностранных трудовых мигрантов на рынок труда;
4. выявить последствия притока мигрантов для Италии; 
5. выявить последствия незаконной миграции на социально-экономическое развитие Италии.
     Методы исследования: историко-сравнительный метод позволил оценить масштабы и структуру влияния миграционных процессов на демографическую и социально-экономическую ситуацию Италии; исторический подход с целью исследования итальянского законодательства в области миграции; историко-генетический метод помогает проследить формирование миграционного законодательства в исследуемый период.
     Теоретическая значимость работы направлена на углубление понимания процессов регулирования миграционных потоков в Италии в современных условиях глобализации.





1  История и современные особенности миграционной ситуации Италии 
 
           1.1 Исторические особенности демографического развития и миграционных процессов в Италии
     Для того, чтобы понять сущность миграционных процессов, нужно уточнить, что вкладывается в значение понятия «миграция». Первоначальное значение данного термина, введенного в научный оборот Э. Равенштейном,
migration – пешее путешествие, странствие35. Впоследствии за рубежом термин миграция разрабатывался такими авторами, как К. Ренольди, Р. Сканнел, Н. Роджерс и др.36. Сегодня в зарубежной политической и социологической науке существует два подхода к определению «миграции»: широкое определение – с точки зрения перемещения в пространстве между поселениями независимо от времени пребывания и целей перемещения, и узкое, что объясняет миграцию как совокупность переселения людей с целью изменения их места жительства на относительно длительный период.
     Территория, которую мы теперь называем Италией, начала заселяться ещё 500 000 лет назад. По мнению историков, это произошло с 10 000 г. по 8 000 гг. до нашей эры. Примерно в 5 000 г. до н.э. на юге люди начали осваивать и развивать сельское хозяйство. Север был пустынным и безлюдным, и только через столетие началось формирование нескольких культур и его заселение. 
     В 8 000 до н. э. этруски основали крупнейшие города, оставив за собой богатейшую культуру, благодаря которой мы сегодня можем проследить эволюцию их развития. Этруски занимались земледелием, животноводством. Они одни из первых начали собирать мёд, добывать железо, выплавлять сталь. Но, в конце концов, между этрусками и греками разгорелся конфликт, в результате которого этруски пали37.
     В VII – VI вв. до н.э. греки обосновались на Сицилии и в северном регионе Италии, что привело к образованию таких городов как Палермо и Мозия. 
     Север итальянской территории в древние времена населяли четыре народности: галлы, реты, лигуры, и венеты. Во II в. до н.э. очень долго шла борьба между лигурами и римлянами за территорию. 
     В 735 г. до н.э. на побережье Ионического моря возникла первая волна эмиграции, образуя колонии Наксос и Сиракузы. В III и II в. Рим основал несколько колоний: Кремона, Плаценция (Пьяченца), Бонония (Болонья), Мутина (Модена), Парма38.
     Постепенно влияние Рима распространяется на большинство народов, доказательством близкого родства народов средней части полуострова с латинами может служить лёгкость, с которой они повиновались римской гегемонии и приняли латинский язык.  
     Итальянское Королевство было основано в 1861 г. во главе которого стоял король Пьемонт Виктор-Эммануил II.
     О государственном устройстве Италии можно говорить с образования буржуазной парламентской республики в 1946 г. Итальянская Республика делится на 20 регионов: Абруццо, Валле-д’Аоста, Апулия, Базиликата, Калабрия, Кампания, Эмилия-Романья, Фриули-Венеция-Джулия, Лацио, Лигурия, Ломбардия, Марке, Молизе, Пьемонт, Сардиния, Сицилия, Трентино – Альто – Адидже, Тоскана, Умбрия, Венеция39.
     Со времени основания Итальянского королевства Италия была одним из основных источников иммигрантов и стала принимающей страной только с конца 1970-х гг. Опыт разработки миграционной политики несколько специфичен. Можно выделить как минимум две функции. Во-первых, когда иммиграция стала значительным явлением для государства, в стране был относительно высокий уровень официальной безработицы, что, однако, сопровождалось существенным количественным весом теневой экономики. Во-вторых, Италия открыла для себя иммиграцию как явление и предприняла первые шаги по ее регулированию в то время, когда строилась "крепость под названием Европа"*, и поскольку она поздно присоединилась к этому процессу, на ее политику существенно оказали влияние опыт и ,в частности, требования ее североевропейских партнеров. Будучи на границах Европейского союза и потенциально являясь транзитной страной для иммигрантов, желающих переехать в Северную Европу, она не могла не прийти к новому ограничительному подходу к иммиграции, хотя характеристики и особенности ее рынка труда обеспечивали структурные возможности для использования дешевой и гибкой иностранной рабочей силы.
     Современное общество страдает одной очень важной и актуальной проблемой – миграцией, которая представляет собой сложный социально-политический процесс, влияющий на развитие территорий, производства и производственных дел, культуру и взаимоотношение людей. 
     Существует множество причин для миграции: поиски хорошей жизни за рубежом, приобретение качественного образования, стремление к материальному благополучию, национальная, религиозная или расовая дискриминация.
     Проблемы иммиграции, с которыми Италия столкнулась в последние тридцать лет, представляют серьезную угрозу для ее внутриполитической стабильности и устойчивого развития. Иммиграция принесла экономические выгоды, но в то же время вызвала значительную социально-культурную трансформацию. 
     Италия первоначально являлась страной эмиграции: в 1876-1988 гг. её покинули около 27 млн. человек40. В конце 1950 – начале 1960-х гг. правительство начинает принимать меры по поводу въезда и нахождения иммигрантов на своей территории. В 1970-х гг. в связи с сокращением приёма мигрантов Германией, Великобританией, Францией и экономическим ростом Италии, страна стала привлекать потоки мигрантов из развивающихся стран. До конца 1980-х гг. Италия проводила политику «открытых дверей», которая привела к росту, в частности, нелегальных мигрантов и превращение её из «страны эмиграции» в «страну иммиграции»41.
     В 1981 г. Италия присоединилась к Конвенции № 143 МОТ о нелегальной миграции, которая стала началом законодательного регулирования иммиграционной политики. В 1990 году был принят так называемый «закон Мартелли» («legge Martelli»), который заложил основы современной иммиграционной политики Италии и определил правила въезда и пребывания мигрантов в Италии. Следует отметить компромиссный характер данного закона: с одной стороны, провозглашалось распространение на всех права на убежище и вводилась новая программа амнистии для всех иммигрантов независимо от наличия у того работы; с другой стороны, этот закон ввёл довольно жесткие ограничения по контролю за миграцией (утверждение максимального числа прибывающих легальных мигрантов, введение виз для многих стран)42.
     Следующий этап связан с появлением «Закона Турко-Наполитано»
(1998 г.), в основе которого лежали обеспечения достойной жизни уже находящихся в стране иммигрантов, и создания барьеров для появления новых, прежде всего нелегальных. Он включал ряд мер в рамках «модели рациональной интеграции»: меры по предотвращению незаконного въезда и обеспечение депортации нелегальных мигрантов; соблюдение основных прав человека в отношении нелегалов; предоставление законным иммигрантам возможностей для полной интеграции; организацию взаимодействия между обществом и иммигрантами на основе уважения культурной и религиозной идентичности. Закон предусматривал создание институтов для обеспечения интеграции (межкультурные посредники, территориальные советы по иммиграции, фонд финансирования миграционной политики, систему курсов для взрослых мигрантов изучающих язык, культуру и общественно-политическую систему), вводил ежегодные квоты для иностранной рабочей силы, создавал механизм депортации из страны и сформулировал меры против соучастников нелегальной иммиграции43.
     В 2002 г. иммиграционная политика Италии приобрела более жёсткий характер в связи с принятием «Закона Босси-Фини», в котором мигранты получали вид на жительство только при наличии трудового договора и договора на жилищный кредит (вид на жительство выдавался на срок трудового договора). Если мигрант теряет работу, у него было несколько месяцев для поиска нового рабочего места, иначе он подвергался высылке из страны44.
     В 2009 г. из-за экономического кризиса правительство С. Берлускони приняло «Пакет мер по обеспечению безопасности», который ужесточил финансовую ответственность и предусматривал уголовное наказание за незаконное проживание в стране. Теперь мигрант, получивший вид на жительство, должен был подписать «Соглашение об интеграции» и в течении двух лет набрать определённое количество баллов за оценку знаний итальянского языка, истории, права и навыков для проживания в стране.
     Рассмотрим иммиграционную политику Италии в политико-правовом аспекте. Если вплоть до 2002 г. были приняты либеральные законы в отношении въезжающих (им активно предлагали работу, границы были фактически открыты, власть подчёркивала «недопустимость нарушения прав миллионов выходцев из североафриканских стран, живущих в ЕС»45, затем приход к власти правоцентристов (партии «Лига Севера», «Национальный альянс») и постоянно растущая озабоченность проблемой нелегальной иммиграции в Италию выходцев из стран Арабского мира, которые стали самой многочисленной категорией иммигрантов, ознаменовались уже упомянутым крайне жёстким иммиграционным законом «Босси-Фини», целью которого было не интегрировать иммигрантов в общество коренных жителей, а оставить их на правах «временных рабочих», отношения с которыми строятся на основе лишь трудовых договорах. 
     Основными задачами правительства периода пребывания у власти Берлускони стали следующие: 
* ограничение иммиграции и подавление нелегальной иммиграции; обеспечение безопасности итальянских граждан посредством ограничения иммиграции (доля заключенных среди иностранцев была в 13 раз больше, чем итальянцев)46; 
* высылка всех нелегальных иммигрантов. Кроме того, Италия требовала усилить пограничный и полицейский контроль в африканских странах.
     Для борьбы с африканскими иммигрантами правительство приняло специальные меры: создало дополнительные патрули для контроля своих территориальных вод, специальные полицейские подразделения и центры временного содержания нелегальных мигрантов, назначило высокоскоростные патрульные суда для Ливии, предназначенные для пресечения незаконных перевозок иммигрантов. Вышеуказанные меры вступили в силу, и в результате за 2010 г. на Сицилию и близлежащие к ней острова высадилось всего 205 человек, а число нелегальных мигрантов составило всего 1470 человек, что было очень хорошим результатом для правительства Берлускони47.
     Мощный миграционный поток вызвал массовые беспорядки в некоторых странах Северной Африки. В результате «арабской весны» в феврале 2011 г. около 60 560 человек прибыли в Италию через море из Туниса и Ливии. Чтобы изменить ситуацию и «очистить» южные итальянские провинции было подписано несколько обязательств по сотрудничеству с временными правительствами этих стран, что облегчает возвращение нелегальных иммигрантов на родину, а также препятствует незаконному транзиту через границу.
     Были определены следующие иммиграционные мотивы, дающие право на получение постоянного вида на жительство и гражданство:
* «воссоединение семей – когда воссоединение происходит с лицом, у которого уже есть иммиграционный статус либо итальянское гражданство;
* усыновление несовершеннолетнего иностранца лицом, уже имеющим иммиграционный статус, либо итальянское гражданство;
* наёмная работа (при наличии контракта с неопределенным сроком завершения);
* индивидуальная трудовая деятельность в различных областях, таких, как торговля, спорт, искусство, коммерция и т.д.»48.
     Италия, как ведущая страна ЕС имеет типичные демографические проблемы: депопуляция и старение коренного населения. Средний возраст населения на 2013 г. составлял 44 года, что является самым высоким показателем в странах ЕС (в среднем по ЕС – 41 год), доля несовершеннолетних от 0 до 14 лет – 14 процентов (в ЕС – 15 процентов), доля населения старше 65 лет – 21,2 процента (в ЕС – 17,7 процента)49. Средняя продолжительность жизни в Италии является одной из самых высоких в ЕС – 85 лет для женщин и 80 для мужчин. Из-за низкой рождаемости, Италия приобрела статус «стареющей нации». Информация об основных демографических трендах Италии представлена в таблице 1.  
 Таблица 1 -   Тренды демографического развития Италии в 1980–2014 гг.


Г о д ы



1980
1990
1995
2000
2005
2012
2014
Численность населения, млн чел.
56,4
56,7
56,8
56,9
58,6
60,9
61,3
Население в возрасте 0-14 лет 
22,2
16,5
14,9
14,3
14,1
14,0
14,0
Население в возрасте 65 лет и старше 
13,4
14,9
16,7
18,3
19,6
20,8
22,0
Прирост населения, %
0,2
0,1
0,0
0,0
0,7
0,3
1,8
Суммарный коэффициент рождаемости
1,6
1,3
1,2
1,3
1,3
1,4
1,4(a)
Демографическая нагрузка, % от населения в трудоспособном возрасте
55,3
45,8
46,2
48,3
50,9
53,5
55,0
Ожидаемая 	продолжительность 
жизни,  лет
73,9
76,9
78,0
79,4
80,6
82,1
82,1
     
     Хотя Италия демонстрирует негативное естественное увеличение в течение длительного времени, ее население продолжает расти. Рост населения обеспечивает положительный баланс миграции и демографические характеристики иммигрантов. В 2013 г. естественное снижение численности  населения составило 1,4 процента, а увеличение миграции составило 181,7 тыс. человек50. Таблица 2 показывает увеличение в 1,5 раза доли иностранных граждан в населении страны в 2006–2012 гг. В то же время доля иностранных граждан в Италии выше показателя в целом по ЕС, но значительно уступает таким странам как Великобритания, Франция и Германия.
   Таблица 2 -  Численность иностранцев в постоянном населении Италии,2006–2013 гг.*
     

Г о д ы

2006
2007
2008
2009
2010
2011
2012
2013
Численность населения, млн чел.
59,1
59,6
60,0
60,3
60,6
59,6
60,0
60,8
Из них иностранные граждане, млн чел.
2,9
3,4
3,9
4,2
4,6
3,9
4,2
4,9
Доля иностранцев, %
5,0
5,8
6,5
7,0
7,5
6,5
7,0
8,1
     
     Таким образом, трудовая иммиграция в Италии приобрела этнодемографическую, экономическую и территориальную специфику. В связи с проблемой беженцев вопросы регулирования трудовой иммиграции временно отошли на второй план. Но они не утратили своей актуальности, поскольку они связаны с проблемой интеграции второго поколения иммигрантов. Опыт других стран показывает, что практика воссоединения семей также становится движущей силой притока новых экономических мигрантов. Италия пытается ограничить круг лиц, имеющих право на иммиграцию в контексте воссоединения супругов, несовершеннолетних детей и пожилых родителей, нуждающиеся в уходе. Как демократическое государство страна не может это запретить.
     
     
1.2  Структура нелегальной миграции в Италии
     Одним из наиболее важных и сложных аспектов изучения нелегальной миграции является её количественная и качественная оценка. Министерство внутренних дел отвечает за сбор статистической базы по нелегальной миграции с помощью полиции. Национальный институт социального обеспечения, Национальный институт страхования по нетрудоспособности, Таможенная служба и Министерство труда также участвуют в сборе информации о найме незаконных мигрантов. 
     Однако часто нет полного набора инструментов для решения проблемы нелегальной миграции, таких как наличие корректных данных о фактических количественных показателях, структуре и распределении мигрантов по всей стране.
     В конце 1980-х гг. появились первые оценки феномена нелегальной миграции, проведённые Национальным институтом статистики Италии. По данным оценкам нелегальные мигранты составляли около 500 тыс. человек или каждый второй мигрант. 
     Этот показатель значительно изменился после принятия в 1990 г. нового миграционного закона 39/90, в котором предусматривалось ежегодное установление максимального числа вновь прибывших законных мигрантов и высылку тех, кто нарушает общественный порядок. Это произошло из-за легализации 250 тыс. человек51.
     В 2005 г. Миланская организация ISMU от лица Министерства труда Италии провела самую большую оценку нелегальной миграции. Благодаря этому стало возможным определить количество мигрантов их стран PFMS52 не имеющих разрешения на пребывание. Количество нелегальных мигрантов составило 540 тыс. человек, четверть из которых территориально распределены в южных регионах страны. В связи с тем, что правительство добавило квоты, численность мигрантов составила 350 тыс. человек53.
     Въезд, пребывание и выезд из страны иностранцев контролируется Объединённым актом по иммиграционному регулированию и Законодательством по пребыванию иностранцев54.
     Чтобы определить статус «нелегальных» мигрантов, сначала необходимо определить параметры, определяющие правовой статус мигранта. 
     Иностранные граждане из стран, не являющихся членами Шенгенского соглашения, могут въехать в Италию если они:
* въезжают в страну через пункты пересечения границ;
* предъявляют паспорт или другой аналогичный документ, который даёт право на пересечение границы;
* наличие документа, подтверждающего цель поездки, условия пребывания и финансовую обеспеченность;
* при необходимости выдавать разрешение на въезд или транзитную визу;
* подтверждение права доступа к Шенгенской информационной системе;
* не считаются «представляющими угрозу для общества, национальной безопасности или международных отношений» в соответствии с нормами Италии или других стран Шенгенского соглашения;
* не были осуждены за серьёзные преступления55.
        Но несмотря на все меры въездного контроля, остаётся проблема мигрантов, которые легально въезжая в страну, нелегально входят на рынок труда56.
     Нелегальных мигрантов можно классифицировать по нескольким критериям:
1. способ въезда:
* легальный (через специализированные пункты пересечения границы и при наличии соответствующих документов, разрешающих въезд в страну),
* нелегальный (морским путём);
2. срок пребывания:
* краткосрочный (в случае соблюдения визового режима либо разрешения на пребывание и намерения покинуть страну в установленные сроки),
* долгосрочный (когда мигрант не покидает страну по истечению срока действия визы или разрешения на пребывание).
     Еще в начале 1990-х гг. у мигрантов появилась практика, когда они, высаживая свои корабли в прибрежных водах, вынуждают береговую охрану прийти на помощь. В результате, они больше не могут подвергаться жестким мерам по отказу в пересечении границы, а применяется процедура депортации из страны. Эта процедура предусматривает предоставление нескольких дней и запрет на содержание под стражей мигранта, что дает ему возможность бежать.
     Италия уже сталкивалась с массовым притоком мигрантов, например, во время албанских событий 1991 г. и 1997 г. (тогда прибыли 63,5 тыс. человек), не менее 50 тыс. мигрантов добавилось во время войны в Косово в 1999 г.57. Однако текущий поток несопоставим ни по масштабам, ни по продолжительности, ни по объёмам потенциальной миграции. Уже в 2011 г. на остров Лампедуза (население 5 тыс. чел.) прибыло более 17 тыс. мигрантов. В 2014 г. страна ежедневно принимала до 20 различных судов с мигрантами, аналогичная ситуация повторилась и в 2015 г. Количество потенциальных мигрантов, готовых к «броску» через Средиземное море, определить трудно. Видимо, речь может идти о нескольких миллионах человек. Этот поток сопровождается многочисленными случаями гибели людей. По данным ООН, в 2014 г. из 218 тыс. мигрантов, которые отправились на лодках через море, 3,5 тыс. утонули. Всего за последние 15 лет у берегов Италии погибли более 23 тыс. чел.
     На данный момент риск гибели людей увеличился во много раз, т.к. организаторы нелегального трафика стали использовать тактику отправки кораблей без экипажей, т.е. командиры моряков покидают суда после выхода в море. В настоящее время поток нелегальных мигрантов идёт по двум направлениям: 
1) «центрально – средиземноморский коридор», когда мигранты следуют от берегов Ливии и Туниса в сторону Сицилии;
2) путь с территории Греции, когда нелегалы отправляются в сторону Калабрии и Апулии.
     Первый коридор имеет самые большие масштабы: по нему за период с января по август 2015 г. в страну прибыло больше 106 тыс. мигрантов (в том числе 26.5 тыс. эритрейцев, 13 тыс. нигерийцев, 10 тыс. представителей народностей Сахары)58.
     Италии по-прежнему не в состоянии контролировать потоки мигрантов, т.к. Правительство пытается сосредоточить их в пунктах приёма (на юге и на островах) и найти способы возвращения на родину. Но прибывшие требуют принять их в ЕС, что приводит к конфликтам с силами правопорядка. Первое столкновение произошло на острове Лампедуза в марте 2011 г., когда мигранты подняли бунт и сожгли миграционный центр.
     Официально число беженцев в Италии пока не велика (таблица 3), но эти данные включают только тех, кто официально получил статус беженца и не принимает во внимание тех, кто подал прошение, но не получил окончательного решения.
     Таблица 3 - Численность беженцев в Италии в 2011–2014 гг., тыс. чел.



           Годы



2011 
2012 
2013 
2014 
Численность беженцев
58,1
64,8
78,1
93,7
     
     Известно, что за первое полугодие 2015 г. в Европу прибыли более 230 тыс. беженцев (столько же было за весь 2014 г.). По прогнозам до 7% из них останутся в Италии. Еще порядка 600 тыс. заявлений о предоставлении убежища находятся на рассмотрении, в том числе более 30 тыс. заявлений в первом полугодии 2015 г. было подано в Италии 59. 
     В связи с отсутствием позитивных изменений в геополитической и экономической ситуации на Ближнем Востоке и Северной Африки в ближайшем будущем следует ожидать активизации потока беженцев. Такое развитие событий создает чрезвычайные риски для страны как в сфере национальной и социально-экономической безопасности, так и для сохранения национально-культурной идентичности общества.


2 Миграционные процессы в современной Италии

           2.1 Демографическая ситуация в Италии и влияние миграционных потоков
     Италия характеризуется одними из самых низких в Европе показателями рождаемости и быстрым старением коренного населения.
     По данным ISTAT в начале января 2016 г. численность населения Италии равнялась 60, 7 млн. жителей, она снизилась на 170 тыс. человек по сравнению с предыдущим годом60. Численность иностранного населения на тот же момент времени составила 5,54 млн. человек61. Таким образом, иностранцы составляют 8,3 процента от общей численности населения. По сравнению с 2014 г. численность иностранного населения увеличилась на 39 тыс.62. В результате, коренное население страны уменьшается год от года, а численность иностранного населения, наоборот, возрастает.
     Хотя ожидаемая продолжительность жизни при рождении среди итальянского населения сократилась, тем не менее она остается одной из самых из самых высоких в мире. Теперь для мужчин она составляет 80,1 года (-0.2 по сравнению с 2014 г.), а для женщин 84,7 (-0.3). Существенной проблемой Италии, как и большинства европейских стран, является стремительное старение коренного населения. В Италии в 2015 г. количество людей в возрасте 65 лет и старше возросло до 13,4 млн. человек и составило уже 22 процента от общей численности населения. Вместе с этим численность трудоспособного населения (15-64 лет) снизилось до 39 млн., что составляет 64.3 процента от общей численности населения. Соответственно, общая доля иждивенцев выросла за один год с 55,1 до 55,5 процентов, и возрос коэффициент демографической нагрузки с 33,7 до 34,2 процента.63 Все эти тенденции наглядно показаны в виде половозрастной пирамиды.
     Таблица 4 - Половозрастная пирамида структуры итальянского и иностранного населения, 2014 год*.
     
     
     На фоне стремительного старения коренного населения численность молодых людей в возрасте до 14 лет составляет только 8,3 млн. человек, то есть всего лишь 13.7 процентов итальянцев.64 Более того, существенно снизилась рождаемость. В 2015 г. количество рождений составило 488 тыс. (8 на тысячу жителей).65 Примечательно, что это самый низкий показатель рождаемости с момента объединения Италии. В результате, на одну женщину детородного возраста приходится в среднем 1,35 детей. Естественно, что данная ситуация влечет за собой рост медианного возраста населения Италии, в 2015 г. он составил 44,6 лет.66 Такова неутешительная демографическая ситуация среди коренного населения Италии.
     Совсем другие тенденции наблюдаются среди иностранного населения страны. Для иностранного населения характерна гораздо более высокая рождаемость. Так, в 2014 г. в семьях иммигрантов родилось 97 тыс. детей, из них 25 тыс. родилось в семьях, где только один из родителей иностранец.67 Соответственно, средний возраст населения у них ниже, чем у коренного населения Италии. Медианный возраст иностранцев составляет около 31 года.68 Таким образом, некоренное население Италии, являясь гораздо более молодым по сравнению с итальянцами, может повысить уровень рождаемости и улучшить демографическую ситуацию в стране.
     Что касается национального состава иммиграции в Италию, то до миграционного кризиса 2015, она была следующей. Наибольшее количество иммигрантов прибывало из Румынии (51 тыс.), из Марокко (18 тыс.) и из Китая (16 тыс.).69 Миграция в Италию продолжалась все 2000-е гг., об этом свидетельствуют данные переписи 2001 и 2011 годов, представленные в Таб. 2. В начале XXI века численность иностранного населения составляла примерно 1,4 млн. человек, а в 2011 уже – 4 млн.
     С началом миграционного кризиса с середины 2015 г., иммиграция приняла невиданные масштабы. Большинство людей, которые прибыли в Италию, происходят из стран, характеризующихся политической и экономической нестабильностью, частыми конфликтами и войнами.
     
     
     Таблица 5 - Увеличение численности иностранного населения в Италии в период между переписями 2001 и 2011 годов*.
     
      
     По состоянию на 31 августа 2015 г., наибольшее количество иммигрантов и беженцев прибыли из Эритреи (30,708 тыс.), Нигерии (15,113 тыс.), Сомали (8,790 тыс.), Судана (7,199 тыс.) и Сирии (6,710 тыс.).70 Не все из них собираются оставаться в Италии. Это видно из количества запросов на предоставление убежища, которые делают представители различных национальностей. В Таблице ниже представлено количество беженцев и мигрантов, прибывших в Италию в 2015 г., а также количество запросов на предоставление убежища, сделанных ими.
     Также важно проанализировать уровень образования среди мигрантов. Как уже отмечалось, миграционные потоки в Италию отличаются своим разнообразием: в Италию иммигрируют и граждане менее развитых стран ЕС, и граждане африканских и ближневосточных стран. Очевидно, что все эти мигранты имеют разный уровень образования, подчас диаметрально противоположный. Так, у многих граждан стран Африки и Ближнего Востока нет профессионального образования, более того, часть из них и вовсе неграмотна. Эти люди хлынули в Евро.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44