VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Историографический анализ проводился в рамках проблемно-хронологического подхода

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W003871
Тема: Историографический анализ проводился в рамках проблемно-хронологического подхода
Содержание
     ВВЕДЕНИЕ
     Актуальность. Одним из основных национальных приоритетов современной России является обеспечение благополучного и защищенного детства. Детство признается  важным этапом жизни человека, во время которого его готовят к полноценной жизни в обществе, развивают его активность, воспитывают в нем высокие нравственные качества, патриотизм и гражданственность. Вместе с тем дети остаются одной из наиболее уязвимых социальных групп населения.
     Политика государства по защите детства должна включать в себя научно выверенную систему мероприятий, подкрепляемых гарантиями в виде скоординированных позиций и комплексных институционализированных механизмов, помогающих прогнозировать развитие, поддерживать нормальные условия детства, контроль за использованием механизмов защиты детства. На сегодняшний день проблему прав ребенка нельзя назвать решенной. Политику по этому вопросу необходимо развивать и дальше, пересмотром и дополнением уже действующего законодательства. В этой связи полезно, на наш взгляд, обратить внимание на то, как решались подобные проблемы в стране-предшественнице, и, по возможности, отметить для себя плюсы и минусы советской социальной политики. Тем более, что современная эпоха по многим признакам напоминает период 20 - 30-х годов минувшего столетия. Количество детей, оказавшихся в тяжелейших условиях в эти годы, вполне сопоставимо с положением их в условиях перехода к рыночным отношениям в конце XX века. Поэтому анализ содержания и тенденции развития социальной политики государства через призму исторического опыта может стать одной из идеологических составляющих в процессе совершенствования всей государственной системы работы с детьми в современной России.
     Хронологические рамки работы. В октябре 1917 года произошло коренное изменение основных принципов внешней и внутренней политики. Полному переустройству подверглась и социальная сфера. Произошло уничтожение сословной системы, отменены дореволюционные чинов, установление бесплатного образования и медицинского обслуживания. Кроме того был принят закон о 8-часовом рабочем дне, а также Кодекс законов о труде, запрещавший эксплуатацию детского труда, гарантировавший систему охраны труда женщин и подростков, выплату пособий по безработице и болезни. Большое внимание новая система уделила развитию политики в отношении детей. Дети, которые до этого времени считались лишь тенью своих родителей, получили законную нишу в новом государстве стали полноправными членами общества. В данном историческом контексте появляется первый пласт законодательных документов относительно охраны детства, детского труда и детской беспризорности. Регламентируются экономические возможности ребенка, а так же уголовные наказания за преступления совершенные несовершеннолетними. Этим обусловлено выделение нижней границы исследования.
     С началом Великой Отечественной войны политика в отношении детей и детства получила иные стимулы. Огромное количество детей становятся сиротами. Задача устройства жизни ребенка выходит на новый уровень. В условиях ведения войны, началась борьба за жизнь детей. Вместе с тем, в условиях мобилизации основной массы трудоспособного населения, детский труд был задействован на работах в тылу. Изменение политики в отношении детей в чрезвычайных условиях объективно ограничивает рамки исследование 1941 г.  
     Объектом изучения в данной работе является социальная политика советского государства. Предметом исследования соответственно выступает политика в отношении детей и детства в государстве в 1917-1941 гг.  
     Цель выпускной квалификационной работы – проследить этапы формирования политики советского государства в отношении детей и детства и оценить ее результаты.
     Задачи:
     - выявить предпосылки формирования политики в отношении детей и детства 1917-1920-е гг.;
     - изучить исторический контекст принятия тех, или иных законодательных актов;
     - определить причины изменения политики в 1930-х -1940-х гг.;
     - оценить политику советского государства в отношении детей и детства 1917 -1941 гг.
   Источники по изучению политики в отношении детей в 20-30-е гг. составляют комплекс опубликованных и неопубликованных материалов. Довольно много времени вопросам разработки законодательства детской политики уделялось в выступлениях и статьях партийных и советских лидеров, решениях партийных и комсомольских съездов и пленумов. К этой группе источников относятся: декреты, кодексы и конституции принятые с 1917 по 1941 год («О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния»1, «О комиссиях для несовершеннолетних»2 и др.). Данные документы позволяют уточнить взгляды руководящих органов на  методы работы с детьми.
   Большой блок представляют материалы государственных и партийных органов по управлению народным образованием. Так же важную роль играли педагогические конференции и съезды, материалы которых позволяют проследить складывание законодательной базы реформирования учебно-воспитательного аспекта детской политики, в том числе строительство учебных учреждений для детей и пересмотр учебного процесса. 
   Отдельную группу документов составляют материалы о ликвидации детской беспризорности. Это разнообразные документальные источники: переписка государственных служащих и частных лиц по вопросам функционирования детских исправительных учреждений, помощи пострадавшим от государственного насилия детям, отрывки из художественных произведений о детских трагедиях в период советского террора. 
   Не менее интересную группу источников по проблеме представляют периодические издания. В центральных газетах и журналах печатались различные материалы, отражающие многочисленные общегосударственные и местные проблемы детства и юношества. Это разнообразные заметки, репортажи о событиях, съездах или конференциях, посвященных проблемам детства. Так же это статьи, в которых анализировались официальные документы, связанные с осуществлением государственной политики в области детей; разбирались формы и методы работы с детьми.
     Историографический анализ проводился в рамках проблемно-хронологического подхода. 
     В 1920-1930 – е годы проблема детства в советском государстве получила первое обоснование. Правовое положение детей в первые годы советской власти исследовалось в работах П.И., Люблинского3, Г. И., Рыдзюнского и Т. М Савинской4. В статье П.И. Люблинского впервые были отмечены основные сложности переживаемого страной периода. 
     Нередко авторы целиком посвящали работы анализу советской законодательной базы в отношении детей. Так, в 1925 г. Е. Веккер в своей работе «Дети и советское право»5 анализирует государственную охрану детства через призму законодательства в данной области.
     Отдельно внутри данного историографического периода стоит назвать работу О.П. Ногиной, вышедшую в 1947 г. к 30-летию Советской власти — «Тридцать лет охраны матери и ребенка в СССР»6. В книге рассказывается о том, что удалось достигнуть на ниве охраны материнства и младенчества за годы Советской власти
     Нужно отметить так же труды известных педагогов, работы которых на практике показали решающее влияние социальной сферы, условий труда, отдыха, быта на формирование мировоззрения и поведенческих мотивов ребенка. Это работы Н.К. Крупской и труды А.С. Макаренко. Н.К. Крупская большое значение в своих работах придавала вопросу организации «трудовой школы». По ее мнению, развитие трудового воспитания, самоуправления, всестороннее формирование личности являются залогом правильной постановки педагогической деятельности в советской школе7.
     В публикациях 1920-х годов  нашла отражение полемика по вопросам причин беспризорности. Н. Н. Иорданский8 и П. И. Люблинский9 уделяли внимание проблеме охраны детства и воспитания детей и подростков. Причины беспризорности они видели в слабой организованности общественности, местных органов и школ. 
     Литература 20-40-х годов наиболее ценна тем, что точно отражает колорит эпохи, позволяет познакомиться с официальными и идеологическими установками по проблеме.
     В 1953 году со сменой руководства страны у исследователей появилась возможность к более объективной и полной разработке социальных проблем. В работе Л.K. Баевой «Социальная политика Октябрьской революции»10 характеризуются общие направления социальной политики Советской власти, рассказывается о работе органов государственной власти в первые годы Советской власти, занимавшихся вопросами охраны детства.    
     В работе З.К. Водопьяновой11 исследуется проблема реализации государством комплекса мер по сохранению жизни и здоровья детей. Данное исследование осветило именно социальные стороны дела охраны детства.
     Новый этап в области изучения проблем беспризорности начинается с середины 1980-х годов. А в 1990-е годы был снят гриф секретности с многих источников. Интерес для исследования правового аспекта представляют труды A.M. Нечаевой. В ее монографии «Правовая охрана детства в СССР»12 1987 года, рассмотрена деятельность государственных органов советского государства в сфере охраны детства. Несомненное значение имеет работа того же автора «Споры о детях»13, появившаяся в 1989 г. В ней рассмотрены правовые вопросы, связанные с воспитанием детей. 
     Проблема беспризорности с началом перестройки вновь напомнила о себе. Это побудило исследователей разрабатывать эффективные средства работы и профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних.
     Н. В. Рябинина14 провела историческое исследование на материалах губерний Верхнего Поволжья. Интересна работа Н. Б. Лебиной15. Автор отразила основные проблемы социологии отклоняющегося поведения, воздействие различных норм, характерных для советского общества 1920-х-1930-х годов. 
     В 21 веке острым является вопрос о необходимости решения обострившихся социальных проблем. Повысился интерес и к проблеме ребенка.
     Автор книги «Дети большой беды»16 С.Д. Гладыш на основе рассекреченных документов из Центрального Архива ФСБ России и Государственного Архива РФ показала огромную и важную работу сотрудников ВЧК по спасению детей.
     В 2004 году вышла монография А. В. Ящука17, посвященная проблеме преодоления и предупреждения детской беспризорности. В работе обсуждаются условия и критерии эффективности профилактической работы, дается историко-педагогический анализ проблемы беспризорности и опыта ее преодоления в отечественной теории и практике. В целом, работа имеет педагогическую направленность.
     В работе И. В. Жигалиной18, исследовавшей социальную политику государства в 1930-е годы, значительное внимание уделено охране материнства и детства. Автор отмечает, что проблема беспризорности была актуальной на протяжении всего десятилетия. Государственные меры по пресечению беспризорности в большей части носили механический, ликвидационный характер. Основным методом было помещение детей в специальные заведения. И. В. Жигалина пришла к выводам, что принятые меры в способствовали снижению безнадзорности, но полностью ликвидировать ее не смогли.
   В 2003-2011 гг. был защищен ряд диссертаций, посвященный, борьбе с беспризорностью в различных регионах страны. 
     С середины 90-х годов 20 века в связи с рассекречиванием многих документов, стали появляться работы о репрессиях в отношении детей.
     Определенный вклад в изучение этой проблемы сделали, например, Г.М. Иванова19, В.Д. Ермаков и Н.Н. Крюкова20, А.Ю.Горчева21 и другие ученые, исследовавшие некоторые законодательные основы репрессий в отношении несовершеннолетних.
     Особый интерес представляет работа Е.Ю. Шутковой «Советские политические репрессии в отношении несовершеннолетних:1917 - 1953 гг»22, автор комплексно подходит к проблеме репрессий в отношении детей.
     В 2015 году была опубликована монография Т.М.Смирновой «Дети страны Советов: От государственной политики к реалиям повседневной жизни. 1917-1940 гг».23 Автор проанализировала повседневные реалии советского ребенка довоенного времени, опираясь на проводимую  государством политику.
     Совершенно очевидно, что в правовой и исторической науках существует не мало работ по отдельным направлениям детской политики. Однако, в научной литературе отсутствует единое историческое исследование политики в отношении детей в период 1917-1941гг. 
     Методологическую основу работы составили принцип историзма и объективности. Принцип историзма позволил рассмотреть политику в отношении детей и детства как составную часть социальной политики Советской России  и СССР в контексте социально-экономического и политического развития страны. Принцип научной объективности позволил на основе анализа  круга различных исторических источников добиться поставленной цели исследования. 
     Исследование построено на системном подходе. В качестве научных методов в работе использованы: анализ и синтез, а также обобщение, которые позволили изучить отдельные составляющие политики советского государства в отношении детей и детства. Основополагающим методом исследования является историко-системный, который позволил рассмотреть государственную политику как систему. Генетический метод позволил определить причины принятия тех, или иных законодательных актов.
     
     
     
     

Глава 1. Политика советского государства в отношении детей в 1917-1920-х гг.
     1.1 проблема охраны и защиты детства на законодательном уровне 
     С революцией 1917 года в страну пришли большие перемены. Российское общество пошло по принципиально новому руслу развития. 1917-1920-е годы стали временем оформления нового государства, что привело к коренным переменам в жизни людей. 
     Насыщенные события 1917 года, кошмары Гражданской войны привели к разрухе и в жизни детей. Школьная жизнь остановилась, продовольственные условия в разы ухудшились, внимание общества было отвлечено в сторону политической борьбы, и те немногие мероприятия, которые были приняты в области охраны детства, не оказали реальной помощи. Развилось детское бродяжничество, принявшее колоссальные размеры в эпоху гражданской войны и голода. Детские учреждения вынуждены были закрыться, и массы детей, содержавшихся в них оказались на улице. 
     После прихода к власти большевики узаконили равенство мужчин и женщин во всех сферах жизни. Советская Россия стала одной из первых стран, провозгласивших равенство полов, благодаря этому активно стало развиваться система социального обеспечения женщин и детей. Детство стало считаться «благоприятным периодом для становления советской идентичности»24.
     Учитывая положение дел, советская власть отметила защиту материнства и детства как один из приоритетов большевистской политики. Главная проблема, на которую были направлены силы новой власти – защитить само существование детей, что сформулировано весьма точно и категорично в законодательных и иных нормативных документах того времени.
     Первый декрет, посвященный защите материнства и детства, появился на свет уже в декабре 1917 года. Этим декретом «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния»25 от 18 декабря 1917 года было ликвидировано понятие «родительская власть». Согласно документу, дети, рожденные от лиц, не состоящих в браке между собой, и дети, рожденные в браке, приобрели равное правовое положение в семейных отношениях.
     Важную роль играла разработка нового законодательства в сфере социального обеспечения, в частности о предоставлении оплачиваемых отпусков по родам женщинам-работницам. В дореволюционной России такой практики не было.
     26 января 1918 г. была образованна коллегия призрения несовершеннолетних, которая занималась делами детей-сирот. В апреле в Народном комиссариате государственного призрения был создан отдел охраны детства, который занялся учетом и объединением под своим началом всех благотворительных обществ, детских приютов и детских домов. Бывшие «приюты» и «дома-казармы» стали перестраивать в новые детские дома.
     Большое внимание уделялось сохранению детских жизней в районах, охваченных голодом. В августе 1918 г. Совет Народных Комиссаров принял постановление об усилении детского питания в местностях, охваченных голодом, обязав местные продовольственные органы создать особые склады для снабжения школ и приютов продуктами питания, взять на учет все запасы манной крупы,
шоколада и других продуктов детского питания и распределять их по особым детским карточкам. Тогда же СНК утвердил декрет об увеличении детского продовольственного пайка до размера пайка взрослых в семьях солдат.26
     В сентябре 1918 г. СНК принял детально разработанное постановление «об усилении детского питания»27 с целью охраны детей и юношества от ряда заболеваний, связанных с недоеданием. 
     СНК обязал местные продовольственные органы обеспечить продуктами питания все школьные столовые и все питательные пункты для детей школьного возраста, которые не обучаются в школах. Наркомпросу вменялось в обязанность организовать при школах горячее питание для детей. СНК предписал всем местным Советам создать в короткий срок фонды детского питания путем натурального и денежного обложения населения. Обложению подлежали лица наемного труда, а также не состоящие на службе, но имеющие другие источники дохода, частные торговые предприятия, частные театры и кинематографы. В сельской местности производилось натуральное обложение в зависимости от имущественного положения хозяев. Собранные продукты шли на организацию дополнительного детского питания28.
     Обстановка в стране лишала несовершеннолетних нормальной жизни. Именно поэтому власть стремилась закрепить права ребенка на законодательном уровне.
     В октябре 1918 г. был принят специальный Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве29. II глава Кодекса посвящена личным правам и обязанностям детей и родителей. Важными положениями для исследования здесь является закрепление на законодательном уровне обязанности родителей использовать свои права только в интересах ребенка, родители должны заботиться о личности и воспитании ребенка. Защита интересов детей полностью возлагается на родителей. В III главе «о имущественных правах» устанавливался принцип раздельности имущества детей и родителей: «Дети не имеют права на имущество родителей, равно и родители не имеют права на имущество детей»30. Таким образом, дети и взрослые постепенно становятся равны в правах.
     «Положением о единой трудовой школе»31 и «Декларацией о единой трудовой школе»32 (октябрь 1918 г.) вводилась система совместного и бесплатного общего образования. Содержание и методы учебной работы требовали учёта интересов учащихся, их активности, самодеятельности, развития творчества, тесной связи школы и жизни. Большая роль отводилась детскому физическому труду, рекомендовался производительный труд, работа на пришкольных участках, самообслуживание в школе. Всестороннему развитию личности (физическому и эстетическому воспитанию) отводилось особое место. Провозглашалось уважительное отношение к детям. 
     Декрет ВЦИК от 7.03.1918 г. «О суде»33 подтверждал отмену судов и тюремного заключения для всех лиц моложе 17 лет, вне зависимости от тяжести преступления. 
     Однако первые шаги государства в сфере защиты детей в большинстве своем ограничивались красивыми лозунгами: «Дети – цветы жизни!», «Дети – наше будущее», и принятием законов и декретов,  для исполнения которых, требовался определенный механизм. За неимением такого механизма, все бравады власти повисали в воздухе.
     Соответственно главной задачей государства в отношении детей стало создание механизма, контролирующего исполнение решений власти. Первоначально, после октября 1917 года, ответственность за охрану и защиту детства была возложена на несколько органов: Наркомпрос РСФСР, Наркомсобес РСФСР, Наркомздрав РСФСР, в феврале 1919 г. к этой системе добавился Совет Защиты детей. Четкого разграничения полномочий среди этих органов не было, можно говорить о том, что своими действиями они чаще мешали друг другу, нежели были единым организмом.
     Уже в декабре 1917 года создан Отдел охраны материнства и младенчества, в его ведение были переданы все учреждения, занимающиеся проблемами матери и ребенка. 11 июля 1918 года создан Народный комиссариат здравоохранения РСФСР, в ведение которого оказались все учреждения для детей до 3-х лет. Таким образом, все учреждения, отвечавшие за охрану материнства и младенчества, оказались разделены между двумя ведомствами. Для того чтобы исключить распыление кадров, в 1920 году Отдел охраны материнства и младенчества был передан в ведомство Наркомата здравоохранения.
     В отношении защиты интересов детей более старших возрастов и охраны детства в целом главным ведомством признавался Народный комиссариат по делам просвещения РСФСР. В его ведении находилось большинства приютов, детских домов, детских городков и т.д.
     Распыление функций между отдельными органами не способствовало успеху в работе, осложнявшейся войной, экономической разрухой, голодом. Советские работники, на практике занимавшиеся проблемами детей, были вынуждены признать, что «провозглашенные в первые годы революции высокие идеи, определявшие новое положение ребенка в обществе и государстве, встретили при своем проведении в жизнь огромные препятствия».34
     Чтобы исправить положение и навести порядок в нестабильной системе, был создан специальный орган для контроля за деятельностью всех ведомств и организаций по охране детства – Совет защиты детей под председательством А.В. Луначарского (учрежден декретом СНК 4 февраля 1919 года). В полномочия данного органа входило издание обязательных общегосударственных постановлений по охране здоровья детей, снабжения, организации питания и т.д., и их осуществление. Совет мог наложить «вето» на распоряжения любого из ведомств, если их реализация могла привести к ущербу для детей и подростков. Однако организация владела в основном контрольными и координационными функциями, не имела своих детских учреждений и не занималась воспитанием детей. 
     Таким образом, ситуация сложившаяся в стране относительно детской политики выглядела достаточно неубедительно. К 1921 г. в стране не были известны ни численность детей, нуждавшихся в устройстве на государственное обеспечение, ни численность детского населения в целом. Не было и данных о численности школ, детских домов и других детских учреждений, соответственно отсутствовала информация и о численности их воспитанников.
     Важнейшие решения в отношении детей и подростков, принимались на Всероссийских съездах и конференциях по вопросам охраны материнства и детства, по вопросам борьбы с беспризорностью и правонарушениями несовершеннолетних, которые регулярно проводились в 1920-е годы. В январе 1918 года в стране состоялся I Всероссийский съезд по охране детства; в мае 1920 года – Всероссийский съезд по борьбе с детской беспризорностью. Рекомендации разработанные в ходе съездов стали основой для многих директивных решений. Результатом стали, к примеру, разработка норм питания,  правил здорового образа жизни, поведенческих норм развития ребенка; издание санитарно-гигиенических инструкций. Но чаще всего нормы не соответствовали историческим реалиям.
     В результате, несмотря достижения в некоторых вопросах охраны детства положение детей послереволюционной России в целом было катастрофическим,
вплоть до возникновения в 1920 г. в некоторых губерниях реальной угрозы вымирания детей в возрасте до 3-х лет.
     К этому времени стала очевидна потребность в создании чрезвычайного органа по спасению жизней детей. В результате, в феврале 1921 года при ВЦИК
была создана Чрезвычайная Комиссия по улучшению жизни детей (Деткомиссия) во главе с Ф.Э.Дзержинским. Дзержинский позже говорил о необходимости создания Деткомиссии так: «Ведь когда смотришь на детей, так не можешь не думать —все для них! Плоды революции — не нам, а им! А между тем сколько их искалечено борьбой и нуждой! Тут надо прямо-таки броситься на помощь, как если бы мы видели утопающих детей. Одному Наркомпросу справиться не под силу. Нужна широкая помощь всей советской общественности. Нужно создать при ВЦИК широкую комиссию, куда бы вошли все ведомства и все организации,
могущие быть полезными в этом деле».35
     В комиссию были вовлечены практически все общественные организации и основные ведомства: представители РКИ, ВЦСПС и наркоматов здравоохранения, просвещения и продовольствия, с правом совещательного голоса в комиссию входили представители Женотдела ЦК РКП и Отдела правовой защиты детей и ЦК РКСМ. Особая роль была возложена на ВЧК, председатель которой стал одновременно и председателем комиссии. Всё это говорило о первостепенной важности «детского вопроса». Приказом от 16 марта 1921 г. перед ВЧК была поставлена задача создать детям наилучшие условия жизни.
     В сфере деятельности комиссии оказались детские ночлежки, медпункты, столовые, бараки, и другие объекты. Комиссия координировала работу всех ведомств по ликвидации беспризорности. Все приюты, сиротские дома и другие подобные учреждения переданы в руки государства и поступили в ведение Наркомпроса. Создавались новые детдома, усилилась материальная база.
     Руководство Деткомиссии в вверенных ей учреждениях пыталось ввести плановые начала и общегосударственный порядок в разрозненный и нерезультативный процесс создания в Советской России государственной системы охраны материнства и детства. Первым шагом на этом пути стало общереспубликанское обследование детских учреждений в 1921 г. с целью выявления и изучения дефектов и нужд в области жизни и здоровья детей, а также их ликвидации. Обследование должно было охватить все детские учреждения РСФСР, а так же все органы власти, ведающие детскими учреждениями.
     В планы обследования Деткомиссией были в частности включены следующие вопросы: питание, помещение, обеспечение одеждой, бельем, обувью, санитарно-гигиенические условия, «детское самообслуживание», наличие и качество медицинского обслуживания, степень укомплектованности служебного и педагогического персонала, его профессиональная пригодность, основные приемы воспитания, отношение к детям.
     Такие проверки должны были проводиться регулярно. Безусловно, проведенные в начале 1920-х годов обследования детских учреждений, не могли исполнить в полном объеме разработанную для них программу. Фактически, в ходе обследований решалось менее половины поставленных задач. Однако, проверки Деткомиссии оказали важное влияние на организацию работы детских учреждений в 1920—1930-е годы.
     По данным проведенного обследования, Деткомиссия попыталась воплотить в жизнь широкую деятельность  по следующим направлениям: организация работы органов народного образования, обеспечение одеждой и продовольствием (государственные пайки, врачебно-питательные поезда и т. п.); расширение сети детских учреждений, в том числе спецучреждений (для слепых и глухонемых детей); воспитание детей «в духе коммунизма», пропагандистская деятельность (организация митингов, собраний, театральных постановок и т.п.); борьба с детской беспризорностью и преступностью; расширение сети досуговых учреждений для детей; сбор средств для детских учреждений; обеспечение всех детей медицинской помощью; организация и координация иностранной помощи; эвакуация детей из голодающих губерний и т.д.
     Однако довольно скоро обследование проведенное Деткомиссией показало, что основной задачей должно стать не улучшении жизни детей, а их спасении от
голодной смерти, эпидемий и холода. Деткомиссия вынуждена была отказаться от поставленных ранее задач и концентрироваться на спасении жизней детей в течение нескольких лет.
     Главной заботой Деткомиссии стало обеспечение детей нормальным питанием. Попытки по решению этой проблемы предпринимались уже в первые дни после установления советской власти. 14 сентября 1918 г. принят декрет СНК об «усилении детского питания»,  26 сентября — декрет о создании  продовольственного фонда для детей; декретом от 17 мая 1919 г. в столицах и в промышленных районах было введено бесплатное питание для детей до 14 (а через месяц — до 16) лет. Позже действие декрета было распространено на всю территорию России. Однако на практике обеспечение детей продовольствием так и не удалось организовать. Из отчетного доклада Президиуму ВЦИК за первые месяцы работы Деткомиссии следует, что к 1921 г. «питание детей положительно нигде не налажено». 
     21 марта 1921 г. специальным циркуляром Деткомиссии были изъяты из общего распределения многие продукты (сухофрукты, молочная мука «Нестле», овсяная крупа «Геркулес», шоколад, сгущенное молоко, мед, рис, манная крупа, картофельная мука, домашняя птица и тд.) Эти продукты предназначались только для детского и больничного питания. Для результативного распределения этих продуктов необходимо было наладить плановое снабжение губерний детскими продпайками, а это требовало хотя бы приблизительных данных о численности детей.
     Первые статистические данные по этому вопросу были получены как раз в
ходе общереспубликанского обследования, проводимого Деткомиссией в начале 1921 г. С учетом данных о численности детей в республике Деткомиссия пыталась организовать регулярное обеспечение детских учреждений достаточным количеством продовольствия по специально установленной норме. 
     К сожалению, на практике положенный по установленной норме паек выдавали лишь в «показательных» детучреждениях (например, в «Опытном доме» Государственного психоневрологического института Наркомпроса). А в большинстве детских учреждений дети не получали полный паек. Снабжение продовольствием оставалось крайне нестабильным. 
     После неурожая 1921 г. положение детей стало катастрофическим. Работа Комиссии в 1921—1922 гг. практически полностью свелась к борьбе за жизнь голодающих детей. Несмотря на урожайность 1922 г., положение детей к середине 1920-х годов мало изменилось. О культурно-моральном развитии не было и речи. В 1923—1924 гг. пайки детям по-прежнему выдавали нерегулярно и не в полном объеме.
     Тяжелое положение детей в 1923—1924 гг. было вызвано также переводом детских учреждений на финансирование из местного бюджета. Это стало причиной закрытия многих школ и вынужденного сокращения численности детей в детучреждениях закрытого типа, точнее «выбрасывания» на улицу воспитанников детских домов. Но даже такая «разгрузка» детдомов не спасла от необходимости сокращения пайков и ухудшения их качества.
     Кроме того, важнейшие решения в отношении судеб детей и подростков, принимались на Всероссийских научно-практических съездах и конференциях по вопросам охраны материнства и детства, по вопросам борьбы с беспризорностью и правонарушениями несовершеннолетних. Однако, все эти съезды сообщали о достижениях Советского государства в вопросах воспитания и обеспечения детей, тогда как «детский вопрос» оставался открытым.
     Новое государство не оставило без внимания и трудовое положение ребенка. 10 декабря 1918 года был принят первый в стране Кодекс законов о труде. Несмотря на сложность военного времени, от трудовой повинности были освобождены лица, не достигшие 16-летнего возраста, однако закреплялась трудовая повинность в школах для всех учащихся. Документ ограничил рабочий день для несовершеннолетних шестью часами и запретил допуск к сверхурочным работам в ночное время или в отраслях, особо тяжких или опасных для здоровья, подростков до 18 лет.
     В начале 1920-х гг. Россия предприняла попытку частичного восстановления рыночной экономики. Это, в свою очередь, обусловило необходимость разработки и принятия нового трудового законодательства. Создается второй советский Кодекс законов о труде 1922 года. Как и предшествующий, новый Трудовой кодекс содержал положения о несовершеннолетних. С одной стороны он  подтвердил ряд положений, касающихся занятости на производстве несовершеннолетних, с другой – предусмотрел новые требования по охране труда молодежи. Несовершеннолетние работники в отношении трудового договора были приравнены к взрослым. 
     Крупская в газете «Пионерская правда» рассказывала о справедливом советском трудовом законодательстве: «Семья не смеет эксплуатировать детей. Детские силы – в новые отрасли труда. Закон о труде устанавливает твердое правило: дети моложе 14 лет не должны работать по найму… Дети моложе 16 лет должны работать не больше 4 часов»36. По закону, подросток за сокращенный рабочий день должен был получать «такую же плату, как взрослый рабочий за свой полный рабочий день. При сдельной работе расценки у подростков и взрослых одинаковы».37 
     В реальности эти нормы не соблюдались. Первая мировая и гражданская война унесли с собой большое количество трудоспособных мужчин, часть крестьян была сослана в период ликвидации кулачества и великой чистки. Поэтому «Пионерская правда» пестрела письмами вроде того, которое прислал в газету украинский пионер Дмитриев: «Мы, ребята 12-15 лет, работаем по 13 часов в день наравне со взрослыми. Часто нам приходится выполнять непосильную работу, причем оплата труда неравная. Нам платят за одинаковую со взрослыми работу половину или даже одну треть».38
     2. Борьба с беспризорностью.
     Беспризорники в 1920-х гг. появились в РСФСР в основном как следствие Гражданской войны и голода в Поволжье. В борьбе с беспризорностью принимали участие Совет защиты детей и Комиссия по улучшению жизни детей при ВЦИК. Также здесь были задействованы силы Детских социальных инспекций, Отделов СПОН Наркомпроса.
     Ключевой датой в определении государственной политики по ликвидации детской беспризорности стал 1924 г. Произошел пересмотр принципов борьбы с беспризорностью. До этого с беспризорными работали как с морально-дефективными, и больше лечили детей, чем воспитывали. Однако в середине 1920-х гг. ряд исследователей и работников просвещения (например, М.И. Маро, П.П. Блонский, Л.М. Василевский, Н.К. Крупская, Е.С. Лившиц) начали высказываться о том, что это явление больше социальное, чем биологическое.
     II Всероссийский съезд социально-правовой охраны несовершеннолетних, состоявшийся в ноябре 1924 г., отверг термин «морально-дефективный»39, что положительно отразилось на научной разработке проблемы и поиске новых методов воспитания детей и подростков. 
     Неурожай и голод на юго-востоке РСФСР в 1921 г. вынудили правительство
принять меры по спасению голодающих, в первую очередь детей: производилась эвакуация пострадавших в более благоприятные регионы, организовывались комиссии помощи голодающим. В результате проведенной кампании к 1923 г. в детучреждениях, находившихся в ведении Наркомпроса, находилось 293 655 эвакуированных детей, Наркомздрава – 23 231.
     Большую часть работы выполняли Комиссии о несовершеннолетних, созданные еще в 1918 г. Комонес были организованы декретом СНК РСФСР от 14 января 1918 г. «О комиссиях для несовершеннолетних» и существовали до 1935 г. Все дела по обвинению малолетних и несовершеннолетних детей до 17 лет передавались в Комонес. Членами Комиссии были врач и педагог. Особое значение декрет имел для беспризорных детей, потому что они чаще совершали правонарушения.
     Возможности Комиссий постоянно корректировалис.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.