- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Историко-культурологическое развитие понятия «групповая сплоченность»
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W007245 |
Тема: | Историко-культурологическое развитие понятия «групповая сплоченность» |
Содержание
45 ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования обусловлена тем, что в нашей жизни значительную роль во взаимоотношениях человека имеют различные группы. Они влияют на наше восприятие и установки, воздействуют на наши поступки и принимаемые нами решения, оказывают поддержку при стрессах, или наоборот способны усугубить психологическое состояние личности. Одним из самых важных факторов в воспитании личности спортсменов, является формирование сплоченности группы, в которой он находится. Именно правильно сформированная спортивная группа имеет силу и помогает подросткам справляться со многими трудностями. Группа с положительными установками может стать помощником в социализации личности подростка. А так же, что не менее важно, группы с высокой степенью сплоченности способны показывать высокие результаты в своей деятельности, что создает ситуацию успеха благотворно влияющей на развитие личности. Основным фактором группообразования является любая социально обусловленная общая и совместная предметная деятельность. Наиболее яркой сферой, в условиях которой существует совместная деятельность, является сфера физического воспитания. В спортивной сфере деятельности возможно качественное, а так же и надежное коллективообразование подростков. Существует масса надежных форм работы по формированию учебных и спортивных групп в коллектив, но технологий по формированию коллектива подростков в спортивной деятельности слабо развиты. Значимость спортивной деятельности в формировании коллектива и личности ребенка огромна, особенно в подростковый период. Однако спортивные соревнования, тренировочные нагрузки и требования со стороны тренеров и родителей могут способствовать развитию тревожности спортсменов-единоборцев. В том числе, стоит учитывать, что спортивные единоборства, входят в группу сложнокоординационных видов спорта, что влияет на уровень тревожности спортсменов. Данный фактор актуален и неоднократно был изучен в области восточных единоборств. Отечественными и зарубежными учеными не раз рассматривался вопрос сплоченности группы (В.В. Шпалинский, Р.С. Немов, А.И. Донцов, В.А. Богданов, А.В. Петровский и д. р.). Существует много работ, но, к сожалению, активное изучение данного вопроса останавливается в 80-е годы. Работ по сплочению конкретно спортивных групп, не много. Трудов по проблеме формирования групповой сплоченности подростков, занимающихся восточными единоборствами, не выявлено. А так же не найдено ни одной работы направленной на изучение взаимосвязи вопроса групповой сплоченности и тревожности спортсменов-единоборцев, что указывает на теоретическую новизну и практическую значимость исследования. Объект исследования – групповая сплоченность и тревожность спортсменов-единоборцев. Предмет исследования – взаимосвязь групповой сплоченности и тревожности спортсменов-единоборцев в возрасте 12-1 лет. Цель исследования – выявить психолого-педагогические особенности формирования групповой сплоченности и ее взаимосвязи с тревожностью спортсменов-единоборцев, в возрасте 12-15 лет. В соответствии с поставленной целью в исследовании ставились следующие задачи исследования: изучить психолого-педагогическую сущность групповой сплоченности и тревожности; проанализировать психолого-педагогические особенности формирования групповой сплоченности спортсменов-единоборцев в возрасте 12-16 лет; разработать диагностические основы изучения формирования групповой сплоченности подростков, занимающихся восточными единоборствами разработать психолого-педагогические рекомендации по формированию групповой сплоченности подростков, занимающихся восточными единоборствами; Предложенная цель и задачи исследования позволяют выдвинуть гипотезу. Гипотеза исследования: совместная работа группы объединенная единой целью, а так же своевременное снятие внутригрупповых напряжений с использованием психотренинга и методов психолого-педагогического воздействия, позволит регулировать психодинамические процессы, повышать сплоченность и регулировать уровень тревожности подростков. Методы исследования: - теоретические: анализ научной литературы по проблеме исследования; изучение системы понятий данной теории; установление границ ее применения; - эмпирические: тестирование, беседа, ранжирование, наблюдение, мониторинг, изучение теоретического опыта по проблеме исследования. - методы математической статистики. Практическая значимость исследования: разработана система диагностических средств, направленных на изучение особенностей формирования групповой сплоченности подростков, занимающихся спортивной деятельностью и предложена система методов коллективообразования. Результаты исследования могут быть использованы в педагогической и спортивной деятельности: школьными учителями, тренерами, спортивными инструкторами, педагогами, психологами, студентами ВУЗов и др. ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ПРОБЛЕМЕ ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ И ТРЕВОЖНОСТИ ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИЕСЯ ВОСТОЧНЫМИ ЕДИНОБОРСТВАМИ Историко-культурологическое развитие понятия «групповая сплоченность» Групповая сплоченность – это процесс групповой динамики, который призван характеризовать, насколько каждый из членов группы привержен к этой группе. […] Весомое значение имеет проблема формирования групповой сплоченности, что неоднократно рассматривалось в процессе исследования малых групп. Однако проблема формирования сплоченности группы изучена недостаточно, в том числе и используя средства психологических тренингов. Сплоченность, как понятие, применяется для следующих социально-психологических характеристик малой группы: - степень эмоциональной привлекательности; - единства индивидуальностей в группе; - устойчивость и близость межличностных взаимодействий; -степень психологической общности. Однако, не смотря на пристальное внимание как отечественных, так и зарубежных ученых, к единому мнению исследователи так и не пришли. В связи с этим выделены, следующие направления исследований и мнения по данному вопросу: - групповая сплоченность – межличностная аттракция. Сплоченность в данной линии выражено как свойство, которое является производным от количества и силы взаимных позитивных установок членов группы, т.е. так называемой привлекательности группы для ее членов. Определили и развивали понятие сплоченности в данном контексте, супруги Альберт и Бернис Лотт. Причинами сплоченности выступают: частота взаимодействий членов группы; кооперативный характер этого взаимодействия; стиль руководства – демократический; фрустрация и угроза групповым процессам; поведенческие статус характеристики индивидов; сходства между личностями; успех выполнения групповых заданий и др. В перечне последствий, агрессивное поведение в отношении лица неприглядного группе, в том числе и более благоприятная оценка межличностного взаимодействия, возрастание продуктивности, коррекция оценки других, рост конформного поведения […]. - групповая сплоченность – результат мотивации. Раскрыл и предложил данную линию, в изучении групповой сплоченности, Энди Картрайт. Суть заключается в некой результирующей сил и мотивов, толкающих индивидов к желанию сберечь членство в своей группе […]. Силы, упомянутые выше, определены данной линией изучения следующими переменными: - мотивационная основа тяготения индивида к группе; - рассмотрение более подробно классификации побудительных свойств группы; - перспектива благоприятных или отрицательных последствии в связи с членством в группе, противоположность двум подходам рассмотренным выше. Сплоченность группы, как ценностно-ориентационное единство изучаемое Артуром Владимировичем Петровским […]. В теории групповой динамики Курта Левина главным понятием считается сплоченность. Сплоченность выступает как «сила», оказывающая влияние на решение членов группы сохранять свое членство в ней. Удовлетворение объемом межличностных связей, именно эмоционального взаимодействия, присутствует в более сплоченных группах. Чем сплоченнее группа, тем больше уровень удовлетворенности. В группах с высоким уровнем сплоченности более внимательное отношение, присутствует взаимная поддержка и развивается групповая идентичность. Даже в ситуациях глубокой фрустрации сохраняется стабильность группы. Так же сплоченность эмоциональную привязанность, принятие общих целей и задач, содействует разработке общих стандартов, которые укрепляют устойчивость группы, состоящей из личностей разной направленности и устремлений [1]. Особую роль среди факторов, оказавших на формирование групповой сплоченности, занимает механизм, группового давления. Суть механизма, в следующем, при конфликтных ситуациях между мнениями члена группы и самой группы происходит подчинение индивида группе. Данный фактор часто оказывает неблагоприятное влияние на личность в группе и ее психологическое состояние. Определение групповой сплоченности как суммы всех сил, действующих на членов группы с тем, чтобы они остались в ней, дал специалист Л.Фестингер, который возглавлял первые весомые исследования по данному вопросу в конце 40-х годов в США. За основу исследования ученый взял теорию Курта Левина «динамическое поле», суть которой заключается в том, что присутствуют изначальные «энергетические» силы группы, имеющие мотивационную основу, которая как раз таки, является причиной движения группового поведения. Эмоциональные взаимоотношения выступают к качестве процессов «равновесия», «притяжения», «отталкивания», и оказывают влияние на развитие активности. В 50-70-е годы, исследования в этой области были направлены на поиск причин и предшествующих условий групповой сплоченности; при этом в экспериментальных работах исследовались отдельные факторы, оказывающий влияние на формирование сплоченности. Группой специалистов исследовалась удовлетворенность группой, а так же и межличностная привлекательность ее членов, как важнейшие причины и условия сплоченности […,…]. Б. Индик , П. Саги, П. Олместед исследователи считавшие, что личная включенность в группу является основной детерминантой сплоченности, так как у ее членов возникает чувство принадлежности к группе […,…]. Важность атмосферы в группе и ее влияние на притягательность группы её членам, рассматривал в своих трудах Дж. Диттес. Исследователь выявил, что доброжелательная атмосфера внутри группы, благоприятно влияет на желание быть причастным к группе и влияет на взаимоуважение, усиливая привлекательность группы […]. Мотивационную сторону рассматривал и Д.Картрайт, считающий, что сплоченность характеризуется степенью желания членов группы статься в ней […,с 91]. Привлекательность по его мнению зависит от того на сколько группа способна удовлетворить главные потребности её членов. В качестве основных потребностей автор выделил аффилиативую потребность, потребность в безопасности, признании, вознаграждении и в духовных ценностях. В своей теории исследователь выделил следующие факторы: - потребности и ценности, являются мотивационной основой притягательности группы и определяют вхождение личности в ту или иную группу; - цель группы, характеристика членов группы, способы действия, престиж, являются побудительными механизмами; - положительные или отрицательные последствия, которые как предполагает личность, он получит в связи с её членством в группе; - индивидуальное субъективное сравнение личности, групп в которых он состоял, с конкретной группой, в том числе и сравнение своей собственной реализации в различных групп […]. В сплоченных группах ее члены больше включаются в групповую деятельность, желание покинуть группу значительно уменьшается, уменьшается количество уходов из группы; влияние группы на ее членов увеличивается, усиливается конформность поведения; растет чувство безопасности и самооценка, снижается тревожность участников. С. Кратохвила считает, что сплоченности группы способствуют: удовлетворение личных потребностей личности; совпадение индивидуальных потребностей с групповыми; взаимозависимость индивидуумов при выполнении общих задач; польза группового членства; межличностная симпатия; доброжелательная атмосфера; престиж группы; совместная деятельность; соперничество с другой группой и т. д. [56] Условиями сплоченности группы, в рамках когнитивно-ориентированного подхода, является единство ценностей, мнений и установок внутри группы. Т. Ньюком был одним из родоначальников в исследованиях данного подхода и развивал идеи Ф. Хайдера о когнитивном равновесии. В исследованиях Д. Байна установлено, что между феноменами сходством в установках и привлекательностью существует благоприятная линейная зависимость. М. Дойч в своей теории сотрудничества и соперничества выделил два вида взаимосвязи внутри группы, между ее членами. Первый вид – сотрудничество: характеризуется общим выбором цели, согласованностью деятельности, успех зависит от эффективности не только самой личности, но и от других членов группы. Члены группы удовлетворены своей причастностью к группе. Второй вид – соперничество: характеризуется вознаграждением за личный успех члена группы, даже за счет других членов группы. Изучение взаимоотношений при взаимосвязи соперничество, показало, что преодоление взаимной фрустрации, может быть вызвано соперничеством членов группы и как результат достигается сплоченности группы. В качестве удерживающего фактора человека в группе, выступает удовлетворение совместной деятельностью. Результаты различных исследований были проанализированы Кац и Канном, ученые сделали вывод, что если члены группы довольны совместной деятельностью в группе, то данное удовлетворение деятельностью, является основной причиной общего удовлетворения, тем самым одновременно происходит усиление мотив принадлежности к данной группы. Однако исключается взаимозависимость между продуктивностью, эффективностью совместной деятельности и сплоченности группы. Рост сплоченности может, как увеличить, так и уменьшить продуктивность, что показывают результаты исследования Б.Коллинза, В. Равена, Р. Стогдилла. На уровень эффективности и продуктивности влияет характер групповых норм: члены группы могут препятствовать увеличению продуктивности, в связи с нормами, которые предусматривают низкий уровень продуктивности. Иначе выглядит ситуация в сплоченных группах, с высокой мотивацией личностей, в данных группах продуктивность ростет. В анализе работ Р.Морленда и М. Хогга, рассматривающих групповые процессы, отмечается, что в 80-е интерес к вопросу групповой сплоченности понижается, и вновь возобновляется в 90-е годы [35]. В данный период, исследования раскрывают феномен групповой сплоченности в тесной связи с характеристиками функционирования группы: конформности представителей группы, стереотипизации (уравнивания) межличностного восприятия и поведения, а так же идентификации личности с группой [37, с.29]. Так же отмечается зависимость уровня сплоченности от продуктивности деятельности группы. Рассмотрев исследования в данной области зарубежных специалистов можно сделать вывод о том, что явление групповой сплоченности многоаспектное, сложное явление, детерминированное множеством взаимозависимых факторов: личностных, групповых, межгрупповых. Так же видна линия изучения данной проблемы в комплексе, включая широкий круг проблем малых групп. Однако имея эмпирическую направленность, зарубежные работы не имеют единую теоретическую основу проблемы групповой сплоченности. Зато, наблюдается ориентация рассмотрения социальной группы как психологической общности в контексте обширных социальных отношений, замкнутой в себе. В отечественных исследованиях социальной психологии для решения проблемы изучения и формирования групповой сплоченности был использован принцип объединения как социальных, так и психологических факторов. Как зарубежные исследователи, так и отечественные специалисты преимущественно рассматривают малую группу в связи с обществом и ведущим фактором формировании групповой сплоченности отмечают совместную деятельность. Следовательно, формирование группы и последующее ее развитие, напрямую зависит от возрастания групповой сплоченности. Процесс формирования групповой сплоченности базируется на включение ее членов в совместную деятельность, которая становится основным фактом возникновения общих эмоциональных отношений и единства ценностных ориентаций. Борис Федорович Ломов, Лев Ильич Уманский и Анатолий Николаевич Лутошкин внесли неоценимый вклад в изучение проблемы совместной деятельности. Социально-психологические вопросы по проблеме в своих работах рассматривали Роберт Семенович Немов, Николай Николаевич Обозов и др. Особенности различных коллективов, выступающие как субъекты деятельности, таких как трудовая, учебная и спортивная, исследовали Анатолием Лактионовичем Журавлевым, Алексея Сергеевича Чернышевым, Игорем Павловичем Волковым. Преимущественно совместная деятельность рассматривалась как совокупность индивидуальной деятельности всех членов группы или через призму деятельности индивида. Петровский А. В. разработал фундаментальную модель в изучении сплочения групп, и данной моделью стала его стратометрическая концепция [47, с 209]. Мнение, о том, что ведущим фактором становления и развития всех форм внутригрупповой активности, является социально значимая совместная предметная деятельность, выступает методологической основой выстраивания концепции. В данной концепции важнейшим признаком образования системы социально-психологических процессов, происходящих в группе, становится акт деятельностного опосредования. С этих позиций группа рассматривается как иерархически выстроенная многоуровневая система активности, состоящая из различных слоев, различной степени определяющийся, процессом совместной деятельности. Первый слой – характеризуется тем, что межличностные отношения не зависят от содержания совместной деятельности. Второй слой – характеризуется тем, что межличностные отношения опосредованы ценностными характеристиками групповой деятельности. Совпадение позиций, является результатом активной совместной деятельности. Третий слой – характеризуется целенаправленной конкретной деятельностью группы, а так же ее целями, задачами и местом в социальных отношениях общества. Как писал Макаренко Антон Семёнович, третий слой, наиболее глубокий, образуется отношениями «ответственной зависимости». Таким образом, формирование групповой сплоченности можно рассматривать как «последовательное включение совместной деятельности в опосредование многообразных контактов между членами группы» [47, с. 213]. Изучим исследования отечественных психологов, занимающихся проблемами формирования групповой сплоченности. Одно из направлений представлено работами Н.В. Бахаревой, А.С. Леонавичуса, В.И. Зацепина. Сплоченность в данном направлении, рассматривается с позиции эмоциональной и психической привлекательности членов группы. В работах Надежды Владимировны Бахаревой, характер отношений и наличие симпатий членов группы к друг другу, определяет сплоченность. [7] По мнению А. С. Леонавичуса, более сплоченный коллектив имеет степень общения выше [39, с. 10]. Взаимное уважение и дружелюбные взаимоотношения отличают сплоченный коллектив, считает В. И. Зацепин [31, с. 122]. Второе направление в изучении проблемы групповой сплоченности связано с определением ценностно-ориентационное единство. Данное понятие означает сходство мнений, оценок, позиций членов группы по отношению к чему-либо [60, с. 85]. А. В. Петровский [47], А. И. Донцов [28], Р. С. Немов [44], В. В. Шпалинский [61] изучали данный феномен. А. В. Петровскому [7], «сплоченность как ценностно-ориентационное единство — это характеристика системы внутригрупповых связей, показывающая степень совпадения оценок, установок и позиций группы по отношению к объектам (лицам, задачам, идеям, событиям), наиболее значимым для группы в целом» [49, с. 182]. Однако, автор указывает на то, что ЦОЕ не подразумевает полного совпадения мнений и оценок, интересов и вкусов. В первую очередь единство ценностных ориентаций, характеризуется подходом к целям и задачам деятельности внутри группы [ 49, с. 182]. Также явление ценностно-ориентационного единства изучалось Р. С. Немовым. Он выделил различия специфики ЦОЕ в группах, отличающихся по характеру ведущей деятельности. В данном направлении, достаточно продуктивными были работы А.И Донцова. Ученый выделяет, что именно предметный уровень ЦОЕ внутригрупповой активности выступает главным фактором сплоченности группы. Гипотеза о том, что предметно-ценностное единство (ПЦЕ) понимаемое автором как совпадение ценностей относительно предмета совместной групповой деятельности, было эксперементально подтверждено. Феномен выражает интеграцию на высшем уровне, открывает возможность изучать сплоченность глубже, на уровне «ядерного» слоя. Выделяется, ПЦЕ своеобразная интеграция индивидуальных деятельностей, опосредованных единым ценностным содержанием предмета деятельности [28, с. 72-73]. В социально-психологической интеграции коллектива как совокупного субъекта совместной деятельности стержнем выступает предметность. А. И. Донцовым [28] была проведена большая работа по анализу структурных уровней межличностных отношений, выделенных Петровским А.В. Исследователь проанализировал проявление сплоченности на различных структурных уровнях. По мнению исследователей, сплоченность, базирующаяся на эмоциональных контактах, соответствует первому уровню. Ко второму психологическому уровню относится сплоченность, основанная на близости ценностных ориентаций относительно процесса совместной деятельности. Единство целей групповой деятельности лежит в основе групповой сплоченности на третьем уровне. Шпалиский В. В. внес весомый вклад в понимание процессов групповой сплоченности, а так же механизмов ее формирования, благодаря своим работам. Исследователь рассматривал когнитивно-оценочный компонент активности группы. Взаимосвязь сплоченности и степени сходства, оценок по отношению к целям деятельности, согласованности мнений, к идеям, к другим людям, событиям, значимым для группы в целом, данная связь была выявлена в эксперементальных исследованиях автора. [61, с. 115] В направлении изучения данного вопроса были организованы и другие исследования. Одним из представителей, работающих в данном русле, был С. А. Будасси [10]. Ученый изучал ценостно-ориентационные единство по ряду этических вопросов. Показатель «в виде среднего коэффициента согласия, существующего в данной группе относительно степени яркости проявления каждым членом неккоторого качества, тесно связанного с определенной стороной деятельности» [40, с. 103] выдвинули Ю. С. Морозов, С. С. Паповян [40]. Данный показатель стал необходим для выявления степени единства и степени разделения функции между членами коллектива. [40, с. 103] Два базовых вида групповой сплоченности выделили исследователи Р. Л. Кричевский и Е. М. Дубовская [36]. Первым видом выступает, инструментальный тип, который базируется предметно-ценностном единстве группы. Второй тип – эмоциональный, основан на взаимной симпатии или антипатии членов группы. С поведенческими аспектами связан еще один подход в изучении групповой сплоченности. Считается, что поведенческие аспекты способствуют оптимальному взаимодействию внутри группы и нацелены на решение задач. Методологические подходы в изучении групповой сплоченности Для структурирования информации по вопросу групповой сплоченности, стоит рассмотреть основные методические подходы, в эмпирических исследованиях сплоченности малых групп. Эмоциональная оценка членов группы, привлекательности и удовлетворенности их членством в ней, применялась в изучении групп. В качестве другого подхода оценка группы осуществлялась в границах социометрического направления. Уровень взаимной привлекательности связан со сплоченностью и оценивается взаимно положительным выбором. Так же в социометрическом направлении развивались взгляды Джекоба Морено. С его точки зрения, социометрические исследования, применяются для определения соответствия «макроструктуры» отношений: функциональных, коммуникативных и пространственно-временных связей Понятие «групповое согласие» связан с теоретическим подходом Теодора Ньюкома (1965). Данное понятие он определял как сходство, совпадение взглядов по отношению к значимым для членов группы явлениям, ситуациям и людям. В процессе взаимодействия внутри, когда достигается согласие ее членов, сходство их установок и мнений, тогда оно выступает основным механизмом развития групповой сплоченности. Подход Артура Владимировича Петровского и Владислава Викторовича Шпалиского (1978), является близким к подходу Т.Ньюкома. Сходство или совпадение отношений к основным ценностям, связанное с совместной деятельностью, Петровский А.В. и Шпалинский В.В, определяют как ценностно-ориентационное единство (ЦОЕ). Результаты исследования Донцова Александра Ивановича (1984) показали, что в процессе совместной трудовой деятельности реализуется интеграция деятельности. Основной критерий – совпадение ценностей в отношении мотивов и целей овместной деятельности. Институт психологии РАН исследуя феномен совместной трудовой деятельности, разработали модель группы как субъекта совместной деятельности. Параметры целостности группы предложенные исследователями института: плотность функциональных связей между членами группы, уровень взаимосвязанности и тип целостности коллективного субъекта, проявляющийся в характере доминирующих связей между членами группы. Системный подход нашел отражение в рамках исследований трудового коллектива Анатолия Лактионовича Журавлева (1988) и других. По их мнению, отношения в коллективе и множественность связей должна рассматриваться как субъект совместной деятельности, общения и межличностных отношений. Развитие коллектива определяется совмещением процесса интеграции и дифференциации. Один из процессов выступает как ведущий. Переход с одной стадии развития коллектива на другую, определяется как последовательная смена процессов дифференциации и интеграции. Деятельностный подход в изучении сплоченности. Данный подход придерживается мнения того, что для понимания явлений в группах другого уровня, не достаточно информации социометрических исследований. Количество выборов не может дать полного понимания причин и явлений в группе. Именно общность целей, задач, идеалов и межличностного общения выступают как причина единения. Однако, в качестве данных в основном использовались лишь два критерия для выявления коэффициента сплоченности. К этим параметрам относились: количество коммуникаций, без учета эмоциональной стороны, и количество членов группы. Содержательная характеристика совместной деятельности группы необходима для выявления уровня групповой сплоченности. Таким образом, уместнее понимание сплоченности группы как ценностно-ориентационного единства. Экспериментальная программа определения индекса единства группы, учитывает частоту совпадения позиций и отношения к значимым объектам. Данная информация дает понять наиболее значимые цели группы деятельности, а так же установки и степень совпадений их мнений. Ценностно-ориентационное единство, является интегральной характеристикой и следствием активной совместной деятельности. Активная деятельность группы – основа общения личностей в коллективе. В следствии чего, характер взаимодействия зависит от ценностно-ориентационного единства членов группы. ЦОЕ – это прежде всего близость в оценках нравственной и деловой сферы, а так же в подходе к выбору решения задач совместной деятельности, не предполагая полное совпадение оценок во всех отношениях и не исключает индивидуализацию членов группы. Проанализировав данные экспериментальных исследований можно сделать вывод о том, что группы с высоким коэффициентом ЦОЕ имеют высокий уровень развития. Диффузные группы в свою очередь высокого коэффициента не демонстрируют. Вывод, сплоченность как ценностно-ориентационное единство относится ко второму слою в стратометрической структуре коллектива, а эмоционально-коммуникативная объединение группы выступает в качестве характеристик поверхностного слоя активности внутри группы. 1.3 Особенности формирования групповой сплоченности подростков, занимающихся спортивной деятельностью Отечественные педагоги и психологи изучали вопрос формирования групповой сплоченности. В разработке теории данного процесса присутствует существенный вклад выдающегося педагога Антона Семеновича Макаренко. Особое значение имеет его разработка проблем коллектива. Так же его работы раскрывают поэтапное формирование коллектива и его механизмы. Принципы развития коллектива: параллельное действие, гласность, ответственность, зависимость. Принципы формирования результативного коллектива (Макаренко А.С): Единство цели и труда: объединение коллектива не только общей целью и единым трудом, но и создание общего процесса организации труда; Большая «связанность»: в любом периоде взаимодействия состав лидеров и других членов взаимозаменяем, в связи с этим члены группы взаимосвязаны на разных уровнях отношений; «Мажор» – активность: готовность коллектива действовать, живость коллектива. Это проявление уверенности в действиях и силе своего коллектива, и будущего своей группы. Внутренне спокойствие и уверенность группы; Защита: отстаивание интересов и прав коллектива и ее членов во внешних взаимодействиях; Торможение: внутренний контроль отношений, сдерживание конфликтных ситуаций для конструктивных взаимоотношений. Важное условие формирования коллектива – время, и чаще на этот процесс уходит большое количество времени. На первых стадиях объединение людей не имеет признаков коллектива, для их появления группе необходимо пройти ряд этапов, в течении длительного периода. Антон Семёнович первым доказал, что требования на каждом этапе становятся основными параметрами определяющими становление коллектива. Важно соблюдать закономерный переход от строгих требований педагога, к свободному предъявлению этих требований уже самим коллективом. Т.е. каждый член группы предъявляют установленные требования к самому себе, под влиянием самого коллектива. Этот процесс важная составляющая становления воспитанного коллектива. Этапы формирования коллектива: - Становление коллектива. Преображение группы в коллектив, база содержательная деятельность. Чаще все требования членами группы принимаются, без затрат большого количества времени (особенно легко воспринимают требования младший школьный возраст). Показатели становления коллектива: стиль «мажор», качественно предметная деятельность, сформированная конструктивна активность группы, стабильность и инициатива. - Усиление влияния актива. Возникновение активных и инициативных членов группы. Важно направлять и формировать актив из инициативных членов коллектива, далее их влияние на группу увеличивается. Требования от педагога к каждому члену группы не должны иметь жесткую форму. В этом этапе присутствует процесс силы метода параллельного действия. Суть которого, заключается в получении поддержки от членов группы, согласных и разделяющих требования педагога. Поручения от педагога должны быть посильными и доступными, тогда есть возможность подключать активистов для предъявлений требований к отдельным членам коллектива. Т.е. требования от педагога, должно являться требованием именно самого коллектива, при нарушении данного условия, назвать группу коллективом, невозможно. - Расцвет коллектива. Требований на этом этапе приобретают более высокий уровень и уже приобретают внутриличностный и групповой характер. При данном характере требований, работа педагога становится более точной и организационной, а так же в группе появляется самоуправление. Актив коллектива имеет ряд обязанностей и полномочий, назначенных педагогом. Орган самоуправления должен на данном этапе автономно контролировать, управлять и регулировать все процессы в коллективе. - Процесс движения. Отличается процессом формирования требований к самому себе каждого члена группы, под влияние коллективного опыта. Исполнительность в данных требований имеет внутриличностный характер и появляется внутренняя обязательность их соблюдения. Значительным является присутствие единой цели в коллективе, разнообразной деятельности, присутствие органа самоуправления. Постоянное движение и перспективы представляют высокую значимость. Для сохранения движения, при координации процессов в коллективе важно ставить конкретную цель и замотивировать, вовлечь в процесс ее достижения. Цель должна требовать единства усилий и действий. В работах Сухомлинского Василия Александровича, Новиковой Людмилы Ивановны, Мудрика Анатолия Викторовича и других, есть продолжение развития идей Макаренко Антона Семёновича. Фазы развития коллектива, последовательно сменяющих друг друга: - Адаптация личности в коллективе. Активное освоение норм, форм и средств деятельности коллектива самой личностью. - Индивидуализация. Присутствующие противоречия, когда не происходит индивидуализация члена группы, при достигнутой адаптации. - Интеграция. Принятие личности коллектива, несмотря на понимание на ее индивидуальность. Коллектив оценивает особенности своего члена группы. Личность со своей же стороны достигает отношений сотрудничества внутри коллектива. Личность в данном этапе может в данный период в полном объеме реализовать и проявить свою индивидуальность и творческие способности. Тем самым принося пользу своему коллективу. Вывод, при организации формирования коллектива, важно учитывать принципы и этапы развития коллектива, обстановку внутри группы. Все эти факторы были указаны и раскрыты нашими отечественными психологами и педагогами. В современности появилась тенденция, группу людей высокого уровня развития, называть коллективом. Данная группа проявляет сплоченность, интегративную деятельность и коллективистическую направленность. В данном случае качество членов группы в виде социально-психологической зрелости на высоком уровне, превращает группу людей в новое социальное образование. Качественно новое преобразование группы, приобретает название «группа-коллектив». Первый этап развития группы – группа-конгломерат. Формирование коллектива на нижнем уровне, когда все члены группы не знакомы, а лишь были собраны в одном месте и в одно и то же время. Характерно поверхностное, ситуативное взаимодействие и взаимоотношения. Группа становится номинальной только тогда, когда она получает название (название клуба, отряда, класса, спортивной группы). Как следствие происходит внешнее предписание целей, деятельности, условий внешних взаимодействий. При отторжении данных предписаний, и если не состоится хотя бы формального объединения личностей в группе, данная группа останется группой-конгломератом. В школьной практике данная ситуация крайне редка. При обратно благоприятной ситуации, принятии коллектива на первых стадиях, группа становится группой-ассоциацией. В таком формате начинается единая жиз....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: