VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Историческое развитие института амнистии и помилования

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R000469
Тема: Историческое развитие института амнистии и помилования
Содержание
    ВВЕДЕНИЕ
    Более десяти лет Россия проводит экономические, социальные и политические реформы. В связи с этим перед государством и гражданским обществом возникают новые задачи, требующие своего разрешения. В их числе – обеспечение правопорядка в России, одной из важнейших направлений которого выступает борьба с преступностью.
    За последние годы статистика совершенных преступлений подвержена существенным колебаниям. В 2011 году число лиц совершивших преступление составило 1 млн 041 тыс 340 человек, что на 30402 человек больше, чем за 2012 год (1 млн 010 тыс 938 чел). В 2013 году число преступности увеличиласьдо количества 1 млн 012 тыс 563 лиц. В 2014 году зарегистрировано уменьшение числа преступности1 млн 006 тыс 003 человек.
    В этих условиях все чаще звучат предложения о необходимости кардинального ужесточения мер воздействия, применяемых к лицам, совершившим преступления. Эти предложения выносятся известными учеными и практиками, депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации, руководителями правоохранительных структур Российской Федерации. В известной степени такая радикализация взглядов на проблемы борьбы с преступностью опирается на общественное мнение; регулярные опросы населения свидетельствуют о том, что уровень тревоги жителей России за свою безопасность с каждым годом увеличивается на 3,5-4,1 %.
    Так, согласно данным опросов ВЦИОМ последних нескольких лет на втором месте по степени угрозы для страны стоит проблема преступности – 35% опрошенных лиц. В большей степени люди опасаются стать жертвой преступлений: 53% – преступлений против жизни и здоровья своих родственников и 40% – против себя лично, 25% опрошенных опасаются преступлений против своей собственности.
    В то же время опыт нашего государства и зарубежных стран свидетельствует о том, что лишь усилением уголовной репрессии проблему преступности не решить. Необходима четко выверенная, социально обусловленная и понятная населению дифференциация воздействия на преступников, сочетающая в себе как меры принуждения, так и меры поощрения за позитивное поведение лиц, отбывающих наказание. В числе указанных мер важное место занимают такие уголовно-правовые институты как амнистия и помилование осужденных.
    Правовая природа амнистии такова, что она может быть одновременно и видом освобождения от уголовной ответственности и видом освобождения от уголовного наказания.
    Помилование является вторым способом облегчения участи лиц, осужденных за совершение преступления.
    Как и амнистия, помилование представляет собой проявление гуманизма по отношению к осужденным и также направлено на полное или частичное аннулирование юридических последствий совершения преступления, осуществляемое в несудебном порядке.
    Амнистия и помилование, выступая в качестве уголовно-правовых институтов, представляют собой важную политическую, организационную, правоприменительную проблему. При всем развитии, которое прошло человечество в целом и Россия в частности, идеологическая составляющая амнистии и помилования осталась и на сегодняшний день. Институты амнистии и помилования (в особенности с надлежащей практикой их применения) могут способствовать повышению авторитета главы государства, демонстрируя его принципиальность и государственный прагматизм, с одной стороны, человеколюбие и милосердие, с другой. Но они могут и дискредитировать его, а заодно и власть, которую он представляет.
    Изложенные обстоятельства, наряду с практической потребностью в справедливом и обоснованном применении норм, регламентирующих институты амнистии и помилования, обусловили выбор темы дипломной работы.
    Целью работы является комплексное исследование института амнистии и помилования в единстве уголовно-правовых, уголовно-исполнительных и иных аспектов их правового закрепления; формулирование на основе новых законодательных и подзаконных нормативных правовых актов, достижений российской юриспруденции и сложившейся практики применения актов амнистии и помилования современного научного представления о правовой природе института амнистии и помилования, сравнительный анализ амнистии и помиловании.
    В тесной связи с указанной целью в ходе работы были поставлены следующие задачи:
    1) анализ правовой природы института амнистии и помилования в Российской Федерации;
    2) определение их соотношения;
    3) анализ законодательных и подзаконных нормативных правовых актов в сфере применения амнистии и помилования;
    4) анализ основных видов и подвидов амнистии и помилования, закрепленных уголовным законодательством;
    5) рассмотрение правового регулирования института амнистии и помилования в нормах уголовно-исполнительного законодательства;
    6) определение путей совершенствования правового регулирования применения помилования к осужденным, выработка конкретных предложений по совершенствованию норм уголовного, уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации;
    7) рассмотреть сравнительный анализ амнистии и помилования как видов досрочного освобождения от отбывания наказания
    Объектом исследования является конституционный принцип обеспечения осужденного права на помилование и амнистию. В качестве предмета исследования выступают нормы уголовного, уголовно-исполнительного закона, а также других нормативных актов, регламентирующих амнистию и помилование в Российской Федерации, их интерпретация в комментариях, научных работах и правоприменительных актах.
    Методологической основой исследования является диалектический метод познания правовой действительности. Наряду с этим при написании дипломной работы использованы общенаучные – анализ и синтез, логический, исторический и частнонаучные методы – системно-структурный, сравнительного правоведения, моделирования, конкретно-социологических исследований.
    Сложность юридической природы институтов амнистии и помилования, сочетающих в себе конституционно-правовые, уголовно-правовые, уголовно-исполнительные и административно-правовые субинституты, всегда вызывали интерес юридической науки к теоретическим и прикладным проблемам указанных правовых институтов.
    Теоретическую основу дипломной работы составили научные достижения в области уголовного права, уголовно-исполнительного права, конституционного права и других отраслей права. 
    Законодательную базу исследования составили Конституция РФ, указы Президента Российской Федерации, постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, кодифированные законы и другие нормативно-правовые акты.
    Научная новизна исследования во многом обусловлена его тематикой, целью, задачами и проявляется, прежде всего, в комплексном исследовании института амнистии и помиловании. Дипломная работа написана с учетом действия новых законодательных и подзаконных нормативных правовых актов в сфере применения амнистии и помилования.
    Элементы новизны проявляются также в выводах и предложениях, сформулированных по результатам исследования, проводимого в дипломной работе.
    Научные положения и выводы, нашедшие отражение в работе, могут быть использованы для дальнейшего исследования общих проблем правового регулирования уголовно-правовой, уголовно-исполнительной деятельности, в том числе отдельных элементов механизма уголовного, уголовно-процессуального регулирования.
    Результаты исследования могут быть использованы в преподавании курса уголовного права, уголовно-исполнительного права и соответствующих спецкурсов для студентов юридических учебных заведений, а также слушателей различных форм повышения квалификации практических работников.
    Структура дипломной работы обусловлена целью, задачами и логикой исследования. Работа состоит из введения, трех глав, объединивших пять параграфов, шесть подпараграфов, заключения, списка использованной литературы.

ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА АМНИСТИИ И ПОМИЛОВАНИЯ

    Освобождение от наказания известно с древних времён. Относительно точного времени его появления в правовой науке существует множество споров. Есть мнение, что право амнистии и помилования возникло в Древнем Риме, когда во время республики амнистия применялась по решению народных комиций и сената, а во время империи это право перешло к императорам. Другие юристы ссылаются на исторический факт, относящийся к гораздо более древней эпохе: хотя в законах Хаммурапи (XVIII в. до н.э.) нет упоминаний о снисхождении к преступникам, известен случай, когда сын царя Вавилонии Хаммурапи помиловал раба, подлежащего смертной казни. Однако, имеются ведения о помиловании, которое произошло в Древнем Египте на 200 лет раньше. Этот случай, имевший место в XX в. до н.э., описан в египетских папирусах, хранящихся в Берлинском музее, под названием “Рассказ Синухе”.
    В эпоху средневековья амнистия по своему юридическому значению не отличалась от помилования. Эти институты нередко использовались феодалами с целью личного обогащения. Позднее амнистия и помилование широко применялись в отношении осуждённых из привилегированных сословий, что давало возможность оставлять безнаказанными преступления аристократии. Поэтому многие общественные деятели конца средневековья относились к институту помилования отрицательно.
    Например, Ч.Беккария писал: “коль скоро законы установлены для безопасности граждан, для устрашения злодеев и для защиты невинности, то остаётся признать, что настоящая цель помилования заключается в том, чтобы подавить закон или заставить его молчать ради покровительства виновному”.
    Также Беккария утверждает, что милосердие должно выражаться не в отдельных решениях, каковыми являются акты амнистии и помилования, а в самом законодательстве.
    Также он высказывал сомнения, касающиеся нравственной стороны этого вопроса: “Показывать людям, что можно прощать преступления, что наказание не является необходимым их последствием, значит питать в них надежду на безнаказанность и заставлять думать, что раз может быть дано прощение, исполнение наказания над теми, кого не простили, является скорее злоупотреблением силы, чем проявлением правосудия.” Похожие взгляды развивали Финланджиери, Барбейра, Баву, Буньон де Лер, Левингстон и др.
    В законодательстве царской России также не проводилось чёткого различия между помилованием и амнистией; дореволюционное законодательство вообще не употребляло термина “амнистия”, а пользовалось терминами “помилование” или “прощение”, которые применялись как к случаям освобождения от наказания отдельных лиц, так и многих осуждённых. Уголовное уложение 1903 г. употребляло и термин “общий милостивый манифест”.
    В ту эпоху помилование относилось к исключительной компетенции царя. Ст.165 Уложения о наказаниях 1845-85 гг. гласила: “Помилование и прощение виновных лиц ни в коем случае не зависит от суда. Оно непосредственно исходит от верховной самодержавной власти и может быть лишь действием монаршего милосердия”.
    В тех исключительных случаях, когда суд считал возможным возбудить перед царём ходатайство о помиловании, эти ходатайства по именному Указу от 25 ноября 1869 г. подлежали докладу царю “не иначе, как через министра юстиции”.
    При этом следует отметить, что в царском законодательстве содержится специальное указание о том, что просьбы о помиловании от осуждённых преступников следует “принимать с самой строгой осмотрительностью и только тогда, когда найдены будут уважительные причины для ходатайства об облегчении их участи”.
    Статья Уголовного Уложения 1903 г., посвящённая помилованию, почти дословно воспроизводит ст.165 Уложения о наказаниях, но звучит несколько мягче: “Помилование и прощение не зависят от суда...” (ст.72 ). Если же суд всё же находил, что он имеет дело с чрезвычайным случаем, “...когда представляются особые уважения к облегчению участи подсудимого...”, ему позволялось лишь ходатайствовать перед монархом “о помиловании подсудимого, вовлечённого в преступление несчастным для него стечением обстоятельств” (ст.154 Уложения о наказаниях; ст.775 Устава уголовного судопроизводства). И только монарх мог освободить от суда и наказания Свод Законов Российской Империи. Кн. 5-я Т.XV-XVI. Сиб., 1913.
    В царской России к изданию актов “милосердия” в отношении своих подданных монархи прибегали обычно по случаю победы или каких-либо торжественных событий в жизни царствующего рода (например, коронации, бракосочетания, рождения наследника и т.д.), а также по случаю религиозных праздников. Правда всем этим актам был присущ классовый характер, они отражали интересы крепостничества, а затем буржуазно-помещичьего строя.
    На Западе с приходом к власти буржуазии амнистия развилась в самостоятельный институт, отличаясь от помилования тем, что помилование, как считает П. С. Ромашкин, “стало лицемерно считаться актом “милосердия” в отношении отдельной личности, а амнистия ( актом политическим, которая-де даруется в интересах всего общества.” Ромашкин П.С. Амнистия и помилование в СССР. М., 1959.
    Но такая критическая точка зрения разделяется не всеми.
    В России же ситуация коренным образом изменилась после Октябрьской революции. Суд в соответствии со ст.23 Положения о народном суде РСФСР теперь был “...вправе уменьшить наказание или совсем освободить от него.” Однако в дальнейшем он вновь лишился этого права, в результате чего произошёл возврат к положению, существовавшему до революции. Так, согласно ч.1 ст.52 УК РСФСР редакции 1926 г., если суд по обстоятельствам дела и по социалистическому правосознанию признавал применение наказания нецелесообразным, он выходил с ходатайством о его неприменении к осуждённому в Президиум ВЦИК. Наконец в 1960 г. было вновь восстановлено право суда освобождать от наказания лицо, совершившее преступление, “...если будет признано, что в силу последующего безупречного поведения и честного отношения к труду это лицо ко времени рассмотрения дела в суде не может быть сочтено общественно опасным”(ч.2 ст.50 УК РСФСР). Амнистия и помилование по действующему законодательству описываются в главе “Место амнистии и помилования в Российском законодательстве”.
    
    ГЛАВА 2. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ИНСТИТУТА
    
    2.1 Правовая природа института амнистии
    
    2.1.1 Понятие и сущность амнистии, ее значение
    
    Одним из эффективных средств устранения противоречий в сфере применения права и особенно уголовного права является амнистия.
    Правильное и полное решение уголовно-правовых вопросов, касающихся амнистии, во многом связано с уяснением содержания этого понятия и его основных составляющих.
    Согласно ст. 84 Уголовного кодекса Российской Федерации амнистия подразумевает освобождение лица, осужденного за совершение преступлений, от наказания, либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания, либо такие лица могут быть освобождены от дополнительного вида наказания
    Термин «амнистия» происходит от греческого слова amnestia, означающего забвение, прощение. Авторы большинства учебников по уголовному праву не проводят различия между понятиями «амнистия» и «акт об амнистии». Такое отождествление представляется ошибочным. Комплексный анализ действующего законодательства (Конституции Российской Федерации, Уголовного кодекса Российской Федерации) позволяет сделать вывод о том, что амнистия представляет собой своеобразную государственную меру, направленную на реализацию уголовной ответственности. Акт об амнистии является лишь предусмотренной законом формой, в которой эта мера осуществляется.
    В системе права институт амнистии занимает особое место, а определение его отраслевой принадлежности относится к числу дискуссионных проблем науки уголовного права. Одни ученые считают амнистию институтом уголовного права.
    Другие, отмечая специфическую правовую природу актов об амнистии, рассматривают их в рамках конституционного права.
    Однако во многих современных учебниках наиболее обоснованным считается мнение о том, что амнистию необходимо рассматривать в рамках многоотраслевого института так называемого государственного прощения. Издание актов об амнистии отнесено к компетенции высшего органа законодательной власти и с этой точки зрения относится к конституционному праву. В то же время в соответствии с уголовным законодательством акты об амнистии входят в число оснований освобождения от уголовной ответственности и наказания и поэтому могут быть рассмотрены в рамках уголовного права. Применяются же акты об амнистии на разных стадиях уголовного процесса, что позволяет отнести их к уголовно-процессуальному праву. Все это свидетельствует о том, что амнистию следует считать комплексным межотраслевым институтом.
    Таким образом, при определении сущности института амнистии, прежде всего, следует иметь в виду его многоплановость, междисциплинарный характер, который является комплексом взаимообусловленных государственно-правовых, уголовно-процессуальных, уголовно-исполнительных и уголовно-правовых отношений, возникающих в связи с принятием высшим законодательным органом страны решения о прекращении или ограничении в строго определенных пределах применения уголовного закона к некоторым категориям граждан.
    Решение об амнистии принимается Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в форме постановления.
    Согласно п. «е» ст. 103 Конституции Российской Федерации вопрос амнистии находится только в ведении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Эти вопросы составляют исключительную компетенцию Российской Федерации, на уровне ее субъектов решения об амнистии приниматься не могут. Объявление амнистии осуществляется Государственной Думой путем принятия постановления большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
    Постановление об объявлении амнистии имеет следующую структуру:
* преамбула, в которой излагаются причины объявления амнистии;
* перечень категорий лиц, на которых распространяется амнистия;
* ограничения применения амнистии;
* определение времени вступления акта об амнистии в силу.
    Постановление об объявлении амнистии подписывается Председателем Государственной Думы и публикуется в течение 3-х дней после принятия. Постановление подлежит исполнению в течение 6 месяцев.
    По своему содержанию принятые в Российской Федерации амнистии можно разделить на две группы:
* амнистии политической направленности;
* амнистии уголовно-правовой направленности.
    Амнистии политической направленности выражаются в отказе государства от преследования лиц, причастных к разного рода преступлениям, носящим массовый характер, где индивидуальное преступное поведение играет незначительную роль (к примеру, вооруженный мятеж, дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, незаконное пересечение государственной границы Российской Федерации, и т.п.).
    Примером такой амнистии является Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 сентября 2006 г. «Об объявлении амнистии в отношении лиц, совершивших преступления в период проведения контртеррористических операций на территориях субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Южного федерального округа».
    Согласно п. 1 данного Постановлении об амнистии предписывается не возбуждать уголовные дела в отношении:
    1) лиц, совершивших преступления в период проведения контртеррористических операций на территориях субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Южного федерального округа, которые добровольно отказались от участия в незаконных вооруженных формированиях либо устойчивых вооруженных группах (бандах) и (или) сдали оружие и военную технику;
    2) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, совершивших преступления в период проведения указанных контртеррористических операций.
    Согласно п. 2 и 3 данного Постановления «прекратить находящиеся в производстве органов дознания, органов предварительного следствия и судов уголовные дела в отношении лиц, указанных в пункте 1 настоящего Постановления, а также освободить от отбывания наказания лиц, указанных в пункте 1 настоящего Постановления, и снять с них судимость».
    Главная цель амнистии политической направленности – восстановление и укрепление мира и согласия в обществе, примирение враждующих сторон.
    Ко второй группе амнистий следует относить амнистии уголовно-правовой направленности. Как правило, такие амнистии объявляются в связи с государственными праздниками и касаются лиц, совершивших преступления, не представляющих большой общественной опасности.
    Так, в соответствии с Постановлением Государственной Думы от 20 апреля 2005 г. «Об объявлении амнистии в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» были освобождены от наказания в виде лишения свободы все осужденные ветераны Великой Отечественной войны и бывшие узники концлагерей вне зависимости от характера совершенных ими преступлений и сроков лишения свободы.
    Вместе с тем обобщение более 200 актов об амнистии, принятых в России с февраля 1917 г. (это первый в России правовой акт, принятый в форме амнистии Временным правительством по случаю свержения самодержавия) до настоящего времени, показывает, что в основном все амнистии носят избирательный характер и касаются довольно ограниченного круга лиц. Из содержания принятых ранее актов амнистии следует, что амнистия (за редким исключением) не распространяется на лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления, осужденных за особо опасный рецидив, на злостных нарушителей порядка отбывания наказания. Не подлежат также амнистии осужденные, уже освобождавшиеся из мест лишения свободы в порядке амнистии или помилования и вновь совершившие преступления. Все эти обстоятельства свидетельствуют о том, что одна из главных целей амнистии заключается в проявлении гуманного отношения, прежде всего, к лицам, готовым встать на путь исправления и перевоспитания. Отсюда и многообразие не ограничиваемых Конституцией Российской Федерации оснований и поводов для принятия решения об амнистии.
    Амнистия (точнее – акт амнистии) имеет нормативный характер. Это означает, что амнистия объявляется в отношении индивидуально неопределенного круга лиц, который может быть и достаточно узким (Постановлением Государственной Думы от 20 апреля 2005 г. «Об объявлении амнистии в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.») и касаться десятков тысяч человек (Постановление Государственной Думы от 30 ноября 2001 г. «Об объявлении амнистии в отношении несовершеннолетних и женщин»).
    Правовая природа амнистии такова, что она может быть одновременно и видом освобождения от уголовной ответственности и видом освобождения от уголовного наказания. Здесь важно иметь в виду следующее обстоятельство. Акт амнистии является основанием к прекращению уголовного преследования, если лицо против этого не возражает. В противном случае (такие случаи в следственной судебной практике не единичны) прекращение уголовного дела по акту амнистии не допускается и производство по делу продолжается в установленном законом порядке. Если при этом вина лица будет доказана, суд постановляет объявить обвинительный приговор и в соответствии с актом амнистии освобождает осужденного от наказания.
    
    2.1.2 Правовая природа актов об амнистии
    
    Согласно ч. 2 ст. 84 Уголовного кодекса Российской Федерации «актом об амнистии лица, совершившие преступления, могут быть освобождены от уголовной ответственности. Лица, осужденные за совершение преступлений, могут быть освобождены от наказания, либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания, либо такие лица могут быть освобождены от дополнительного вида наказания. С лиц, отбывших наказание, актом об амнистии может быть снята судимость».
    На сегодняшний день в науке уголовного права нет единого подхода к пониманию правовой природы актов об амнистии. В юридической литературе выражено мнение о том, что «правовая природа актов об амнистии существенно отличается от правовой природы нормативных актов», что акты об амнистии не применяют и не отменяют нормы права и что акты об амнистии выступают в роли своеобразного юридического факта, порождающего новое правоотношение между государством, с одной стороны, и амнистируемыми лицами – с другой.
    Однако большинство ученых-правоведов данную точку зрения считают ошибочной. Несмотря на определенные особенности актов об амнистии, касающиеся в том числе и действия этих актов во времени, они, тем не менее, содержат нормы права – правила поведения, обязательные для субъектов, указанных в этих актах, и рассчитанные на применение к индивидуально не определенному кругу лиц. Предписания этих норм реализуются в правоприменительных актах – в решениях (постановлениях) уполномоченных на то должностных лиц и органов (предварительного следствия, дознания и др.). Все это свидетельствует о том, что в отличие от актов помилования акты об амнистии имеют нормативный характер и могут распространяться на определенные категории лиц (например, на женщин, инвалидов, несовершеннолетних и др.) или на всех лиц, совершивших преступления определенных видов (например, неосторожные, экономические и др.).
    Акт об амнистии не изменяет и не отменяет закона, устанавливающего уголовную ответственность за те или иные общественно опасные деяния, и не ставит под сомнение законность и обоснованность приговора суда, вынесенного по конкретному делу. Амнистия лишь смягчает участь лиц, совершивших преступление.
    Акт об амнистии влечет определенные уголовно-правовые последствия, устанавливаемые в уголовном законе. В соответствии с ч. 2 ст. 84 Уголовного кодекса Российской Федерации эти акты могут содержать предписания следующего характера:
* об освобождении от уголовной ответственности лиц, совершивших преступления;
* об освобождении от наказания или его отбывания лиц, осужденных за преступления;
* о сокращении назначенного наказания;
* о замене назначенного наказания более мягким;
* об освобождении от дополнительного наказания;
* о снятии судимости.
    Конкретное содержание амнистии определяется в самом акте об амнистии. Обычно такие акты носят комплексный характер и содержат предписания нескольких видов из числа предусмотренных ч. 2 ст. 84 Уголовного кодекса Российской Федерации, а иногда и не предусмотренных данной нормой.
    В разные периоды развития Российского государства акты об амнистии имели разную правовую форму: указов Президиума Верховного Совета СССР, Постановлений Верховного Совета СССР и даже Закона СССР от 01.11.1991 «Об амнистии военнослужащих, уклонившихся от военной службы». В настоящее время в соответствии с Конституцией Российской Федерации акт об амнистии принимается в виде постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
    В связи с тем, что практическое применение акта об амнистии представляет определенную сложность, помимо самого акта об амнистии Государственная Дума обычно принимает дополнительное постановление о порядке применения этого акта, в котором разъясняет вопросы, связанные с применением акта об амнистии (определяются органы, на которые возложено исполнение амнистии, раскрывается содержание терминов, использованных в акте об амнистии, и т.д.).
    Круг лиц, на которых распространяется действие конкретной амнистии, определяется в самом акте об амнистии путем максимально подробного их перечисления.
    Например, в соответствии с Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 30 ноября 2001 года № 2172-III ГД «Об объявлении амнистии в отношении несовершеннолетних и женщин» освобождению от уголовной ответственности подлежали:
    * подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений в возрасте до 16 лет, за которые предусмотрено наказание не свыше 6 лет лишения свободы;
    * подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений в возрасте от 16 до 18 лет, за которые предусмотрено наказание не свыше 6 лет лишения свободы, ранее не отбывавшие наказания в воспитательных колониях;
    * женщины, имеющие несовершеннолетних детей; беременные женщины; женщины старше 50 лет, женщины-инвалиды I или II группы, подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений, за которые предусмотрено наказание не свыше 6 лет лишения свободы, и ранее не отбывавшие наказания в исправительных учреждениях;
    * подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений в возрасте до 18 лет, подозреваемые и обвиняемые женщины, если за преступления, в совершении которых подозреваются или обвиняются указанные лица, предусмотрено наказание, не связанное с лишением свободы.
    Наряду с этим Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Об объявлении амнистии в отношении несовершеннолетних и женщин» предписывалось:
    * освободить от наказания женщин, условно осужденных и условно-досрочно освобожденных от оставшейся неотбытой части наказания, женщин, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, женщин, отбывание наказания которым отсрочено;
    * осужденных к лишению свободы за преступления, совершенные по неосторожности в возрасте до 18 лет, осужденных за преступления, совершенные в возрасте до 16 лет, осужденных за умышленные преступления, совершенные в возрасте до 18 лет, к лишению свободы на срок свыше 6 лет, отбывших не менее половины назначенного срока наказания, женщин, осужденных за умышленные преступления к лишению свободы на срок до 5 лет включительно, отбывших не менее одной третьей назначенного срока наказания.
    Указанный акт об амнистии содержал и предписания сократить неотбытую часть наказания осужденным к лишению свободы, не подпадающим под действие пунктов об освобождении от уголовной ответственности или наказания (на две третьих – женщинам, осужденным за неосторожные преступления, и лицам, совершившим такие преступления в возрасте до 18 лет; наполовину – осужденным на срок до 6 лет за умышленные преступления, совершенные в возрасте от 16 до 18 лет, женщинам, имеющим несовершеннолетних детей, беременным женщинам, женщинам старше 50 лет, женщинам-инвалидам I или II группы, женщинам, являющимся женами инвалидов войны I или II группы, а также вдовами или одинокими матерями, чьи мужья и (или) сыновья (дочери) погибли при защите Отечества; на одну треть – осужденным за умышленные преступления, совершенные в возрасте до 18 лет, на срок свыше 6 лет, отбывшим менее половины назначенного срока наказания, и др.).
    Рассмотренное Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Об объявлении амнистии в отношении несовершеннолетних и женщин» можно отнести к актам об амнистии широкого применения. Вместе с тем в последнее время все чаще стали объявляться амнистии, относящиеся к более узкому кругу лиц. Принятие таких актов, как правило, вызывается сложившейся в стране политической ситуацией.
    В качестве примеров так называемых политических амнистий можно привести Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации:
    * от 23.02.1994 «Об объявлении политической и экономической амнистии»;
    * от 09.02.1996 «Об объявлении амнистии в отношении лиц, участвовавших в противоправных действиях, связанных с вооруженным конфликтом на территории Республики Дагестан в январе 1996 г.»;
    * от 12.03.1997 «Об объявлении амнистии в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния в связи с вооруженным конфликтом в Чеченской Республике»;
    * от 13.12.1999 «Об объявлении амнистии в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния в ходе проведения антитеррористической операции на Северном Кавказе»;
    * от 06.06.2003 «Об объявлении амнистии в связи с принятием Конституции Чеченской Республики»;
    * от 22.09.2006 «Об объявлении амнистии в отношении лиц, совершивших преступления в период проведения контртеррористических операций на территориях субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Южного федерального округа».
    Благодаря «юбилейной» сороковой амнистии свободу получили более двадцати одной тысячи человек. Принятый документ коснулся следующих лиц:
    1) несовершеннолетних, осужденных за неумышленные преступления до 5 лет;
    2) несовершеннолетних, осужденных за умышленные деяния (более пяти лет), отбывших более 50% срока;
    3) матерей, имеющих несовершеннолетних иждивенцев;
    4) беременных;
    5) пенсионеров;
    6) ликвидаторов ЧАЭС;
    7) военнослужащих, бывших сотрудников правоохранительной системы;
    8) лиц с инвалидностью (первая, вторая группы).
    Недавно Конституционный суд постановил и утвердил российским судам принимать жалобы на отказ в амнистии , а так же рассматривать их по существу. По достоверным источникам, в Госдуме идет полномасштабная работа по подготовке расширенной амнистии на 9 мая 2015 года, частью которой должно стать освобождение многих «экономических» заключенных.
    В актах об амнистии, как правило, определяется и круг лиц, на которых ее действие не распространяется. Так, Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Об объявлении амнистии в связи с принятием Конституции Чеченской Республики» содержит перечень лиц, к которым отдельные предписания этого акта не должны применяться:
    * лица, совершившие деяния повышенной общественной опасности, исчерпывающий перечень которых приведен в рассматриваемом акте;
    * лица, совершившие преступления при особо опасном рецидиве;
    * иностранные граждане и лица без гражданства.
    К лицам, в отношении которых наряду с наказанием были назначены принудительные меры медицинского характера в виде лечения от алкоголизма или наркомании, а также к осужденным, больным венерическими заболеваниями, подлежащим освобождению от наказания, акт об амнистии обычно применяется после завершения интенсивного курса лечения. Однако эти правила должны быть прямо предусмотрены в акте об амнистии или в постановлении о порядке его применения.
    Амнистия распространяется на всех лиц, подпадающих под ее действие, независимо от того, согласны они с ней или нет. Однако амнистия не означает реабилитацию лица и является лишь прощением его за совершение преступления. Поэтому освобождение от уголовной ответственности в связи с актом об амнистии возможно только при отсутствии возражений против этого со стороны обвиняемого. При наличии таких возражений производство по делу продолжается в обычном порядке и доводится до судебного разбирательства, в котором суд постановляет либо оправдательный приговор, либо обвинительный, но с освобождением от наказания по акту об амнистии.
    Акт об амнистии является обязательным и безусловным основанием для смягчения участи лиц, указанных в нем (освобождения от уголовной ответственности, от наказания, сокращения срока наказания и т.д.). Такое основание не зависит от усмотрения органов, на которые возложено при.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44