VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Исторические предпосылки реставрации императорской власти.

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K000266
Тема: Исторические предпосылки реставрации императорской власти.
Содержание
Оглавление

ГЛАВА 1. Исторические предпосылки реставрации императорской власти.	2
1.1 Кризис сёгуната накануне реставрации Мэйдзи	2
1.2 «Открытие» Японии под давлением иностранных держав	7
1.3 Падение сёгуната и начало новой эпохи Мэйдзи	11
ГЛАВА 2. ВОЗВРАЩЕНИЕ ВЕРХОВНОЙ ВЛАСТИ ИМПЕРАТОРУ.	16
2.1 Ранние годы императора Мэйдзи	16
2.2 Вступление на престол	19
2.3 Императорская клятва из пяти статей. Укрепление власти	21
ГЛАВА 3. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В ЭПОХУ ПРОСВЕЩЕННОЙ МОНАРХИИ	30
3.1 Реформы Мэйдзи	30



ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РЕСТАВРАЦИИ ИМПЕРАТОРСКОЙ ВЛАСТИ.

1.1 Кризис сёгуната накануне реставрации Мэйдзи

        В первой половине 19 в. в японском обществе развился всеобъемлющий системный кризис. Он проявлялся во всех сферах жизни страны — в замедлении роста экономики, в распаде феодальной сословной структуры, в падении эффективности государственного управления и росте местного сепаратизма. Важным фактором обострения этого кризиса стала также деятельность в Японии иностранцев, появившихся там после вынужденного прекращения политики самоизоляции. 
        В японской истории этот период получил название бакумацу ( конец правления сёгуната). Хронологические рамки этого периода определяют по-разному: начало его относят к первым годам 19 в., когда появились кризисные явления в экономике, и к 30-м годам, когда правительство сёгуната пыталось провести реформы, закончившееся неудачей, и к середине 50-х годов, когда у берегов Японии появились иностранные военные корабли. Окончание же периода бакумацу датируется с абсолютной точностью — в конце 1867 г. сёгунат Токугава прекратил свое существование. 
        Говоря о социально-экономическом положении накануне реставрации, можно отметить, что в первой половине 19 столетия в Японии продолжала существовать жесткая сословная иерархия. Сёгунское правительство считало самураев своей военной опорой, а крестьян — источником экономического благосостояния. Так, формально они занимали две верхние ступеньки в общественной иерархии. Торговцев же рассматривали как непроизводительную силу и отводили им последнее место. 
        С развитием товарно-денежных отношений структура японского общества постепенно менялась. В экономической системе эпохи Токугава произошли важные изменения, подготовившие благоприятные условия для развития капитализма. Решающее значение при этом имели перемены в японской деревне. 
        К концу периода Токугава товарно-денежные отношения уже оказывали заметное влияние на жизнь деревни, хотя японское сельское хозяйство оставалось преимущественно натуральным. Ежегодно с наступлением зимы тысячи крестьян отправлялись на заработки в города, так как из-за огромных налогов занятие только одним сельским хозяйством не давало крестьянам возможности обеспечивать семьи. Кроме того, благодаря постепенному улучшению методов производства многие крестьяне стали возделывать часть продукции на рынке. 
        В итоге к концу периода Токугава японское крестьянство уже не представляло собой однородную массу. Это могли быть как богатые крестьяне, расширившие свои земельные владения и занимавшиеся наряду с сельским хозяйством торговлей, ростовщичеством и сдачей земли в аренду, так и безземельные крестьяне. Основная же часть была представлена крестьянами-собственниками, среди которых преобладали малоземельные крестьяне. 
        Одновременно с разложением натурального хозяйства в деревне началось зарождение предпосылок капиталистического производства в городах. К концу эпохи Токугава значительное развитие получили ремесла и торговля. Торговцы закупали товары, которые производили крестьяне и ремесленники, и реализовывали их в городах. 
        Значительного объема достигла торговля между разными районами Японии. Такому развитию торговли способствовали определенные обстоятельства. Во-первых, к началу 19 в. четко сформировалась специализация отдельных районов на определенных видах продукции. Во-вторых, существовала система заложничества, направленная на подавление сепаратистских настроений крупных феодалов. Согласно этой системе часть членов семей всех даймё была обязана проживать в столице сёгуната. Это способствовало значительному увеличению товарных потоков из провинций в Эдо для обеспечения потребностей проживающих там членов семьи даймё.
        С начала 19 в. существующий в стране режим стал претерпевать серьезные экономические трудности, которые свидетельствовали о том, что изменения в социальной и экономической структуре оказались несовместимы с жесткой политико-административной системой сёгуната. Страна созрела для важных перемен. 
        К началу 19 в. темпы роста производства риса в Японии заметно сократились. Возможности обеспечивать развитие как за счет расширения посевных площадей, так и за счет интенсификации их использования в рамках традиционной системы ведения хозяйства оказались исчерпаны. Это отразилось на доходах крупных феодалов и на выплатах своим вассалам — самураям низших рангов. Многие самураи лишились источников дохода и переходили в категорию ронин (самураев, не имевших хозяина). В итоге одни становились учителями, врачами, даже ремесленниками и мелкими торговцами, другие превратились в разбойников. 
        Выход из экономических затруднений феодалы пытались найти в усилении эксплуатации крестьянства. Усиление налогового гнета вело к падению сельскохозяйственного производства и к разорению крестьянства, чьё недовольство выливалось в восстания.
        Чтобы заплатить налоги, крестьяне были вынуждены обращаться к ростовщикам. Сосредоточив в своих руках огромные денежные средства, ростовщики постепенно скупали землю за долги, несмотря на формальные запреты. Так в деревне появлялось все больше безземельных крестьян и арендаторов. В то же время богатые крестьяне наряду с сельским хозяйством занимались торговлей, ростовщичеством и предпринимательством.
        Роль ростовщиков становилась все более заметной как в деревне, так и в городе. Финансовая мощь ростовщиков и торговцев все более усиливалась. 
        Даймё также часто приходилось занимать деньги у торговцев в счет будущих доходов. Таким образом, постепенно среди торговцев выделился слой, чьей основной сферой деятельности стало предоставление займов даймё и проведение финансовых расчетов между различными районами. 
        Торговцы успешно вели предпринимательскую деятельность, что способствовало появлению нового класса капиталистов. Уже в начале 19 в. появилось немало крупных мануфактур в шелкоткацкой, хлопчатобумажной и льняной отраслях. В то же время было создано несколько крупных оружейных мануфактур, принадлежавших даймё.
        Рост количества мануфактур вел к дальнейшему развитию товарно-денежных отношений и расширению внутреннего рынка. Однако, феодальные отношения препятствовали переходу к капиталистическому ведению хозяйства. 
        Крестьяне были вынуждены оказывать сопротивление дальнейшему усилению феодального гнета, борьба с которым выражалась в восстаниях. Эти восстания усилились в конце периода бакуфу, и можно определенно сказать, что именно они, подорвав основы феодального режима, оказали значительное влияние на исход политической борьбы против бакуфу. 
        Разорение крестьянства в условиях роста денежной экономики сильно ослабило позиции сёгуната и дайме и в конечном итоге привело их к финансовому упадку. Этот же самый процесс привел к обнищанию слоя феодальных слуг, которые все чаще бросали своих хозяев и становились ронинами, разбойниками, бандитами или же превращались в убежденных борцов антиправительственного лагеря. Все это свидетельствовало о том, что преданность самураев своим князьям — даймё или сёгуну — была в значительной степени подорвана.
        Усиливающееся разногласия между самураями низших рангов и клановыми или правительственными властями в конце концов должны были вылиться в политическую борьбу. Именно самураи низших рангов выступали в качестве ударной силы в наступлении против бакуфу.
        В политическую борьбу против бакуфу также включилась часть императорского окружения — кугэ. Сёгунат, понимая, что придворная знать может питать недовольство по отношению к нему, принимал меры предосторожности, чтобы помешать установлению связей между придворной знатью и даймё.
        Некоторые из наиболее активных кугэ — Ивакура, Сандзё, Токудайдзи — заключили секретный союз с наиболее решительными представителями антиправительственного лагеря, главным образом из клана Тёсю. Эти кугэ, пользовавшись большим влиянием благодаря своей близости к императору, стали центром сплочения оппозиционных даймё ( из кланов Сацума, Тёсю, Тоса и Хидзэн). 
        Культ преданности императору, который в течение длительного времени насаждали феодальные власти бакуфу, обернулся против них самих, когда их политические противники выставили лозунг «сонно» (уважение к императору). Положение трона при режиме Токугава ничем не отличалось от того положения, которое он занимал при предшествующих сёгунатах — Камакура и Асикага. Сёгун обладал фактической властью, а император находился в строгом уединении в Киотском дворце. Это обосновывалось тем, что личность императора не должна оскверняться заботами о государственных делах. Так, император обладал властью лишь номинально, а сёгунат располагал фактической властью.
        Токугавский сёгунат сумел до такой степени ограничить связь императора с внешние миром, что тот никогда не мог играть заметной роли в политической жизни страны. 
        В обстановке непрерывных восстаний, которые привели правительство бакуфу на грань разорения, оно столкнулось лицом к лицу с угрозой внешнего вторжения. Эта внешняя опасность, возникшая как раз в период разложения феодального режима, восстаний и наибольшего политического недовольства, оказалась решающим фактором, выявившим несостоятельность правления бакуфу. Сёгунат поставил страну перед опасностью чужеземного завоевания. Становилось ясно, что правительство окончательно потеряло право управлять страной.
        

1.2 «Открытие» Японии под давлением иностранных держав
        
        Опасность внешнего вторжения совпала по времени с периодом разложения феодализма и частых восстаний. 
        Географические условия способствовали изоляции Японии. Из всех азиатских стран она была менее всего досягаема для великих европейских морских держав.
        Однако, с начала XIX века иностранные суда стали все чаще появляться под разными предлогами у берегов Японии. Одни стремились защитить живущих там сограждан, другие пытались установить торговые связи, третьи старались закрепить свои права на северные острова (Россия), четвертые - контролировать свои китобойные суда (как США, для которых они стали очень важны после 1820 года). Европейцы, утвердившиеся в Китае после Опиумной войны 1840 года, вели себя все более вызывающе и требовали от Японии доступа в страну, не пренебрегая при этом угрозами, что вызывало политическую нестабильность.
        Первая официальная попытка США установить контакты с Японией была предпринята в 1846 г. Попытка оказалась неудачной – американцы не решились прибегнуть к силе. В 1852 г. американский президент Миллард Фильмор распорядился отправить к берегам Японии морскую экспедицию.
        Во главе экспедиции был поставлен горделивый и упорный коммодор Мэттью К. Перри. Незадолго до своей экспедиции Перри писал : «Когда мы смотрим на восточные владения нашего сильного морского соперника — Англии, на непрерывный и быстрый рост числа её укрепленных портов, мы убеждаемся в необходимости принять неотложные меры... К счастью, Японские и многие другие острова в Тихом океане еще не затронуты этим бессовестным правительством (т. е. английским). Некоторые из них расположены на великом торговом пути, который неизбежно приобретет исключительное значение для Соединенных Штатов. Не теряя ни одной минуты, следует принять самые решительные меры для закрепления за США достаточного количества портов»1. а сама экспедиция состояла из четырех военных кораблей, названных японцами «черными кораблями» из-за черного угольного дыма, который шел из паровых судов.
        Сопровождаемый тремястами вооруженными моряками, Перри обратился к представителям cёryнaтa с письмом от лица президента Филмора, который предлагал установить между странами официальные отношения. Перри объявил, что вернется за ответом через год. Cёryн Toкyraвa Иэясу скончался несколько дней спустя после этой демонстрации силы, и японские чиновники, весьма обеспокоенные случившимся, разделились во мнениях по поводу того, что теперь предпринять. Наконец, новый cёryн Toкyraвa Иэсада решился спросить совета у самого императора, чего не случалось с начала
17 века. Это навело многих японцев на мысль о том, что существующей власти приходит конец. Сторонников императора становилось все больше, а крупные княжества юго-запада уже в открытую высказывались против бакуфу, продолжающего укреплять береговую линию.
        В конце 1853 года русский адмирал Путятин прибыл в Нагасаки, но был вынужден вернуться в Шанхай из-за начинающейся Крымской войны.
И на следующий год он не смог наладить отношения с Cёryном. Встревоженный присутствием русских, Перри решил вернуться в Японию раньше намеченного срока и появился в бухте Эдо, в Канагаве, вместе с флотом, на кораблях которого насчитывалось 1600 человек, в феврале 1854 года. Такое сопровождение произвело впечатление, и сёгунат и Соединенные Штаты подписали соглашение о торговле 31 мая того же года. Соглашение состояло из двенадцати пунктов, открывало для иностранцев порты Симода и Хакодатэ
и позволяло американцам учредить консульство в Симоде. 
        Перри вернулся в начале 1855 года для подписания окончательного договора (21 февраля 1855 года). Сёгунат принял это соглашение, не заручившись поддержкой императора, лишь из страха перед военной мощью
Америки, и навлек на себя обвинения в трусости и государственной измене.
        Соединенные Штаты подали пример другим странам. В октябре 1854 г. был подписан японо-британский, а в январе 1855 г. — японо-русский договор, получивший название «Симодский трактат». Продолжили серию подобных договоров Голландия, (январь 1856 г.), Франция (октябрь 1858 г.) и ряд других государств.2
        Император, узнав о договорах, навязанных Китаю, не осмелился противостоять подписанию соглашений cёryнaтa с иностранцами
и одобрил заключение второго договора с американцами, открывшего им доступ к новым портам и обеспечившего их дипломатическим
иммунитетом. 
        Сложившаяся ситуация вызвала недовольство сторонников императора и спровоцировала волну сопротивления и даже ненависти к европейцам.
        Япония вышла из состояния изоляции на мировую арену, но не как самостоятельное государство и равноправный партнер, а как зависимая страна, которой были навязаны неравноправные соглашения. Эти договоры открывали японский рынок для иностранных товаров, вводили невыгодный обменный курс валют, закрепляли систему экстерриториальности иностранцев. 
        «Открытие» Японии способствовало, с одной стороны, её активному вовлечению в мировые торгово-экономические связи, а с другой — усугубляло кризис малопроизводительного хозяйства феодального типа. Резко подскочили цены на товары, пользовавшиеся хорошим спросом на мировом рынке ( прежде всего, шелк, рис и чай). Вместе с тем, внутренний рынок был переполнен всевозможной импортной продукцией машинного производства, что привело к снижению цен на многие виды отечественной продукции. Всё это привело к дисбалансу системы цен в стране.
        Однако самым сильным ударом по экономике страны явилась организованная иностранными торговцами спекуляция золотом. Пользуясь тем, что в Японии соотношение цены золота к серебру было гораздо ниже, чем в Европе и США, иностранцы начали ввозить в Японию серебро и и закупать на него в огромном количестве золото, что вызвало экономическую разруху на японском рынке, истощению запасов золота и подрыву финансовой системы страны. 
        Развитие внешней торговли также способствовало обогащению купеческой верхушки. Именно она, используя контакты с западными странами  и их технический опыт, создала основу для развития первых капиталистических предприятий в судостроении, металлургии, прядильном и ткацком производстве. Что касается самураев низших рангов, многие из них стали представителями буржуазного сословия. Так, в княжествах Сацума, Тёсю, Мито именно самураи нередко становились во главе вновь создаваемых промышленных предприятий. 
        В последнее десятилетие существования сёгуната правительство пыталось осуществить ряд реформ, которые затем были продолжены правительством Мэйдзи. После открытия портов некоторые японцы были посланы для обучения за границу. Были отменены ограничения на строительство океанских судов. Началось строительство металлургических заводов на основе западных технологий, причем для финансирования строительства правительство даже прибегло к займам во Франции и США. Всего за период с 1854 по 1868 гг. в стране было создано около 50 предприятий тяжелой промышленности ( судостроительных, машиностроительных, металлургических, оружейных и т.д.) и более 100 предприятий легкой промышленности.3
        «Открытие» Японии явилось тяжелым испытанием для экономики страны. Именно сложная экономическая ситуация, связанная с трудностями приспособления страны к мировому рынку после открытия портов, и привела к окончательному развалу сёгуната Токугава. 
         
         
1.3 Падение сёгуната и начало новой эпохи Мэйдзи
         
        С 1854 г. духовная и политическая оппозиция сёгунату всё более нарастала. В ней участвовали кугэ — придворная аристократия, даймё юго-западных княжеств, самураи как высших, так и низших рангов, верхушка нарождавшейся буржуазии.
        Однако, оппозиция была далеко не едина. Участвовавшие в ней преследовали разные цели: кугэ — повышение престижа императорской власти,  тодзама-даймё — уравнение прав с фудай-даймё, предприниматели — получение статуса, который соответствовал бы их реальному общественному весу.  Важную роль в борьбе против бакуфу также сыграло нарастание сепаратистских настроений в регионах и, одновременно, прямое соперничество между различными княжествами, такими как Тёсю и Сацума.
        Так, несмотря на то, что борьба против правительства разворачивалась под лозунгом «свержение бакуфу», конечные цели этой борьбы различные стороны оппозиции понимали по-разному. Одни — выступали за фактическое сохранение системы бакуфу, при том, что политическая власть сёгуна передавалась бы императору, другие — за полную ликвидацию всех институтов бакуфу в процессе реставрации императорской власти. 
        Однако, оппозиционеры были едины в одном  — все они выступали за «изгнание варваров». Постепенно требование «почитания императора» (сонно) прочно соединилось с призывом к «изгнанию варваров» (дзёи), образовав сочетание сонно-дзёи, ставшее главным девизом оппозиции. 
        Сёгунат подвергался атакам со всех сторон. С одной стороны, на него оказывали давление приверженцы сонно-дзёи, с другой — западные державы, которые требовали еще шире открыть ворота страны. Вместе с тем, сёгуну приходилось иметь дело с императорским двором и периодически направлять войска против мятежных юго-западных княжеств, отношения с которыми особенно обострились в 1865-1866 гг. Положение бакуфу осложнялось восстаниями крестьян, в том числе в таких крупных городах как Эдо и Осака.
        Одновременно с развитием политической борьбы происходило знакомство с военными технологиями западных держав, и вскоре даймё убедились в пользе сотрудничества с иностранцами. Для ведения успешной борьбы против бакуфу Сацума и Тёсю начали закупать в большом количестве английское вооружение.
        Внутри антисёгунской оппозиции не было единства мнений относительно методов возвращения власти императору и политики в отношении иностранных держав. Одни выступали за насильственное свержение бакуфу, вплоть до убийства сёгуна. Другие, опасаясь гражданской войны, предпочитали действовать путём заговоров и интриг. 
        В результате активных договоров между представителями княжеств Сацума, Тёсю и Тоса был заключен союз и подписано соглашение о необходимости восстановления суверенной власти императора. Добиться возвращения власти императору предполагалось мирным путем: сёгун должен был добровольно отказаться от власти в пользу императора, став в один ряд с другими даймё.
        Сёгун Токугава Ёсинобу с разных сторон, и даже из собственного окружения получал предложения о добровольной передаче власти императору. В частности, ему было передано послание с такой просьбой от представителя княжества Тёсю Гото Сёдзиро. 
        9 ноября 1867 г. последний в истории Японии сёгун Токугава Ёсинобу подал в отставку. Объясняя причины своего решения он отмечал:
         «В настоящее время по мере того, как наши отношения с внешним миром все более и более развиваются, государство может распасться на составные части, если не будет управляться единой центральной властью. Поэтому необходимо изменить старый порядок вещей, вернуть суверенную власть императору, широко развить деятельность совещательных учреждений, добиться, чтобы решения по вопросам политики принимались императором при поддержке всего народа, и тогда Японская империя будет в состоянии поддержать свое достоинство и положение среди других государств мира».4 
         
        3 января 1868 года в Киото был созван императорский совет. Помимо членов императорской семьи, в нем приняли участие представители придворной аристократии и всех основных княжеств. Главными организаторами этого заседания были такие видные государственные деятели как Ивакура Томоми, Окубо Тосимити и Гото Сёдзиро. Они разработали основные документы, закрепляющие переход власти от сёгуна к императору. Самым важным из них был манифест о реставрации императорской власти. 
        Согласно манифесту, провозглашалась отставка Токугава Ёсинобу с поста сёгуна, упразднялась политическая система сёгуната, устанавливалась новая правительственная система. 
        Несмотря на добровольное отречение Ёсинобу от власти, сторонники свержения сёгуната считали необходимым нанести бакуфу сокрушительный удар. Они стремились лишить главу дома Токугава не только политической, но и экономической власти, ведь ему принадлежала примерно четверть всех земель и он мог претендовать на ведущую роль и при новой политической системе.
        Вопреки предварительной договоренности, бывшему сёгуну не было предложено какого-либо важного поста в новом правительстве. Более того, у лишенного всякой власти сёгуна потребовали передать императору земельные владения дома Токугава и казну бакуфу.
        Токугава Ёсинобу был крайне возмущен таким поворотом дел. И в конечном счете, политические разногласия привели к гражданской войне. Войска бывшего сёгуна были разгромлены отрядами антисёгунской армии, что ускорило окончательный распад системы бакуфу.
        Войска антисёгунской коалиции получили статус правительственных, а войска Ёсинобу были признаны мятежными. Сам же сёгун был лишен званий и титулов. 
         События в Японии 1868-1869 гг. носили поистине революционный характер. Свержение сёгуната и последующие реформы, осуществленные новой властью заложили основу для процветания Японии в современном мире. Страна встала на путь капиталистического развития и ускоренной модернизации. Был определен дальнейший путь развития страны, а структура японского общества была радикально изменена. 
        Появление манифеста о реставрации императорской власти 3 января 1868 г. и последующие события стали носить название «реставрация Мэйдзи». Историческое значение этого периода крайне велико. Реставрация Мэйдзи ознаменовала собой возвращение к правлению императора, вокруг которого произошло сплочение японской нации. 
ГЛАВА 2. ВОЗВРАЩЕНИЕ ВЕРХОВНОЙ ВЛАСТИ ИМПЕРАТОРУ.
         
2.1 Ранние годы императора Мэйдзи
         
        Будущий император Муцухито был рожден в Киото 3 ноября 1852 года. Он был вторым сыном императора Комэя. Матерью Муцухито была одна из наложниц императора Ёсико (1835–1907). Роды случились около полудня, и в соответствии с традициями проходили в отцовском доме, который был расположен в нескольких сотнях метров от дворца. На шестой день после рождения ребенку дали его первое имя – Сатиномия («Счастливый принц»). Согласно традициям, с переходом в следующую возрастную категорию человека нарекают по-новому, поэтому принц не ограничился одним именем.
        Император Комэй увидел своего сына только по прошествии месяца. Именно такой срок полагался младенцу для того, чтобы очиститься от скверны, вызванной родами. При встрече император одарил наследника амулетами и игрушками.
        С самого детства наследных принцев окружали завидным вниманием и берегли от всяких угроз как реальных, так и мнимых, среди которых были и разного рода нечистые силы. Надо сказать, что суеверия пронизывали весь двор. 
        Будущего императора эти суеверия и ритуалы коснулись с первых дней рождения. Маленького наследного принца охраняли собаки из папье-маше, на его лбу выводили иероглиф «собака» – все с теми же охранными целями. При этом при каждом перемещении младенца в комнате разбрасывались рисовые зерна из ведра с двумя белыми шнурами, на которых завязывали узел, когда ребенок чихал. Считалось, что чем больше младенец чихнет в первую неделю после рождения, тем дольше будет жить.5
        Согласно древним традициям, ребенок императора воспитывался не во дворце, а в материнском доме. Однако сама мать, как и было положено даме на государевой службе, большую часть времени проводила во дворце. Главной воспитательницей младенца стала его прабабка Накаяма Цунако.
        Принц Сатиномия, будущий император Мэйдзи, которому предстояло стать символом современной Японии, воспитывался в духе тысячелетних традиций. Он должен был соблюдать многочисленные табу, предписанные его происхождением.
        В Японии лица императорской фамилии, опасаясь сглаза, не показывались подданным. За пределами дворца они были обязаны передвигаться исключительно в паланкине, на крыше которого возвышалась птица-феникс, считавшаяся императорским знаком. Юный принц, будучи обязанным следовать запрету, должен был не показывать свое лицо. 
        Традиционно у японских императоров было множество наложниц. Император Комэй не являлся исключением. Однако, помимо наложниц у императора была и главная жена. Считалось, что именно ее дети имеют лучшие шансы на занятие престола. Однако болезни супруги и смерти ее детей часто приводили к тому, что занять престол было некому. И тогда императрица усыновляла ребенка какой-нибудь из наложниц. Для японского общества в этом не было ничего необычного. Присвоение фамилии было более важным, чем реальное кровное родство. 
        Роль наложницы была весьма почетной и выгодной как для самой женщины, так и для ее родственников, но наложница не имела права на общественно признанную супружескую жизнь. Права определять дальнейшую судьбу детей им также не предоставлялось. Так, вскоре после рождения сына Ёсико передала свои материнские права императрице Тёси. При этом не было никакого секрета в том, кто является биологической матерью принца.
        На восьмом году жизни принц Сатиномия приступил к учению. Принц обучался каллиграфии, брал уроки по чтению конфуцианского канона, изучал классиков конфуцианства, в которых, как считалось, заключена вся премудрость. Знание китайского языка было обязательным для образованного человека. Однако, это был язык письменный. Так как японцы произносили иероглифы на японский лад ни один китаец не понял бы их. Поскольку жизнь наследного принца не предполагала, что он будет покидать стены императорского дворца, Сатиномия не изучал ни естественнонаучных дисциплин, ни географии. Любимым предметом принца была военная история. Сатиномия любил читать воинский эпос и повествования о подвигах прославленных средневековых воинов.
        Он также увлекался сочинением стихов в стиле танка. Любовь к поэзии будущий император сохранил на всю жизнь, сложив за отпущенные ему годы около ста тысяч стихотворений.
        В апреле 1860 года будущий император принял участие в двух важнейших церемониях, символизировавших переход от детства к отрочеству – обрезании кончиков волос и опоясывании настоящим поясом вместо детского шнура. Наиболее же значимым событием явилось провозглашение Сатиномия престолонаследником 11 ноября того же года. 6Теперь ему полагалось жить не биологической матерью, а с императрицей в её покоях. 
        Получение нового статуса предполагало и присвоение нового имени. Отныне престолонаследник был наречен Муцухито. 
        В 1867 году скончался отец Муцухито император Комэй. Официальной причиной смерти была признана оспа. Комэй похоронили на территории буддийского храма Сэннюдзи в восточной части Киото, в котором покоились останки многих государей.
        Из-за боязни ритуального загрязнения Муцухито не сопровождал гроб своего отца на кладбище. Две недели Муцухито провел в Траурном дворце, где молился об успокоении души покойного.

2.2 Вступление на престол
        
        Накануне коронации Муцухито обстановка в стране была напряженной. Однако это не могло отменить череду ритуалов, связанных с восхождением на трон нового императора.  3 февраля 1867 года наследный принц во время состоявшейся в Киото короткой церемонии формально вступил на хризантемовый трон. Новый император продолжил классическое образование, которое не включало в себя основы политики. 
        Муцухито было всего 15 лет, когда он формально взошел на престол. К тому времени он даже не успел совершить обряд совершеннолетия. 
        По случаю смены императора объявили амнистию. Это была давняя традиция. Считалось, что амнистия – дело, угодное самому Небу. А в начале правления особенно важно заручиться поддержкой небесных сил. Также были прощены наиболее решительные сторонники изгнания иностранцев, которые находились под домашним арестом.
        3 января 1868 года в Киото состоялся Императорский совет. В присутствии императора были зачитаны составленные от его имени указы, в том числе «Манифест о реставрации Императорского правления». 
        Согласно этому документу, была объявлена реставрация прямого Императорского правления. Был ликвидирован сёгунат, а также должности Императорского регента и канцлера. Учреждалась новое новая система государственного управления, которая получила название сансёку («три должностных ранга»). Во главе правительства стоял председатель (сосай), который в свою очередь руководил двумя группами советников — старших (гидзё) и младших (санъё). 
        Председатель должен был быть принцем. В группу старших советников входили члены императорской фамилии, придворная аристократия и представители крупных юго-западных княжеств. Группу младших советников  также составляла аристократия и представители важнейших княжеств. Формально эта группа советников имела более низкое положение и работала под руководством старших советников. Однако именно младшие советники играли ведущую роль, поскольку именно они были политическими лидерами реставрации. 
        В подчинении этих трех категорий высших должностных лиц находились 7 управленческих подразделений, ведавших делами религии, внутренними делами, внешнеполитическими вопросами, военными вопросами, финансами, уголовными и административными делами. В феврале 1868 года эта система была реорганизована: отделы были преобразованы в департаменты. Был также создан департамент, который непосредственно обеспечивал деятельность главы правительственной системы. Именно в него вошли известные политические деятели из юго-западных княжеств, такие как Окубо Тосимити, Гото Сёдзиро и Кидо Такаёси. 
        Вместе с манифестом о реставрации императорской власти были изданы важные указы, которые касались внешней политики. 3 февраля 1868 года был издан адресованный иностранным державам указ о восстановлении императорской власти:
         « Сим объявляем монархам и подданным всех иностранных держав, что по просьбе Ёсинобу, сёгуна из дома Токугава, ему было разрешено снять с себя полномочия власти.
         Отныне Мы будем самолично осуществлять верховную власть во всех внутренних и внешних делах.
         Соответственно титул "сёгун", фигурировавший до сих пор в договорах, должен быть отныне заменен титулом   "император".
         Для сношений с иностранными державами будут назначены особые чиновники. Посланники иностранных держав должны принять к сведению объявляемую сим нашу волю»7
        Вскоре был опубликован указ, касающийся отношений с иностранными державами, в котором говорилось:
         
         «Покойный император издавна заботился об установлении хороших отношений с другими странами, что чрезвычайно важно для нашей страны. Ошибочная политика правительства сёгуна способствовала распространению в обществе неправильных взглядов по этому вопросу, что вызвало достаточно серьёзные осложнения внутри страны. С изменением обстановки в нашей стране Мы прекращаяем политику изоляции. Сим Мы уведомляем, что отныне отношения с иностранными государствами устанавливаются на основе международных правил».8
         

2.3 Императорская клятва из пяти статей. Укрепление власти
        
        Важнейшей программой, определившей политический курс новой власти стал документ, получивший название «Императорская клятва пяти пунктов». 
        Во дворце Госё состоялась масштабная церемония, на которой присутствовала вся политическая элита. Целью этой церемонии было создание общего для этой элиты политического и идеологического поля. 
        Перед проведением церемонии в зале провели синтоистский обряд очищения  – обрызгали помещение соленой водой и разбросали рисовые зерна. После того как глава синтоистского придворного ведомства прочел молитву, Муцухито занял свое место на возвышении в северной части залы, ведь в соответствии с древними традициями, государь является земным воплощением Полярной звезды и потому должен находиться на севере, а его подданные – на юге. Место, где сидел Муцухито, с трех сторон окружали ширмы с изображением четырех времен года – символ того, что именно император обеспечивает правильное чередование сезонов и, таким образом, богатый урожай. Огромным новшеством стало то, что Муцухито не был скрыт от присутствующих занавесом. Большинство присутствующих увидели своего повелителя впервые в жизни.
        Заместитель главы правительства Сандзё Санэтоми прочел синтоистскую молитву, призывающую богов Неба и Земли. Затем Муцухито прошествовал к алтарю,  поклонился и совершил приношения красной и белой материей, ведь именно сочетание этих цветов является в синто наиболее чтимым. Затем Санэтоми перед алтарем от имени императора прочел текст «Высочайшей клятвы пяти пунктов». 
        Статьи «Клятвы» были неоднократно редактировались, но поскольку они были сформулированы в чрезвычайно абстрактных выражениях, буквальному переводу они поддаются плохо. Суть «Императорской клятвы пяти пунктов» состояла в следующем: 
        1. Император обещал принимать решения на основе «общественных собраний» и учета м.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44