VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Исторические аспекты уголовной ответственности за незаконный оборот

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W001000
Тема: Исторические аспекты уголовной ответственности за незаконный оборот
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
     
Введение……………………..……………………………………………………….3
1 Исторические аспекты уголовной ответственности за незаконный оборот
драгоценных металлов, природных драгоценных каменей или жемчуга 
в законодательстве России……………………………………………….................7
1.1 Уголовная ответственность за незаконный оборот драгоценных
металлов, природных драгоценных камней и жемчуга  в законодательстве 
России: 1834-1996 года…………………………………………………………...…7
1.2 Нарушение законодательства об обороте драгоценных металлов 
природных драгоценных камней или жемчуга в системе экономических 
преступлений по УК РФ………………………………………………………...…16
2 Особенности квалификации преступлений, предусматривающих 
уголовную ответственность за незаконный оборот драгоценных металлов, 
природных драгоценных камней или жемчуга
в действующем законодательстве РФ…………………………………………….24
2.1  Объективные признаки состава преступления,
предусмотренного ст. 191 УК РФ……………………………………………...….24
2.2 Субъективные признаки состава преступления, предусмотренного 
ст. 191 УК РФ……………………………………………………………………….40
2.3 Отграничение незаконного оборота драгоценных металлов, 
природных драгоценных камней или жемчуга от смежных
составов преступлений…………………………………………………………..…47
Заключение……………………………………………………………………….…59
Список  использованных источников…………………………………...…….…..65
     
     



ВВЕДЕНИЕ
     
     Статья 8 Конституции Российской Федерации1 гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров и услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
     Обеспечение законных гарантий предпринимательской и иной экономической деятельности – обязанность государства. Реализация указанных гарантий осуществляется государством посредством уголовно-правового регулирования различных сфер экономической деятельности, что закономерно отражено в главе 22 Уголовного кодекса Российской Федерации2 (далее – УК РФ).
     Драгоценные металлы и драгоценные камни всегда являлись и будут являться тем объектом, который привлекает особое внимание преступников, так как они могут быть использованы как средство накопления, обладающее высокой стоимостью, незначительным объемом и высокой степенью сохранности.
     Экономические отношения, складывающиеся в сфере оборота драгоценных металлов, природных драгоценных камней и жемчуга, всегда находились в ряду важных государственных интересов. Кроме того, в связи с тем, что драгоценные металлы и драгоценные камни имеют особую ликвидность и высокую стоимость, государством установлена ограниченная оборотоспособность на указанные ценности.
     На современном этапе развития Российского государства состояние преступности в сфере оборота драгоценных металлов и драгоценных камней вызывает особую тревогу. На фоне либерализации валютного рынка, предоставления самостоятельности добывающим, перерабатывающим, обрабатывающим и использующим драгоценные металлы и драгоценные камни предприятиям, учреждениям и организациям, наглядно прослеживается уязвимость и слабая защищенность данного сектора экономики от преступных посягательств.
     В условиях осуществления сложных комплексных мероприятий по предупреждению преступлений крайне важным остается решение теоретических и практических проблем, относящихся к совершенствованию уголовного законодательства и конкретной уголовно-правовой нормы, предусматривающей ответственность за незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга.
     Существование в законодательстве, регулирующем обращение ценнос-тей, большого количества оговорок и противоречий, несоответствие терминов, использованных в нормативных документах, еще раз подчеркивает необходимость научной разработки указанных уголовно-правовых вопросов, а также определяет актуальность настоящего комплексного исследования, его значимость для теории и практики.
     Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере уголовно-правовой охраны драгоценных металлов, драгоценных камней и жемчуга.
     Предметом исследования являются уголовно-правовые нормы, устанавливающие ответственность за посягательства на законодательно определенный порядок обращения драгоценных металлов, драгоценных камней и жемчуга.
     Целью исследования является комплексный уголовно-правовой анализ реализации уголовной ответственности за преступные  посягательства, предусмотренные ст. 191 УК РФ. 
     Поставленная цель предопределила следующие задачи:
     -  проанализировать развитие уголовной ответственности за незаконный оборот  драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга в отечественном законодательстве;
     - определить состав ст. 191 УК РФ в системе экономических преступлений;
     -  охарактеризовать объективные признаки состава преступления, предусмотренного ст. 191 УК РФ;
     - охарактеризовать субъективные признаки состава преступления, предусмотренного ст. 191 УК РФ;
     - выявить особенности квалификации ст. 191 УК РФ при конкуренции уголовно-правовых норм. 
     Методы исследования:  историко-юридический,  формально-юридичес-
кий, логический, сравнительно-правовой, индукция. 
     Нормативную базу исследования составили Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, федеральные законы, акты органов государственной власти советского периода.
     Логическая структура работы обусловлена целью и задачами исследования и включает введение, две главы, объединяющие пять параграфов, заключение и список  использованных источников.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
1 ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 
ЗА НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ, ПРИРОДНЫХ ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ ИЛИ ЖЕМЧУГА 
В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИИ

1.1 Ретроспективный анализ развития отечественного
законодательства в сфере оборота природных ресурсов

     История добычи и использования человеком драгоценных металлов и драгоценных камней непосредственно связана с историей развития цивилизации. Веками золото и серебро являлись мировыми деньгами, составляя основу финансовых отношений между государствами и отдельными лицами.
     Контроль за обращением драгоценного металла в России известен с XI века. При правлении Михаила Федоровича в начале XVII века уже четко обозначено стремление правительства регулировать качество вращающегося в стране драгоценного металла, в том числе жесткими мерами, для усиления надзора за клеймением его в Серебряном ряду. Неисполнение приказа о соблюдении качества серебра в изделиях каралось смертной казнью. А так как с образованием всероссийского рынка в Москву обильно стекалось ветошное серебро из провинции и «немецкое» серебро из-за границы, то давалось предписание его немедленно переплавлять, запрещалось под страхом смертной казни пускать его в дело даже для частного употребления заказчика3.
     Ряд государевых указов  свидетельствуют о злоупотреблениях, которые, по- видимому, вошли в обиход мастеров и торговцев довольно прочно. В частности запрещалось паять вещи, изготовленные из драгоценных металлов медью и в пустые места для весу заделывать свинец, смолу и прочее, продавать золоченые медные изделия как золотые и серебряные, добавлять к золоту зеленую медь, а к серебру мышьяк, ртуть и прочие металлы и минералы, от которых «вид дает в белизне пробующему на камень». Ослушников грозили
«казнить смертью, ибо оный не одному  кому  обиду  сделает,  но  всему госу-
дарству вред нанесет».
     До Октябрьской революции 1917 г. в России существовала государственная монополия за обращением драгоценных металлов и камней. Так, согласно ст. 612 «Уложения о наказаниях уголовных и исправительных» с 1845 года  к уголовной ответственности: привлекался виновный в «продаже или покупке шлихового или самородного золота, заведомо для: виновного не освобожденного от оплаты горной податью, без соблюдения установленных правил, а также в вывозе за границу шлихового или самородного золота, заведомо для виновного не освобожденного от оплаты горною податью, без, разрешения министра торговли и промышленности». Наказывались такие деяния тюремным заключением на срок от трех до шести месяцев, со специальной конфискацией, золото отбиралось в казну или для кабинета Его императорского величества, по принадлежности.
     Наибольшее, развитие правовое регулирование оборота  драгоценных металлов и драгоценных камней в истории российского права получило в советский период. Своеобразным этапом развития экономики золота России были первые годы советской власти. Начиная с 1917 г. государственная политика регулирования, обращения исследуемых ценностей периодически меняет свое направление то в сторону ужесточения, то ослабления регулирования данных правоотношений.
     В частности в период «военного коммунизма», при  жесткой централизованной социально-экономической системе, государство сконцентрировало в своих руках почти все ресурсы. Страна нуждалась в источниках финансирования, в связи с чем предпринимались всяческие попытки к их изысканию. Первым источником поступлений финансов в государственную казну стало национализированное (Декретом от 14 декабря 1917 г.) банковское золото.	
     С декабря 1917 г. государство взяло под свой контроль внутреннее обращение золота и платины. Внимание правительства было ориентировано, исключительно на золотообрабатывающую промышленность, дела пробирного надзора, золотосплавочных лабораторий и ювелирных мастерских (все это в последующей официальной оценке правительственной политики было «первичной зачаточной формой организации золотого дела»); оставляя в стороне добычу металла.
     В январе 1918 г. правительство РСФСР устанавливает государственный контроль, над обращением драгоценных металлов. В соответствии с январским постановлением ВСНХ государство, монополизировав обращение золота, обязало все золотопромышленные и золотообрабатывающие предприятия немедленно сдавать имевшееся у них золото государству.
     Постановлением ВСНХ РСФСР  (от 12 января 1918 г.) были охвачены и урегулированы три важнейших направления в сфере оборота драгоценных металлов:
     – принадлежность добываемого драгоценного метала и порядок передачи его государству;
     – изготовление ювелирных изделий из золота и порядок их опробования;
     – порядок ввоза драгоценного металла из-за границы.
     За нарушение данных положений устанавливалось наказание до одного года тюремного заключения с конфискацией всего имущества.
     В первые годы советской  власти были предприняты жесткие меры по борьбе со спекуляцией, в том числе и драгоценного металла. Согласно Декрету о спекуляции, за сбыт, скупку и даже хранение всякого золота – «сырого», в слитках и монете – полагалось лишение свободы на срок не менее 10 лет с конфискацией имущества4.
     Таким образом, в период с 1917 г. по март 1921 г. в Советском государстве наблюдается тенденция к ужесточению законодательства, по сравнению  с Уголовным уложением имперского периода,  регулирующего оборот драгоценных металлов и драгоценных камней. Нахождение этих ценностей в свободном обороте ограничивалось, а в «сыром виде» запрещалось. Изделия из благородных металлов могли находиться в собственности частных лиц (в пределах норм, установленных законом). Такие требования были вызваны сложившейся в стране экономической и финансовой ситуацией.
     Следующий этап экономического развития Советского государства - новая-экономическая политика (НЭП) была принята весной 1921 г. X съездом РКП (б), сменив политику «военного коммунизма».
     В целом политика советского государства по-прежнему была направлена исключительно на «нормирование распоряжения золотом как готовым продуктом». В январе 1921 г. на законодательном уровне драгоценные металлы и драгоценные камни были отнесены к числу валютных ценностей.
     Основой правового регулирования интересующей нас области общественных отношений стал Декрет Совнаркома РСФСР от 4 апреля 1922 г. «Об обращении золота, серебра, платины, драгоценных камней и иностранной валюты». Данный нормативный акт отменил обязательную сдачу государству имеющихся у населения золота, платины и серебра в изделиях, слитках и монете, а равно драгоценных камней и иностранной валюты. Таким образом, обязательная сдача государству имеющихся у населения валюты и валютных ценностей была отменена, допускалось свободное распоряжение драгоценными металлами в слитках и в изделиях, а также драгоценными камнями, Уголовным кодексом РСФСР 1922 г. в главе «Преступления хозяйственные» была предусмотрена ответственность за нарушения правил оборота валютных ценностей: ст. 138 включала состав спекуляции иностранной валютой; ст. 97 – нарушение законов и обязательных постановлений о вывозе за границу и ввозе из-за границы товаров и валютных ценностей; ст. 139 – нарушение правил о сдаче платины государству; ст. 136 предусматривала уголовную ответственность за нарушение положений, регулирующих проведение в жизнь государственных  монополий  (в  виде  принудительных  работ  или  лишения 
свободы на срок не меньше шести месяцев).
     Пробирное дело в молодом Российском государстве на законодательном 
     уровне начинает оформляться лишь к 1925 году. Одним из первых нормативно-правовых актов, регулирующим данную область правоотношений, стало постановление ЦИК и СНК СССР от 10 апреля 1925 г.  «Положение о пробирном надзоре», в котором устанавливалось, что все предназначенные к продаже изделия из благородных металлов, как изготовленные на территории Союза ССР, так и ввезенные из-за границы, должны удовлетворять одной из установленных проб и должны быть заклеймены в пробирном учреждении.
     За нарушение правил, установленных «Положением о пробирном надзоре», при торговле золотом, серебром, платиной и металлами платиновой группы устанавливалась уголовная ответственность, согласно законодательству союзных республик. В случае обнаружения изделий, не отвечающих требованиям установленных правил (предназначенные к продаже не заклейменные, имеющие на себе фальшивое клеймо предметы, отдельные части которых не соответствуют указанной клеймом пробе и т.п.), против нарушителей возбуждалось уголовное преследование, изделия конфисковывались5.
     Определенные новеллы, уголовной ответственности в сфере оборота драгоценных металлов и камней, внес вступивший в силу с 1 января 1927 г. закон, дополнивший гл. 2 «Преступления против порядка управления» ответственностью в виде лишения свободы на срок не ниже одного года и штрафа до трех тысяч рублей за нарушение валютных операций. При условии занятия лица указанными операциями в виде промысла лишение свободы устанавливалось не ниже одного года с конфискацией имущества.
     В указанную главу была введена норма, устанавливающая ответственность за хранение в торговом заведении неклеймёных изделий из золота, серебра и платины и сбыт таковых (ст. 106). За данное преступление был предусмотрен штраф в размере не менее десятикратной пробирной платы, взимаемой за испытание и клеймение обнаруженных изделий и их конфискация6.
     Таким образом, в период НЭПА уголовное законодательство РСФСР предусматривает суровую ответственность за нарушение установленных правил. В то же время прослеживаются первые меры по либерализации условий добычи и обращения благородного металла, что выражается в расширении круга субъектов добычи самородного драгоценного металла и совершения с ним сделок, а также в разрешении вывоза и ввоза из-за границы благородных металлов.
     В 1927 г. с началом индустриализации начался кризис финансовой системы, обострился «товарный голод». Все это привело к «чрезвычайным мерам» – репрессиям, реквизициям, продразверстке, раскулачиванию, то есть военно- коммунистическим методам.
     С 1937 г. произошел коренной поворот валютной политики СССР. В январе 1937 г. ЦИК и СНК СССР своим постановлением  резко ограничили рамки оборота валютных ценностей, установив исключительное право Государственного банка Союза ССР на совершение на территории СССР сделок с золотом, серебром, платиной и металлами платиновой группы.
     В области пробирного дела, согласно Положению о пробирном надзоре, принятом в 1950 г., все изготовляемые на территории СССР бытовые изделия из драгоценных металлов должны были удовлетворять одной из узаконенных в СССР проб и заклеймены в одной из инспекций пробирного надзора. Все субъекты, перерабатывающие и применяющие драгоценные металлы и драгоценные камни, а также отдельные лица, производящие операции с драгоценными металлами, были обязаны вести строгий учет драгоценных металлов, драгоценных камней, а также их отходов. Лица, виновные в нарушении Положения; о пробирном надзоре, привлекались к уголовной ответственности.
     Государство, осуществляя постоянный контроль за сферой обращения валютных ценностей, устанавливало ответственность, за нарушение действующих правил. Уже 25 декабря 1958 г. был принят Закон СССР «Об уголовной ответственности за государственные преступления». Статья 25 данного Закона определяла-как преступление-нарушение правил о валютных операциях, а также спекуляцию валютными ценностями и устанавливала наказание в виде лишения свободы, на срок от трех до восьми лет с конфискацией валютных ценностей7.
     Введенная в УК 1960 г. норма устанавливала ответственность за нарушение правил сдачи государству добытого из недр земли золота или других драгоценных металлов или драгоценных камней. За те же действия, причинившие крупный ущерб государству, предусматривалось наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет с конфискацией имущества (ст. 167). Позднее уголовно наказуемым стало еще и нарушение правил разработки недр отдельными гражданами, за которое устанавливалось наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет.
     Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 марта 1970 г. был принят более мягкий закон, согласно которому за скупку, продажу и обмен в небольших размерах валютных ценностей или ценных бумаг были установлены более лёгкие наказания и даже административная ответственность.
     В целях обеспечения единообразного применения судами законодательства, предусматривающего ответственность за нарушение правил о валютных операциях, 18 апреля 1980 г. было принято постановление Пленума Верховного Суда СССР № 3 «О судебной практике по делам о нарушении правил о валютных операциях», которое четко разграничивало вид и категорию драгоценного металла, охваченных понятием «валютные ценности».
     Следующим этапом развития законодательства, регулирующего обращение: драгоценных металлов, и драгоценных камней, стало принятие Закона Российской Федерации от 9 октября 1992 г. № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле», который отнес рассматриваемые цен-ности к числу валютных.
     В развитие Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» был принят ряд подзаконных актов, регулирующих порядок обращения рассматриваемых ценностей.
     Неоднозначно законодатель подходит и к нарушению пробирных правил, то признавая данные действия преступлением (постановление ВСНХ РСФСР от 12 января 1918 г., УК 1926 г.), то декриминализируя их (УК 1960 г.).  Принятый в 1996 г. Уголовный кодекс РФ предусмотрел в ст. 181 ответственность за незаконное использование и подделку государственных пробирных клейм.
     С вступлением в действие 1997 г. Уголовного кодекса РФ уголовно- правовая охрана правоотношений в сфере оборота драгоценных металлов и драгоценных камней принимает новые формы. Действующий УК РФ в ст. 181, 191, 192 установил ответственность за нарушение правил легального оборота благородного металла и камней.
     Начало современного периода развития правоотношений в сфере оборота драгоценных металлов и драгоценных камней можно связать с моментом принятия Федерального закона от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»8  (далее – Закон о драгоценных металлах), который на сегодняшний день является базовым нормативно-правовым актом, регулирующим в России обращение рассматриваемых ценностей.
     Данный Закон устанавливает правовые основы регулирования отношений, возникающих в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения (гражданского оборота), за исключением оборота ювелирных и иных бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, находящихся в собственности граждан.
     В соответствии с действующим законодательством свободная добыча, реализация и использование извлеченных из недр драгоценных металлов и природных драгоценных камней в Российской Федерации запрещена. Федеральный закон № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» определяет (ст. 4), что добычу и производство драгоценных металлов, добычу драгоценных камней могут осуществлять только организации, получившие в установленном порядке лицензию на этот вид деятельности. Собственником добытых драгоценных металлов и драгоценных камней является добывающая организация, если иное не установлено законом или договором. Собственником незаконно добытых драгоценных металлов и драгоценных камней является государство (ст. 2).
     В целях осуществления государственного контроля за использованием и обращением необработанных драгоценных камней на территории Российской Федерации, а также за происхождением необработанных драгоценных камней, использованных для изготовления обработанных драгоценных камней и технических изделий с содержанием драгоценных камней, Министерство финансов Российской Федерации 4 октября 2001 г. издало приказ № 81 н «Об утверждении инструкции по учету сделок, совершаемых с необработанными драгоценными камнями»9, который регулирует порядок совершения сделок с необработанными драгоценными камнями между субъектами добычи и российскими перерабатывающими организациями - резидентами Российской Федерации, другими поставщиками необработанных драгоценных камней, действующими в соответствии с законодательством, и российскими перерабатывающими организациями, а также между российскими перерабатывающими организациями.
     Порядок опробования и клеймения ювелирных изделий из драгоценного металла закреплен в постановлении Правительства Российской Федерации от 18 июня 1999 г. № 643 «О порядке опробования и клеймения изделий из драгоценных металлов»10, в котором установлено, что все изготовляемые на территории Российской Федерации ювелирные и другие бытовые изделия из драгоценных металлов, а также указанные изделия, ввезенные на территорию Российской Федерации для продажи, должны соответствовать пробам, определенным данным постановлением, и быть заклеймены государственным пробирным клеймом. Производство или продажа ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов, не соответствующих ни одной из установленных проб, не допускается.
     Порядок ввоза и вывоза драгоценных металлов и драгоценных камней установлен Указом Президента Российской Федерации  от 20 сентября 2010 г. № 1137 «Об утверждении Положения о ввозе в Российскую Федерацию из государств, не входящих в Евразийский экономический союз, и вывозе из Российской Федерации в эти государства драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы»11.
     Таким образом, историко-правовой анализ исследуемого вида преступного посягательства показывает, что данное негативное социальное явление не является новым для общества. Незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных каменей или жемчуга в законодательстве России, как и большинство традиционных общеуголовных преступлений, имеет длительную историю развития и уходит своими корнями в глубину веков. Однако на различных этапах развития человеческого общества оно не оставалось неизменным, одинаковым и развивалось с разной интенсивностью.
     В Уголовной кодексе Российской Федерации, принятом в 1996 году, состав преступления «Незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных каменей или жемчуга в законодательстве России» сохраняется и получает более расширенное нормативное закрепление. 
     
1.2  Нарушение законодательства об обороте драгоценных металлов природных драгоценных камней или жемчуга в системе экономических преступлений по УК РФ
     
     Преступление, предусмотренное ст. 191 УК РФ «Незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга» относится к системе экономических преступлений по Уголовному кодексу РФ.
     Важно заметить, что в Уголовном кодексе РФ преступные деяния в экономической сфере деятельности обладают  значительными позициями. Рассматриваемые преступные посягательства содержатся в разделе VIII «Преступления в сфере экономики», в котором находятся три главы: «Преступления против собственности», «Преступления в сфере экономической деятельности», «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях». 
     Состав преступления, регламентируемый ст. 191 УК РФ содержится в главе 22 УК РФ «Преступления в сфере экономической деятельности».
     Нужно отметить, что вопрос о понятии экономических преступлений в учебной и научной литературе трактуется неоднозначно. Так,  Л.Л. Кругликов к экономическим относит все преступления, предусмотренные разделами VII УК РФ «Преступления в сфере экономики», констатируя, что экономическое преступление  – «это совершаемое в сфере экономики – умышленно или по неосторожности – действие или бездействие, создающее опасность причинения вреда или реально причиняющее вред отношениям производства, обмена, распределения или потребления и признаваемое преступлением нормами раздела VII
УК РФ»12. 
     Как считает В.Д. Ларичев и Н.С. Гильмутдинова «преступления в сфере экономической деятельности являются общественно опасными деяниями, посягающими на основы экономической системы государства13.
     По мнению И.В. Шишко «экономические преступления - это совокупность умышленных корыстных преступлений, которые совершаются должностными лицами и другими работниками предприятий и организаций, независимо от форм собственности, путем использования служебного положения и места работы, а также преступных промыслов»14.
     Итак, преступления, которые совершаются в сфере экономической деятельности, являются корыстными, так как их целью является извлечение имущественной выгоды. Вышесказанное обозначает сущность экономической мотивации рассматриваемых преступных деяний. Характерным признаком преступлений в сфере экономической деятельности является присвоение экономических ресурсов, которое совершается с нарушением принципа эквивалентности. Нужно отметить, что анализируемые преступления могут совершаться как с целью получения личной выгоды, так и в интересах третьих лиц или различных организаций. 
     При совершении преступного деяния  в экономической сфере, субъект имеет стремление к присвоению экономического блага материального характера незаконным образом, т.е. к обогащению за счет другого лица и получению  экономической выгоды.
     Таким образом, преступные посягательства, которые совершаются в экономической сфере, корыстные и направленные на извлечение имущественной выгоды. Так, Х.М.И. совершил  сделку, связанную с драгоценными металлами, а равно незаконное хранение, перевозку драгоценных металлов в нарушение правил, установленных законодательством Российской Федерации, за исключением ювелирных и бытовых изделий и лома таких изделий, совершенные крупном размере. Преступления были совершены при следующих обстоятельствах:
     Х. М.И., находясь в г. Маньчжурия КНР, встретился с неустановленным следствием лицом, которое предложило ему незаконно приобретать драгоценный металл-золото по цене 1000 рублей за 1 грамм, на что Х.М.И. согласился. Х.М.И., имея преступный умысел на незаконное хранение драгоценного металла - золота в крупном размере, из корыстных побуждений, достоверно зная, что незаконное хранение драгоценных металлов, в нарушении правил, установленных законодательством Российской Федерации в крупном размере уголовно наказуемо, заключил договор пользования индивидуальным банковским сейфом ,в котором планировал незаконно хранить приобретенный у неустановленного лица драгоценный металл-золото. 
     В период с октября 2012 года по 25 февраля 2014 года неустановленное лицо доставляло по месту жительства Х.М.И. заранее оговоренную массу драгоценного металла-золота, но не более 700 гр., за которое в зависимости от массы золота Х.М.И. передавались деньги, тем самым Х.М.И. совершал сделки, связанные с драгоценными металлами, в нарушение правил, установленных законодательством Российской Федерации.
     После совершения незаконной сделки купли-продажи драгоценного металла-золота, Х.М.И. продолжая реализовывать свой преступный умысел, направленный на незаконное хранение и перевозку драгоценного металла - золота в крупном размере, в целях увеличения его количества, из корыстных побуждений, перевозил золото на своем автомобиле, от места жительства до места незаконного хранения – индивидуального банковского сейфа. Суд признал Х. М. И. виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 191 УК РФ15.
     Родовым объектом главы 22 УК РФ являются экономика, права, свободы, 
потребности и интересы участников экономических отношений, нормальное функционирование экономического (хозяйственного) механизма.
     Видовой объект главы 22 УК РФ как установленный действующим законодательством порядок осуществления предпринимательской, внешнеэкономической и иной экономической деятельности.
     Объективная сторона преступлений, в том числе и совершенных в сфере экономики, характеризуется следующими признаками: 
     1) общественно опасное деяние (действие либо бездействие); 
     2) общественно опасное последствие; 
     3) причинная связь между общественно опасным деянием и наступившими последствиями;
     4) способ, время, место, обстановка, орудия и средства совершения преступления.
     Большая часть преступлений, совершаемых в сфере экономики, совершаются путем активных действий.
     Субъект преступных посягательств в сфере экономики –  вменяемое, физическое лицо, достигшее возраста уголовной ответственности, установленного определенной нормой закона, совершившее уголовное противоправное деяние в сфере экономики. В некоторых случаях (кража, грабеж, разбой, вымогательство, неправомерное завладение транспортным средством без цели хищения, умышленно уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах) ответственность за преступление, совершенное в сфере экономики, наступает по достижении 14-летнего возраста. Во всех остальных случаях ответственность наступает по достижении 16-летнего, а ряде случаев 18-летнего возраста.
     В определенных случаях законодателем предусмотрена ответственность лиц, которые обладают совместно с общими, дополнительными признаками, характерными для некоторых субъектов преступлений в сфере экономики. В данном случае говорится о специальных субъектах преступлений. 
     Специфика субъективной стороны преступлений в сфере экономики зак-
лючается в выраженном умышленном характере деяний.
     Общественная опасность преступления, предусмотренного ст. 191 УК РФ, заключается в том, что оно нарушает интересы экономической деятельности в сфере оборота (обращения) драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга и нередко сопутствует другим преступлениям, например хищениям этих ценностей.
     Данные Главного информационно-аналитического центра МВД РФ показывают, что за 2010–2011 гг. согласно данным ГИАЦ МВД России на территории Российской Федерации было выявлено 985 и 710 преступлений соответственно, связанных с незаконным оборотом драгоценных металлов и драгоценных камней, уголовные дела по которым возбуждены по ст. 191 УК РФ. За 2012 г. на территории Российской Федерации зарегистрировано всего 71 преступление, за 2013-й – 81, за 2014-й – 79 и за 2015-й – 85 преступлений, уголовные дела по которым возбуждены по ст. 191 УК РФ16.
     Преступления, направленные на завладение, хранение, перевозку и пересылку драгоценных металлов и камней, совершение сделок с ними, характеризуются высокой степенью общественной опасности, которая определяется глубокой замаскированностью действий преступников; сокрытием следов преступления, групповым и межрегиональным характером противоправных деяний и значительным материальным ущербом. Кроме того, общественная опасность определяется и тем, что незаконный (теневой) оборот драгоценных металлов и камней представляет собой не одно преступное деяние, а целый комплекс последовательных действий, охватываемых особенной частью Уголовного кодекса РФ, начиная с противоправного завладения, хранения, перевозки, пересылки рассматриваемых ценностей и заканчивая их сбытом. 
     Далее хотелось бы подчеркнуть, что одной из важнейших задач регулирования отношений в сфере оборота драгоценных металлов и драгоценных камней является предупреждение совершения преступлений в данной сфере экономики.
     Меры специального предупреждения незаконного оборота драгоценных металлов и камней разнообразны. Как справедливо отмечает А.Н. Иванова17, в качестве первоочередной меры специального предупреждения незаконного оборота драгоценных металлов и камней следует назвать совершенствование нормативно-правовой базы развивающегося рынка драгоценных металлов и камне. В большей степени это касается базового для рассматриваемой сферы правоотношений Федерального закона № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», в котором имеются противоречия и неточности. Также необходимо привести в точное соответствие с указанным Законом действующие подзаконные акты, регулирующие оборот рассматриваемых ценностей.
     В целях пресечения поступления драгоценного металла в незаконный оборот из вторичного сырья необходимо со стороны органов пробирного надзора усилить контроль за предприятиями, использующими в своем производстве оборудование, содержащее эти ценности, особенно жестко необходимо контролировать процесс утилизации данного оборудования, пришедшего в негодность, для того чтобы оно не могло попасть в свободный доступ для рядовых граждан.
     Не следует забывать о мерах индивидуальной профилактики данного вида преступлений: выявление лиц, склонных к совершению преступлений, и оказание на них воспитательных и иных мер воздействия.
     Не следует игнорировать и такую профилактическую меру предупреждения рассматриваемой преступности, как контроль лиц, совершивших преступление в сфере оборота драгоценных металлов и камней, с целью предупреждения совершения ими новых преступлений подобного рода.
     Существенное значение для, выработки эффективных мер борьбы с исследуемой преступностью имеет должная организация изучения конъюнктуры, нелегального рынка драгоценных металлов и камней. Полная информация о спросе (который в свою очередь рождает предложение) на драгоценный металл или камни на теневом рынке, о динамике цен, о перерабатываемых объемах нелегально поступающих ценностей даст возможность прогнозировать дальнейшее развитие криминогенной ситуации и на этой основе разрабатывать эффективные меры борьбы с ними.
     На современном этапе.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.