VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Источники финансирования деятельности учреждения

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W005530
Тема: Источники финансирования деятельности учреждения
Содержание
Государственное автономное образовательное учреждение 

высшего образования Ленинградской области 

Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина

Факультет экономики и инвестиций

Кафедра экономики и управления





Утверждаю

Зав. кафедрой экономики и управления

_____________________Н.М.Космачева

«___»_________________________2017г.





Задание на выполнение выпускной квалификационной работы 



Студентки Ткачук Лилии Николаевны

Направление подготовки  бакалавриата 38.03.01 «Экономика» 

Профиль «Финансы и кредит»

На тему: «Проблемы финансирования в здравоохранении на примере ФГБУ «РНИИТО им. Р.Р. Вредена» Минздрава России».



Исходные данные:

а) базовая организацияФГБУ «РНИИТО им. Р.Р. Вредена» Минздрава России

б) требования к работе: 

Работа носит теоретико-прикладной характер, поэтому студентом должна быть тщательно изучена имеющаяся специальная литература и нормативная база по системе здравоохранения в РФ и организации на примере ФГБУ «РНИИТО им. Р.Р. Вредена» Минздрава России.

Результатом анализа специальной и нормативной литературы должна стать оценка источников формирования доходов и направления расходования средств ФГБУ «РНИИТО им. Р.Р. Вредена» Минздрава России.

Результатом исследования должны стать практические рекомендации по совершенствованию финансирования в здравоохранении.



Состав выпускной квалификационной работы:

Введение раскрывает актуальность темы, цель и задачи, предмет и объект исследования, теоретическую и методическую базу исследования, источники информации. 

1 глава Теоретические основы финансирования здравоохранения в РФ.

2 глава Особенности финансирования на примере ФГБУ «РНИИТО им. Р.Р.Вредена» Минздрава России.

3 глава Совершенствование и пути решения проблем финансирования в ФГБУ «РНИИТО им. Р.Р.Вредена» Минздрава России

Заключение содержит итоги работы в кратком виде с разбивкой по главам, в том числе основные предложения и рекомендации, степень решения задач и достижения цели.

Приложения: прейскурант, 



Дата выдачи задания  ____/____/________ г.

Срок сдачи выпускной квалификационной работы  до ___/____/_______ г.

Консультант  нет

Задание к исполнению принял_________________ / Ткачук Л.Н./

Научный руководитель к.э.н., доцент, 

кафедры ЭиУ ЛГУ имени А.С. Пушкина  ______________  / Галимова И.В./


СОДЕРЖАНИЕ





ВВЕДЕНИЕ	3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РФ	6

1.1. Нормативно-правовые аспекты финансирования здравоохранения	6

1.2. Источники финансирования учреждений здравоохранения	10

1.3. Проблемы финансирования здравоохранения	13

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ФГБУ «РНИИТО ИМ. Р.Р. ВРЕДЕНА» МИНЗДРАВА РОССИИ	24

2.1. Экономическая характеристика учреждения	24

2.2. Источники финансирования деятельности учреждения	32

2.3. Исполнение сметы на содержание учреждения	33

2.4. Финансирование за счет платных услуг	48

ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ И ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ФИНАНСИРОВАНИЯ ФГБУ «РНИИТО ИМ. Р.Р. ВРЕДЕНА» МИНЗДРАВА РОССИИ	51

3.1. Резервы улучшения финансирования	43

3.2. Пути решения проблем в здравоохранении	49

ЗАКЛЮЧЕНИЕ	61

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ	64

ПРИЛОЖЕНИЯ	




ВВЕДЕНИЕ





Важнейшим условием эффективного функционирования национальной экономики является рациональное и экономное использование средств государственного бюджета. Существенную роль при выполнении поставленных государством задач в производственной и социальной сферах играют бюджетные учреждения.

Бюджетные организации являются важными субъектами экономики при любой системе хозяйствования и модели государственного устройства. Существующий механизм их финансирования часто не соответствует требованиям современной экономики и требует реструктуризации. Наряду с опережающим повышением объема бюджетного финансирования, созданием условий повышения эффективности использования бюджетных средств, необходимо стимулировать привлечение учреждениями внебюджетных финансовых ресурсов, если это не противоречит действующему законодательству [23 с. 124].

В настоящее время в связи с геополитическими и экономическими факторами в мире Российская Федерация вынуждена придерживаться жесткой экономии при расходовании бюджетных средств. Прежде всего, это связано с введением санкций со стороны Европы и США, что послужило оттоку иностранных инвестиций с российского рынка. Кроме того, зависимость экономики от торговли сырьем, также нанесло бюджету страны колоссальный ущерб, в связи с многократным падением рыночных цен на нефть на протяжении длительного времени. Последствием всех произошедших событий стало резкое снижение курса рубля до исторических минимумов. Спекулятивные операции на валютном рынке вынудили Центральный Банк повысить ключевую ставку, что ограничило доступ многих субъектов экономики к кредитным средствам. Правительством РФ был разработан антикризисный пакет документов, в котором предусматривается сокращение расходов бюджета, в основном за счет снижения неэффективных затрат. При сложившейся экономической ситуации, когда бюджетного финансирования становится недостаточно для покрытия текущих расходов, бюджетным учреждениям необходимо уделить внимание повышению роли доходов от внебюджетной деятельности [27 c. 245].

Задачи превращения России в глобального лидера мирового экономики, выхода на уровень развитых стран по показателям социального благосостояния диктуют новые требования к системе здравоохранения. С одной стороны, ценность здоровья в системе приоритетов общества растет, изменения в демографической структуре населения дают начало новым медицинским и социальным технологиям. Благодаря развитию медицинских технологий с другой стороны, существенно повышается возможность реально влиять на показатели здоровья населения, о чем свидетельствуют успехи в борьбе с опасными для жизни заболеваниями.

Цель выпускной квалификационной работы — рассмотреть проблемы финансирования на примере ФГБУ «РНИИТО им. Р.Р. Вредена» Минздрава России и разработать пути их решения.

Для достижения поставленной цели необходимо:

изучить нормативно-правовые аспекты финансирования, рассмотреть источники финансирования учреждений здравоохранения и проблемы финансирования здравоохранения в России;

дать экономическую характеристику учреждения;

рассмотреть источники финансирования и эффективность использования сметы на содержание учреждения, а также рассмотреть финансирование учреждения за счет платных услуг;

разработать пути решения проблемы финансирования ФГБУ «РНИИТО им. Р.Р. Вредена» Минздрава России.

Основные методы: наблюдение, изучение документации, моделирования, сравнение, анализ и обобщение результатов.

Предмет исследования — источники финансирования ФГБУ «РНИИТО им. Р.Р. Вредена» Минздрава России.

Объектом исследования является ФГБУ «РНИИТО им. Р.Р. Вредена» Минздрава России.

В процессе рассмотрения данной темы решение задач осуществлялось на основе изучения литературных источников зарубежных и отечественных авторов, нормативных документов и практических исследований.

В ходе прохождения практики в ФГБУ «РНИИТО им. Р.Р. Вредена» Минздрава России, для написания данной работы были собраны, изучены и обработаны внутренние статистические данные, на которых базировалось исследование.

Работа состоит из введения, трех глав, списка литературы, заключения. В первой главе раскрыты нормативно-правовые аспекты, источники и проблемы финансирования здравоохранения. Во второй главе дана экономическая характеристика ФГБУ «РНИИТО им. Р.Р. Вредена» Минздрава России, проанализированы  источники финансирования, состав и структура расходов. Третья глава посвящена совершенствованию и решению проблем финансирования учреждения, разработаны мероприятия для увеличения прибыли.




ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РФ





1.1. Нормативно-правовые аспекты финансирования здравоохранения





Современная российская система здравоохранения находится на очередном этапе реализации важнейшей фундаментальной реформы, направленной на решение целого комплекса проблем национальной системы здоровья, включая проблему низкой социально-экономической эффективности ее деятельности [28 с. 10].

Первоочередное значение играет совершенствование нормативно-правовой базы, с целью создания правовых механизмов, способствующих достижению поставленных целей.

Важным нормативным регулятором деятельности органов власти в сфере охраны здоровья является Бюджетный Кодекс РФ. В нем определены понятия государственных (муниципальных) услуг, государственного (муниципального) задания, закреплены бюджетные полномочия между уровнями власти, устанавливая объем бюджетных компетенций, закреплен закрытый перечень бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг, установлены требования к содержанию государственного (муниципального) задания, а также определен порядок предоставления субсидий на финансовое обеспечение выполнения заданий.

Финансовая система здравоохранения представляет собой совокупность форм и методов формирования, распределения и использования денежных средств в области здравоохранения [43 с. 28].

Система финансирования отрасли должна обеспечивать:

экономическую эффективность использования финансовых и материальных ресурсов здравоохранения;

повышение ответственности органов управления здравоохранением и ЛПУ за рациональное использование финансовых средств;

социальную справедливость путем выравнивания доступа граждан России вне зависимости от места их проживания к получению качественной медицинской помощи;

обеспечение единства государственной и муниципальной систем здравоохранения на основе единых подходов к формированию, распределению и использованию финансовых средств.

Основными источниками финансирования здравоохранения (приложение 1),  являются федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты и средства ОМС. [47 с. 18]. Дополнительными источниками выступают добровольное медицинское страхование и платные услуги однако их доля в структуре финансирования здравоохранения незначительна, более детально  Финансовые потоки, направляемые в сферу здравоохранения представлены в приложении 2.

В настоящее время бюджеты здравоохранения всех уровней и фондов ОМС формируются на основе ежегодно утверждаемой Программы государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью. Данная программа определяет виды и условия оказания медицинской помощи, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансового обеспечения, порядок формирования и структуру тарифов на медицинскую помощь, а также предусматривает критерии качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой гражданам РФ на территории Российской Федерации бесплатно.

Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

местные бюджеты.

В соответствии с бюджетной классификацией в федеральном бюджете, бюджетах субъектов РФ и местных бюджетах имеются разделы «Здравоохранение и физическая культура» [16 с. 79].

До 2015 года включительно, в отношении федеральных госучреждений, формирование гос.задания и его финансового обеспечения осуществлялось в порядке, утвержденном, Постановлением Правительства РФ от 2 сентября 2010 г. N 671 "О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания". В основу государственного задания был положен ведомственный (отраслевой) перечень услуг, который формируется высшим органом государственной власти субъекта РФ, в соответствии с базовым (отраслевым) перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти [47 с. 20].

Пятилетний опыт формирования государственного задания в области охраны здоровья показал, что принципы отражения услуг в базовых и ведомственных перечнях установлены недостаточно конкретно и однозначно, что не позволяет в масштабах государства консолидировать аналогичные услуги. Поскольку медицинская услуга, имеет адресность, то есть, направлена на конкретного потребителя, и может быть типизирована, то, следовательно, подлежит нормированию и стандартизации. Иными словами, она может быть оказана нескольким потребителям, при этом стоимость единицы услуги от этого не изменится. Но отсутствие единых требований к формированию ведомственных перечней услуг, как для регионов, так и для отраслей, не позволило, в конечном счете, определить аналогичные услуги, гарантированные государством, сравнить их по стоимости и объему. Таким образом, потребовалось сформировать единый подход к определению аналогичных услуг. Такую позицию выразил Минфин России в письме от 22 октября 2013 года № 12-08-06/44036 [58 с. 206].

Решение данной проблемы было заложено в Постановлении Правительства РФ от 26 февраля 2014 г. № 151, в котором утверждены новые правила формирования и ведения как базовых и ведомственных перечней услуг, начиная с 2016 года. С точки зрения законодателей, это обеспечит возможность ведения сводного перечня, который будет размещаться в сети Интернет [16 с. 85].

В свою очередь, Министерство финансов России, приказами от 29 декабря № 174н и от 17 декабря №152н, установило правила формирования реестровых записей при формировании и ведении ведомственных перечней государственных (муниципальных) услуг и, соответственно, порядок их размещения в сети Интернет [47 с. 21].

И, наконец, Правительство Российской Федерации, Постановлением от 26 июня 2015г. № 640, установило новый порядок формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания, который вступает в силу с 1 января 2016 года и признает утратившим силу Постановление Правительства РФ от 2 сентября 2010 г. № 671.

Новый порядок устанавливает более четкие правила формирования гос.задания, единый подход к определению нормативных затрат на оказание услуг и содержание имущества, вводит новую форму государственного (муниципального) задания и отчета о его выполнении [64 с. 90].

Далее, учреждению будет устанавливаться государственное (муниципальное) задание на оказание услуг, включенных в ведомственный перечень. В гос.задании будут определены нормативы затрат с учетом поправочных коэффициентов.

В части нормативных затрат, Министерство здравоохранения РФ, приказом от 25 июня 2015 года № 366н, утвердило новые требования к их определению, начиная с 2016 года.

Законодательно, Постановлением Правительства Российской Федерации № 671, заведомо определена норма о том, что финансовое обеспечение выполнения гос. задания осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующим бюджетом на эти цели. Данное Постановление теряет силу с 1 января 2016 года, но приходящее ему на смену Постановление Правительства РФ от 26 июня № 640, пунктом 39 полностью его повторяет. Иными словами, на практике, сначала определяется объем бюджетных ассигнований на выполнение заданий учреждениям, а затем подгоняются нормативы под указанные объемы [63 с. 20].





1.2. Источники финансирования учреждений здравоохранения





Здоровье — это основа экономического и социального процветания, благополучия нации. В современном мире финансирование здравоохранения осуществляется за счет бюджета страны, средств населения и работодателей. В настоящий момент имеется три модели финансирования общества: бюджетно-страховая, бюджетная, предпринимательская. В бюджетно-страховой модели финансирование идет за счет целевых взносов работодателей и бюджета. В бюджетной модели — за счет бюджета страны. В предпринимательской модели финансирование осуществляется за счет продаж населению медицинских услуг и фондов добровольного медицинского страхования.

В России система финансирования здравоохранения характеризуется, как бюджетно-страховая. Главным источником финансирования является государственный бюджет, который должны утвердить Правительство РФ и Федеральное собрание. С момента утверждения этот бюджет становится обязательным для исполнения [35 с. 81].

Затраты на здравоохранение включают в себя большой комплекс целевых программ и мероприятий, направляемых на содержание и улучшение существующей системы.

Статьи расходов, на которые выделяются государственные бюджетные средства, представлены в таблице 1.

Таблица 1 — Расходы государственного бюджета РФ на здравоохранение



Расходы на здравоохранение

2015 г.

2016 г.

Изменение 2016 г. к 2015 г.,

млрд. руб.



Объем фин.,

млрд. руб.

Удельный вес,

%

Объем фин.,

млрд. руб.

Удельный вес,

%



1

2

3

4

5

6

Стационарная медицинская помощь

227,0

54,9

275,2

58,8

48,2

Амбулаторная помощь

99,5

24,1

112,8

24,3

13,3

Санаторно-оздоровительная помощь

41,8

10,1

38,6

8,2

-3,2

Заготовка, переработка, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов

6,4

1,5

6,8

1,5

0,4

Санитарно-эпидемиологическое благополучие

14,9

3,6

17,5

3,7

2,6

Прикладные научные исследования в области здравоохранения

24,1

5,8

16,8

3,5

-7,3

Всего

413,7

100,0

467,7

100,0

33,4

Источник: Официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях



В соответствии с данными таблицы, государственное финансирование здравоохранения неуклонно растет за последние годы. Исходя из итоговых показателей, доля бюджетного финансирования здравоохранения в 2016 г. выросла на 33 млрд. руб. Наибольший удельный вес в финансировании занимает статья стационарной медицинской помощи и составляет 58,8% в сравнении с базисным годом и в денежном эквиваленте увеличился на 48 млрд. руб. Финансирование на оказание амбулаторной помощи также увеличилось и составило свыше 13 млрд. руб. В последние годы происходит развитие донорства, и на внедрение, поддержку в рабочем состоянии системы качества, охватывающую весь цикл деятельности и обеспечении безопасности донорской крови и ее компонентов также увеличено финансирование, которое составило 400 млн. руб. В 2016 году около 17,5 млрд. руб направлено на санитарно-эпидемиологическое благополучие страны, которое включает в себя создание благоприятных условий жизнедеятельности, проведение различных гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий, а также контроль за соблюдением санитарных норм и правил силами государственного эпидемиологического контроля, что на 2,6 млн. больше в сравнении с базисным годом.

На санаторно-оздоровительную помощь и на прикладные научные исследования идет сокращение финансирования соответственно на 3,2 и 7,3 млрд. руб., что связано с ежегодной корректировкой целевой программы развития научно-технологического комплекса на 2014-2020 гг.

В настоящее время в Российской Федерации действуют две экономические формы оказания гражданам медицинской помощи. Первая — бесплатная, за счет средств бюджетов всех уровней, обязательного медицинского страхования и других поступлений. Вторая — платная, за счет средств граждан, предприятий и других источников.

Начиная с 1 января 2011 г., финансирование учредителем бюджетных учреждений из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ может осуществляться в трех основных формах:

субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ);

субсидии на иные цели;

бюджетные инвестиции.

Для бюджетных учреждений здравоохранения, участвующих в реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования (ОМС), существует еще одна форма финансирования из бюджета учредителя — перечисление трансфертов в бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования (ТФОМС), который в дальнейшем осуществляет финансирование учреждения [40 с. 195].

Согласно действующему законодательству, в финансово-хозяйственной деятельности бюджетной организации здравоохранения выделяют четыре вида внебюджетных средств:

1) Средства от оказания платных услуг — основной источник внебюджетных средств бюджетных организаций, включают доходы, получаемые от производства и реализации медицинских товаров и платных медицинских услуг. В условиях перехода к рыночным отношениям эти средства приобретают большое значение как дополнительный источник финансирования деятельности здравоохранения.

2) Депозитные — денежные средства, поступающие во временное хранение бюджетным учреждениям с обязательством возврата по требованию владельца. К ним относятся залоги (при проведении аукционов), денежные средства больных, находящихся на стационарном лечении в больничных учреждениях, заработная плата работников, находящихся в командировке и так далее.

3) Безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, от международных организаций и правительств иностранных государств — к ним относятся денежные средства, получаемые бюджетными учреждениями от предприятий, учреждений и организаций.

4) Средства от иной приносящей доход деятельности  — денежные средства, не входящие в предыдущие группы (плата за больничное общежитие, пансионат, оплата за сервисные услуги, не относящиеся к платным медицинским услугам, и другие) [19 с. 25].





1.3. Проблемы финансирования здравоохранения





В условиях сокращенного и сокращаемого финансирования отрасли, существует проблема дефицита финансового обеспечения выполнения гос.задания, выделяемого учреждениям, что не может не сказаться на качестве предоставляемых медицинских услуг.

Таким образом, ключевой проблемой реформирования сферы оказания государственных (муниципальных) услуг остается вопрос объективного подхода к расчету нормативов затрат на выполнение гос.задания. В настоящее время большинство учреждений финансируются по-прежнему, путем индексирования плановых ассигнований прошлых лет. Фактом сегодняшнего дня остается то, что нормативный метод финансирования медицинских услуг пока не работает [53 с. 88].

Не способствует решению этой проблемы также и несоответствие системы учета затрат новому механизму финансового обеспечения выполнения гос.задания, основанному на нормативах затрат. Инструкции по ведению бухгалтерского учета, в части требований к учету и калькулированию затрат, на сегодняшний день не скоординированы с порядками определения нормативных затрат на оказание услуг, используемых при планировании гос.задания. Таким образом, нет возможности корректно сопоставить плановые показатели выполнения гос.задания в части финансов, с фактическими данными. К тому же сложившаяся практика анализа выполнения планов финансирования (планов финансово-хозяйственной деятельности) по кассовым расходам вовсе не отвечает провозглашаемому принципу нормирования затрат на оказание услуг. Потому что кассовые расходы группируются по видам КОСГУ, а нормативный метод предполагает деление затрат на прямые и косвенные (общехозяйственные, общеуправленческие), с последующим распределением последних на конкретные услуги, установленные гос.заданием. Очевидно, что информативным и равноценным будет сравнение плановых нормативных затрат с фактическими, скалькулированными по правилам ведения бухгалтерского учета, а не с кассовыми, полученными на основании выписки с лицевого счета в разрезе КОСГУ [64 с. 92].

Следующей проблемой, связанной напрямую с концептом снижения затрат, является проблема использования остатков неиспользованных субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания.

В соответствии с федеральным законодательством не использованные в текущем финансовом году средства субсидии на выполнение гос.задания остаются в распоряжении учреждения и используются в очередном финансовом году для достижения целей, ради которых учреждение создано, при условии достижения параметров выполнения гос.задания, принятых соглашением о получении субсидии на выполнение гос.задания [39 с. 293].

К той же группе проблем в реализации проводимых реформ следует отнести отсутствие по факту экономической, юридической и хозяйственной самостоятельности бюджетных учреждений, а их большинство в общественном секторе. Согласно законодательству, планы финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений утверждаются Учредителем. То есть, именно Учредитель определяет объем и источники доходов, сколько учреждение должно заработать средств, приносящих доход деятельность, направления расходов, а также объем субсидий и структуру деятельности учреждения [64 с. 93].

Результаты деятельности любой системы здравоохранения оцениваются по показателям здоровья населения и демографическим показателям, в том числе по ожидаемой продолжительности жизни и общему коэффициенту смертности. Для сравнительного анализа уровней рождаемости, смертности, заболеваемости в неоднородных по возрастному и половому составу совокупностях используют стандартизованные коэффициенты смертности.

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении и основные финансовые показатели до 2020 года представлены в таблице 2.



Таблица 2— Ожидаемая продолжительность жизни при рождении и основные финансовые показатели до 2020 года



Год

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении (ОПЖ), оба пола

Финансовые показатели



ОПЖ, лет

Абсолютный цепной прирост

Абсолютный базисный прирост

Темп прироста цепной

ВВП, млрд. руб.

Расходы на здравоохранение, млрд. руб.

2010

69,0

0,3

3,7

100,5

44 939,0

1 708,8

2011

70,3

1,3

5,0

101,9

54 369,1

2 990,3

2012

70,5

0,2

5,2

100,3

57 848,7

3 181,6

2013

70,8

0,3

5,5

100,4

61 551,0

3 385,3

2014

71,2

0,4

5,9

100,6

65 490,3

3 602,0

2015

71,5

0,3

6,2

100,4

69 681,6

3 832,5

2016

71,9

0,4

6,6

100,5

74 071,6

4 592,4

2017

72,2

0,3

6,9

100,4

78 738,1

4 881,7

2018

72,5

0,3

7,2

100,4

83 698,6

5 189,3

2019

72,8

0,3

7,5

100,4

88 971,6

5 516,2

2020

73,1

0,3

7,8

100,4

94 576,8

5 863,7

Источник: Демоскоп[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://demoscope.ru 



Видно, что за 10 лет ожидаемая продолжительность жизни россиян, посредством совершенствования системы охраны здоровья населения, которая включает в себя пропаганду и формирование здорового образа жизни, разработку и реализацию программ по профилактике алкоголизма и табакокурения, формирование культуры здорового питания, при самом оптимистическом прогнозе увеличится на 4 года. Ожидается, что за этот же период валовый внутренний продукт с 44,9 увеличится до 94,6 млрд. руб., а расходы на здравоохранение возрастут с 1,7 до 5,8 млрд. руб.

На основании данных Организации Объединенных Наций, Всемирной организации здравоохранения и Всемирного банка, Американское агентство финансово-экономической информации Bloomberg представил рейтинг стран мира по показателю эффективности систем здравоохранения в 2016 году. Ежегодный рейтинг по эффективности национальных систем здравоохранения агентства Bloomberg определил Россию на последнее — 55 место (1 место —Гонконг, Германия —39 место, США— 50 место) [51 с. 20].

Критериями оценки здравоохранения являются: ожидаемая продолжительность жизни, подушевые расходы на здравоохранение, отношение затрат на охрану здоровья к ВВП государства. Сведем данные нескольких стран (Гонконг, Италии, Германии, США и России) для сравнения в таблицу 3. 

Таблица 3— Рейтинг стран мира по эффективности систем здравоохранения в 2016 году



Место в рейтинге

(из 55 стран)

Страна

Показатель





Ожидаемая продолжительность жизни (лет)

Затраты на здравоохранение к ВВП %

Расходы на медицинские услуги на одного гражданина $

1

Гонконг

83,98

5,4

2 021

6

Италия

82,69

9,25

3 258

39

Германия

80,84

11,3

5 411

50

США

78,94

17,14

9 403

55

Россия

70,37

7,07

893

Источник: Информационно-аналитический портал «Гуманитарные технологии» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gtmarket.ru



В представленном рейтинге, несомненно, ожидаемая продолжительность жизни — доминирующий показатель эффективности системы здравоохранения той или иной страны. По данным таблицы видно, что сегодня Российскую систему здравоохранения по отношению к развитым странам можно условно назвать отстающей и «догоняющей». Россия тратит практически в два с половиной раза меньше на финансирование здравоохранение, чем Гонконг. Как видно из данных таблицы, США тратит на здравоохранение более 17% от ВВП, и на душу населения приходится 8795$. На сегодняшний день, в разрезе стран, расходы нашего государства на здравоохранение очень малы. Отставания уровня развития здравоохранения от уровня развитых стран значительно сильней, чем во многих других отраслях экономики.

Хотя, если сравнивать США с Италией, в которой ожидаемая продолжительность жизни больше почти на 4 года, а траты на одного гражданина в три раза меньше, становится очевидным тот факт, что финансирование системы здравоохранения не сможет стопроцентно гарантировать существенное увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения. Сегодня эксперты называют систему здравоохранения США одной из самых дорогих, но наименее эффективных среди развитых стран. 

Для решения данной проблемы предлагается развитие следующих приоритетных направлений: 

1. Модернизация первичной медицинской помощи и именно ее амбулаторно-поликлинического уровня.

2. Упрощение механизмов финансирования с сокращением количества финансовых потоков в отрасли: переход на принципы одноканального финансирования и формирования на его основе полного тарифа на оказываемые медицинские услуги.

3. Максимальное использование финансово-экономических методов управления, направленных на мотивацию повышения эффективности деятельности всех субъектов системы.

4. Устранение неравенства в объемах, качестве и доступности медицинских услуг городским и сельским жителям [64 с. 94].

Первая важная кадровая проблема — нехватка квалифицированных кадров. По состоянию на 1 января 2017 года в медицинских организациях системы Минздрава России в субъектах Российской Федерации 580431 врачей и 1287659 медицинских работников со средним профессиональным образованием. Показатель соотношения числа врачей и средних медицинских работников в России в 2016 году составил 1:2, что соответствует значению, предусмотренному государственной программой. Обеспеченность населения Российской Федерации (на 10 тыс.) врачами составляет 40,3, средними медицинскими работниками — 100,0 [63 с. 26]. Проблема нехватки медицинских кадров имеет свои нюансы. Одна из самых что ни на есть объективных и уважительных причин на поверхности - не секрет, что значительная часть свежеиспеченных медиков — девушки, которые создают семьи и уходят в декретные отпуска. На этот период образуются вакансии. При том, что само место закреплено за «декретницей». Сегодня достаточно динамично развивается сектор платных услуг, открываются частные медицинские центры. Конкуренция и альтернатива выбора — всегда плюс для пациентов. Впрочем, стоит учесть, что в эти же центры уходят работать квалифицированные специалисты. При меньших, чем в поликлиниках, нагрузках зарплаты здесь выше. Отток кадров и стимулирование труда — еще одна грань проблемы. С нею же связаны те моменты, с которыми при посещении больниц приходится сталкиваться всем нам. Это и очереди у кабинетов, и «долгосрочные» записи к специалистам узкого профиля. В последние годы благодаря возможности записаться через интернет напряженность несколько снизилась. Однако до совершенства системе первичного приема еще далеко. Численность работников в сфере здравоохранения представлена в таблице 4.



Таблица 4— Численность работников в сфере здравоохранения в РФ

В тыс. чел.

Наименование



2015 г.

2016 г.

Изменение

Врачи и работники медицинских организаций, имеющие высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющие медицинские услуги (обеспечивающие предоставление медицинских услуг)

578,8

585,4

+ 6,6

Средний медицинский (фармацевтический) персонал (персонал, обеспечивающий условия для предоставления медицинских услуг)

1442,2

1444,6

+ 2,4

Младший медицинский персонал (персонал, обеспечивающий условия для предоставления медицинских услуг)

687,1

650,4

- 36,7

Источник: Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.gks.ru



В целом по России, согласно данным Министерства Здравоохранения, отраженных в таблице, видно увеличение численности специалистов, имеющих высшее медицинское образование (врачи) на 6,6 тыс. чел. Средний медицинский персонал, в состав которого входят такие специалисты, как фельдшеры, старшие медицинские сестры, медицинские дизенфекторы, медицинские статистики, рентгенолаборанты, акушеры, палатные и процедурные медицинские сестры, увеличился ненамного и составил 2,4 тыс. чел. Сокращение численности в целом по стране на 36,7 тыс. чел. санитарок и мойщиц, входящих в состав младшего медицинского персонала, также как и высокая текучесть данной категории сотрудников, обусловлена прежде всего слабой материальной мотивацией, отсутствием карьерного роста и высокой нагрузкой, что негативно влияет на любое лечебно-профилактическое учреждение.

Согласно аудиторской проверке Счетной палаты на сегодняшний день существует потребность во врачах и среднем медицинском персонале в количестве 55 тыс. и 88 тыс. человек. Таким образом, реализуемые мероприятия по сокращению численности медицинских работников не соответствуют фактической ситуации в регионах и сложившейся потребности. Требуется анализ проводимых кадровых мер, и по итогам возможная их корректировка.

Вторая важная проблема — наличие проблем в кадровой политике (уровень заработной платы, условия работы). В целом по итогам 2016 года заработная плата работников бюджетной сферы в абсолютных значениях выросла. Согласно данным Росстата уровень средней заработной платы врачей в 2016 году по сравнению с 2015 годом вырос на 4,0 тыс. рублей, среднего медицинского (фармацевтического) персонала — на 2,2 тыс. руб., младшего медицинского персонала — на 1,8 тыс. руб. Однако на уровень зарплаты медицинских работников, большое влияние оказывает высокий процент внутреннего совместительства, который составляет четверть от всего фонда оплаты труда. Это означает, что рост уровня средней заработной платы медицинских работников вызван не фактическим увеличением размера оплаты его труда, а ростом нагрузки на одного работника, когда вместо положенных 8 часов врач работает 12 часов и .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.