- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Исследовательская направленность обучения природоведения
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | R000714 |
Тема: | Исследовательская направленность обучения природоведения |
Содержание
Реферат Исследовательская направленность обучения природоведения. Объем 54 с, 7 таблиц, 55 лит. ист, приложений 1 Ключевые слова: исследовательская деятельность, исследовательская компетентность , познавательная активность, организация учебно-исследовательской деятельности, природоведение. Изучить эффективные формы и методы, позволяющие формировать исследовательские навыки в обучении природоведение. Методы исследования: анализ теоретической литературы по педагогике, методике, анализ ФГОС ; эмпирические методы: беседа, анкетирование, тестирование, наблюдение, анализ самостоятельных и исследовательских работ, констатирующий и формирующий эксперимент, методы обработки результатов исследования. Материалы исследования могут быть использованы в учебном процессе факультета естественно научного образования ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева» при преподавание природоведение, студентами факультета естественно научного образования при прохождении педагогической практики и преподавателями учреждений среднего профессионального образования. Оглавление Введение 4 Глава I Обзор литературы 8 1.1. Сущность познавательного интереса 8 1.2. Особенности активизации познавательного интереса учащихся к биологии 17 Глава 2. Материал и методы исследования. 26 Глава 3. Результаты исследования. 28 3.1. Изучения уровня познавательного интереса учащихся 5 классов к биологии. 28 3.2. Экспериментальная работа по активизации познавательного интереса учащихся на уроках природоведения. 33 Заключение 43 Список использованной литературы. 45 Приложение 51 Введение В период научно-технической революции, когда наблюдается быстрый рост научных знаний и их широкое внедрение в производство, перед школой стоит задача вооружить своих выпускников системой прочных знаний и умениями самостоятельно пополнять их и развивать свои познавательные способности [34, с. 35]. В условиях гуманизации образования существующая теория и технология массового обучения должна быть направлена на формирование сильной личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способной смело разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность, то есть личности саморазвивающейся и самореализующейся [52, с. 86]. Процесс модернизации современного образования ориентирован, прежде всего, на принципиальное изменение в понимании его целей. Сегодня на первый план выдвигается его развивающая функция, становление и развитие личности учащихся. Сформировать потребность и способность к самостоятельному приобретению знаний, к непрерывному образованию и самообразованию — одна из стратегических задач современных российских образовательных учреждений. Ее решение невозможно без формирования у каждого учащегося стойких познавательных мотивов учения, познавательного интереса, постоянного стремления углубляться в область познания. Именно от этого в дальнейшем будут зависеть успехи подрастающего поколения не только в годы школьного обучения, но и их возможности реализовать свой внутренний потенциал в дальнейшем профессиональном образовании [6, с. 26]. Познавательный интерес – это интерес к учебной деятельности, к приобретению знаний, к науке. Возникновение познавательного интереса зависит в первую очередь от уровня развития ребенка, его опыта, знаний, той почвы, которая питает интерес, а с другой стороны, от способа подачи материала. Интерес к учению является определяющим фактором в процессе овладения ими знаниями. Великие педагоги-классики всех времен подчеркивали первостепенное значение в обучении интереса, любви к знаниям [20, с. 32]. Ян Амос Коменский, совершивший революцию в дидактике, рассматривая новую школу как источник радости, света и знания, считал интерес одним из главных путей создания этой светлой и радостной обстановки обучения. Ж. Ж. Руссо, опираясь на непосредственный интерес воспитанника к окружающим его предметам и явлениям, пытался строить доступное и приятное ребенку обучение. Й. Ф. Гербарт, признавая интерес имманентным свойством, призывал учителя не быть скучным, а основывать обучение на интересах, присущих ребенку. К. Д. Ушинский писал, что учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, хотя бы оно черпалось из лучшего источника из любви к воспитателю, убивает в учении охоту учиться, без которой он далеко не уйдет. Он считал, что нужно сделать учебную работу насколько возможно интересной, и не превращать этой работы в забаву [31, с. 36]. Вопросы активизации учения учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, так как обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся. Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация учения учащихся. Ее особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения учащегося к самой познавательной деятельности. Преобразующий характер деятельности всегда связан с активностью субъекта. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Одним из существенных недостатков знаний учащихся остается формализм, который проявляется в отрыве заученных учащимися теоретических положений от умения применить их на практике [51, с. 96]. Идея активизации познавательного интереса имеет большую историю. Еще в древние времена было известно - что умственная активность способствует лучшему запоминанию, более глубокому проникновению в суть предметов, процессов и явлений. В педагогике и психологии проблему активизации познавательной деятельности серьезно разрабатывали К. Д. Ушинский [47], Г. И. Щукина [52, 53], М. М. Махмутов [30] и др. Несмотря на то, что проблема развития интереса к учению исследуется различными авторами на протяжении десятилетий, она и сегодня является одной из актуальных и сложнейших психолого-педагогических проблем. Но недостаточная разработанность данного вопроса указывает на необходимость специального изучения и поиска наиболее эффективных путей развития познавательного интереса при изучении курсов «Биология». Это и определило выбор темы и проблемы нашего исследования. Проблема исследования: какие формы и методы более эффективно способствуют развитию познавательного интереса при изучении курса «Биология». Объект исследования: образовательный процесс активизации познавательного интереса при изучении курсов «Биология». Предмет исследования: формы и методы активизации познавательной деятельности, развивающие познавательный интерес при изучении курсов «Биология». Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить формы и методы, способствующие развитию познавательного интереса при изучении курсов «Биология». Гипотеза: использование на уроках различного занимательного познавательного материала и деловых игр, задач на сообразительность, занимательных ситуаций оказывает положительное влияние на активизацию познавательного интереса. Задачи: 1. Изучить состояние исследуемой проблемы в педагогической теории и практике обучения. 2. Выявить формы и методы, активизирующие познавательную деятельность учащихся посредством развития их познавательного интереса. 3. Провести экспериментальное исследование по указанной проблеме. В исследовании использовались следующие методы: теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме, наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент, статистическая обработка данных. Научная новизна исследования. Научно обосновывается и экспериментально доказывается эффективность применения различных методов активизации познавательного интереса при изучении курсов «Биология». Теоретическая значимость исследования. Раскрыты понятие и сущность познавательного интереса. Практическая значимость исследования. Разработаны разнообразные упражнения, игры, направленные на активизацию познавательного интереса, которые могут быть использованы педагогами непосредственно в практической работе, студентами во время педагогической практики, родителями при воспитании ребенка. Глава I Обзор литературы 1.1. Сущность познавательного интереса Познавательный интерес — важнейшая область общего феномена интереса. Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но в самом существенном отношении человека к миру – в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость. В познавательном интересе, направленном на отражение сущностных сторон действительности, заключены возможности проникать в научные истины, добытые человечеством, раздвигать рамки познания, отыскивать новые пути и возможности более полного освоения человеком избранной деятельности, области познания [8, с. 112]. В то же время познавательный интерес, будучи включенным в познавательную деятельность, теснейшим образом сопряжен с формированием многообразных личностных отношений: избирательного отношения к той или иной области науки, познавательной деятельности, участию в них, общению с соучастниками познания. Именно на этой основе – познания предметного мира и отношения к нему, научным истинам – формируется миропонимание, мировоззрение, мироощущение, активному, пристрастному характеру которых способствует познавательный интерес.Более того, познавательный интерес, активизируя все психические процессы человека, на высоком уровне своего развития побуждает личность к постоянному поиску преобразования действительности посредством деятельности (изменения, усложнения ее целей, выделения в предметной среде актуальных и значительных сторон для их реализации, отыскания иных необходимых способов, привнесения в них творческого начала) [52, c. 96]. Особенностью познавательного интереса является также его способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой из них. В труде человек, используя предметы, материалы, инструменты, способы, нуждается в познании их свойств, в изучении научных основ современного производства, в осмыслении рационализаторских процессов, в знании технологии того или иного производства. Общественная, социально-политическая деятельность обладает особым назначением, предметным содержанием, возможностями, способами, о которых нужно хорошо знать, чтобы воздействовать на изменение и улучшение социальной действительности. Художественная деятельность во всем ее многообразии открывает особый мир прекрасного, красоты звуков, красок, форм, особые виды, жанры искусства, его направления, как и совершенно особые способы исполнительской и творческой деятельности. В изобразительном, хореографическом, музыкальном, вокальном, театральном искусстве лежит процесс познания. Любой вид человеческой деятельности содержит в себе познавательное начало, поисковые творческие процессы, способствующие преобразованию действительности. Любую деятельность человек, одухотворенный познавательным интересом, совершает с большим пристрастием, более эффективно[53, c. 106]. Познавательный интерес – важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является имманентно присущим человеку от рождения.Значение познавательного интереса в жизни конкретных личностей трудно переоценить. Интерес выступает как самый энергичный активатор, стимулятор деятельности, реальных предметных, учебных, творческих действий и жизнедеятельности в целом. Избирательная направленность познавательного интереса на предметы и явления окружающего мира одухотворяет область познания, особо выделяя из нее то, что лежит в сфере духовных потребностей индивида. Познавательный интерес – интегральное образование личности, Он как общий феномен интереса имеет сложнейшую структуру; которую составляют как отдельные психические процессы: интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные, анемические, так и объективные и субъективные связи человека с миром, выраженное в отношениях [35, с. 23]. По словам Г. И. Щукиной познавательный интерес представляет собой ценное интегративное свойство личности. Его нельзя расщепить на «составные», как это пытался сделать русский психолог С. А. Ананьин (1915), который, рассматривая изолированно интеллектуальные, эмоциональные, волевые процессы, входящие в психологическую структуру интереса, пришел к выводу, что интереса как особого образования не существует. Поиски механизмов познавательного интереса на основе «расщепления» его на отдельные психические процессы продолжаются и сейчас. Так, в современных исследованиях познавательный интерес иногда представлен именно как совокупность интеллектуальных, эмоциональных и волевых процессов. Сущность феномена познавательного интереса не учитывается, происходит подмена его механизмов мотивами отдельных видов учебной деятельности. Это положение является теоретически не состоятельным. Интерес как интегральное образование не просто совокупность отдельных процессов, включенных в него, это особое качество, обеспечивающее духовное богатство личности, помогающее ей отобрать из окружающей действительности личностно значимое и ценное [55, c 81]. В единстве объективного и субъективного в интересе (Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн) проявляется диалектика формирования, развития и углубления интереса. Интерес формируется и развивается в деятельности, и влияние на него оказывают не отдельные компоненты деятельности, а вся ее объективно-субъективная сущность (характер, процесс, результат). Психические процессы, включенные в интерес, - это не сумма слагаемых, а особые связи, своеобразные взаимоотношения: мысль-участие, мысль-действие, мысль-переживание. Интерес – это «сплав» многих психических процессов, образующих особый тонус деятельности, особые состояния личности (радость от процесса учения, стремление углубляться в познание интересующего предмета, в познавательную деятельность, переживание неудач и волевые устремления к их преодолению). То, что иногда выдается за интерес при его «расщеплении» на части, представляет собой не стороны интереса, а в лучшем случае мотивы отдельных учебных действий [18, с. 101]. Влияние мотивационной сферы на познавательный интерес бесспорно, поскольку сам интерес выступает как непосредственный внутренний побудитель познавательной деятельности. Но интерес нельзя сводить к мотиву, его источник не в самозарождении из мотивационной сферы, а в объективной действительности, в которой осуществляется жизнедеятельность человека и развиваются его духовные потребности [39, с. 41]. Как и общий феномен интереса, познавательный интерес выражен в своем развитии различными состояниями. Условно различают последовательные стадии его развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес, которые в известной мере помогают более или менее точно определить состояние избирательного отношения ученика к предмету и степень влияния его на личность. И хотя эти стадии не все принимают и выделяются они чисто условно, мы полагаем, что наиболее характерные их признаки остаются общепризнанными [54, с. 88]. Любопытство– элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание человека. По утверждению О. В. Анахина [1, с. 54], эта стадия интереса эмотивна, поскольку вместе с устранением внешних причин исчезает и его избирательная направленность. Для человека эта элементарная ориентировка, связанная с новизной ситуации, может и не иметь особой значимости, Она, как известно, зафиксирована уже у обезьян. На стадии любопытства ученик довольствуется лишь ориентировкой, связанной с занимательностью того или иного предмета, той или иной ситуации. Эта стадия еще не обнаруживает подлинного стремления к познанию. И тем не менее занимательность как фактор выявления познавательного интереса может служить его начальным толчком. Любознательность – ценное состояние личности. Она характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии интереса обнаруживаются достаточно сильные выражения эмоций удивления, радости познания, удовлетворенности деятельностью [2, с. 6]. Эту стадию Н. Ф. Добрынин назвал значимостью действия, имея в виду побуждение любознательности деятельностью, когда встречаемые трудности заставляют человека искать причины неудач и выхода из создавшейся ситуации. В возникновении загадок и их расшифровке и заключается сущность любознательности, как активного видения мира, которое развивается не только на уроках, но и в труде, когда человек отрешен от простого исполнительства и пассивного запоминания. Творчески желанный, радостный труд в годы детства, писал В.А. Сухомлинский, - это и горючее и чистый воздух, без которых не угасает огонек любознательности [42, c 302]. Из интервью, сочинений и опросов учеников уже можно видеть, что любознательный школьник не ищет легких задач. Это связано со стремлением знать больше, чем дается обычно на уроке, выяснить вопросы, возникшие, например, в результате наблюдений. Любознательность, становясь устойчивой чертой характера, имеет значительную ценность в развитии личности. Любознательные люди не равнодушны к миру, они всегда находятся в поиске[38, с. 71]. Познавательный интерес на пути своего развития обычно характеризуется познавательной активностью, ясной избирательной направленностью учебных предметов, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Познавательный интерес содействует проникновению личности в существенные связи, отношения, закономерности познания. Эта стадия характеризуется поступательным движением познавательной деятельности школьника, поиском интересующей его информации. Любознательный школьник посвящает свободное время предмету познавательного интереса и имеет достаточно высокие показатели и в учении [43, c 49]. Теоретический интерес связан как со стремлением к познанию сложных теоретический вопросов и проблем конкретной науки, так и с использованием их как инструмента познания. Эта ступень активного воздействия человека на мир, на его переустройство, что непосредственно связано с мировоззрением человека, с его убеждениями в силе и возможностях науки. Эта ступень характеризует не только познавательное начало в структуре личности, но и человека как деятеля, субъекта, личность[43, c 51]. Было бы ошибкой, однако, рассматривать указанные ступени познавательного интереса изолированно друг от друга. В реальном процессе они представляют собой сложнейшие сочетания и взаимосвязи. В познавательном интересе обнаруживаются и рецидивы в связи со сменой предметной области, и сосуществование в едином акте познания, когда любопытство переходит в любознательность. Школьник углубляется в сущность предмета, он поглощен решением проблемы, задачи, опережающего задания. Но бывает, что состояние заинтересованности, которое обнаружит ученик на уроке под влиянием разных ситуаций и обстоятельств (занимательность, расположение к учителю, удачный ответ, поднявший его престиж в коллективе), может пройти, не повлияв на развитие личности. Однако в условиях высокого уровня обучения, целенаправленной работы учителя по формированию познавательных интересов учащихся временное состояние заинтересованности может быть использовано в целях развития пытливости, стремления руководствоваться научным подходом в учении (искать и находить доказательства, проверять практически действия законов, читать дополнительную литературу, проявлять интерес к новым научным открытиям и т. д. [54, с. 78]. Подготовка учащейся молодежи к жизни – это подготовка личности молодых к социально необходимой, значимой для общества и самого человека деятельности, в которой наиболее полно раскрываются его творческие возможности на основе удовлетворения духовных запросов, интересов, склонностей. Без личностного отношения человека к своему труду, без удовлетворенности своей деятельностью полностью раскрыть физические и духовные силы невозможно[3, с. 46]. Интерес активизирует духовный потенциал школьника, поднимает деятельность на более высокую ступень, приближает к ценностям окружающей действительности. Ценностные ориентации благодаря познавательному интересу обеспечивают активно-деятельное вхождение человека в жизнь общества. Отсутствие интереса опустошает жизнь молодого человека, ему труднее найти место в жизни, его индифферентное отношение к ценностям окружающего мира отдаляет его и от деятельности, которая могла бы приносить удовлетворение, и от людей – целеустремленных и деятельных: он теряется в этом огромном мире, не способен ставить перед собой жизненные цели, познавать жизнь, изменять ее, преобразовывать[32, с. 31]. Познавательный интерес учащегося формируется в школьные годы под влиянием активной, самостоятельной деятельности по освоению окружающей действительности посредством обобщенного опыта человечества в научных истин личные задатки предрасполагают различные человеческие натуры скорее к этой, чем к той деятельности[45, с. 30]. Марксистский анализ теории деятельности, вскрывающий неразрывную связь человека и деятельности, получил свое развитие в идеях С. Л. Рубинштейна, который выступил против обособления деятельности и ее субъекта, против понимания их чисто внешних связей, психологически обосновал сложность связей человека и его деятельности. «Деятельность человека не реакция на внешний раздражитель, она даже не делание, как внешняя операция субъекта над объектом, - она «переход субъекта в объект» в процессе перехода в объект, формируется сам субъект». Субъект, по суждениям С. Л. Рубинштейна, поднимает деятельность на новый уровень. Его труды защищают марксистскую концепцию развития общественной личности, раскрывают многообразие и богатство ее связей с внешним миром, с социалистической действительностью (одних – в труде, других – в общении, третьих – в познании и т. д.) [40, с. 131]. Плодотворный анализ становления взглядов психологов по теории деятельности дан в трудах Б. Г. Ананьева, М. В. Демина, Б. Ф. Ломова. Разработка теории деятельности вслед за Л. С. Выготским и А. Н. Леонтьевым продолжена Н. Ф. Талызиной. Следует сказать, что методологическая основа этих авторов на первый взгляд различных концепций едина. Эти концепции опираются на учение марксизма и находят в нем подтверждение своим взглядам. Своеобразно развивает концепцию деятельности М. С. Каган, который также признает основанием деятельности субъектно-объектные и субъектно-субъектные отношения. В его концепции актуализируется идея о взаимодополняемости деятельности различными видами. Идея раскрывается на примере связи художественной деятельности с другими видами деятельности. Идея включенности различных видов деятельности в единый процесс чрезвычайно важна, так как раскрывает перспективу в развитии и формировании склонностей, способностей индивидов, включенных в процесс совместной деятельности [21, с. 113]. Таким образом, общая теория деятельности создает возможности для построения теории деятельности в педагогике. Следует, однако, отметить, что в исследованиях, проводимых на идеальном уровне, реальный процесс не находит отражения. Предпринятый нами экскурс в проблему теории деятельности имеет своей целью показать те объективные условия и механизмы, которые определяют формирование познавательного интереса в учебном процессе. Сложность этой попытки состоит в том, что различные аспекты теории деятельности рассматривались на идеальном уровне, нам же предстоит перевести их в реальный план процесса обучения, в котором происходит взаимосвязанная и взаимообусловленная деятельность учителя и ученика, на основе которой и происходит формирование познавательных интересов учащихся. Мы считаем (опираясь на педагогические исследования), что в учебно-познавательной деятельности, где происходит преподавание и учение, проявляются как объективно-субъективные характеристики общего феномена деятельности, так и субъектно-объектные отношения, на основе которых формируется познавательный интерес. 1.2. Особенности активизации познавательного интереса учащихся к биологии В методике организации учения школьников большое значение имеет проблемное обучение. К. Д. Ушинский считал, что в обучении серьезное внимание надо обращать на возбуждение самостоятельной мысли ребенка, на побуждение его к поискам истины. «Самостоятельность головы учащегося, подчеркивал великий педагог, единственное прочное основание всякого плодотворного учения». Наиболее существенными элементами его являются: * создание проблемной ситуации и определение познавательной задачи; * возбуждение самостоятельной мыслительной деятельности учащихся, направленной на поиск решения познавательной задачи и овладение новыми знаниями; * расширение, углубление и уточнение новых знаний в процессе тренировочно-творческих упражнений; * осознание и овладение учащимися приемами умственной деятельности по приобретению новых знаний, как в процессе решения поисковой задачи, так и в системе тренировочно-творческих упражнений [47, с. 201]. Возникающие и побуждающие к познавательной деятельности проблемы служат не только средством активизации мышления, но нередко определяют развитие склонностей и способностей человека. Однако проблемную ситуацию создает не всякий вопрос, задача или противоречие. Если на тот или иной вопрос или задачу у ученика имеется готовый ответ, здесь не требуется по существу никаких мыслительных усилий, кроме припоминания и воспроизведения уже известных знаний. Познавательная же проблема характеризуется тем, что выводит ученика за пределы имеющихся у него знаний. При этом в ней есть что-то неизвестное, требующее поиска, мыслительной деятельности [51, с. 91]. Наличие познавательной задачи является лишь одной из черт проблемной ситуации. Дело в том, что учащихся не трудно вывести за пределы имеющихся у них знаний и поставить перед ними познавательные вопросы, однако их мышление может остаться «невключенным». Чтобы «включить» познавательную деятельность учащихся и направить ее на решение возникшей проблемы, в ней должно быть что-то известно, заданы какие-то отправные данные для размышления, для творческого поиска. Важно, чтобы проблемная ситуация содержала в себе некоторый психологический элемент, заключающийся в новизне и яркости фактов, в необычности познавательной задачи и т.д. с тем, чтобы возбуждать у школьников интерес и стремление к познавательному поиску [5, с. 35]. В зависимости от содержания учебного материала, психолого-возрастных особенностей учащихся выделяют различные способы создания проблемной ситуации. Рассмотрим их: 1. Способ аналогий. В этом случае мы опираемся на имеющийся у учащихся житейский опыт или же актуализируем ранее полученные знания для решения новых задач 2. Индуктивный, аналитико-синтетический способ. Учащиеся самостоятельно исследуют явления и факты и делают необходимые научные выводы. Так, при изучении темы «Лишайники» учащиеся из рассказа учителя узнают, что долгое время ученые принимали лишайники за обычное растение и относили их к мхам. Лишь в 1867г. русским ученым О. В. Баронецкому и А. С. Фаминцыну удалось выделить зеленые клетки из лишайника ксанории и установить, что они не только могут жить вне тела лишайника, но и размножаться делением и спорами. Следовательно, зеленые клетки лишайника – самостоятельные растения, водоросли. Формулируется проблемная задача: что же такое лишайники? К какой группе растений их нужно было отнести? 3. Отыскание причин, обусловливающих то или иное изучаемое явление, наоснове проделанных опытов, анализа изучаемого материала [34, с. 35]. Приведем примеры таких заданий: Более трехсот лет назад ученый Ван Гельмонт поставил опыт: поместил в горшок 80 кг земли и посадил в неё ветку ивы, предварительно взвесив её. Ива росла 5 лет, не получая никакого питания, а только поливалась водой, не содержащей солей. Взвесив иву через 5 лет, ученый обнаружил, что вес ивы увеличился на 65 кг, а вес земли в горшке уменьшился всего на 50г. Почему произошло такое явление? Амёб поместили в две колбы: одну с родниковой водой, а другую с кипячёной. В одной из колб через некоторое время амёбы погибли. Как вы объясните, почему в одной из колб погибли амёбы? 1. Выдвижение проблемного вопроса. Этот прием используется тогда, когда для решения проблемы и овладения новыми знаниями нужно творчески применить какой-то ранее изученный принцип или закономерность. Примеры заданий: * В каких условиях прорастают посеянные семена? * Побег какого дерева дает в воде придаточные корни? 2. По мере развития учащихся может применяться и такой способпроблемного обучения, когда учащимся предлагается самим найти визлагаемом учителем материале познавательную проблему, четкосформулировать ее и аргументировать ее решение. Проблемное обучение – это особый тип организации учебной работы на уроке, позволяющий активизировать познавательную деятельность учащихся и добиваться от них более осмысленного и прочного овладения знаниями [30, c 182]. Однако применение проблемного обучения имеет свои пределы и ограничения. Неприменимо проблемное обучение на уроках, на которых изучается материал описательного характера. Сдерживает его применение и трудоемкость процесса. Иногда сообщающим методом можно изложить материал гораздо быстрее, чем проблемным способом. К факторам, ограничивающим применение проблемного обучения, относится также то, что в большинстве школьных учебников не учитывается необходимость использования проблемного обучения. Изложение материала в них ориентировано на репродуктивную деятельность учащихся. То же самое относится к большинству поурочных методических разработок. В них больше излагается фактический материал и слабо раскрываются те разнообразные способы, которыми должен пользоваться учитель при его изложении. Все это показывает, что практические работники школ нуждаются не только в более глубоком осмыслении теоретической сущности и методики проблемного обучения, но и в действенной методической помощи, связанной с его применением в процессе учебных занятий [36, c 25]. Учитель, который стремится сформировать интерес к предмету, старается увлечь, удивить, заинтриговать, повышает собственную познавательную активность. Заинтересованные дети будут учить предмет, захотят узнавать больше. Увлеченный, целеустремленный ребенок будет успешен и в профессии.В. А. Сухомлинскийутверждает что «Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции» [42, с. 21]. Проблема активизации обучения является центральной в современной педагогике и методике биологии. Сущность активизации обучения заключена вактивизации обучающей деятельности учителя, в поиске и использовании им эффективных методических приемов организации учебно-познавательной деятельности учащихся и вактивизации деятельности самих учениковпутем ее самоорганизации и самоконтроля, развития творческого начала в ней [16, с. 30]. Известно, что эффективности учебный процесс достигнет, если у детей будет сформирован познавательный интерес к учению. Интерес является одним из постоянных сильнодействующих мотивов человеческой деятельности. Если ученик заинтересован, то происходит его самореализация, тем самым в обучении создается ситуация успеха. В таких условиях у школьников повышается самооценка, наблюдается их личностный рост. Из всего многообразия путей активизации обучения на уроках остановимся на одном – активизации познавательного интереса учащихся к урокам биологии. Познавательный интерес – это важнейший мотив учения школьников, залог успеха. Он проявляется в активности и внимании учащихся на уроках, в их эмоциональных реакциях, в вопросах учителю, в чтении дополнительной литературы и т.п., [15, с. 65]. Методисты выделяют 3 уровня развития познавательных интересов учащихся: 1. Элементарный уровеньразвития познавательных интересов проявляется в наличии у школьников интереса к внешней занимательности содержания знаний, интересным фактам, описанию конкретных явлений. Основу его формирования составляет репродуктивно-фактологическая деятельность, а творческая активность начинает проявляется в стремлении к самостоятельному выполнению намеченных задач. Этот уровень развития познавательных интересов свойствен младшим школьникам, у которых преобладает эмоциональный компонент познавательных интересов, а педагогическое воздействие на этом возрастном этапе состоит главным образом в создании положительного эмоционального отношения к содержанию знаний и процессу учения. 2. Уровень развитияпознавательных интересов присущ подросткам, у которых начинает формироваться интерес к установлению причинных зависимостей, познанию существенных свойств предметов и явлений. Уровень творческой активности проявляется в стремлении раскрыть сущность изучаемых процессов и явлений; интеллектуальный компонент познавательных интересов начинает преобладать над эмоциональным. Педагогическое воздействие на подростков должно состоять в формировании у них стремления к самостоятельному исследованию би6логических процессов и явлений, решению задач, раскрытию проблем, сущности изучаемых понятий. Этот процесс связан с усложнением характера деятельности, которая носит описательно-поисковый характер. 3. Наиболее высокий уровеньразвития познавательных интересов, связан с стремлением учащихся к познанию глубоких теоретических вопросов, мировоззренческих и методологических знаний, умением осуществлять деятельность не по образцу, а оригинально, своим особым путем. Основу этого уровня составляет творческая деятельность, а преобладающий компонент познавательных интересов – волевой, проявляющийся в стремлении к самостоятельному добыванию биологических знаний. Этот уровень развития познавательных интересов нужно формировать путем организации систематической самостоятельной поисковой деятельности у подростков [17, с. 10]. Все это надо иметь в виду при выборе методических приемов для активизации познавательного интереса. Отсюда следует, что необходима система средств и приемов возбуждения, поддержания и укрепления интереса учащихся к урокам биологии, которые далеко не всегда расцениваю....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: