VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Исследование волевых процессов у баскетболистов

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W013233
Тема: Исследование волевых процессов у баскетболистов
Содержание
Министерство спорта Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Уральский государственный университет физической культуры»
Кафедра теории и методики спортивных игр




Допускается к защите Зав. кафедрой: к.п.н., профессор 
Олефиренко Виктор Николаевич 

___________________________

«___»______________20___ г. 




ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

по направлению 49.03.01 – Физическая культура

Исследование волевых процессов
у баскетболистов В СШОР



Студент 416 группы 
Лактионова Екатерина Сергеевна 
«___» ______________20___ г. 
Научный руководитель: 
к.п.н., доцент 
Слинкина Надежда Евгеньевна
___________________ 
«___»______________20___ г. 
Нормоконтролер 
___________________ 
«___»______________20___ г. 




Челябинск 2018
СОДЕРЖАНИЕ

     ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….
     ГЛАВА 1 ВОЛЕВЫЕ ПРОЦЕССЫ В СПОРТИВНОЙ 
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПОНЯТИЯ О ВОЛЕВЫХ ПРОЦЕССАХ, 
ПОНЯТИЕ О ВОЛЕ 
     1.1 Понятие о воле в психологии и в спортивной деятельности…….
     1.2 Значение волевых процессов в спортивной деятельности………
     1.3 Средства и методы развития волевых процессов в баскетболе…
     Выводы по первой главе……………………………………………..
          Список цитируемых источников.......................................................
     ГЛАВА 2 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
      2.1 Результаты констатирующего педагогического эксперимента по оценке волевых процессов у баскетболистов в СШОР………………….
     2.2 Практические рекомендации, направленные на повышение волевых процессов у баскетболистов в СШОР ……………………………….
     Выводы по второй главе……………………………………………..
     ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….
     СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………
     ПРИЛОЖЕНИЯ
     Приложение А……………………………..……………………………
     Приложение Б……………………………..………………………….
3



7
11
19
22
24



   26

   32
   34
   35
   37
   
42
   43







ВВЕДЕНИЕ
 
     Актуальность. Баскетбол, как вид спорта, является наиболее важным средством как физического, так  и психологического воспитания, а его действие направлено на увеличение работоспособности и функционирование всех систем организма в целом. Баскетбол завлекает зрителя своим атлетизмом и неповторимой зрелищностью. Баскетбол помогает развивать не только внешнее проявление спортсмена, его профессиональные и двигательные навыки, но и большой ряд интеллектуальных и психических качеств, которые помогают игроку на площадке и за её пределами. Занимающиеся так же воспитывают и совершенствуют в себе выдержку, упорство, настойчивость, смелость и ряд других внутренних качеств, которые в будущем станет стержнем для завоевания побед.
     Данные черты характера и физические свойства воспитываются и зависят от того, насколько профессионально, своевременно и целеустремленно тренер, в процессе работы, осуществляет взаимосвязь и коллаборацию всех этих элементов. Каждая тренировка должна во многом отличаться от предыдущей. Необходимо повышать сложность и интенсивность, овладевать специальными знаниями. Одними из таковых являются психофизические свойства личности человека, биомеханика и структура движений, присущая данному виду спорта, и строение организма и функционирование его внутренних компонентов.
     Проблема волевой подготовки спортсменов, поднималась рядом авторов, таких как А. Ц. Пуни, П. А. Рудика, А. Б. Мацак, Ю.М.Портнова. В них говорится, как важно уделять внимание на психологическую подготовку, взаимосвязь тактической технической общей подготовки и психологической дает высокую эффективность тренировочного процесса, что приводит не только к победе, но здоровому воспитанию занимающихся спортсменов.
     Основной целью нашего исследования является изучение волевых процессов у баскетболистов спортивной школы олимпийского резерва на различных этапах подготовки. 
     Объект исследования – тренировочный процесс баскетболистов спортивной школы олимпийского резерва.
     Предмет исследования – волевые процессы и их проявление у баскетболистов спортивной школы олимпийского резерва.
     Задачи исследования:
     1. Изучить теоретические аспекты волевых процессов, средства и методы их развития в баскетболе.
     2. Оценить уровень развития волевых процессов у баскетболистов СШОР в трех группах подготовки: НП-2 (10-11 лет), ТГ-2 (13-14 лет), СС-2 (15-16 лет).
     3. Дать практические рекомендации по развитию волевых процессов у баскетболистов в спортивной школе олимпийского резерва.
     В работе использовались следующие методы исследования.
     1. Анализ и изучение научной и учебно-методической литературы. Изучение литературных источников осуществлялось на протяжении двух лет исследования. При этом внимание уделялось не только значению волевых процессов в баскетболе, но и в спорте в целом.
     2. Изучение методом задержки дыхания.
     Проба Штанге Проба с задержкой дыхания во время вдоха (проба Штанге). Проба выполняется в положении сидя. Исследуемый должен сделать глубокий (но не максимальный) вдох и задержать дыхание как можно дольше (сжимая нос пальцами). Длительность времени задержки дыхания регистрируется секундомером. В момент выдоха секундомер останавливают. 
     Задержка дыхания на вдохе (проба Штанге): 50 секунд и выше – высокий уровень, 40-50 секунд – средний уровень, менее 40 секунд – низкий уровень.
     3. Проба Генчи, Проба с задержкой дыхания после выдоха (проба Генчи). Сделав обычный выдох, исследуемый задерживает дыхание. Длительность задержки дыхания так же Функциональные пробы с задержкой дыхания характеризуют функциональные способности дыхательной и сердечнососудистой системы, проба Генчи к тому же отражает устойчивость организма к недостатку кислорода. Возможность длительно задерживать дыхание зависит определенным образом от функционального состояния и мощности дыхательных мышц. Однако при проведении проб с задержкой дыхания, результат в значительной степени зависят от волевых качеств исследуемого. 
     Задержка дыхания на выдохе (проба Генчи): 40 секунд и выше – высокий уровень, 35-40 секунд – средний уровень, менее 35 секунд – низкий уровень.
     4. Изучение методами тестирования: тест Н.Е. Стамбуловой методика «Самооценка волевых качеств спортсменов». Методика разработана Н. Е. Стамбуловой. Оценивается уровень развития волевых качеств: целеустремленности, настойчивости и упорства, смелости и решительности, инициативности и самостоятельности, самообладания и выдержки. Каждый тест позволяет диагностировать два параметра волевого качества: выраженность и генерализованность. Под выраженностью качества понимается наличие и устойчивость проявления основных его признаков, под генерализованностью – универсальность качества, т. е. широта его проявления в различных жизненных ситуациях и видах деятельности.
     Инструкция. Прочтите внимательно каждое суждение. Подумайте, насколько оно характерно для вас. Исходя из этого, выберите соответствующий ответ из пяти предлагаемых вариантов и его номер поставьте в протоколе напротив номера соответствующего суждения.
     Заключение об уровне развития каждого волевого качества делается по параметрам выраженности и генерализованности с учетом следующих нормативных показателей: 0-19 баллов – низкий уровень; 20-30 баллов – средний уровень; 31-40 баллов – высокий уровень.
     5. Тест «Самооценка силы воли» Н.Н. Обозов. Методика описана 
Н. Н. Обозовым и предназначена для обобщенной характеристики проявления силы воли.
     Инструкция. На приведенные 15 вопросов можно ответить: «да» – 2 балла, «не знаю» или «бывает», «случается» – 1 балл, «нет» – 0 баллов. При ответе необходимо сразу ставить баллы.
     Подсчитывается сумма набранных баллов: 0-12 – низкий уровень; 13-21 – средний уровень; 22-30 – высокий уровень.
     Организация и проведение исследования. Исследование проводилось в Челябинске в течение 2 лет на базе МБУ СШОР № 8 по баскетболу. Исследование проводилось в три взаимосвязанных этапа. На первом этапе (2017 г.) изучалось, и анализировалась научная и учебно-методическая литература. Формулировался понятийный аппарат, подбирались методы исследования. 
     На втором этапе (сентябрь 2017, декабрь 2017 – февраль 2018) проводился констатирующий педагогический эксперимент по оценке уровня развития волевых процессов у занимающихся трех групп подготовки: начальная подготовка второго года обучения – 10-11 лет, тренировочная группа второго года обучения – 13-14 лет, спортивное совершенствование второго года обучения 15-16 лет. Эксперимент проводился в дни, свободные от тренировочных занятия. 
     На третьем этапе (март-апрель 2018 г.) осуществлялось обобщение и анализ данных, полученных в ходе педагогического эксперимента, выполнялось оформление работы
     
     
     
     

     ГЛАВА 1 ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ 
У БАСКЕТБОЛИСТОВ НА ЭТАПЕ ВЫСШЕГО МАСТЕРСТВА 
     
     1.1 Понятие о волевых процессах в психологии и в спортивной 
деятельности

     Поведение и жизнедеятельность  человека регулируется не только эмоциями и чувствами, но и волей. Волевые процессы позволяют сознательности контролировать своими внутренними психическими и внешними физическими действиями в самых сложных жизненных ситуаций. К регуляции волевых процессов прибегает человек, когда ему необходимо преодолеть препятствия, возникающие в процессе тренировочной и соревновательной деятельности. Регуляция несет  не только волевой характер, но и преднамеренный характер, который не требует никаких личностных усилий. При совершение каких либо действий сложных, не всегда это относиться к волевым процессом, если не происходит внутренняя работа, где спортсмен заставляет себя осуществлять задачи [1, c. 25].  
     Воля – способность человека действовать строго, сознательно поставленной цели, преодолевая трудности. В традиционной психологии воля либо рассматривалась как самостоятельный источник активности человека, либо как независимость поведения от объективных причин, либо отрицалось вовсе путем применения ее к другим психическим процессам. В современной психологии,  утверждалась объективная терминология волевых действий, подчиненность волевых процессов собственных специфическим свойствам. [2, c. 47].
     Основные признаки проявления волевого процесса:
     1) преодоление препятствий ;
     2) построения плана и соблюдения его;
     3) эмоциональный контроль над действием и словом;
     4) проявление волевых процессов происходит не только при преодолении внешних трудностей, но и преодоление самого себя. [3, c. 42-43].
     Если процесс воспитания спортсменов включает в себя не только совершенствование тактико-технической подготовки, физической, но и включает морально-волевую подготовку , то это подготовка успешно приведет к победе и здоровому воспитания спортсменов.
         При морально-волевой подготовки в тренировочном процессе используются: строгое соблюдение правил, тренировочных установок, дисциплина, введение в тренировочный процесс препятствий и трудностей, создания атмосферы конкуренции в подготовительных и предсоревновательных периодах. [3; 4; 5;].
     Волевая подготовка спортсменов – это длительный психологический процесс, направленный на воспитание и развитие у спортсмена эмоциональной регуляции, развитие умственной деятельности и здоровой подготовки. [6, c. 24].
     Р. Ассаджиоли выделяет следующие волевые качества:
     1) дисциплина – контроль –навык; это качество подчеркивает регулирование и контролирование волей других психических функций; 
     2) интенсивность – мощность – энергия; это качество определяется трудностью достижения цели;
     3) собранность – объединение – единство; воля выступает здесь как организующее звено объединения тех средств, которые необходимы для решения задачи;
     4) решительность – быстрота – ловкость; проявляются в принятии решения;
     5) упорство – терпение – твердость;
     6) самостоятельность – смелость – готовность на поступки; это склонность к риску;
     7) внимание – сосредоточенность – концентрация; это качество имеет особенное значение, когда объект воздействия и задача непривлекательны  [9, с. 140].
     Целеустремленностью называют умение определять цели и следовать строго установленному плану, уметь разделять задачи последовательно выполнять их, находить решения задачам, при достижение цели ставить более высокую цель. [10, с. 143].
     Самостоятельность и инициативность это умение действовать самостоятельно и не стандартно, не примерять чужие мысли, решения, действия на себя. Уметь принимать критику и признавать свои ошибки.[11, с. 144].
     Выбор цели, формирование модели желаемого результата, борьба мотивов, принятия решения, программирование действия, исполнения действия, оценка результата. Действие может носить бессмысленный и разрушительный характер [12, с. 144].
     Чем же отличаются волевые процессы от иных процессов. А тем, что они не недоступны методу наблюдения, так как можно перепутать с мотивационными процессами. В психологии существует несколько видов классификации волевых процессов личности. [13, с. 145].
     К.К Платонов известный отечественный психолог предлагал такую перечень волевых процессов личности как достижение цели, имея мотивы и самостоятельное принятие решения. 
     А Ц. Пуни считает, что «...у каждого человека волевые качества выступают как целостная система, но структура звеньев этой системы у разных людей неодинакова. Более того, у одного и того же человека в различных видах деятельности она изменяется, поэтому совокупность волевых процессов следует рассматривать как подвижную, динамическую систему, звенья которой могут по-разному соотноситься, связываться между собой» [14, с. 23].
     П. А. Рудик отмечает, что «изучение структурных особенностей волевых качеств личности имеет своим следствием научное психологическое обоснование средств и методов воспитания этих качеств. Вне такого психологического изучения методика волевого воспитания приобретает грубо эмпирически характер и нередко приводит к результатам, противоположным тем целям, которые ставил перед собой воспитатель» [15, с. 26].
     Ф. Н. Гоноболин предлагает делить волевые качества на две группы, связанные с активностью и с торможением нежелательных действий и психических процессов. К качествам первой группы он относит решительность, смелость, настойчивость и самостоятельность; качествам второй – выдержку (самообладание), выносливость, терпение, дисциплинированность и организованность. Правда, при этом Ф. Н. Гоноболин добавляет, что невозможно все волевые качества личности строго разделить на две группы в зависимости от преобладания процессов возбуждения и торможения. Иногда, подавляя одни действия, человек проявляет активность в других. И этим отличают, с его точки зрения, дисциплинированность и организованность [16, с. 34].
     В. И. Селиванов объективным основанием для разграничения различных волевых качеств тоже считает динамику процессов возбуждения и торможения. В связи с этим он делит волевые качества на вызывающие, усиливающие активность, и на тормозящие, ослабляющие или замедляющие ее. К первой группе он относит инициативность, решительность, смелость, энергичность, храбрость. А ко второй группе – выдержку, выносливость, терпение [17].
     Другой подход к классификации волевых качеств базируется на высказанной С. Л. Рубинштейном мысли о соответствии различных волевых качеств фазам волевого процесса. Так, проявление инициативности он относит к самому начальному этапу волевого действия, после чего проявляются самостоятельность и независимость, а на этапе принятия решения проявляется решительность, которую на этапе исполнения волевого действия сменяют энергичность и настойчивость [18, с. 713].
     
     Среди спортивных психологов принято разделять волевые качества в баскетболе по степени их значимости. Чаще всего их делят на общие и основные. Первые имеют отношение ко всем видам спортивной деятельности, вторые определяют результативность в конкретном виде спорта. П.А. Рудик, Е.П. Щербаков к общим волевым процессам отнесли целенаправленность, дисциплинированность и уверенность. А.Ц. Пуни и Б.Н. Смирнов считают общим волевым качеством только целеустремленность. Е. П. Щербаков основным волевым качествам относит стойкость, упорство, выдержку и самообладание, смелость и решительность, самостоятельность  и инициативность. Ф. Генов и А. Ц. Пуни разделяют волевые процессы на 3 группы: основные для данного вида спорта, ближайшие к основным и следующие за ними (поддерживающие) [19; 20;].
     
     
     1.2 Значение волевых качеств в спортивной деятельности
     
     Важность волевых процессов в современной спортивной деятельности  трудно переоценить. Спортивная карьера спортсмена и его результаты напрямую зависят от трудностей, которые приходилось преодолевать спортсмену и через какие падения, нужно было вставать.  Проблема волевой подготовки – одна из давних, и в то же время еще очень новых проблем психологии спорта [21, с. 126-129].
     Наиболее выражено проявляются волевые процессы спортсмена тогда, когда на пути к достижению намеченных целей приходиться преодолевать препятствия. В этих случаях особенно отчётливо выступают принятие решения, готовность к его исполнению, а также волевое усилие, которое составляет необходимую и самую характерную особенность спортивной подготовки [22].
     Всякое произвольное действие требует для своего совершения определённого, хотя бы минимального, усилия. Такой волевой процесс имеет место даже при самых обычных преднамеренных действиях, будучи направлено на то, чтобы изменить так или иначе нашу деятельность и начать новый ряд действий [23].
     
     
     Волевое усилие отличается от усилия мышечного.
     Правда, при всяком волевом усилии всегда имеются определённые мускульные движения, хотя бы в зачаточной форме: сжимаем кулаки, наморщиваем лоб и т. д. Однако все эти движения не составляют главного в волевом усилии, для которого характерно лишь состояние внутреннего напряжения [24].
     Наиболее отчётливо волевое усилие выступает тогда, когда при совершении волевого акта мы встречаемся с препятствиями или, когда, переживая борьбу мотивов, должны принять определённое решение.
     Волевое усилие выражается:
     1) в принятии обдуманного  решения;
     2) в осуществлении этого решения, преодолевая трудности при этом.
     Две особенности характеризуют волевое усилие:
     1) усилие всегда носит сознательный характер;
     2) усилие всегда связано с преодолением больших или меньших трудностей [25, с. 120].
     Способность спортсмена, преодолевая трудности с помощью, усилие волевых процессов,  где не только окружающие оценивают достоинства спортсмена, но и сам спортсмен [26, с. 122].
     Волевые усилия могут быть самые разнообразные по своему характеру и степени проявления в спортивной тренировки.
     Достаточно указать на то, как спортсмен с помощью больших усилий воли разрешает спортивную задачу  и вырастает не только в чужих глазах, но и в своих собственных [27, с. 90].
     Увеличивая количество и повтор мышечного напряжения, даже со средней интенсивностью приводит к развитию  и формированию волевых качеств спортсмена [28, с. 92].
      К проявлению волевых усилий в процессе физических упражнений, нужны всегда превышающие нагрузки обычных мышечных напряжений, совершение их в разнообразных условиях [29].
     Воспитательное значение волевых процессов является действие сопровождающиеся мышечным напряжением в играх и спорте, где спортсмен самостоятельно достигает победных результатов.
     Действия связанные с преодолением утомления и чувства усталости требуют значительно больших волевых усилий, важным средством для развития волевых процессов , является строгое соблюдение режима [30, с. 224].
     Обычное расписание спортивных тренировок является твердым распорядком, который требует от спортсмена быть активным, включенным в процесс в определенное время для определенных занятий.
     В начальном периоде тренировки, когда только начинается вырабатываться привычка к режиму, всегда требует значительного активного проявления волевых процессов, чтобы:
     1) в определенное время приступать к тренировочному процессу;
     2) в течение всего времени, отведенного на занятие поддерживать интенсивную тренировочную работу [31, с. 225].
     Спокойный в эмоциональном отношении характер, является характерной особенностью усилий, напрямую связанных с соблюдением режима.
     Как по своему характеру, так и по своей степени волевые усилия, связанные с соблюдением режима крайне разнообразны.
     Различные формы смены занятий, детальная дозировка по количеству материала, скорости работы, время, затраченное в процессе тренировки, все это правильно применяемое превращает такого рода напряжения в отличное средство развития волевых процессов. 
     К отдельной группе относятся волевые усилия, связанные с преодолением опасности. К ним характерна большая эмоциональная насыщенность, поскольку они направляются на борьбу с сильными отрицательными эмоциональными состояниями, такими как робость, страх, смущение. Большое значение в воспитании волевых усилий, связанных с преодолением чувства опасности, имеют такие виды спорта, как боевые искусства, горнолыжный спорт, прыжки в воду, альпинизм [32].
     Волевое усилие считается субъективным , где переживается особое внутреннее состояние, связанное с трудностями и препятствия которые приходиться преодолевать. Внутреннее состояние волевого процесса отсутствует, если человек не прикладывает усилий на выполнения какого- либо действия.
     Поэтому наличие трудностей и препятствий естественно в процессе волевой деятельности. От характера трудности и препятствий которые приходиться преодолевать и зависит величина и степень волевого процесса.
     Переживание волевого усилия всегда связано с определёнными конкретными видами деятельности; поэтому воспитание способности к волевым усилиям всегда конкретно в своей форме и проявляется в определённых видах деятельности [33, с. 7].
     Причём речь здесь идёт не о каких-либо внешних трудностях и препятствиях, а в первую очередь о тех внутренних препятствиях, которые испытывает спортсмен при совершении той или другой деятельности. 
     Поскольку волевые усилия связаны с конкретными видами деятельности, постольку они всегда носят различный характер и всегда включаются в более или менее сложные и разнообразные виды деятельности.
     Отличительной их особенностью является затрата относительно большей мышечной силы, необходимой для обеспечения скорости движения или преодоления усталости, чем при обычных видах деятельности.
     На финише в беге или при взятии старта, или при преодолении известной степени утомления в конце лыжной гонки - во всех этих и подобных случаях имеют место несложный волевой процесс [34, с. 8].
     Однако в спортивной деятельности могут быть и более сложные виды волевых усилий, например, при выполнении сложных гимнастических упражнений, отличающихся разнообразием элементов, сложностью фигур, наличием трудных и опасных движений [34, с. 9].
     В спортивных играх волевой процесс является сложным. Например, волевой процесс в футболе требует большой сообразительности и особой концентрации [35, с.14].
     Здесь мы сталкиваемся не с простыми мышечными усилиями, направленными на выполнение того или иного трудного движения или на преодоление физического утомления, а со сложным видом деятельности, который требует участия высших психических функций. 
     В коре головного мозга волевое усилие взаимосвязано с тормозными процессами. К тормозным процессам относиться инертность нервных центров. 
     Чтобы совершить при этих условиях движение, необходимо вывести эти центры из состояния инертности, растормозить их, создать в них необходимую степень нервного возбуждения. Когда это тормозное состояние преодолевается, переживается определённое волевое усилие [36, с.19-20].
     Спортсмен во время тренировочного процесса совершенствует технику данного движения, вырабатывая концентрацию, где нервные возбуждения по проторенным путям, и он чувствует легкость волевого усилия, которые раньше были необходимы для преодоления состояния пассивности.
     Поэтому в процессе повторного выполнения  в тренировочном деятельности у спортсмена вырабатывается новый динамический стереотип, который дает легкость выполнения действия с наименьшим усилием.
     Для того чтобы система волевых процессов не ослабевала, нужно поддерживать этот уровень с помощью систематической тренировки [37, с.21-23].
     Чтобы воспитать волевое усилие в процессе спортивной тренировки, связанной с применением указанных тормозных процессов, необходимо добиваться овладения техникой данного вида спорта. Совершенствование техники и есть тот путь, который мы применяем для воспитания волевого усилия. 
     Необходимые волевые усилия на выполнения технических действий проявляются тогда, когда спортсмен овладел техникой.
     Воспитание волевых усилий такого рода всегда заканчивается установлением определённого соответствия между степенью и характером волевого усилия и степенью тормозных препятствий, которые приходится преодолевать спортсмену в данном виде упражнения. 
     Надо одновременно отметить, что процесс воспитания волевых усилий в данном случае связан с постепенным нарастанием трудностей. Задача тренера и заключается в том, чтобы провести спортсмена через этот путь постепенного овладения техникой и тем содействовать выработке необходимых динамических стереотипов.
     Но если остановиться только на этой, уже достигнутой стадии, спортсмен окажется неспособным проявить волевые усилия при повышенных требованиях техники, при изменении таких условий, как быстрота, интенсивность, сложность того или другого упражнения.
     Хотя волевые усилия тесно связаны с определёнными особенностями техники данного упражнения, однако эти волевые усилия имеют в какой-то степени генерализированный характер и допускают вариации при сохранении общего характера и направленности действий.
     Вторую группу процессов торможения, имеющих значение для психологической характеристики волевого усилия и для разработки соответствующих методов его воспитания, составляют тормозные процессы, связанные с эмоциональными переживаниями спортсмена: с переживаниями страха, смущения, неуверенности в собственных силах и т. п. [38, с. 14-16].
     Природа этих тормозных процессов другая, так как она охватывает отделы головного мозга, связанные с мышлением спортсмена, с пониманием им условий его деятельности, с определением целей, которые он перед собой ставит, с оценкой условий, в которых приходится ему действовать.
     Одно из важных умений тренера в руководстве спортивной тренировки это уметь контролировать эмоциональный фон спортсмена. Так как овладение только техническими навыками не может обеспечивать требуемый результат.
     Здесь тренеру нужно выяснить причины возникших у спортсмена отрицательных эмоций и наметить те средства, которые необходимо применить к их устранению.
     Спортивная тренировка, которая доводится до успешно результата, является одним из важных средств воспитания волевого процесса.
     Спортсмены указывают, что когда они в отдельные дни заканчивают тренировку не с успешным результатом, например, падением при попытке прыжка, то уже на другой день сказываются в очень большой силе соответствующие тормозные процессы, и тренировка на второй день снижается. 
     Чтобы воспитать волевое усилие, надо применять систематически подобранные в своей трудности упражнения с тем, чтобы знакомить тренирующихся с этими трудностями и вызывать у них соответствующие эмоциональные состояния, а затем добиваться преодоления этих трудностей. Громадное значение для воспитания волевого усилия имеет вторая сигнальная система в её связи с первой сигнальной системой.
     Это объясняется тем, что вторая сигнальная система связана с высшими эмоциями, которые обычно выражаются в словах, как чувство долга, обязанности, стойкость воли и т. д.
     Вот почему спортсмен должен получать от тренера разъяснение тех или других обстоятельств, при которых ему приходится выполнять спортивную деятельность.
     Он должен своевременно получить от тренера одобрение, перед ним должны быть поставлены ясные цели. Всё это может быть сделано только в словесной форме. Вторая сигнальная система является физиологической основой осознания нами социального значения тех действий, для выполнения которых мы применяем волевые усилия.
     Спортивная тренировка в любом виде спорта может содержать достаточное количество интенсивных упражнений, требующих для своего выполнения волевых усилий, что позволяет тренеру широко применять эти упражнения для воспитания воли у лиц, занимающихся спортом [39, с. 17-19].
     
     
     1.3 Средства и методы развития волевых качеств в спортивной деятельности
     
     Формирование волевых качеств баскетболистов происходит в процессе всего тренировочного процесса под непосредственным контролем тренера. Внимание преподавателя постоянно сосредоточено на том, как его воспитанники проявляют волевые усилия. 
     Слово, вовремя сказанное тренером, поданный совет, строгая команда или поощрение побуждают учеников к мобилизации усилий воли: преодолению робости, неуверенности, скованности действий и т. д. Таким же путем тренер пресекает проявление невыдержанности, эгоизма или других отрицательных явлений.
     Своим личным примером тренер воспитывает у занимающихся баскетболистов уважение к любому противнику и к любому рангу соревнованиям. Если тренер отнесется к какому-либо соревновательному матчу пренебрежительно, то он нанесет непоправимый ущерб психологической закалке спортсменов, снизит их волю к победе. 
     Воспитание волевых качеств баскетболистов нужно начинать с планирования тех трудностей, которые ребятам придется преодолевать. Трудности эти зависят от уровня спортивной подготовленности занимающихся и их индивидуальных волевых качеств. Психологическая подготовка баскетболистов проходит намного успешнее, когда тренер сумеет завоевать любовь и уважение своих учеников [40, с. 35].
     Волевая подготовка считается успешной, если в тренировочном процессе она комплексно связанна с развитием тактико-технического совершенствования, с физической подготовкой спортсмена.
     При воспитании волевых качеств важными составляющими является целеустремленность в победе или решению трудностей, постоянное повышение уровня сложности тренировочного процесса, подкрепление веры  себя при преодолении трудностей [41].
     В. Кеплер и В. Платонов считают, что практической основой методики волевой подготовки являются:
     а) соблюдение и контроль тренировочного процесса и соревновательных установок.
     Требование это относится к систематическому преодолению и упорству, идти к цели несмотря ни на какие трудности.
     Когда спортсмен четко знает свои цели и задачи тренировочного и соревновательного процесса, доверяет методикам своего тренера, то тогда это приводит к успешным результатам.
     б) повышение уровня препятствий и трудностей.
     При этом используются различные средства ввода дополнительных задач, осложнения соревновательных воздействий и другое, проведения тренировочных занятий в осложненных условиях, увеличение степени риска введения возбуждающих сенсорно эмоциональных факторов.
     в) в тренировочном процессе использовать соревновательные методы и процесс соревнования. 
     Следующие методические приемы способствуют повышению эффективности использования соревновательного метода:
     1) Соревновательная установка на количество выполненных задач,
     2) соревновательная установка на качество выполнения задач,
     3) соревновательная установка в условиях возрастающих трудностей.
     Последовательное усиление саморегуляции на основе самопознания, осознание сути своей спортивной деятельности.
     Сюда входят следующие компоненты:
     1.Строгое соблюдение режима жизнедеятельности;
     2.Регуляция эмоционального состояния психического и физического, используя методы и приемы;
     3.Работа с собой. 
     Положительные волевые качества необходимы спортсмену, развиваются в процессе тренировок и участия в соревнованиях.
     Воспитание воли зависит от личных усилий, его морального и психологического состояния, физической и технико-тактичной подготовленности [41].
     Волевые процессы и их проявление характерно возрасту занимающихся: младший школьный возраст. Г. Д. Бабушкин и В. Н. Смоленцева обращают внимание на то, что высокая подвижность детей 6-11 лет отрицательно сказывается на воспитание волевых качеств. При отрицательных эмоциях у детей этого возраста меняется отношение к учебе и развитию способностей в худшую сторону. Для них характерно внушаемость и подражание. При появлении каких-либо трудностей или препятствий активность ребят снижается, так как в этом возрасте слаба, развита настойчивость. Учитывая, что учащиеся младших классов совершают волевые действия, в основном, по указанию тренера, эту особенность, следует использовать в работе с юными спортсменами. В младшем возрасте начинает формироваться самооценка, которая имеет большое значение в развитии волевых процессов. Поэтому смелость и решительность может слабо проявляться из-за недооценки и переоценки [42, с. 270].
     Подростковый возраст. Подростки могут оценивать волевые качества в других людях и соотносить их с собой, что Г. Д. Бабушкин и В. Н. Смоленцева считают благоприятным условиям для самовоспитания. Для данного возраста имеет место активное проявление смелости и слабое проявление самоконтроля, дисциплины, стойкости. Это объясняет сдвигом баланса нервных процессов в сторону возбуждения. При сильном эмоциональном возбуждении у подростка проявляется несдержанность, резкость, грубость. Подросток нуждается во внешнем контроля, из-за недостаточных знаний самообладания. При воспитании волевых процессов в этом возрасте нужно постоянно поддерживать дисциплину в комплексе с требовательностью, одобрением, убеждение, разъяснением значения волевых процессов в спортивном процессе [43, с. 270].
     Юношеский возраст. Г. Д. Бабушкин и В. Н. Смоленцева утверждают, что волевая активность в этом возраста проявляется по принципу самостимуляции. Упорство и целеустремленность достигают высокого уровня. В отличие от подростков у занимающихся активно проявляется выдержка. Если в подростковом возрасте инициативность и самостоятельность не были сформированы то в этом возрасте они не находят должного развития. Отсюда очень важно создавать основы воспитания волевых качеств в младшем школьном возрасте и подростковом возрасте [44, с. 270].
     
     
     Вывoды по первой главе
     
     1. Рассмoтрев теoретические аспекты вoлевых процессов, мы выявили, что изучением волевых процессов и их проявлением занимался ряд авторов: Е. П. Ильин, А. В. Родионов, П. П. Зимин, В. А. Иванников, А. Ц. Пуни, Г. Д. Бабушкин и В. Н. Смoленцев. Было выявленo, что субъективных метoдик к волевым процессы не применялось, но при испoльзовании физиoлoгических и психoлoгических ме.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44