VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Исследование ценообразования на платные услуги в общеобразовательном учреждении

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K011802
Тема: Исследование ценообразования на платные услуги в общеобразовательном учреждении
Содержание
65



Оглавление



	Введение	2

	Глава 1 Порядок нормативно-правового регулирования оказания платных образовательных услуг	3

	1.1. Современные тенденции развития образовательных услуг	3

	1.2. Платные образовательные услуги: понятие, виды, особенности	13

	1.3. Нормативно-правовое регулирование договора об оказании платных образовательных услуг	22

	1.4. Финансово-экономические вопросы организации платных образовательных услуг и иных видов приносящей доход деятельности	29

	Глава 2 Практика реализации платных образовательных услуг на примере общеобразовательного учреждения	35

	2.1. Краткая характеристика общеобразовательного учреждения	35

	2.2. Виды платных образовательных услуг в общеобразовательном учреждении	40

	2.3. Анализ финансовой отчетности	45

	Глава 3. Направления совершенствования системы оказания платных образовательных услуг и иных видов приносящей доход деятельности	50

	Заключение	61

	Список использованных источников и литературы	63








Введение



Ценовая политика образовательно учреждения касается жизненно важных аспектов его существования и дальнейшего развития. 

Ценообразование является концептуальным выражением стратегических целей учреждения. Оно отражает характер производимых услуг, их особенности и особенности соответствующего рынка. 

Образовательные услуги относятся к социально-культурной сфере жизнедеятельности общества. И эта сфера обуславливает особенности спроса и предложения как основополагающих факторов определения цены. 

Целью данной работы является исследование ценообразования на платные услуги в общеобразовательном учреждении. 

В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи: 

- анализ нормативно-правовой базы, применяемой при ценообразовании на образовательные услуги в муниципальных образовательных организациях; 

- исследование затрат учреждения; 

- анализ расходов (анализ структуры затрат по элементам учреждения в целом); 

- анализ цен по видам услуг.

Объектом исследования является МАОУ СОШ №1 г. Апрелевка. 

Предметом исследования выступают отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности. 

Информационная база исследования представлена: гражданским законодательством Российской Федерации; нормативно-правовыми и законодательными актами, регламентирующими деятельность образовательных организаций, учебная литература по изучаемым вопросам, публикации в специализированных изданиях по данной теме, данные бухгалтерской отчетности.

Глава 1 Порядок нормативно-правового регулирования оказания платных образовательных услуг



1.1. Современные тенденции развития образовательных услуг

   Рынок образовательных услуг отражает процесс маркетизации образования, включающий в рыночный оборот естественную сферу ресурсов, связанную с формированием рабочей силы. Он формируется как спросом на образовательные услуги со стороны основных хозяйствующих субъектов (домохозяйств, фирм, государства), так и их предложением, которое осуществляется образовательными и иными учреждениями, образующими в отраслевой структуре национального хозяйства отрасль «образование».

Рассмотрим особенности развития рынка образовательных услуг по направлению общее образование.

Рынок общеобразовательных услуг в России имеет свои особенности. В Докладе Правительства Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования в 2015 году были приведены следующие данные. Система образования Российской Федерации охватывает около 30 млн. детей и молодежи, включая 6,8 млн. дошкольников, 14 млн. школьников, 2,6 млн. студентов профессионального образования и 5,2 млн. студентов в высшем образовании, которые обучаются в почти 100 тыс. образовательных организациях (около 40% расположено в сельской местности). В государственных и муниципальных образовательных организациях работает около 5,1 млн. работников, в том числе около 3 млн. педагогических работников.

В сфере образования в Российской Федерации созданы условия, в которых государственные образовательные учреждения имеют большую поддержку как в регулировании, так и в финансировании, при этом частным учебным заведениям приходится преодолевать множество трудностей. Это и высокая арендная плата за помещения, и жесткая налоговая политика государства, нечеткая нормативная база в сфере частного образования, трудности в регистрации и получении лицензии, прохождения аккредитации и аттестации.

В настоящее время, как отмечается в исследованиях российских ученых, возникла необходимость в изучении тенденций развития рыночных отношений в сфере образования, между образовательным учреждением и основными социальными группами, заинтересованными в его деятельности и решении возникающих проблем. Высокоразвитый эффективный рынок образовательных услуг является одним из главных признаков цивилизованной, индустриально развитой страны. Для исследования «количественных характеристик» рынка общеобразовательных услуг Российской Федерации за последние 5 лет будем использовать данные Федеральной службы государственной статистики, публикуемые на сайте ведомства в виде статистических ежегодников, и Минобрнауки России.

В среднем по России государственных образовательных учреждений на 97% больше, чем частных: 41906 государственных и 781 частных организаций, осуществляющих общеобразовательную деятельность в 2015 году.

Наглядной иллюстрацией динамики числа общеобразовательных учреждений Российской Федерации является гистограмма на рис. 1.





Рис. 1. Число общеобразовательных организаций, тыс. ед.

За последние 5 лет наблюдается тенденция по снижению количества общеобразовательных организаций в большинстве субъектов Российской Федерации, что связано с процессом реорганизации и созданием крупных образовательных центров, реализующих все уровни образования (дошкольное, начальное, основное и среднее общее образование). Так, количество дошкольных организаций в 2015 году уменьшилось по сравнению с 2010 годом на 9% (3,8 тыс.); школьных образовательных организаций - на 15% (6,8 тыс.).

Созданные образовательные центры позволяют расширить спектр образовательных программ, реализуемых соответствующими образовательными организациями, включая дополнительные образовательные программы, и обеспечить гибкие образовательные траектории для учащихся. За период с 2014 по 2015 год на 7,4% увеличилось число школ, оказывающих дополнительные образовательные услуги, в том числе платные.

Динамика численности детей в общеобразовательных организациях является гистограмма на рис. 2. 



Рис. 2. Численность обучающихся в общеобразовательных организациях, тыс. чел. 

В общеобразовательных школах численность детей за период с 2010 по 2014 год возросла. Важную роль в этом процессе играет возрастная структура, а также создание условий для успешного роста и развития детей. В целом за период с 2013 по 2014 год численность обучающихся в общеобразовательных организациях увеличилась на 3,9 % (544 тыс. чел.) и составила 14 192 тыс. учеников. Охват детей и подростков образовательными программами начального общего, основного общего и среднего общего образования в 2010 году составил 98,5%, а в 2014 году - 100,8%.

В 2014 году дошкольные и общеобразовательные школы посещало 21005700 человек. Такое количество детей в Российской Федерации должно быть обеспечено на рынке образовательных услуг качественным образованием.

Для определения качества предоставляемых образовательных услуг в Российской Федерации, будем использовать результаты оценки образовательных учреждений во всероссийских, международных образовательных исследованиях и рейтингах.

Московский центр непрерывного математического образования при информационной поддержке проекта «Социальный навигатор» МИА «Россия сегодня» и «Учительская газета» при содействии Министерства образования и науки Российской Федерации подготовил список «Лучшие школы России». При составлении списка лучших школ 2015-2016 учебного года учитывались результаты основного государственного экзамена, а также результаты регионального и заключительного этапов Всероссийской олимпиады школьников.

ТОП-10 лучших школ Российской Федерации в 2015-2016 учебном году состоит из школ, перечисленных в таблице 1.

Таблица 1. - ТОП-10 лучших школ Российской Федерации в 2015-2016 учебном году

Место

Регион

Название учреждения

Населенный пункт

1

г. Санкт-Петербург

ГБОУ «Президентский физикоматематический лицей № 239»

г. Санкт-Петербург

2

Республика

Мордовия

ГБОУ РМ «Республиканский лицей для одаренных детей»

г. Саранск

3

г. Москва

ГБОУ «Школа № 1329»

г. Москва

4

г. Москва

Специализированный учебно-научный центр (факультет) - школа-интернат им. А.Н. Колмогорова МГУ им. М.В. Ломоносова

г. Москва

5

г. Москва

ГБОУ «Пятьдесят седьмая школа»

г. Москва

6

г. Москва

ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования» (СОШ № 179)

г. Москва

7

г. Москва

ГБОУ Лицей № 1535

г. Москва

8

г. Москва

ГБОУ Школа-интернат среднего (полного) общего образования «Интеллектуал»

г. Москва

9

г. Москва

ГБОУ «Московская гимназия на Юго-Западе № 1543»

г. Москва

10

г. Москва

Лицей НИУ «Высшая школа экономики»

г. Москва



Одной из задач рейтинга является выявить лучшие практики школ по профильным направлениям и помочь внедрить накопленный опыт в других школах.

Среди школ, ставших лидерами в рейтинге, наибольшую часть занимают школы Москвы. Столица является направляющим ориентиром для школ регионов. Такая позиция объясняется обеспеченностью высококвалифицированными кадрами, наличием развитой материально-технической базы, быстрым реагированием на новые стандарты и требования сферы образования.

Россия ежегодно принимает участие в международных сравнительных исследованиях качества образования PIRLS, TIMSS и PISA. Мониторинги оценивают разные достижения школьников определенного возраста один раз в три года среди учащихся из 65 стран мира. PIRLS изучает навыки чтения в младших классах. TIMSs и PISA исследуются математические, читательские и естественнонаучные компетенции подростков. TIMSS исследует знания, полученные в рамках школьной программы, а PISA оценивает умение применять эти знания во внеучебных ситуациях. В 2012 году Россия заняла 34 место по математической грамотности, 42 место - по читательской и 37 место - по естественнонаучной, улучшив свои позиции по сравнению с 2009 годом.

Анализируя качество российского рынка образовательных услуг как конкурентного среди мировых образовательных систем, можно сделать вывод о недостаточно высоких рейтинговых местах на данном этапе времени, но при этом государство РФ проводит ряд важнейших преобразований, которые помогут постепенно улучшить позиции высших учебных заведений в мировых рейтингах.

Следующим критерием для анализа является финансирование образования. По отношению к объему ВВП расходы раздела «Образование» федерального бюджета составляют в 2016 году 7%. Доля в общем объеме расходов федерального бюджета по сравнению с 2015 годом (4,1%) уменьшилась и составит 3,6%. Бюджетные ассигнования в 2016 году по разделу «Образование» запланированы в объеме 578 654,0 млн. рублей. Объем бюджетных ассигнований в 2016 году по сравнению с уровнем 2015 года меньше на 53 381,3 млн. рублей, в том числе за счет уменьшения бюджетных ассигнований на ряд программ, завершивших свою реализацию.

На реализацию государственной программы «Развитие образования» на 2013-2020 годы Федеральным законом от 2 декабря 2013 г. № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» с учетом внесенных изменений предусмотрены бюджетные ассигнования федерального бюджета на 2014 год в объеме 458 939,0 млн. рублей. Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» с учетом внесенных изменений предусмотрены бюджетные ассигнования федерального бюджета на 2015 год - 422 903,1 млн. рублей, на 2016 год - 450 260,0 млн. рублей, на 2017 год - 474 608,3 млн. рублей.

Рынок образовательных услуг формируется не только заказчиками и потребителями образовательных услуг, но и лицами, осуществляющими непосредственную работу по предоставлению этих услуг. В Российской Федерации, по данным Росстата, в 2014 г. в общеобразовательных учреждениях число педагогических работников составляло 1067 тыс. чел.

Для повышения престижности педагогической профессии, как основной при предоставлении образовательных услуг, политика государства направлена на совершенствование системы оплаты труда. Среднемесячная заработанная плата работников образования общеобразовательных учреждений в Российской Федерации в 2013 году составляла 29 038 руб., в 2014 г. - 31 535 руб., в 2015 г. - 35 745 руб.

Среднемесячная заработная плата педагогических работников общего образования увеличилась в 2015 году по сравнению с 2014 годом и достигла целевого значения, установленного Программой совершенствования системы оплаты труда, равного 100% среднемесячной заработной платы в субъекте Российской Федерации.

Повышение заработанной платы привело к увеличению интереса к профессии педагога в Российской Федерации, тем самым обеспечило приток на рынок образовательных услуг молодых педагогов. За последние 2 года численность педагогов в возрасте от 25 до 35 лет увеличилась в большинстве российских регионах. Приемная кампания 2015 года также показала, что на педагогические направления подготовки стали поступать лучшие выпускники школ.

Таким образом, что рынок образовательных услуг в России находится на стадии формирования. За последние 5 лет численность детского населения, которое необходимо охватить образовательными услугами возросла, количество же образовательных организаций уменьшилось, что связано с процессом их реорганизации и созданием крупных образовательных центров, реализующих все уровни образования. Такие образовательные комплексы позволяют реализовать больший спектр услуг. Охват детей и подростков образовательными программами начального общего, основного общего и среднего общего образования в 2014 году составил 100,8%, при этом охват школьников программами дополнительного образования в 2015 году составил около 64%.

Появление и внедрение в практику российской жизни образовательных услуг, предоставляемых на коммерческой основе, вызывало первоначально далеко неоднозначное отношение населения страны к данному явлению, хотя отмечают исследователи, с появлением платных мест в государственных вузах появляется и спрос на подобный вид услуг. Социологические опросы в 90-е гг. ХХ в. свидетельствовали о первоначальной неготовности россиян к получению платных образовательных услуг: так, если в 1992 г. лишь 20% опрошенных студентов соглашались с тем, что образование может предоставляться на коммерческой основе, то исследования 1994 г. выявили, что уже 62% респондентов положительно оценивают саму возможность получения платного образования. При этом в этот же период количество опрошенных студентов, выступающих против коммерциализации образования, сократилось с 42% до 34% соответственно. Данные социологических опросов свидетельствуют о готовности определенной части российского общества, даже в самом начале 90-х гг. ХХ в., получить желаемое образование на коммерческой основе.

В начале XXI в. россияне уже привыкли к самому явлению «платные образовательные услуги». Исследователи отмечают, что на современном этапе представление россиян о получении образовательных услуг на коммерческой основе - это обучение на платной основе в государственном или коммерческом вузе. Несмотря на формирование широкой сети негосударственных учебных заведений, Е.Л. Могильчак отмечает ориентированность абитуриентов на получение образовательной услуги на коммерческой основе именно в государственных вузах, а не в коммерческих.

На современном этапе, как отмечают исследователи, в первую очередь, вузы, помимо предоставления образовательных услуг на коммерческой основе могут оказывать и иные виды дополнительных услуг в рамках образовательного учреждения. Исследователями были выделены распространенные виды дополнительных платных услуг, предоставляемых образовательными учреждениями: 1) повторная подготовка и сдача зачета/экзамена по предмету, при отрицательном результате, за рамками официальной сессии; 2) отработки пропущенных практических занятий (например, лабораторных работ и т.п.); 3) «выравнивающие» курсы, позволяющие ученикам/студентам, не обладающих необходимой подготовкой не отстать от своей группы; 4) репетиторство (данный вид услуги проводится в рамках учебного заведения и оплата производится в кассу организации, что отличает данный вид репетиторства от занятий с преподавателями на дому на договорной основе); 5) изучение дополнительных дисциплин не предусмотренных образовательной программой.

Повсеместное распространение предоставления образовательных услуг на коммерческой основе в России на рубеже XX-XXI вв. выявило как положительные, так и отрицательные моменты данного вида услуг. Исследования рынка платных услуг в Южном Федеральном округе, проведенные при кафедре социологии Волгоградского государственного университета под руководством профессора И.В. Василенко, а также анализ научных работ, посвященных изучению данной проблематики, позволяют выделить следующие положительные моменты платной системы обучения: а) существенное расширение объема образовательных услуг; б) вариативное обучение и углубленное изучение предметов вне классно-урочной системы; в) возможности обновления материально-технической базы учебного заведения; г) повышение комфортности условий пребывания в аудиториях; д) материальное стимулирование труда сотрудников; е) привлечение специалистов более высокого уровня для работы с учащимися; ж) риск не поступления абитуриента на желаемую специальность сведен к минимуму; з) подготовка к поступлению в среднее образовательное учреждение (школу, лицей, гимназию) и сдаче экзаменов в выпускных классов; и) расширение кругозора учащихся.

К негативным моментам следует отнести: а) фактор «навязывания» услуги; b) часть материала перекладывается на систему дополнительного (платного) образования; с) высокую стоимость образовательной услуги, что влечет социальное расслоение в обществе; d) отсутствие возможности оплаты дополнительных образовательных услуг; е) неравный доступ к получению образования внутри одной группы; f) не соответствие качества предоставляемой услуги ее стоимости; j) неуверенность в качестве предоставляемых платных услуг; h) прием учащихся с недостаточными знаниями для восприятия изучаемых предметов.

В целом следует отметить, что появление и распространение в России 90-х гг. ХХ в. образовательных услуг на коммерческой основе было спровоцировано сложной социально-экономической ситуацией в стране, которая затронула все сферы жизни общества, в том числе, и систему образования. Социологические исследования начала 90-х гг. ХХ в. выявили готовность студентов получать желаемое образование на коммерческой основе. Как любое социальное явление платное образование имеет свои положительные и отрицательные стороны, причем для минимизации негативных последствий внедрения данного вида услуг требуется научно-практическое осмысление различных аспектов деятельность учебных заведений.

В заключение можно сделать вывод о том, что c учетом специфики рынка и сильной зависимости от государства образовательные учреждения нуждаются в грамотно организованном менеджменте и новых маркетинговых решениях. Бюджет формируется по норме расходов на одного ученика или воспитанника, а это значит, что никакое изменение и перестраивание системы образования не может изменить ассигнования, лишь изменение числа учащихся влечет за собой изменение бюджетного финансирования.



1.2. Платные образовательные услуги: понятие, виды, особенности



О том, насколько допустимо применительно к образовательной сфере (в частности, к бесплатному образованию) употреблять понятие «образовательные услуги», ведется немало дискуссий. В дальнейшем изложении под образовательными услугами будет подразумеваться деятельность образовательных организаций, направленная на достижение гражданами определенного уровня воспитания и обучения (независимо от того, является ли эта деятельность платной или нет).

Все услуги, которые оказываются в системе образования, систематизированы и легально закреплены в Общероссийском классификаторе услуг населению (ОКУН) по соответствующим параметрам. Классификация услуг включает деление на группы, затем на подгруппы, которые в свою очередь подразделяются на виды в соответствии с целевым функциональным назначением. Основываясь на данных ОКУН, можно говорить о следующих видах услуг в системе образования:

услуги в системе дошкольного воспитания;

услуги в системе среднего образования;

услуги в системе высшего образования;

услуги в системе технической подготовки кадров (в том числе – профессиональная реабилитация кадров);

обучение населения на курсах (в том числе – обучение на курсах иностранных языков; на курсах по вождению автомобилей; на других курсах и в кружках);

прочие услуги в системе образования (например, репетиторство).

Практическая реализация каждого из перечисленных видов образовательных услуг осуществляется образовательными учреждениями (физическими лицами, занимающимися индивидуальной трудовой педагогической деятельностью) в соответствии с их статусом и целевой направленностью образовательной деятельности. Так, например, услуги в системе дошкольного воспитания предоставляются дошкольными образовательными учреждениями, а услуги в системе высшего образования оказываются высшими учебными заведениями.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании», иными нормативно-правовыми актами, регулирующими образовательную деятельность, образовательные услуги могут быть как основными, так и дополнительными. К основным образовательным услугам относятся услуги, предоставляемые по основным образовательным программам. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ определяется государственными образовательными стандартами, которые устанавливают федеральные (центральные) органы государственной власти и управления в рамках их компетенции. Дополнительными образовательными услугами, соответственно, считаются услуги, осуществляемые по дополнительным образовательным программам. К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые:

• в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;

• в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества, на станциях юных техников, станциях юных натуралистов и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии);

• посредством индивидуальной трудовой педагогической деятельности.

Необходимо заметить, что государственные образовательные стандарты могут устанавливаться и по отдельным дополнительным образовательным программам.

Все образовательные услуги также могут быть разделены на два основных вида: платные и бесплатные. В соответствии со смысловой направленностью понятия «бесплатное образование» и «бесплатные образовательные услуги» далее будут отождествлять, равно как и понятия «платное образование» и «платные образовательные услуги».

Оказание дополнительных образовательных услуг на платной основе - часть приносящей доходы деятельности образовательных организаций, причем наиболее весомая. Это связано как с особенностями регулирования прав образовательного учреждения как юридического лица (ст.49 ГК РФ, п.1) с одной стороны, так и с особенностями финансового обеспечения оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования (ст. 101 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации) - с другой.

Рассмотрим внимательно пункт 1 статьи 49 Гражданского кодекса (изменения в данный пункт вступили в силу с 1 сентября 2014 года): «Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности». Иными словами, как юридическое лицо образовательная организация может осуществлять различные типы сделок, оказывать разнообразные услуги или производить товары, но устав образовательной организации эту деятельность ограничивает рамками образовательной деятельности.

В той же статье отдельно указывается, что коммерческие организации, в отличие от некоммерческих, могут заниматься любыми видами деятельности, не запрещенными законом.

Значит ли это, что образовательные учреждения не имеют права заниматься любой другой приносящей доходы деятельностью, напрямую не связанной с обучением, воспитанием, присмотром за детьми и прочим? Изданием методических пособий или консультированием заниматься нельзя? А сдачей свободных площадей в аренду? А осуществлять сделки с ценными бумагами?

Такой вопрос возникает неизбежно, если не дочитать рассматриваемый пункт ст.49 ГК РФ до конца: «В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии)».

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (273-Ф3, ст. 101) четко и однозначно устанавливает только право осуществлять на платной основе (за счет средств физических и юридических лиц) образовательную деятельность ( п.2 - платные образовательные услуги).

Для получения права осуществлять иные виды деятельности, приносящей доход, необходимо специальное разрешение учредителя, зафиксированное в лицензии. Это значит, что при прохождении процедуры лицензирования экономически грамотный руководитель предпримет усилия для того, чтобы расширить поле гражданских прав образовательного учреждения в части осуществления приносящей доходы деятельности и получит лицензию, работающую на перспективу.

Тем не менее, на сегодня большинство образовательных учреждений сосредоточились (некоторые, правда, с опасением) только на оказании платных образовательных услуг. Значительная ротация руководящих кадров привела к тому, что «ментальные» запреты на эту деятельность уже практически исчезли. 

Самыми важными вопросами, возникающими в процессе организации деятельности по оказанию платных образовательных услуг и недостаточно нормативно урегулированными) являются три:

- Установление цены образовательной услуги.

- Оплата труда педагогов, привлеченных к оказанию платных образовательных услуг.

- Распределение средств от приносящей доходы деятельности.

Ни для кого не секрет, что в современном мире получение образования не только престижно, но и дорого. Именно стоимость образовательных услуг служит основной причиной того, что преобладающее большинство абитуриентов вынуждено выбирать образование не по желанию и способностям, а по финансовым возможностям семьи.

Вопрос определение стоимости образовательной услуги всегда вызывает множество дискуссий. Прежде всего, потому что саму по себе стоимость конкретной образовательной программы было бы неправильно отождествлять со стоимостью образовательной услуги, поскольку процесс получения образования неизбежно обрастает различными сопутствующими затратами. Правильнее было бы разделить все расходы, возникающие в процессе получения образования на первостепенные (расходы на оплату образовательной программы) и второстепенные (в большой мере связанные с оплатой проживания, питания, транспорта и др.).

Таким образом, стоимость образовательной услуги стоит разделять на два вида:

«чистая стоимость» образовательной услуги, которая представляет собой стоимость полного курса обучения на определенном факультете, без учета сопутствующих услуг;

«полная стоимость» образовательной услуги, которая кроме «чистой стоимости» включает в себя стоимость образовательных продуктов в форме вещи (учебники, компьютерная техника, обучающие компьютерные программы, методические пособия, лабораторный материал и т.д.) и сопутствующие необразовательные услуги (стоимость проживания в общежитии, стоимость проезда до места учебы и обратно, стоимость абонементов в библиотеки и т.д.)

Причем, если провести анализ «чистой» и «полной» стоимости образовательной услуги, «полная стоимость» нередко будет в два и более раза превышать «чистую стоимость». Проведенные в различных странах исследования стоимости сопутствующих услуг наглядно доказывают необходимость деления стоимости образовательной услуги на «чистую» и «полную» (таблица 2).

Таблица 2. Общие затраты студентов и родителей на получение высшего образования в разных странах, дол. США [2, 20].





Общественное





Частное



Страна

Плата за обучение

Питание и проживание

Другие расходы

Общая стоимость

Плата за обучение

Питание и проживание

Другие расходы

Общая стоимость

США

4000

5650

2350

12000

20000

6600

2400

29000

Китай

442

973

530

1945

885

973

884

2742

Мексика

16

1775

380

2171

4218

2715

880

7813

Малайзия

3515

2000

1500

7015

4325

3100

1500

8925

Германия

190

2760

1840

4790

-

-

-

-

Великобритания

1000

5500

1500

8000

-

-

-

-







Данные таблицы 2 показывают, что стоимость сопутствующих услуг в США в 2 раза превышает стоимость образовательной программы, если студент обучается в государственном вузе; и в 1,5 раза - если обучается в частном вузе. При этом полная стоимость обучения в частном вузе в 2,4 раза больше, чем в государственном.

В Великобритании стоимость сопутствующих услуг в 7 раз превышает стоимость образовательной программы государственного вуза, а в Германии в 24 раза!

Естественно, стоимость образовательной услуги разнится в зависимости от страны или даже региона.

Посчитаем среднегодовую «чистую стоимость» и «полную стоимость» образовательной услуги в России на примере одного из регионов, например, Республики Мордовия, в расчете на один учебный год.

Для наглядности выберем две предлагаемые ГОУВПО «МГУ им. Н.П. Огарева» специальности (очная форма обучения): престижную и дорогостоящую - «Финансы и кредит»; и менее популярную, но более доступную - «Филология. Русский язык и литература».

Стоимость образовательной программы по специальности «Финансы и кредит» на 2009/2010 учебный год составила 46000 руб., по специальности «Филология. Русский язык и литература» 27000 руб.

Средняя стоимость проживания на съемной жилой площади составляет 2500 руб. в месяц.

Стоимость проезда на общественном транспорте от 10 руб. (рассчитана на основе величины прожиточного минимума на 3-4 кв. 2009 года и 1 кв. 2010 года).

Средняя стоимость минимального набора продуктов питания 65 руб. в день (рассчитана на основе величины прожиточного минимума на 3-4 кв. 2009 года и 1 кв. 2010 года).

В состав категории «Другие расходы» для удобства анализа будем включать стоимость учебной и методической литературы, компьютерной техники, обучающих компьютерных программ, лабораторного материала, стоимость абонементов в библиотеки и т.д..

Таблица 3. Расчет стоимости образовательной услуги на примере Республики Мордовия (руб.).

Специальность

Стои мость

образ

овате

льной

прогр

аммы

Расходы

На пита

ние

Расходы

на проживан

ие

Расходы

На прое

зд

Другие

расход

ы

Итого

расходов

Финансы и кредит

46000

20000

25000

4400

15500

110900

Филология. Русский язык и литература

27000

20000

25000

4400

15500

91900







Таким образом, в первом случае полная стоимость образовательной услуги получилась в 2,4 раза выше чистой стоимости образовательной программы.

Во втором случае полная стоимость образовательной услуги получилась в 3,4 раза выше чистой стоимости образовательной программы.

В настоящее время только инновационно-интеллектуальный характер экономики обеспечивает динамичное развитие государства, высокое качество жизни населения. Именно поэтому рынок труда должен обязательно дополняться рынком образовательных услуг.

В отечественной литературе рынок образовательных услуг принято определять как систему экономических отношений между различными субъектами по поводу купли- продажи образовательных услуг, становящихся в силу этого товарами. Причем основной функцией данного рынка является «функция связующего звена между производством и потреблением образовательных услуг как смешанных благ».

Однако, по нашему мнению, рынок образовательных услуг не ограничивается исключительно куплей-продажей образовательных услуг, целесообразным было бы расширить это понятие до «системы экономических отношений, возникающих между различными субъектами по поводу купли-продажи, послепродажного обслуживания и прочего предоставления образовательных услуг». Поскольку на сегодняшний день образовательные услуги предоставляются конечному потребителю не только на платной, но и на безвозмездной основе. В частности, существует практика предоставления благотворительных образовательных, информационных, рекламных семинаров, курсов, тренингов и т.д. В этом случае приглашенный получает определенные знания, умения и навыки на безвозмездной основе. Таким образом, он опять же является полноценным субъектом экономических отношений на рынке образовательных услуг, но не выступает ее покупателем. В то время как даже преподавание на таких курсах может осуществляться на безвозмездной основе.

Проведенный анализ категории «стоимость образовательной услуги» показал, что целесообразно разделять стоимость образовательных услуг на «чистую» и «полную», поскольку это позволит обеспечить большую достоверность произведенных на образование затрат на макро- и микроуровнях. А также позволит правильно выстроить финансовую политику в сфере высшего образование. В конце концов, это очень важно для развития экономики в целом.



1.3. Нормативно-правовое регулирование договора об оказании платных образовательных услуг



Вступление в силу с 1 января 2011 года Федерального закона Российской Федерации № 83-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» открыло новые возможности бюджетным образовательным учреждениям организовывать приносящую доход деятельность, включая деятельность по реализации дополнительных платных образовательных услуг. Это позволяет существенно повысить занятость учащихся различными видами дополнительной образовательной деятельности.

Однако это не снизило актуальности использования различных моделей государственно-общественного взаимодействия, частно-государственного партнёрства в области дополнительного образования.

В системе образования эти модели разрабатыва.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44