VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Комплекс мер по профилактике школьной дезадаптации пятиклассников в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K010501
Тема: Комплекс мер по профилактике школьной дезадаптации пятиклассников в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении
Содержание
     Введение
     
     Современные условия требуют от человека всё большей и ускоренной  адаптации. Приспособление человека к изменяющимся реалиям напрямую влияет на качество выполнения поручаемой ему работы, ставит его на эквивалентную его возможностям сопротивления нишу конкурентоспособности. Адаптивность, в первую очередь, определяется способностью оперировать информацией, которая в настоящее время обладает устойчивой тенденцией наращивать обороты воспроизведения и поступления. И это не может не сказываться на образовательной среде, которая полностью включена в информационную и изменяется в соответствии с ней. Учащиеся на разных этапах проходят через адаптацию к новым условиям обучения. Сталкиваясь при этом со сложностями, они не все способны их преодолеть, а люди, которые призваны им помочь в этом: педагоги, психологи, родители – не всегда способны даже заметить возникающие у ребенка затруднения. В дальнейшем такие дети будут выстраивать качественно измененные механизмы приспособленческого поведения, которые определяются учеными как дезадаптивные. 
     Актуальность. В педагогике определение трудностей при переходе обучающихся из четвертого класса в пятый, а также нахождение методов и форм помощи в преодолении этих трудностей являются актуальными задачами. Так в письме Министерства образования Российской Федерации от 21.05.2004 № 14-51-140/13 «Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования - на основную» подчеркнута важность данных задач.Необходимо предпринимать меры по борьбе с дезадаптацией обучающихся, и, если по профилактике дезадаптации дошкольников, первоклассников, старшеклассников и студентов имеются научные труды  большом количестве, хотя и они со временем останутся в прошлом, то работ по профилактике дезадаптации пятиклассников на порядок меньше. 
     Проблемой школьнойдезадаптации пятиклассников занимались: Н.Г. Блинова, Э.С. Буш, М.В. Вроно, Н.П. Горбунов, Г.А. Гончарова, В.Е. Каган, М.Г. Кириллова, В.В. Ковалев, Л.В. Кузнецова,  Г.Ф. Кумарина, А.А. Северный и другие.
     Таким образом, выбор темы выпускной квалификационной работы обусловлен актуальностью проблемы профилактики школьнойдезадаптации пятиклассников к условиям обучения в средней школе и её значимостью для дальнейшей эффективной деятельности педагогов-психологов образовательных организаций, которые работают в этом направлении. 
     Противоречие исследования: Между необходимостью мер профилактики школьной дезадаптации пятиклассников в общеобразовательной организации с одной стороны и недостаточностью эмпирических и теоретических исследований с другой стороны.
     Проблема исследования: Каково должно быть содержание мер профилактики школьной дезадаптации пятиклассников?
     Обозначенные противоречие и проблема обусловили выбор темы исследования «Профилактика школьной дезадаптации пятиклассников в общеобразовательной организации». 
     Объект исследования: процесс профилактики школьной дезадаптации пятиклассников.   
     Предмет исследования – содержание профилактики школьной дезадаптации пятиклассников.
     Цель работы: теоретически обосновать, разработать и частично апробировать  комплекс мер по профилактике школьной дезадаптации пятиклассников в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа № 5 город Богданович.
     Гипотеза исследования: профилактика школьной дезадаптации пятиклассников будет успешной при условиях: 
* Учета индивидуальных и возрастных особенностей детей младшего подросткового возраста;
* Соблюдения принципа комплексности; 
* Использования адекватных форм и методов работы. 
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Дать психолого-педагогическую характеристику детей младшего подросткового возраста. 
2. Раскрыть сущность профилактики школьной дезадаптации. 
3. Охарактеризовать приемы и методы вторичной профилактики школьной дезадаптации пятиклассников в общеобразовательной организации. 
4. Проанализировать деятельность муниципального автономного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 5 город Богданович по профилактике школьной дезадаптации пятиклассников. 
5. Провести диагностическое исследование по профилактике дезадаптации пятиклассников муниципального автономного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 5 город Богданович.
     Методы исследования: 
1. Теоретические – анализ, синтез, классификация, абстрагирование, аналогия; 
2. Эмпирические – опрос (анкета), наблюдение, анализ документов,математическая и графическая обработка данных.
     Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из ведения, двух глав, включающих по 3 параграфа, заключения, списка использованной литературы, состоящего из … наименований и … приложений. 
     База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5 город Богданович.
     Глава 1.Теоретические аспекты профилактики школьной дезадаптации пятиклассников в общеобразовательной организации
     
     
     1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего подросткового возраста
     
     Младший подростковый возраст – это возраст от 10-11 до 13-14 лет, в этот период дети поступают в пятый класс общеобразовательной организации. Для полноты картины мы должны рассмотреть психо-физиологические особенности данного возрастного периода, и понять, вследствие каких обусловленных возрастом особенностей у младших подростков снижаются способности к адаптации.
     По классификации Д. Бромлея младшие подростки  входят в цикл юности, который, в свою очередь подразделяется на 2 стадии, в 11-15 лет, куда как раз попадает старшее школьное детство.  По классификации Э. Эриксона младший подростковый возраст находится на переходной стадий психосоциального развития между 6 и 12 годами - это школьный возраст или латентная стадия, и между 12 и 19 годами - это уже подростковый и юношеский возраста. Данная классификация довольно распространенаи широко используется, однако, в данной работе через нее мы не сможем показать присущие отдельно выделенному возрасту, такому как младший подростковый, особенности. 
     Классификация Д.Б. Эльконина,которая общепринята в психологии и педагогике, на данный момент дает нам границы младшего подросткового возраста от 10-11 до 13-14 лет. 
     Как и любой возрастной период,младший подростковый возраст характеризуется специфической для возрастного периода данного социальной ситуацией развития, ведущим видом деятельности, а также центральными новообразованиями. Определяющим в переходе от одного возрастного периода к другому является также кризис. Кризис в данном возрасте переживается очень тяжело. В первую очередь  можно говорить о кризисе физическом, что связано с ускоренным ростом организма ребенка. Также в младшем подростковом возрасте начинается период пубертатного созревания, гормональный фон нарушается, из-за этого дети становятся неуправляемыми, трудновоспитуемыми.Младший подростковый возраст – это период, когда ребенок очень эмоционален, возбудим, у него часто меняется настроение. На это есть физиологическое объяснение – младший подростковый период характеризуется ослаблением работы всех видов условного торможения, отсюда и выходит психическая неуравновешенность, и перемены от депрессивного настроения к настроению восхищенному, возбужденному. Помимо гормонального фона на эмоциональное состояние подростка и его поведение также оказывают влияние социальные факторы и условия семейного воспитания.С быстро растущим организмом ребенку тяжело справляться. Нарушается здоровье за счет того, что одни органы быстрее  растут,быстрее изменяются, не справляются. Также может наблюдаться и кислородное голодание за счет непропорционально растущих мышц и недостаточной работой сердца и легких. Так же и конечностистановятся не пропорциональны телу, за счет этого скелету трудно держать вес, ребенок становится сутулым, его движения – скованными, неловкими, рассеянными. Как мальчиков, так и девочек волнует их внешний вид. Мальчики переживают то, что они становятся длинными и неказистыми,что у них не хватает мышц. Девочки же переживают из-за проблем с внешностью, весом. Уделяютбольше времени уходу за лицом, становятся более требовательными своей фигуре. У тех и у других начинают формироваться комплексы. Параллельно у детей начинается личностный кризис. Происходит становление и осознание своего я. Детям важно завоевать авторитет среди сверстников. Они очень обидчивы, если дело касается его личности. Поэтому в данный период очень желательно проявлять уважение к личности ребенка, сподвигать его на доверительное общение. Также стоит помнить, что все дети разные и сейчас как никогда требуется индивидуальный подход. В данный период дети ведут себя манерно, так как они ощущают себя уже взрослыми. Поэтому доверительное общение, возможно, только без принуждения к откровенности.  В глазах младшего подростка авторитет старшего, взрослого человека уже теряется. Они становятся критичны к взрослым, но, однако, в противовес, из-за несформированности рефлексии, они не критичны к себе.Социальная ситуация развития в младшем подростковом возрасте характеризуется выделением сверстника как объекта и субъекта отношений.  Ведущим видом деятельности в этом возрасте является интимно-личностное общение со сверстниками. Поэтому, если говорить о социальной ситуации развития, то стоит упомянуть, что меняется отношение к школе. В данный период школа становится площадкой для межличностных взаимоотношений с друзьями-сверстниками. Подросток испытывает чувство взрослости, он стремится быть самостоятельным, однако, находясь в тех же самых условиях, например в домашних, где родители стараются его опекать и относятся как к ребенку, он зачастую не удовлетворяет свою потребность в самостоятельности, самовыражении. Поэтому конфликты могут возникать как в школе, так и в домашней среде. По сравнению с младшим школьным возрастом этот период, период младшего подростничества, является более бурным, не стабильным, сложным.
     Центральными новообразованиями в этом возрасте можно считать как раз-таки чувство взрослости и формирование «Я-концепции». Ребенок активно проявляет себя, пытаясь вступить в мир взрослых, претендует на равные права, стремится завоевать уважение. Эта позиция проявляется и во внешнем облике, и в поведении, например, ребенок начинает манерничать. Из-за вступления в молодежную культуру с подростком часто конфликтуют, его родители, которых не устраивает, как ребенок выглядит, во что он одевается, что он предпочитает, к чему стремится и за кем он следует. Однако ребенок в своем стремлении к самостоятельности, всячески отгораживает себя от вмешательства в свою жизнь родителей. Хотя взгляды в этом возрасте нестабильны, они меняются очень быстро, так или иначе ребенок отстаивает свое мнение, свои взгляды, мысли, у него существуют свои оценки.В этих поисках заключается как раз формирование я концепции, ведь ребенок как-то должен понять, что ему нравится, чем он хотел бы заниматься в этой жизни, с кем бы он хотел жить эту жизнь, какой он. Все это возможно узнать путем многих проб, ошибочных или нет. Из них складывается внутренний мир ребенка, который со временем углубляется, усложняется его строение. Активноесамопознании ребенка это явный плюс в этом возрасте. 
     Что важно для темы дезадаптации, в этот период ребенок познает себя через общение с другими, он смотрит на других людей и учится рефлексии. Он представляет, каким бы хотел быть, каким он является и ищет в других людях сходства и различия между собой ними.
      «Я-концепция» включает в себя множество я. Это и осознание своего физического «я» - представление о своем внешнем виде. И миревнутреннем, о своих способностях, учебных в том числе. Как раз в познавательный компонент «Я-концепции», в связи с ним, можно отнести еще 2 компонента, которые непосредственно касаются школьной адаптации, это оценочный и поведенческий. Ребенку важно знать, как его оценивают другие люди. Пускай он не стремится завладеть вниманием преподавателем, однако в классе он пытается занять определенную нишу, чтобы за ним закрепился социальный статус. 
     Однако стоит указать, при этом, подросток это еще не зрелая личность, именно в связи с этим он пластично изменяется. Чем мы можем и воспользоваться. Вместе с ребенком мы можем выстраивать как раз образ «Я-концепции» более гармонично, так как у ребенка в этом возрасте обычно идет сочетание несочетаемого, личность ребенка сочетает в себе разные несовместимые, казалось бы черты. И в такой внутренней среде ребенку самому тяжело, и, зачастую, какие-то неготивные проявления - это как призыв к помощи, так как в данном случае мы наблюдаем, включенный механизм психологической защиты.
     Помимо наполнения «Я-реального», «Я-концепция» включает в себя также «Я-идеальное». Когда этот образ является близким, достижим, то этосподвигает ребенка на саморазвитие и самоконтроль, такие процессы способствует развитию саморегуляции. Однако это происходит не сразу и может проходить прерывисто, так как не всем хватает терпения, настойчивости, самостоятельности.У подростков явно наблюдается сильная потребность в общении со сверстниками. Общение в этот период пронизывает всю жизнь подростка и это создает проблемы в учебных  и не учебных занятиях, в отношениях с родителями. Ведущий вид деятельности в этот период –интимно-личностное общение, поэтому важным центральным объектом для младшего подростка становится его лучший друг. Это особенно важно в этот период - иметь друга-сверстника, так как дети, общаясь между собой, могут понять и не отрицать значимость проблем, которые возникают у них. Они способны друг друга поддерживать и решать вместе создавшиеся трудности. Поэтому в этот возрастной период появляется «реакция группирования». А также референтная группа, в которой ребенка принимают, которую он принимает в свою очередь, и на нее ориентирован. Такуюреферентную группу ребенок выбирает себе сам в зависимости от своих личностных особенностей. Такие группы могут быть большими или маленькими, в непосредственной близости от ребенка или удаленными, где общение происходит через интернет. Поэтому для работы со школьной адаптации также важно учитывать этот факт. Ведь если референтная группа находится не в классе, в формальной группе, то здесь возникают также сложности в этот период с привлечением ребенка к учебе, к выполнению групповых и индивидуальных заданий. Или же наоборот, если референтная группа ребенка находится в классе или он ей и является, то для успешной адаптации  и продуктивной работы педагог, пользуясь этим, может организовывать деятельность в групповой работе класса.
     Также нельзя упускать и тот факт, что в жизни подростка существует и не перестает существовать одна значимая сфера отношения подростков - отношения со взрослыми, прежде всего, с родителями. Само влияние родителей на все сферы жизнедеятельности ребенка уже не является всеобъемлющим, оно ограничено, в этом главное отличие отношений между родителями и детьми в младшем подростковом возрасте и младшем школьном возрасте. Однако, значение и ценность родительской поддержки, ощущение нужности, ощущение защищенности и сильного плеча трудно переоценить или недооценивать даже младшему подростку.
     Родителям всё же не стоит слишком авторитарно контролировать детей и призывать их к обращению к ним, в вопросах общения, дружеских и уже формирующихся любовных отношений, в этой сфере зачастую младшие подростки с уверенностью и доверием обращаются к своим сверстникам, друзьям или же одноклассникам. Всё это происходит потому, что как мы упоминали ранее мнение сверстников становится наиболее значимым и весомым для младшего подростка. Это также связано с их привлечением к общей молодежной культуре, молодежной моде, к современным развлечениям и формам проведения досугового времени. При этом нормы, ценности, взгляды на определенные исторические, культурные события, на поступки людей формируются в основном в семье и близжайшем окружении младшего подростка.
     Одновременно для младшего подростка, вступающего на путь взросления, естественно явление эмансипации (отделения, отчуждения) от близких ему взрослых. Находясь на промежуточной стадии взросления он испытывает потребность в самоутверждении и самостоятельности, но при этом нуждается в защите и родительской любви. 
     Родители необходимо учитывать эти изменения в психике ребенка и осуществлять контроль за ребенком, который бы не перерастал в гиперопеку. Самый благоприятный стиль семейного воспитания вообще и тем более в данный период – это демократичный, когда родители предоставляют возможности для успешной реализации прав ребенка, и одновременно у ребенка имеется ряд обязанностей, которые ему следует выполнять. При этом родители контролируют ребенка с теплыми чувствами и заботятся о нем в разумных пределах.
     Для нашей работы также важно рассмотреть адаптационный потенциал младших подростков. Этот возрастной период можно назвать переходным между конечной стадией второго детства и начальной стадией пубертата. Именно в этот период абсолютно во всем организме начинают развиваться системы органов, зачастую это происходит асинхронно и за счет этого организм ребенка, его здоровье пошатывается, и нарушаются адаптационные системы, эффективность их работы, по крайней мере, снижается в разы. Некоторые данные физиологических исследований указывают на то, чтогендер в этом вопросе имеет не последнее значение. Так для девочек эти процессыпереживаются более устойчиво, а для мальчиков того же возраста действие стрессогенов более сильно сказывается.
     Механизмы адаптации в данном возрасте претерпевают усиленную, напряженную работу, что также касается и умственных нагрузок. Выявлено, что примерно 30% детей характер адаптации мозгового кровообращения имеет не самый позитивный результат. Причем эксперимент проводился краткосрочный, примерно 10 минут, это дает нам право утверждать, что сталкиваясь со школьными перегрузками, организм младшего подростка имеет риск получения нарушений мозгового кровообращения и,вследствие, когнитивнойдезадаптации.
     Что касается мозга, то из-за выраженного влияния гормонов повышается и активность формирования глубинных структур головного мозга, которые в свою очередь определяют произвольную регуляцию (развитие управляющих функций). Ранее считалось, что младшие подростки испытывают нарочитые проблемы с саморегуляцией, проявляют несдержанность, импульсивность. На сегодняшний день мнения в этом вопросе всё же расходятся. В выраженном мнении одних исследователей, период младшего подросткового возраста – это период завершения формирования и развития управляющих функций, то есть проявлений такого рода как проблемы в саморегуляции и поведении быть не должно.
     Существует и противоположное мнение, что контроль над своим поведением в младшем подростковом возрасте, его развитие продолжается до более старшего возраста. А реакции резкого изменения поведения, нарочитая инфантильность являются проявлениями выборочными, происходят они тогда, когда самому ребенку захочется, когда у ребенка есть мотив так себя повести.
     Также результаты исследования способности к выработке стратегии деятельности или же планирования показали весьма интересные результаты. Выяснилось, что до 12 лет дети оказались неспособны предвидеть долгосрочные последствия своих конкретных действий и не могли принять четкую стратегию поведения. Они были склонны принимать быстрые решения, которые несли бы за собой быстро достижимый видимый результат.
     Как мы писали ранее, у младших подростков отсутствует какая-либо структура, помогающая рефлексии, контролю над своими ошибками. Это как раз и связано с неотложным реагированием и с тем, что подросток не задумывается о долгосрочной перспективе. И говоря о профилактике чего-либо в данном возрасте, стоит знать, что неэффективным является подход, при котором производится опора на отсроченные на долго последствия, даже очень плачевные. Всё это и определяет легкость пристращения к дурным зависимостям и желание удовлетворить свои потребности не задумываясь о возможных проблемах.
     Кроме того, в младшем подростковом возрасте (по данным специальных исследований реактивности отдельных структур мозга) чувствительность к поощрению как раз возрастает, а реакции на  неудачи и наказание меньше, по сравнению с показателями взрослых респондентов. Это можно использовать при взаимодействии с младшими подростками при выборе средств воздействия на них, но по выше приведенным данным видно, что строгие меры воздействия здесь не помощники.
     Для изучения школьной дезадаптации, в состав которой входит и социальнаядезадаптация, необходимо включить исследование младших подростков на предмет развитости социального мозга. Эти исследования предоставляют нам информацию о способности ребенка реагировать на окружающих его людей, на их мимику, проявлять эмпатию, быть эрудированным эмоционально, понимать невербальные знаки. Как известно, в этот период социальный мозг не может достичь уровня развитости его же у взрослого человека. 
     Поэтому ребенок может еще не проявлять особую чувствительность, эмпатийность, сопереживать, может не понимать чувства и эмоции других и быть в эмоциональном плане концентрированным на себе. Так мы вновь исключаем определенные воздействия на ребенка в этом периоде, а именно применение требований встать на место другого, почувствовать себя так, как чувствует себя другой, результата это не даст.
     Таким образом,  именно в младшем подростковом возрасте происходит переход с уровня начального общего образования на основной общий.
     Границами младшего подросткового возраста являются от 10-11 до 13-14 лет.
     Социальная ситуация развития в младшем подростковом возрасте характеризуется выделением сверстника как объекта и субъекта отношений.  Ведущим видом деятельности в этом возрасте является интимно-личностное общение со сверстниками.
     К центральным новообразованиям этого возраста можно отнести «чувство взрослости», познание ребенком себя, начало становления личности. Самосознание подростка включает в себя все компоненты самосознания взрослой личности.
    
    
     1.2. Сущность профилактики школьной дезадаптации
      
     Переход из начальной школы в среднюю совпадает с некоторымикрупными для младших подростков изменениями. Большинство из них находятся в муках половой зрелости - они становятся все более самоосознанными  и застенчивыми, а их мышление становится все серьезней и сложнее. В то же время младшие подростки часто испытывают трудности, когда дело доходит до учебной мотивации и продуктивности их деятельности.
     Чтобы понятьсущность профилактики школьной дезадаптации пятиклассников, нам необходимо обратиться к понятийному аппарату и выяснить что же такое школьная дезадаптация. 
     По мнению Т.Д. Молодцовой, дезадаптация вообще — это результат внутреннего или внешнего и нередко комплексного взаимодействия личности с самой собой и обществом, которое проявляется во внутреннем дискомфорте, нарушениях деятельности, поведения и взаимоотношений личности с окружающими его людьми.
     По мнению С.Б.Семичева,дезадаптация делится на два значения: 
     1. В широком смысле под дезадаптацией можно подразумевать расстройства адаптации, включающие непатологические ее формы. 
     2. В узком смысле дезадаптация предполагает лишь предболезнь, то есть процессы, выходящие за пределы психической нормы, но не достигающие степени болезни. 
     В.А. Сластенин, В.П. Каширин считают, что дезадаптирующим можно назвать такой ход внутрипсихических процессов и поведения, который приводит к не разрешению проблемной ситуации, а к ее усугублению, к усилению трудностей и тех неприятных переживаний, которые они вызывают. К объективным признакам дезадаптации человека они относят: изменение поведения человека в социальной сфере, несоответствие его социальным функциям, патологическую трансформацию поведения. К субъективным - психоэмоциональные сдвиги - от негативно окрашенных переживаний до клинически выраженных психопатологических синдромов. 
     По мнению А.А. Налчаджян, можно выделить следующие виды дезадаптации: временная дезадаптированность - нарушение баланса между личностью и средой, порождающее адаптивную активность личности; устойчивая ситуативная дезадаптированность личности - отсутствие у личности механизмов дезадаптации, наличие желания, но неумение адаптироваться; общая устойчивая дезадаптированность - состояние перманентной фрустрированности, активизирующее патологические защитные механизмы. 
     Рядом исследователей (Р.М. Баевский; Н.К. Смирнова; С.Б. Семичев) дезадаптация рассматривается как переходное, похожее на патологическое состояние, главной отличительной чертой которого является отсутствие отчетливых оснований для постановки нозологического диагноза. Такие состояния характеризуются повышенной готовностью организма к возникновению того или иного заболевания, формирующегося под влиянием неблагоприятных факторов. 
     В схематическом виде процесс дезадаптации развертывается по принципу «замкнутого порочного круга» (Е. Олинкуора), где пусковым механизмом является, как правило, резкое изменение условий жизни, привычной среды, наличие стойкой психотравмирующей ситуации. Вместе с тем, немалое значение имеют и те особенности или недостатки в индивидуальном развитии человека, которые не позволяют ему выработать адекватные новым условиям формы поведения и деятельности. 
     Проанализировав отечественную и зарубежную литературу, мы выяснили, что понятие школьной дезадаптации является разноплановым и в него входят различные признаки: социально – средовые признаки (характер семейных отношений и влияний, особенности школьной образовательной среды, межличностных неформальных отношений); психологические признаки (индивидуально-личностные, акцентуированные особенности, препятствующие нормальному включению в учебный процесс; динамика формирования девиантного, антиобщественного поведения); медицинские, а именно отклонения психофизического развития, уровень общей заболеваемости и связанной с ним астенизации учащихся, проявления часто наблюдаемой церебрально-органической недостаточности с клинически выраженными симптомами, затрудняющими обучение (Н.В. Вострокнутов, 1995).
     Школьной дезадаптацией называют образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений в учебе и поведении, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии. Это явление достаточно распространенно в настоящее время. Именно это и стало причиной повышенного внимания различных исследователей к данной проблеме. Существует несколько подходов к определению понятия «школьнаядезадаптация», например, М.В. Вроно считает, что школьная дезадаптация к – это нарушение приспособления личности школьника к условиям обучения в школе, которое выступает как частное явление расстройства у ребенка общей способности к психической адаптации в связи с какими-либо патологическими факторами. В этом контексте школьная дезадаптация выступает как медико-биологическая проблема. Данная точка зрения явно или скрыто определяет отношение к школьной дезадаптации как к явлению, через которое проявляет себя патология развития и здоровья. 
     Г.Ф. Кумарина утверждает, что школьнаядезадаптация – это преимущественно социально-педагогическое явление, в формировании которого определяющее значение принадлежит совокупным педагогическим и собственно школьным факторам. В качестве пускового механизма формирования школьнойдезадаптации анализируется несоответствие предъявляемых к ребенку педагогических требований его возможностям их удовлетворить.
     А.А. Северный, продолжая тему, пишет: «Школьная дезадаптация – это невозможность школьного обучения соответственно природным способностям и адекватного взаимодействия ребёнка с окружением в условиях, предъявляемых данному конкретному ребёнку той индивидуальной микросоциальной средой, в которой он существует» (А.А. Северный., 1995).
     Из данного определения становится очевидным, что причины дезадаптации могут проистекать и из особенностей субъекта (его невозможности в силу личностных в самом широком смысле причин реализовать свои природные способности и / или адекватно взаимодействовать со средой), и из особенностей микросоциального окружения, и из тех требований, которые предъявляет среда к учащемуся.
     Существуют и многие другие определения школьнойдезадаптации. Так, В.В. Коган определяет её как психогенное заболевание или психогенное формирование личности ребёнка, которое нарушает его объективный и субъективный статус в школе и семье и затрагивают учебную и внеучебную активность ученика (В.В. Коган, 1998).  С этим понятием связывают отклонения в школьной деятельности – затруднения в учёбе, конфликты с одноклассниками и т.д. эти отклонения могут быть у психически здоровых детей или у детей с разными нервно-психическими расстройствами, но не распространяются на детей, у которых нарушения учебной деятельности вызваны олигофренией, органическими расстройствами, физическими дефектами.
     Исследователи из Университета штата Мичиган изучили переход изначальной в среднюю школу и выяснили, что: 
     В среднем, успеваемость детей резко падает в течение первого года средней школы (пятый класс) по сравнению с их оценками в начальной школе. После перехода в среднюю школу дети становятся менее заинтересованными в учебе и менее уверенными в  своих способностях. По сравнению с начальной школой, программа средней школы когнитивноменее сложная и преподаватели сосредоточены на конкуренции и сравнении способностей учащихся.
     За счет этого и других подобных исследований, психологи выявили "несоответствие развития" между окружающей средой, устройством средних школ и детей, которых они пытаются обучить. В то время, когда у детей познавательные способности растут, средняя школа дает им меньше возможностей для принятия решений и более низкий уровень когнитивной вовлеченности, но более сложную социальную среду. В то же время, многочисленные преподаватели заменили одного учителя и ученики часто сталкиваются с более крупными классами и привыкают к новой группе сверстников.
     Все эти факторы действуют, усложняя переход в среднюю школу. Как показывают исследования, снижение мотивации и уверенности в своих учебных способностях дает начало возникновению плохой успеваемости, неуспеваемость стает причиной неуверенности в себе в целом и начинается деградация.
     Начальная школа часто имеет тенденцию быть более целенаправленной в своей педагогической цели-решитьочень определенные задачи, такие как изучение сложения или вычитания.
     В младших классах школы, однако, целью обучения также часто становится достижение определенного рейтинга, успеха. Обучение-это еще и сама цель, но измерение продуктивности также является частью ее.
     И в этой цели некоторым обучающимся удается адаптироваться и процветать, а другим нет. Почему?
     Многие психологи, изучающие образование детей младшего подросткового возраста считают, что важным фактором является то, что дети думают о своих собственных интеллектуальных способностях. Если ребенок думает, что он в априори глупый, либо наоборот умный — он избегает выполнения ему ненужных задач, таких как бросить вызов своим способностям или преодолеть риск неудачи. Вместо этого, они предпочитают работать над учебными проблемами, которые они уже знают (или уверены, что знают), как  решить.
     Дети, которые думают, что они могут стать умнее, если они работают на интеллект — ищут сложные задачи и совершенствуются путем проб и ошибок, воспринимая неудачи как способ познания.При этом такие дети склонны винить в своих неудачах отсутствие еще больших усилий, а не отсутствие способностей.
     По данным исследования, дети, которые считают, что интеллект может меняться с течением времени лучше адаптируются к средней школе, как раз за счет усилий и привычки к ним, даже если эти дети имели низкую уверенность в себе. 
     Родителям важно в этот период поощрять ребенка, чтобы он мог попробовать новые вещи, осваивать новые навыки. Необходимо говорить, что ошибаться это нормально и советовать,каким образом действовать, когда они терпят неудачу, учить их, что учеба требует усилий, времени и практики.
     Переходя к профилактическим мерам нам следует знать критерии и виды школьной дезадаптации. Так к критериям школьнойдезадаптации можно отнести следующее:
     -академическая неуспеваемость. Это касается общей программы обучения, которая соответствует возрасту ребенка. То, что ребенок не способен овладеть материалом по программе курса приводит к второгодному обучению, к хронической неуспеваемости, которая формируется как «снежный ком», к тому, что ребенок не может овладеть необходимыми навыками, знаниями соответствующими возрасту.
     -эмоционально-неадекватное восприятие школы, учителей, одноклассников, тех возможностей, которые дает эта среда.
     -единичные из ряда вон выходящие случаи нарушения поведения в школе,  нарушение дисциплины.
     -патогенная дезатаптация также влияет на способность приспосабливаться к изменяющимся школьным условиям.
     -психо-социальная дезадаптация, которая является частым сопроводителем школьной дезадаптации в общем. Тем более в такой важный период активного интимно-личностного общения пятиклассников.
     -социальная дезадаптация. Выражается она в несогласии ребенка вести себя соответственно установленным школьным правилам, в асоциальном поведении.
     Опираясь на вышеприведенные данные можно выделить следующие виды школьнойдезадаптации. 
     Существует когнитивная школьная дезадаптация, она подразумевает под собой проявление академической неуспеваемости, отставание в постижении обучающей программы, несоответствие способностей ребенка предлагаемым к решению ученическим задачам.
     2. Эмоционально-оценочный. Он представляет из себя неадекватные, искаженные эмоционально-личностные реакции на школу, процесс обучения, к некоторым отдельным преподаваемым ребенку предметам. Такого рода реакции влекут за собой нежелание ребенка сталкиваться со школьными проблемами, испытывать тревогу, гнев, нежелание посещать учебное заведение. 
     3. Поведенческая дезадаптация. Попадая в ранее не встречаемые условия, ребенок начинает вырабатывать свои механизмы приспособленческогоповедения. Так происходит адаптация, однако, не исключены случаи, когда паттерны поведения являются нарушенной формой и они не способствуют приспособлению ко среде, а еще больше отстраняют ребенка от социума. Зачастую ребенок не знает как себя вести, не правильно воспринимает действия, слова взрослых. Дезадаптивным поведением можно считать постоянное, систематическое нарушение дисциплины, вандализм, нецензурные выражения, брань, агрессивность или же отсутствие какого-либо контакта с ребенком, ребенок как бы абстрагирован от класса.
     4. Соматическая дезадаптация. Этот вид школьной дезадаптации особо встречаем среди .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44