VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Исследование роли заинтересованных сторон в формировании корпоративного управления

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K011164
Тема: Исследование роли заинтересованных сторон в формировании корпоративного управления
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ



Введение

Глава 1 Теоретические основы заинтересованных лиц

История возникновения теории заинтересованных лиц

Механизм взаимодействия с заинтересованными сторонами

Место стейкхолдеров в корпоративном управлении

Глава 2 Анализ взаимодействия с заинтересованными лицами в деятельности российских компаний

2.1 Анализ интересов и рисков заинтересованных групп в российских компаниях
2.2 Оценка эффективности взаимодействия заинтересованных лиц и компании в банковском секторе

2.3 Разработка карты стейкхолдеров  ПАО «Сбербанк»

Глава 3. Совершенствование деятельности заинтересованных лиц в корпоративном управлении на примере "ПАО Сбербанк"

3.1 Пути улучшения принятия ключевых решений с учетом мнения заинтересованных лиц "ПАО Сбербанк"

3.2 Совершенствование взаимодействия со стейкхолдерами в "ПАО Сбербанк"

3.3 Развитие механизма оценки взаимодействия со стейкхолдерами "ПАО Сбербанк"

Заключение

Список литературы

Приложения











Введение



Ключевым аспектом корпоративного управления является обеспечение притока внешнего капитала в компании в форме акционерного капитала и кредитов. 

Корпоративное управление также предусматривает поиск путей, позволяющих подтолкнуть различных заинтересованных в компании лиц к осуществлению экономически эффективных инвестиций в ее человеческий и материальный капитал. 

Конкурентоспособность и итоговый успех корпорации являются результатом коллективной работы, в которую вносят свой вклад различные провайдеры множества ресурсов, включая инвесторов, наемных работников, кредиторов, клиентов, поставщиков и иных заинтересованных лиц. 

Корпорации должны признать, что вклад заинтересованных лиц представляет собой ценный ресурс для создания конкурентоспособных и прибыльных компаний. 

Поэтому долгосрочным интересам корпорации отвечает укрепление сотрудничества между заинтересованными лицами с целью формирования благосостояния. 

Структура управления должна исходить из того, что интересам корпорации отвечает признание интересов заинтересованных лиц и их вклада в долгосрочный успех корпорации.

В настоящее время становится все более очевидным тот факт, что наличие открытой и справедливой системы управления рынками, справедливого учета интересов всех заинтересованных сторон, и системы, дающей любому предпринимателю с хорошим продуктом шансы на успех, является столь же необходимым для построения демократического общества, как и наличие соответствующих политических институтов и является основой устойчивой рыночной экономики. 

Системы корпоративного управления служат защитой от коррупции и злоупотреблений, укрепляя концепцию рыночной экономики в демократическом обществе. 

Иными словами, внедрение систем корпоративного управления есть не только средство выживания в условиях современного мира, это - путь к процветанию. 

Актуальность исследования. Проблема улучшения корпоративного управления в последнее время вызывает повышенный интерес со стороны российского бизнеса, общественных организаций, государственных органов законодательной и исполнительной власти. 

Как показывают последние исследования, подавляющее большинство инвесторов рассматривают практику работы органов управления компании, как фактор, имеющий даже большее значение, чем финансовые показатели их деятельности. Воспринимая развитие рыночных отношений как основу экономической политики, необходимо осознавать особую роль акционерных обществ в повышении благосостояния граждан и общества в целом, создании рабочих мест, ускорении экономического развития, реализации иных социально-экономических задач. 

Цель дипломной работы - всесторонние исследование роли заинтересованных сторон в формировании корпоративного управления. 

Для осуществления поставленной цели, необходимо выполнить следующие задачи: 

- Рассмотреть теоретические основы заинтересованных лиц;

- Проанализировать взаимодействие с заинтересованными лицами в деятельности российских компаний;

- Рассмотреть возможности совершенствования деятельности заинтересованных лиц в корпоративном управлении на примере «ПАО Сбербанк».

Предметом исследования в данном дипломном проекте выступает система корпоративного управления. 

Объектом исследования в данном дипломном проекте выступают заинтересованные стороны и их роль в системе корпоративного управления. 

Теоретическую основу составляют современные теории концепции управления, результаты фундаментальных отечественных и зарубежных исследований по теоретическим и практическим проблемам рыночного реформирования российской экономики и корпораций как ее субъектов. 

Методологическую основу работы составляют фундаментальные положения экономической теории, законодательные и нормативные документы государственных органов, результаты научных исследований российских и зарубежных учёных. 

Методы исследования. В процессе исследования использовались такие методы исследования: методы анализа и синтеза; экономические - статистические методы исследования; графические методы исследования; корреляционно - регрессионный анализ. 

Информационная база исследования. Информационной базой исследования являются нормативно - правовые документы; материалы статистических данных; периодические издания; материалы зарубежных и отечественных - экономистов; информация в сети Интернет; результаты собственных исследований автора. 

Работа состоит из введения, трёх разделов, вывода, списка используемой литературы и приложений. 

















1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ ЗАИМНТЕРЕСОВАННЫХ ЛИЦ.

История возникновения теории заинтересованных лиц



Теория заинтересованных сторон (теория стейкхолдеров) — одно из теоретических направлений в менеджменте, которое объясняет и формирует стратегию развития фирмы с точки зрения учета интересов так называемых стейкхолдеров.

Теория заинтересованных сторон настаивает на необходимости обязательного принятия во внимание всего разнообразия интересов стейкхолдеров, которые составляют определенный тип коалиции неформального уровня.

При этом важно понимать, что сами заинтересованные стороны могут иметь различные точки зрения и по факту являться конкурентами. Но всех участников в группе заинтересованных сторон все равно необходимо воспринимать как единое противоречивое целое и именно равнодействующая интересов данного противоречивого целого порой и определяет направление развития предприятия.

Как правило, подобное «единое противоречивое целое» принято называть еще «коалиция влияния» или «коалиция участников бизнеса».

Первые упоминания о теории заинтересованных лиц, с применением данной теории по отношению к бизнесу, можно отнести к 60-м годам двадцатого века.

В соответствии с данной теорией – предприятия (бизнес) представляет собой не просто инструмент для получения прибыли, но и часть той среды, в которой оно функционирует, и при этом еще и система, которая в свою очередь оказывает влияние на окружающую среду и испытывает влияние окружающей среды. 

Окружающей средой могут быть: покупатели, поставщики, персонал предприятия, акционеры, инвесторы, сообщества, правительство и т.д.

Второй волной интереса к теории заинтересованных лиц стало исследование проведенное в середине 1970-х годов во главе с Расселом Акоффом. В период данного исследования было предложено рассматривать в качестве части окружающей среды еще и будущие поколения. 

По мнению Рассела Акоффа руководители при принятии решения должны всегда помнить о том, чтобы их решения не ограничивали сферу выбора для будущего поколения. 

Рассел Акофф был сторонником того, что предприятия представляет собой открытую систему, поэтому большинство «острых» моментов можно было бы избежать, если наладить эффективную систему взаимодействия между заинтересованными сторонами в системе.

Теория заинтересованных сторон в том виде, котором уже в современности она представлена была лишь в середине 80-х годов двадцатого века с выходом в свет работы Эдуарда Фримена «Стратегический менеджмент: концепция заинтересованных сторон». 

В данной работе было введено понятие «заинтересованная сторона», и дано ему расширенное определение, а также предложена для изучения и рассмотрения модель оригинальной фирмы.

По усмотрению Фримена, компания должна формироваться изначально как набор заинтересованных в ее деятельности сторон (как внешнего, так и внутреннего окружения), поэтому руководители компании должны всегда принимать во внимание и удовлетворять их требования и интересы.

Теория заинтересованных сторон включает в себя универсальный подход к организации и ведению бизнеса. Предприятие (бизнес) — представляет собой только часть объединенного моралью мира, в котором живут все заинтересованные стороны. 

В общем если рассматривать структуру создания и функционирования, то можно выделить, что предприятия всего мира крайне схожи по данным параметрам.

Говоря о теории заинтересованных лиц важно рассмотреть теорию стратегического управления, как одну из главных составляющих теории стейкхолдеров.

Сфера деятельности стратегического управления направлена на формирование и поддержание устойчивых конкурентных преимуществ бизнеса. 

Достигнуть необходимого уровня устойчивости можно лишь проводя активную работу по взаимодействию с различными представителями групп и многочисленными индивидами, так как от их поддержки много зависит при процессе реализации стратегии.

При данном подходе у предприятия есть возможность удерживать прибыль на уровне выше среднего и иметь устойчивые конкурентные преимущества в свой сфере деятельности.

В настоящее время бизнес среда воспринимает заинтересованных сторон не как представителей внешней среды, а как своих коллег по работе. На практике часто встречаются различные мероприятия, проводимые совместно с заинтересованными сторонами, например, встречи с покупателями и поставщиками, временные союзы с конкурентами и т.д.

Однако, все таки наиболее часто встречаемой формой взаимодействия с группой заинтересованных лиц, является сегодня форма подготовки нефинансового отчета (социального),

В последние годы представителей бизнеса и научного сообщества все больше волнует возможность взаимодействия со стейкхолдерами компании, получившая название "стейкхолдер-менеджмента". 

Вывод: 

Теория заинтересованных сторон (теория стейкхолдеров) — одно из теоретических направлений в менеджменте, которое объясняет и формирует стратегию развития фирмы с точки зрения учета интересов так называемых стейкхолдеров. Теория стейкхолдеров направлена исключительно на заинтересованные стороны. При этом в центре внимания может быть любая сторона. Однако, наиболее часто целевым стейкхолдером становиться во внутренней среде – менеджер, а во внешней среде – партнер. 

Теория заинтересованных сторон в том виде, котором уже в современности она представлена была лишь в середине 80-х годов двадцатого века с выходом в свет работы Эдуарда Фримена «Стратегический менеджмент: концепция заинтересованных сторон». 

В настоящее время бизнес среда воспринимает заинтересованных сторон не как представителей внешней среды, а как своих коллег по работе. На практике часто встречаются различные мероприятия, проводимые совместно с заинтересованными сторонами, например, встречи с покупателями и поставщиками, временные союзы с конкурентами и т.д.















1.2. Механизм взаимодействия с заинтересованными сторонами



Совсем недавно успешность компании на рынке оценивали только по размеру товарооборота и прибыли. Но со временем ситуация изменилась. Теперь позиция предприятия зависит и от оценки его деятельности потребителями, властями, средствами массовой информации и т.д. Сотрудничество с данными группами из года в год становится все более важной координационной задачей в работе любого предприятия. В связи с этим появился новый термин – «стейкхолдер-менеджмент». 

Простое и доступное определение термина «стейкхолдер» дал Брэдли Гугинс, являющийся директором по корпоративному гражданству Бостонского колледжа: стейкхолдер – это группа, организация или лицо, на которых оказывает влияние бизнес-структура, и сами влияющие на бизнес-структуру.

Есть и другие определения:

Лица, заинтересованные в работе предприятия;

Лица, которые имеют права, долю, условия в отношении компании, отвечающие их потребностям и ожиданиям.

Работа бизнес-структуры неразрывна с множеством людей и организаций, на которых она оказывает влияние. Именно эти люди называются стейкхолдерами (ключевые заинтересованные стороны).

Определенной классификации стейкхолдеров не существует, так как в зависимости от предприятия они могут сильно различаться. Но обычно стейхолдеров разделяют на две категории – первичных и вторичных.

К первичным относят тех, кто входит в ближний круг, оказывая активное влияние на компанию:

Собственники;

Клиенты;

Сотрудники;

Бизнес-партнеры.

Вторичные стейкхоледеры входят в дальний и влияют на предприятие опосредованно. 

К ним относятся:

Властные структуры;

Инвесторы;

Конкурирующие и другие компании;

Средства массовой информации, некоммерческие организации (общественные и благотворительные), деятели, которые формируют общественное мнение и т.д.

Существует также и другие классификация стейкхолдеров:

Таблица 1 – Пример классификации стейкхолдеров



Таблица 2 – Пример классификации стейкхолдеров





У каждой системы представлены ряд стадий, таких как разработка проекта, осуществление проекта, применение результатов деятельности данного проекта и итоговая ликвидация проекта. Для каждой стадии предусмотрена своя категория заинтересованных сторон для обслуживания. Для того, чтобы точно определить и утвердить весь набор интересов и потребностей заинтересованных сторон должны быть произведены определенные действия.

Для выстраивания максимально эффективного взаимодействия с заинтересованными сторонами компании необходимо:

1. Применять знания, полученные компанией при взаимодействии с заинтересованными сторонами, для принятия стратегических решений компании.

2. Разработать механизмы и процедуры измерения и оценки качества взаимодействия с заинтересованными сторонами.

3. Оценивать и изменять при необходимости карту стекхолдеров, видоизменять стратегию взаимодействия при получении новой информации.



Рисунок 1 - Этапы и элементы системы качественного взаимодействия с заинтересованными сторонами



Рисунок 2 - Шестиэлементный тест определения заинтересованных сторон



Сегодня ведущие российские компании воспринимают взаимодействие со стейкхолдерами как инструмент, способствующий инновациям в создании продуктов и организации процессов, усиливающий ориентацию стратегических решений на устойчивость как внутри, так и вне компании. Такое взаимодействие позволяет организациям привести свои экономические и социальные показатели, а также показатели, касающиеся охраны окружающей среды, в соответствие с общей стратегией. Это может помочь вовлеченным сторонам получать доступ к необходимой информации, достигать целей и решать проблемы, которые ни одна из сторон не смогла бы решить в одиночку.

Основные механизмы взаимодействия с заинтересованными сторонами представлены в таблице 3.



Таблица 3 -  Механизмы взаимодействия с заинтересованными сторонами



В работе со стейкхолдерами можно выделить несколько этапов. 

Первый этап характеризуется определением заинтересованных сторон своей компании. На втором этапе выделяем ожидания стейкхолдеров к предприятию (например, для сотрудников компании – высокая заработная плата, для заказчиков и пользователей – высокое качество продукта или услуги).

После выявления требований необходимо оценить, насколько компания им соответствует. Также на этом этапе необходимо определить, что нужно сделать, чтобы увеличить уровень удовлетворенности и вовлечения стейкхолдеров. Как только были определены требования стейкхолдеров, следует представить список их обязанностей. Например, для поставщиков можно поставить задачу «выполнение поставок в точно указанный срок», для государственных органов выдвинуть требование «вмешиваться в работу компании на минимальном уровне».

Последний этап заключается в оценке результата: насколько удовлетворены стейкхолдеры, какое у них сложилось мнение о компании и т.д.

Соблюдая данные рекомендации, компания сможет скорректировать свою работу, доведя уровень производства или предоставления услуги до высшего.

В ходе такого взаимодействия компания получает возможность выявить ожидания заинтересованных сторон в отношении того, как должна реализовываться ее социальная ответственность, а также имеющееся у заинтересованных сторон недовольство ее действиями. Это становится основой для поиска взаимовыгодных решений и учета интересов заинтересованных сторон при планировании дальнейшей деятельности компании.

Взаимные ожидания и действия между бизнесом и различными заинтересованными группами и сегментами общества представлены на рисунке 3.



Рисунок 3 - Взаимные ожидания и действия между бизнесом и различными заинтересованными группами и сегментами общества



Неоспоримо, что ключевые и заинтересованные стороны оказывают сильное влияние на работу и успешность компании. Недаром около 72% предпринимателей по всему миру знают, кто такие стейкхолдеры, и учитывают их интересы.

Вывод:

Чтобы выстроить эффективные взаимоотношения со стейкхолдерами, компаниям следует использовать знания, полученные при взаимодействии со стейкхолдерами, для принятия стратегических решений компании; разработать процедуры и механизмы измерения и оценки качества взаимодействия со стейкхолдерами; оценивать и видоизменять карту стекхолдеров, корректировать стратегию взаимодействия при поступлении новой информации.

Основные механизмы взаимодействия с заинтересованными сторонами: регулярное информирование, обмен мнениями (диалог), выявление мнений и интересов заинтересованных сторон, участие в мероприятиях, проводимых заинтересованными сторонами, экспертные обсуждения. совместная деятельность.















































Место стейкхолдеров в корпоративном управлении



У компании есть несколько стадий жизненного цикла, начиная от разработки, заканчивая ликвидацией. В любой стадии имеются определенные стейкхолдеры.

Рассмотрим в этой таблице, как связаны стейкхолдеры со стадиями на примере:

Таблица 4 – Связь стейкхолдеров со стадиями жизненного цикла  компании





 Такое разграничение стейкхолдеров поможет определить полный набор их потребностей, требований и возможностей.



Рисунок 1 - Шесть состояний проекта, которые оценивают уровень вовлечения и удовлетворенности заинтересованных сторон



При учете необходимо использовать контрольные списки, согласно которым можно определить степень вовлеченности и удовлетворения стейкхолдеров. Например, если стейкхолдер находится в состоянии «удовлетворен использованием», предлагается следующий контрольный список:

Новая система используется, стейкхолдер предоставляет отчет об эксплуатации;

Он подтверждает, что продукт оправдывает все ожидания.

Именно с помощью данных показателей можно оценить текущее состояние проекта.

Управление качеством 

Стейкхолдеры в обязательном порядке устанавливают в каждом проекте различные цели по достижению высокого качества товара. Впоследствии организация обязуется выполнять ревизии по его обеспечению в соответствии с утвержденным планом. Цель подобных мероприятий заключается в том, чтобы на всех этапах развития выявить все необходимые нюансы для обеспечения правильной разработки продукта. Это, в свою очередь, позволяет добиваться высокого качества выпускаемой продукции (товара). 

Управление рисками 

Стейкхолдер - это компания, имеющая определенный интерес к системе в плане управления рисками. Составляющие части данного процесса включают в себя описание категорий, технические и координационные задачи, а также все ограничения и допущения. Кроме того, необходимо создать и постоянно поддерживать профиль рисков, в котором указывается важность каждого его вида отдельно. 

Все эти пункты должны быть в обязательном порядке документированы и формализованы. Критерии определяются важностью, которую устанавливают собственно стейкхолдеры. Следует учитывать, что профиль рисков может периодически изменяться. Вся информация об отклонениях обязательно должна предоставляться стейкхолдерам. 

В свою очередь они проводят анализ возможных рисков. При необходимости они также решают, какие следует предпринять действия для оптимизации процесса. В случае же если стейкхолдеры принимают риск с максимальным значением, то он должен постоянно контролироваться с целью определения необходимых возможных действий в будущем. 

Вывод: 

Взаимодействие компании с заинтересованными сторонами демонстрирует готовность компании инвестировать в развитие, в будущее своих клиентов и сотрудников, партнеров и поставщиков, обеспечивать устойчивое развитие как компании, так и местных сообществ, осуществлять социальные инвестиции в значимые для территории присутствия компании сферы, готовность развивать взаимодействие с теми лицами, которые обладают информацией и ресурсами, позволяющими адекватно и гибко реагировать на внешние и внутренние вызовы.

Стейкхолдерский подход реализуется компаниями различных форм собственности, различных сфер деятельности, с различными потребностями, ценностями и возможностями. Так, программы, направленные на решение социальных вопросов работников, среди передовых компаний получили признание как деятельность, создающая ценность как для компании, так и для ее сотрудников и их семей. По мнению экспертов компании Bain, выявление ожиданий стейкхолдеров и четкая формулировка долгосрочных целей безусловно необходимо для устойчивого развития бизнеса и общества в целом.

























































2 АНАЛИЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ЗАИНТЕРЕСОВАННЫМИ ЛИЦАМИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ.



2.1 Анализ интересов и рисков заинтересованных групп в российских компаниях



Процесс анализа стейкхолдеров представляет собой процесс созидательный для конкуренции – предприятие не делает попыток с целью избавиться от тех, у кого иные интересы, а пытается использовать иные интересы как средство для развития. 

Анализ заинтересованных лиц получил активное распространение на стратегическом и проектном уровнях управления. Главная ошибка большинства компании выстраивать свои отношения с внешней средой спонтанно, без наличия заранее разработанного четкого плана. Основная причина такого отношения связана с загрузкой менеджеров решением текущих вопросов, таким образом они заняты лишь оперативным управлением предприятия.

С точки зрения проектного управления анализ заинтересованных сторон важен, так как позволяет ориентироваться на решение задач ближайшего будущего. И, конечно же, в стратегическом управлении особое значение имеет анализ стейкхолдеров, так как идет прямая связь с будущим развитием событий с учетом интересов всех заинтересованных сторон. 

Перед тем как анализировать интересы всех заинтересованных сторон необходимо построить матрицу приоритетов. С помощью матрицы приоритетов можно выделить наиболее важных из представителей заинтересованных сторон, также с помощью данной матрицы можно определять эффективность GR-специалиста: динамика прироста самого важного (правого верхнего) сектора говорит о качестве работы специалиста.

В основе матрицы лежат два параметра: интерес заинтересованных сторон и власть заинтересованных сторон.

Основываясь на показателях данных параметров распределяются в секторах матрицы приоритеты стейкхолдеров: нижняя шкала показывает уровень интереса заинтересованных сторон, а верхняя шкала отражает уровень влияния заинтересованных сторон.

В целом матрица состоит из четырех блоков: 

- Первый блок (нижний левый) - наименее важные заинтересованные стороны;

- Второй блок (верхний правый) – наиболее важные заинтересованные стороны;

- Третий блок (нижний правый) – стейкхолдеры, которые требуют дополнительного рассмотрения и определения что их волнует;

- Четвертый блок (верхний левый) – стейкхолдеры, потребности которых необходимо удовлетворить, наиболее сильные игроки, требующие особого внимания к своим интересам.





Рисунок 4 – Матрица приоритетов для анализа стейкхолдеров



Как только выстроена матрица приоритетов, можно приступать к процессу выстраивания взаимоотношений с ними.

Взаимоотношения можно выстраивать различными способами, данный процесс можно соотнести с четырьмя известными моделями PR.



Рисунок 5 – Четыре модели РR



Результатом анализа заинтересованных сторон является формирование двух инструментов:

- Реестр заинтересованных сторон, в котором представлены характеристики стейкхолдеров;

- План коммуникаций, в котором представлено полное описание заинтересованных сторон и возможные способы удовлетворения потребностей стейкхолдеров. 

В настоящее время крупные компании в России рассматривают взаимоотношения с заинтересованными сторонами, как способ получения инновационных решений при создании продуктов и формирования процессов, что способствует росту устойчивости компании как внутри так и во внешней среде.

Такая позиция позволяет компаниям синхронизировать свои внутренние социальные и экономические показатели с общей стратегией развития компании. 

Большинство компаний, которые активно взаимодействуют со всеми заинтересованными сторонами, смогли повысить эффективность принятия решений как внутри компании, так и вне ее, что стало в итоге бизнес-инструментом для улучшения внутренних показателей компании.

Далее представлены примеры эффективности для компаний от активного взаимодействия со стейкхолдерами.

Таблица 6 - примеры эффективности для компаний от активного взаимодействия со стейкхолдерами



Вывод: 

В  настоящее время деятельность компании без анализа интересов заинтересованных сторон и факторов риска нецелесообразна, так как без проведения данных мероприятий невозможно получить результаты адекватно соответствующие реальным условиям внешней и внутренней среды компании. 

В связи с этим главная задача не отказываться от рисков вообще, а осуществлять выбор решений, связанных с тем или иным рисков на основе анализа и комплекса объективных критериев, направленных на прогнозирование и своевременное выявление негативных влияний и их устранение. 



2.2 Оценка эффективности взаимодействия заинтересованных лиц и компании в банковском секторе



Для банковской сферы деятельности важное значение имеет влияние нефинансовых рисков, которые во многом зависят от поведения стейкхолдеров. 

Стейкхолдеры представляют собой взаимозависимую систему, которая может поддержать бизнес, а может и ограничить возможности компании для роста и развития.

Влияние стейкхолдера на компанию можно оценить с помощью Модели Менделоу. 

А. Менделоу анализирует заинтересованные стороны в зависимости от их интересов и их власти, соответственно способности влиять на деятельность предприятия и желанием делать это. Интегрированный показатель – влияние заинтересованной стороны, определяется путем перемножения власти и интереса.

Расширением модели А. Менделоу можно назвать типологию Р. Митчелла. В основе типологии – три фактора: законность, значимость и срочность, т.е. юридическая легитимность отдавать указания, сила влияния заинтересованной стороны на предприятие, минимально необходимая скорость ответов на запросы заинтересованной стороны.

Стороны, которым присуща только одна характеристика, являются скрытыми, бездействующими. Заинтересованные стороны, которым присущи две характеристики, являются выжидающими. Набольшим влиянием обладают заинтересованные стороны, влияние которых узаконено, значимо, и которые решают вопрос в кратчайшие сроки (категорическая группа). 

Становится ясно, какой же из заинтересованных сторон необходимо уделить большее внимание, а какой меньше.



Рисунок 7 – Модель Р.Митчелла



В данной работе была применена следующая трехуровневая методика анализа веса влияния группы стейкхолдеров на деятельность банка:



Рисунок 8 - Авторский подход к анализу заинтересованных сторон



Размер окружностей, обозначенных на рис. 9 – интегрированная степень влияния конкретной заинтересованной стороны, которая, в свою очередь, зависит от законности, срочности и значимости ее требований.





Рисунок 9 - Анализ заинтересованных сторон. Уровень 2



Второй уровень анализа представляет собой детализацию заинтересованных сторон и их связей в каждом сегменте: защита, вовлечение, наблюдение, взаимодействие (рис. 10).





Рисунок 10 - Анализ заинтересованных сторон проекта. Уровень 3



Третий уровень анализа представляет собой индивидуальный поведенческий и мотивационный профиль конкретной стороны, позволяющий максимально эффективно оценить и управлять взаимоотношениями с ней (рис. 10). За основу индивидуального управленческого профиля приняты интересы основных заинтересованных сторон.

Определить вес (значимость) заинтересованной стороны на карте возможно по средневзвешенным экспертным оценкам власти, законности и срочности (Р. Митчелл) по следующей формуле:

Вес (значимость) заинтересованной стороны = k ? власть + n ? законность + m ? срочность,

где k, n, m – весы критериев.

Значимость каждого критерия (власть, срочность, законность) определяется распределением между ними 100 баллов.



Рассмотрим подробнее виды стейкхолдеров, оказывающих влияние на банки. Выделим их основные пожелания, цели и интересы

Таблица 5 - Разновидности стейкхолдеров, влияющих на деятельность банка, их цели и интересы





Необходимо отметить, что не нет одного единственного успешного плана, благодаря которому банк будет постоянно занимать лидирующие позиции и при этом каждая группа стейкхолдеров будет удовлетворена. И именно поэтому так важно правильно расставлять приоритеты между «коалициями влияния», в конечном итоге от данного распределения зависит успешность банка.

Для каждого отдельного вида стейкхолдера можно выделить ряд стратегических целей банка.

Таблица 6  - Стратегические цели банка в отношении групп стейкхолдеров





	В ситуации, когда цели и интересы банка и группы стейкхолдеров не совпадают возникает конфликт интересов, который в свою очередь приводит к возникновению разнообразных рисков.

Таблица 7  - Риски, возникающие в процессе взаимодействия стейкхолдеров и банков





Рассмотрим процесс взаимодействия со стейкхолдерами в пять этапов:

- На первом этапе рассматриваются общие стратегические бизнес-цели компании при их взаимодействии с заинтересованными сторонами. В данном этапе показывается как можно определить укрупненно приоритетные группы заинтересованных сторон и какие вопросы требуют дополнительного анализа в дальнейшем.

Цель первого этапа – определить факторы в пользу необходимости взаимодействия с заинтересованными сторонами.

 (см.Приложение)

Итогом первого этапа должно стать представление о месте взаимодействия с заинтересованными сторонами в общей стратегии развития компании.

По результатам анализа, проведенного в первом этапе выстраивается Матрица «цели – проблемы – стейкхолдеры».



Рисунок 9 – Матрица «цели – проблемы - стейкхолдеры»



Необходимо учитывать, что подобная матрица требует индивидуализации с учетом особенностей каждой конкретной компании, это необходимо для исключения искажений при формировании приоритетов стейкхолдеров.

- Второй этап необходим для формирования уровней взаимодействия с заинтересованными сторонами и определения для каждого уровня желательной для компании политики взаимодействия (см.Приложение).

Цель данного этапа – сбор необходимой информации и разработка плана, который будет построен с учетом стратегии развития компании вцелом.



Рисунок 10 – Матрица организационного реагирования на проблемы



В итоге второго этапа анализа можно выявить разрыв, который образуется в результате расхождения ожиданий и факта, который сформировался у компании. 

Здесь также происходит выделение тех приоритетных групп стейкхолдеров, с которыми гипотетически компания смогла бы наиболее эффективно взаимодействовать. 

Данный этап также позволяет выявить существующие в компании ресурсы для налаживания взаимоотношений с заинтересованными сторонами и имеющиеся ограничения у компании для достижения намеченных результатов. 



Рисунок 11 – Результаты второго этапа



- Третий этап необходим для рассмотрения вопросов готовности компании (внутренней и внешней) к взаимодействию и для разработки рекомендаций для обеспечения возможного вовлечения для участия всех заинтересованных сторон (см.Приложение).

Цель третьего этапа – формирование у компании необходимых для эффективного взаимодействия организационных навыков и систем. А также разработка рекомендаций для возможного преодоления возникающих барьеров в процессе взаимодействия со стейкхолдерами.

Данный этап отличается от предыдущих отсутствием четко выделенных границ, так как процесс взаимодействия и необходимость обеспечения его системами и людьми постоянен.



Рисунок 12 – Результаты третьего этапа

 

- Четвертый этап необходим для определения различных техник и методик взаимодействия с заинтересованными сторонами, с целью достижения поставленных результатов (см. Приложение).

Цель четвертого этапа – сформировать и осуществить процессы взаимодействия со стейкхолдерами, которые соответствовали бы ожиданиям заинтересованных сторон и задачам компании. 

Итогом данного этапа станет разработанный подход к эффективному взаимодействию с стейкхолдерами.



Рисунок 13 - Результаты на выходе четвертого этапа



- Пятый этап необходим для определения стратегии действий компании по достижению намеченных результатов по взаимодействию с заинтересованными сторонами (см. Приложение).

Цель пятого этапа – использовать полученные новые знания и умения в деятельность компании и максимально эффективно использовать их. 

К концу этого этапа у вас должен быть проанализирован ход взаимодействия, полученная информация доведена до сведения лиц, принимающих решения, и подготовлен план мониторинга и подготовки отчета по результатам взаимодействия.



Рисунок 14 – Результаты пятого этапа

	

	В банковском секторе России крупные банки, такие как ПАО Сбербанк, ПАО Газпромбанк, АО Россельхозбанк и т.д. очень большое значение уделяют работе со стейкхолдерами. 

	В корпоративном кодексе банков уделяется особое внимание практике взаимодействия с заинтересованными сторонами.

	Пример выдержки из корпоративного кодекса ПАО Газпромбанка представлен ниже:

	

	Рисунок 11 – Выдержка из Корпоративного кодекса ПАО Газпромбанк

	

	Проведем анализ влияния стейкхолдеров на примере АО Россельхозбанк. 

МИССИЯ: Обеспечение доступного, качественного и эффективного удовлетворения потребностей сельхоз товаропр.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44