VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Исследование особенностей личностной характеристики водителей с различным стажем вождения

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R002033
Тема: Исследование особенностей личностной характеристики водителей с различным стажем вождения
Содержание
     МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО                                 
     ОБРАЗОВАНИЯ 
     «ПЯТИГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
     УНИВЕРСИТЕТ»
     
     Высшая школа управления
Кафедра общей и педагогической психологии

     Тлиашинова Милана Артемовна
      ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВОДИТЕЛЕЙ С РАЗЛИЧНЫМ СТАЖЕМ ВОЖДЕНИЯ
     Курсовая работа выполнена в рамках изучения дисциплины «Общая психология»
     
    
    
    
    Научный руководитель:
    канд. психол. наук, 
    доцент кафедры общей и 
    педагогической психологии 
    Е.Е. Басанова




Пятигорск – 2018


СОДЕРЖАНИЕ
     ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………....3
     ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВОДИТЕЛЕЙ С РАЗЛИЧНЫМ СТАЖЕМ ВОЖДЕНИЯ………………………………………………………….6
     1.1. Понятие характеристики личности…………………………………6
     1.2. Проблема исследования личностных особенностей в отечественной и зарубежной психологии………………………………………………….…..13
     1.3. Взаимосвязь стажа вождения с особенностями личностной характеристики…………………………………………………………………..22
     ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1………………………………………………….26
     ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СТАЖА ВОЖДЕНИЯ С ОСОБЕННОСТЯМИ ЛИЧНОСТНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВОДИТЕЛЕЙ…………………………………………………………………….28
     2.1. Организация и методы исследования  взаимосвязи стажа вождения с особенностями личностной характеристики водителей……………..……28
     2.2. Анализ результатов исследования………………………………....30
     ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2………………………………………………….31
     ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...33
     БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………....34
     ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………..……37
     

     
     
     
     
     

ВВЕДЕНИЕ

     Актуальность исследования.В современном мире число водителей с каждым годом все больше увеличивается, в соответствии с этим повышается актуальность исследований особенностей личностных характеристик водителей. Как известно, безопасность на дороге может быть достигнута не каждым водителем. Тому могут быть различные причины - недостаточная квалификация водителя, плохие условия на дороге, но в первую очередь, индивидуальные личностные особенности каждого участника дорожного движения. По статистике, приведенным ГИБДД, в каждом 4 из 5 дорожно-транспортных происшествий, виноваты сами водители автотранспорта. Что касается самих аварийных происшествий, то их число с каждым годом увеличивается со страшной скоростью. В связи с этим, в настоящее время особо актуальным становится вопрос о необходимости решения данной проблемы, касающийся подбора наиболее квалифицированных и надежных водителей транспортных средств.
     Несмотря на многочисленные исследования, проведенные В.А. Бодровым, М.М. Решетниковым, А.А. Крыловым, В.Д. Небылицыным, В.Я. Орловым, Б.Ф. Ломовым и многими другими авторами, обозначенная проблема все еще остается нерешенной, так как является довольно узкой и специфичной. Так же необходимо изучить более глубоко вопросы взаимосвязи стажа вождения с особенностями личностных характеристик каждого водителя, для получения наиболее точных данных о количестве аварийных ситуаций на дороге.
     Цель исследования: выявить характер взаимосвязи стажа вождения с особенностями личностных характеристик водителей. 
     Объект исследования:выраженность личностных свойств присущих водителям с определенным стажем вождения.
     Предмет исследования: взаимосвязь между личностными свойствами водителей с их стажем вождения.
     Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что водители с большим стажем вождения отличаются меньшей склонностью к риску и более продуктивным поведением в конфликтной ситуации, и наоборот, водители с меньшим стажем вождения более склонны к риску и менее продуктивны в конфликтной ситуации. 
     В соответствии с целью и выдвинутым предположением решались следующие теоретические и эмпирические задачи исследования:
     1. На основе анализа отечественной и зарубежной литературы выделить основные направления теоретических исследований данной проблемы.
     2. Выявить специфику взаимосвязи особенностей личностных характеристик водителей с  их стажем вождения.
     3. Провести психологический анализ полученных результатов в рамках экспериментальной гипотезы. 
     Практическая значимость работы заключается в том, что данные, полученные при исследовании, проведенном в настоящей работе, могут найти свое применение в транспортной сфере, в виде методических рекомендаций по повышению уровня надежности водителей.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: учение о развитии личности как диалектическом процессе (Б.Г. Ананьев, Н.А. Бердяев, М. Бубер, Г. Гегель, Э.В. Ильенков, Э. Кассирер, Ю.С. Мануйлов, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Спиркин, М. Хайдеггер, П.Т. де Шарден, Л. Фейербах, И.Т. Фролов, Э. Фромм, Т.М. Ярошевский и др.);труды по исследованию профессиональных качеств водителей транспортных средств: М.Б. Афанасьева, В.Ф. Бабкова, А.Н. Игнатова, М.Ю. Замета, С.Ф. Зеленина, Д. Клебельсберга, Г.И. и т.д. 
     Организация исследования. Исследование проводилось в 2018 г. В исследовании приняли участие водители с различным стажем вождения; 0-5; 5-10; от 10 и выше. 
     Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 32 источника отечественных и зарубежных авторов, приложения. В работе содержится 3таблицы.



























ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВАДИТЕЛЕЙ С РАЗЛИЧНЫМ СТАЖЕМ ВОЖДЕНИЯ
1.1. Понятие характеристики личности

     Личность - отдельно взятый человек, относящийся к конкретному обществу, конкретной социальной группы, занимающийся определенным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему и наделенный индивидуально-психологическими особенностями. Личность - система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей1.
     Человек как личность с точки зрения психологии характеризуется2:
- развивающимся самосознанием, являющимся основой формирования умственной активности, самостоятельности личности в ее суждениях и действиях и ориентированным, прежде всего на познание себя, усовершенствование себя и поиск смысла жизни;
- активностью – стремлением выйти за пределы реализованных возможностей, за рамки ролевых предписаний, расширить сферу деятельности;
- наличием Я-образа – системы представлений человека о себе реальном, себе ожидаемом, себе идеальном, которые обеспечивают единство и тождественность его личности и обнаруживаются в самооценках, чувстве самоуважения, уровне притязаний и т.д.;
- направленностью – устойчивой системой мотивов: потребностей, интересов, идеалов, убеждений и т.д.;
- способностями, свойствами и качествами, обеспечивающими успешность выполнения определенной деятельности;
- характером, представляющим собой совокупность устойчивых индивидуальных свойств человека, обусловливающих типичные для него способы поведения и эмоционального реагирования.
     В современном понимании, понятие - личность определяется как отдельно взятый человек в комплексе всех его социальных и приобретенных качеств. Можно говорить о том, что к числу личностных качеств, не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки3.
     Личность — это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих4.
     Пространство личности представляет собой сложную структуру, где существуют множество измерений. Те события внешнего мира, в которые включена личность, и те отношения, которые у нее устанавливаются с объектами внешнего мира, образуют внешнее пространство личности. Представления о мире и о себе, переживания различных событий, отношение к самому себе, самоконтроль и саморегуляция, жизненные цели и планы – все это составляет внутренний мир личности. Социальное пространство, в которое включена личность, представлено в ее внутреннем мире. С другой стороны, в активности, в деятельности, в общении, так или иначе, проявляется внутренняя жизнь личности.
     Образ жизни человека, включающий в неразрывном единстве определенные исторические условия, материальные основы его существования и деятельность, направленную на их изменение, обусловливает психический образ личности, которая, в свою очередь, накладывает свой отпечаток на образ жизни.
     Наряду с понятием «личность» в отечественной и зарубежной психологии принято рассматривать термины «человек», «индивид», «индивидуальность». В жизни эти понятия нередко обобщаются в одно целое, однако в психологической науке они подлежат четкому разграничению. 
     Человек как вид – это представитель вполне определенного биологического вида (вида живых существ), отличающийся от других животных конкретными специфическими особенностями и уровнем физиологического и психологического развития, наделенный сознанием, способный мыслить, говорить и принимать решение, контролировать свои действия, поступки, эмоции и чувства.
     Индивид – человек как целостный неповторимый представитель рода с его психофизиологическими свойствами, выступающими в качестве предпосылки развития личности и индивидуальности.
     В понятии человека как индивида выражаются два основных признака5:
1) человек – это своеобразный представитель других живых существ, продукт фило- и онтогенетического развития, носитель видовых черт;
2) отдельный представитель человеческой общности, выходящее за рамки природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами.
     Индивидуальность – своеобразие психики и личности индивида, ееуникальность и неповторимость. Проявляется в чертах темперамента и характера, эмоциональной и волевой сферах, интересах, потребностях и особенностях человека.
     Если понятие индивида включает в себя общие качества homosapiens - представителя человеческого рода как биологического вида, то понятие личности связано с понятием индивидуальности - с творческим преломлением в индивиде общесоциальных качеств с неповторимой системой отношений конкретного человека к миру, с его индивидуальными способностями социального взаимодействия.
     Личность характеризуется уровнем осознанности своих отношений и их устойчивостью6.
     Нужно отметить, что в личности существенна не только ее позиция, но и способность к реализации своих отношений. Это зависит, прежде всего, от уровня развития творческих возможностей человека, его способностей, знаний и умений, его эмоционально-волевых и интеллектуальных качеств.
     Известно, что человек не рождается с готовыми способностями, определенными знаниями, навыками и умениями, с различными интересами, влечениями и самое главное, характером. Эти все особенности формируются и развиваются в ходе жизнедеятельности человека, на каждом этапе формируя и развивая те или иные способности и качества.   
     Наследственная основа человеческого организма (генотип) определяет его анатомо-физиологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов.
     В биологической организации человека, в его природе заложены возможности будущего его психического развития. Однако, человеческое существо становится человеком только благодаря, конечно же, социальной наследственности - благодаря освоению опыта предшествующих поколений, закрепленного в знаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры, в системе общественных отношений.
     Становление человека как личности происходит только в конкретных общественных условиях. Требования общества определяют и модели поведения людей, и критерии оценки их поведения.
     То, что на первый взгляд представляется естественными качествами человека (например, черты его характера), в действительности является закреплением в личности общественных требований к ее поведению.
     Движущей силой развития личности являются внутренние противоречия между постоянно растущими общественно обусловленными потребностями и возможностями их удовлетворения. Развитие личности - это, прежде всего, постоянное расширение ее возможностей и формирование новых потребностей.
     В общем, различаются личности социализированные - адаптированные к условиям своего социального бытия, десоциализированные - девиантные, отклоняющиеся от основных социальных требований (крайние формы этого отклонения - маргинальность) и психически аномальные личности (психопаты, невротики, лица с задержками психического развития и с личностными акцентуациями - "слабыми местами" в психической саморегуляции)7.
     Можно выделить также ряд особенностей социализированной личности, находящейся в пределах психической нормы.
     Наряду с социальной приспособленностью развитая личность обладает личностной автономией, утверждением своей индивидуальности. В критических ситуациях такая личность сохраняет свою жизненную стратегию, остается приверженной своим позициям и ценностным ориентациям (целостность личности). Возможные психические срывы в экстремальных ситуациях она предупреждает системой средств психологической защиты (рационализацией, вытеснением, переоценкой ценностей и др.).
     Личность в норме находится в состоянии своего непрерывного развития, самоусовершенствования и самореализации, постоянно открывая для себя новые горизонты на своем человеческом пути, испытывает "радость завтрашнего дня", изыскивает возможности актуализации своих способностей. В трудных условиях - толерантна, способна к адекватным действиям.
     Психически уравновешенный индивид устанавливает доброжелательные отношения с другими людьми, проявляет чуткость к их потребностям и интересам8.
     Личность, которая гармоничная и стабильная в построении своих жизненных планов и достижений поставленных целей, руководствуется, прежде всего, конечно же, исключительно из своих реальных сил и возможностей, пренебрегая завышенным притязанием. Такой личности характерны высокоразвитые чувства. Это чувство справедливости, благородности, совести, честности к другим и к самому себе. Развитая личность, безусловно, уверенна и решительна в достижении объективно поставленных целей, она использует все свои внутренние ресурсы и резервы в их реализации. Ригидность маловероятна в силу высокой способности корректировки и перенаправления своего поведения, пластичности и гибкости мышления. На сложные жизненные ситуации она реагирует тактической лабильностью без психических надломов. Причиной своих удач и неудач видит только себя, отсутствует тенденция винить окружающих и внешние обстоятельства. Личность демонстрирует ответственную и оправданную готовность к риску в силу возникающих  критических условий жизни. Наряду с эмоциональной устойчивостью, она постоянно сохраняет эмоциональную реактивность, высокую чувствительность к прекрасному и возвышенному. Очень хорошо развито чувство самоуважения, личность оценивает и рассматривает себя со стороны, знает все свои сильные и слабые стороны. В ней присутствуют чувства юмора и философского скепсиса.
     Сознание своей обособленности позволяет индивиду быть свободным от произвольных преходящих социальных условий, диктата власти, не терять самообладание в условиях социальной дестабилизации и тоталитарных репрессий. 
1.2.Проблема исследования личностных особенностей в отечественной и зарубежной психологии
     С целью исследования особенностей развития личности необходимо рассмотреть понятие личности в отечественной и зарубежной психологии. В одной только зарубежной психологии позиции авторов в определении личности разнятся. Так, например, Г. Айзенк (1947) определяет личность, как «более или менее постоянную организацию характера, темперамента, интеллекта и физического сложения, которая определяет его единственное приспособление к среде». Под личностью, автор цитаты понимает не только психические, но и физические свойства, так как они способствуют приспособлению человека к среде. Кроме того, Айзенк считает, что личность на 75 % обусловлена наследственностью.
     Абсолютно противоположного мнения придерживался Б.Скиннер9 (1953), утверждая о том, что личность человека на 100 % - результат научений, которое осуществляется по образу формирования навыков у животных, и функцию научения человека видит в наилучшем приспособлении к требованиям общества.
     Свою теорию личности выдвигал и Р. Кэттелл (1950). Он характеризовал личность как систему всех присущих человеку психических свойств. Такая позиция автора вынуждала бы к суждениям о том, что личностью может быть абсолютно любой человек - здоровый или с отклоняющимся от нормы здоровьем, профессор, внесший вклад в развитие науки, или убийца, погубивший немало жизни, новорожденный ребенок и т.д.
     Э. Фромм10 (1967) пишет о том, что развитие личности определяется соотношением природных влечений человека и исторически изменчивых требований общества. В результате этого соотношения достигается большая или меньшая степень приспособления личности к жизни в обществе.
     Рассматривая проявление личности, К Лсперс (1923) отмечает, что личность воплощается в избирательном, целенаправленном осмысливающем отношении к ситуации. Тем самым утверждается, что только человек является личностью. Но не всякий человек в одинаковой степени личность, люди могут быть в большей или меньшей степени личностью.
     П. Лерма (1956), обращает внимание на уровень развития личности, который определяется соотношением различных ее слоев: с одной стороны, влечений и побуждений, с другой - осознанной воли и мышления.
     В отличие от зарубежных исследователей, представители отечественной психологической науки рассматривают личность с позиции системного подхода. Например, В.С. Мерлин (1990)11 считает, что «личность - система взаимно связанных, относительно устойчивых и постоянных свойств, которые отличают одного человека от другого и одну группу людей от другой. Взаимная связь свойств проявляется в том, что, зная какое-либо одно свойство личности, мы можем предсказать другие его свойства. Относительная устойчивость и постоянство свойств личности проявляется в том, что одни и те же свойства присущи человеку на протяжении более или менее длительного отрезка жизни».
     По мнению автора, личность не сумма, не совокупность психических свойств, обладающих определенными относительными признаками, а целостное их единство. Все свойства личности образуют единую систему, которая характеризуется закономерной связью между свойствами. Следовательно, чтобы отличить, какие психические свойства личности входят в систему личности, а какие не входят, нужно установить характер связи между ними.
     Для определения целостной системы личности В.С. Мерлин выделяет следующие признаки:
- наличие большого количества психических свойств и многообразных условий;
- человек не рождается личностью, а становится ею;
- личность - система развивающаяся. На протяжении всей жизни человека изменяется его характер и степень активного преобразующего воздействия на мир12;
- развитие личности определяется не только внешними условиями, но и ее свойствами и закономерностями. Это система саморазвивающаяся.
     Все эти признаки позволяют характеризовать закономерную связь психических свойств личности как большую саморегулируемую и саморазвиваемую систему.
     По мнению А.В. Петровского, личность человека можно определить лишь в системе межличностных отношений и связей.13Построив концепцию коллектива, мы тем самым сооружаем фундамент для создания концепции личности - концепция личности в коллективе, в группе, в системе межличностных отношений. Потому как вне человеческих отношений, вне социума, вне группы и вне деятельности нет сущности личности. Вне рассмотрения совместной деятельности, осуществляемой в социально детерминированных условиях, невозможно создание адекватной теории личности».
     Личность, по мнению А.В.Петровского, выступает как набор качеств, свойств, черт, характеристик, особенностей психики человека. Этот подход к проблеме мог бы быть назван «коллекционерским»: личность превращается в некоторое вместилище, емкость, принимающую в себя черты темперамента характера, преобладающие потребности и интересы, способности, склонности и т. д.
     «У личности есть свое лицо» - утверждал С.Л. Рубинштейн. Говоря о личности он рассматривал человека в контексте его собственных позиций, наличия собственных взглядов на жизнь, к которым он приближался в ходе большой сознательной работы.  
     Л.И. Божович идентифицировала личность с человеком, сумевшим достигнуть довольно высокого уровня своего психического развития14. Главная сущность таковой личности, по мнению автора, состоит в том, что она способна развиваться на протяжении всей совей сознательной жизни, способна управлять обстоятельствами в соответствии со своими жизненными целями и интересами, а самое главное, способна сознательно управлять самим собой.
     Р.С. Немов утверждает, что личность - это «человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него и окружающих»15.
     Как мы можем заметить, при всем многообразии определения понятия личности в психологии существуют несколько принципов, которые принимаются всеми авторами. Один принцип определяет личность как некое уникальное, неповторимое единство. Второй принцип заключается в признании за личностью роли высшей интегрирующей инстанции, управляющей психическими процессами.
     Анализ различных отечественных и зарубежных теорий личности позволяет выделить среди них три типа: психодинамические, социодинамические и интеракционистические. Каждые из которых, бывают экспериментальные и неэкспериментальные, структурные и динамические, изучающие дошкольный, школьный период жизни и всю жизнь от рождения до последних дней, а в качестве описания используются черты, качества и свойства, а также формы поведения человека.
     К психодинамическим относятся теории, описывающие личность и объясняющие ее поведение, исходя из ее психологических, или внутренних, субъективных характеристик.
     Социодинамическими называют теории, в которых главную роль в детерминации поведения отводят внешней ситуации и не придают существенного значения внутренним свойствам личности.
     Интеракционистическими называют теории, основанные на принципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в управлении актуальными действиями человека.
     Экспериментальными называются теории личности, основывающиеся на анализе и фактов, собранных путем проведения опытов. К неэкспериментальным, в свою очередь, относятся теории,  возникающие вне специально созданных экспериментальных условиях, а лишь основываются на жизненных опытах, впечатлениях, наблюдениях, делая теоретические обобщения не имея на то объективных подтверждений16.
     К числу структурированных причисляют теории, для которых главной проблемой является выяснение структуры личности и системы понятий, с помощью которых она должна описываться. Динамическими называют теории, основная тема которых - преобразование, изменение в развитии личности, т.е. ее динамика.
     Некоторые теории личности, направлены на рассмотрение периода развития личности от самого рождения до юношеского возраста. Однако существуют и другие теории, чьи авторы нацелены изучить развитие личности в течение всей жизни17.
     Наконец существенным основанием для деления теорий личности на типы выступает то, на что обращено преимущественное внимание: внутренние свойства, черты и качества личности или ее внешние проявления, например поведения и поступки. Воспользуемся этой классификацией для того, чтобы подробнее рассмотреть ряд наиболее известных за рубежом и у нас в стране теорий личности.
     Экспериментальные исследования личности за рубежом были начаты Г. Айзенком и Р. Кэтеллом в рамках «теории черт» Г. Оллпорта18. Ее можно отнести к ряду психодинамических, экспериментальных, структурно динамических, охватывающих всю жизнь человека от рождения до старости и описывающих его как личность в понятиях, характеризующих внутренние, психологические свойства. Люди, согласно этой теории отличаются друг от друга по набору и степени развитости у них отдельных, независимых черт, а описание целостной личности можно получить на основе текстологического ее обследования или описания жизненных наблюдений разных людей за данной личностью.
     Как альтернатива теории черт была создана теория социального научения. По предложенной классификации может быть отнесена к числу социодинамических, экспериментальных, структурно-динамических, включающих в рассмотрение всю человеческую жизнь в поведенческих терминах. Основная психологическая характеристика личности в данной теории - это поступок или серия поступков. Большое значимое влияние на поведение человека, оказывает его социальное окружение, путем поддержки или осуждения с их стороны его действий и поступков. Устойчивость человека как личности определяется не его собственными психологическими характеристиками, а частотой и постоянством возникновения одних и тех же «стимульных ситуаций», одинаковостью связанных с ним подкреплений и наказаний, идентичностью оценок поведения индивида со стороны других людей, успешностью и частотой повторения в прошлом соответствующих социальных действий.
     Примером интеракционистской теории личности является концепция, разработанная американским ученым У.Майшелом. Согласно этой концепции, личностные факторы, которые совместно с ситуацией определяют поведение человека, делятся на ряд групп: способности человека, когнитивные стратегии, ожидания, ценности, планы поведения.
Разработанную З. Фрейдом психоаналитическую теорию личности, весьма популярную в странах Запада, можно отнести к типу психодинамических, неэксперементальных, структурно-динамических, охватывающих всю жизнь человека и использующих для описания его как личности внутренние психологические свойства индивида. Основная заслуга З.Фрейда в создании общепсихологической теории личности, затрагивающей проблемы бессознательного и защитных механизмов, их роль в детерминации поведения19.
     Свой теоретический подход к психологии личности предложили и представители гуманистической психологии. Их теорию личности можно отнести к ряду психодинамических и одновременно интеракционистких (у разных авторов по-разному), неэкспериментальных, структурно-динамических, охватывающих весь период жизни человека и описывающих его как личность то в терминах внутренних свойств и особенностей, то в поведенческих терминах. Основное внимание в теориях этого типа сосредоточено на описании строения и развития внутреннего опыта человека в том его виде, в каком он представлен самому человеку в самосознание и мышлении. Наиболее известными представителями этого подхода являются американские психологи А. Маслоу и К. Роджерс.
     Создавая свою теорию личности К. Роджерс исходил из того, что каждый человек обладает стремлением и имеет способность к личностному самосовершенствованию. Центральным понятием для теории К. Роджерса стало понятие «Я», включающее в себя представления, идеи, цели и ценности, через которые человек характеризует самого себя и намечает перспективы собственного развития. Основная потребность согласно гуманистическим теориям личности, - это самоактуализация, стремление к самосовершенствованию и самовыражению. На главный вопрос теории А. Маслоу отвечает следующим образом: «Самоактуализирующиеся люди все без исключения вовлечены в какое-нибудь дело... Они преданы этому делу, оно является чем-то очень ценным для них - это своего рода призвание»20.
     По своим позициям, особенно в плане понимания смысла жизни (стремление к высшим целям, ценностям), гуманистическая психология из всех зарубежных концепций наиболее близка к взглядам наших психологов.
В отечественной психологии наиболее известные исследования в области личности связаны с теоретическими работами представителей школы Л.С. Выготского. Значительный вклад в решение проблемы личности внесли, в частности, А.Н.Леонтьев, Л.И. Божович.
     Опираясь на понятия о ведущей деятельности и социальной ситуации развития, введенные Л.С. Выготским, Л.И. Божович показала, как в сложной динамике взаимодействия деятельности и межличностного общения ребенка в разные периоды его жизни формируется определенный взгляд на мир, названный внутренней позицией. Эта позиция и есть одна из главных характеристик личности, предпосылка к ее развитию, которая понимается как совокупность ведущих мотивов деятельности.
     В концепции структуры и развития личности А.Н. Леонтьева центральное место отведено понятию деятельности. Согласно приведенной классификации, данную теорию можно оценить как психодинамическую, неэксперементальную, структурно-динамическую, охватывающую всю жизнь человека и описывающую личность в психологических (мотивы) и поведенческих (деятельность) терминах21.
     Таким образом, подробный теоретический анализ дает возможность удостовериться в том, что подходы в исследовании личностных особенностей в отечественной и зарубежной психологиивесьма различны. В зарубежной психологии большинство авторов рассматривают личность в совокупности его психических и физических свойств, другие же авторы придерживаются позиции, что личность - это результат наученийв ходе социализации и адаптации человека к среде и обществу, третьи определяют личность как соотношение психических свойств и влияния внешних условий. Отечественные жепсихологи, в свою очередь, определяют личность с позиции деятельностного подхода и представляют ее как некую целостность психологических качеств, составляющих ее уникальность и индивидуальность.
     Каждый из вышеперечисленных теорий определения понятия личности имеет место быть в психологической науке. Различные подходы и мнения ученых лишь расширяют наш кругозор в поисках глобального определения личности. В свою очередь, нами личность определяется как совокупность психологических характеристик, обуславливающие наличие генетической предрасположенности, приобретенного детского опыта, влиянием социального окружения и дальнейшей возможностью самосовершенствования и проявляются в системе общественных отношений.


     
     



1.3. Взаимосвязь стажа вождения с особенностями личностной характеристики
     Наибольшего внимания проблеме безопасного поведения водителя на дороге уделяется в зарубежной психологии. Так, иностранные исследователи рассматривают безопасное поведение водителя в тесной взаимосвязи: с физической и эмоциональной усталостью; с отвлекающими факторами; со стрессом у водителя; с психологическими и психофизиологическими характеристиками.
     Вопросы безопасного поведения водителя на дороге рассматриваются в исследованиях российских ученых в взаимосвязи: со стилем вождения (В.С. Мерлин, Т.Л. Полянова и др.); со свойствами нервной системы22 (С.А. Гапоновой, А.К. Гордеевой, К.М. Гуревича и др.); с коммуникативными характеристиками (А.А. Отюгов, В.Э. Утлик и др.); с психологическими и психофизиологическими характеристиками (Н.А. Игнатов, Л .П. Нерсесян, В.Н. Пушкин и др.); с психологической инертностью (Р.В. Ротенберг и др.); со стрессом у водителя (В.А. Пономаренко и др.); с готовностью действовать в экстремальной ситуации (В.М. Митраков и др.); со способностью предвидеть возможное развитие ситуации (М. Б. Афанасьев, В. А. Мелкий, В. М. Мишурин и др.) и другими личностными характеристиками.
     Изучению психологической структуры профессиональных способностей посвящены работы российских ученых Б.М. Теплова, К.К. Платонова, JI.И. Уманского, В.А. Крутецкого и др.
     Важность глубокого изучения психофизиологических и личностных составляющих индивидуальности с целью необходимости и полезности для самосознания подчеркивал А.В. Брушлинский (2003)23. Глубокое понимание личностью своей индивидуальности предполагает открытость своему опыту, а самопознание должно стать важной составляющей образования личности (от дошкольного возраста -до профессиональной самореализации ) (Г.А. Берулава, 2002). С этих позиций наибольший интерес представляют труды, раскрывающие проблему функционирования индивидуальности24 (Б.Г. Ананьев, В.В. Белоус, Г .А. Берулава, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, В.Д. Небылицын, С.А. Печерская, С.Л. Рубинштейн, В.М. Русалов, Т.Я. Решетова, И.Н. Семенов, Т.П. Скрипкина, Г.В. Сорокоумова и др.).
     В последнее время актуальным становится вопрос о том, как опыт и стаж водителя определяет выраженность у него тех или иных личностных качеств. Рассмотрим наиболее подробно взаимосвязь стажа вождения с особенностями личностной характеристики, среди которых - склонность к риску и  продуктивное поведение в конфликтных ситуациях. 
     Склонность к риску - это один из показателей социально-психологической устойчивости человека, она оказывает в сочетании с мотивами деятельности решающее влияние на уровень риска, принимаемый водителем. Если мотивы деятельности водителя могут быть самыми различными, то склонность к риску в значительной мере индивидуальна.
     Допустимый уровень склонности к риску у водителей обусловлен их личной ответственностью, дисциплиной и манерами поведения в дорожном движении. Однако любое техническое мастерство водителя может подвести в условиях аварийной ситуации. Водители, склонные к риску, чаще всего проявляют свое мастерство вождения неоправданными обгонами, резкими маневрами и перестроениями. Для них характерна повышенная скорость при управлении транспортным средством, недостаточные дистанция и интервал движения. Когда склонность к риску у водителей сопровождается еще и небольшим опытом вождения, это в разы повышает риск возникновения дорожно-транспортного происшествия. Неопытный водитель в критических ситуациях, может растеряться, потерять контроль, испугаться и т.д. 
     Интересные исследования рискованного поведения водителейза рулем проводил американский психолог Лоуренс Стайнберг. Исследования были направлены на выявления взаимосвязи склонности к риску у водителей-юношей и взрослых водителей. Исследование проходило в специально созданных парковках при десяти американских автошколах.Экспериментаторы регистрировали возраст испытуемых-водителей (юноши или взрослый) и добровольных пассажиров, а затем с помощью электронной аппаратуры фиксировали скорость, которой придерживалась та и другая категория водителей, и как они реагируют на различные предъявляемые стимулы, среди которых -дорожные .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44