- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Исследование инновационной деятельности предприятия
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W004207 |
Тема: | Исследование инновационной деятельности предприятия |
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ Введение 1 Глава 1 Современные аспекты инновационной деятельности предприятия 1 1.1 Содержание и особенности инновационной деятельности предприятия 1 1.2 Исследование инновационной деятельности предприятия. 1 1.3 Организация инновационной деятельности предприятия в рыночных условиях хозяйствования 1 Глава 2 Методика анализа инновационной деятельности предприятия 1 2.1 Нормативно-правовая база инновационной деятельности предприятия 1 2.2 Методы развития инновационной деятельности предприятия 1 2.3 Анализ состояния инновационной деятельности предприятия 1 Глава 3 Основные направления совершенствования инновационной деятельности на предприятии. 1 3.1 Планирование инновационной деятельности предприятия. 1 3.2 Пути развития инновационной деятельности предприятия. 1 Заключение 1 Список использованной литературы 1 ВВЕДЕНИЕ В настоящее время для российской экономики одним из путей ее развития является активное вовлечение в хозяйственный оборот технологических и управленческих инноваций. Необходимость использования инноваций с каждым годом растет. К этому неизбежно приводят изменяющиеся предпочтения потребителей, быстроеразвитие технологий и усиливающаяся конкуренция между отечественными и иностранными компаниями. Наилучший и, пожалуй, единственно возможный способ процветания для компании – непрерывно разрабатывать и внедрять инновации: новые продукты, интересные рынку, новые стратегии освоения рыночных сегментов и территорий, новые внутренние бизнес-процессы, повышающие эффективность работы компании. Инновации являются естественным следствием человеческой потребности к выдвижению и претворению новых идей, и именно инновации могут выигрышным образом изменить жизнь компании и вывести ее в лидеры отрасли. Компании, инновации которых постоянны и последовательны, опережают своих конкурентов по множеству показателей. У инноваторов выше рыночная стоимость активов, выше темпы роста бизнеса, более высокий уровень удовлетворенности покупателей и клиентов, более инициативные сотрудники. Зачастую, определением эффективности проекта занимаются уже в ходе его реализации. В этом случае важно понимать необратимость уже осуществленных вложений и пытаться оценить эффективность предполагаемых решений. Все вышеуказанное определяет актуальность темы исследования. Степень разработанности темы. В процессе формирования авторского подхода к изучению оценки инвестиционных проектов были использованы исследования таких авторов как: в области инвестиций – Вахрин В.И., Бланк И.А., Сергеев И.В., Бочаров В.В., Балабанов И.Т., Ковалев В.В., Колтынюк Б.А. Целью дипломного исследования является исследование инвестиционной деятельности строительного предприятия. Для достижения цели исследования в дипломной работе были поставлены следующие задачи: * описать содержание и особенности инновационной деятельности предприятия; * исследовать инновационную деятельность предприятия; * изучить организацию инновационной деятельности предприятия в рыночных условиях хозяйствования; * раскрыть нормативно-правовую базу инновационной деятельности предприятия; * описать методы развития инновационной деятельности предприятия; * провести анализ состояния инновационной деятельности предприятия; * описать планирование инновационной деятельности предприятия; * выявить пути развития инновационной деятельности предприятия. Указанные цель и задачи определи предмет данного исследования – оценка эффективности инноваций. Объектом исследования является строительное предприятие. Методологическую основу исследования составляют работы по системному анализу, позволяющие рассматривать различными аналитическими способами сложную иерархическую структуру инвестиционных проектов. Источниковедческой базой исследования являются материалы российской печати, экспертные оценки, опубликованные в средствах массовой информации. Теоретическая и практическая значимость исследования в том, что его результат и соответствующие выводы можно использовать для изучения в высших учебных заведениях, а рекомендации можно использовать руководителям для усовершенствования деятельности современных предприятий. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений. ГЛАВА 1 СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 1.1 Содержание и особенности инновационной деятельности предприятия В мировой экономической литературе «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП. [11, C.65] Термин «инновация» стал активно использоваться в переходной экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: «инновационная деятельность», «инновационный процесс», «инновационное решение» и т. п. Для уточнения понятия «инновации» познакомим читателей с различными взглядами на ее сущность. Для всестороннего изучения категории «инновация», следует изложить его трактовку на законодательном уровне. На сегодняшний день наблюдается большое количество законов и подзаконных актов, регулирующих инновационную деятельность. Легальное понятие инноваций дается в Федеральном законе от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», в котором инновация - это введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или внешних связях. [1] Согласно данной законодательной трактовке можно выделить 3 вида инноваций: новый продукт, новый процесс, новый метод (рис.1.1). Рис. 1.1. Виды инноваций на законодательном уровне В соответствии с международными рекомендациями в области статистического измерения инновационной деятельности выделяются следующие 4 типа инноваций: продуктовые, процессные, организационные, маркетинговые. Под продуктовыми инновациями понимается существенное изменение в свойствах производимой готовой продукции и услуг. Процессорные инновации предполагают существенные изменения как в средствах производства готовой продукции, услуг, так и в способах их доставки. Организационными инновациями является внедрение новых организационных методов. Маркетинговые инновации включают использование новых методов маркетинга. [18, C.43] Проанализировав многообразие классификаций инноваций, по мнению автора, наиболее точной является их разделение на шесть типов: технологические, включающие в себя процессорные и продуктовые инновации, маркетинговые, организационные, экологические, стратегические, управленческие Следующим понятием, определяющим институт инноваций, является инновационная деятельность. Данная категория является производной от понятия «инновация». Инновационная деятельность в общем виде это деятельность, связанная с созданием, а также с внедрением инноваций. Исследователь Рыжов И.В ассоциирует инновационную деятельность с деятельностью интеллектуальной [29, C.12] По мнению авторов М.В. Волынкиной, Ю.А. Варфоломеевой ведущей характеристикой инновационной деятельности является то, что эта деятельность так или иначе связана с созданием и (или) реализацией нового знания вне зависимости от сферы ее осуществления. [8, C.65] Й. Шумпетер представляет инновационную деятельность, как сложную категориальную структуру, выделяя такие категории как: [38, C.133] -историческая; -экономическая; -инструментальная; -философская; -юридическая; -коммерческая; -предпринимательская; - хозяйственная; -организационно-управленческая. Многие ученые определяю инновационную деятельность через инновационный процесс. Так М.В. Мясникович утверждает, что инновационная деятельность состоит из четырех основных процессов: исследование и разработка, освоение, серийное или массовое производство, потребление. [19, C.235] В законодательстве Российской Федерации также уделено внимание понятию инновационная деятельность. На законодательном уровне она интерпретируется как инновационная деятельность, в том числе научная, технологическая, организационная, финансовая и коммерческая деятельность, направленная на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности. Сведения об инновационной деятельности предприятий являются объектом анализа федерального статистического наблюдения. Руководство Осло описывает инновационную деятельность как деятельность включающую в себя все научные, технологические, организационные, финансовые и коммерческие шаги, которые фактически или по замыслу ведут к реализации инноваций. С инновационной деятельностью тесно связано такое понятие, как инновационный процесс, который представляет собой последовательность действий, направленных на создание любого типа инноваций. Временной период осуществления инновационного процесса называется инновационным циклом. В общем виде инновационный процесс может быть представлен линейной моделью, включающей в себя исследования фундаментального значения, прикладные исследования, опытноконструкторские работы, этапы промышленного производство новых изделий и реализацию новой продукции. На уровне законодательства Российской Федерации понятие «инновационный проект» представляет собой комплекс направленных на достижение экономического эффекта мероприятий по осуществлению инноваций, в том числе по коммерциализации научных и (или) научнотехнических результатов. Реализация любого инновационного процесса невозможна без создания определенной инновационной инфраструктуры. Определяю сущность данной категории можно выделить несколько подходов. Первый подход определяет инновационную инфраструктуру как систему предприятий, обслуживающих инновационный процесс. Такой точки зрения придерживается автор В.Л. Попова, подразумевающая под инновационной инфраструктурой - организации, способствующие осуществлению инновационной деятельности (инновационно-технологические центры, технологические инкубаторы, технопарки, учебно-деловые центры и др. специализированные организации). По мнению Ж. Ю. Улановой исследуемая категория является как системой взаимосвязанных организаций различной направленности и различных организационно-правовых форм, а также порядок их взаимодействия, которые обеспечивают реализацию этапов инновационного процесса, начиная с технологического освоения до законченной научной разработки. Второй подход основан на определении инновационной инфраструктуры как совокупности условий. Такой позиции придерживается Ю. И. Ефимычев, определяя инновационную инфраструктуру как: «Важнейший фактор, обеспечивающий адаптацию экономики к прогрессивным технологиям и основанный на комплексном и долговременном взаимодействии между инновационной сферой и рынком». [14, C.257] Третий подход исходит из того, что инновационная инфраструктура это совокупность институтов. М. Бухарова определяет инновационную инфраструктуру как совокупность институтов, обеспечивающих доступ к различным ресурсам, создающих благоприятные условия и оказывающих разнообразные услуги участникам инновационной деятельности, [7, C.111] позволяющих снизить совокупные затраты на получение результата инновационной деятельности и его коммерциализацию. На законодательном уровне инновационная инфраструктура трактуется, как совокупность организаций, способствующих реализации инновационных проектов, включая предоставление управленческих, материально технических, финансовых, информационных, кадровых, консультационных и организационных услуг. Еще одним фундаментальным понятием института инноваций является «инновационная среда» - это определенная целостная система, состоящая из социальных, экономических, организационных, правовых, а также политических сред, которая обеспечивает функционирование инвестиционной деятельности. На сегодняшний день существует многообразие подходов к определению сущности данной категории. По мнению Н.Д. Кондратьев инновационной средой является: «специфическая совокупность отношений производства и менеджмента, основанная на социальной организации, которая в целом разделяет культуру труда и инструментальные цели, направленные на генерирование нового знания, новых процессов и новых продуктов. Специфику инновационной среды определяет именно ее способность генерировать синергию, т.е. добавленная стоимость получается не из кумулятивного эффекта элементов, но из ихвзаимодействия». Инновационная среда предприятия подразделяется на ее внешнюю инновационную и внутреннюю среду (рис.1.2). [20, C.176] Рис. 1.2. Инновационная среда хозяйствующих субъектов Категория, характеризующая инновационную способность хозяйствующего субъекта, именуется инновационным потенциалом. Существует мнение, когда инновационный потенциал отождествляют с научно-техническим потенциалом и определяют его как «накопленное определенное количество информации о результатах научно-технических работ, изобретений, проектно-конструкторских разработок, образцов новой техники и продукции». В ряде исследований прослеживается позиция, определяющая инновационный потенциал, как совокупность различных видов потенциалов, таких как: производственно-технический, трудовой, финансовый, организационно-управленческий и интеллектуальный. Такой точки зрения придерживаются авторы своих исследований Е. П. Маскайкин и Т. В. Арцер. Также находит свое отражение в понимании сущности инновационного потенциала ресурсный подход, который его определяет, как совокупность многообразных ресурсов, обеспечивающих инновационную деятельность хозяйствующих субъектов. Сторонником ресурсного подхода к видению инновационного потенциала является Г. Менш, определяющий его содержание через неиспользованные, скрытые возможности накопленных ресурсов, которые могут быть приведены в действие для достижения целей экономических субъектов. [21, C.101] Имеет место быть в научных работах позиция, характеризующая инновационный потенциал с точки зрения способности и готовности хозяйствующего субъекта осуществлять инновационную деятельность. По мнению И. Гурковf инновационный потенциал определяется в способности и готовности организации осуществить эффективную инновационную деятельность. [9, C.28] Способность выражается наличием и сбалансированности структуры потенциала, а именно, ресурсов, необходимых для осуществления инновационной деятельности. Готовность, в свою очередь, определяется достаточностью уровня развития потенциала, а также имеющихся ресурсов для осуществления инновационной деятельности. В. Н. Гунин определяет инновационный потенциал организации, как это меру ее готовности выполнить задачи, обеспечивающие достижение поставленной инновационной цели, то есть мера готовности к реализации инновационного проекта или программы инновационных преобразований и внедрения инновации». 1.2 Исследование инновационной деятельности предприятия. Повышение экономической роли инноваций и инновационной деятельности, изменение темпов, направлений и механизмов развития инновационных процессов являются ключевыми факторами, определившие направление развития большинства стран мира. В современных условиях важнейшей задачей российской экономики является переход на инновационный путь развития. В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года» говорится о необходимости диверсификации экономики и создания условий для реализации творческого потенциала личности. Достижение поставленных задач в значительной степени предопределено инновационной деятельностью российских промышленных корпораций. Изменения экономических условий приводят к тому, что существующие стратегии управления строительными предприятиями становятся неэффективными. До тех пор, пока не будут сформированы стратегии управления, основанные на инновациях, российские строительных предприятий не смогут преодолеть свое технологическое отставание и стать конкурентоспособными на мировом рынке. И.Б. Гурков, Е.М. Авраамова, В.С. Тубалов связывают экономическое развитие стран Запада с осуществлением непрерывного поиска возможностей и адаптации изменений, благоприятных для дальнейшего роста, то есть с инновациями. Для решения проблемы перехода российских корпораций на путь инновационного развития необходимо исследовать теоретические аспекты инновационной экономики. [10, C.71] Исследование теории инновационного развития требует, прежде всего, изучения таких основных понятий, как инновации и их классификация, инновационный процесс и инновационная деятельность. Формирование теоретических основ изучения инноваций началось в начале XX века. Одним из основоположников исследования инноваций является австрийский экономист Йозеф Шумпетер. К инновациям он относил: 1) изготовление нового продукта; 2) внедрение нового метода производства; 3) освоение нового рынка сбыта; 4) получение нового источника сырья; 5) проведение реорганизации (отрасли) В качестве организационных инноваций Й. Шумпетер рассматривал укрупнение фирмы, позволяющее получать экономию от масштаба. Он разработал концепцию «предпринимательской фирмы» - особого экономического агента, действующего через конкуренцию со стороны новых товаров, новых технологий, новых источников сырья или новых типов организации. Целью предпринимательской фирмы является не максимизация прибыли через минимизацию издержек, а поиски стратегического преимущества на основе продуктовых, технологических или организационных инноваций. [37, C.254] Несмотря на широкое применение термина «инновация», основой всех трактовок являются новизна, социально-экономическая эффективность, результативность, производственная востребованность и применимость. В проекте стратегии Минэкономразвития «Инновационная Россия-2020» инновация определяется как «вывод на рынок нового товара или услуги, внедрение нового процесса производства, освоение новой бизнес-модели, создание новых рынков». В рекомендациях Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по сбору и анализу данных по инновациям дано следующее определение понятия: «Инновация - это внедрение нового или существенно улучшенного продукта или процесса, нового маркетингового или организационного метода организации производства». Необходимым условием инновации является то, что продукт, процесс или метод должны быть новыми или существенно улучшенными, когда компания разработала и внедрила инновацию быстрее других компаний. Для понимания способов управления инновациями необходимо изучить разнообразные сферы и способы их применения, рассмотреть классификацию инноваций. Классификация представляет собой познавательный и практический процесс с целью определения структуры и систематизации инноваций по различным признакам. Классификация позволяет не только ориентироваться в многообразии инноваций, но и определять и устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости между различными инновациями; осуществлять анализ, оценку и прогнозирование. Существует множество подходов к классификации инноваций по различным признакам. Классификационный признак представляет собой отличительное свойство данной группы инноваций, ее главную особенность. Инновации разных типов могут быть связаны с различными фазами социальноэкономического и научно-технического развития. Г. Менш сосредоточил свое внимание на рассмотрении исключительно технологических инноваций, при этом важнейшим критерием классификации является степень радикальности инновации. Г. Менш выделил: 1) базисные инновации (способствуют появлению новых отраслей и новых рынков); 2) улучшающие инновации (повышают эффективность использования базисных инноваций или расширяют для них рынок); 3) «псевдоинновации» (улучшают качество предмета или незначительно изменяют элементы технологического процесса). [21, C.71] Базисные или радикальные (прорывные) инновации ведут к значительному повышению функциональности по сравнению с существующими аналогами. Такие инновации обычно создаются в отделах НИОКР, при этом исследования, как правило, изначально не ориентированы на определенную рыночную потребность. Улучшающие инновации, или инкрементальные (пошаговые) инновации, - это постоянное совершенствование продукта или бизнес-процесса, что часто служит ответом на определенную потребность рынка. Эффективные пошаговые инновации являются следствием ориентации компании на потребителя. К. Фримен различает продукт-инновации (принципиально новая продукция) и процесс-инновации (улучшение уже имеющейся технологии производства). Инновации только с маркетинговой точки зрения - разработка новых продуктов и услуг или внедрение усовершенствований, при этом отличия могут быть классифицированы как эволюционные (например, создание смартфона на базе сотовых телефонов) и революционные (цифровая фотография). Применительно к деятельности строительных предприятий российские ученые И.Б. Гурков и В.С. Тубалов предлагают следующую классификацию инноваций (табл.1.1): 1) продуктовые; 2) процессные; 3) технические; 4) управленческие технологии; 5) организационные внутрифирменные; 6) организационные межфирменные. Таблица 1.1 Классификация инноваций И.Б. Гуркова, В.С. Тубалова Инновации Продуктовые Процессные технические управленческие административные Управленческие технологии организационные инновации внутрифирменные межфирменные Продуктовые инновации - изменение в товарах и услугах. Продуктовые инновации представляют собой усовершенствованные варианты существующих товаров (расширяют рынки существующих отраслей) или абсолютно новые товары (формируют новые рынки и отрасли). Технологические инновации направлены на улучшение технологии производства товаров. Однако то, что в одной отрасли может считаться технологической инновацией, в другой отрасли в то же время может рассматриваться как инновационный продукт. Для гибкого автоматизированного производства новый тип промышленного оборудования является инновационным продуктом. То же оборудование для его покупателя будет считаться инновационной технологией, если станет составным элементом нового процесса производства. Процессные инновации - изменение того, как это делается. Технические инновации включают продукты, процессы и технологии, применяемые для производства товаров или оказания услуг. Административные инновации относятся к изменениям в организационных структурах и административных процессах и, как правило, напрямую связаны с управлением предприятием. Организационные инновации часто служат необходимой предпосылкой технологических инноваций и в значительной степени определяют эффективность деятельности строительных предприятий. Согласно О. Уильямсону, современную корпорацию следует в основном понимать как продукт серии организационных инноваций, целью и результатом которых является минимизация трансакционных издержек (необходимые затраты на институциональное, организационное и информационное обеспечение любой деятельности). О. Уильямсон говорит о том, что если договориться о совместной разработке и передаче знаний сложно и дорого (т.е. рыночные трансакционные издержки велики), то тогда координация в рамках интегрированной структуры более привлекательна, чем рыночная. С другой стороны, одной из главных целей создания строительных предприятий выступает повышение эффективности производства. В ходе производственной интеграции создается возможность инновационной синергии, заключающейся в концентрации ресурсов на разработке и освоении ключевых, радикальных инноваций. Инновационная синергия повышает технологические компетенции всей строительных предприятий и способствует достижению низких издержек и лучшему качеству продукции в корпоративных бизнесах. [32, C.324] В российской практике сложилось так, что инновациям в управлении, осуществляемым строительными предприятиями, уделяется незначительное внимание, а развитие корпораций связывают исключительно с техническими и технологическими инновациями. Однако эффективность управления предприятием отражается на показателях эффективности нового оборудования и технологий. На современном этапе строительные предприятия начали оценивать взаимодействие со стейкхолдерами как инструмент, который может способствовать инновациям в создании продуктов и организации процессов, усиливать ориентацию стратегических решений на устойчивость как внутри, так и вовне строительных предприятий. Эффективное стратегическое взаимодействие со стейкхолдерами может: 1) обеспечить лучшее управление рисками и репутацией; 2) объединить ресурсы (финансы, инфраструктуру и технологии) для решения проблем и достижения целей строительных предприятий; 3) комплексно оценивать внешнюю среду строительных предприятий, включая развитие рынков и определение новых стратегических возможностей; 4) получать от стейкхолдеров информацию, что может привести к разработке инноваций; 5) вызывать доверие между предприятием и ее стейкхолдерами. Управление предприятием, или корпоративный менеджмент, охватывает внутренние процессы строительных предприятий - разработку и принятие стратегических и оперативных решений в маркетинге, финансах, производстве, управлении персоналом. Полный цикл управления предприятием можно разложить на конкретные этапы (рис.1.3). Классик менеджмента Ф. Тейлор подчеркивал, что хорошая организация работ, даже со старым оборудованием, всегда лучше плохой организации с новым оборудованием. Инновации в управлении долгое время являлись наименее привлекательными для изучения специалистами. Но в настоящее время инновации в управлении все больше воспринимаются руководителями корпораций как необходимый элемент стратегии развития и обеспечения долгосрочной конкурентоспособности. Рисунок 1.3 - Цикл управления предприятием Г. Хэмел определяет стратегические инновации как способность переосмыслить существующую бизнес-модель способами, которые создают новую ценность для потребителей, стейкхолдеров и конкурентное преимущество. Стратегическая инновация - это создание стратегий развития, новых категорий продуктов, услуг и бизнес-моделей, которые меняют деятельность и производят существенную, новую ценность для потребителей, клиентов и строительных предприятий. Стратегические инновации иногда называют инновацией бизнесмодели. Инновационная бизнес-модель предполагает экспериментирование с новыми стратегиями, с новыми концепциями бизнеса. Стратегические инновации - инновации в продуктах и услугах, бизнес-моделях, бизнес-процессах, изменяющие деятельность и позиционирование строительных предприятий по отношению к конкурентам, чтобы улучшить эффективность деятельности компании. [36, C.71] Анализ основных классификаций инноваций позволил раскрыть разнообразные области и способы их использования на макроуровне, однако существующие в настоящее время классификации инноваций не дают четкого представления об особенностях инноваций на микроуровне, в рамках отдельных корпораций. На наш взгляд, существующие классификации инноваций необходимо дополнить с учетом следующих классификационных признаков: по назначению, по масштабам применения, в зависимости от стратегической цели строительных предприятий, по степени риска, по отношению к предыдущему состоянию. В общем виде инновационный процесс состоит в получении результата внедрения изобретений, новой технологии, продукта, услуг, управленческих решений и других результатов интеллектуальной деятельности. Инновационная активность строительных предприятий определяется ее способностью создавать и реализовать инновации для обеспечения конкурентоспособности и удержания за собой доли рынков, а также способностью к постоянному расширению, совершенствованию производства, обновлению производимого продукта. С позиции стратегического подхода, по нашему мнению, инновационную активность предприятий следует трактовать как осуществление инновационной деятельности в сфере производства и управления для обеспечения конкурентных преимуществ и достижения целей инновационного развития в долгосрочном периоде. Таким образом, к признакам инновационной активной строительных предприятий можно отнести: 1) целеполагание на основе инноваций; 2) формирование и реализацию инновационной стратегии; 3) изменение системы управления предприятием в соответствии с выбранной инновационной стратегией; 4) положительную динамику инновационного развития строительных предприятий. Уровень инновационной активности корпораций определяется как отношение числа корпораций, осуществлявших инновационную деятельность, к общему числу обследованных за определенный период времени корпораций в стране, отрасли, регионе и т.д. В состав видов инновационной деятельности входят научные исследования и разработки; приобретение машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями; приобретение новых технологий; программного обеспечения; производственное проектирование; обучение и подготовка персонала; маркетинговые исследования и пр. Инновационная активность строительных предприятий определяется многими факторами. На наш взгляд, факторы инновационной активности строительных предприятий можно разделить на две группы: 1) факторы внешней среды строительных предприятий, такие как уровень конкурентного давления, институциональная среда и государственная политика. 2) факторы внутренней среды строительных предприятий, например, наличие у строительных предприятий финансовых, технологических, организационных ресурсов, а также размер строительных предприятий, отраслевая принадлежность и структура собственности. Один из наиболее часто исследуемых внешних факторов - уровень конкурентного давления. На многих рынках, чтобы остаться конкурентоспособным, необходимо постоянно заниматься инновациями. «Инновационная деятельность — это особый инструмент, позволяющий предпринимателю использовать перемены и превращать их в новые возможности... Он должен находиться в целенаправленном поиске источников инноваций, .применять на практике принципы успешной инновационной деятельности». Однако некоторые исследователи отмечают, что связь между конкуренцией и инновационной активностью неоднозначна. И. Друкер предполагал, что преимуществом при проведении инноваций обладают крупные строительных предприятий, находящиеся в условиях монополии, в отличие от небольших фирм, работающих в условиях интенсивной конкуренции. [13, C.43] В настоящее время преобладает представление о наличии обратной U- образной зависимости между конкуренцией и инновациями (рис. 1.4.). Это означает, что влияние усиления конкуренции на инновационную активность вначале положительное, но, начиная с некоторого уровня, оно ослабевает и становится отрицательным. Если конкурентное давление низкое, то у корпораций недостаточно стимулов для роста инновационной активности, а при высоком внешнем давлении они ограничены в ресурсах в силу жесткого ценового противостояния. Рисунок 1.4 - Зависимость между конкуренцией и инновациями Внутренним фактором, воздействующим на уровень инновационной активности, является размер строительных предприятий. Й. Шумпетер полагал, что крупные промышленные строительных предприятий идеально подходят для внедрения технологических инноваций. Одно из предположений Й. Шумпетера состоит в том, что прибыли, накапливаемые крупными строительными предприятиями, являются основным источником финансирования для поддержания дорогостоящих и рискованных инноваций, в распоряжении крупной строительных предприятий могут быть способы производства, недоступные или труднодоступные для небольших фирм. Крупные строительных предприятий более диверсифицированы, имеют лучший доступ к внешнему финансированию, могут тратить на НИОКР меньшую часть своего дохода по сравнению с небольшими фирмами, а также получать экономию от масштаба и разнообразия. [38, C.165] На современном этапе эффективным способом развития инновационной деятельности и укрепления организационных связей между предприятием и исследовательскими учреждениями является концепция «открытых инноваций». Один из исследователей данной концепции Г. Чесбро полагает, что в конкурентной среде неэффективно проводить все научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) внутри самой строительных предприятий, надеясь на сохранение интеллектуального преимущества за счет только собственных сил. Технический прогресс во многих отраслях требует непрерывной инновации. При этом инновации выходят за рамки отдельной строительных предприятий. Концепция открытой инновации означает партнерство, альянсы, структуры с низким уровнем бюрократизации, позволяющие сочетать ресурсы, имеющиеся внутри компании, с ресурсами, которые существуют вовне. Концепция открытых инноваций предполагает, что корпорация привлекает знания и технологии других организаций и адаптирует их, тем самым снижая собственные затраты на НИОКР. Данная модель была успешно реализована в США, Финляндии, Израиле и ряде других стран. По нашему мнению, применение концепции открытых инноваций отечественными строительными предприятиями на современном этапе ограничено рядом проблем, важнейшей из которых является низкий уровень прозрачности. Кроме того, модель открытых инноваций связана с рисками потери контроля и потери конкурентного разграничения. Инновационная активность строительных предприятий, по мнению автора, определяется способностью создавать и реализовать инновации для обеспечения конкурентоспособности в долгосрочном периоде. Хотя в долгосрочном периоде без инноваций корпорация не может развиваться или даже удерживать конкурентные позиции на рынке, в каждом конкретном случае выбор в пользу инноваций делается предприятием по критерию сравнительной эффективности использования средств для достижения текущих или стратегических целей. В России пока еще недостаточен опыт инновационной деятельности промышленных корпораций в условиях рыночных отношений. Поэтому на данном этапе важно, изучая теоретические исследования и используя опыт стран с развитой рыночной экономикой, разрабатывать собственные теоретические и методологические рекомендации для организации инновационной деятельности в отдельной строительных предприятий и стране в целом. 1.3 Организация инновационной деятельности предприятия в рыночных условиях хозяйствования Строительная организация, идущая по пути инновационного развития, в целях успешного решения производственных и управле....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: