- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Исследование формирования и перспектив развития колыонской популяции татар Ижморского района Кемеровской области
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K016342 |
Тема: | Исследование формирования и перспектив развития колыонской популяции татар Ижморского района Кемеровской области |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кемеровский государственный университет» Институт биологии, экологии и природных ресурсов Кафедра генетики Остроухова Ирина Олеговна Исследование формирования и перспектив развития колыонской популяции татар Ижморского района Кемеровской области Выпускная квалификационная работа (бакалаврская работа) по направлению подготовки 06.03.01 Биология направленность (профиль) подготовки «Генетика» Научный руководитель: д.б.н., профессор М. Б. Лавряшина Работа защищена с оценкой: ____________________________ протокол ГЭК № _____ от «____» ________ 2017 г. Секретарь ГЭК ______________ подпись Кемерово 2017 2 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 5 1.1 Антропологическая, этнографическая и лингвистическая характеристика татар 6 1.2. Формирование татарского населения в Западной Сибири 10 1.3. Генетическая демография как раздел популяционной генетики 15 ГЛАВА II. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 20 2.1. Территориальное расположение обследованной группы татар 20 2.2. Основные источники информации 22 2.3. Характеристика методов исследования 23 ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 26 3.1. Динамика показателей воспроизводства колыонской группы татар Ижморского района Кемеровской области 26 3.2. Генетико-демографические процессы по данным фонда фамилий колыонских татар 37 ВЫВОДЫ 45 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46 ПРИЛОЖЕНИЕ 50 3 ВВЕДЕНИЕ Село Колыон было основано в XVIII веке. Сначала оно входило в состав Томской губернии, затем с 1939 года по 1943 год было частью Новосибирской области. В 1943 году из Новосибирской области выделилась Кемеровская область, куда, соответственно, и отошло село Колыон. На сегодняшний день оно является административным центром Колыонского сельского поселения, расположено в Ижморском районе Кемеровской области. Население Колыонского сельского поселения относится, преимущественно, к татарам, предки которых проживали в Волго-Уральском регионе и появились в Западной Сибири в результате переселения, ориентировочно, в XVIII веке. Исследование формирования и перспектив развития колыонской популяции татар важно для понимания особенностей генетико-демографических процессов в группах переселенческого населения Сибирского региона. Исследование динамики половозрастной структуры населения, параметров численности, соотношения фертильных классов, анализ на основе фамилий позволяет прогнозировать дальнейшее развитие данной популяции. Актуальность исследования. Отмеченные выше обстоятельства рождают важную научную проблему. Колыонские татары, являясь потомками переселенцев из Волго-Уральского региона, обладают иными хозяйственными и культурными традициями, чем коренные народы Кузбасса (шорцы и телеуты). По этой причине колыонская популяция татар может существенно различаться в отношении практикуемых моделей адаптации к природной, социально-экономической и культурной среде через особенности воспроизводства, структуру заболеваемости, механизмы демографического перехода, смены идентичности, социальных и культурных трансформаций. Именно на осмысление этих процессов делается основной акцент в выпускной квалификационной работе. 4 Цель работы. Исследовать особенности формирования и перспективы развития популяции татар Колыонского сельского поселения Ижморского района Кемеровской области. Задачи выпускной квалификационной работы. 1. Освоить методы генетической демографии и применить их в практике для исследования воспроизводства популяций человека на примере колыонских татар. 2. Изучить половозрастную структуру и динамику параметров численности татар Колыонского сельского поселения Ижморского района Кемеровской области за три поколения в период с 1950-х по 2010-е годы. 3. Исследовать динамику соотношения фертильных классов и установить типы воспроизводства колыонских татар. 4. Выявитьдинамикугенетико-демографическихпроцессов, протекающих в колыонской популяции татар по данным о структуре браков и фонде фамилий. Новизна исследования. В работе впервые исследована динамика генетико-демографических процессов популяции, сформированной на основе татар-мигрантов из Волго-Уральского региона. Были получены результаты, которые характеризуют изменение типа воспроизводства, динамику параметров численности и соотношения полов. Личный вклад автора. На основе материалов архивов кафедры генетики КемГУ, автором была создана база данных в пространстве программы Statistica, в полном объеме выполнен математический анализ и интерпретация результатов исследования. Автор ВКР принял личное участие в экспедиции по сбору первичной информации для исследования генетико-демографических процессов в популяции колыонских татар. 5 ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ Татары – титульный этнос Республики Татарстан в составе Российской Федерации. Выделяют несколько, довольно сильно различающихся, этнотерриториальных групп татар. Наиболее крупной является волго-уральская группа, которая состоит из татар казанских, касимовских, мишарей и кряшенов. Согласно одной из классификационных схем – автор Д.М. Исхаков (Этнография татарского народа, 2004) – татары делятся на следующие основные этнотерриториальные группы: татары Волго-Уральского региона, сибирские татары, астраханские татары, которые, в свою очередь, подразделяются на подгруппы. Сибирские татары включают барабинскую, тобольскую, томскую. Астраханские татар объединяют юртовских, кундровских татар и карагашей, близких к ногайцам (Акимова, 1973). Однако, по мнению Д.М. Лукмановой (2009), эта схема, в отношении места сибирских татар, является достаточно дискуссионной. Как данный автор пишет в своей диссертационной работе: «В своих публикациях казанские ученые позиционируют сибирских татар не как самостоятельную этническую общность, а как составляющую группу европейских татар. Такое утверждение нисколько не оправдано реальным положением». Н.А. Томилов (1978) отмечает, что «нельзя полностью отождествлять сибирских татар с поволжскими и приуральскими, для этого нет единой для них совокупности этнических признаков». Уходя от дискуссии о сложной этнической иерархической структуре татарского населения, отметим, по всей видимости, бесспорное утверждение Д.М. Исхакова, который в своей работе «Этнография татарского народа» (2004) говорит о ключевом положении татар Волго-Уральского региона «в силу своей многочисленности, а также социально-экономической и культурной продвинутости», считая их ядром татарской нации. 6 В продолжение анализа разнообразия групп татар целесообразно привести еще несколько характеристик. В настоящее время выделяют также отдельную группу польско-литовских татар. Крымские татары по причине своего этно-исторического развития считаются отдельным народом (Корусенко, 2011). Исконное занятие татар – пашенное земледелие, астраханские татары занимаются скотоводством и бахчеводством. Татары – мусульмане-сунниты, за исключением незначительных групп кряшен, принявших православие еще в XVI – XVIII вв. 1.1. Антропологическая, этнографическая и лингвистическая характеристика татар В данном разделе рассматривается антропологическая, этнографическая и лингвистическая характеристика татар. Антропологическая характеристика. Антропология – совокупность научных дисциплин, которые занимаются изучением человека: его происхождением, развитием, обитанием в природной и культурной средах. Антропология занимается исследованием физических различий между людьми, исторически сложившимися в ходе их развития в различной естественно-географической среде (Центр культуры, науки, здоровья и спорта «УРГА», 2011). Физическая антропология – наука о происхождении и эволюции физического облика человека, а также о сложении и особенностях человеческих рас. Она изучает физическое строение человеческого организма, а также различные биологические, физиологические, биохимические и генетические факторы, влияющие на вариации его строения и развития (Белых, 2006). Если обобщить итоги более чем 100 лет изучения антропологического облика татар, то стоит отметить их расовую неоднородность внутри 7 основных этнических групп, а также между ними, что, по всей видимости, сказывается на специфичности их расогенеза и этногенеза. Так, в группе поволжско-приуральских татар прослеживается выделение 4 основных антропологических типов (Антропологический облик татар, 2004 - 2009): -понтийский тип может характеризоваться такими особенностями, как мезокефалия, темная или смешанная пигментация волос и глаз, высокое переносье, выпуклая спинка носа, с опущенным кончиком и основанием, значительный рост бороды. Рост средний, с тенденцией к повышению; -светлый европеоидный тип охарактеризован суббрахикефалией, светлой пигментацией волос и глаз, средним, либо высоким переносьем с прямой спинкой носа, среднеразвитой бородой, средним ростом. Целый ряд морфологических особенностей, таких как строение носа, размеры лица, пигментация и ряд других - сближает этот тип с понтийским; -сублапоноидный тип (волго-камский) охарактеризован такими показателями, как мезо-суббрахикефалией, смешанной пигментацией волос и глаз, широким и низким переносьем, слабым ростом бороды и невысоким, среднешироким лицом с тенденцией к уплощенности. Довольно часто встречается складка века при слабом развитии эпикантуса; -монголоидный тип (южно-сибирский) включает в себя брахикефалию, темные оттенки волос и глаз, широкое и уплощенное лицо и низкое переносье, часто встречающийся эпикантус и слабое развитие бороды. Рост, в европеоидном масштабе, средний. Любой из этих типов ни в одной из групп не выражен в чистом виде, но реальность их существования в составе татар подтверждается накоплением признаков соответствующих типов в отдельно взятых территориальных группах. Лишь европеоидный тип с относительно светлой пигментацией волос и глаз не имеет четкого разграничения в географической локализации в составе татар и может встречаться лишь в виде смешанных черт. По данным Т.А. Трофимовой (1949), среди группы исследованных татар преимущественно преобладает темный европеоидный (понтийский) 8 тип – 33,5%, затем – светлый европеоидный – 27,5%, сублапоноидный – 24.5% и, наконец, монголоидный – 14,5% (Антропологический облик татар, 2004 - 2009). При сопоставлении данных по соматологии поволжских татар с татарами соседних народов можно выявить общие типологические черты, которые отличаются по силе выраженности отдельных типов. Так, светлым европеоидным типом татары связываются с мордвой-эрзей, марийцами, удмуртами, чувашами и русскими. Сублапоноидный тип содержит татар с удмуртами, мари и некоторыми группами русских. Темный европеоидный тип понтийского облика может быть замечен у отдельных групп мордвы-мокши и, в некоторой степени, у южных чувашей. Монголоидный компонент южносибирского типа наиболее заметен у татар Арского района Татарстана, но наблюдается только у тюркских народов данного региона – таких, как чуваши и башкиры. С помощью материалов по дерматоглифике, одонтологии, серологии и генетике народов Среднего Поволжья и Приуралья также можно выявить общие черты в расогенезе населения данного региона. Таким образом, формирование антропологического облика поволжско-приуральских татар и соседних народов шло в тесной этногенетической связи, имевшей разную направленность и интенсивность в зависимости от конкретно взятой исторической ситуации в данном регионе (Акимова, 1973; Ефимова, 1991). Этнографическая характеристика татар. Этнография – это наука, которая изучает народы-этносы и другие этнические образования, занимается вопросами о происхождении, составе, расселении, культурно-бытовых особенностях жизни, а также изучает их материальную и духовную культуру (Национальная энциклопедическая служба, 2017). По диалектным различиям языка, особенностям бытовой жизни, истории формирования поволжские татары делятся на две группы: казанские татары и мишари. Название «поволжские татары» употребляется исключительно в литературе. Казанские татары очень часто называют себя 9 казанлык, а мишари – мигаэр. Русские, называя все группы татарами, различают их по месту обитания: выделяют такие типы татар, как казанские, касимовские, сергачские, тамбовские, пензенские и т. д. Среди поволжских татар есть небольшая этнографическая группа кряшен – татар, принявших православие. Они отчасти переняли русскую культуру, сохранив, при этом, свой язык и многие особенности быта (Западносибирские татары. Общие сведения, 2017). Лингвистическая характеристика татар. Лингвистика – это наука, которая изучает языки; наука о естественном человеческом языке вообще и обо всех языках мира как его индивидуализированных представителях (Национальная энциклопедическая служба, 2017). Историческое языкознание или историческая лингвистика – особая отрасль языкознания, ставящая перед собой задачу изучения и описания исторического развития человеческих языков. Ни один человеческий язык не может существовать отдельно, сам по себе. Он всегда является составной частью и важнейшим инструментом культуры определенной этнической общности людей (Белых, 2006). Татарский язык – это язык кыпчакской подгруппы тюркской группы алтайской языковой семьи. До 1927 татары использовали арабскую графику, замененную в 1927 латинским алфавитом, а в 1939 – русской кириллицей с добавлением специальных знаков. Стоит отметить, что татарский язык образовался в результате слияния нескольких древних племенных языков. Следы этого слияния от начала и до нашего времени прослеживаются в различных диалектах и говорах. Современный язык татар Поволжья делится на западный – мишарский и средний – казанский диалекты, которые значительно отличаются один от другого по фонетике, морфологии и лексике. Татарский литературный язык построен на основе казанского диалекта, хотя в наше время он включил много мишарских элементов. Так, в ряде слов казанское сменилось мишарским йе (щигит – йегет). (Западносибирские татары. Общие сведения, 2017). 10 Норма произношения современного литературного языка закреплена за говором казанских татар. В татарском языке существуют некоторые характерные отличительные черты, связанные с фонетикой. Таковыми являются: наличие 10 гласных фонем, одна из которых имеет дифтонгоидный характер; наличие гласных неполного образования; наличие лабиализованного [а°] (характерен, как правило, тогда, когда [a] является первой в слове: алма – [?alm?] - яблоко: второе а нелабиализованно (неогублено); гласные о, ?, е в первом слоге вместо общетюркских у, ?, и, гласные у, ?, и вместо общетюркских о, ?, е (это свойственно и башкирскому языку); отсутствие губно-зубной фонемы в; неаффрикативный характер ч и ? (Западносибирские татары. Общие сведения, 2017). В советское время татарский литературный язык получил значительный расцвет, в нем появились новые слова, особенно, в области политики и науки, что является прямым следствием того, что в то время был огромный культурный подъем, который пережил татарский народ в условиях советского социалистического государственного строя (Западносибирские татары. Общие сведения, 2017). В современном татарском языке есть 9 гласных букв для записи 13 гласных фонем, из которых 9 (либо 10) – исконно (Белых, 2006). 1.2. Формирование татарского населения в Западной Сибири В Западной Сибири расположены места компактного расселения сибирских татар и татар-переселенцев из европейской части России, в основном Волго-Уральского региона. Что касается сибирских татар, то к концу XVIII века, в основном, сложились территории нижеперечисленных этнических образований коренного тюркоязычного населения: тоболо- иртышские татары (тюменско-туринские, тобольские, ясколбинские, курдакско-саргатские, тарские татары); барабинские татары; томско-обская 11 тюркоязычная группа (эуштинские татары, чаты, обские татары, калмаки) (Корусенко, 2011). Наиболее близкими историческими предками различных территориальных групп современных сибирских татар принято считать кыпчакские тюрко-язычные племена, которые обитали в XII-XIII вв. на территориях от Западно-Сибирской низменности до низовьев Волги. В XIII в. кыпчакские племена были завоеваны монголами и включены в состав империи Чингисхана. Позднее упомянутая территория была заселена, в основном, тюркоязычными кочевыми племенами, а также предками сибирских татар, входила в состав Золотоордынского государства и была названа Сибирским ханством. Границы Сибирского ханства простирались на запад до Уральских гор, на севере протянулись до реки Тавдой, на юге – до ишимских степей, а на востоке доходили до Барабинской степи (Валеев, 1996). Сибирское ханство было феодальным. Его население было разделено на две части: большая часть представляла собой татар трудового происхождения, выполняющие различные повинности своим феодалам; меньшей частью считался господствующий слой, который состоял из хана, его сыновей-султанов, вельмож при хане – уланов, татарских князей-беков и их детей – мурз. К правящему слою принадлежали и многие бухарцы, которые вели торговые сношения со среднеазиатскими государствами, знали все их порядки и законы (Валеев, 1996). В связи с падением ханства Кучума (1582 год) при столкновении с русскими отрядами, которыми возглавлял Ермак, отдельные тюрко-язычные кочевые племена продвигаются на восток. Часть этих племен оказывается на территории современного Томска, остальные осваивают Чулымский бассейн, где образуют с другими тюркоязычными племенами группу чулымских татар. На запад от территории современного Тобольска в районе по р. Носке, Лайме, Ачирке и мелким притокам осели заболотные татары, считавшие себя 12 потомками Кучума, которые пришли в эти места после падения Сибирского ханства (Валеев, 1996) С присоединением Западной Сибири к Русскому государству, у сибирских татар наступает новый период в истории, который изменил во многих отношениях их жизнь. Русская экономика и культура быстро были восприняты татарами: изменились хозяйственные занятия, тип татарского жилища, улучшилась одежда, стала богаче и интереснее пища, были заимствованы многие орудия труда (Валеев, 1996). С приходом русских в Западной Сибири стали возникать города и острожки: Тобольск (1587 год), который впоследствии стал административным центром Сибири, Тюмень (1586 год), Тара (1594 год) и многие другие. Своей политикой Московское государство установило социально-экономическое неравенство среди татар: поддерживало татарскую феодальную знать, давая ей различные льготы. Возникло особое сословие служилых татар, поступавшие на административную и военную службу в русских городах. В XVIII веке среди татар принималось христианство. Для этого в городах строились церкви, приехавшее духовенство заняло лучшие места, получило большие земельные наделы (Валеев, 1996). В первой четверти XIX веке, согласно «Уставу об инородцах», выработанному Сперанским (1822 год), сибирские татары были отнесены к оседлым инородцам. С этого времени еще укрупнились налоговые недоимки. Многие татары вынуждены были бросить сельское хозяйство и идти на работу в города, на предприятия русских и татарских мелких хозяев. В конце XIX в. появились рабочие татары, и усилился рост национальной буржуазии, преимущественно, мелкой (Валеев, 2005). К моменту Великой Октябрьской социалистической революции сибирские татары были в меньшинстве среди населения и жили, в основном, в сельских местностях, часто смешанно с русскими. Тесное общение с русским народом оказало прогрессивное влияние на культуру и быт татар. 13 Однако дружбе татар с русскими вплоть до Октябрьской революции мешала колониальная политика царизма, которая разжигала национальную рознь, угнетала трудящихся татар и оказывала сопротивление их культурному развитию (Валеев, 1996). В течение XIX века у каждой группы наблюдались случаи появления и исчезновения отдельных поселений, укрупнения населенных пунктов. Наиболее существенные сдвиги в расселении всех групп татар Западной Сибири связаны, прежде всего, с земледельческим освоением этих территорий русскими. Если охватить период времени с XVIII до начала XX века, то можно прийти к следующим выводам. Во-первых, в начальный период основная часть тюркоязычного населения была расселена на юге Западной Сибири и состояла из местных групп населения. Окончательное суммирование поволжско-приуральских татар и бухарцев можно отнести к началу XX века (Корусенко, 2011). Частично, сибирские татары покинули среду средневековых кыпчаков, которые принимали участие в обособлении многих тюркских народов. В процессе своего долгосрочного и довольно сложного этнического развития сибирские татары осуществляли контакт с группами угорского происхождения, самодийцами, кетами, народами Саяно-Алтая, Средней Азии и Казахстана. Наиболее близкими к сибирским татарам можно считать такие этногруппы, как казахи и башкиры, тюрки Саяно-Алтая. Связано это, прежде всего, с тем, что в обозримом прошлом можно было наблюдать тесные этногенетические контакты с представителями данных народов (Бакиева, 2013). Сравнительно достоверные данные об этногенезе, как принято считать в науке, можно получить с так называемой эпохи неолита (6 – 4 тыс. лет до н.э), когда начинали складываться племена. Эту эпоху можно охарактеризовать как время обитания на территории Западной Сибири плем?н угорско-уральского происхождения, осуществляющими контакт с племенами Прикаспийской Средней Азии. В середине 2 тысячелетия до н. э. 14 в Сибирь селятся ираноязычные племена. В период рубежа и начала новой эры происходит формирование древнетюркского этноса в Сибири. Тюркские племена хунну жили в Западной Сибири уже во II – III вв. н. э. В VI – IX вв. западносибирскую лесостепь населяют значительные массы тюрков, которые мигрировали из районов Алтая и Центрального Казахстана. В XIII веке в Прииртышье можно было наблюдать заселение кыпчаков, вытесненных из южных степей войсками Чингисхана. В этот период начинается активная миграция угорского населения на север, часть которого оста?тся и сливается с тюркским населением. Вс? это время не прекращаются контакты местного сибирско-тюркского населения с этносами Средней Азии. Это происходит потому, что границы владений среднеазиатских государственных объединений доходили вплоть до территории Прииртышья. Так, к XV – XVI вв. складывается этническое ядро сибирских татар. В XIII веке территория проживания сибирских татар была включена в состав всем известной Золотой Орды. В XIV веке создается Тюменское ханство со столицей Чимги-Тура (современная Тюмень), в конце XV – XVI вв. – Сибирское ханство со столицей в Искере (близ современного Тобольска) (Корусенко, 2011). Как уже указывалось выше, в Сибири проживают и волго-уральские татары. Необходимо, прежде всего, подчеркнуть неравномерный прирост численности отдельных групп татар в XVIII – начале XX вв. в Сибири. В этот период численность волго-уральских татар возросла, приблизительно, в 11,2 раз. Они включили в свой состав, в результате консолидации и ассимиляциии, значительную часть иноэтнического населения. Активная миграция татар из среднего Поволжья в Приуралье началась после уничтожения Казанского ханства (стоит отметить, что в некоторых районах Приуралья татары и их предки жили и раньше) (Корусенко, 2011). В 1950 – 1980 годы главным районом проживания татар в России оставался Волго-Уральский регион (3414,0 тыс. в 1959 г. и 4010,7 тыс. в 1989 г., то есть соответственно, 83,8% и 81,2% татарского населения данной республики). В Поволжско-Уральском регионе основная часть татар 15 сосредоточена в Республике Татарстан и в Республике Башкортостан. Причем, в Башкортостане в 1970-х гг. численность татар не только не росла, но даже уменьшалась. Теперь известно, что это было связано с записыванием части татар во время переписи 1979 г. башкирами. Именно возвращение этой части населения в свою истинную национальность привело к существенному приросту численности татар в Башкортостане – с 940,5 тыс. в 1979 году до 1120,7 тыс. в 1989 году. Тем не менее, за 1959 – 1989 гг. часть татар, живших в этом регионе, снизилась на 2,7%. Значительную роль при этом сыграло переселение татар в Западную Сибирь – главным образом, в регионы, связанные с добычей нефти (Корусенко, 2011). В настоящее время татары живут в большинстве регионов России. Если судить по масштабу всего СНГ, то они являются одним из самых дисперсно расселенных народов. Существует также и зарубежная татарская диаспора, численностью до 100 тыс. человек. Сравнительно крупные группы зарубежных татар живут в Румынии (буджакские татары – от 23 до 35 тыс. человек), Турции (около 20 тыс. человек без крымских татар, численность которых может достигать 1 млн.), Польше (5,5 тыс.), Болгарии (5 тыс.), Китае (4,2 тыс.), США (около 1 тыс.), Финляндии (950 человек), Австралии (до 0,5 тыс.), Дания (150 человек), Швеции (80 человек), Японии (30 семей). Многочисленные группы живут и в ряде других стран (в Германии, Франции, Австрии, Норвегии, Канаде, Саудовской Аравни, Египте, Афганистане и др.) (Бакиева, 2013). 1.3. Генетическая демография как раздел популяционной генетики Один из важнейших разделов генетики человека – популяционная генетика человека. Основателем и идейным вдохновителем данного направления в СССР и Российской Федерации был советский и российский антрополог и генетик, доктор биологических наук Юрий Григорьевич Рычков, который также был инициатором создания и первым руководителем 16 лаборатории генетики человека в Институте общей генетики им. Н.И. Вавилова РАН. По Ю.Г. Рычкову (2000), объектом популяционной генетики человека являются популяции человека, которые, в отличие от популяций других видов, являются объектами действия и продуктами не только естественно-исторического, но также и общественно-исторического процесса. Воспроизводство генов человека, является, с одной стороны, исключительно биологическим процессом, а с другой – данное явление можно считать социально обусловленным и неотделимым от демографического развития и воспроизводства народонаселения. Передача генетической информации в поколениях, ее распределение в территориях расселения населения, изменение в ходе миграций, переселений, взаимодействий населения с окружающей средой – все эти виды движения генетического материала у человека связаны с демографическими процессами. Исходя из всего вышеперечисленного, можно сделать вывод о том, что популяционную генетику человека стоит рассматривать как демографическую генетику, то есть область взаимодействия генетики и демографии, исследующую генетические последствия демографических процессов (Валентей, 1985). Популяционная генетика, или генетика популяций – раздел генетики, изучающий распределение частот аллелей и их изменение под влиянием движущих сил эволюции: мутагенеза, естественного отбора, дрейфа генов и потока генов. Также принимаются во внимание пространственная структура популяции и субпопуляционные структуры. Популяционная генетика пытается объяснить процессы адаптации и видообразования и является одной из основных составляющих синтетической теории эволюции (Ульянова, 2004). Объект популяционной генетики человека – популяции человека. При этом под популяцией понимают совокупность особей одного вида, длительно населяющих определенный ареал, свободно скрещивающихся между собой и относительно изолированных от других групп особей вида. В общем виде 17 популяции бывают панмиксные и непанмиксные, большие и малые (Hedrick, 2004). Генетическая демография – это раздел генетики человека, изучающий генетико-демографические процессы в популяциях. Демографические показатели, важные для воспроизводства популяции – это численность, рождаемость, смертность, возрастная и половая структура. Также на генетическую структуру популяций существенное влияние оказывает система браков и факторы, изменяющими частоты генов (мутации, отбор, миграции, изоляция, дрейф генов) (Ayala, 1988). Факторы, нарушающие равновесие генов: • Мутация – это стойкое преобразование генотипа, происходящее под воздействием факторов внешней или внутренней среды. У человека около 10% гамет содержат мутантные гены. На распространение мутаций в популяции оказывает влияние характер мутации и действие ее на жизнеспособность особи. Доминантная мутация проявляется в фенотипе даже у гетерозигот и сразу же подвергается действию отбора: она или элиминируется из популяции, или накапливается. Рецессивные мутации способны длительно находиться в популяции в скрытом виде. Вероятность встречи двух гетерозигот мала, мало шансов и для проявления мутации в фенотипе. Мутации можно разделить на два больших класса. К первому классу относятся те из них, которые связаны с заменой оснований. Мутации второго класса обусловлены сдвигом рамки считывания. Последние включают в себя вставки или делеции одной или нескольких нуклеотидных пар. Замены оснований составляют не более 20% спонтанных мутаций, большинство остальных мутаций происходит в результате делеции и вставок различной протяженности(Ayala, 1988). • Естественный отбор – это основная движущая сила эволюции, в результате действия которой увеличивается число особей, обладающей максимальной приспособленностью, тогда как число особей с низкой приспособленностью снижается. Он действует в популяциях человека 18 (особенно в эмбриогенезе). Около 50% зачатий не заканчивается рождением ребенка; мертворождение – около 2%; детская смертность – 2-3%. Часть людей не вступает в брак, а часть браков бесплодна. Формы отбора: отбор против гетерозигот в пользу гомозигот и отбор против гомозигот в пользу гетерозигот. В человеческих популяциях действует и искусственный отбор (альбиносы среди племени карибе-куне в Южной Панаме) (Ayala, 1988). • Дрейф генов – это ненаправленное изменение частот аллельных вариантов генов в популяции, обусловленное случайными статистическими причинами; изменение генофонда популяции от поколения к поколению. Он ведет к уменьшению разнообразия внутри популяции. Одновременно с этим дрейф увеличивает различия между локальными популяциями. Если в одной популяции зафиксирован аллель «А», а в другой «а», то миграция особей между этими популяциями приводит к тому, что внутри обеих популяций вновь возникает аллельное разнообразие. Конечным результатом дрейфа генов является полное устранение одного аллеля из популяции и закрепление в ней другого аллеля. Чем чаще тот или иной аллель встречается в популяции, тем выше вероятность его фиксации вследствие дрейфа генов. Расчеты показывают, что вероятность фиксации нейтрального аллеля равна его частоте в популяции (Ayala, 1988). • Миграции генов из других популяций с существенно иным генофондом – при этом также возникают новые, ранее несвойственные популяции генотипы. Другое последствие частых миграций генов - стирание генетических различий между популяциями, потеря ими генетического своеобразия, возникшего в ходе самостоятельного развития и специфичного приспособления к местным условиям среды. Миграция генов осуществляется через миграцию их носителей. Роль миграции в истории развития народонаселения едва ли поддается оценке и трактовке, но некоторые ее генетические последствия очевидны, потому что значительная часть современного мирового населения представлена генетически смешанными популяциями. В несколько ином плане эта же проблема возникает в связи с 19 процессом урбанизации, который вызывает отток населения из различных местных популяций и его приток в центры урбанизации (Валентей, 1985). Главным источником информации о генетических процессах в населении является генетический полиморфизм – это одновременное присутствие в популяции двух и более форм одного и того же наследственного признака или свойства. Он исследуется с помощью генетических маркеров – наследственных признаков, которые свидетельствуют о наличии в генотипе человека тех или иных генов, обусловливающих эти признаки. Соответственно, применяются различные экспериментальные методы изучения генетических маркеров как источников информации о генотипах людей и генофондах популяций (Валентей, 1985). Важную информацию о силе замкнутости и своеобразии генофонда в эндогамных популяциях, об уровне наследства, полиморфизма и т. п. позволяет получить генеалогия популяции и архивные, текущие записи актов гражданского состояния. Источником информации в генетике человека могут быть такие сведения о населении, как его численность, брачность, семейная структура, рождаемость, смертность, расселение и пространство, структура, миграции. Гены, чьими носителями являются современные поколения, дошли до них из глубокого прошлого, и поэтому генетика человека использует также данные археологии, этнографии и истории (Валентей, 1985). 20 ГЛАВА II. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Материал для исследования был собран в ходе летней практики по получению профессиональных умений и навыков профессиональной деятельности, проходившей в Ижморском и Яшкинском районах Кемеровской области летом 2016 года. 2.1. Территориальное расположение обследованной группы татар Для исследования была выбрана популяция татар Колыонского сельского поселения Ижморского района Кемеровской области (Рис. 2.1.1). Рис. 2.1.1. Административная карта Ижморского района Кемеровской области (МУК МЦРБ Ижморского района, 2017). Село Колыон основано в XVIII веке. Первыми жителями села были поляки. Село Колыон входило в Мариинский уезд Томской губернии, а с 1939 года по 1943 год входило в состав Новосибирской области. В 1943 году 21 из Новосибирской области выделилась Кемеровская область, куда, вместе с тем, и отошло и село Колыон. Колыонский сельский совет был образован в 1923 году. В 1954 году туда влились Ольговский сельский совет с населенными пунктами Ольговка, Старопокровка, высел Круковский, высел Андреевский; Новоорловский сельский совет с населенными пунктами Новоорловка, поселок Ленинский, Бауловка, Александровка. До 1967 года на территории Колыонского сельского совета были нижеперечисленные населенные пункты: Колыон, Старопокровка, Ольговка, Новопокровка, Бауловка, Александровка, высел Круковский, Андреевский, деревня Новоорловка, поселок Ленинский, Заречный, Белозеровский. В 1967 году в Колыонский сельский Совет влились из Бекетского сельского Совета населенные пункты: село Теплая Речка, Нижегородка, Бекетская база, Откормсовхоз. В 1970 году населенные пункты высел Круковский, Андр....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Исследование формирования и перспектив развития колыонской популяции татар ижморского района кемеровской области
- Исследование и оценка состояния лесного фонда Кемеровской области на примере Кемеровского лесничества
- Исследование и оценка состояния лесного фонда Кемеровской области на примере Кемеровского лесничества