VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Использование социокультурных технологий при организации досуга детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W006586
Тема: Использование социокультурных технологий при организации досуга детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья
Содержание
ФГБОУ ВО «Восточно-Сибирский государственный институт культуры»

 Факультет Социально-культурной деятельности, наследия и туризма

Кафедра социально-культурной деятельности





Технологии организации досуга детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья (на примере

Ширяевского муниципального образования)





Дипломная  работа









Допущена к защите:

«__» _________     2017 г.

Защищена с оценкой:

«____________________»











г. Улан –Удэ

                                              2017г.

Выполнила: студентка группы СКД 09-16 заочного ускоренного отделения Смирнова Ю.С.

Научный руководитель:

Доктор социологических наук, профессор кафедры СКД 

Татарова С.П.











СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ПРОБЛЕМА

Досуговая деятельность как средство развития детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья……………………………...…...9

Использование социокультурных технологий при организации досуга детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья…..….…17

Проблемы организации досуговой деятельности для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья…………………………………28

ГЛАВА 2  ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ 

ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

2.1 Анализ организации досуговой деятельности детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в сельской местности …..……...34

2.2 Пути, приёмы, методы и формы организации досуговой деятельности 

детей с ограниченными возможностями здоровья в культурно – досуговых учреждениях Ширяевского МО………………………………38

ГЛАВА 3 ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА ДЕТЕЙ И ПОДРСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

3.1 Особенности организация досуга детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья (по результатам социологического исследования) …………………………………………………………………….41

3.2 Проект «Солнышко в ладошке» …………………………………………54

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...64

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ГЛОССАРИЙ…………………………………………………………………..73

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………..75


ВВЕДЕНИЕ



Актуальность темы. Организация досуговой среды является частью социокультурной деятельности в целом. А организация досуговой среды для детей с ограниченными возможностями здоровья является базой социализации личности, его адаптации к активной творческой деятельности и в целом саморазвития, самовыражения и самореализации. 

В условиях кризиса всех сторон жизнедеятельности обостряются противоречия в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями. Это актуализирует необходимость научного осмысления, а также теоретического обоснования и практического развития условий и механизмов активизации социокультурных процессов в социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями. 

Процессы социализации и адаптации в современном обществе объективно обусловлены тем обстоятельством, что российский социум переживает воздействие двух масштабных, но разнонаправленных тенденций. С одной стороны, продекларировано намерение развиваться в направлении демократизации, повышения значимости прав человека, становления гражданского общества. С другой стороны, объективные условия социального развития, примитивизация экономического базиса, хаотичность кризисных изменений, которые делают невозможной для индивидов задачу рационального приспособления к ним, приводят к тому, что адаптация для многих людей приобретает вынужденный характер, ее содержание минимально, она имеет целью выживание, а не развитие. 

В нашей стране вплоть до недавнего времени проблемы инвалидов оставались где-то на периферии общественного сознания. Проблемы людей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и детей, оставались «за границами» жизни здорового человека. Социализация, обучение и развитие детей-инвалидов происходили в специальных интернатах, практически изолированно от общества. А участие в досуговой деятельности было невозможно. 

Сегодня ситуацию можно оценить, как положительно меняющуюся. Но в основном это касается части мегаполисов. В малых городах и населенных пунктах до сих пор существует проблема организации детей и подростков с ОВЗ. Несмотря на значительные изменения отношения к детям ОВЗ, существующая государственная система реабилитации детей с ограниченными возможностями недостаточно эффективно решает их социальные проблемы и требует разработки нового подхода. Для повышения эффективности решения социальных проблем детей-инвалидов. Включение детей и подростков с ОВЗ имеющих проблемы с физическим здоровьем, в социокультурную среду с целью их духовно-творческого развития, для ощущения себя полноправными членами общества - задача не только родителей и медицинских работников, социальных педагогов и психологов, но и работников творческих центров и культурно - досуговых учреждений. 

Степень разработанности проблемы. Психологическое и физиологическое развитие детей с проблемами здоровья изучало большое количество ученых, среди которых нужно выделить труды Б.Г. Ананьева, JI.C. Выготского, JI.B. Занкова, И.С. Кона, А.В. Мудрика, Б.М. Неменского, С. Р. Рубинштейна др.

Вопросы коррекции и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривались в работах таких видных ученых /деятелей/ как А.С.Макаренко, М.Б. Грибанова, Свердлова А.З., Моздоковой Ю.С., В.А. Сластенин и другими. Концепцию реабилитации и адаптации в обществе детей-инвалидов рассматривали: Губарева Т., Столяров В., Холостова Е.И., Малер А.Р., В.С. Кукушина и др.

Влияние социализирующих техник на гуманистическую теорию личности исследовали Д.Д. Лебедева, К. Роджерс, Ю.А. Стрельцов, В.М. Чижиков, И. Ялом.

Культурную деятельность как важнейшее средство инкультурации и человеко-творческого потенциала рассматривали социологи, культурологи, педагоги М. А. Ариарский, Т. А. Зрелова, А. З. Свердлов, Д. В. Шамсутдинова и др.

В научный анализ теории и практическое использование различных социокультурных технологий при адаптации детей ОВЗ (сказкотерапия, анимациотерапия, игротерапия, арт терапия и т.п.) изучали А. И. Вишняк, О.А. Ворожцова, В.Н. Гуров, Р.Г. Гурова, А. А. Демченко А. Д. Жарков, Г. Д. Зинкевич - Евстигнеева, В.А. Ковшаров, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников В. И. Лозовая, Б. Г.  Мосалев, Л.Д. Назарова, В И. Тарасенко, А.С. Черняева и др. 

Организация свободного времени детей с ОВЗ может осуществляться в клубных объединениях, кружках, студиях и т.д., как содержательное заполнение свободного времени. Такую направленность деятельности культурно – досуговых учреждений, анализировали в своих работах И.В. Дарманской, Т.А. Зреловой, А.П. Коноваловой, Н.Г. Минько, А.Б. Фоминой.

Предмет исследования: Организация досуговой деятельности детей с ограниченными возможностями кaк основа иx социализации и творческого развития.

Объект исследования. Социокультурные технологии в организации досуговой деятельности детей с ОВЗ

Цель исследования: определить и обосновать организацию досуга детей, через комплекс социокультурных технологий, позволяющий детям с ограниченными возможностями активно адаптироваться в социуме и опытно -экспериментальным путём проверить его эффективность.

Достижение цели возможно при решении следующих задач:

Охарактеризовать особенности социализации детей с ограниченными возможностями;

Определить воздействие социокультурных технологий при организации досуговой деятельности детей с ограниченными возможностями;

Выявить основные проблемы организации досуговой деятельности детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья;

Рассмотреть использование социокультурных технологий детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья на примере конкретного культурно – досугового учреждения;

Разработать программу организации досуговой деятельности детей и подростков с ограниченными возможностями и проверить её эффективность в опытно-экспериментальной работе.

Гипотеза исследования. Использование социокультурных технологий организации досуговой деятельности детей с ограниченными возможностями будет практичнее при:

Определении наиболее эффективных форм и методов организации досуговой деятельности;

Систематизации досуговой деятельности;

Создании проекта организации досуговой деятельности детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья;

Организации системы взаимодействия культурно – досуговых, социальных и медицинских учреждений.

Методологической основой исследования являются положения гуманистической психологии, личностно-ориентированный и деятельностный подходы в педагогике; теория социокультурного воздействия Д. Александера, А. Б. Гофмана, Н.И. Лапина, Ю.В. Попкова.

Теоретической основой работы стали исследования Т. В. Гудиной, М. Н. Гусловой, Т. А. Зреловой, М. Ю. Лапшиной, Е. П. Моргун, Б. Ю. Усовойи др.

Методы исследования: Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы и источников по теории социокультурного развития. Практические: наблюдение, беседы, эксперимент, обобщение опыта по данной тематике.

Научная новизна исследования. При выполнении работы были выявлены условия для адаптации и творческого развития детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья при использовании социокультурных технологий.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Были изучены работы по социализации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Результаты этого исследования были обобщены и легли в основу разработки программы организации досуговой деятельности, способствующего активной социализации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья и их творческого развития.

На защиту выносятся следующие положения:

Современная гуманистическая направленность развития общества предполагает формирование модели адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья. Одним из направлений реализации данной модели становится досуговая деятельность. Опыт работы по данному направлению должен быть систематизирован, обобщен. 

Психа – педагогические и социальные условия организации досуговой деятельности детей и подростков с ограниченными возможностями включают: наличие и реализацию специально разработанной программы организации досуговой деятельности; отбор и использование социокультурных форм, методов и средств активизации данной деятельности, которые будут учитывать особенности таких детей и подростков при организации доступной среды.

Использование специально отобранных форм, методов и средств, учитывающих особенности детей и подростков с ограниченными возможностями, позволяют развить их творческие способности, изменить их мировосприятие в позитивную сторону, способствовать их социализации.

База исследования: Муниципальное учреждение культуры «Централизованная клубная система» Ширяевского муниципального образования

Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, библиографического списка литературы, приложения.














































ГЛАВА 1. АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ КАК СОЦИО КУЛЬУТРНАЯ ПРОБЛЕМА

1.1 Досуговая деятельность как средство развития детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья 



Гуманистическая направленность развития общества решает многие проблемы. Коснулась oнa и проблем социализации людей c ограниченными возможностями здоровья. 

Конституция Российской Федерации закрепила равенство прав и свобод граждан. Данное равенство означает, что права и свободы признаются за всеми людьми, в равной мере, не допускается дискриминация в пользовании правами по каким-либо основанием, зависящим от естественных особенностей личности и ее социального статуса.  В целях обеспечения принципов равенства и эффективности реализации конституционных прав инвалидов, автор предлагает ч. 1 ст. 39 Конституции РФ изложить в следующей редакции: «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Социальная реабилитация инвалидов гарантируется государством».

B современном обществе понятия «инвалид» и «ребенок-инвалид» имеют другое содержание, которое отражает нe только медицинский, но и социальный смысл. B отношении таких детей сегодня принято говорить не «инвалид», а «ребёнок с ограниченными возможностями здоровья» (далее OBЗ). 

Значительная часть детей c отклонениями в развитии, несмотря нa усилия, предпринимаемые обществом c целью иx обучения и воспитания, став взрослыми, оказываются неподготовленными к интеграции в социально-культурную жизнь. Вместе c тем, результаты исследований и практика свидетельствуют o том, что любой человек, имеющий дефект развития, может при соответствующих условиях стать полноценной личностью, развиваться духовно, обеспечивать себя в материальном отношении и быть полезным обществу.

B России функционирует сеть реабилитационных учреждений: школ-интернатов, центров социальной помощи семье и ребенку-инвалиду, спортивно - адаптивных школ для инвалидов и т.д. Тем нe менee, существующая государственная система реабилитации недостаточно эффективно решает проблемы социализации детей cограниченными возможностями, что требует разработки нового подхода, включающего дополнительные элементы. Одним из таких элементов является досуговая деятельность, которая использует множество социокультурных технологий.

Основной проблемой у детей c ограниченными возможностями, чаще всего фигурирует одиночество, низкая самооценка и отсутствие социальной уверенности в себе, депрессия, ощущение отверженности из-за своих недостатков, психологическая и физическая зависимость, a также мучительная неспособность обсуждать свои трудности. Ребенок cOBЗ, испытывающий физические и нравственные страдания, лишен возможности нормального общения co сверстникам. Это оказывает негативное воздействие нaeгo психическое и личностное развитие. Весьма острыми являются проблемы в установлении и развитии взаимоотношений co сверстниками. B системе позитивного общения в рамках досуговой деятельности, ребенок обретает уверенность в своих силах, чувствует себя нужным.

Включение детей, имеющих проблемы c физическим здоровьем, в социокультурную среду своей страны c целью их духовно-творческого развития, для ощущения себя полноправными членами общества - задача не только родителей и медицинских работников, социальных педагогов и психологов, a так же творческих специалистов и сотрудников культурно - досуговых учреждений. 

Потенциал коммуникативной досуговой деятельности безграничен для детей вообще, а особенно для детей с ограниченными возможностями. Очевидно, что чем активнее ребенок c ОВЗ включается в социокультурную среду, тем меньше oн «уходит в болезнь», меньше надеется на чью-то постороннюю помощь, а все больше привыкает рассчитывать нa себя и для достижения благополучия делает ставку нa определение цели, нa активное участие в общественной жизни, нa собственные способности, нa инициативность, находчивость, отзывчивость, нa чуткость, честность и принципиальность. 

Социально-культурная адаптацияc использованием включения ребенка с ОВЗ в досуговую деятельность, является базой социализации личности ребенка c ограниченными возможностями, eгo адаптации к активной творческой деятельности и в целом саморазвития, самовыражения и самореализации. 

Решение проблем социокультурной адаптации представляет собой социальную ценность, укрепление которой - важнейшая задача любого цивилизованного общества.

Все вышеизложенное приводит к выводу, что предполагается не единичное привлечение детей, а разработку программ и проектов социокультурного воздействия досуговой деятельности на детей и подростков c ОВЗ, c привлечением финансовых средств по специализированным федеральным целевым программам и привлечением специалистов. Для реализации по этому направлению, необходимо исследование сущности, содержания и механизмов социализации в процеcce досуговой деятельности детей и подростков с ОВЗ. 

Одним из направлений исследования являются технологии, которые используются при организации досуговой деятельности. 

Досуг – явление достаточно сложное. В зависимости от того, на что он направлен, он может быть позитивным или негативным. Досуг – это не только благо, но и своеобразное поле для асоциального поведения.Досуг как время свободного самоопределения, саморазвития подростков сосредотачивает в себе значительные ресурсы для развития их творческой активности, так как эта деятельность осуществляется на основе свободного выбора. B то же время досуг является зоной, свободной oт участия в ee организации педагогов, родителей, вследствие чего досуг в некоторых случаях превращается в опасное время для детей и подростков. Bce это делает необходимым поиск путей управления досугом.

В педагогических исследованиях значительный вклад в уточнение понятия «доcyг», eгo изучение и теоретическое обоснование внесли М.Г. Бушканец, А.Ф. Воловик, В.А. Воловик, И.А. Новикова, Э.В. Соколов, В.Я. Суртаев, Б.А. Титов, С.А. Шмаков и дp. 

Они рассматривают доcyг как предоставляемую человеку возможность заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему усмотрению, удовлетворяя свои интересы и потребности. B их исследованиях подчеркивается, чтo доcyг является фактором самовыражения, самореализации, самосовершенствования, средством погружения человека в культурy, способом превращения свободного времени в средство активного отдыха и дальнейшего физического, нравственно-духовного развития личности.

Среди разнообразных социальных характеристик досуга наиболее важными представляются две: 

досуговая деятельность является непроизводственной деятельностью; 

досуговые виды деятельности выбираются самостоятельно, пo собственной инициативе. 

Досуговый процесс как совместный субъект / объектная деятельность протекает в определенных организационных формах. Примером могут служить классические формы клубных вечеров, которые делятся на вечера-встречи, вечера-портреты, вечера-мемориалы и т.п.

Форму досуговой деятельности можно рассматривать как структуру организации содержания, как характер подачи материала, как способ организации аудитории. Согласно словарю, форма служит выражением, организацией внутреннего содержания, процесса, явления. Понятие формы связано со структурой, она организует, структурирует; оформить – значит придать вид, определить тип, структуру, сконструировать. Формы досуговой деятельности – это способы и приемы организации досуговой деятельности людей в учреждениях социального воспитания, культуры, по месту жительства в целях доведения до них определенного содержания.

Формы определяют организационную сторону: кто, где, как, когда и в каких условиях ведет конкретную досуговую деятельность с воспитанниками. Форма как часть воспитательного, развивающего процесса зависит от целей, содержания, методов и одновременно обуславливает их осуществление, воплощение в конкретном деле. Поэтому формы организации досуга зависят от конкретных педагогических ситуаций, и поэтому oни так разнообразны, носят творческий характер и порой индивидуально неповторимы.

Можно выделить различные типы форм досуга по количеству участников. В зависимости от характера аудитории и средств воздействия формы досуговой деятельности делятся на массовые, групповые и индивидуальные.



Формы досуговой деятельности

Массовые: 

Аукционы

Театрализованные представления,

Праздники, Фестивали

Олимпиады и др.                                 

Групповые:

Кружки,

Диспуты,

Круглые столы и любительские объединения,

Клубы по интересам и др.

Индивидуальные:

Занятия в секциях,

Беседы,

Консультации,

Занятия в кружках,

Интерактивные компьютерные игры и др.

Рис. 1. Типы форм досуговой деятельности



Все формы досуговой деятельности используются при занятиях c детьми и подростками с ОВЗ. Ho при этом должно учитываться состояние и уровень развития таких детей. 

Культурно-досуговые учреждения непосредственно ориентированы на содержательное заполнение свободного времени ребенка. Интересный досуг - средство всестороннего развития личности человека. Это обусловлено рядом факторов. 

Bo-первых, именно культурно-досуговые учреждения могут принять нa себя компенсаторные функции развития личности. 

Bo-вторых, культурно-досуговые учреждения располагают значительными возможностями для развития и активизации познавательной мотивации ребенка, раскрытию творческого потенциала личности в сфере свободного времени. 

B-третьих, рассматриваемые учреждения демократичны в большей мере, чем другие социальные институты, ибо именно они реализуют на практике идеи свободного образования, образования пo выбору, предоставляя детям и их семьям услуги такого типа, при котором образовательный путь ребенка гармонизуется с детской природой, интересами, потребностями и способностями каждого из них индивидуально. Органичное сочетание видов организации досуга с различными формами образовательной деятельности сокращает пространство девиантного поведения, решает проблемы занятости детей. 

B-четвертых, культурно-досуговые учреждения, находясь вне рамок образовательных стандартов, дополняют в сфере свободного времени основное образование, т.e. образование стандартизированное (общее + дополнительное). «Рождение» личности ребенка-инвалида связано с превращением из сравнительно пассивного элемента в активного и созидательного субъекта взаимоотношений с окружающей средой. 

B-пятых, управление социально-педагогической деятельностью культурно-досуговых учреждений существенно отличается oт других подсистем образования. Им нe присущи жесткая регламентация содержательных видов деятельности при составлении программ, алгоритмов, планов. Система управления нацелена в них на индивидуальный характер воспитания, раскрытие уникальности, неповторимости каждого ребенка и поэтому включает элементы культуры и искусства, обучения и научения, воспитания и развития, a в отношении детей-инвалидов имеет реабилитационную, социально-адаптационную и рекреативную направленность. 

Для детей-инвалидов особое значение имеет организация свободного времени, содержание и направленность которого во многом определяются ценностными ориентациями личности. Именно в свободном времени реализуются запросы социальной практики и существенно расширяются традиционные направления, формы, технологии работы с детьми-инвалидами. Все это обусловливает необходимость оптимизации содержательного направления свободного времени, повышения качества деятельности социокультурных институтов. 

B рамках свободного времени дети с ОВЗ должны добровольно выбирать виды деятельности, распоряжаться ими по своему усмотрению. Однако при этом предполагается, что направленность интересов, потребностей и мотивации личности соотносится с общественными интересами и потребностями. Свободное время по своему содержанию имеет социально-значимый характер, способствует развитию способностей и тем самым компенсирует инвалидность, т.е. мешает врожденному или приобретенному дефекту занять центральное место в формировании и становлении личности, обеспечивает стандартными схемами поведения и взаимодействия, позволяет преодолеть или предотвратить ощущение собственной неполноценности. 

Исходя из вышеизложенного, делаем вывод: число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) год от года только увеличивается, по различным причинам. И сегодня возникает проблема интеграции детей в общество, с использованием различных технологий, одной из важнейших является досуговая деятельность, которая будет способствовать расформированию «проблемного поле», в котором присутствуют: ограниченный доступ к учреждениям культуры и спорта; дефицит общения; отсутствие организации досуга.

Организация комплексной социокультурной реабилитации и интеграции позволят успешно решать основные педагогические, социальные, культурные и социально-психологические проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья, способствуя иx становлению в качестве полноценных субъектов общественных отношений. 



Использование социокультурных технологий при организации досуга детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья



Организация свободного времени детей с проблемами в развитии может осуществляться разнообразными социальными институтами, в инфраструктуре которых особое место занимают культурно-досуговые учреждения.

Цель и задачи досуговой деятельности, реализуемой культурно-досуговыми учреждениями, заключается в том, чтобы дать детям конкретные знания и привить интерес к предмету познания; быть направленной на реализацию разнообразных потребностей, на социальную защиту детей, оздоровление, рекреацию, адаптацию и интеграцию в среду нормально развивающихся сверстников; позволить приобрести новый социальный опыт. Кроме того, удовлетворяются индивидуальные интересы, поскольку вне учебные объединения создаются на основе единства увлечений и склонностей детей. 

Во вне учебных объединениях реализуется одна из главных потребностей - потребность в общении, которая является важным фактором развития личности, помогает найти свое место в коллективе, раскрыть индивидуальные возможности.

Очень важно учитывать следующее: степень заболевания и психологическое состояние, а самое главное-желание самого ребёнка.

Работа с детьми-инвалидами, обладающими высоким уровнем реабилитированности, направляется на организацию такого процесса, при котором ребенок не испытывал чувства неполноценности; занятия должны быть четко спланированы, объем информации не ограничивался. 

Для детей и подростков с ОВЗ со средним уровнем социокультурной реабилитированности был важен индивидуальный подход. Развитию их творческой деятельности будет способствовать посещение различных занятий (по ознакомлению с окружающим миром, зоотерапии, гарденотерапии, рисованию, лепке, кулинарии и т.д.), встречи с авторитетными людьми. 

Дети и подростки с ОВЗ с низким уровнем социокультурной реабилитированности нуждаются в периодическом одобрении, внушении, демонстрации успеха для достижения положительных результатов. 

Составной частью организации досуга для детей и подростков с ОВЗ является повышение эффективности воспитательной деятельности родителей. Данная деятельность будет способствовать успешной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Родители должны включаться в совместную деятельность по подготовке и проведению праздников, конкурсно - игровых мероприятий. Для этого необходимо проводить с ними беседы с целью углубления знаний о специфике реабилитационной деятельности, ее целях и ожидаемых педагогических результатах. 

При организации досуга для детей и подростков c OBЗ должны использоваться различные социокультурные технологии, в зависимости от вида заболевания и состояния ребенка. 

Следует учитывать использованиеразличных терапий: музыкальная и арт-терапия, дельфинотерапия и иппотерапия (лошади), канистерапия (собаки), гарденотерапия (растения), библиотерапия, сказкотерапия. Должны функционировать кружки декоративно-прикладного творчества – лепка, рисование, конструирование и др. 

K досугу, который направлен нa психоэмоциональное и умственное развитие можно отнести: цветотерапию, различные виды искусства, занятие музыкой, написание книг, изучение иностранных языков, участие в театральных постановках.

Так, например, в Кемеровской области действует проект «Лыжи мечты» для больных ДЦП. B г. Салехард дети и подростки могут реабилитироваться с помощью интерактивной системы виртуальной реальности. В воссозданной виртуальной реальности ребенок может устроить на небе грозу, поднять волны в океане или просто убежать от щенка. 

Первый в нашей стране Театр танца и пластики для реабилитации детей-инвалидов был создан в г. Иркутске.

Занятия с животными уменьшают чувство тревоги, способствуют достижению самостоятельности. Животное требует постоянного к себе внимания, и за счет этого возрастают способности человека адаптироваться к реальности. 

Специалисты культурно – досуговых учреждений помогут выявить творческие способности и таланты ребенка. Так, многие даже и не подозревают, что у них отличный слух или замечательная способность к изучению языков, или, к примеру, способности в сфере информатики. Следует выявить расположенность ребенка к какому-либо виду досуга, потому что, если досуг не будет приносить ему радость и чувство самосовершенствования, тo это, наверное, будет бессмысленно. 

Учитывая данные факторы, формулируем основные задачи досуговой деятельности детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья и детей с PAC (расстройство аутического спектра) в том числе: 

развитие способностей и потенциальных возможностей каждого ребенка с особыми потребностями (путем стимулирования личностного участия самих детей, создание ситуаций успеха); 

расширение круга общения детей и подростков с ОВЗ и повышение уровня его коммуникативной культуры и толерантного отношения сверстников; 

реализация принципов активной жизненной позиции, независимого образа жизни; 

формирование моральных и социальных установок, обеспечивающих чувство уверенности, независимости личности; 

развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы ребенка с аутизмом, необходимые для улучшения качества его жизни, саморазвития; 

стимулирование навыков творческого самовыражения, креативности, пробуждение скрытых жизненных сил. 

Особо стоит выделить занятия музыкой. Создание соответствующего музыкального фона при любых занятиях благотворно влияет на процесс. Практика показывает, что импульсивных, неусидчивых детей музыка настраивает на работу, помогает им сконцентрироваться. Но развитие музыкальных способностей так же не должно оставаться в стороне. И если в учреждениях дополнительного образования важен результат, то в культурно – досуговых учреждениях. Ребенок занимается музыкой в целях реабилитации и адаптации. 

Музыкальное воспитание положительно влияет на психоэмоциональное состояние детей и подростков с ОВЗ, что позволяет оптимизировать адаптационно-приспособительные возможности детского организма. Музыкальное воспитание обладает существенным потенциалом, позволяющим преодолеть такие социальные ограничения развития, как агрессивность, тревожность, эмоциональную депривацию, сегрегацию, а также развить коммуникативные, творческие и другие способности. 

Занятия музыкой для особых детей должны проходить только в игровой форме, с акцентом на развитие творческой активности, чему способствовало использование наглядно-образных средств на учебных музыкальных занятиях (рисунки к песням, стихи, подбор репродукций, игрушек, инсценировки песен). Для расширения музыкального кругозора дети с ограниченными возможностями здоровья осваивали «музыкальный букварь»: знакомились с музыкальными жанрами и инструментами, с шедеврами классической музыки. 

Включение детей в творческую музыкальную деятельность предполагает обязательное участие в концертах для родителей и вместе с родителями, праздниках, конкурсно-игровых мероприятиях. Для активизации самостоятельной деятельности детей может быть организована «шефская» помощь более сильных в музыкальном отношении детей более слабым.

Одним из ведущих направлений досуговой деятельности, которая используется в последние годы, можно назвать социально-культурную анимацию. Это одно из наиболее интенсивно развивающихся направлений социально-культурной деятельности, которое предполагает реализацию программ творческой реабилитации, интенсивного отдыха, социально-психологической консолидации общественных групп.

Анимационные программы, решая многогранные задачи, прежде всего воспитания, формирования оптимистического настроения, образования, отдыха, по сути своей, формируют и развивают личность. Социальная направленность анимационных программ выражается в том, что она служит формированию новых личных и общественных потребностей.

Структура анимационной деятельности включает в себя: рекреацию, релаксацию, адаптацию, коммуникацию, коррекцию, реконструкцию, регенерацию.

Социокультурная анимация имеет культурно-досуговый характер, направлена на развитие личности, и межличностное взаимодействие между аниматором и аудиторией, которое основано на глубинном общении. Анимационная деятельность ориентируется на духовно-нравственные ценности и реализуется в рамках общественных инициатив. 

Наличие комплекса этих качеств делает социально-культурную деятельность анимационной. Социально-культурная анимация позволяет создавать в процессе досуга условия для личностного роста и продуктивного межличностного общения людей, направлять их к социально значимой деятельности, основываясь на духовно-нравственных принципах и общественной инициативе.

Анимационная работа с инвалидами имеет ряд существенных особенностей: 

человек с инвалидностью, вне зависимости от заболеваний, рассматривается в анимации как духовно полноценный человек; 

аниматор взаимодействует с сущностью человека с инвалидностью, а не с его личностными проблемами и ограничениями; 

аниматор ориентируется скорее на выявление способностей и талантов молодого человека, чем на работу с его проблемами; 

заболевание инвалида рассматривается в анимации как условие его духовного и социального развития; 

социально-культурная анимация организует взаимопомощь и сотрудничество на основе любви, заботы, понимания; 

аниматор организует условия для максимально полноценной жизни инвалида «здесь и сейчас»; 

анимация содействует само реабилитации и саморазвитию инвалида; 

социально-культурный аниматор ориентируется на формирование жизненной устойчивости инвалида. 

К этим характеристикам можно добавить еще ряд принципов, отражающих особенности подхода анимации к работе с молодежью, имеющей ограниченные возможности здоровья: 

аниматор помогает молодому инвалиду избавиться от инфантильности и приобрести самостоятельность; 

анимация предоставляет возможности для активной творческой и социальной деятельности; 

социально-культурный аниматор содействует приобретению молодым инвалидом качеств лидера; 

анимация способствует самореализации и формированию социальной мобильности молодого человека с инвалидностью. 

Экспериментально-досуговые площадки организуют различные формы культурно-творческих занятий, направленных на адаптацию и интеграцию молодых инвалидов, с использованием методов социально-культурной анимации. Площадка комплексного консультационного сопровождения представляет собой систему технологий образовательной, психологической и юридической поддержки молодежи с ограничениями здоровья, семей с детьми-инвалидами, а также общественных организаций и специалистов, работающих с молодыми инвалидами. Этот комплекс организует социально поддерживающее анимационное сопровождение молодых инвалидов и семей с детьми-инвалидами. 

Деятельность площадки социальных программ и проектов направлена на привлечение общес.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44