- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Развитие творческих способностей младших школьников на уроках по курсу «Окружающий мир»
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W002976 |
Тема: | Развитие творческих способностей младших школьников на уроках по курсу «Окружающий мир» |
Содержание
Министерство образования и науки РФ ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет» Педагогический институт Кафедра технологического образования и профессионального обучения Дипломная работа Развитие творческих способностей младших школьников на уроках по курсу «Окружающий мир». Направление подготовки «44.03.01 Педагогическое образование» Профиль «Начальное образование» Выполнила: студентка 4 курса 07131 группы (очное отделение) Буянтуева Виктория Александровна Проверил: Бабиков Владимир Александрович, К.п.н., доцент Улан-Удэ 2017 Содержание Введение……………………………………………………………………… Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей младших школьников на уроках по курсу «Окружающий мир» …………. 1.1. Характеристика понятия «Творческие способности» …………………….. 1.2. Основные компоненты и элементы творческих способностей младших школьников…. 1.3. Условия развития творческих способностей на уроках по курсу «Окружающий мир» ........................................................................................ Вывод по Главе 1…………………………………………………………… Глава 2. Практическая работа по развитию творческих способностей младших школьников на уроках по курсу «Окружающий мир»……………………………………...... 2.1. Диагностика уровня творческих способностей младших школьников.......…. 2.2. Описание работы по развитию творческих способностей младших школьников на уроках по курсу «Окружающий мир» …………………... 2.3. Результаты практической работы по развитию творческих способностей младших школьников на уроках по курсу «Окружающий мир»……… Заключение………………………………………………………………….. Список литературы……………………………………………..…………. Приложение……………………………………………………………….. Введение В наше время существует потребность в творческих и нестандартно мыслящих людях. Сегодня, когда мышление реконструируется, как никогда необходимо усилить внимание к процессу формирования личности, дать ему возможность свободного творческого развития. Развитие творческих способностей может способствовать разностороннему развитию личности и преобразованию мира вокруг детей. Обращение к концепции общего начального образования подтверждает актуальность этой проблемы, поскольку в ней говорится, что основным смыслом педагогического процесса является развитие ученика. Главная цель школы - способствовать интеллектуальному развитию личности, раскрывать ее творческие способности, создавать различные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей. Проблема творчества изучается давно. Исследователями и учеными были: Пономарёв Я.А. ,Коган Н., Теплов Б.М., Лук А.Н., Дружинин В.И., Маслоу А., Айзенк Г.Ю., Унт И.Э., Торренс Э.П. Существует множество исследований психологии творчества, особенно творческой личности, идентификации творческих способностей. Актуальность: Проблема исследования: Каковы педагогические условия развития творческих способностей младших школьников на уроках окружающего мира. Цель- развить творческие способности младших школьников на уроках по курсу «Окружающий мир». Объект- процесс обучения на уроках окружающего мира Предмет- педагогические условия развития творческих способностей младших школьников на уроках окружающего мира. Гипотеза: Развитие творческих способностей младших школьников на уроках окружающего мира будет осуществляться эффективнее при реализации следующих педагогических условий: 1) Применении познавательных игр на уроках, а также при включении дополнительных заданий из учебников и дополнительной литературы; 2) при применении элементов опытно-экспериментальной работы; 3) при включении школьников в процесс наблюдений за изменениями в природе и организация их деятельности по описанию, рисованию собственных эмоциональных состояний, вызванных воздействиями природы. Задачи: 1. Определить понятие и значение творческих способностей младших школьников на уроках окружающего мира; 2. Рассмотреть компоненты и элементы творческих способностей младших школьников; 3. Рассмотреть возможность реализации условий развития творческих способностях на уроках по курсу «Окружающий мир». Методы исследования: -методы теоретического анализа литературы; -эмпирические методы: -наблюдение; -анализ творческой деятельности; -методы математической обработки данных; -Тест креативности Торренса; -методика М.З. Дукаревич База исследования: МАОУ СОШ № 42, 1 «А» , 1 «Г» класс. Структура работы: работа состоит из введения, первой главы, второй главы, заключения и приложения. В 1 главе даётся теоретическое обоснование данной темы. Во второй главе делается описание констатирующего эксперимента и рекомендации для работы по реализации условий гипотезы. Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей младших школьников на уроках по курсу «Окружающий мир» 1.1. Характеристика понятия «Творческие способности» Люди в ходе своей жизнедеятельности совершают массу дел, но при всём их внешнем разнообразии, все дела можно разделить на две группы, если подойти к ним с одной меркой - старая это задача или новая. Диапазон творческих задач широк по сложности, но суть их одна: при их решении происходит акт творчества. Вот здесь и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и т.д. - всё то, что в совокупности и составляет творческие способности [15, с.8]. Творческие способности позволяют создавать новое, никогда ранее не существовавшее. Они проявляются в любой деятельности человека. Есть люди, совмещающие энциклопедичность знаний и нестандартность мышления. Этим типом одарённости в научной психологии соответствуют и разные обозначения: первый - способность к обучению - описывается как интеллект, то творческие способности определяются как креативность [23, с.52]. Креативность - (от лат. сгеайо - созидание) - общая способность к творчеству, характеризует личность в целом, проявляется в различных сферах активности, рассматривается как относительно независимый фактор одаренности [8, с.351]. «Человеку уже даны многие умения и дарования. Надо просто открыть эти дарования. Ключом же к этому является вера...» [13,с.120]. Один из аспектов теории творческих способностей – одаренность. В отечественной психологической науке проблема творческой одарённости рассматривалась в связи с проблемой способностей. Одарённость бывает разная. Одарённость - это наивысшая степень формирования той или иной возможности, а одарённые дети, в соответствии с этим, дети с довольно возвышенно сформированными возможностями. В перечень более значимых возможностей и умений, доступных формированию у одарённого ребенка, бытуют 3 крупные категории: познавательные возможности и умения, креативные возможности, характерные черты психологической области [18,с.16]. Дж. Рензуми полагает, то что одарённость считается итогом взаимодействия трёх условий: способности больше среднего, либо таланты; приобщённость к проблеме; новаторство. Кроме интеллектуальных факторов, различные созидатели вводят в одарённость мотивационно – личностные [21,с.15]. Творческие способности включают в свою структуру воображение, которое является условием и предпосылкой их развития. « В минуты кризиса только воображение лучше, чем знание, ибо только с его помощью можно вырваться из кризиса и заглянуть в будущее» [13,с.120]. Воображение - это психическая процедура формирования новейших образов, взглядов идей в базе существующего навыка, путём перестройки взглядов человека. Творческое воображение - это процедура формирования новейших образов, то есть образов таких предметов, каких в целом отсутствует в реальности. Изобретательство, рационализаторство, формирование новейших форм обучения и обучения в творческом воображении [8,с.101]. Любая деятельность человека, итогом которого считается никак не воссоздание прежних в его эксперименте ощущений либо операций, а формирование новейших образов либо действий станет относиться к роду творческого либо комбинирующего действия. Данную творческую деятельность, основанную в комбинирующей способности нашего мозга, психология именует воображением либо фантазией. «Всякое изобретение - говорит Рибо, - крупное или мелкое, прежде чем окрепнуть, осуществившись фактически, было объединено только воображением - постройкой, возведённой в уме при посредстве новых сочетаний или соотношений... все предметы обыденной жизни, не исключая самых простых и заурядных, является так сказать, кристаллизованным воображением». Из этого легко видно, что наше обыденное представление о творчестве также не вполне соответствует научному пониманию этого слова. В обычном понимании творчество есть удел немногих избранных людей, гениев, талантов, которые создали великие художественные произведения, сделали научные открытия. Но творчество на деле существует не только там, где оно создаёт великие исторические произведения, но везде там, где человек воображает, изменяет или создаёт что-либо новое [6, с.6]. Деятельность творческого воображения оказывается очень сложной и зависящей от целого ряда различных факторов. Совершенно понятно поэтому, что эта деятельность не может быть одинаковой у ребёнка и у взрослого. Воображение зависит от опыта, а опыт ребёнка складывается и растёт постоянно, он отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого. Отношение к среде, которое своей сложностью или простотой, своими традициями и влияниями стимулирует и направляет процесс творчества, у ребёнка опять совсем другое. Интересы также различны. Важнейшая способность творца - гениальность. Она выражается необыкновенной концентрацией, напряжённостью внимания и огромной восприимчивостью; впечатлительностью умением видеть вещи в их сущности, даром интуиции, предчувствия, предугадывания [6, с.22]. Понять природу творческих способностей без понимания сущности творчества, разумеется, невозможно, хотя именно по этому вопросу существует множество разноречивых суждений, мнений, теорий и тому подобное [8, с. 156]. Для преодоления трудностей понимания природы творчества известный интерес представляет сформулированная в ряде работ гипотеза, согласно которой, творчество, в самом широком смысле, выступает как механизм развития. Широкое понимание творчества, рассмотрение его в общем плане как механизм развития весьма перспективно. Такое рассмотрение включает вопрос о природе творчества в уже довольно исследованную область знаний и тем самым облегчает последующую ориентировку в его частных формах. Анализ творчества включается в анализ явлений развития [17, с.72]. Я.А. Пономарёв рассматривал творчество в широком смысле как механизм развития, как взаимодействие, ведущее к развитию. Мы можем с этим согласиться, ведь: развитие творчеств представляет собой одну из центральных линий личностного развития; именно оно позволяет человеку проявить свою индивидуальность и уникальность [18, с. 20]. Творчество - во многом явление трудно познаваемое, иногда не познаваемое вообще, часто мистическое [13, с.214] . Творчество - необходимое условие развития материи, образования её новых форм, вместе с возникновением которых, меняются и сами формы творчества. Слово «творчество» происходит от слова «творить» и в общеизвестном смысле этого означает искать, изобретать, создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте - индивидуальном или общественном [12, с.9]. Творчество - это способ преодоления изначальной дезадаптации. В отечественной литературе творчество чаще всего определяется как «деятельность человека, созидающая новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью» [17, с.41]. На принципиальное отличие творчества и предметной деятельности обращали внимание многие философы и психологи. Вильчек подчёркивает: «глобальное различие между трудом, как главной и более сформированной формой целесообразной деятельности и творчеством: «творческий процесс представляется особым видом труда, то есть отождествляется с деятельностью, осуществляемой за определённую сумму благ, необходимую создателю, чтобы удовлетворить, прежде всего, свои животные, а затем и некоторые человеческие потребности. Однако в решающих моментах постоянно станут выявляться отличия между творчеством и трудом, выявляться углубленно и видимо». Человек ни в коем случае не ведет борьбу за возможность трудиться - в том числе и, в случае если и выступает под девизом за право на труд. В самом процессе он ведет борьбу за возможность обладать ресурсами к жизни и за собственное общественный положение. Однако за право на творчество, за образованные ими идеи, образы человечество шло на костёр. Всевозможные подделки формируются за наличные средства, и только шедевры - безвозмездно. Творчество, будучи деятельностью, совершенно необходимой ради жизни сообщества, это в таком случае и самоцельная, потребительская деятельность, смена утраченного инстинкта». Деятельность, в отличие от творчества, возникает вследствие внешних или внутренних рациональных причин. Творчество спонтанно, непланируемо. Деятельность целесообразна, произвольна, рациональна и сознательно-регулируема [8, с. 158]. Творческая деятельность, являясь более сложной по своей сущности, доступна только человеку. В жизни всё гораздо сложнее, отделить разнее виды деятельности не всегда возможно и чаще всего человеческая деятельность включает в себя и исполнительский, и творческий компоненты, но в разных пропорциях [15, с.8]. При рассмотрении творческости как аспекта интеллекта, творческость фактически оценивается по результату: основным критерием творческости мыслительного акта является его результативность [18, с. 15]. Пономарев Я.А. рассматривает творческий акт как включенный в контекст интеллектуальной деятельности по схеме: на начальном этапе, этапе постановки проблемы, активное сознание, затем на этапе решения - бессознательное, а на третьем, когда происходит отбор и проверка правильности решения - вновь активизируется сознание [8, с. 168]. Выделяя признаки творческого акта, практически все исследователи творчества и сами творцы подчёркивали его: бессознательность; спонтанность; неконтролируемость волей и разумом; изменность состояния сознания. Всё это говорит об особых отношениях сознания и бессознательного. Сознание (сознательный субъект) пассивно и лишь воспринимает творческий продукт. Бессознательное (бессознательный творческий субъект) активно порождает творческий продукт и представляет его сознанию [8, с.163]. Творческие способности классифицируются по разным основаниям. Творческие способности разделяют на три группы: связанные с мотивацией (интересы и склонности), связанные с темпераментом (эмоциональная), третья группа: умственные способности. Характеристика типов творческих способностей. 1). Зоркость в поисках проблем. Способность увидеть то, что не укладывается в рамки усвоенного - это нечто большее, чем просто наблюдательность. Эта зоркость связана не с остротой зрения или свойствами сетчатки, а с особенностями мышления, потому что человек видит не только с помощью глаза, но главным образом с помощью мозга. 2). Способ кодирования информации нервной системой. Мозг разных людей обладает неодинаковой способностью осваивать и пользоваться различными типами кодов: зрительно-пространственными, словесными, цифровыми, акустически-образными и т.д. способность манипулировать с данным типом символов можно развивать, но не беспредельно. Врождённые особенности мозга, условия развития и первые годы жизни определяют преимущественную склонность к использованию тех или иных кодов информации. Задача развития способностей в том, что нужно помочь школьнику «найти себя», то есть понять, какие символы, какой ход информации для него наиболее доступен. Тогда мышление его будет максимально продуктивным и доставит ему высшее удовлетворение. Другие психологи возражают против такой установки. Говорят, что истина посередине. Однако нельзя слишком рано ограничивать круг интересов ребёнка. 3). Способность к свёртыванию. В процессе мышления нужен постепенный переход от одного звена в цепи рассуждений к другому. Порою это приводит к тому, что не удаётся мысленным взором охватить всю картину целиком, все рассуждения от первого до последнего. Однако человек обладает способностью к свёртыванию длинной цепи рассуждений и замене их одной обобщающей операцией. Свёртывание - это проявление более широкое, способности к замене нескольких понятий одним, более абстрактным, в использовании все более ёмких в информационном отношении символов. 4). Способности к « сцеплению» и переносу. Этим словом обозначается способность определять воспринимаемые раздражители, а также быстро увязывать новые сведения с прежним багажом личности, без чего воспринятая информация не превращается в знание, не становится частью интеллекта, а остаётся мёртвым грузом. Способность объединять вновь воспринятые сведения с тем, что было известно ранее, включать в уже имеющиеся системы знаний, является предпосылкой другой чрезвычайно важной способности - способности к переносу. Умение отделить то, что присуще только данной проблеме, от того общего, что может быть перенесено в другие области. Это, по сути, способность к нахождению аналогий, к выработке обобщающих стратегий, которые могут быть приемлемы при решении широкого круга проблем. 5). Боковое мышление. Широко распространённое внимание повышает шансы на решение задач. По аналогии с боковым зрением врач де Боко назвал боковым мышлением эту способность увидеть путь к решению, используя «постороннюю» информацию. 6). Готовность памяти. Последнее время память противопоставляют мыслительным способностям. Память включает в себя способность запоминать, опознать, воспроизвести немедленно, воспроизвести с отсрочкой. Преимущество при решении получает не тот, у кого запас знаний богаче, а кто быстрее извлечёт из памяти необходимую информацию. В таких случаях говорят о сообразительности, но одним из её компонентов является готовность памяти «выдать» нужную информацию в нужную минуту. 7). Сближение понятий. Для продуктивного мышления нередко имеют значение лёгкость ассоциирования и отдалённость ассоциируемых понятий, «смысловое расстояние» между ними. Выявление одной какой-либо способности не может служить ключом к диагностике общей одарённости и быть залогом продуктивности мышления. 8). Гибкость мышления. Означает способность быстро и легко переходить от одного класса явлений к другому, далёкому по содержанию. Отсутствие такой гибкости называют инертностью, ригидностью, окостенелостью. 9). Способность к оценочным действиям. Оценочные действия проводятся не только по завершении работы, но и многократно по ходу её и служат вехами на пути творческих исканий, отделяющим различные этапы и стадии творческого процесса. Среди критериев оценки следует назвать, кроме логической непротиворечивости и соответствия ранее накопленному опыту, эстетические критерии изящества и простоты. Прежде, чем оценивать новую идею, она должна быть создана, выдвинута, воплощена в слова, чертеж, техническую конструкцию. Здесь мы переходим к следующей важнейшей способности интеллекта. 10). Лёгкость генерирования идей. Ещё одна составляющая творческой одарённости - лёгкость создания новых идей. Причём, не обязательно, чтобы каждая была правильной. Идея - это не просто ассоциативное соединение двух или нескольких понятий. Соответствие идеи реальным взаимоотношениям явлений - один из главных критериев ценности той или иной идеи. Другой критерий - широта идеи, то есть умения охватить большое число разнородных явлений, в том числе и новых, ещё не открытых. Идеи оцениваются по глубине и фундаментальности. Глубокой считают такую идею, которая устанавливает отношения между объектами или их отдельными свойствами, не лежащие на поверхности, не явными, а требующими для своего обнаружения проницательности и проникновения в сущность явлений. Такие идеи, оказываются и фундаментальными, то есть служат основой, базой для теории исследований. 11). Беглость речи. Лёгкость формулирования необходима, чтобы облечь новую идею в слове. 12). Способность к доработке. Имеется в виду не просто настойчивость и волевой настрой на доведение до конца начатого, а именно способность к доработке деталей, к совершенствованию первоначального замысла. Таким образом, перечисленные типы творческих способностей, по сути, не отличаются от обычных мыслительных способностей [14,с.22]. 1.2. Основные компоненты творческого потенциала и творческих способностей Творческий потенциал личности – интегративная характеристика имеющихся возможностей и свойств личности, обеспечивающих ее творческую активность, позитивную самореализацию и индивидуализацию в социуме. Относительно сочетания компонентов творческого потенциала личности существует гипотеза о том, что творчество – нечто большее, чем просто совокупность уровней функционирования каждого компонента. Во-первых, для некоторых компонентов может существовать пороговый эффект, этот порог является пределом определенного рода, поскольку независимо от уровней, достигнутых другими компонентами, творчество в области, о которой творящий знает мало, просто невозможно. Во-вторых, среди компонентов возможна определенного рода компенсация, когда сила какого-то одного компонента компенсирует слабость другого. В-третьих, компоненты могут начать взаимодействовать друг с другом, т. е. мера реализации творческого потенциала личности зависит как от социальных инструментов воспитания, обеспечивающих его развитие, так и от самой личности. Справедливо утверждение, что «способность к творчеству – это путь развития способностей и становления личности, ибо она не предзадана и строится постоянно. Шаг назад – и вы не способны творить». Компоненты: 1. Беглость - ребенок дает несколько ответов, когда ему задают вопрос; - ребенок рисует несколько картин, когда просят нарисовать одну; - ребенок задает много вопросов; - у ребенка возникает несколько мыслей (идей) о чем-то вместо одной; - ребенок употребляет большое количество слов, выражая свои мысли; - ребенок работает быстро и продуктивно. 2. Гибкость - ребенок предлагает несколько способов использования предмета, отличающихся от обычного способа; - ребенок может перенести смысловое значение одного объекта на другой объект; - ребенок выдвигает множество идей и исследует их; - ребенок легко может поменять один фокус зрения (подход) на возможный другой; - ребенок думает о различных путях решения проблемы. 3. Оригинальность - ребенку нравится, чтобы предметы в комнате были расположены не в центральной части, также он предпочитает ассиметричные рисунки и изображения; - ребенок не удовлетворен одним правильным ответом и ищет возможные ответы; - ребенок думает необычно и оригинально (нестандартно); - ребенок получает удовлетворение от необычных способов выполнения чего-либо, и ему не нравятся обычные способы; - после того, как ребенок прочитал или услышал о проблеме, он начинает придумывать необычные решения; - ребенок исследует общепринятые методы и придумывает новые методы решения проблемы. 4. Разработанность - ребенок добавляет линии, различные цвета и детали в свой рисунок; - ребенок понимает, в чем состоит глубокий, скрытый смысл ответов или решений, и предлагает наиболее глубокое значение; - ребенок отказывается от чужой идеи и изменяет ее каким-либо образом; - ребенок хочет приукрасить или дополнить работу или идею других людей; - ребенок проявляет слабый интерес к обычным предметам, он добавляет детали, чтобы усовершенствовать их; - ребенок изменяет правила игры. 5. Любознательность - ребенок спрашивает всех и обо всем; - ребенку нравится изучать устройства механических вещей; - ребенок постоянно ищет новые пути (способы) мышления; - ребенок любит изучать новые вещи и идеи; - ребенок ищет разные возможности решения задачи; - ребенок изучает книги, игры, картины, и т. д., чтобы познать как можно больше. 6. Воображение - ребенок придумывает рассказы о местах, которые он никогда не видел; - ребенок представляет, как он будет решать проблему, которую он решает сам; - ребенок мечтает о различных местах и вещах; - ребенок любит думать о явлениях, с которыми он не сталкивался; - ребенок видит то, что изображено на картинах и рисунках необычно, не так, как другие; - ребенок часто испытывает удивление по поводу различных идей и событий. 7. Сложность - ребенок проявляет интерес к сложным вещам и идеям; - ребенок любит ставить перед собой трудные задачи; - ребенок любит изучать что-то без чьей-либо помощи; - ребенку нравятся сложные задания; - ребенок проявляет настойчивость, чтобы достичь своей цели; - ребенок предлагает слишком сложные пути решения проблемы, чем это кажется необходимым. 8. Склонность к риску - ребенок будет отстаивать свои идеи, не обращая внимания на реакцию других; - ребенок ставит перед собой очень высокие цели, и будет пытаться их осуществить; - ребенок допускает для себя возможность ошибок и провалов; - ребенок любит изучать новые вещи или идеи и не поддается чужому влиянию; - ребенок не слишком озабочен, когда одноклассники, учителя, родители выражают ему свое неодобрение; - ребенок не упустит шанс рискнуть, чтобы узнать, что из этого получится. 1.3. Условия развития творческих способностей на уроках по курсу «Окружающий мир» Факторы взаимосвязи между творческими и интеллектуальными способностями: 1. Для высокого развития творческих способностей (креативности) необходим такой уровень развития, который был бы несколько выше среднего. Хотя, это и разные способности - творческие и интеллектуальные, тем не менее, без какой-то базы обучаемости, без хорошей интеллектуальной основы высокое развитие творческих способностей невозможно. 2. По достижении необходимого уровня интеллектуальности и соответственно оснащенности знаниями для творческой деятельности несущественно, каков уровень интеллектуальности. 3. Но это отсутствие связи обнаруживается лишь до определённого уровня. Когда интеллект очень высок, то иногда слова, как и в случае недостаточного его развития, создаётся препятствие для нормального развития творческих способностей. Таким образом, связь между интеллектуальностью и креативностью есть, но связь весьма не простая [21, с.63]. Существует как минимум три основных подхода к проблеме творческих способностей. Они могут быть сформулированы следующим образом: 1. Как таковых творческих способностей нет. Интеллектуальная одарённость выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творческой активности личности. Главную роль в детерминации творческое поведение играют мотивации, ценности, личностные черты. (А. Тенненбаум, А. Олох, А. Маслоу и др.). 2. Творческая способность (креативность) является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта. (К.Тейлор и др.). Эта теория гласит, что между уровнем интеллекта и уровнем креативности есть незначительная корреляция. 3. Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот. В ходе исследования найдены, сформулированы и обоснованы основные закономерности отношения репродуктивной и творческой познавательной деятельности [8,с.168]. 1). Репродуктивное и творческое познания соотносятся между собой как два самостоятельных звена единого целого, причем, репродуктивное познание выступает как подготовительное звено, а творческое - как основное; 2). Данные два типа познания соотносятся между собой как целое с элементом в каждом звене: в первом звене в качестве целого выступает репродукция, а в качестве его элемента - творчество; во втором звене - наоборот; 3). Оба типа познания соотносятся между собой диалектически динамично, с взаимным переходом друг в друга. Первые две закономерности можно отразить с помощью рисунка, условно обозначив репродукцию сплошной линией, а творчество - волнистой. Граница между репродукцией и творчеством является условной и подвижной, она проявляет себя по-разному в различных зонах и видах деятельности, в том числе и познавательной. Количество элементов в каждом звене деятельности так же условное. Так, чем больше накапливается элементов творчества внутри репродукции, тем ближе качественный переход к новому типу познания - творческому [12, с.14]. Я.А. Пономарёв считает основными признаками деятельности как формы активности потенциальное соответствие цели деятельности её результату. Тогда как для творческого акта характерно противоположное: рассогласование цели и результата [8, с. 158]. Критерием творческого акта, по Пономарёву, является уровневый подход: потребность в новом знании складывается на высшем структурном уровне организации творческой деятельности, а средства удовлетворения этой потребности на низших уровнях. Творческий продукт предполагает включение интуиции (роль безсознательного) и не может быть получена на основе логического вывода [17; с.120]. Можем выделить следующие пути развития творческих способностей в процессе обучения: 1) задания, направленные на развитие творческих способностей; 2) положительная атмосфера в классе, дающая возможность для развития творческих способностей. Из этого мы можем выявить следующие условия: 1) раннее начало; предоставления свободы выбора; среда, окружающая ребёнка. 2) различные методы (диалогические формы обучения, организация дискуссий, проблемный диалог, проблемные ситуации, постановка вопроса и т.д.). 3) творческий потенциал самого учителя, его тактичность. Рассмотрим условия развития творческих способностей: Первое условие успешного развития творческих способностей - раннее начало. Второе условие - насколько возможно, заранее окружить ребёнка такой средой и такой системой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его творческую деятельность. Третье, чрезвычайно важное условие вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Четвёртое - ребёнку надо предоставлять большую свободу в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов работы и т.д. Пятое - предоставляя ребёнку свободу не только не исключает, а наоборот предполагает не навязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых. Но нельзя делать за ребёнка то, что он сам может сделать, думать за него, когда он сам может додуматься [15,с.13]. Развитие детского творчества в первую очередь зависит от чуткого, тактичного, всепонимающего учителя, его творческого потенциала. Поэтому перед учителем любой ступени и любого предмета стоят следующие задачи: - замечать любые творческие проявления учеников; - создавать условия для развития творческих способностей на уроках; Идея К.А.Макаренко: «нестеснённое слово» ребёнка, открытый диалог на уроках, свободная мысль - являются непременными условиями детского творчества [9, с.40]. Обращение к диалогическим формам обучения, организации дискуссий, проблемного диалога, позволяет не только сохранить творческую активность учащихся, но и значительно повысить интерес к учению. Одним из условий развития творческих возможностей школьников является постановка вопросов. Способность человека к постановке новых вопросов и проблем занимает центральное место в творчестве. Первоначально вопросы ребёнка возникают в общении и для общения, и лишь затем они приобретают познавательную направленность. Кризис, в ходе которого резко возрастают индивидуальные различия между детьми, выделяются две крайние группы школьников - активные, творческие и пассивные, не творческие. У первых наблюдается рост избирательности вопросов, изменяется их структура - они приобретают гипотетический характер, исследовательский, и подлинно творческий характер, у других - активность в постановке вопросов резко снижена, а сами вопросы носят шаблонный, нетворческий характер [14, с.34]. С первых дней первоклассников надо приучать при единой для всех теме, выполнять задания в своём неповторимом варианте, развивая тем самым самостоятельность, активность, инициативу, то есть качества, сопутствующие творчеству и обуславливающие развитие творческих способностей. Одним способов воспитания самостоятельного, нестандартного, то есть творческого мышления является метод проблемного обучения. Проблемная ситуация - это ситуация, в которой есть выбор из двух или более возможностей. Проблемная ситуация создаётся тогда, когда содержание ситуации, с которой столкнулся человек, не совпадает с уже имеющимся опытом. Это несоответствие «включает» эмоции и чувства и служит толчком к началу мышления[14, с.44]. Творческую ситуацию - проблему - Бехтеров трактовал как раздражитель. Собственно творчество есть нечто иное, как реакция на такой раздражитель. В своём репродуктивном выражении оно выступает как результат окончательного разрешения этой реакции, или, что то же самое, определённой совокупности рефлексов [17, с23]. На первых порах возникают проблемы и трудности, обуславливаемые тем, что не каждый семилетний ребёнок открыт к творчеству, например: из-за недоразвития внимания и воображения. Чтобы скорректировать эти недостатки и активизировать работу всех детей (даже самых слабых), нужно вводить в уроки такие формы работы, которые бы не только развивали, подвигали к творчеству, но были бы доступны и интересны каждому. Таких форм существуют множество, но одной из самых благодатных была и остаётся игра. Психология определяет игру, как ведущую деятельность в дошкольном возрасте. В ней ребёнок активизируется как личность, через игру познаёт мир. В младшем школьном возрасте роль ведущей деятельности переходит к учению. Этот переход не должен быть резким, поэтому игровые приёмы можно с успехом применять на всём протяжении обучения в начальной школе. Другое дело - игра должна соответствовать возрасту детей, способствовать умственному и духовному развитию, то есть должна быть творческой [1, с.39]. Большую роль по развитию творческих способностей играют сочинения. Сочинять, создавать сочинения,- значит приводить свои знания в поряд....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: