VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Использование метода сотворчества в обучении детей раннего возраста художественному творчеству

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K011808
Тема: Использование метода сотворчества в обучении детей раннего возраста художественному творчеству
Содержание
Департамент образования города Москвы

Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы

«Московский  городской  педагогический  университет»

Институт среднего профессионального образования

 им. К.Д. Ушинского,

колледж «Черемушки»





__________Фирсова Ольга Петровна_____________



Тема выпускной квалификационной работы



Использование метода сотворчества в обучении детей раннего возраста художественному творчеству 



ДИПЛОМНАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ)



Направление подготовки/специальность_______44.02.01_______

_____________________________________________________________

код, наименование



Направленность (профиль) образовательной программы  углубленный уровень подготовки

(очная форма обучения)



Руководитель ВКР

______________________

       ученая степень, звание

______Шахова Е.Н._____

ФИО

______________________

                 (подпись)





















Москва,  2017



Содержание



ВВЕДЕНИЕ	3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА СОТВОРЧЕСТВА.	6

	1.1. Значение изобразительной деятельности для разностороннего развития детей дошкольного возраста.	6

	1.2. Возрастные особенности детей 3-го года жизни и их влияние на развитие изобразительной деятельности.	14

	1.3. Основные задачи, содержание занятий и методика обучения детей 1-ой младшей группы рисованию …	19

	1.4. Использование  метода сотворчества в обучении младших дошкольников рисованию	25

ГЛАВА II. ОПЫТНО - ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА СОТВОРЧЕСТВА.	29

	2.1. Планирование работы по изобразительной деятельности с использованием метода сотворчества.	29

	2.2. Апробация системы НОД по обучению детей раннего дошкольного возраста изобразительной деятельности с использованием метода сотворчества.	33

	2.3. Выявление динамики развития изобразительной деятельности у детей 3-го года жизни	35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ	35

ПРИЛОЖЕНИЕ	35

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ	36





ВВЕДЕНИЕ

Одна из важных задач в области дошкольного образования - разностороннее развитие детей, создание условий для развития индивидуальности и проявления творческих способностей каждого ребенка.  В настоящее время идеи раннего развития детей становятся все более популярными. Прогрессивные специалисты и родители малышей 1-3 лет сходятся во мнении, что чем раньше начать всестороннее развития с ребёнком, тем успешнее и быстрее он развивается. 

 В раннем и дошкольном возрасте начинает развиваться чувство прекрасного, эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство народных промыслов, что способствует формированию духовно богатой гармонически развитий личности. 

Дошкольный возраст - это тот период, когда изобразительная деятельность может стать устойчивым увлечением не только особо одаренных, но и почти всех детей, т.е. увлекая ребенка в сказочный мир искусства, мы незаметно для него развиваем у него воображение и способности. 

Метод сотворчества является необходимым для обучения младших дошкольников рисованию. Под сотворчеством  в развитии изобразительных умений подразумевают совместную деятельность взрослого и ребёнка, направленную на создание выразительного образа.

Занятия рисованием, в которых принимает участие взрослый, необходимы в раннем и младшем дошкольном возрасте. Благодаря им, дети приобретают уверенность, стремятся показать взрослым, что у них получилось. Рисование в этот период всегда носит носит характер сотворчества. Совместные занятия требуют серьёзной подготовки, так как надо вызвать у ребёнка желание самому нарисовать что-либо вместе с взрослыми. 

Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников. Благодаря художественному творчеству у детей развивается мышление, память, воображение; об этом говорили педагоги Я. А. Коменский, Ф. Фребель, Н. П. Сакулина, К. Д. Ушинский и другие. Художественное творчество формирует представления о свойствах и качествах предметов, об их форме, цвете, величине, положении в пространстве.

Основной целью обучения изобразительной деятельности в раннем возрасте является развитие интереса к художественному творчеству, развитие творческих способностей детей. 

Характерная черта изобразительного творчества – создание выразительных изображений. Однако ребёнок не может создать образ, не овладев хотя бы в какой-то мере,  способностью передавать в рисунке, лепке, аппликации присущие предметам свойства: форму, строение, цвет. Красота и выразительность рисунка зависят от того, как дети овладели формообразующими движениями и умеют передавать в рисунке, лепке, аппликации форму предметов. Отчётливо изображённая форма вызывает у ребёнка удовольствие, положительные эмоции. Поэтому метод сотворчества необходим при обучении детей художественному творчеству, педагог помогает детям увидеть красоту рисунка, сделать его более выразительным, что обеспечивает развитие интереса маленького человека к самостоятельному художественному творчеству. 

Актуальность  данной темы обозначило проблему: каково влияние сотворчества на развитие изобразительной деятельности детей раннего возраста.

Исходя из сказанного была определена цель работы: изучить метод сотворчества в изобразительной деятельности детей раннего возраста и определить возможности его использования в процессе обучения продуктивному творчеству.

Объект: процесс обучения изобразительной деятельности детей раннего возраста.

Предмет: метод сотворчества в процессе обучения изобразительности детей раннего возраста

Для реализации цели были определены следующие задачи:

1. Рассмотреть теоретические аспекты обучения детей раннего возраста изобразительной деятельности с использованием метода сотворчества;

2. Разработать и апробировать  систему организованной образовательной деятельности с детьми 3-его года жизни с использованием метода сотворчества

3. Определить эффективность работы по изобразительной деятельности с детьми раннего возраста. 

В ходе исследования использовались следующие методы: метод теоретического поиска,  изучение передового педагогического опыта по проблеме,  педагогическая диагностика, анализ продуктов детского творчества.

Для реализации поставленных задач определена структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы и приложение. 

Опытно-практическая работа проводилась ГБОУ школа №1205СП детский сад «Исток 2» в первой младшей группе № 22 «Солнышко».








Глава I. Теоретические аспекты обучения детей раннего возраста изобразительной деятельности с использованием метода сотворчества



1.1. Значение изобразительной деятельности для разностороннего развития детей дошкольного возраста

В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и т.д. О том, что рисование, лепка и занятия с другими материалами очень важны для развития у детей чувств, мышления и других полезных качеств личности, навыков и умений, писали педагоги прошлого К.Д Ушинский, Я. А. Коменский, Ф. Фребель и др.

Рисование, лепка, аппликация – виды изобразительной деятельности, основное назначение которой – образное отражение действительности. Ребёнок рисует то, что его окружает, что он видит. Изобразительное творчество – это способ отражения внутреннего мира ребёнка: его мыслей, чувств, желаний, интересов, потребностей и т.д. Ребёнок рисует то, что чувствует, что у него в душе, какое настроение. Занятия по изобразительной деятельности, кроме выполнения учебных задач, являются важным средством разностороннего развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников. Изобразительная деятельность тесно связана с познанием окружающей жизни. Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией дети знакомятся с материалами (бумага, краски, глина, мел и др.), с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы. В дальнейшем ребенок продолжает приобретать знания об окружающих предметах, о материалах и оборудовании, однако его интерес к материалу будет обусловлен стремлением передать в изобразительной форме свои мысли, впечатления от окружающего мира. Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний на основе представлений о разнообразии форм пространственного расположения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.

Овладение умением изображать невозможно без целенаправленного зрительного восприятия – наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, надо предварительно хорошо с ним ознакомиться, запомнить его форму, величину, цвет, конструкцию расположение частей.

По мнению К. Д. Ушинского умственная деятельность является одним из лучших средств развития наблюдательности, а вместе с тем и памяти, мышления, воображения [8 с. 56]. Поэтому он рекомендовал шире вводить рисование в процесс обучения и как самостоятельный предмет, и как вспомогательное средство, приём обучения при изучении других предметов.

Обучение изобразительной деятельности невозможно без формирования таких мыслительных операций, как анализ, сравнение, синтез, обобщение. На основе сходства предметов по форме возникает общность способов изображения в рисунке, лепке. Например, чтобы слепить ягоду, орешек, неваляшку, яблоко или цыплёнка (предметы, имеющие круглую форму или части круглой формы), необходимо раскатать кусочки пластилина или глины кругообразными движениями. Способность анализа развивается от более общего и грубого различения до более тонкого. Познание предметов и их свойств, приобретаемое действенным путем, закрепляется в сознании.

На организованной образовательной деятельности по рисованию, лепке, аппликации активно развивается речь детей: усвоение и название форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений за предметами, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи. Как указывают психологи, для осуществления разных видов деятельности, умственного развития детей большое значение имеют те качества, навыки, умения, которые они приобретают в процессе рисования, аппликации и конструирования. Изобразительная деятельность тесно связана с сенсорным воспитанием.

Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходства и различия, то есть производят умственные действия. Таким образом, изобразительная деятельность содействует сенсорному воспитанию и развитию наглядно-образного мышления.

Детское изобразительное творчество имеет общественную направленность. Ребёнок рисует, лепит, конструирует не только для себя, но и для окружающих. Ему хочется, чтобы его рисунок, что-то сказал, чтобы изображённое им узнали. Общественная направленность детского изобразительного творчества проявляется и в том, что в своей работе дети передают явления общественной жизни. Чтобы правильно изобразить предмет, надо иметь четкое представление о нем, т. е. видеть характерные черты предмета, их соотношение друг с другом, форму, цвет. Младший дошкольник в своих рисунках выделяет лишь несколько наиболее ярких признаков, являющихся иногда не существенными. Например, рисуя человека, дети иногда изображают очки, пуговицы на несуществующем платье, считая их основными деталями. В результате целенаправленного обучения ребенок начинает выделять главное, существенное в изображаемом. [8 с. 62].

Развитие наглядно-образного мышления происходит в процессе обучения. Исследования известного педагога Н. П. Сакулиной показали, что успешное овладение приемами изображения и создание выразительного образа требуют не только ясных представлений об отдельных предметах, но и установления связей внешнего вида предмета с его назначением в ряду предметов или явлений [9 с.56]. Поэтому перед началом изображения дети решают умственные задачи на основе сформировавшихся у них понятий, а затем ищут способы реализации этой задачи. Последние исследования в этой области показывают, что образное начало в детских рисунках проявляется уже в младшем дошкольном возрасте при соответствующей воспитательной работе [8 с.18].

Изобразительная деятельность имеет огромное значение для развития личности. Общение с искусством помогает ребенку лучше понять себя, осознать свои мысли и чувства. В процессе рисования, лепки, конструирования формируются такие важные качества личности, как активность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. Не менее важно воспитание целеустремленности в работе, умении довести ее до конца.

В процессе изобразительной деятельности в младшем дошкольном возрасте можно наблюдать самые начальные этапы развития сложнейших механизмов зрительно-двигательной координации. Обучаясь рисунку, ребенок преодолевает трудности, связанные с развитием зрительно-двигательной координации, и приобретает навык в управлении движениями своей руки. Это особенно наглядно можно видеть при освоении ребенком заштриховывания контурных фигур без выхода за их очертания. Вначале изобразительная деятельность вызывает у ребенка довольно значительное мышечное напряжение и лишь постепенно, под влиянием большого количества повторений, он овладевает легкими и свободными движениями карандаша.

Изобразительная деятельность тесно связана с решением задач нравственного воспитания. Эта связь осуществляется через содержание детских работ, закрепляющих определенное отношение к окружающей действительности, и воспитание у детей наблюдательности, настойчивости, активности, самостоятельности, инициативы, умения выслушивать и выполнять задание, доводить начатую работу до конца. Значение занятий изобразительной деятельностью для нравственного воспитания заключается также в том, что в процессе этих занятий у детей воспитываются нравственно-волевые качества: потребность и умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п.  Изобразительная деятельность должна быть использована для воспитания у детей доброты, справедливости, для углубления тех благородных чувств, которые возникают у них. В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо приложить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определёнными умениями. Изобразительная деятельность дошкольников учит их преодолевать трудности, проявлять трудовые усилия, овладевать трудовыми навыками. Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам оставляемыми ими на бумаге; постепенно появляются новые мотивы творчества – желание получить результат, создать определённое изображение. Дошкольники овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разнообразных работ, приобретают ручную умелость, которая позволит им чувствовать себя самостоятельными. [8 с. 12]. Н. К. Крупская писала: «Надо помочь ребенку через искусство глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать; надо помочь ребенку это познание самого себя сделать средством познания других, средством более тесного сближения с коллективом, средством через коллектив расти вместе с другими и идти сообща к совершенно новой, полной глубоких и значительных переживаний жизни» [9 с.79]  Богатый материал для этических и эстетических переживаний дает природа: яркие сочетания цветов, разнообразие форм, величавая красота многих явлений (гроза, морской прибой, метель и др.). Связь детского изобразительного творчества и нравственности проявляется в том, что в ходе ознакомления с произведениями искусства ребёнок учится вычленять не только элемент прекрасного, но и ценностный аспект. Он начинает понимать значимость красоты для человека, мира и тем самым учась на собственных образах, доносить до окружающих в процессе созидания и преобразования своего художественно-эстетического опыта эту красоту. Многие качества личности (умение сопереживать, чувство взаимопомощи, порядочность), формирующиеся на занятиях по изобразительному творчеству, помогают ребёнку разобраться в окружающем мире, в самом себе. В процессе изобразительной деятельности воспитывается у дошкольников чувство товарищества, взаимопомощи. Работая над изображением, дети нередко обращаются друг к другу за советом, помощью. В конце занятия проводится коллективный анализ детских работ, который способствует формированию объективных оценок своих рисунков и рисунков товарищей. Освоение трудовыхумений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитываются умения трудиться, добиваться желаемого результата. Формированию трудолюбия, навыков самообслуживания способствует участие ребят в подготовке к занятиям и уборке рабочих мест. Занятия по изобразительной деятельности оказывают влияние на трудовое воспитание, т.к. дети учатся организовывать своё рабочее место, держать его в чистоте и порядке, вовремя менять воду в стаканчиках, убрать мусор и т.д. Само стремление отвечать за кусочек своего пространства, следить за ним, делать его лучше, чище, формирует важные трудовые качества. В современных условиях желание трудиться весьма значимо в становлении личности ребёнка. Суть в том, что большая часть детей не приспособлена к элементарным видам труда из-за многочисленных отвлекающих и развлекательных моментов [9с. 32].Основное значение изобразительной деятельности заключается в том, что она является средством эстетического воспитания.В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности. Непосредственное эстетическое чувство, которое возникает при восприятии красивого предмета, включает различные составляющие элементы: чувство цвета, чувство пропорции, чувство формы, чувство ритма. Для эстетического воспитания детей и для развития их изобразительных способностей большое значение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства. Яркость, выразительность образов в картинках, скульптуре, архитектуре и произведениях прикладного искусства вызывают эстетические переживания, помогают глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений в рисунке, лепке, аппликации. Постепенно у детей развивается художественный вкус. [6 с. 34].Отношение двух-, трехлетнего ребенка к окружающей действительности характеризуется недостаточной расчлененностью вызываемых чувств. Дошкольника привлекает все яркое, звучащее, движущееся. В этом влечении как бы сочетаются и познавательные интересы, и эстетическое отношение к объекту, которые проявляются как в оценочных суждениях о воспринимаемых явлениях, так и в деятельности детей. Нередко младший дошкольник дает положительную оценку всему, что является для него привлекательным, любимым, без учета эстетических достоинств. Например, старую игрушку ребенок считает самой красивой, так как часто она используется в игре. Высокую оценку детей получают также ярко раскрашенные, динамичные игрушки, имеющие гладкую или пушистую поверхность, и т. п. [8 с. 42].  Изобразительная деятельность содействует развитию творческих способностей детей, которое возможно лишь в процессе усвоения и практического применения знаний, умений и навыков. В изобразительной деятельности детей развиваются их творческие способности, что является одной из важных задач эстетического воспитания. Все виды занятий изобразительной деятельностью при правильной организации положительно влияют на физическое развитие ребенка. Они способствуют поднятию общего жизненного тонуса, созданию бодрого, жизнерадостного настроения. В процессе изобразительной деятельности активно формируется зрительная память ребенка. Как известно, развитая память служит необходимым условием успешного познания действительности, поскольку благодаря процессам памяти происходит запоминание, узнавание, воспроизведение познаваемых предметов и явлений, закрепление прошлого опыта. Изобразительное творчество немыслимо без оперирования образами памяти и представлений ребенка, полученными непосредственно в процессе рисования, лепки и т. п. Конечной целью для дошкольника является такое знание предмета, которое давало бы возможность владеть умением совершенно свободно изображать его по представлению. Занятия рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием способствуют развитию руки ребенка, особенно мускулатуры кисти и пальцев, что так важно для дальнейшего обучения письму в школе.Трудовые навыки, приобретаемые детьми в процессе изобразительной деятельности, также развивают руку и глаз ребенка и могут быть использованы в разных видах труда. Во время занятий вырабатывается правильная учебная осанка, так как изобразительная деятельность почти всегда связана со статическим положением и определенной позой[14с.7]. Таким образом, изобразительная деятельность – это средство всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. В процессе занятий обучения рисованию происходит активное накопление и совершенствование представлений о предметах и явлениях окружающего мира, развивается наблюдательность, зрительная память, воображение и художественный вкус. Проводимые на занятиях рисования многочисленные упражнения в значительной мере развивают пространственное мышление, приучают пальцы рук к точным, целенаправленным движениям, способствуют развитию зрительно-двигательной координации. В результате создаются благоприятные условия для формирования у детей различного рода позитивных навыков в формировании эстетической грамотности и основы культуры. Говоря о значимости детского изобразительного творчества в становлении личности, важно отметить: это не только один из начальных способов познания ребёнком окружающего мира, его свойств, законов, отношений, но и наиболее доступное средство отражения собственного отношения к этому миру, своих впечатлений, эмоционального состояния и переживаний с помощью художественно-выразительного образа. Поскольку ребёнок, рисуя что-либо (нанося каракули или создавая реалистичный образ), живёт в изображаемом. Для того чтобы изобразительная деятельность стала важным средством развития ребенка, педагогу необходимо знать возрастные особенности дошкольника, их характерные и эмоциональные, поведенческие и деятельные проявления.

Таким образом, изобразительная деятельность играет ключевую роль в развитии детской личности, поскольку для ребенка это радость познания, творчества, общения и самовыражения. Дошкольная образовательная организация и семья решают общую задачу разностороннего  развития детей раннего возраста. Аккуратно направляя маленького творца в его образном познании окружающего мира, воспитатели и родители обеспечивают успешное развитие индивидуальности маленького человека.



1.2. Возрастные особенности детей 3-го года жизни и их влияние на развитие изобразительной деятельности

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.

Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются действия соотносящие и орудийные. Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка. 

Интенсивно развивается активная речь детей. К 3 годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре с взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. 

В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование. Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия. Они совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни появляются действия с предметами-заместителями. Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий.

 К третьему году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из двух-трех предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь. Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К 3 годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями. Основной формой мышления становится наглядно-действенная: возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.

Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников.

Ребёнок 2-3 лет очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, малыша легко отвлечь и переключить с одного эмоционального состояния на другое.    Маленький ребёнок обучается только тому, что его заинтересовало, и принимает что-то только от того человека, которому он доверяет.

У детей 2-3 лет  недостаточно сформированы механизмы саморегуляции организма. Ощущение физического дискомфорта приводит к резкому снижению эффективности обучения. Дискомфорт может быть вызван тем, что ребёнок не выспался, ему холодно или жарко, он хочет пить или есть, у него что-то болит и т.д.  Общение у детей носит ситуативно-личностный характер. Это означает, что каждому ребёнку необходимо индивидуальное внимание педагога, индивидуальный контакт с ним. Поэтому занятия кратковременны, построены так, чтобы воспитатель мог говорить понемногу, но с каждым ребёнком в отдельности.	Обучение в этом возрасте происходит и на собственном практическом опыте, и на основе подражания приятному взрослому.  Сверстник ещё не представляет для малыша особого интереса и рассматривается им как ещё один предмет. Дети играют «рядом, но не  вместе». Друг для друга они нередко становятся источниками отрицательных эмоций. Им присуще наглядно действенное мышление; их интеллектуальное развитие зависит от того, насколько богата окружающая среда, т.е. позволяет ль она разнообразно и содержательно исследовать окружающий мир, манипулируя различными предметами. Речь находится на стадии формирования. Обучение эффективно только на фоне психоэмоционального комфортного состояния. Внимание, мышление, память - непроизвольны.

 Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Завершается ранний возраст кризисом 3 лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я.Кризис, часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения с взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.

Рассмотрим особенности развития изобразительной деятельности раннего возраста. Можно отметить, что рисунки маленьких детей, вне зависимости от времени и пространственной удалённости (мы можем брать рисунки разных столетий и разных стран), удивительным образом похожи друг на друга и демонстрируют определенные закономерности в постепенном изменении их содержания и формы. Ребёнок в этом возрасте: открывает совпадение форм реального мира и собственных графических знаков; осмысливает структурно – функционально закономерности формы (наличие у неё частей, необходимых для узнавания предмета).Особенности рисунка: содержание изображения – образы реального мира (до которого ребёнок может дотянуться руками); Изображения отражают тактильный, двигательный, зрительный и интеллектуальный опыт ребёнка. 

Изобразительная деятельность детей на данном возрастном этапе развития  – это активное «вхождение» в образ, когда мазки, линии, формы «оживают». Ребёнок уже увереннее держит карандаш, кисть, пытается что-либо изобразить сам. Появление линий, простейших форм доставляет ему большое удовольствие. Малыш может назвать то, что получилось: штрихи, линии – «дождиком», «палочками», круглые формы – «мячиками», «орешками», «колесами».

Анализируя изобразительную деятельность детей третьего года жизни, можно отметить некоторые различия в процессах рисования  у детей 2 лет - 2 лет 6 мес. и 2 лет 6 мес. - 3 лет. Дети от 2лет - 2 лет 6 мес. с  интересом и удовольствием рисуют,  однако не все еще могут находить сходство в линиях, штрихах, форме комка глины с предметами окружающего. В этом возрасте отсутствует преднамеренного в изображении предмета. Рука неуверенно держит карандаш. Рисунок, мало о чем может рассказать взрослому, так они несовершенны. Иногда появляются изображения, которым ребенок дает различные названия. Ассоциации возникают по цвету, по характеру формы, но эти ассоциации неустойчивы и быстро исчезают. Если ребенок узнает очертания знакомого предмета, он эмоционально его воспринимает: улыбается, смеется, хлопает в ладоши, показывает сидящим рядом взрослым. Дети трех лет уверенно держат карандаш, пытаются сами, что-то изобразить. Появление линий, простейших форм доставляют детям большое удовольствие, они уже могут назвать, что получилось. Узнавание - новый этап в развитии изобразительной деятельности. Так штрихи, линии иногда называют дождиком, палочками, округлые формы – мячиками, орешками для белочки. На вопрос воспитателя некоторые отвечают, что нарисовано или выполнено: дорожки, огоньки, лепешки и др. И в то же время наблюдается неустойчивость ассоциаций. Дети 2-3 лет рисуют не только карандашами, но и красками. Чем характеризуется эта деятельность? В начале, дети не уверены, пугает новый материал: кисточку они берут робко, за самый   кончик, или крепко зажимают в кулачок. Некоторые вращают сухую кисть на бумаге или, наоборот, быстро опускают кисть в краску и сразу переносят ее на лист. Возникают пятна в разных частях бумаги. Ребенок удивлен их появлением, иногда пальчиками трогает пятно, смотрит на выпачканный палец и старается вытереть краску, несколько раз опускает кисть в краску и закрашивает лит. Постепенно  детей привлекает не только процесс закрашивания, но и цветовые пятна разных очертаний.

В раннем возрасте непосредственность детских реакций, эмоциональность свидетельствуют о начальных «творческих проявлениях». Поэтому так важно, чтобы в процессе рисования ребёнок мог свободно пользоваться художественным материалом, передавая образы предметов, явлений ритмом, мазков, штрихов, цветовых пятен. Они привлекают внимание ребёнка и вызывают у него радость, желание повторить «рисунок».

Овладевая изобразительно – выразительными средствами в раннем возрасте, ребёнок приобщается и к элементарной творческой деятельности. Он получает возможность полнее передавать образы предметов и явлений окружающей действительности. Изобразительная деятельность детей раннего возраста проходит сложный путь развития: от простейших действий карандашом, кистью к процессам образного воспроизведения очертаний, форм реальных предметов. 

Успешное обучение детей раннего возраста изобразительной деятельности требует от педагогов знание их возрастных особенностей, которые необходимо учитывать не только при определении задач обучения, содержания работы, но и при выборе методов формирования изобразительных умений, технических навыков и решения общих развивающих  и воспитательных задач.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что ранний дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития действия детей в игре, рисовании, конструировании и других видах деятельности. У детей третьего года жизни совершенствуются и развиваются многие психические процессы: восприятие, мышление, память. Постепенно у детей формируются представления об основных цветах, формах предметов. Действия детей приобретают намеренный, целенаправленный характер, что позволяет малышам создавать какой-то конкретный образ (в рисовании, лепке), возводить постройки, выполнять определенную роль в игре. Но графические образы, изображаемые детьми ещё бедны.



1.3. Основные задачи, содержание занятий и методика обучения детей 1-ой младшей группы рисованию

Одна из основных задач обучения детей – воспитание умения правильно передавать свои впечатления от окружающей действительности в процессе изображения конкретных предметов и явлений. Изобразительные возможности дошкольников в передачи окружающего ограничены. Не все, что ребенок воспринимает,может, служит темой для его рисунка. Ребенок раннего дошкольного возраста трудно передает все характерные признаки предмета, так как он не имеет достаточно развитых изобразительных умений. Большое значение в правдивой передаче впечатлений имеет способ изображения. Дети учатся передавать форму предмета соотношение его частей, расположение объектов в пространстве, их цвет и т.д. Следующая задача обучения – развитие умений изображения нескольких предметов, объединенных общим содержанием. Задачи создания тематической композиции требует изображения группы предметов, логически связанных между собой. В жизни ребенок легко улавливает связи и отношения между предметами, однако для передачи этих отношений в рисунке дошкольник должен овладеть целым рядом изобразительных умений и навыков, требующих большой работы мысли и воображения. Ребенку необходимо определить, что является главным в изображении, а что второстепенным; решить композиционные задачи – как скомпоновать все объекты, чтобы видна была связь между ними; какими цветами следует закрасить предм.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.