- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Использование инновационных технологий на уроках биологии, как средство повышения эффективности образовательного процесса
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W000170 |
Тема: | Использование инновационных технологий на уроках биологии, как средство повышения эффективности образовательного процесса |
Содержание
Содержание Введение 3 Глава I Обзор литературы 6 1.1 Использование инновационных технологий на уроках биологии, как средство повышения эффективности образовательного процесса 6 1.2 Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках биологии 10 1.3 Использование компьютерных технологий на уроках биологии 13 Глава II Материалы и методы исследования 21 Глава III Опытно - экспериментальная часть по применению информационных компьютерных технологий в обучении биологии 25 3.1 Констатирующий эксперимент, проведенный для определения коэффициента успеваемости среди учащихся восьмых классов 25 3.2 Описание электронных наглядных пособий, использованных для проведения педагогического эксперимента (формирующий эксперимент 35 3.3 Оценка уровня усвоения учащимися содержательной учебной информации на уроках биологии с применением и без применения электронных наглядных пособий (контрольный экспермент) 48 Выводы 59 Список использованной литературы 61 Введение Актуальность: проблема методов обучения является наиболее дискуссионной в педагогике и частных методиках. С одной стороны, это объясняется некоторым разночтением термина «метод» из-за синонимического использования таких слов, как способ, путь, средство, методика, а с другой - богатым арсеналом различных методов, в определении которых разные педагоги и методисты применяют разные подходы [1]. В методике обучения биологии чаще всего методы определяются ключевым словом «способ» [2]. Н. М. Верзилин и В. М. Корсунская дают такое определение: «Учебный метод - способ передачи знаний учителем и одновременно способ усвоения их учащимися» [1,3]. В.А.Тетюрев определяет методы как «основные способы работы учителя и учащихся, применяемые с целью усвоения последними знаний, умений и навыков» [4]. Примерно так же определяет методы и Б. В. Всесвятский: «Метод можно определить как один из основных способов обучения основам биологии, направляемый учителем на лучшее усвоение учащимися определенных биологических знаний, практических умений и навыков» [5]. И.Д.Зверев характеризует методы «как упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования» [6]. Можно и дальше продолжить перечисление определений понятия «метод». Все они, различаясь в отдельных деталях формулировки, в целом характеризуют две взаимосвязанные стороны: воздействующая обучающая сторона - учитель и воспринимающая, усваивающая сторона - ученик. Характер этого взаимодействия зависит от третьего, важного компонента - источника знаний [7]. Источник знаний определяется содержанием учебного материала, которое является ведущим в образовательном процессе, реализующим цели обучения [8]. Одним из важнейших направлений модернизации современной школы является ее информатизация. Различные авторы указывают на возможность и даже стратегическую важность использования информационные технологии в обучении биологии, организуются специализированные конференции, посвященные проблемам компьютеризации образования. Наиболее перспективно использование в обучении средств мультимедиа (multimedia - средства ПИТ, позволяющие одновременно использовать различные каналы обмена информацией между компьютером и окружающей средой), поскольку мультимедиа позволяет задействовать в процессе обучения все каналы передачи информации, максимально включить все виды памяти. По данным Г. Л. Бордовского, И.Б.Горбуновой и А.С.Кондратьева, "...внимание во время работы с обучающей программой на базе мультимедиа, как правило, удваивается, поэтому освобождается дополнительное время [9]. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше" [10]. Формирование информационно коммуникативной компетентности школьников, становление их информационной культуры, компьютерной грамотности приобретает в настоящее время особую значимость. Информационное обеспечение уроков биологии открывает перед учителем перспективу реализации принципиально нового дидактического подхода в обучении, так как дает возможность соединения в одном высказывании письменной и устной речи. На этом фоне обучение созданию компьютерного ролика, мультимедийной презентации позволяет учащимся повысить мотивацию к изучению традиционной темы [1,11]. Задачи современной школы - воспитать и вооружить ученика такими знаниями, чтобы он мог занять достойное место в обществе и приносить ему максимальную пользу. Одним из важнейших направлений решения этой проблемы является интенсификация учебного процесса, т.е. разработка и внедрение таких форм и методов обучения и учебно-методического материала, которые предусматривали бы целенаправленное развитие мыслительных способностей учащихся, развитие у них интереса к учебной работе, самостоятельности и творчества. Важность и своевременность создания и внедрения программного обеспечения и методики использования средств мультимедиа при обучении биологии определяют актуальность темы дипломной работы: "Эффективность использования мультимедийного оборудования на уроках биологии в 8 классе". Цель исследования: создание оптимальных условий для повышение качества обучения учащихся по предмету "биология" посредством новизны деятельности, повышения интереса к работе с компьютером; формирование педагогического опыта для его дальнейшего использования в собственной практике и распространение среди учителей биологии. Научная новизна исследования обусловлена тем, что впервые в методике обучения биологии определены возможности использования средств мультимедиа в процессе обучения биологии, заключающиеся в создании в соответствии с целями и содержанием биологического образования виртуальной природной среды, моделирующей естественную. Выявлены психолого-педагогические, методические и технические условия использования средств мультимедиа в обучении общей биологии. Объект исследования - учебно-воспитательный процесс по биологии. Предмет исследования – эффективность использования мультимедийного оборудования на уроках биологии в 8 классе. Задачи исследования: 1. Оценить уровень знаний учащихся при поведении уроков без использования мультимедийного оборудования 2. Разработать комплекс уроков с использованием мультимедийного оборудования 3. Оценить уровень знаний учащихся после проведения комплекса уроков 4. Провести обработку полученных результатов. Для решения поставленных задач в работе были использованы следующие методы: анализ теоретических исследований по данной проблеме; диагностические методы. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что проведено обобщение сведений по созданию и использованию электронных наглядных пособий на уроках по дисциплинам естественно-математического направления в некоторых школах города Петропавловска. Практическая значимость: в ходе исследования разработан курс электронных наглядных пособий по биологии 8 класса, который может быть использован учителями биологии для проведения уроков. Глава I Обзор литературы 1.1 Использование инновационных технологий на уроках биологии, как средство повышения эффективности образовательного процесса В настоящее время обществу необходимы творческие, самосовершенствующиеся, конкурентноспособные личности. Владение информационными и коммуникативными технологиями позволяет человеку уверенно чувствовать себя, дает возможность и создает условия для формирования творческой, самосовершенствующиеся личности. В настоящее время, когда процессы информатизации в обществе постоянно ускоряются, изменяются, современная школа не должна оставаться в стороне. Традиционные способы передачи информации уступают место использованию информационно-коммуникационных технологий. В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре инновационных технологий, идей, направлений. Информационные технологии становятся базой современного образования [12]. Информационные и коммуникационные технологии, входящие в жизнь каждого человека, способствуют качественному решению задачи подготовки личности, востребованной обществом. Это возможно только при важном условии: педагог, владеющий ИКТ - компетенциями организует учебную деятельность учащегося и управляет ею. Основная роль педагога для успешного решения образовательных задач, овладения учащимися профессиональными знаниями сводится к созданию необходимых условий для достижения поставленной цели [13]. Компьютер как способ и средство обучения применяется в современной школе многопланово: как обучающее устройство, как тренажер, репетитор, в качестве моделирующего устройства разнообразных ситуаций, как средство аудио и визуальной наглядности, как типография, для создания раздаточного материала. Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности позволяет решить следующие проблемы: индивидуализация и дифференциация обучения; мотивация обучения; избежание трудностей при работе с печатными пособиями; дефицит времени; активизация самостоятельной работы учащихся [14]. В школе проходят заседания научного экологического общества "Зеленый мир", кружков "Экология здоровья". Учащиеся с увлечением участвуют в проектной деятельности, обязательно используя компьютерные технологии. У всех школьников, участвовавших в проектной деятельности, значительно возрос интерес к биологии, они научились самостоятельно ставить проблему и находить ее решение, показали более высокие результаты в проверочных работах по соответствующим темам школьного курса, чем другие учащиеся [15]. Было отмечено, что значительно увеличилось число учащихся, желающих попробовать свои силы в проектной деятельности. Учащиеся, принявшие участие исследовательской работе, бережнее относится к окружающей природе, и можно говорить о повышении культуры и бережного отношения к природе у детей. Для дополнительной внеклассной работы можно использовать программу POWER POINT [16]. Процесс обучения биологии в современных условиях требует нового типа организации образования, а значит, изучения тех инновационных процессов, которые опираются на гуманизацию, демократизацию, технологизацию и реализацию инновационных стратегий в ситуации компьютерного обучения. Использование ИКТ на уроках биологии позволяет сделать урок нетрадиционным, ярким, насыщенным. Моделирование природных явлений и процессов на компьютере необходимо, прежде всего, для изучения явлений и экспериментов, которые практически невозможно показать в школьной лаборатории, но они могут быть показаны с помощью компьютера [17]. Эффективность применения новых информационных технологий можно рассматривать в двух относительно самостоятельных направлениях. Первое направление связано с оптимизацией оценки и контроля знаний учащихся, при этом принято считать, что уровень знаний учащихся является косвенным критерием эффективности учебного процесса [18]. Второе направление связано с оценкой эффективности обучения в целом, оптимальным применением ИКТ. Выдающийся педагог Бабанский Ю.К. показал необходимость системного, комплексного подхода к решению задач оптимизации процесса обучения. Он писал, что оптимизация учебно-воспитательного процесса не есть какая-либо новая форма или метод обучения – это принцип действия педагога, охватывающий все стороны его деятельности. Эффективность применения информационных и коммуникационных технологий при обучении любому предмету в общеобразовательной школе тесно связана с особенностями проблем оптимизации учебного процесса с применением информационных и коммуникационных технологий. Эффективными для школы можно назвать концепцию, электронные образовательные курсы, телекоммуникационные средства обучения и методы их применения, если они способствуют более качественному, легкому, быстрому достижению поставленных целей обучения. Эффективное применение должно рассматриваться с двух точек зрения [19]. Вторые показатели эффективности интуитивно понятны. А вот к первым могут относиться: рациональность применения образовательных электронных изданий, рациональность применения той или иной педагогической технологии, показатели затрат времени на передачу информации учащимся, показатели мотивационной устойчивости учебной деятельности обучающихся, показатели уровня обученности учащихся, показатели уровня творческой самостоятельности учащихся и др. Применение электронных образовательных изданий может различаться по организационным формам применения: Применение компьютерных технологий не изменяет сроки обучения, а зачастую применение образовательных электронных курсов на уроке забирает больше времени, но дает возможность учителю более глубоко осветить тот или иной теоретический вопрос. При этом применение мультимедийных курсов помогает учащимся вникнуть более детально в те процессы и явления, изучить важные теоретические вопросы, которые не могли бы быть изучены без использования интерактивных моделей, например, процесс репликации ДНК, процесс последовательного присоединения рибосом к м-РНК в биологии [20]. Наибольшая эффективность использования компьютера на уроке достигается, как правило, в следующих случаях: 1. Использование мультимедийных курсов при изучении тем, явлений, которые более полно и детально освещаются в образовательных электронных изданиях, а иногда и невозможно изучать в реальном эксперименте. 2. Более полная визуализация объектов и явлений по сравнению с печатными средствами обучения. 3. Использование возможности варьировать временные масштабы событий, прерывать действие компьютерной модели, эксперимента и использование возможности неоднократного их повторения. 4. Средство автоматизации процесса контроля уровня знаний и умений. Решение и анализ интерактивных задач, требующих аналитического и графического решения с использованием предоставляемого манипуляционно-графического интерфейса. 5. Тестирование и коррекция результатов учебной деятельности. 6. Использование программных сред, виртуальных лабораторий для организации творческой, учебно-поисковой деятельности учащихся. Педагогическая эффективность разрабатываемых электронных образовательных изданий не только от самих мультимедийных курсов, но и от подготовки учителей к работе с ними, от наличия соответствующего оборудования в школе [21]. Содержание программных средств учебного назначения, применяемых при обучении биологии, определяется целями урока, содержанием и последовательностью подачи учебного материала [21]. Важно отметить, что используются на уроках биологии и традиционные методики устного опроса, как условия развития устной и письменной речи учащихся. Содержание учебного материала некоторых тем по биологии предполагает общение учащихся, рассказ, сообщения, беседы, диспуты. Виртуальные лабораторные работы создают условия моделирования, но они не могут заменить реальность настоящих лабораторных и практических работ, когда дети всё выполняют своими руками, всё наблюдают своими глазами. Кроме того, виртуальные лабораторные работы не дают возможность приобретения учащимися практических навыков [22]. Известно, что современные технологии должны и регламентированы гигиеническими нормами. Длительное пребывание за компьютером может негативно сказаться на здоровье ученика, возникает утомление, которое приводит к торможению восприятия учебного материала, отвлечению внимания и привыканию [23]. Поэтому важно использовать здоровьесберегающие технологии (физкультминутки, изменение мизансцены урока, негромкую классическую и релаксирующую музыку). Информационные технологии должны использоваться как элементы на уроке. И далеко не все уроки целесообразно проводить с использованием мультимедийных презентаций [24]. Каждое средство обучения обладает определенными возможностями и дополняет другие средства, не заменяя их. Поэтому необходимо комплексное использован средств обучения. Использование инновационных технологий на уроках биологии - это средство повышения эффективности образовательного процесса [25]. 1.2 Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках биологии Необычайно высокие темпы развития биологии в последнем десятилетии сопровождаются быстро растущим значением ее в жизни человека. Она не только остается теоретической основой здравоохранения и сельского хозяйства, но и открывает возможности развития новых отраслей в промышленности, новые перспективы в технике. Социальный заказ предусматривает повышение биологической грамотности подрастающего поколения с учетом новейших достижений биологической науки. Все это требует совершенствования биологического образования на всех уровнях. При этом особенно важное значение приобретает изучение биологии в школе [26]. Согласно государственному стандарту нового поколения, изучение биологии в основной школе направлено на достижение следующих целей [27]: 1. освоение знаний о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; 2. методах познания живой природы; о живой природе и присущих ей закономерностях; 3. о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; 4. о человеке как биосоциальном существе; овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; 5. использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; 6. работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; 7. проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием его собственного организма, биологические эксперименты; 8. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации; 9. воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; 10. культуры поведения в природе; 11. формирование способности и готовности использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; 12. оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей, для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции. Как видно из требований государственного стандарта, предмет биологии достаточно сложен и нагляден, требует демонстрации процессов, систем и закономерностей, что усложняет усвоение предмета биологии школьниками [28]. Таким образом, в преподавании биологии возникают определенные противоречия: 1. Особое внимание уделяется овладению учащимися традиционными методами научного познания окружающего мира: теоретическому и экспериментальному, что не всегда интересно детям, особенно с низкой познавательной активностью. 2. В то же время предмет биологии достаточно сложен, а базисный учебный план определяет время для изучения биологии в размере 2 часов в неделю. 3. Современные дети все меньше обращаются за информацией к книгам, а стараются ее получить из компьютера. Использование новых информационных технологий и СМИ в курсе биологии значительно поднимает уровень обученности при низкой мотивации учащихся. Но в современном информационном пространстве количество информации огромно, а содержание не всегда соответствует действительности [29]. Сегодня при множестве проблем, общих для преподавания биологии в школе, возникает одна, на мой взгляд, особо важная: как представить научную информацию по предмету так, чтобы она осталась в памяти ребенка на долгие годы, а знание перешли в прочные умения и навыки, применяемые не только на уроках, но и в разных нестандартных ситуациях [30]. Одним из достоинств применения мультимедиа технологии в обучении является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Применение компьютера на уроках биологии может стать новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся, сделав занятия более наглядными и интересными. Уроки с применением компьютерных систем не заменяют учителя, а, наоборот делают общение с учеником более содержательным, индивидуальным и деятельным. В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации [31]. Цифровые образовательные ресурсы позволяют интенсифицировать деятельность учителя и школьника; повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны биологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности; выдвинуть на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов и явлений природы, наглядно представить материал; дают возможность эффективной проверки знаний, многообразие организационных форм в работе учащихся и методических приемов в работе учителя [32]. Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств школьников, а не только передачу знаний. Существуют методы активного обучения, которые побуждают школьников стать активными участниками учебного процесса, а не только пассивно впитывать получаемую от учителя информацию. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные компьютерные технологии [33]. Использование цифровых образовательных ресурсов позволяет: 1. коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление. 2. рационально организовать познавательную деятельность школьников в ходе учебно-воспитательного процесса. 3. использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам. 4. изучать явления и процессы в микро- и макромире, внутри сложных технических и биологических систем на основе использования средств компьютерной графики и моделирования. 5. представлять в удобном для изучения масштабе различные биологические процессы, реально протекающие с очень большой или малой скоростью [33]. 1.3 Использование компьютерных технологий на уроках биологии Современный урок невозможен без использования информационных и телекоммуникационных технологий. Особенно это касается предметов естественно-научного цикла, т.к. именно они формируют единую картину мира [34]. В трактовке И. В. Роберта под информационными технологиями понимаются "программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной техники, современных средств и систем телекоммуникаций информационного обмена, аудио-, видеотехники и т.п., обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации" [35]. Цели использования информационных технологий: 1. Развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества. 2. Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества. 3. .Мотивация учебно-воспитательного процесса. Применение информационных технологий дает возможность в большей степени использовать некоторые универсальные особенности личности ребенка - естественный интерес и любопытство ко всему, что лежит вне и внутри их, потребность в общении и игре [36]. Информационные технологии предоставляют возможность: 1. ·сделать обучение более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия ученика в мультимедийный контекст и вооружая интеллект новым концептуальным инструментарием; 2. ·вовлечь в процесс активного обучения категории детей, отличающихся способностями и стилем учения; 3. ·значительно усилить как глобальный аспект обучения, так и в большей мере отвечающий местным потребностям [37]. В отличие от обычных технических средств обучения информационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством знаний, но и развить интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации [38] Выделяют восемь типов компьютерных средств, используемых в обучении на основании их функционального назначения (по А. В. Дворецкой) [39]: Презентации - это электронные диафильмы, которые могут включать в себя анимацию, аудио-, видеофрагменты, элементы интерактивности. Презентации может создать любой учитель, причем с минимальными затратами времени на освоение средств создания презентаций. Кроме того, презентации могут использоваться учениками для представления их проектов. Электронные энциклопедии - это аналоги обычных энциклопедий, словарей, справочников. В отличие от бумажных аналогов они обладают дополнительными свойствами и возможностями: они обычно поддерживают удобную систему поиска по ключевым словам и понятиям, используется удобная система навигации на основе гиперссылок, может включать в себя аудио-, видео фрагменты. Дидактические материалы - сборники задач, упражнений, примеры рефератов. Программы-тренажеры могут отслеживать ход решения и сообщать об ошибках. Системы виртуального эксперимента - это программные комплексы, позволяющие проводить эксперименты в "виртуальной лаборатории". Главное преимущество таких лабораторий - они позволяют обучаемому проводить такие эксперименты, которые в реальности были невозможны по соображениям безопасности, временным характеристикам, недостаточности химических реактивов. Программные системы контроля знаний, к которым относятся опросники и тесты. С помощью их можно быстро, автоматизировано обработать результаты. Электронные учебники и учебные курсы - объединяют в единый комплекс все или несколько вышеописанных типов. Обучающие игры или развивающие программы - это интерактивные программы с игровым сценарием. По способу использования информационных технологий выделяют несколько типов уроков: [40] 1. Уроки, на которых компьютер используется в демонстрационном режиме - один компьютер на учительском столе + проектор. 2. Уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном режиме - урок в компьютерном классе без выхода в Интернет. 3. Уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном дистанционном режиме - урок в компьютерном классе с выходом в Интернет. Из перечисленных компьютерных средств на уроках биологии мной в основном используются презентации, при создании которых большое внимание уделяется иллюстративному материалу. Очень интересны презентации по курсу биологии "Многообразие организмов", где рассматривается биологическое разнообразие животного и растительного мира. Учащимся очень нравятся такие презентации, так как они могут хорошо рассмотреть то или иное растение или животное, особенно вызывает восторг материал, который касается животных или растений других стран и континентов. На уроках биологии использовались и другие компьютерные средства: электронные учебники, программы-тренажеры, тесты и кроссворды [41]. На уроках биологии активно используются кроссворды, составленные в программе Excel которые способствуют повышению познавательного интереса к предмету, а также содействуют росту успеваемости учащихся по предмету, позволяют учащимся проявить себя в новой роли, формируют у них навыки самостоятельной продуктивной деятельности и способствуют созданию ситуации успеха для каждого ученика [42]. ИКТ работает на конкретного ребенка. Ученик берет столько, сколько может усвоить, работает в темпе и с теми нагрузками, которые оптимальны для него. Несомненно, что ИКТ относятся к развивающимся технологиям, и должны шире внедряться в процесс обучения [43]. Для учителя ИКТ дают: 1. экономию времени на уроке; 2. глубину погружения в материал; 3. повышенную мотивацию обучения; 4. интегративный подход в обучении; 5. возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа-материалов [44]. Получение знаний в школе особенно нуждается в созерцании, в наблюдении. Экранно-звуковые средства обучения с успехом решают эту задачу. Они вводят в класс, на урок фактический материал, отражающий мир природы, жизни, науки. Образный материал, объединенный в кинофильме, диафильме, компьютерной программе или телепередаче, копирует действительность, служит моделью, дающей с той или иной степенью точности представление об оригинале. Экранные образы сходны с оригиналом, но не тождественны, не одинаковы. Изображение на экране всегда подается под определенным углом зрения: у показываемого объекта выделяются нужные в учебно-познавательных целях стороны и детали. При этом в экранно-звуковой модели материал преподносится с наибольшей простотой и доступностью для восприятия [45]. Сравните интересные данные: для опознания простого, ранее неизвестного предмета человеку необходимо: при словесном описании - 2,8 с; при изображении на контурном рисунке - 1,5 с; на цветной фотографии - 0,9 с; средствами кино - 0,7 с; при демонстрации предмета в натуре - 0,4 с. Однако, как бы искусственные изображения ни отличались от их оригиналов, как видно из приведенных данных, они значительно ускоряют и уточняют восприятие их реальных прототипов, но только при условии учета особенностей восприятия экранного изображения детьми, которое нередко переоценивается и механизм которого не всегда понимается учителем [16, 21, 46]. Правильность восприятия экранного изображения и звуковых записей во многом зависит от чувственного опыта детей и богатства их воображения. Ведь не случайно даже у взрослых свидетелей одного и того же явления складываются совершенно разные, иногда трудно сопоставимые представления об увиденном [47]. Учитель должен учитывать, с одной стороны, нагрузку экранно-звукового средства как источника информации, а с другой - возможность учащегося усваивать передаваемую информацию. Сложную и очень объемную информацию, превышающую диапазон детского восприятия, учащийся не сможет переработать и в результате не получит никакой информации. Хорошо усваивается информация тогда, когда найдена правильная (оптимальная) мера между содержанием пособия и возможностями его восприятия [48]. Полученные с помощью экранно-звуковых образов знания обеспечивают в дальнейшем переход к более высокой ступени познания - понятиям и теоретическим выводам. Кроме предметной и иллюстративной наглядности в последние годы по лучила широкое распространение так называемая логическая наглядностъ, к которой относят речевые формулировки, вынесенные на экран в виде письменной речи, классификационные схемы, схемы отношений понятий, круговые схемы, классификационные древа. Назначение такой наглядности - придать образность понятию, идее, логическому элементу. Схемы, таблицы и тому подобные символические структуры прекрасно отображаются на кодопособиях, можно подготовить серии слайдов, вычертить их на экране монитора и распечатать. В результате осуществляется переход от конкретной, предметной наглядности к абстрактной, что способствует формированию у учащихся абстрактного логического мышления [49]. Сложным и пока мало разработанным является вопрос о психологических особенностях взаимодействия человека с машиной в условиях использования компьютера как средства обучения и воспитания. Диапазон компьютерных программ очень широк: от простейших программ, предназначенных для передачи определенной информации или закрепления навыков, до интеллектуальных обучающих систем, осуществляющих рефлексивное управление обучением, ведущих диалог с обучаемым на языке, близком к естественному, и по мере накопления опыта совершенствующих стратегию обучения. Компьютерное обучение имеет много преимуществ перед традиционными ТСО, особенно в психологическом плане [50]. В компьютерных программах реализуется идея включенного обучения, когда ребенок, выполняя предлагаемые ему действия, нередко игрового и занимательного характера, получает новую информацию, вырабатывает и закрепляет новые умения и навыки. При обучении с использованием компьютера можно широко использовать задачи на моделирование различных ситуаций, поиск и исправление ошибок и неисправностей в предложенных решениях или моделях при наличии большого числа способов решения. Ученик может составить алгоритм решения задач определенного типа, что формирует способы действия в типичных ситуациях. Постоянно получая объяснение, почему тот или иной выбранный им способ решения задачи удачен или не очень, он учится осознавать и оценивать свою деятельность [51]. Компьютер повышает активность работы учащегося в процессе обучения и усвоения информации, на необходимость которой указывал К. Д. Ушинский. Индивидуальная работа с компьютером способствует развитию самостоятельности, приучает к точности, аккуратности, последовательности действий, развивает способности к анализу и обобщению. Компьютер облегчает усвоение абстракций, позволяя их конкретизировать в виде наглядных образов: схем, моделей, рисунков, тем более что учебное моделирование органически входит в систему учебных задач и игр. При этом более полно реализуются принципы и методы развивающего обучения. Стимулируются мыслительная деятельность обучаемых, творческая активность, максимально удовлетворяются познавательные потребности. Ученик получает возможность применить собственные методы и приемы работы [52] Исследования, проводимые психологами, показали, что, работая с компьютером, учащиеся глубже вникают в суть вопроса, у них появляется интерес к предмету, они более активно пользуются учебной и технической литературой. Средства графики, музыкальные фрагменты или музыкальный фон снимают напряжение, способствуют эстетическому воспитанию. Работа с компьютером развивает у детей умение планировать свою деятельность, принимать ответственные решения. Компьютер все больше начинает играть роль коммуникационного устройства, открывающего новые педагогические возможности использования локальных и глобальных сетей. Компьютер значительно улучшил возрастные возможности детей, без особого труда осваивающих приемы работы, которые раньше были доступны только высококвалифицированным специалистам. Психологи фиксируют у школьников, много общающихся с компьютером, формирование иных представлений об окружающем мире, выработку новых способов организации своего ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Использование информационных технологий на уроках истории и обществознания по фгос.
- Совершенствования механизма повышения эффективности управленческой деятельности муниципального образовательного учреждения лицей №23
- Использование игровых технологий на уроках английского языка как один из способов обучения чтению