VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Использование игровых педагогических технологий в учебном процессе теория и практика

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: M000423
Тема: Использование игровых педагогических технологий в учебном процессе теория и практика
Содержание
    Основные данные о работе
Версия шаблона
1.1
Филиал
Экибастузский
Вид работы
Электронная письменная предзащита
Название дисциплины
Педагогические теории и технологии
Тема
Использование игровых педагогических технологий в учебном процессе: теория и практика
Фамилия студента
Литвин
Имя студента
Светлана
Отчество студента
Михайловна
№ контракта
1421612404209001
 
    Содержание
     Введение……………………………………………………………………………3
     1 Современные педагогические технологии в дошкольном учреждении……7
     1.1  Цель и задачи игровой технологии………………………………………. .7
     1.2  Применение игровых технологий в ДОУ…………………………………12
     1.3 Инновационные технологии в дошкольном образовании………………22
     2 Практика применения игровых технологий…………………………………31
     2.1 Использование в работе с детьми игровых технологий………………….31
     2.2 Разработка занятий – игр  для детей дошкольного возраста………….. 49
     Заключение ………………………………………………………………………52
     Глоссарий …………………………………………………………………………57
     Список использованных источников……….……………………………………61
     Список сокращений ………………………………………………………………65
     Приложение  ………………………………………………………………………66
     

    Введение
     Почему я выбрала тему: «Использование игровых педагогических технологий в учебном процессе»  своей дипломной работы, потому что это тема близка мне в моей работе и интересна по своему содержанию.
     Игра - ведущий вид деятельности ребенка. В игре он развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Игра является полигоном для социальных проб детей, т. е. тех испытаний, которые выбирается детьми для самопроверки и в процессе которых ими осваиваются способы решения возникающих в процессе игры проблем межличностных отношений. В игре создается базис для новой ведущей деятельности - учебной. Поэтому важнейшей задачей педагогической практики является оптимизация и организация в ДОУ специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольника.
     Единственный язык, который легко да?тся детям - это язык ИГРЫ.
     Именно игра позволяет скорректировать возникающие возрастные проблемы и сложности в отношениях. Без игры жизнь реб?нка невозможна!
     Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов - от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные импульсивные действия. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого.
     Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Не удивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей: педагогов, психологов, философов, социологов, искусствоведов, биологов. 
     По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
     Педагогическая игра, в отличие от игр вообще, обладает существенными признаками – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, который может быть обоснован и представлен в чистом виде.
     Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
     В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно - познавательной направленностью.
     Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно - рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
     Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. 
     Конструктивистский, творческий подход к реализации основных направлений Программы РК позволяет с использованием данной технологии постоянно стимулировать ребёнка, развивать его способности, поощрять его творческие проявления, вызывать неподдельный интерес к процессу обучения.
     Благодаря данной теме можно постоянно находиться в творческом поиске, совершенствовать имеющиеся знания и познавать новое.
     В настоящее время идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.
     Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.
     Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперированием информацией, творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ.
     Намечается дальнейшая интеграция образовательных факторов: детского сада, школы, семьи, микро и макросоциума.
     Увеличивается роль науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания.
     В образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. В этом направлении идет и прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий.
     При этом важна организация своего рода диалога различных педагогических систем и технологий обучения, апробирование в практике новых форм – дополнительных и альтернативных государственной системы образования, использование в современных условиях целостных педагогических систем прошлого.
     В этих условиях воспитателям, руководителю (технологу учебного процесса) необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения обширного арсенала образовательных технологий.
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические и творческие процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.о. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.
     Применение в учебном познании игровых технологий стимулирует развитие всех сфер личности учащихся – мотивационной, интеллектуальной, эмоционально-волевой, коммуникативной, деятельностной, морально-нравственной. Решение этой задачи реально при использовании игровых технологий в обучении и воспитании.
     Актуальность темы: «Использование игровых педагогических технологий в учебном процессе: теория и практика».
     Объект исследования: игровые технологии в детском саду.
     Предмет исследования: использование игровых технологий в процессе обучения воспитателем в детском саду.
     Методы исследования: анализ литературы, беседа с воспитателями, научное наблюдение, личный опыт.
     Задачи исследования:
     - Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме «Использование игровых технологий в дошкольном возрасте»;
     - Рассмотреть использование игры в качестве метода обучения с детьми дошкольного возраста;
     - Обосновать возможности практического применения игровых технологий в учебном процессе.
     Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
     
    Основная часть
    1 Современные педагогические технологии в дошкольном учреждении
     1.1Цель и задачи игровой технологии
     Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом, в котором закладываются основы личности, вырабатывается воля, формируется социальная компетентность. Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным.
     Для реализации такого подхода необходимо, чтобы игровые образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр. Это необходимо для того чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания.
     Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.
      Игровая педагогическая технология - организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога по: отбору, разработке, подготовке игр; включению детей в игровую деятельность; осуществлению самой игры; подведению итогов, результатов игровой деятельности.
     Концептуальные основы игровой технологии:
     1. Игровая форма совместной деятельности с детьми создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих в качестве средства побуждения и стимулирования ребёнка к деятельности.
     2. Реализация педагогической игры осуществляется в следующей последовательности - дидактическая цель ставится в форме игровой задачи, образовательная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
     3. Игровая технология охватывает определённую часть образовательного процесса, объединённую общим содержанием, сюжетом, персонажем.
     4. В игровую технологию включаются последовательно игры и упражнения, формирующие одно из интегративных качеств или знание из образовательной области. Но при этом игровой материал должен активизировать образовательный процесс и повысить эффективность освоения учебного материала.
     Главная цель игровой технологии - создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.
     Её задачи:
     1. Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.
     2. Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность.
     Но как любая педагогическая технология, игровая также должна соответствовать следующим требованиям:
     1. Технологическая схема - описание технологического процесса с разделением на логически взаимосвязанные функциональные элементы.
     2. Научная база - опора на определённую научную концепцию достижения образовательных целей.
     3. Системность - технология должна обладать логикой, взаимосвязью всех частей, целостностью.
     4. Управляемость - предполагается возможность целеполагания, планирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирование средств и методов с целью коррекции результатов.
     5. Эффективность - должна гарантировать достижение определённого стандарта обучения, быть эффективной по результатам и оптимальной по затратам.
     6. Воспроизводимость - применение в других образовательных учреждениях.
     Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.
     Игровые технологии, дают ребёнку: возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли; быть лично причастным к изучаемому явлению; прожить некоторое время в «реальных жизненных условиях».
     Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится: способом обучения; деятельностью для реализации творчества; методом терапии; первым шагом социализации ребёнка в обществе.
     Воспитательное и обучающее значение игры зависит от:
     - знания методики игровой деятельности;
     - профессионального мастерства педагога при организации и руководства различными видами игр;
     - учёта возрастных и индивидуальных возможностей.
     На современном этапе игровая деятельность в качестве самостоятельной технологии может быть использована: для освоения темы или содержания изучаемого материала; в качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); как часть образовательной программы, формируемой коллективом ДОУ.
     Игра, как правило, собственная инициатива детей, поэтому руководство педагога при организации игровой технологии должно соответствовать требованиям:
     - выбор игры - зависит от воспитательных задач, требующих своего разрешения, но должен выступать средством удовлетворения интересов и потребностей детей;
     - предложение игры - создаётся игровая проблема, для решения которой предлагаются различные игровые задачи: правила и техника действий;
     - объяснение игры - кратко, чётко, только после возникновения интереса детей к игре;
     - игровое оборудование - должно максимально соответствовать содержанию игры и всем требованиям к предметно-игровой среде по ФГОС;
     - организация игрового коллектива - игровые задачи формулируются таким образом, чтобы каждый ребёнок мог проявить свою активность и организаторские умения. Дети могут действовать в зависимости от хода игры индивидуально, в парах или командах, коллективно.
     - развитие игровой ситуации - основывается на принципах: отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру; наличие игровой динамики; поддержание игровой атмосферы; взаимосвязь игровой и неигровой деятельности;
     - окончание игры - анализ результатов должен быть нацелен на практическое применение в реальной жизни.
     Главный признак педагогической игры в игровой технологии - чётко поставленная цель обучения и соответствующие ей педагогические результаты, характеризующиеся учебно-познавательной направленностью.
     Виды педагогических игр очень разнообразны. Они могут различаться:
     1. По виду деятельности - двигательные, интеллектуальные, психологические и т. д.;
     2. По характеру педагогического процесса - обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические.
     3. По характеру игровой методики - игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а устанавливается в зависимости от её хода.
     4. По содержанию - музыкальные, математические, социализирующие, логические и т. д.
     5. По игровому оборудованию - настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссёрские и т. д.
     Главный компонент игровой технологии - непосредственное и систематическое общение педагога и детей.
     Её значение:
     - активизирует воспитанников;
     - повышает познавательный интерес;
     - вызывает эмоциональный подъём;
     - способствует развитию творчества;
     - максимально концентрирует время занятий за счёт чётко сформулированных условий игры;
     - позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала.
     Игровые занятия проходят очень живо, в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, свободы, равенства, при отсутствии изоляции пассивных детей. Игровые технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой сложности.
     Вывод: Играя, дети могут по-разному проявлять себя. Они взаимодействуют то в парах (с ведущим или партнером), то в тройках или четверках, то со всей группой. Игры создают особое пространство, в котором дети получают новый опыт, развивают социальные, эмоциональные, телесные, интеллектуальные способности, готовятся к новым жизненным требованиям, и в том числе школьным.
     Особенно важно то, что дети учатся фокусировать внимание, слушать и наблюдать. Благодаря этому в школе им будет легче перерабатывать информацию и выполнять задания по образцу. Игры пробуждают в детях любопытство, которое вызывает желание экспериментировать и помогает добиваться результата, развивают решительность и силу воли, умение видеть разные возможности, принимать решения и справляться с проблемами. Дети, обладающие такими достоинствами, становятся успешными в школе и лучше воспринимают новые задачи.

     1.2  Применение игровых технологий в ДОУ
     «Игра порождает радость, свободу, довольство, покой в себе и около себя, мир с миром»    (Фридрих Фребель)
     В исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина игра определяется как ведущий вид деятельности, который возникает не путём спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания. В игре создаются благоприятные условия для формирования способностей производить действия в умственном плане, осуществляет психологические замены реальных объектов.
     Игре присущи черты:
     • Всё, что относится к игре, находится в едином игровом пространстве, служит средством передачи социального опыта и побуждает ребёнка к активной творческой деятельности.
     • Взрослые являются участниками игры, права которых определены правилами игры, регулирующими их отношения.
     Функции игры:
     1. Развлекательная (развлечь, доставить удовольствие, пробудить интерес у ребенка)
     2. Коммуникативная
     3. Диагностическая (выявление отношений от нормального поведения, самопознание в процессе игры)
     4. Коррекционная (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей)
     5. Социализация (включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития)
     В силу многообразия детских игр оказывается сложным определить исходные основания для их классификации.
     Так Ф. Фребель в основу своей классификации положил принцип дифференцированного влияния игр на развитие ума (умственные игры, внешних органов чувств (сенсорные игры, движений (моторные игры). 
     Характеристика видов игр немецкого психолога К. Гроса:
     1 группа по педагогическому значению: игры подвижные, умственные, сенсорные, развивающие волю.
     2 группа совершенствование инстинктов: семейные игры, игры в охоту, ухаживание.
     В отечественной дошкольной педагогике сложилась классификация детских игр, базирующаяся на степени самостоятельности и творчества детей в игре.
     П. Ф. Лесгафт разделил детские игры на две группы:
     1. Имитационные (подражательные)
     2. Подвижные (игры с правилами)
     В работах Н. К. Крупской детские игры делятся на две группы:
     I. Творческие игры:
     1. режиссерские,
     2. сюжетно-ролевые,
     3. театрализованные,
     4. игры со строительным материалом
     II. Игры с правилами:
     1. Подвижные игры:
     - по степени подвижности (малой, средней, большой подвижности)
     - по преобладающим движениям (игры с прыжками, с перебежками и др.)
     - по предметам (с мячом, лентами, обручами, флажками, кубиками и др.)
     2. Дидактические игры:
     - по содержанию (математические, природоведческие, речевые и др.)
     - по дидактическому материалу (игры с предметами и игрушками, настольно-печатные, словесные)
     В последние годы проблема классификации детских игр вновь стала актуальна. Новая классификация детских игр, разработанная С. Л. Новосёловой, представлена в программе «Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника». В основе классификации лежит представление о том, по чей инициативе возникают игры (ребенка или взрослого). В своей практической игровой деятельности с воспитанниками мы применяем классификацию С. Л. Новоселовой.
     Выделяют три класса игр:
     1. Игры, возникающие по инициативе ребенка (детей, - самостоятельные игры:
     • Игра-экспериментирование:
     Структура занятия-экспериментирования
     А) Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.
     Б) Тренинг внимания, памяти, логики мышления
     В) Уточнение правил безопасности жизнедеятельности.
     Г) Уточнение плана исследования
     Д) Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.
     Е) Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, капитанов (лидеров группы, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.
     Ж) Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментов.
     Этапы экспериментально-исследовательской работы:
     1. Определение и постановка проблемы.
     2. Поиск и предложение возможных вариантов решения.
     3. Непосредственное проведение эксперимента.
     4. Обобщение полученных данных.
     5. Вывод.
     • Самостоятельные сюжетные игры:
     - Сюжетно – отобразительные
     - Сюжетно-ролевые
     - Режиссерские
     - Театрализованные
     2. Игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательной целями:
     • Игры обучающие:
     - Дидактические
     - Сюжетно-дидактические
     - Подвижные
     • Досуговые игры:
     - Игры-забавы
     - Игры-развлечения
     - Интеллектуальные
     - Празднично-карнавальные
     - Театрально-постановочные
     3. Игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные, которые могут возникнуть по инициативе как взрослого, таки более старших детей:
     • Традиционные или народные
     Классификация игр детей дошкольного возраста
     Классы игр Виды игр Подвиды игр
     Игры, возникающие по инициативе ребенка
     Игры-экспериментирования
     1. Игры с природными объектами.
     2. Игры со специальными игрушками для исследования.
     3. Игры с животными
     Сюжетные самодеятельные
     1. Сюжетно-отобразительные.
     2. Сюжетно-ролевые.
     3. Режиссерские.
     4. Театрализованные
     Игры по инициативе взрослого
     Обучающие
     1. Сюжетно-дидактические.
     2. Подвижные.
     3. Музыкально-дидактические.
     4. Учебные
     Досуговые
     1. Интеллектуальные.
     2. Игры-забавы, развлечения.
     3. Театрализованные.
     4. Празднично-карнавальные.
     5. Компьютерные
     Игры народные
     Обрядовые
     1. Семейные.
     2. Сезонные.
     3. Культовые
     Тренинговые
     1. Интеллектуальные.
     2. Сенсомоторные.
     3. Адаптивные
     Досуговые
     1. Игрища.
     2. Тихие игры.
     3. Игры-забавы
     Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов — от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные импульсивные действия. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого.
     Главной и ведущей деятельностью дошкольного возраста являются творческие игры.
     Сюжетно-ролевая игра – одна из творческих игр. В сюжетно-ролевой игре дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними. В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка.
     Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре – одна из ее характерных черт. Дети сами определяют тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнёров, сами устанавливают игровые правила, следят за выполнением, регулируют взаимоотношения. Но самое главное в игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает.
     Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является - сюжет, который представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. При этом его игровые действия (готовит обед, крутит руль машины и др.) – одно из основных средств реализации сюжета.
     Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на:
     1. Бытовые (игры в семью, детский сад)
     2. Производственные, отражающие профессиональный труд людей (больница, магазин, парикмахерская)
     3. Общественные (День рождения, библиотека, школа, полет на Луну)
     Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он берет. Роль – средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры.
     Есть много разновидностей театрализованных игр, отличающихся художественным оформлением, спецификой детской театрализованной деятельности:
     1. Спектакль – дети как актеры выполняют каждый свою роль.
     2. Настольный театр с объемными или плоскостными фигурками.
     3. Фланелеграф (показ сказок, рассказов на экране)
     4. Теневой театр
     5. Театр петрушки
     6. Театр – бибабо (на ширме)
     7. Театр марионеток (водят по сцене, дергая сверху за нитки, закрепленные на планках)
     8. Игрушки – самоделки (из бросового материала, вязаные, сшитые и др.)
     Основная цель педагогического руководства – будить воображение ребенка, создавать условия для того, чтобы как можно больше изобретательности, творчества проявили сами дети.
     Помимо творческих игр существуют и другие виды игр, среди которых обычно игры с правилами (подвижные и настольные). 
     Игры с правилами не предполагают какой-то определенной роли. Действия ребенка и его отношения с другими участниками игры регламентируются здесь правилами, которые должны выполняться всеми. Типичными примерами подвижных игр с правилами служат хорошо всем известные прятки, салочки, классики, скакалки и пр. Настольно-печатные игры, которые сейчас получили широкое распространение, также являются играми с правилами. Все эти игры обычно носят соревновательный характер: в отличие от игр с ролью в них есть выигравшие и проигравшие. Главная задача таких игр — неукоснительно соблюдать правила, поэтому они требуют высокой степени произвольного поведения и, в свою очередь, формируют его. Такие игры характерны в основном для старших дошкольников.
     Особо следует упомянуть дидактические игры, которые создаются и организуются взрослыми и направлены на формирование определенных качеств ребенка. Эти игры широко используются в детских садах как средство обучения и воспитания дошкольников.
     Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая заложена в ней, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата.
     Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактического материала используются:
     • игрушки,
     • реальные предметы (предметы обихода, орудия труда, произведения декоративно-прикладного искусства и др.,
     • объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена)
     Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи:
     • Расширять и уточнять знания детей
     • Развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация)
     • Совершенствовать речь
     • Развивать все психические процессы
     Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки, в которых дети выполняют определенные роли, например продавца, покупателя в играх типа «Магазин». В таких играх воспитывается терпение, настойчивость, сообразительность, развивается умение ориентироваться в пространстве.
     Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающими задачами, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы.
     Виды настольно-печатных игр:
     - Лото
     - Домино
     - Лабиринт
     - Разрезные картинки, пазлы
     - Кубики
     Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность. Поэтому словесные игры проводят в основном с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.
     Среди этих игр много народных, связанных с потешками, прибаутками, загадками, перевёртышами, игры-загадки («Какое это время года? », игры-предположения («Что было бы, если бы.? »). 
     Дидактическая игра имеет свою структуру, включающая несколько компонентов.
     Дидактическая (обучающая) задача – основной компонент.
     Игровые действия – это способы проявления активности ребенка в игровых целях.
     Правила – обеспечивают реализацию игрового содержания. Они делают игру демократичной – им подчиняются все участники игры.
     Между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами существует тесная связь. Обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу.
     Дидактические игры используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Являясь эффективным средством обучения, они могут быть составной частью занятия, а в группах раннего возраста – основной формой организации учебного процесса.
     Общение дошкольника со сверстниками происходит главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребенка, учатся отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы, так что игра оказывает большое влияние на развитие общения детей в этот период.
     Огромное значение игры для развития всех психических процессов и личности ребенка в целом дает основание считать, что именно этой деятельности принадлежит ведущая роль в дошкольном возрасте.
     Как доказано в исследованиях Н. Я. Михайленко, Е. Е. Кравцовой, игры развиваются в следующей последовательности:
     • младший возраст – ролевая игра (игра-диалог);
     • средний возраст – игра с правилами, театрализованная игра;
     • старший возраст – игра с правилами, режиссёрская (игра – фантазия, игра-драматизация)
     Достаточно весомый вклад в формирование у детей двигательных умений и навыков вносят подвижные игры, которые включаются в режимные моменты с младшего возраста.
     Каждый вид игры отвечает своим целям и задачам и определяет организацию игрового пространства в группе.
     Так для детей младшего возраста педагоги создают личное игровое оснащение (ширмы, строитель, атрибуты для ролевых игр, предметы – заместители, дидактические игры, дающие опыт разнообразного использования объекта, на собственном примере показывают детям, как пользоваться ролевой речью, звукоподражанием, подсказывают реплики, объясняют действия.
     В группе среднего дошкольного возраста воспитатели вместе с детьми изготавливают множество предметов – заместителей, так как задача педагога – научить детей отражать роль словесного, без опоры на реальный предмет.
     В средней группе педагоги выделяют игровые зоны, в которых дети разворачивают любые сюжетно – ролевые игры, объединяясь в небольшие группы. Организуя игру, педагог занимает позицию включённого партнёра: он просит ребёнка пояснить смысл действий, побуждая к ролевой речи и беря на себя определённую роль.
     В старшей группе педагоги организуют игровое пространство, ведущее место, в котором занимают опорные, специальные игрушки и предметы.
     Дети свободно проявляют свои игровые умения, самостоятельно сочиняют игру, моделируют её среду, изменяя её в ходе развития сюжета, свободно двигаясь от роли к роли, соблюдая правила игры.
     Дети старшего возраста проявляют большой интерес к режиссёрским играм. Опорой для них служат уже не только образные мелкие игрушки (зайчики, куколки, но и разнообразные предметы (ткань, шарик, брусок и т. д.). 
     Содержанием этих игр являются фантастические сюжеты, в которых реальность переплетается с событиями из мультфильмов, книг. Организации игр предшествует обсуждение общего замысла. Участвуя в играх, педагог выступает, как носитель умения проигрывать часть сюжета на основе приёма «как будто» (например, «как будто мы побывали в космосе и теперь возвращаемся на Землю»). Педагогическое сопровождение игр направлено на сохранение самостоятельной игры и побуждения игрового творчества. Педагоги стремятся пробудить у детей способность к импровизации, насыщении сюжетов оригинальными событиями.
     Таким образом, к феномену игры стоит относиться как к уникальному явлению детства. Игра – это не только имитация жизни, это очень серьезная деятельность, которая позволяет ребенку самоутвердиться, самореализоваться. Участвуя в различных играх, ребенок выбирает для себя персонажи, которые наиболее близки ему, соответствуют его нравственным ценностям и социальным установкам. Игра становится фактором социального развития личности.
     1.3 Инновационные технологии в дошкольном образовании
     Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
     Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.
     Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.
     Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).
     Сегодня насчитывается больше сотни  образовательных технологий.  
       Осно.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.