VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Использование аудиовизуальной стимуляции в антидопинговом сопровождении тренировочного процесса

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K012595
Тема: Использование аудиовизуальной стимуляции в антидопинговом сопровождении тренировочного процесса
Содержание
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования
«Южный федеральный  университет»

Академия физической культуры и спорта
     Кафедра теоретических основ физического воспитания
     
     
Соколов Никита Олегович

     ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АУДИОВИЗУАЛЬНОЙ СТИМУЛЯЦИИ В АНТИДОПИНГОВОМ СОПРОВОЖДЕНИИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА
     
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
     
     
по направлению 49.03.01 – физическая культура
     

     Научный руководитель –
     профессор, д.б.н. Лысенко Алла Викторовна
     
     
     

     Ростов-на-Дону – 2017
РЕФЕРАТ
     
     Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, выводов, практических рекомендаций, 12 таблиц, списка литературы, содержащего 40 источников. Общий объем работы составляет 55 страниц компьютерной верстки.
     Ключевые слова: спортивная подготовка гребцов-каноистов, подготовительный период годичного макроцикла, тренировочный процесс, специальная выносливость, смешанный режим, анаэробный режим, аэробный режим. 
     Цель работы:  исследование возможности использования аудиовизуальной стимуляции в антидопинговом сопровождении тренировочного процесса.
     Объект исследования: функциональное состояние и резервные возможности организма спортсменов (на примере гребного спорта). 
     Предмет исследования: динамика показателей функционального состояния, связанных с проявлениемрезервных возможностей организма спортсменов на фоне использования аудиовизуального воздействия с помощью майнд-машины. 
     На первом этапе исследования был определен уровень общей физической и специальной физической подготовки и сформированы группы юных спортсменов.
     На втором этапе исследования были определены параметры подготовки юных спортсменов.
     На третьем этапе исследования было осуществление распределения нагрузки для групп испытуемых.	
     На четвертой этапе исследования были обработаны результаты тренировочных нагрузок за весь год, произошло обсуждение результатов исследований, оценка эффективности распределения тренировочных нагрузок.
     СОДЕРЖАНИЕ

Стр
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….
4


ГЛАВА I. 
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………….
8
     1.1. 
     
     
     1.2.
Антидопинговое сопровождение тренировочного и соревновательного процесса: современное состояние и проблемы   ………...........................................................
Теоретические аспекты изучения вопроса аудиовизуальной стимуляции…………………………………………………..

9


14
      1.3.
Майнд-машины в системе подготовки спортсменов: перспективы использования в качестве альтернативы допингу ……………….. …………………

27
ГЛАВА 2.

              2.1.
              2.2.
            2.2.1.


 2.2.2.


2.3.
ПОСТАНОВКА ЭКСПЕРИМЕНТА И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………………………..
Постановка эксперимента……………………………………
Методы исследования…………………………………………
Определение показателей функционального состояния спортсменов с помощью компьютерной системы «Глобал-М» ……………………………………………………………..
Методика корректировки работоспособности и степени использования резервных возможностей организма методом аудиовизуальной стимуляции …..……………….
Статистическая обработка результатов……………………..

33
33
33

33


36

36
40
ГЛАВА 3.            
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
41
ВЫВОДЫ ……………………………………………………………………..
47
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ……………………………………..
49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….
50
     
     ВВЕДЕНИЕ
     
     Актуальность исследования.Большинство профессиональных спортсменов в своей жизни употребляют много медикаментов, которые влияют на организм в целом как в лучшую, так и в худшую сторону. В современном спорте, как мы знаем, добиться высоких результатов можно, но это очень длительный процесс. Более того, в спорте высших достижений существуют неблагоприятные факторы, которые могут отрицательно влиять на состояние здоровья, поэтому такие спортсмены выступают максимум на одних или двух международных соревнованиях в лучшем случае. Затем им приходится покидать «большой спорт» вследствие развития индуцированных стрессорными физическими и психоэмоциональными нагрузками острых и/или хронических заболеваний (Бабаев  соавт., 2010; Лысенко и соавт., 2012; Недоруба и соавт., 2015). 
     Последнее время специалисты в области физической культуры, спорта и спортивной медицины начали уделять внимание влиянию неблагоприятных факторов профессиональной деятельности на здоровье и работоспособность спортсменов, так как резко возросшие объемы и интенсивность тренировочных нагрузок в современном спорте приводят к перегрузкам систем организма и их ускоренному «износу», что в результате способствует ускоренному старению организма в целом (Ивко, Трофимова, 2008; Комарова, Кожевникова, 2014; Лысенко, 2016).
     Именно поэтому проблема профессионального долголетия для современных спортсменов становится все более актуальной. 
     Результат в спорте высших достижений в настоящее время зависит уже не столько от работы самого спортсмена и взаимодействия тренер-спортсмен, сколько от взаимодействия целой команды профессионалов, включающей в себя спортивных врачей, психологов, специалистов по реабилитации и физиотерапевтов  (Винер и соавт., 2009). В настоящее время спортивные результаты подошли к пределам физических возможностей и ради повышения этих возможностей трудятся целые научные институты. Огромное влияние на спортивный результат имеет фармацевтическая промышленность. Спортсмены конца 20 и начала 21 века уже привыкли к медикаментозному вмешательству в их спортивную карьеру, которая начинает стремительно расти в период приема таблеток и правильных тренировок (Шмидт, Лысенко, 2015). Уже более 50 лет допинг используется в системе профессионального спорта, мало того, изобретается множество препаратов, например, таких как диуретики, делающих обнаружение допинга в анализах спортсмена практически невозможным. 
     Несмотря на улучшение функциональной активности, невероятное прибавление скоростных, силовых, координационных и психических способностей, все допинговые препараты несут непоправимый вред организму от нарушения работы отдельных органов и систем, до летального исхода (Лысенко и соавт., 2005; Платонов, 2015).	
     К сожалению, в России мало высококвалифицированных специалистов, которые действительно знают и понимают современные высокотехнологичные тенденции сопровождения высококвалифицированных спортсменов на всех этапах подготовки  для достижения наивысшего результата, именно поэтому у России сейчас большой скандал с WADA из-за допинга. 
     Отрицательный эффект от применения допинга очевиден и так как большинство спортсменов готовы пожертвовать очень многим ради достижения спортивного результата, то возникает необходимость замены допинга на альтернативные средства и методы, не приносящие вреда организму, при этом позволяющие эффективно восстанавливаться после нагрузок. 
     Многие специалисты в различных областях биологических наук и спортивной медицины предлагают построить систему современного антидопингового сопровождения спортсменов на более широком использовании инновационных биомедицинских технологий (Голуб и соавт., 2010; Выходец и соавт., 2012; Лысенко, 2016).
     На наш взгляд весьма перспективным является отказ атлетов от большинства медикаментов в пользу аудиовизуальной стимуляции (АВС), поскольку существуют многочисленные экспериментальные данные о том, что сее помощью можно быстро восстановиться, пройти акклиматизацию при перелетах на соревнования в другие страны, повысить концентрацию внимания спортсмена, осуществить профилактику возникновения или коррекцию такого предстартового состояния как предстартовая лихорадка и многое другое (Голуб, Жиров, 2007).
     К сожалению, в практике биомедицинского сопровождения подготовки спортсменов аудиовизуальной стимуляции уделяется мало внимания, хотя известно, что это мгновенный результат после первого сеанса (Головин, Айзман, 2016). Преимущества этого метода в том, что не нужно пить месяцами таблетки по расписанию и ждать поможет или нет; достаточно подобрать подходящую программу аудиовизуального воздействия (так называемую сессию) для спортсмена и потратить от десяти до сорока минут (Головин, Айзман, 2016). Результат не заставит себя долго ждать, именно поэтому метод АВС уже давно используют врачи, психологи и военные (Васильев и соавт., 1999; Шаров, 2009; Лысенко, Финоченко, 2016; Дудельзон и соавт., 2017)
     Объект исследования: функциональное состояние и резервные возможности организма спортсменов (на примере гребного спорта).
     Предмет исследования: динамика показателей функционального состояния, связанных с проявлениемрезервных возможностей организма спортсменов на фоне использования аудиовизуального воздействия с помощью майнд-машины. 
     Гипотеза исследования: предполагалось, что аудиовизуальная стимуляция способствуетросту работоспособности, ускорению процесса восстановления сил на протяжении всего тренировочного процесса и способствует значительному повышению соревновательного результата, что может быть наглядной альтернативой применению допинга в спорте.
     Цель работы: исследование возможности использования аудиовизуальной стимуляции в антидопинговом сопровождении тренировочного процесса.
     Задачи исследования: 
     1. Провести анализ научно-методической литературы по вопросу исследования.
     2. Проанализировать общепринятые методы восстановления и повышения работоспособности у гребцов-каноистов.
     3. Исследовать влияние аудиовизуальной стимуляции на организм спортсменов.
     4. Экспериментально показать эффективность применения аудиовизуальной стимуляции как метода повышения и восстановления работоспособности спортсменов в гребле на каноэ.
Методы исследования: 
* теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы; 
* педагогические наблюдения; 
* педагогический эксперимент; 
* математическая обработка полученных данных.








Глава 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1. Антидопинговое сопровождение тренировочного и соревновательного процесса: современное состояние и проблемы
     
     Существует два взгляда на антидопинговое сопровождение. Первый (более узкий и распространенный) - это общепринятые пробы на допинг, вычисление недобросовестных спортсменов и отстранение их от соревновательной деятельности в случае подтверждения употребления допинга. Но есть и второй взгляд на антидопинговое сопровождение более широкий и малоизвестный - это сопровождение спортсмена с помощью медико - биологических исследований, влияние на спортсмена с помощью незапрещенных методов путем активации внутренних резервов организма, что не вредит здоровью.  
     Второй взгляд (которого придерживаемся и мы) основывается на  главных документах, регламентирующих антидопинговую деятельность на национальном и международном уровне: Федеральныи? закон России?скои? Федерации от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физическои? культуре и спорте в России?скои? Федерации", Кодекс Всемирного антидопингового агентства, Международная конвенция ЮНЕСКО о борьбе с допингом в спорте.
     Федеральныи? закон России?скои? Федерации от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физическои? культуре и спорте в России?скои? Федерации".
     Закон опубликован: 8 декабря 2007 г., вступил в силу:1 января 2008 г.
     Федеральныи? закон устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области физическои? культуры и спорта в России?скои? Федерации, определяет основные принципы законодательства о физическои? культуре и спорте.
     Статья 8. Полномочия субъектов России?скои? Федерации в области физическои? культуры и спорта
     Пункт 4. б) материально-техническое обеспечение, в том числе обеспечение спортивнои? экипировкои?, финансовое, научно-методическое, медико- биологическое, медицинское и антидопинговое обеспечение спортивных сборных команд субъектов России?скои? Федерации;
Статья 26. Противодеи?ствие использованию допинговых средств и (или) методов в спорте
     Пункт 3 Меры по противодеи?ствию использованию допинговых средств и (или) методов представлены на (Рис. 1)
Рис.1. Меры по противодействию использованию допинговых средств и (или) методов
     Учитывая пункт 7. проведение антидопинговои? пропаганды в средствах массовои? информации; и пункт 8. проведение научных исследовании? в области разработки новых методов допингового контроля; в нашем исследовании мы решили уделить внимание инновационной методике аудиовизуальной стимуляции которая может быть альтернативой допингу.
     
1.2. Теоретические аспекты изучения вопроса аудиовизуальной стимуляции

	Мозг человека – великое создание природы, сложнейший инструмент для решения жизненных задач. В головном мозге сотрудничают миллиарды нервных клеток, создавая еще большее количество нервных связей. Познание законов функционирования мозга стало вызовом, который человек бросил природе, чтобы доказать свою человеческую сущность.
	В современной спортивной психологии для повышения результативности деятельности активно используется метод стимуляции сенсорных анализаторов, в том числе, и метод комплексной светозвуковой стимуляции АВС. Посредством такой стимуляции оказывается влияние на уровень активации коры через модулирующие системы мозга, которые определяют психофизическое состояние человека. Вариантом активации сенсорных каналов является метод аудиовизуальной стимуляции - ABC. Можно отметить, что люди инстинктивно стремятся к аудиовизуальной и тактильной стимуляции природными факторами, например, сосредоточиваются на бликах пламени костра, свечи или камина (визуальная стимуляция), звуках, воспроизводимых потрескиванием дров в костре, шуме водопада – аудиостимуляция (Москвина, Москвин, 2009). 
 	Первые данные о методе АВС появились в США в середине 50-х годов, а данные об использовании ABC в спортивной практике появились в середине 80-х годов прошлого столетия. До этого времени спортивными психологами и тренерами предпринимались попытки использовать технологии на основе биологической обратной связи, медитативные техники и другие технологии (чтобы помочь спортсменам достичь оптимального психофизического состояния), однако они не всегда оказывались успешными. Появление портативных устройств и высокоэффективных технологий их применения, позволяющих достигать заметных результатов при проведении ежедневных относительно непродолжительных (до 20 мин) процедур ABC, существенно изменили отношение к ним не только спортивных психологов и тренеров, но и самих спортсменов. Стало возможным, используя всего лишь очки со светодиодами и наушники, эффективно моделировать различные состояния, например, глубокой релаксации.  Устройства ABC могут быть полезны для повышения концентрации внимания, сосредоточенности, формирования воли к победе в ходе спортивных соревнований, а также для улучшения пиковой работоспособности за счет активации и высвобождения скрытых резервов. Один из возможных вариантов применения ABC предполагает дополнительное использование активирующих программ, демонстрирующих на экране дисплея примеры пиковой спортивной деятельности. Такие программы могут демонстрироваться после предварительной десятиминутной а-стимуляции с ускорением во второй половине сеанса АВС частоты от а- до (3-ритма для достижения состояния активации и возбуждения, во время которого спортсмен должен ощущать себя победившим на соревновании. Это позволяет спортсмену испытывать процесс вхождения в состояние высокой степени готовности к действиям. 
 	Известно, что, когда спортсмены достигают пика спортивной формы (ПСФ), у них возникает особое психофизиологическое состояние взаимодействия тела и сознания, которое позволяет непринужденно и легко достигать высоких уровней работоспособности. По самоотчетам спортсменов происходит изменение временной перспективы, их сознание заполнено только тем, что происходит в настоящем, в данный момент (нет никаких мыслей о том, что было раньше или что должно произойти в будущем). Происходит полная концентрация на том, что происходит здесь и сейчас. Говоря о времени, они отмечают, что оно как будто останавливается, а их действия происходят в замедленном движении. Спортсмены, достигшие ПСФ, настолько целеустремлены, что они не отвлекаются ни на что в то время, когда они достигают очень высоких уровней работоспособности и выполняют опасные спортивно-технические приемы. Многое из описаний спортсменами своего состояния кажется очень необычным. Возникающие ощущения трудно описать и еще труднее осознать и прочувствовать. Например, теннисисты сообщают, что при ПСФ теннисный мяч становится большим и кажется, что он летит замедленно (несмотря на то, что его действительная скорость составляла около 85 миль в час). Игрок в гольф говорит об увеличении лунки. Гимнасты, чувствуя себя подобным образом, выполняют очень опасные упражнения - они представляют свои действия как бы в замедленном исполнении, что позволяет избегать ошибок при их реализации. Такие искажения и последующие расширенные уровни понимания могут встречаться только тогда, когда сознание и тело находятся в состоянии полной отрешенности от окружающего мира.
 Состояния ПСФ позволяет говорить о следующих его характеристиках:
 -спокойное сознание и относительно расслабленное тело, описываемое как спокойная настороженность. Это особое состояние, когда тело и сознание функционируют как одно целое в одно время, независимо от любых внешних вмешательств или внутренних ощущений. Возникает чувство легкости работы, спортсмен отрешен от внешнего влияния и внутренних желаний;
 -высокое значение соотношения уровней сигнал/шум. Сигнал, который значим для спортсмена, является объектом концентрации внимания и распознается лучше, чем все остальные сигналы. Концентрация внимания на значимом объекте выдвигает на первый план более тонкие его аспекты, заставляя казаться их большими и замедленными. (Пример этого - игрок бейсбола, который заявляет, что может видеть швы на движущемся мяче со скоростью около 100 миль в час);
 -полная фокусировка на существующем моменте, в основе которой лежит способность абстрагироваться от любых мыслей о прошлом или о будущем и фокусировать сознание полностью на существующем моменте, на выполнении конкретной задачи. Москвина Н. В., Москвин В. А. Журнал Спортивный психолог №3 2009, Страницы: 55-60   Метод аудиовизуальной стимуляции как способ психофизиологической подготовки спортсменов
 	Многие заболевания нервной системы сопровождаются нарушениями ЭЭГ, разбалансировкой биотоков. Мозг такого человека подобен разрегулированному телевизору – все блоки целы, а изображения нет или оно идет с искажениями. Появляется раздражительность, колебания настроения, безразличие к жизни, беспокойный сон. Нарушения накапливаются и перерастают в неврозы, психосоматические заболевания. На эти расстройства можно влиять, используя технологии альфа-, бета-, тета- или дельта-ритмов. С этой целью учеными были созданы специальные приборы, «умные машины», с набором необходимых программ, ритмов мозга. Помня о том, что вся информация поступает в мозг через органы чувств, были созданы программы для нормализации функции внутренних органов и систем организма. При лечебной стимуляции слуха, зрения (аудиовизуальная стимуляция) идет воздействие на лимбико-ретикулярную формацию ствола мозга, где расположены почти все жизненно важные центры. Таким образом, ритмическая аудиовизуальная стимуляция – это воздействие стимулами различных модальностей (световыми, звуковыми) на частоте здоровых биоритмов мозга, что позволяет воздействовать на биологическую активность мозга и состояние сознания. Она абсолютно безопасна, ее можно использовать даже для детей. В основе метода лежит процесс «обучения» головного мозга, его способность исправлять патологические ритмы (тревожность, угнетенность, раздражительность) и настраиваться на естественные положительные ритмы. Особенность и уникальность применяемой методики в том, что она проводится с использованием направленной визуализации на фоне трансового состояния сознания.
 	Во время сеанса у пациента возникает состояние мышечного расслабления – это позволяет эффективно использовать биостимуляцию совместно с внушением программы здоровья. Биостимуляция повышает качество трансового состояния, а внушение усиливает лечебный эффект стимуляции. [Донской Д.И.  канд. мед.наук «Что такое аудиовизуальная стимуляция мозга?»]
 	Олимпийская конькобежка Christine Boudrais использовала метод ABC для того, чтобы справиться с эмоциональным потрясением, возникшим во время несчастного случая в ходе соревнований, когда другая конькобежка столкнулась с нею и травмировала ее. Опасения, связанные с возможностью повторения этого эпизода, часто посещали ее и мешали тренировкам и выступлениям. Использование ABC помогло ей вернуться на лед с новыми силами и выиграть в Лиллихаммере в 1992 г. серебряную медаль. Золотой медалист Олимпиады в Сиднее Richard Faulds также считает, что своим успехом он обязан ABC. После прохождения обучения методом АВС Richard Faulds научился контролировать свой а-ритм, что (как он сам считает) усилило его способность к концентрации и принесло ему золотую медаль. Москвина Н. В., Москвин В. А. Журнал Спортивный психолог №3 2009, Страницы: 55-60   Метод аудиовизуальной стимуляции как способ психофизиологической подготовки спортсменов
  Комплексное использование ритмовоздействия в спектре частот естественных электроэнцефалографических процессов вместе с цветотерапевтическим воздействием при предъявлении семантически значимых образов, при соответствующей организации сеанса, существенно повышает эффективность влияния на психофизиологическое состояние человека.
     	Данный метод отвечает требованиям современной психотерапии, учитывающей наличие в этиопатогенезе биологического, психологического и социального факторов, каждый из которых нуждается в корригирующих воздействиях, соответствующих его природе.
     	Комплексная аудиовизуальная стимуляция применяется для избавления от гипертонии, стенокардии, язвенной болезни, бронхиальной астмы, синдрома предменструального напряжения, бессонницы, депрессии, хронической усталости, алкогольной и наркотической зависимостей. Комплексная аудиовизуальная стимуляция является мощным средством саморазвития и самопознания личности. Достижение оптимальных состояний сознания с помощью комплексной аудиовизуальной стимуляции используется при подготовке спортсменов к соревнованиям, при изучении незнакомых понятий, иностранных языков, для медитации.
     	Сеансы могут проводиться в групповом варианте с использованием мультимедийного проектора и большого экрана в затемненном помещении. Для проведения сеансов используются различные конфигурации оборудования - комплекты для аудиовизуальной стимуляции. 
     	Метод комплексной аудиовизуальной стимуляции включает несколько сочетанных механизмов воздействия.
     	1. Ритмовоздействие на зрительный и слуховой анализаторы в спектре частот естественных электроэнцефалографических процессов оптимизирует нервные процессы в коре головного мозга, устраняя предпосылки для функционирования генераторов патологически усиленного возбуждения.  Целенаправленное формирование уровня мозговой активности за счет ритмовоздействия позволяет использовать его в качестве средства повышения восприимчивости к предъявляемым цветовым образам.
     	При электроэнцефалографических исследованиях установлено, что электрическая мозговая активность способна следовать за различными ритмичными стимулами, например, световыми вспышками, звуковыми щелчками, или бинауральными биениями, если частота следования стимулов находится в рамках естественного диапазона частот электрических потенциалов мозга (0,5-42 Гц). Данный эффект получил название синхронизации мозговых волн и используется для функциональной тренировки нервной системы с целью достижения необходимых состояний. Для эффекта усвоения и удержания вызываемого психоэмоционального состояния пациенту требуется не менее десяти регулярных сеансов.
     	2. Цветотерапевтическое воздействие основано на том, что доминирующая цветовая гамма красно-желтой части спектра вызывает активацию симпатической нервной системы и тормозит парасимпатическую нервную систему. Доминирующая цветовая гамма сине-зеленой части спектра оказывает депрессирующее действие на симпатическую нервную систему и активирующее на парасимпатическую нервную систему. 
     В связи с этим, состояния напряжения, тревоги могут корректироваться предъявлением образов с доминирующей сине-зеленой цветовой гаммой, а состояния со снижением настроения, энергичности, активности - предъявлением образов с доминирующей красно-желтой цветовой гаммой. Определенные цветовые оттенки, используемые в программах серии AUDIO-VISUAL DVD RELAX SYSTEM, обладают специфическим психологическим воздействием в соответствии с психотерапевтическими целями. Совместное использование ритмовоздействия в спектре частот естественных электроэнцефалографических процессов и цветовых образов обеспечивает взаимное усиление заданных эффектов.
     	3. Использование визуальных и звуковых образов в рамках психотерапевтического воздействия в комплексной аудиовизуальной стимуляции позволяет включить в психотерапевтический процесс ассоциативные связи и творческое воображение. Нейроны головного мозга могут образовывать нейронные ансамбли, с помощью которых мозг кодирует информацию о внешнем мире. Нейронный ансамбль это множество нейронов, связанных между собой взаимными возбуждающими связями. Он обладает свойством возбуждаться целиком, когда в его составе возбужденной оказывается только часть нейронов. Формировать такие ансамбли оказалось возможным путем предъявления человеку особых зрительных и звуковых образов, а также путем запоминания на подсознательном уровне слов и фраз, носящих характер установок. Задействование высших психических функций не только усиливает эффект текущего ритмо- и цветотерапевтического воздействия, но и позволяет отреагировать проблемные воспоминания, вскрыть механизмы психологической защиты на довербальном уровне. 
     	4. Использование измененного состояния сознания, возникающего у пациента под влиянием непривычной сенсорной стимуляции, повышает суггестивность воздействия слов специалиста на пациента. 
     	5. Моделирование заданного психоэмоционального состояния в повседневной жизни. Образы, моделирующие определенное психоэмоциональное состояние человека, будучи многократно предъявлены пациенту на фоне ритмовоздействия в спектре частот естественных электроэнцефалографических процессов хорошо запоминаются. Такие образы-метафоры становятся опорной точкой для воспоминаний пациента, легко воспроизводятся пациентом в повседневной жизни, вызывая по механизму внутреннего якоря состояния, близкие тем, что возникали в процессе занятий комплексной аудиовизуальной стимуляцией. Пациент приобретает новый когнитивный стиль изменения своего состояния в жизненных ситуациях, вызывавших ранее психоэмоцинальные затруднения. Воздействие в методе комплексной аудиовизуальной стимуляции является многоуровневым.
     1. Физиологический уровень.
     На физиологическом уровне оказывает влияние доминирующая цветовая гамма визуальных стимулов, теморитм и ладотональность музыкальных композиций. На этом же уровне осуществляется ритмовоздействие на зрительный и слуховой анализаторы в спектре частот естественных электроэнцефалографических процессов с целью вызвать синхронизацию мозговых волн для достижения заданного состояния. Доминирующая цветовая гамма, темпоритм и ладотональность музыкальных композиций, ритмическая пульсация в визуальном и аудиальном канале восприятия являются непрямыми синергистами.
     2. Когнитивный уровень.
     Использование метафорических образов и музыки в рамках психотерапевтического воздействия в комплексной аудиовизуальной стимуляции позволяет включить в психотерапевтический процесс ассоциативные связи и актуализовать различные когнитивные стили. Аудиовизуальные образы выбираются как метафоры, моделирующие определенное психоэмоциональное состояние человека, опираясь на символическое и архетипическое значение. Метафорические образы являются прямыми синергистами символическим значениям доминирующей цветовой гаммы.
     3. Поведенческий уровень.
     Описательная часть программ серии AUDIO-VISUAL DVD RELAX SYSTEM, содержащая текст и графические иллюстрации по использованию, позволяет пациенту самостоятельно сформировать алгоритм действий, применимый в домашних условиях для обеспечения регулярных тренировок по управлению психоэмоциональным состоянием. Простота использования программ серии AUDIO-VISUAL DVD RELAX SYSTEM на бытовой видеотехнике, не требующая специальной подготовки персонала, отсутствие жестких требований к месту проведения сеанса делают возможным использовать указанный метод не только в медицинском учреждении, но и в домашних условиях. Таким образом, пациент, получив на руки DVD-диск с программой серии AUDIO-VISUAL DVD RELAX SYSTEM и задание от специалиста, может приступить к самостоятельной работе. Бытовая видеотехника с использованием программ серии AUDIO-VISUAL DVD RELAX SYSTEM становится домашним тренажером нервно-психических функций пациента. В ежедневном распорядке пациента формируется поведенческий стереотип, связанный с тренировкой по управлению своим психоэмоциональным состоянием.
     4. Социальный уровень.
     Перенесение занятий по коррекции психоэмоционального состояния из лечебного учреждения в домашние условия приводит к изменению образа жизни пациента. Пациент регулярно, ежедневно самостоятельно проводит занятия, что вызывает неизменный интерес у ближайшего социального окружения. Близкие начинают с уважением относиться к стремлению пациента изменить свое состояние, что благоприятно сказывается на его отношениях с ближайшим социальным окружением. В связи с тем, что домашние занятия проводятся с использованием аудиовизуальных стимулов, занятия являются зрелищными (в отличие от аутогенной тренировки, или медитативных психотехник), а потому понятными окружающим. Близкие имеют возможность наблюдать за занятиями пациента, часто сами вовлекаются в процесс тренировки нервнопсихических функций.
     	Метод проведения психофизиологического тренинга с использованием комплексной аудиовизуальной стимуляции является патентованным способом целенаправленного изменения психоэмоционального состояния человека (патент РФ № 2407432).  Метод комплексной аудиовизуальной стимуляции рекомендован к применению для лечения психосоматических заболеваний Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.  http://www.mentalritm.ru/pages/techabc.html

     1.3. Майнд-машины в системе подготовки спортсменов: перспективы использования в качестве альтернативы допингу
    
    Коррекция психофизиологического состояния является одним из действенных способов приведения в согласие выраженности и направленности эмоций как проявления аффективно-когнитивного процесса, реализуемого различными мозговыми структурами (лобной корой, гиппокампом, гипоталамусом и миндалиной), оптимизации уровня активации мозговых структур, межсенсорного взаимодействия, а также функционального состояния нервно-мышечной системы и систем вегетативного обеспечения с целью минимизации реальных энергетических затрат, на фоне которых происходит интеллектуально осознанная, социально обусловленная предметно-исполнительская деятельность человека, в том числе и спортивная деятельность или, наоборот, с целью вскрытия в периоды экстремального реагирования общего резерва адаптации организма, находящегося под защитой вегетативной нервной системы, например, в процессе соревнований. Известно множество примеров из жизни обычных людей, которые внезапно превращались в героев в стрессовой ситуации (в результате перехода от гипопробужденного состояния в состояние пиковой деятельности), и наоборот имеется не меньше примеров, когда спортсмены, показывающие высокие результаты в предсоревновательный период, не могли подтвердить их в официальных соревнованиях. 
    Состояние недостаточного возбуждения, часто квалифицируемое как “предстартовая апатия”, возникает из-за снижения уровня мотивации и проявляется снижением воли к победе с потерей способности к физической самоотдаче. Столь же нежелательным является и избыточное возбуждение, которое на психологическом уровне формируется гипертрофированным желанием победить, которое, в свою очередь, порождает страх совершения ошибок. Обычно такое состояние квалифицируют как “предстартовая лихорадка”. 
    Одной из причин развития этих состояний является то, что спортсмены тренируются в условиях, когда оптимальное состояние пиковой результативности достигается в процессе тренировочных занятий, не отягощенных достаточным образом обстановочными ситуациями. Между тем в день соревнования (или большого события) отвлекающие моменты, такие как присутствие соперников, операторских групп, транспортных средств, знаменитостей, больших толп людей, шум, предвкушение завоевания “больших денег”, “очередной, такой необходимой победы” и т. п., очень часто не позволяют спортсмену сосредоточиться в должной мере на выполнении предстоящей задачи. В таких случаях при достаточной мотивации и наличии психофизических резервов спортсмены стремятся компенсировать изъяны психического статуса избыточной активацией коры головного мозга, прежде всего для повышения соотношения сигнал/шум. Однако такой перевод организма в гиперпробужденное состояние не позволяет спортсмену развить пиковую работоспособность, так как уводит его из состояния, при котором оптимальным способом осуществляется поведенческая деятельность. Для компенсации состояния перевозбуждения спортсмен может стремиться к слишком поспешному завершению маневра или дистанции, утрачивая при этом координацию и чувство времени. В таком состоянии спортсмен слишком физически и мысленно “скован”, чтобы функционировать в состоянии пиковой результативности. Это гиперпробужденное состояние активации негативно влияет на поведение спортсмена, становящееся подобным поведению людей с нарушением дефицита внимания, для которых характерны отвлеченность, импульсивность, гиперфункция. Высокая активация может также преждевременно утомлять спортсменов. У них могут возникать подергивания мышц прежде, чем они начинают “игру” ими. Было слишком много случаев, когда психическое напряжение, сопровождающее официальные соревнования или Олимпийские игры, приводило первоклассных спортсменов к поражению. 
    И, тем не менее, следует констатировать, что по мере увеличения возбуждения у каждого спортсмена, независимо от его подготовки, постепенно суживается зона восприятия сигналов и снижается способность к концентрации внимания на предметно-исполнительской деятельности. Динамика этих процессов наглядно демонстрируется рис. 2.
    
    Рис. 2. Характеристика взаимообусловленности зоны оптимального функционирования организма спортсмена от уровня внимания и возбуждения (цит. по книге: «Тренировка воли: Полная концентрация», 1997)
    
    Если возбуждение продолжает нарастать, сужение.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44