VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Исполнительная власть, понятие, принципы, субъекты

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K007391
Тема: Исполнительная власть, понятие, принципы, субъекты
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский Федеральный университет» 

				Юридический институт 

Кафедра

Административного и финансового права 





КУРСОВАЯ РАБОТА (ПРОЕКТ)

по дисциплине: 

«Административное право» 

на тему: 

«Исполнительная власть: понятие, принципы, субъекты»



                                                                                            Выполнила: 

Дмитриева Ирина Александровна 

                                                  студентка 2 курса 

                                                         группы ЮРП-б-о-15-9

                                                                     направления (специальности) 

                                              юриспруденция 

                                                           Очной формы обучения 

                                                                  ________________________ 

				(подпись) 

                                                                                          Руководитель:

                                   Светличная Татьяна Борисовна 

доцент кафедры административного и финансового права

(ФИО, должность, кафедра) 



Работа допущена к защите _______________________ ______________ 

(подпись руководителя)         (дата) 

Работа выполнена и 

защищена с оценкой _________________________ 



Дата защиты______________ 



Члены комиссии: ________________ __________ _______________                                      (должность)         (подпись)     (И.О. Фамилия)





________________ _______________ _______________ 

________________ _______________ _______________ 

________________ _______________ ______________

              Ставрополь, 2016 г. 

        Содержание

Введение…………………………………………………………………………...…3

1. Понятие и функции исполнительной власти……………………………………7

        1.1 История исполнительной власти Российской Федерации....…………….7

        1.2 Компетенция исполнительной власти....………………………………...13

2. Субъекты исполнительной власти……………………………………………...19

        2.1 Органы исполнительной власти………………………………………….19

        2.2 Принципы организации и функционирования органов исполнительной 

              власти Российской Федерации......................................………………….24

Заключение………………………………………………………………………….33

Список использованных источников……………………………………………...35                                                                                        































Введение

В условиях преобразований, проводимых в России в политической, экономической и социальной сферах, перестраивается и исполнительная власть, по-прежнему выполняющая огромный объём работы в сфере управления государственными делами. Об изменениях свидетельствует указ Президента от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Состояние дел в сфере исполнительной власти освещается во всех средствах массовой информации: в политических ток-шоу, на радио, во многих печатных изданиях. 

Россия согласно Конституции является федеративным государством, это говорит о том, что государственная власть в ней осуществляется как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации. Из этого следует, что федеративный характер государства говорит о сложных взаимоотношениях между носителями публичной власти и обусловливает децентрализацию государственного управления. 

В соответствии со ст. 11 Конституции РФ 1993г. Правительство осуществляет государственную власть в Российской Федерации наряду с Президентом, Федеральным собранием и судами Российской Федерации. А согласно ст. 110 Конституции федеральное Правительство осуществляет исполнительную власть Российской Федерации. Из содержания этих положений ясно, что Правительство – высший орган исполнительной власти. 

Принятая Конституция весьма существенно изменила статус Правительства, повысив его, а также закрепила его самостоятельность. 

Одной из основных функций Правительства является функция исполнения федеральный законов, систематический контроль за их исполнением органами исполнительной власти всех уровней и принятие необходимых мер по устранению допущенных нарушений. Данная задача пронизывает деятельность Правительства, предопределяет содержание и характер его полномочий, под законность его решений, т.е. принятие их на основе и во исполнения Конституции, федеральных законов и указов Президента. 

Актуальность темы исследования связана с тем, что с принятием новой Конституции, Правительство вышло из своеобразного двойного подчинения. Однако в настоящее время многие полномочия Президента непосредственно касаются деятельности Правительства и органов исполнительной власти. За Президентом сохранились мощные рычаги воздействия на Правительство путем персональных назначений членов Правительства и принятия необходимых решений, в том числе в сфере исполнительной власти. 

Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство РФ. Правительство возглавляет единую систему исполнительной власти России. Правительство – федеральный орган исполнительной власти общей компетенции, так как в процессе его деятельности воплощаются все функции государства. Правительство организует исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных и федеральных законов, нормативных указов Президента, а также международных договоров, осуществляет систематический контроль за их Исполнением иными федеральными органами исполнительной власти (министерствами, федеральными агенствами) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принимает меры по устранению нарушений федерального законодательства.

Статус Правительства (его состав, структура, порядок формирования и компетенция, а также отношения с другими государственными органами, организация и обеспечение деятельности) определяется Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» 1997 г., федеральными законами, нормативными указами Президента.

Правительство в своей деятельности руководствуется принципами верховенства Конструкции Российской Федерации, федеральных конституционных и федеральных законов, принципами народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности, обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Российское Правительство – коллегиальный орган. В его состав входят Председатель Правительства Российской Федерации, его заместители, федеральные министры.

Объектом исследования являются общественные отношения в сфере исполнительной власти.

Предметом курсовой работы являются нормативно-правовые акты, регулирующие органы исполнительной власти.

Цель курсовой работы: изучить понятие, признаки и функции исполнительной власти.

Задачи:

1. Рассмотреть основные подходы к изучению содержания, признаков и функций исполнительной власти Российской Федерации

2. Изучить субъекты исполнительной власти

3. Выявить принципы организации и функционирования исполнительной власти Российской Федерации.

Методы исследования: анализ литературных источников, синтез полученных знаний, индукция, дедукция, описательный метод.

Научная новизна: в курсовой работы комплексно проанализированы особенности принципов экологического права.

Теоретическая значимость исследования: результаты работы можно использовать для дальнейшего исследования темы.

Практическая значимость результатов исследования. Сформулированные положения  могут применяться при чтении лекций учебного курса.








Понятие и функции исполнительной власти



1.1 История исполнительной власти Российской Федерации

          Понятие «исполнительная власть» активно употребляется в учебной и научной литературе и довольно часто используется в нормативных документах, что требует проведения концептуального анализа данной категории для включения ее в категориальный аппарат, применяемый в правотворчестве. Конституционное закрепление системы разделения властей и определение исполнительной власти как   самостоятельной ее ветви создало легальную базу существования понятия «исполнительная власть». Однако в отечественной и зарубежной учебной и научной литературе нет единства в понимании содержания и сущности исполнительной власти.

Ряд ученых понимает под исполнительной властью в широком смысле систему органов государственной власти, осуществляющих в процессе исполнения законов практическое управление обществом и исполняющих для этого в предусмотренных законом случаях административное принуждение.

По	мнению В.В. Лазарева, исполнительная власть является ветвью государственной власти, выраженной системой органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление делами общества, обеспечивая его поступательное развитие на основе законодательства Российской Федерации и самостоятельной реализации государственно-властных полномочий исполнительно-распорядительного характера. 

Другие авторы считают, что исполнительная власть не может пониматься как система органов государственной власти, призванных осуществлять исполнительную деятельность, так как в этом случае к ним можно отнести такие органы, как избирательные комиссии, хотя последние организационно не включены в систему органов исполнительной власти.

Так, по мнению некоторых ученых, объединять все указанные выше органы, осуществляющие исполнительную власть, в единую систему неправильно, поскольку они наделены не совпадающими по своему содержанию полномочиями. Сторонники данной позиции считают, что исполнительная власть является производной от государственногоуправления, которое представляет собой вид государственной деятельности, в рамках которой и реализуется исполнительная власть. В данном контексте исполнительная власть представляет собой систему органов государственной власти, обладающих совокупностью управленческих полномочий.

В отличие от европейских государств, где власть развивалась в направлении  парламентаризма  и  демократии,  Российская империя на  протяжении  ХVIII-ХIХ вв. оставалась оплотом абсолютизма,  власть царя не  ограничивалась никакими  выборными  органами. Царю вменялось в обязанность неукоснительно соблюдать закон о престолонаследии  и  исповедовать православную веру.

По мере  развития общества  власть всё более  нуждалась в исполнительных органах,  деятельных и  наиболее  приспособленных к проведению в жизнь её предначертаний. На  рубеже  ХVIII и  ХIХ вв. в России  появляется министерская система  как форма  организации  высших органов государственного управления,  основанная на  принципе  единоначалия. Номинально должность министра  появилась при  Павле  I (в 1797 г. министр уделов,  в 1800 г. министр коммерции). В  1802 г. был принят манифест «Об учреждении  министерств». Существовавшие  ранее  коллегии  первоначально не  были  ликвидированы – они  были  включены в министерства,  сохранив организационную самостоятельность. С середины 1803 г. коллегии  постепенно реорганизованы в департаменты и  другие  подразделения министерств.

В первой половине  XIX в. Россия оставалась абсолютной монархией,  для которой было характерно: разделение  власти  на  уровни,  которые  обеспечивали  решение  одних и  тех же  задач управления,  дублирование  ответственности  правительственных чиновников,  крайне  высокая степень централизации,  бюрократизации  и  милитаризации  аппарата  управления. 

В октябре  1905 г. под влиянием революции  царизм декларировал ответственность министерств перед государственной Думой. Но фактически  министерства  оставались в полном подчинении  императору.

Конституция 1906 г. предоставила  весьма  ограниченные  представительные  права  вместе  с декларированным избирательным законом. В 1917 г. Временное  правительство подготовило систему почти  всеобщего представительства  через выборы в Учредительное  собрание,  но как оказалось,  то был конец,  нежели  начало,  представительного правления в России.

По мере  развёртывания гражданской войны всё более  усиливалась тенденция подмены государственных органов партийными. Органы исполни  тельной власти  всё больше  подменяли  собой власть законодательную. Монополия РКП(б) на  власть,  сращивание  партийных и  государственных органов привели  к отождествлению диктатуры пролетариата  и  партийной диктатуры.

В 1992-1993,  российская государственность в своем высшем эшелоне  была  представлена  тремя ветвями  власти: законодательной (Съезд народных депутатов России  и  избираемый им Верховный Совет),  исполнительной (Президент и  назначаемое  им правительство,  председатель правительства  утверждался Съездом народных депутатов по представлению Президента) и  судебной с венчающим её Конституционным судом.

Ст. 10 Конституции РФ закрепляет такой признак исполнительной власти, как ее самостоятельность (наряду с законодательной и судебной). Однако акцентирование внимания на независимости исполнительной власти вряд ли оправдано в силу подзаконного характера ее деятельности и необходимости постоянного систематического контроля за осуществлением исполнительной власти со стороны двух других ветвей власти и главы государства во избежание разбалансировки принципа разделения властей. Так, Конституционный Суд РФ наделен полномочиями по осуществлению контроля за конституционностью нормативных правовых актов Правительства РФ и аналогичных ему органов общей компетенции субъектов Российской Федерации. Но в то же время никакой другой орган государственной власти или местного самоуправления не имеет права ни вторгаться в деятельность исполнительной в ласти, осуществляемую в рамках ее компетенции, ни подменять последнюю.

В.В. Лазарев указывает на вторичный производный характер исполнительной власти, ее универсальность и предметный характер регулирования. Кроме того, структура, основы правового статуса и полномочия исполнительной власти, ее ответственность могут определяться исключительно законом. Всеобъемлющий и предметный характер исполнительной власти достигается посредством существования огромного чиновничьего аппарата, в руках которого находятся значительные организационнофинансовые ресурсы, и непрерывным характером ее осуществления.  

По мнению Д.Н. Бахраха, важную роль играет административный характер исполнительной власти. Раскрывая ее понятие, он отдает предпочтение термину «административная власть». Автор ведет речь как раз об исполнительной власти, так как трактует термин «административная власть» в двух основных аспектах: юридическом, когда под ним понимается право и возможность субъектов управлять кем-либо, подчинять своей воле других людей, издавать акты, осуществлять организаторскую работу, и политологическом, при котором данный термин охватывает комплекс политико-правовых явлений, аппарат государственного управления и компетенцию его органов и служащих. 

Важное значение в понимании сущности исполнительной власти имеет признак возможности принудительного обеспечения выполнения государственно-властных предписаний органов исполнительной власти и применения к нарушителям мер государственного принуждения. Данный признак присущ и другим ветвям власти, но лишь исполнительная власть обладает реальным репрессивным аппаратом применения государственного воздействия, которое должно осуществляться лишь в законно установленных форме и порядке (в противном случае данные меры составляют административный произвол).

Немаловажную роль играет признак системности исполнительной власти. Он имеет конституционное обоснование согласно ст. 77 Конституции РФ, закрепляющей единую систему исполнительной власти в стране. Исходя из данного положения, академик Боголепов В.П. выводит признак структурированности исполнительной власти. Действительно, несмотря на переход российской экономики на рыночные отношения, структура исполнительной власти охватывает регулирование практически всех отраслей народного хозяйства, с каждым годом усложняя и увеличивая систему прямых и косвенных методов воздействия на граждан и юридических лиц в хозяйственной, производственной и социально-культурной сфере.

Для обеспечения максимально эффективного регулирования экономики органы исполнительной власти наделены большими организующими полномочиями по практическому осуществлению законов, поддержанию рыночных отношений и конкуренции, налаживанию общественных связей и отношений во всех сферах общества. В связи с этим Ю.Н. Старилов подчеркивает, что именно исполнительная власть обеспечивает государственное и местное управление, общественную безопасность, правопорядок и практическую деятельность органов законодательной и судебной власти.

На основании изложенного исполнительную власть можно определить как самостоятельную и независимую в рамках принципа разделения властей ветвь государственной власти, носящую всеобъемлющий, предметный и организующий характер, структурированную в единую систему органов исполнительной власти, обеспечивающих исполнение и реализацию законов законно установленными формами, порядком и методами в пределах своих полномочий.





1.2 Компетенция исполнительной власти

Исполнительная власть всегда осуществляется системой органов (даже в рамках одной территории) и, в отличие от власти законодательной, выстроена на основании административного соподчинения национальных, субнациональных и местных органов власти. Такое соподчинение объективно необходимо, во всяком случае в части реализации общенационального законодательства. При этом внутрисистемные взаимоотношения между различными органами исполнительной власти могут затрагивать и распределение полномочий среди уровней властвования, и формы представительства территориальных интересов на национальном уровне.

Отмечается еще одно известное отличие исполнительной власти от законодательной — весьма скромный уровень (объем) закрепления правового статуса органов исполнительной власти в конституциях. И даже самые пространные конституции не дают полного представления о функционировании многоуровневой системы (или систем) органов исполнительной власти, которые развиваются через сложные схемы межуровневых отношений и соглашений, идущих вне конституционного дизайна, при этом при любых подходах к этому дизайну. .

Правительство Российской Федерации  несет ответственность за  свою деятельность перед Президентом и  Государственной Думой. В Российской Федерации  (как уже  подчеркивалось) складывается смешанная форма  правления,  которая сочетает в себе  способы взаимодействия высших органов власти,  характерные  как для парламентарной,  так и  президентской республик. Хотя по Конституции  Президент провозглашается главой государства,  он осуществляет и  некоторые  полномочия руководителя исполнительной власти,  в том числе  обеспечивает согласованное  функционирование  и  взаимодействие  Правительства  и  других органов государственной власти.

Если  Президент Российской Федерации  в соответствии  с Конституцией определяет основные  направления внутренней и  внешней политики  государства,  то на  Правительство РФ возлагается конкретная реализация этой политики. Председатель Правительства  РФ в соответствии  с Конституцией,  федеральными  конституционными  и  федеральными  законами  и  указами  Президента  формирует стратегию федерального органа  исполнительной власти.

Президент и  Правительство обеспечивают совместное  осуществление  полномочий федеральной государственной власти  на  всей территории  страны,  проводя,  например,  контроль за  исполнением федеральных конституционных и  федеральных законов,  актов Президента  и  Правительства  РФ.

Постановления и  распоряжения Правительства  в случае  их противоречия Конституции,  федеральным конституционным и  федеральным законам и  указам Президента  могут быть отменены Президентом РФ.

В случаях,  предусмотренных Конституцией,  Председатель Правительства  Российской Федерации  временно исполняет обязанности  Президента  России.

Конституция Российской Федерации  предусматривает осуществление  Государственной Думой парламентского контроля за  деятельностью Правительства. В Конституции,  федеральных конституционных и  федеральных законах,  Регламенте  Государственной Думы предусмотрены формы такого контроля.

Рассмотрим пример из судебной практики. Д. обратилась в суд с исковым заявлением к Правительству Ставропольского края и Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края о признании отсутствующим ограничения (обременения) земельного участка, признании недействительным Распоряжения Правительства Ставропольского края в части, признании права собственности и взыскании компенсации морального вреда, указав, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 440 кв.м., расположенный по адресу: г. Ессентуки, ул. «…», д. «…» с разрешённым использованием: под индивидуальное жилищное строительство, с кадастровым номером «…». На указанном земельном участке расположены объекты недвижимости: объект незавершенного строительства - жилой дом литер Д, площадью 48,20 кв.м., в стадии строительства, готовность 18%, объект незавершенного строительства - гараж, литер Е, площадью 16,2 кв.м., готовность 16 %.

Распоряжением правительства Ставропольского края № 394-рп от 16.12.2013 года принято решение об изъятии для государственных нужд Ставропольского края путём выкупа части принадлежащего его доверителю земельного участка площадью 225,00 кв.м.

В соответствии с п.3 ст. 279 ГК РФ и пунктом 2 ст.63 ЗК РФ собственник земельного участка должен быть уведомлен исполнительным органом государственной власти, принявшим решение об изъятии. В соответствии со ст.28 Закона СК от 06.11.1997 года (с изменениями и дополнениями) вопросы приобретения в собственность Ставропольского края земельных участков рассматриваются исключительно на заседаниях Правительства Ставропольского края.

В адрес Д. Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края направлено письмо от 07.02.2014 года № 03/03-729 с уведомлением ее о принятии решения Правительством края об изъятии земельного участка принадлежащего ей на праве собственности.

Д. считает, что данное уведомление об изъятии земельного участка направлено ненадлежащим лицом. В силу требований ст.279 ГК РФ, ст. 63 ЗК РФ письмо Минприродресурсов СК не может считаться надлежащим уведомлением о принятии решения об изъятии земельного участка. Таким образом, надлежащее письменное уведомление в адрес Д. не поступало, следовательно, исчисление срока обжалования возможно с момента надлежащего уведомления Правительством края о принятом решении об изъятии.

Распоряжением Правительства Ставропольского края № 374-рп от 16.12.2013 года принято решение об изъятии земельного участка принадлежащего его доверителю путем раздела. Решение Правительства СК подлежит государственной регистрации в установленном законом порядке. Собственник земельного участка должен быть извещен о такой регистрации письменно с указанием даты регистрации. Уведомление о регистрации решения об изъятии земельного участка, площадью 225,00 кв.м. в форме регистрации ограничения (обременения) в адрес Д. направлено КФС государственной регистрации, кадастра и картографии по СК 31.01.2014 года почтовым отправлением от 03.02.2014 года, согласно отметке на конверте почтового отправления, поступило в отделение, обслуживающие район проживания Д., 06.02.2013 года. Вместе с тем, согласно данных кадастрового учета, площадь участка с таким кадастровым номером составляет 440 кв.м. В сведениях уведомления содержится недостоверная информация.

Соглашение с его доверителем о выкупе изымаемого земельного участка путем раздела не заключено. Д. согласия на раздел земельного участка не давала. Судебного решения о принудительном изъятии земельного участка и разделе в порядке пункта 8 ст. 11.2 ЗК РФ не принималось и спор в суде отсутствует. Полагает, что решение об изъятии земельного участка (части) путем раздела и государственная регистрация ограничения (обременения) земельного участка (запись в ЕГРП) нарушает законные права истца на распоряжение и использование земельного участка и недвижимости на нем расположенной.

Конституция предусматривает установление  согласительных процедур для решения Президентом разногласий между органами  государственной власти  РФ и  органами  государственной власти  субъектов РФ,  предусмотрев при  этом порядок судебного разрешения спора  в случае  не  достижения согласованного решения. Органы исполнительной власти  субъектов Федерации  в определенных законом случаях могут обращаться в Конституционный суд.

Органы исполнительной власти формируются в зависимости от того, какие цели перед ними были поставлены. А потому важно понимать основные направления их деятельности, которыми предстают:

создание и поддержание таких условий деятельности общества и любых его членов, при которых были бы соблюдены все положения законодательства, в особенности конституционных актов страны;

обеспечение максимального уровня безопасности общества, проживающего на территории страны, как при внутренней, так и при внешней угрозе. При этом характер угрозы (от другого государства или от природных и/или техногенных факторов) значения не имеет;

формирование такого уровня развития страны, при котором каждой составляющей ее единице будет гарантировано наличие благополучных условий развития.








2. Субъекты исполнительной власти



2.1 Органы исполнительной власти

Под системой органов исполнительной власти  понимается их совокупность и  система  взаимоотношений на  основе  разграничения компетенции  между ними.

Для достижения данных целей правоведами и политологами была выработана определенная структура органов исполнительной власти:

высший уровень – представлен правительством и президентом. Если правительство всегда входит в указанную категорию, то включение в нее президента характерно лишь для президентской и полупрезидентской республики;

второй уровень – министерства, государственные комитеты и ведомства;

третий – федеральные правительства (справедливо лишь для федераций);

четвертый уровень – местное самоуправление, куда включают мэрии, администрации, департаменты.

Несмотря на конституционное предписание о том, что исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ (ч. 1 ст. 110 Конституции РФ), исполнительная власть в России, как и в любом государстве, функционирует в системе органов, находящихся в иерархической зависимости (т. е. норму ч. 1 ст. 110 Конституции РФ не следует толковать ограничительно: Правительство РФ — высший, но не единственный орган в России, осуществляющий исполнительную власть).

Конституция РФ содержит понятия «система исполнительной власти» (ч. 2 ст. 77) и «структура федеральных органов исполнительной власти» (ч. 1 ст. 112). Эти понятия близки, но не тождественны, соотносятся они следующим образом (исходя из правовой позиции Конституционного Суда РФ [6]): являясь составным элементом единой системы федеральных органов государственной власти, федеральные органы исполнительной власти, в свою очередь, также образуют определенную систему, имеющую собственную структуру; соответственно, система органов исполнительной власти — это Правительство РФ, федеральные министерства и иные ведомства, а структура органов исполнительной власти — это конкретные органы исполнительной власти, входящие в систему исполнительной власти.

Еще одно проявление несовпадения рассматриваемых категорий заключается в том, что в системе исполнительной власти РФ, как и в системе государственной власти в целом, выделяются два уровня власти — федеральный и региональный. Субъекты РФ самостоятельно устанавливают «свою» систему исполнительной власти с учетом предписаний Конституции РФ и федерального законодательства. Однако органы исполнительной власти субъектов РФ функционируют не изолированно, а в качестве элемента единой системы исполнительной власти России. Часть 2 статьи 77 Конституции РФ содержит положение о том, что федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

На территории субъекта РФ могут образовываться и функционировать (причем функционировать в тесном взаимодействии с региональными органами исполнительной власти) территориальные органы федеральных органов исполнительной власти. Если такие органы созданы исключительно федеральным Центром для осуществления исключительных полномочий федеральных органов исполнительном власти, то они в систему органов исполнительном власти субъекта РФ не входят. Таково положение, например, функционирующих в субъектах РФ территориальных органов Минюста России, ФСБ России, МВД России и некоторых других федеральных органов исполнительной власти. Однако не так однозначно решается вопрос статуса так называемых должностных лиц «двойного подчинения» (принцип «двух ключей» востребован для реализации полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ). В федеральных законах и принятых на их основе других актах федеральных органов государственной власти может предусматриваться участие органов государственной власти субъектов РФ в определении статуса территориальных органов федеральных органов государственной власти (включая статус руководителей этих органов), призванных решать специальные задачи в сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (формы и способы такого участия могут быть различны). При этом руководители некоторых территориальных органов федеральных органов исполнительной власти могут не только входить в систему региональных органов исполнительной власти, но и иметь статус, например, заместителя главы исполнительной власти субъекта РФ. Таким статусом может наделяться, в частности, начальник органа управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в субъекте РФ. Назначение указанных должностных лиц может осуществляться главой региона с обязательным согласованием с руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти.

Признав правомерность подобных ситуаций и схем в функционировании государственной власти в федеративном государстве, Конституционный Суд РФ обратил внимание на обладание рассматриваемыми должностными лицами двумя специальными статусами. С одной стороны, они обладают статусом федеральных государственных служащих (в том числе статусом военнослужащих) с соответствующим набором прав, обязанностей, ограничений, гарантий и пр. С другой стороны, наделение их статусом заместителя главы субъекта РФ не может означать исполнения ими в полном объеме полномочий, которые предусмотрены или могут быть предусмотрены региональным законодательством в отношении заместителя главы региона. Объем и виды полномочий, возлагаемых на должностных лиц «двойного подчинения», могут быть связаны исключительно с выполнением ими специальных функций государственного управления в определенной сфере и должны соответствовать природе соответствующей должности и функциям возглавляемых этими должностными лицами органов. В силу этого должностное лицо «двойного подчинения», являющееся заместителем высшего должностного лица субъекта РФ, ни при каких обстоятельствах не может, например, выполнять обязанности главы региона в случаях, когда последний не может их исполнять по каким-либо причинам.

Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти могут создаваться на территории нескольких субъектов РФ, в частности, с привязкой к системе федеральных округов в сложносоставных субъектах РФ, на территории городов федерального значения и прилегающих областях и др. В таких случаях указанная схема согласования кандидатур не применяется.

Исполнительная вертикаль власти может включать и субрегиональный уровень — органы государственной исполнительной власти часто учреждаются и на уровне административно-территориальных единиц субъектов федерации (равно как и на уровне основных составных частей унитарных государств). В Российской Федерации, в частности, во многих субъектах РФ создаются органы исполнительной власти на районном и межрайонном уровнях, а иногда и на поселенческом уровне. В единую систему исполнительной власти РФ могут быть интегрированы и исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления, которые на конституционно-правовой основе могут быть наделены отдельными государственными полномочиями.

Многоуровневый характер системы исполнительной власти актуализирует вопрос межуровневого взаимодействия в этой системе. Межуровневые (межправительственные) отношения расширили формы представительства территориальных интересов, каналов для участия регионов в выработке центральной политики. Различные межправительственные комитеты были развиты и инсти- туциализированы в рамках как унитарных, так и федеральных систем, выступая аренами принятия совместных решений. В частности, именно «conferencias sectoriales» (межправительственные комитеты) и «convenios» (межправительственные стратегические соглашения) играли (и играют) важную роль в различных проявлениях процесса федерализации Испании, предоставляя автономиям возможности все более широкого участия в выработке общегосударственной политики. 

Таким образом, органы государственной власти представляют собой особые государственные формирования, действующие как на уровне всей страны, так и на отдельном ее участке и обязанные проводить в существующую общественную жизнь нормативные акты, принятые законодательной властью.





2.2 Принципы организации  и  функционирования органов исполнительной власти  Российской Федерации



Процесс устройства правового государства предполагает распределение полномочий между органами государственной власти таким образом:

разделение полномочий по горизонтали, что включает в себя разделение между законодательными, исполнительными и судебными органами государственной власти;

разделение полномочий по вертикали, т. е. между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов федерации.

Органы власти субъектов федерации тоже работают по принципу разделения властей т. е. в каждом из них имеется законодательный орган (Дума, Законодательное Собрание, Государственный Совет и т. д.) и органы исполнительной власти, которыми руководят или единоличные органы (состоящие из одного человека, Президента, Губернатора и т. д.), или коллегиальные (состоящие из нескольких лиц, например, Правительство). Органы субъектов федерации напрямую не подчиняются федеральным властям, поэтому, например, Президент РФ не может дать команду губернатору области что-либо сделать, за исключением случаев, которые указаны в законе. Но в то же время субъекты федерации должны выполнять акты федеральных органов, которые приняты по вопросам их ведения или по вопросам совместного ведения России и её субъектов. Поэтому можно говорить о том, что между центральными органами и субъектами федерации есть разделение властей по вертикали.

Основные черты исполнит.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.