VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Иследование международных и внешнеэкономических связей республики дегестан

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W000290
Тема: Иследование международных и внешнеэкономических связей республики дегестан
Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ03
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ СУБЪЕКТОВ РОССИИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ08
1.1 Понятие и сущность международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ08
1.2.Государственное регулирование международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ015
1.3 Проблемы осуществления международных связей субъектами РФ и состояние их внешней торговли021
2. ИСЛЕДОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ РЕСПУБЛИКИ ДЕГЕСТАН026
2.1 Характеристика геополитического положения Республики Дагестан026
2.2 Трансграничное сотрудничество Республики Дагестан со странами Среднего Востока и Центральной Азии036
2.3.Анализ деятельность представительств Республики Дагестан в странах Содружества Независимых Государств048
3. ОСНОВНЫЕНАПРАВЛЕНИЯ ПО ЭФФЕКТИВНОМУ РАЗВИТИЮ МЕЖДУНАРОДНЫХ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ ДЕГЕСТАН066
3.1.Разработка мероприятий по развитию международных и внешнеэкономических связей Республики Дагестан066
3.2 Экономическая оценка разработанных мероприятий075
ЗАКЛЮЧЕНИЕ085
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ088
ПРИЛОЖЕНИЕ092
1.Численность населения в городах республики Дагестан 092
2. Оценка территориального сочетания природных условий и ресурсов 101(ОСПУР)093
3. Основные экзогенные переменные модели 094
4. Основные показатели прогноза внешней торговли, 2010 -2017 г 095
5. Программные мероприятия социально-экономического развития Дагестана 096
     ВВЕДЕНИЕ
     
     В федеративном государстве невозможно решить такие вопросы, как повышение эффективности внешней торговли, привлечение иностранных инвестиций, обеспечение общей конкурентоспособности страны во взаимозависимой мировой экономике без активного подключения составных частей федерации.
     Новые формы привлечения иностранных инвесторов должны не только учитывать общестрановые характеристики инвестиционного климата, но и отвечать конкретно условиям регионов. В настоящее время происходит процесс сближения регионов России с происходящими общемировыми процессами. 
     Российские регионы совсем недавно получили возможность самостоятельно, в качестве субъектов Российской Федерации, выходить на международную арену, устанавливать контакты с зарубежными партнерами. Однако международные и внешнеэкономические связи субъектов Федерации развиваются стремительными темпами.
     Обращаясь к мировой практике международной деятельности государств, с федеративным устройством, важно отметить, что конституции всех федераций относят внешние сношения к компетенции центральных федеральных органов. Внешняя политика, дипломатические и консульские сношения, заключение союзов с другими государствами, членство в международных межправительственных организациях - все это прерогатива федерации. Такой подход нашел закрепление в ряде федеративных конституций и к настоящему времени стал общепризнанным. 
     Расширение международной деятельности членов федерации неизбежно ставит вопросы согласования и координации. Обязательное согласование внешних связей составных частей федерации с федеральной исполнительной властью в зарубежных государствах давно стало непременным условием. Иногда оно закрепляется в конституции (США, ФРГ, Австрия и др.), иногда оно действует как неписаное, но общепризнанное правило. На практике осуществляется разрешительный порядок согласования, и для этого определяется один орган федеральной власти (правительство, а практически чаще всего министерство иностранных дел). В унитарных государствах этот принцип действует еще более жестко.
     Среди проблем, сдерживающих развитие экспортного потенциала регионов в целом, и Дагестана в частности, наиболее существенной является недостаточная разработанность научно обоснованной стратегии развития внешнеэкономической деятельности. Внешние связи Дагестана традиционно повышают политический имидж, как самого региона, так и России в целом. Развитие внешних связей способствует решению насущных региональных проблем, в частности, привлечение иностранных инвестиций в экономику Дагестана. В условиях острого дефицита внутренних ресурсов Дагестана и нежеланием отечественного бизнеса вкладывать инвестиции в дагестанскую экономику, Махачкала активно привлекает иностранные инвестиции для решения внутренних проблем. Поэтому зарубежные инвестиции становятся едва ли не единственным источником стабилизации экономики республики.
     Проблема. Вопрос привлечения иностранных инвестиций в экономику Дагестана является первостепенной задачей руководства республики. Однако отсутствие политической стабильности, а также проблема терроризма, как в Дагестане, так и на Северном Кавказе является серьезным препятствием на пути привлечения иностранных инвестиций в дагестанскую экономику.
     Органам государственной власти Российской Федерации и Республики Дагестан необходимо направить все усилия для решения именно этого комплекса проблем. Лишь при обеспечении безопасности можно будет говорить о бизнес-проектах на территории Республики Дагестан. 
     Во вторых в связи с распадом СССР и образованием новых независимых государств за пределами Российской Федерации, в первую очередь в странах Содружества Независимых Государств, оказались миллионы российских соотечественников, в том числе и представители многочисленных народностей Дагестана. Проживая за пределами исторической родины, выходцы из Дагестана столкнулись с целым комплексом проблем. Основными причинами возникновения проблем дагестанских соотечественников в ближнем зарубежье, помимо объективных, являются проведение большинством стран СНГ курса на приоритетное развитие так называемых титульных наций, неодинаковый уровень их социально-экономического развития, недостаток внутриполитической стабильности, дефицит развитых демократических институтов, гарантий безопасности граждан.
     В-третьих, данная проблема интересна тем, что более половины российских регионов являются приграничными или прибрежными. В эпоху глобализации трансграничное сотрудничество наряду с межрегиональным становится одним из важнейших направлений в современных международных отношениях. Сотрудничество отдельных регионов, субъектов способствуют решению не только региональных проблем, но и глобальных проблем.
     Дагестан в силу сложившихся исторических и географических обстоятельств, на протяжении многих столетий находится в центре геополитических устремлений многих стран. Данное обстоятельство объясняется тем, что на Дагестан приходится огромный участок прибрежной полосы Каспийского моря.
     Актуальность данной темы является исследование основных аспектов механизма,  внешнеэкономической деятельности субъектов Российской Федерации и Республики Дагестан. Цель современной внешнеэкономической политики России – эффективная интеграция в мировую экономику как страны в целом, так и ее регионов. Главная задача заключается в том, чтобы на основе повышения конкурентоспособности отечественной промышленности уйти от структуры неэффективного экспорта и обеспечить прорыв российской готовой продукции, в том числе высокотехнологичной, на мировой рынок.   
     Анализ происходящих, во внешнеэкономической деятельности, регионов процессов и освещение отдельных проблем, относящихся к организации и функционированию, внешнеэкономической деятельности даны в монографиях и статьях: А.И. Балабанова, О.Т. Богомолова, В.Б. Буглая, А.С. Булатова, А.П. Киреева, В.Г. Курьерова, Н.Н. Ливенцева, Л.М. Максимовой, В.Ю. Преснякова, В.Е. Рыбалкина, И.П. Фаминского, Е.Д. Халевинской, Ю.В. Шишкова, В.Д. Щетинина и др.
     В исследовании также использованы работы западных экономистов, занимающихся исследованием проблем, связанных с внешнеэкономической деятельностью регионов Д.Д. Дэниэльса, П.Х. Линдерта, М. Пебро, Л.Х. Радеба, В. Хойтера и других.
     Объект исследования – Республика Дагестан как субъект Российской Федерации.
     Предмет исследования – процесс деятельности субъектов Российской Федерации по формированию и развитию международных и внешнеэкономических связей.
     Цель работы - комплексное исследование проблем, стоящих перед международной и внешнеэкономической деятельностью субъектов Российской Федерации, процессов ее формирования и становления.
     Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
* раскрыть понятие и сущность международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ;
* изучить государственное регулирование международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ;
* рассмотреть проблемы осуществления международных связей субъектами РФ и состояние их внешней торговли;
* исследовать международных и внешнеэкономических связей Республики Дагестан
* провести анализ деятельность представительств Республики Дагестан в странах Содружества Независимых Государств;
* выявить основные направления по эффективному развитию международных и внешнеэкономических связей Республики Дагестан.
     Методической основой составляют законодательные акты Российской Федерации, нормативные документы и статистические материалы. В процессе работы применялись общенаучные методы и приемы: принцип исторического, логического и системного анализа, методы сравнительного анализа и другие. 
     Информационной базой исследования явились законодательные и нормативно-методологические документы органов государственной власти и управления Российской Федерации и Республики Дагестан, статистические сборники и аналитические материалы министерства экономики и Дагестанской таможни
     Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
     
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
     
     1.1 Понятие и сущность международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ
     
     Специфика России как субъекта мировой экономики определяется следующим. В советский период российской государственности (с 1918 г. и вплоть до 1985 г.) существовала абсолютная государственная монополия на внешнюю торговлю и другие виды внешнеэкономической деятельности. На этом этапе к установлению внешнеэкономических связей с другими государствами относились как к неизбежному злу. Как отмечают исследователи, «экономика страны была несбалансированной, и импорт рассматривался как средство покрытия дефицита, а экспорт - как вынужденная плата за импорт» . 
     В настоящее время ситуация в сфере регулирования внешнеэкономических связей кардинально изменилась. В 1985 г. в СССР началась так называемая перестройка, которая сопровождалась либерализацией внешнеторговой деятельности. Так, в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 19 августа 1986 г., право на непосредственное осуществление внешнеторговых операций получили 21 министерство и ведомство, а также примерно 70 предприятий и объединений, в которых разрешено было создание внешнеторговых организаций (фирм) на хозрасчете. 
     После распада СССР регулирование внешнеэкономических связей получило новый импульс развития. В соответствии с пп. «к»-«м» ст. 71 Конституции РФ, к исключительному ведению Российской Федерации были отнесены:
     - вопросы регулирования внешней политики и международных отношений, заключения международных договоров; 
     - решения вопросов войны и мира; 
     - обеспечения обороны и безопасности; оборонного производства; 
     - определения порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и иного военного имущества1. 
     Регламентация внешнеэкономических отношений также вошла в компетенцию федеральных органов государственной власти и управления. Субъекты получили право на участие в совместном решении с федеральным центром только вопросов координации региональных внешнеэкономических связей и выполнения заключенных Россией международных договоров (п. «о» ст. 72 Конституции РФ). 
     Принятый в 1995 г. закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»2, закрепил за субъектами Российской Федерации довольно широкий перечень полномочий. 
     Данный подход получил подтверждение в законе от 8 декабря 2003 г. «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»3: всей полнотой власти в сфере осуществления внешнеэкономических связей обладают федеральные органы государственной власти. 
     Субъекты Российской Федерации могут вести переговоры и заключать международные договоры с другими государствами только после предварительного согласования содержания таких соглашений с Правительством РФ либо с Министерством иностранных дел России.  За счет региональных бюджетов направлять своих представителей в торговые представительства России в иностранных государствах и открывать свои представительства за рубежом; осуществлять информационное обеспечение внешнеторговой деятельности на своей территории.
     Между тем участникам внешнеэкономической деятельности - российским и иностранным юридическим лицам - предоставлена довольно широкая свобода ведения переговоров с иностранными партнерами о совместной деятельности и заключения международных договоров купли-продажи товаров и услуг в рамках правового режима. Исключение составляет продукция оборонных предприятий. 
     Внешнеэкономическая деятельность имеет особое значение в развитии национальной экономики. В процессе интеграции Российской Федерации в мировое сообщество внешнеэкономическая деятельность становится главным фактором, влияющим на социально-экономические процессы, протекающие как на уровне всей страны, так и в отдельных регионах. 
     Целями региональной политики в области международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации являются: 
     - использование региональной политики в области международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ для обеспечения внешнеполитических и внешнеэкономических интересов Российской Федерации на международной арене; 
     - реализация внешнеполитической линии Российской Федерации и ее международных обязательств, согласованность действий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в выполнении международных договоров и соглашений; 
     - учет интересов субъектов Российской Федерации при разработке концепции внешней политики Российской Федерации, подготовке и заключении международных договоров Российской Федерации; 
     - содействие субъектам Российской Федерации в освоении опыта деятельности в области внешних связей, их активному вхождению в международное сотрудничество и участию в проектах и программах международных организаций, связанных с региональным развитием; 
     - поддержка внешнеэкономической деятельности российских регионов, способствующей их экономическому развитию и улучшению условий жизни населения; 
     - развитие культурного сотрудничества и гуманитарных связей на региональном уровне, расширение контактов и поддержка соотечественников за рубежом; 
     - содействие установлению тесных связей между регионами России и государствами - участниками Содружества Независимых Государств; 
     - широкое участие представителей субъектов РФ в общеевропейском сотрудничестве региональных и местных властей4. 
     Таким образом, как Российская Федерация, так и субъекты РФ имеют Концепции развития международных и экономических связей, в которых подробно описаны цели и задачи, механизмы реализации внешнеэкономической деятельности. В основе данной деятельности, прежде всего, лежит объективный интерес экономической территории, взаимодействующей с окружающим внешним миром, экономический интерес субъекта и Российской Федерации. 
     Формирование системы международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации является составной частью внешнеэкономической политики государства. По мере формирования, международные и внешнеэкономические связи оказывают воздействие на решение региональных проблем. 
     Основными документами, в соответствии с которыми государственные органы субъекта РФ осуществляют международное взаимодействие, являются: 
     - Конституция Российской Федерации ; 
     - общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации; 
     - Федеральный закон от 4 января 1999 года № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» ; 
     - Указ Президента Российской Федерации от 8 ноября 2011 года № 1478 «О координирующей роли Министерства иностранных дел РФ в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации» ; 
     - Постановление Правительства РФ от 1 февраля 2000 года № 91 «О принятии Правительством Российской Федерации решений о согласии на осуществление субъектами РФ международных и внешнеэкономических связей с органами государственной власти иностранных государств» . 
     Основы государственного устройства РФ, системы управления внешнеэкономической деятельностью определены Конституцией РФ. Согласно статье 72 Конституции в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации. 
     В соответствии со статьей 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, субъекты могут осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. 
     Процедуры координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 4 января 1999 года № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации». 
     С другой стороны, к числу иностранных партнеров не отнесены иностранные коммерческие организации, таким образом, нет ответа на вопрос – имеют ли право субъекты РФ подписывать с иностранными коммерческими организациями соглашения об исполнении внешнеэкономических связей, что имеет для субъектов РФ важное практическое значение. 
     Возможно заключение соглашения субъекта РФ с хозяйствующим субъектом или коммерческой организацией иностранного государства, однако в таком случае начнут действовать гражданско-правовые отношения, а субъект будет выступать в рамках Гражданского кодекса РФ. 
     Кроме того, закон разрешает субъектам РФ заключать диагональные соглашения – соглашения с органами государственной власти иностранных государств, которые необходимо обязательно согласовывать в заинтересованных федеральных органах. Горизонтальные же соглашения, которые заключаются между субъектами двух стран, направляются, главным образом, только в Министерство иностранных дел России. 
     Тем не менее, горизонтальные соглашения, заключающиеся между субъектами двух стран, иногда не совсем корректны. В них регулируются вопросы, относящиеся к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти. Поэтому Министерством юстиции России было выдвинуто предложение об обязательности согласования всех проектов соглашений. 
     Сейчас становится ясно, что принятие данного решения усложнит и так долгий процесс согласования.5. 
     Так, в соответствии с постановлением № 91 органы власти субъектов самостоятельно передают документы для получения согласия Правительства, а постановлением №260 установлено, что проект акта в Правительство передают федеральные министерства. Согласие Правительства оформляется распоряжением, это полномочие поручено Министерству экономического развития и торговли РФ. 
     Все эти процедуры требуют больших затрат времени, и часто проект соглашения согласовывается от 6 месяцев до 1 года. 
     В итоге всего вышесказанного субъекты предлагают: 
     1) разработать методические рекомендации для регионов о порядке заключения и регистрации соглашений с иностранными партнерами; 
     2) упростить процедуру согласования соглашений, определить сроки их рассмотрений Федеральными органами; 
     3) устранить коллизию подзаконных актов6. 
     Таким образом, можно сделать вывод, что принятые на федеральном уровне нормативные правовые акты по исполнению международных и внешнеэкономических связей, несомненно, позволили увеличить международное региональное сотрудничество. Однако остается актуальным вопрос о приведении в соответствие нормативных правовых актов по обеспечению внешнеэкономической деятельности субъектов РФ, совершенствованию координации действий регионов в этой сфере в целях более глубокого задействования колоссального потенциала международного и межрегионального сотрудничества, которым располагают регионы. 
     
     1.2 Государственное регулирование международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ
     
     К основным экономико-правовым средствам регулирования внешнеторговых связей относятся методы таможенно-тарифного и нетарифного регулирования; запретов и ограничений международной торговли услугами и интеллектуальной собственностью; мер экономического и административного характера, направленных на развитие внешнеторговой деятельности и установленных законодательством России. 
     Указом Президента РФ от 12 февраля 2013 г. утверждена Концепция внешней политики Российской Федерации, подчеркнувшая обязанность федеральных государственно-властных структур оказывать содействие регионам в осуществлении ими внешнеэкономической деятельности.  
     На основании данной концепции Правительством РФ 15 апреля 2014 г. была утверждена государственная программа «Развитие внешнеэкономической деятельности», в которой определены приоритетные направления в области внешнеэкономической деятельности в процессе международного экономического сотрудничества России с другими странами, включая реформирование системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, создание национальной системы поддержки ее развития, формирование ЕврАзЭС. В числе ожидаемых результатов программы особо отмечены усовершенствование экспортной специализации России, предполагающее диверсификацию структуры экспорта за счет последовательного увеличения экспорта несырьевых товаров, повышение доли экспорта машин, оборудования и транспортных средств7. 
     Расширение и укрепление внешнеэкономических (в первую очередь, внешнеторговых) связей России с другими государствами приобретает растущую значимость, поскольку в последние годы доходная часть российского бюджета в подавляющей своей части формируется за счет таможенных платежей. Так, в 2013 г. Федеральная таможенная служба России отчиталась за 6 565 млрд. собранных рублей (51 % государственного бюджета), тогда как Федеральная налоговая служба России - за 5 180 млрд. руб. (41 %). Поступления от иных источников сформировали 8 % федерального бюджета. Для сравнения: доля таможенных платежей в доходной части федерального бюджета в 1991 г. составляла 9,7 %, в 1992 - 10,5 %, в 2000 и 2001 гг. - уже 38-38,2 %, начиная с 2008 г. - более 50 %. 
     Данные Министерства финансов РФ, основанные на материалах Росстата и Федерального казначейства.  По состоянию на 1 января 2014 г.  содержат более детальную разбивку по видам доходных источников федерального бюджета: доходы от внешнеэкономической деятельности – 5 011,0 млрд. руб. (38,5 % бюджета и 7,5 % от ВВП);  налоги на товары, ввозимые из-за рубежа, - 1 734,2 млрд. руб. (13,3 % госбюджета и 2,6 % от ВВП);  налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами - 2 554,8 млрд. руб. (19,6 % бюджета и 3,8 % от ВВП), налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на российской территории, - 2 329,3 млрд руб. (17,9 % бюджета и 3,5 % от ВВП), налоги на прибыль, доходы - 352,2 млрд руб. (2,7 % бюджета и 0,5 % от ВВП), прочее - 1 038,5 млрд руб. (8 % бюджета и 1,6 % от ВВП)8. 
     Повышение роли России в международном товарообороте подтверждается следующими фактами. Согласно данным Всемирного банка, объем экспорта товаров из России за последние двадцать лет вырос в 7,8 раза: с 67,54 млрд. дол. в 1994 г. до 529,255 млрд. дол. в 2012 г. Динамика товарного импорта в Россию также увеличивалась лавинообразно: исключение составили кризисные 1998 и 2008 и посткризисный 1999 и 2009 гг. (рис. 1).
     Структура экспорта товаров из России показывает резкий рост объемов вывоза различных видов топлива - с 51 % от общей структуры экспорта в 2000 г. до 71 % - в 2012 г., продуктов питания - 1 % и 3 % соответственно. В период с 2000 по 2012 г. наблюдается незначительное сокращение экспорта других товарных групп: промышленной продукции - с 24 % до 16 %, руд и металлов - с 9 % до 5 %, сельскохозяйственного сырья - с 3 % до 2 % от общего объема экспорта. 
     

     Рис. 1.1. Соотношение экспорта и импорта товаров в России9
     
     Наряду с этим,  происходит значительное увеличение импорта продукции промышленности (техники, машин, транспортного оборудования и т. п.).  С 59 % от общего объема импорта в 2000 г. до 83 % в 2012 г. В указанный период положительным трендом можно считать некоторое сокращение импорта в Россию продовольствия (с 20 до 12 %), сельскохозяйственного сырья (с 2 до 1 %), топлива (с 4 до 1 %), руд и металлов (с 3 до 2 %). 
     Международная торговля машинами и оборудованием является одной из важнейших составляющих товарооборота в экспорте промышленно развитых стран - до 90 % в Израиле, Китае, Корее, Японии (по данным Всемирного банка, 2012 г.). Ее развитие обусловлено многими факторами, в числе которых - углубление международного разделения труда под воздействием достижений научно-технического прогресса, снижение нормативно допустимого срока эксплуатации машин и оборудования (до 5-8 лет - с 10-15 в предшествующий период), распространение практик торговли оборудованием, бывшим в употреблении, и выкупа устаревшей техники продавцами (производителями) и пр. 
     Наряду с этим в странах с развитой экономикой происходит постепенное сокращение доли экспорта продукции промышленного и сельскохозяйственного производства, в качестве одного из приоритетных направлений в последние годы избирается стимулирование экспорта различных видов услуг (финансовых, информационных, туристических, консалтинговых, инжиниринговых, по перевозке грузов, обмену научно-техническими знаниями и т. п.). 
     Например, экспорт промышленной продукции из Великобритании в 2000 г. составил 77 %, в 2012 г. - 66 % общего объема вывозимых товаров. Проводя продуманную внешнеторговую политику с приоритетной защитой национального производителя, страна постепенно наращивает экспорт продовольствия (с 5 до 6 %), сельхозсырья (с нуля до 1 %), топлива (с 8 до 14 %), руд и металлов (с 2 до 4 %). При этом ввоз промышленной продукции иностранного производства упал с 78 % от общего объема импорта в 2000 г. до 61 % в 2012 г. 
     Наряду с этим во многих из названных стран отмечается снижение доли не только экспортируемой, но и импортируемой промышленной продукции (техники, машин, оборудования и т. п.): например, в США - с 77 до 70 %, в Испании - с 73 до 59 %, в Италии - с 69 до 59 %, в Малайзии - с 85 до 69 %, в Финляндии - с 73 до 58 %, в Японии -с 57 до 48 % от общего объема импорта10. 
     Если говорить о России, то основными причинами высокой доли экспорта машин и оборудования являются, прежде всего низкое качество и высокая цена российских аналогов, а зачастую - их полное отсутствие; высокая степень износа и морального устаревания основных средств многих российских предприятий, необходимость их замены на современное оборудование. Степень износа основных фондов в России на конец 2012 г. достигала 45,9 %, в Омской области - 40,7 % (33-е место среди российских регионов)11. 
     Соответственно, государство должно выработать и последовательно реализовать грамотную стратегию развития национальной промышленности - с учетом возможных геополитических и глобальных экономических кризисов и необходимости опережающей разработки механизма минимизации неблагоприятных последствий всевозможных рисков12. При этом следует вдумчиво анализировать опыт стран, активно укрепляющих отечественное промышленное производство. 
     Например, в Китае реформирование экономики проводилось не путем разгосударствления предприятий (как, например, в России, в которой в 1991 г. доля госпредприятий в общем объеме производства промышленной продукции составляла 97,1 %, а в 1998 г. - уже всего 5 %, в 2012 г. - 4,1 %). Параллельным развитием и государственной поддержкой частного предпринимательства, что позволило обеспечить высокие темпы роста китайского промышленного производства и выход на внешний рынок, в кратчайшие сроки став мировым лидером среди стран-экспортеров13. 
     Важным элементом данного механизма является модернизация системы управления внешнеэкономическими связями Российской Федерации и ее регионов. Эта задача сегодня становится особо актуальной для России, темпы экономического роста которой снизились с 3,4 % в 2012 г. до 1,3 % в 2013 г. (при прогнозе - 3,6 %), тогда как страны с высоким уровнем дохода в данный период смогли восстановить темпы роста своих экономик (не в последнюю очередь - за счет экспорта). Например, экономическому росту в 2013 г. в США способствовали не только уверенные потребительские расходы, но и увеличение объемов экспорта, что, в свою очередь, «позволило компенсировать значительное замедление темпов роста, обусловленное сокращением государственных расходов». Особенная неустойчивость экспертами Всемирного банка была отмечена в промышленном производстве Российской Федерации, где в 2013 г. в обрабатывающих отраслях рост сократился до 0,8 % (в сопоставлении с 2,7 % в 2012 г.)14. 
     
     
     
     
     
     
     1.3 Проблемы осуществления международных связей субъектами РФ и состояние их внешней торговли
     
     Предприятия и организации, ведущие хозяйственную деятельность в разных субъектах России, сегодня все более уверенно выходят на внешние рынки, самостоятельно или с помощью государственных органов находят иностранных партнеров. Располагали за рубежом более чем,  по сотне представительств и широкой сетью посредников, то кризис в промышленной сфере и снижение конкурентоспособности российских товаров привели к разрыву многих традиционных внешнеторговых отношений15, которые с трудом в настоящее время восстанавливаются. Тем не менее, итоги внешней торговли Российской Федерации в целом и по большинству субъектов в 2013 г. показывают положительное сальдо, означающее преобладание экспорта российской продукции над импортом (рис. 1.2, 1.3). 16
     
Рис. 1.2 Соотношение стоимости экспорта по федеральным округам в 2013 г., млн. долл.
     
     
Рис. 1.3. Соотношение стоимости импорта по федеральным округам в 2013 г., млн. долл.

     Таблица 1.1.
     Итоги внешней торговли субъектов РФ за 2014 год, млн. долл. США17
Федеральные округа и субъекты РФ
ЭКСПОРТ
ИМПОРТ
САЛЬДО

Дальнее зарубежье
Страны СНГ
ВСЕГО
В % к итогу
Дальнее зарубежье
Страны СНГ
ВСЕГО
В % к итогу

Итого:
331 844,8
49 477,6
38132,3
100
191 652,3
24 938,7
216 591,0
100
164 731,4
Центральный федеральный округ
169 287,0
27 287,7
196 574,7
51,6
116 644,1
14 675,6
131 319,8
60,6
65 254,9
Северо-западный федеральный округ
37 846,6
3 442,6
41 289,2
10,8
38 791,8
1 876,2
40 668,0
18,8
621,2
Южный феде-ральный округ
13 107,3
2 188,3
15 295,6
4,0
6 370,9
1 987,8
8 358,6
3,9
6 936,9
Приволжский федеральный округ
41 935,2
8 147,6
50 082,7
13,1
10 987,5
2 520,0
13 507,5
6,2
36 575,3
Уральский федеральный округ
25 037,8
4 505,0
29 542,8
7,7
5 037,4
1 731,9
6 769,3
3,1
22 773,5
Дальне-восточный федеральный округ
21 279,2
128,9
21 408,0
5,6
8 299,5
124,6
8 424,1
3,9
12 983,9
Северо-кавказский федеральный округ
648,5
330,4
978,9
0,3
1 186,2
338,8
1 525,0
0,7
-546,0
Республика Дагестан
19,6
17,6
37,3
0,01
252,8
149,6
402,4
0,2
-365,2
Крымский федеральный округ
75,7
9,2
84,8
0,02
104,3
1,1
105,3
0,05
-20,5
     
     Основой российского экспорта в январе-декабре 2014 года в страны дальнего зарубежья составили топливно-энергетические товары, удельный вес которых в товарной структуре экспорта в эти страны составил 73,3% (в январе-декабре 2013 года – 74,4%).
     В товарной структуре экспорта в страны СНГ в 2014 году доля топливно-энергетических товаров составила 43,9% (в 2013 году – 46,7%). Стоимостный объем топливно-энергетических товаров по сравнению с январем-декабрем 2013 года  сократился на 19,2%. Поставки нефти сырой (физические объемы) снизились на  на 15,8%, газа природного – на 17,7%, бензина автомобильного – на 3,8%, дизельного топлива –  на 20,7%.
     В становой структуре внешней торговли России особое место занимает Европейский Союз, как крупнейший экономический партнер страны. На долю Европейского Союза в 2014 году приходилось 48,2% российского товарооборота (в 2013 году – 49,6%). На страны СНГ в 2014 году приходилось 12,2% российского товарооборота, на страны Таможенного союза – 6,7% (6,9%), на страны ЕврАзЭС – 7,1% (7,2%), на страны АТЭС – 27,0% (24,8%)18.
     Основными торговыми партнерами России в 2014 году среди стран дальнего зарубежья были: Китай, товарооборот с которым составил 88,4 млрд долларов США (99,5 % к январю-декабрю 2013 года), Нидерланды – 73,2 млрд долл. США (96,4%), Германия – 70,1 млрд. долл. США (93,5%), Италия – 48,5 млрд. долл. США (90,0%), Турция – 31,1 млрд.  долл. США  (95,0%),  Япония – 30,8 млрд. долл. США (92,7%), США – 29,2 млрд. долл. США (105,7%), Республика Корея – 27,3 млрд.долл. США (108,5%), Польша  – 23,0 млрд. долл. США (82,4%), Соединенное Королевство – 19,3 млрд.долл.США (78,7%)19.
     Лидерство Центрального федерального округа объясняется особым статусом входящего в него города Москвы, наличием более широких возможностей для развития внешнеэкономических связей с иностранными партнерами в силу более благоприятного, нежели в других регионах, транспортного, налогового, финансового и прочего климата. Вследствие этого многие российские предприятия предпочитают регистрировать юридический адрес в данном субъекте. Соответственно, налоговые и таможенные платежи уплачиваются именно там. 
     Между тем таможенная статистика учитывает внешнеэкономическую деятельность российских и иностранных юридических лиц именно по месту регистрации, а не по месту фактического осуществления их деятельности, что приводит, в свою очередь, к искажению понимания реального участия каждого региона России в процессах международного и внешнеторгового сотрудничества России в целом. Так, согласно статистическим данным (Росстат, ФТС), Москва является крупнейшим в России производителем и экспортером продукции топливно-энергетического комплекса, тогда как очевидно, что указанная продукция в промышленных объемах добывается в других регионах (Кемеровской области, Красноярском крае, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре и др.)20.
     С учетом вышесказанного, необходимо целенаправленно вести работу по совершенствованию экономико-правового инструментария, облегчающего включение России в глобализирующуюся экономику, особое внимание уделяя расширению участия ее субъектов в международном и внешнеэкономическом сотрудничестве с зарубежными странами. Эффективность интеграции России в мировое экономическое пространство и, соответственно, объем получаемых от внешнеторговых операций доходов в значительной степени определяется количеством .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44