- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Состояние и перспективы развития внешнеэкономических связей России и КНР
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K012062 |
Тема: | Состояние и перспективы развития внешнеэкономических связей России и КНР |
Содержание
ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ INSTITUTE OF INTERNATIONAL ECONOMIC RELATIONS Факультет мировой экономики и международной торговли Кафедра Экономики по направлению подготовки 38.03.01 Экономика профиль «Мировая экономика» ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ Декан факультета ________________ / Янкин А.Н./ «____» ______________ 20____ г. ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Состояние и перспективы развития внешнеэкономических связей России и КНР Студент: Савкина Татьяна Петровна Руководитель: к.ф.-м.н.,с.н.с. Налимов Валерий Николаевич Москва 2017 СОДЕРЖАНИЕ Введение…………………………………………………………………………...4 Глава 1. Теоретические аспекты формирования российско-китайских внешнеэкономических связей……………………………………………………6 1.1 Концепции в развитии международных экономических отношений……..6 1.2 Факторы и тенденции развития международного российско-китайского экономического сотрудничества…………………………………………………8 1.3 Анализ экономического развития России и КНР………………………….16 Глава 2. Современное состояние российско-китайских внешнеэкономических отношений………………………………………………………………………..30 2.1 Роль внешнеэкономического сотрудничества между Россией и КНР…...30 2.2 Анализ российско-китайского внешнеэкономического взаимоотношения………………………………………………………………..32 2.3 Проблемы российско-китайских внешнеэкономических связей на современном этапе………………………………………………………………46 Глава 3. Перспективы внешнеэкономического сотрудничества между Россией и КНР…………………..……………………………………………….57 3.1 Перспективы развития экономического сотрудничества между странами………………………………………………………………………….57 3.2 Перспективы развития внешнеэкономических связей……………………62 Заключение………………………………………………………………………68 Список использованной литературы………………………………………….71 Введение Сотрудничество России и Китая особенно перспективно на фоне растущих противоречий между ведущими мировыми державами по вопросам прав человека, свободы слова и расширения Организации Североатлантического договора (НАТО) на восток. С несостоятельностью режима «перезагрузки» отношений между Россией и Соединенными штатами Америки, обострением ситуации из-за событий на Украине, у России и Китая появляется все больше оснований для углубления стратегического партнерства. Важное значение для Российской Федерации имеет использование капиталов, рынков и интеграционного потенциала Китая в интересах подъема российской экономики. Но интерес является обоюдным: Россия предлагает восточному партнеру не только ресурсные возможности, но и интеллектуальный, научно-технический потенциал. В связи с тем, что в России до сих пор идет становление рыночных отношений, для экономического благополучия страны имеет смысл перенять положительный опыт КНР. Наши страны объединяет не только протяженная граница, но и схожие проблемы, связанные с большим объемом территорий, сепаратизмом, общим коммунистическим прошлым Актуальность темы определяется значительным потенциалом экономического сотрудничества России с Китаем. Наиболее острые проблемы, стоящие перед Россией в контексте развития внешнеэкономических связей с ведущей экономикой Азии и мира, заключается в необходимости преодолевать последствия многолетней экономической неэффективности, увеличивать долю готовой продукции в экспорте, усиливать конкурентоспособность отечественных предприятий, занимающихся внешнеэкономической деятельностью. Для эффективного решения данных проблем необходимо увеличивать роль новейших технологий в традиционных отраслях (топливно-энергетической, химической, горнодобывающей). Цель работы – анализ современного состояния внешнеэкономических связей России и Китая. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи исследования: – раскрыть понятие внешнеэкономических связей и охарактеризовать их виды; – выделить методы регулирования внешнеэкономической деятельности; – проанализировать внешнеэкономические связи России и Китая; Объект исследования – внешнеэкономические связи между Россией и Китаем на современном этапе. Предмет исследования – методы регулирования внешнеэкономическими связями между экономиками двух стран, а также особенности развития и модернизации российско-китайских экономических отношений. В работе использованы общенаучные методы исследования: системный подход для анализа теоретических основ развития внешнеэкономических связей; анализа и синтеза в исследовании методов регулирования внешнеэкономической деятельности предприятий в условиях углубления интеграционных процессов; метод статистического анализа при сравнении особенностей развития внешнеэкономических связей России и Китая. Информационная база исследования состоит из нормативных и законодательных актов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность в России, в частности Законы РФ «Об основах регулирования внешнеторговой деятельности» и «О таможенном регулировании в Российской Федерации»; научных работ отечественных и зарубежных исследователей, посвященных вопросам эффективного ведения внешнеэкономической деятельности в современных условиях, а также особенностям развития и регулирования внешнеэкономических связей в глобализирующемся мире. Глава 1. Теоретические аспекты формирования российско-китайских внешнеэкономических связей 1.1 Концепции в развитии международных экономических отношений Научная интерпретация природы международных отношений связана с наличием общеметодологических концепций, определяющих подходы, ключевые принципы и приемы научного анализа этих отношений. К числу основных концепций относятся: марксистская теория мирового революционного процесса, теория политического реализма, модернистские теории международных отношений и геополитическая теория. Важное место среди теорий международной политики занимает марксистская концепция политики, созданная К. Марксом, Ф. Энгельсом и В.И. Лениным. Для нее характерны: классовый подход к анализу мировых проблем, изучение внешней политики государства в связи с внутренней, рассмотрение международных отношений в каждую историческую эпоху в соответствии с закономерностями развития конкретных общественно-экономических формаций, исследование объективных и субъективных факторов расстановки сил. Теория политического реализма во внешней политике была разработана в середине XX в. Признанным авторитетом данного направления является Г. Моргентау. Международная политика понимается «реалистами» как борьба сил, ведущаяся суверенными государствами в погоне за превосходством и властью. При этом власть - это взаимоотношение двух субъектов мировой политики, когда один из них может влиять на другого (вплоть до полного уничтожения). Из борьбы за власть выводится «политический детерминизм» мировых процессов. Реалисты считают, что в политике всегда выражаются общезначимые или групповые интересы, а в международной политике - преимущественно национальные интересы. По их мнению, национальный интерес представляет собой осмысленную и отраженную в деятельности субъектов потребность поступательного развития национального государства. Национальные интересы это «интересы национальной безопасности» (оборона страны); «национальные экономические интересы» (сохранение связей с партнерами, наращивание экспортного потенциала и заграничных инвестиций, защита внутреннего рынка); «интересы поддержания мирового порядка» (упрочение международного авторитета и позиций государства). Р. Челлена (1846-1922). Он характеризовал геополитику как «науку, которая рассматривает государство как географический организм или феномен в пространстве». Отцами-основателями и главными адептами геополитики считаются американский историк А.Т. Мэхен, британский географ и политик Г. Маккиндер, американский исследователь международных отношений Н. Спайкмен, германский исследователь К. Хаусхофер. Центральное место в детерминации международных отношений того или иного государства в геополитике отводится его географическому положению. Смысл геополитики виделся в выдвижении на передний план пространственного, территориального начала. По мнению Г. Маккиндера: «Тот, кто управляет Восточной Европой, руководит Хартлендом (срединной землей) Евразии; кто управляет Хартлендом, руководит мировым островом Европы, Азии, Африки, а тот кто управляет мировым островом, руководит миром». Хартленду противостоит «островной комплекс» (Америка, Австралия, Океания, Великобритания), родина либерализма. Значение географических факторов для исторических судеб народов отмечается практически всеми исследователями международной политики. Они важны для понимания ресурсов держав и при планировании ими внешней политики. Главный недостаток этой модели международных отношений, как, впрочем, и других, - в абсолютизации какого-то одного из разнообразных компонентов уравнения мировой политики. Таковы основные теории внешней политики, лежащие в основе политической науки о международных отношениях и внешней политике. В той или иной степени они находятся на вооружении политиков, оказывают влияние на формирование внешнеполитического курса государств нашей планеты. Разумеется, ни одна из этих теорий не является исчерпывающей и не обладает монополией на истину в последней инстанции. Однако взятые вместе, они с разных сторон и по-разному освещают сложный и противоречивый мир внешней политики. 1.2 Факторы и тенденции развития международного российско-китайского экономического сотрудничества Начало экономического сотрудничества СССР с Китаем относится к 50-м годам прошлого столетия. В КНР при содействии СССР была создана промышленная система, в целом способная к самостоятельному развитию. С советской помощью построены или реконструированы более 250 предприятий и объектов в тяжелой промышленности, на них производилось 40% стали, 50% проката, 80% грузовых автомобилей, 90% тракторов, 25% электроэнергии, 55% производства паровых и гидравлических турбин, 25% производства алюминия и т.д. Китайской стороне были безвозмездно переданы 24 тыс. комплектов технической документации. Усилия СССР в индустриализации Китая были дополнены посильным вкладом стран Восточной Европы. Развитие промышленности в КНР было тесно связано с наращиванием производства вооружений. Так, из 250 объектов, созданных в КНР с советской помощью к 1960 г., 30% относились к оборонному сектору промышленности. Уже в те годы на почве развернувшейся в мире гонки вооружений, в которой СССР и КНР выступали на одной стороне, между ними возникли серьезные разногласия. В 1959 г. Китай отказал Москве в просьбе разрешить строительство на его побережье длинноволновой радиостанции для связи с подводными лодками, резонно усмотрев в этом угрозу собственному суверенитету, тем более что вырисовывалась нежелательная для него перспектива появления там советских военно-морских баз и совместного флота. Тогда же резкое недовольство Пекина вызвало прекращение Советским Союзом помощи в создании китайской атомной бомбы. Ученые выделили три уровня развертывания советско-китайского конфликта: 1) «социалистический лагерь» – остальной мир; 2) отношения в «социалистическом лагере»; 3) двусторонние советско-китайские отношения. Особенно обострились противоречия в период «культурной революции» в КНР и обстановка на российско-китайской границе. Вклад в решение пограничной проблемы внес российско-китайский договор от 16 июля 2001 г. В нем было зафиксировано «отсутствие взаимных территориальных претензий» у России и Китая и желание продолжить переговоры «на еще не согласованных ее участках». 3 сентября 1994 г. состоялось подписание Соглашения о российско-китайской государственной границе на ее западной части. Таким образом, демаркируемая государственная граница России и Китая как на ее восточной, так и на западной части впервые в истории отношений двух стран получила четкое обозначение на местности. К внешним факторам, повлиявшим на российско-китайские связи, относились последствия китайской политики открытости, стремительное сближение Китая с США, начало чему положило установление дипломатических отношений и подписание в 1979 г. торгового соглашения. Также стремительно развивались торгово-экономические связи Китая с Японией, Гонконгом, ЕС. После распада Советского Союза наступил застой в российско-китайских экономических отношениях. Провозгласив политику открытости, Китай значительно расширил рамки совместного предпринимательства и торговли с США, ЕС, Японией. На этом фоне роль китайско-российского экономического сотрудничества была сведена до незначительных объемов простого обмена российского сырья и энергоресурсов на китайские товары широкого потребления. Перемены начались в начале XXI века после смены высшего политического руководства в России: прихода к власти команды Президента В.В. Путина. Пришло осознание того, что во внешней политике России должны быть уравновешены Запад и Восток, усилен восточноазиатский вектор, не снижая внимания к западным странам. Поворот к Китаю новой администрации России был вызван и другими обстоятельствами. Во-первых, осознанием необходимости подъема Сибири и Дальнего Востока – слабо освоенных регионов России за счет привлечения китайских инвестиций; Во-вторых, за счет китайского импорта удовлетворить растущий платежеспособный спрос населения в дешевых товарах широкого потребления в условиях разрухи национальной легкой промышленности и высоких цен на импортные западные товары; В-третьих, развивающаяся региональная интеграция и усиление в ней участия КНР требовали от России развития партнерства и соперничества с Китаем в АТЭС и АСЕАН, в Шанхайской организации сотрудничества, закрепить и усилить свое экономическое присутствие в Центральной Азии. В начале XXI века руководители России и Китая заговорили о сотрудничестве в формате стратегического партнерства и подкрепили свои слова о партнерстве, заключив Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве 16 июня 2001 года. Одновременно с развитием двусторонних отношений Россия и Китай сотрудничают и соревнуются в региональных организациях. Вес России в АТЭС снижает то, что для стран АТЭС она гораздо менее интересный торгово-экономический партнер, чем они для неё (доля России во внешнеторговом обороте стран АТЭС составляет примерно 1%, в то время как доля стран АТЭС во внешнеторговом обороте России превышает 15%). Россия пока может предложить региону, главным образом, лишь сырье, в то время как саму ее интересует в первую очередь высокотехнологичная продукция, производимая в странах АТЭС. Что касается российских производителей сложной технологической и наукоемкой продукции, то они слабо представлены в АТЭС. В качестве направлений возможного усиления участия России в деятельности АТЭС по экономическим вопросам российское руководство выделило энергетическую безопасность, защиту окружающей среды, решение продовольственной проблемы, развитие партнерства между государством и частным бизнесом, повышение социальной ответственности корпоративного сектора. Придается большое значение укреплению промышленной кооперации и сотрудничеству в области передовых технологий, в реализации транспортных проектов, включая создание «сухопутного моста» для транспортировки грузов между АТР и Европой. Степень развития отношений между РФ и КНР характеризует появление новых крупных проектов. За 20 лет стратегического партнерства между Россией и Китаем страны не только сохранили дружественные отношения, но и развили их. Украинский кризис стал главным событием международной жизни, оказавшим весьма существенное влияние на отношения стран. Это событие в корне изменило международную политическую обстановку и отношения крупных мировых держав, став причиной наиболее серьезного столкновения России и Запал со времен холодной войны, а также определенных изменений внешней среды российско-китайских отношений. Планы России по строительству единого со странами Запада политического и экономического пространства и безопасности были разрушены, в геополитике вновь была проведена невидимая граница между Россией и западным миром, появился призрак новой холодной войны. В сфере безопасности два лагеря все чаще стали рассматривать себя как обороняющуюся сторону, а не партнеров по сотрудничеству. В сфере экономики степень взаимозависимости рынков ЕС и России друг от друга снизилась. Ни Китай, ни Россия не хотят дальнейшего напряжения отношений между нашей страной и Западом, возвращения холодной войны. Международная обстановка на фоне украинского кризиса объективно способствовала сближению России и Китая, усугубила ощущение необходимости быстрого развития экономики, а также нового энергетического пространства со странами Востока. После того, как экономика России ослабла под давлением антироссийских санкций, она не могла не почувствовать зависимости от инвестиций и энергетического рынка Запада. В такой ситуации Россия, естественно, стала стремиться к еще более тесному сотрудничеству со странами Востока и Азии, искать партнеров среди других стран для укрепления международного статуса и восполнения ущерба от западных экономических санкций. Из сказанного выше можно сделать следующий вывод: по завершении украинского кризиса российско-китайское стратегическое сотрудничество будет развиваться еще более динамично, роль российско-китайских отношений на международной арене возрастет. Однако влияние украинского кризиса ограничилось ускорением развития российско-китайских отношений, и не повлияло на их характер и направление. Отношения наших стран основаны на стабильности общих интересов, а не на отдельных вопросах международных отношений. «Разворот на Восток» был утвержденной стратегией России, а не ее реакции на антироссийские санкции Запада в связи с украинским кризисом. Экономическое сотрудничество, включая подписанные в мае 2014 г. газовые контракты, давно находилось в повестке дня российско-китайских отношений как одна из наиболее важных тем. Обе страны еще до начала событий на Украине уже сделали стратегический выбор. Хотя украинский кризис в определенной степени ускорил подписание этих соглашений. Стоит отметить, что «разворот на Восток» не предполагает отказа России от политического или экономического сотрудничества с Европой ради его активизации со странами Азии. Разворот России на Восток сделал российскую дипломатию более уравновешенной между Востоком и Западом, а структуру внешней экономики России - более рациональной и многоаспектной. За последние 20 лет отношения РФ и КНР пережили множество важных событий, как международного, так и регионального масштаба, в числе которых - войны в Косово, Афганистане, Ираке, Грузии, «цветные революции», «арабская весна», а также недавний украинский кризис. И во всех этих ситуациях Россия и Китай не вступали в конфронтацию либо конфликт. Это показывает, что у наших стран не было противоречий на поле международных отношений, а отношения между ними обладали высокой прочностью. Особенности китайской психологии и поведения объясняющие поступки политиков и поведение государства. Тенденции развития международной обстановки способствуют развитию российско-китайских отношений. В строительстве мирового политического и экономического порядка, в следовании принципам международных отношений, в реакции на значимые международные и региональные события, например, на вопросы Ближнего Востока, Иранской ядерной программы, Корейского полуострова, стратегической устойчивости международных отношений Россия и Китай занимают близкие позиции. Российско-китайские экономические отношения развиваются непрерывно, связывающая обе страны цепь экономических интересов становится все прочнее. Реализация крупных совместных проектов будет оказывать конструктивное влияние на экономические отношения двух стран, сблизят их в экономическом плане. В будущих экономических отношениях взаимозависимость и значение стран друг для друга будут возрастать. В научном сообществе не сложилось единого мнения по целому ряду серьезных вопросов, возникающих в рамках российско-китайских отношений. Эти вопросы требуют отдельного изучения, что сделает возможным сравнение научных подходов двух стран для достижения главной цели - взаимопонимания. Российско-китайские отношения, несомненно, имеют высокую ценность для обеих сторон. За прошедшие несколько лет наблюдается беспрецедентная интенсификация двустороннего диалога как в рамках политического, так и экономического форматов. Китай по мере роста и укрепления своих позиций активно вступает в группу стран-претендентов на лидерство и стремится играть значимую, а в перспективе и ключевую роль в решении мировых проблем и создании новой «архитектуры» глобальной безопасности и соразвития. На данном этапе российско-китайских отношений политическое взаимодействие имеет большой вес и высоко ценится обеими сторонами. По многим международным политическим вопросам стороны неизменно сохраняют единый тандем, выступая зачастую в противовес Западу, в частности США. Особо хотелось бы отметить следующие моменты: обе страны нацелены на создание многополярного мира, выступая категорически против доминирования одной страны в мировых делах, призывают мировое сообщество к модернизации ООН с целью повышения качества и эффективности данной структуры и придания органу роли фактического неоспоримого арбитра в решении международных споров. В рамках данной темы нельзя обойти вниманием вопрос экономического взаимодействия стран, в котором за прошедшие несколько лет произошли существенные изменения. К сожалению, нельзя не учитывать, что именно экономическое сотрудничество представляет собой наиболее слабое звено в двустороннем диалоге. Торгово-экономический уровень отношений значительно отстает от уровня политических связей, и коренная причина этого отставания зависит прежде всего от темпов реализации программы модернизации в России и проблем, связанных с прозападной ориентацией значительного сегмента российского и китайского крупного бизнеса. 1.3 Анализ экономического развития России и КНР Анализ социально-экономического развития за 5 месяцев (январь-май 2016 г.) показывает, что экономический спад продолжается, скорость спада в производственном секторе растет, дно кризисного спада не достигнуто, признаков оживления нет ни в одной сфере. Заявления президента США относительно того, что Россия находится в глубокой рецессии, оказываются более обоснованны и убедительны, чем оценки российских политиков относительно динамики социально-экономического развития страны. Неадекватность оценок снижает качество государственного управления. Уже в 2014 году российская экономика вступила в стагнацию, что проявилось в замедлении экономического роста, падении инвестиций в основной капитал и практически нулевом уровне промышленного производства (в 2014 г. он составил 0,4%, в секторе обрабатывающей промышленности падение на 1,1%). В силу инвестиционного спада в 2015 году закономерным должно было стать дальнейшее замедление экономического роста даже без внешнего давления. Введенные санкции только ускорили переход от стагнации к рецессии, которая в 2015 году стала неминуемой. Для анализа текущего социально-экономического состояния развития России анализируются ключевые макроэкономические параметры: темп роста ВВП, состояние промышленности, инвестиции в основной капитал, объем грузоперевозок, оборот розничной торговли как индикатор потребительского спроса, строительство, цены, курс национальной валюты, а также социальные показатели рынок труда и уровень жизни. Согласно данным Росстата за первый квартал 2016 г. падение ВВП составило 2,2%, по оценке Минэкономразвития за пять месяцев ВВП сократился на 3,2%. Прогноз Минэкономразвития, данный в конце мая, предполагает в базовом сценарии (сохранение санкций, средняя цена на энергоресурсы – 60 долларов за баррель) падение ВВП на 2,8%. Но для этого необходимо экономическое оживление во второй половине года, предпосылок к которому, как будет показано ниже, в российской экономике не наблюдается. По оценкам Минэкономразвития падение ВВП во втором и в третьем кварталах составит примерно 3,5-4%, в четвертом квартале ведомство ожидает замедление падения до 2%. Однако экономика будет оставаться в рецессии, а ожидание замедления падения до 2% выглядит необоснованно оптимистично. Учитывая традиционную погрешность прогнозирования Минэкономразвития в сторону завышенных позитивных ожиданий (таблица 1), стоит ожидать более существенное падение. Таблица 1 Прогнозы социально-экономического развития России на год, данные в преддверии года (по данным Минэкономразвития) Прогноз на 2014 (дан 21.09.14) Факт 2012 Ошибка Прогноз на 2015 (дан 14.12.15) Факт 2013 Ошибка Прогноз на 2016(дан 27.12.15) Факт 2014 Ошибка Прогноз 2017 (6.02.17) Прогноз 2017 (28.05.17) Темп роста ВВП, % 3,7 3,4 -0,3 3,5 1,3 -2,2 2,5 0,6 -1,9 -3 -2,8 Типичное завышение ожиданий по ВВП от Минэкономразвития достигает более 2%. Значит, его «истинное» значение может составлять вплоть до минус 10%. Проверочная оценка такова. Экспорт составлял около 30% ВВП до спада. Его падение в мае 2016 г. минус 44%. Значит эффект в ВВП при неизменных остальных компонентах (что завышено с точки зрения позитивности оценки) составит более 10%. По ожиданиям Внешэкономбанка падение должно составить не 2,8%, а 3,5-3,8%, что ниже изначальной оценки в 4,3-4,7%, которая была пересмотрена в результате роста цен на нефть. Ожидается выход из рецессии в IV квартале. Оценка на 2017 год лежит в плоскости незначительного, но все же экономического роста. Из 16 секторов экономической деятельности (рис.1) только четыре по итогам I квартала показали рост – это добыча полезных ископаемых (традиционно всегда в приросте), сельское хозяйство, практически нулевой рост в государственном управлении и производстве электроэнергии. Валовая добавленная стоимость прочих сектров сократилась в размерах до 10%. Рис.1. Индексы физического объема произведенного ВВП и валовой добавленной стоимости по видам экономической деятельности, I квартал 2016 г. Итак, падение ВВП в 2016 году достигло 3-5% по официальным прогнозам. По экспертной оценке спад может составить до 10%. Динамика снижения промышленного производства указывает на то, что признаков оживления в экономике нет и, напротив, спад ускоряется. Промышленность сокращается на фоне роста издержек (удорожание кредитов, комплектующих из-за девальвации), дефицита инвестиций (дорогие кредитные деньги), низкого платежеспособного спроса в результате резкого сокращения заработных плат. По ряду отраслей падение за период январь-май 2015 года превышает 10% (рис.2). Рис.2. Индекс производства по видам экономической деятельности за май 2016 г., в % (по данным Росстата) Это текстильное производство, производство транспортных средств и оборудования, целлюлозно-бумажное производство, производство кожи, машин и оборудования. Провальные показатели в секторе производства машин и оборудования, приборов указывают на то, что задача снижения доли сырьевой компоненты в экспорте не будет реализована. Эти отрасли российской промышленности остро нуждаются в государственной поддержке. Падение промышленности продолжается даже несмотря на плавное снижение ставок на кредитование. Оно несущественно с учетом внеэкономической критической завышенности. Главная причина – это системный кризис отечественного производства, износ оборудования, низкие объемы государственного заказа, которые могли бы обеспечить спрос на отечественное производство этих сегментов. 2015 год осложнен ростом издержек на производство, в котором значительна доля импортных комплектующих или импортного оборудования, которые в результате девальвации рубля подорожали. В 2017 году страну ожидает высокая инфляция. За период январь-май 2016 года к январю-маю 2015 года индекс потребительских цен составил 16,2%, цен промышленных товаров – 11,6%, тарифов на грузовые перевозки – 10,4%. Сравнение с предыдущим годом дано на рис.3. Рис.3. Индекс цен (по данным Росстата) Прирост потребительских цен к декабрю прошлого года составил для продовольственных товаров 11,3%, для непродовольственных товаров 8,4%, для услуг 3,9% (наибольший прирост по группе страхования 20,5% и дошкольному воспитанию 13%). Темпы ежемесячного прироста цен замедляются. Если в январе цены на данные группы товаров выросли соответственно на 5,7%, 3,2% и 2,2%, то в мае на 0,1%, 0,5% и 0,5% соответственно (рис.4). Рис.4. Индекс потребительских цен в 2016 г. (по данным Росстата) Замедление инфляции подтверждает рукотворный эффект от девальвации рубля и встречных санкций. Иными словами, власти сами организовали этот рост инфляции. Уровень жизни населения в 2016 году в результате инфляционных и девальвационных процессов резко снизился. В среднем за 5 месяцев заработная плата сократилась на 8,8%, реальные доходы населения - на 3%. Учитывая, что у большинства российских граждан заработная плата выступает единственным источником дохода, целесообразно оперировать уровнем заработной платы. Размер реальной пенсии также сократился. 2016 год показал худшие показатели социально-экономического развития с начала 2015 года, обнаруживая тенденцию нарастания динамики кризисных явлений. Это, прежде всего, говорит о неэффективности антикризисной практики правительства. В течение 5 месяцев 2016 г. наблюдался неуклонный спад. Признаков оживления экономика не демонстрирует. Факторы экономического оживления в виде инвестиций в основной капитал, потребительского спроса, состояния денежно-кредитной политики демонстрируют негативные тенденции. Это указывает на дальнейший спад. Экономика находится в рецессии, уровень жизни населения продолжает сокращаться, объемы промышленного производства падают, что доказывает, что кризис не преодолен. Итоги первого полугодия 2016 года показали, что экономическая ситуация в Китае по-прежнему остается чрезвычайно сложной. Процесс замедления экономики все более затягивается. Некоторый отскок ряда экономических показателей, который наблюдался в конце первого квартала, во втором квартале дальнейшего развития не получил. Рост есть, но его темпы по китайским понятиям продолжают оставаться невысокими, глубокие структурные противоречия в экономике сохраняются и даже обостряются. Улучшение отраслевой структуры хотя и происходит, но идет медленно, в силу чего этот процесс пока не может купировать трудностей в традиционных отраслях обрабатывающей промышленности. Несмотря на то, что экспортные отрасли в целом продолжают сохранять достаточно высокую конкурентно способность, общее снижение внешнего спроса обуславливает депрессивное состояние внешней торговли. Валютный рынок, особенно ближе к концу квартала, характеризовался усилением девальвационного тренда. Относительную макроэкономическую стабильность удавалось поддерживать главным образом благодаря мягкой кредитно-денежной политике. Однако возможности ее продолжения все более и более сужаются, в том числе из-за роста долговой нагрузки в корпоративном секторе и потенциального риска инфляции. По мере обострения экономических трудностей проявились расхождения внутри руководства относительно путей достижения заявленных ранее целей развития и приемлемого соотношения между «стабильным ростом» и рыночными реформами. Рассмотрим некоторые итоги полугодия более подробно. Общую динамику экономического роста удалось удержать на уровне первого квартала, на отметке 6,7%, соответственно и прирост за полугодие тоже составил 6,7%, что вписывается в намеченный на текущий год индикативный показатель 6,5% - 7%. Прирост во втором квартале по отношению к первому увеличился до 1,8% (предыдущий показатель был 1,2%). Это даже несколько выше, чем показатель второго квартала прошлого года (1,75%). Вместе с тем по сравнению с соответствующим периодом прошлого года экономический рост в первом полугодии уменьшился на 0,3 п. п. Темпы во второй сфере производства (промышленность, строительство) фактически не изменились - 6,1%, в третьей сфере (услуги) сократились с 8,4% до 7,5%. Для большинства основных показателей после отскока в марте была характерна инерционно – затухающая динамика. Добавленная стоимость в промышленности за полгода увеличилась на 6% (в первом квартале 5,8%, во втором 6,1%). Затухание же хорошо видно в сравнении месячных показателей за март – июнь, которые соответственно составляли: 6,8%, 6,0%, 6,0%, 6,2%. Между отраслями промышленности произошло разделение. В ряде традиционных отраслей производство падает: добыча угля за полгода сократилась на 9,7%, нефти на 4,6% термически необработанной стали на 1,1%, алюминия на 1,9%. В то же время сектор высокотехнологичных отраслей растет быстрыми темпами в 11%. В отличие от прошлого года объемы прибылей промышленных предприятий вновь начали расти. Их рост в январе – мае составил 6,4% (в прошлом году объем прибыли сократился на 2,3%). В то же время после пиковых показателей конца первого квартала – 7,4% показатели опять начали снижаться. Динамика инвестиций в основной капитал ослабевала. За полгода прирост инвестиций составил 9%. Это не только ниже показателей первого квартала (10,7%), но и всего прошлого года (10%). Ослабление инвестиционной активности затронуло подавляющую часть секторов экономики. Инвестиции в промышленность снизились до 4,2% (6,7%), в сферу услуг – до 11,7 (12,6%). Высокий прирост инвестиций в инфраструктурные проекты сохранялся. За полгода он составил 20,9% (19,6% в первом квартале). Однако, как говорят в Китае, «одинокое дерево в сильный ветер не выстоит». Тревожным сигналом стало быстрое падение темпов прироста частных инвестиций. В первом полугодии они увеличились всего на 2,8% (в 2015 – 10,1%, в первом квартале 2016 – 5,7%). Между тем частными предприятиями создается около 60% ВВП, обеспечивается 80% рабочих мест и более половины налоговых поступлений. В свете всех разговоров о продвижении рыночных реформ столь резкое сворачивание активности частного сектора, которое затронуло практически все отрасли экономики и большинство регионов (особенно плохо обстоят дела на Северо-Востоке), можно рассматривать как «неуд» всей работе по осуществлению реформы. Неудивительно, что данная тема дважды в мае и июне обсуждалась на заседаниях Госсовета. В регионы были направлены специальные группы для изучения ситуации на местах. Проверки показали, что имевшиеся ранее препятствия по доступу частного капитала во многие отрасли отнюдь не устранены, а самое главное, - широко разрекламированные решения Госсовета о снижении административных барьеров, упрощении порядка регистрации предприятий встречают бюрократическое противодействие, и потому в значительной мере остаются на бумаге, не будучи претворенными в жизнь. Выяснилось и еще одно....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: