- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Интернет-зависимость – одна из основных форм аддиктивного поведения старшеклассников
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W003798 |
Тема: | Интернет-зависимость – одна из основных форм аддиктивного поведения старшеклассников |
Содержание
Содержание Введение…………………………………………………………………………. 3 Глава 1. Теоретические основы понятия «аддиктивное поведение»………………………………………………………………………. 8 1.1. Понятие и виды аддиктивного поведения………………………………. 8 1.2. Интернет-зависимость – одна из основных форм аддиктивного поведения старшеклассников……………………………………………. 13 1.3. Формы и методы профилактической работы с аддиктивным поведением подростков………………................................................................ 20 Глава 2. Профилактика аддиктивного поведения старшеклассников во внеурочное время с помощью интернет-ресурсов…………………………. 28 2.1. Профилактика аддиктивного поведения посредством познавательной активности……………………………………………………………………….. 28 2.2. Организация интеллектуально-творческой деятельности в интернете………………………………………………………………………… 32 2.3. Методические разработки по профилактике аддиктивного поведения………………………………………………………………………… 46 Заключение……………………………………………………………………… 55 Список использованной литературы………………………………………... 59 Приложения ……………………………………………………………………. 62 Введение Актуальность темы. Социально-экономические преобразования в России в начале ХХI века затронули все сферы жизни взрослых и детей. Наряду с позитивными изменениями, в обществе усилились такие негативные тенденции, как имущественное неравенство, резкое снижение духовных ценностей, усиление социальной и психологической дезориетации и дезадаптации, безработица, сложная криминогенная обстановка. Все более ощутимым становится разрушение института семьи: семья не в состоянии проявлять достаточную заботу о своих детях, не выполняет родительских обязанностей, нередко сама создает условия, опасные для жизни и развития детей, приводит к проявлению у детей различных форм девиантного поведения, в том числе аддиктивного (зависимого). Первопричиной такого отклонения подростков от реальности является нарушение взаимодействия ребенка с той средой, в которой он растет и развивается. Чаще всего влияние на подростка оказывают родители, сверстники и школа. Период переходного возраста – нелегкое время, и если подросток не находит поддержки в семье, либо семейный климат нельзя назвать благоприятным, то поиски подростком истины могут привести к плачевным последствиям. По данным ряда исследований под воздействием аддикций чаще всего оказываются несовершеннолетние от 11 до 17 лет. Проблемами аддиктивного поведения занимались многие ученые, среди которых: Т.А. Донских, О.В. Зыков, И.В. Курбатов, Л.В. Мардахаев, Д.В. Семёнов, А.Б. Фомина и др. Большинство авторов книг по профилактике вредных привычек считают, что молодым людям необходимо показать, что потребление наркотиков, алкоголя и табака сейчас немодно и крайне вредно влияет на спортивные возможности юноши, на внешность девушки. Еникеева Д. Д. и Сирота Н. А. предлагают сделать акцент в профилактике вредных привычек на следующем аспекте: «Необходимо убеждать подростков в том, что жизнь может предоставить им много интересного, что нет неразрешимых проблем и безвыходных ситуаций. Вовлекать подростков в общественную деятельность, которая потребует от них выработки положительных качеств, будет способствовать профилактике отклоняющегося поведения». В настоящее время многие школьники пробуют затягиваться уже лет с семи. В 11-12 лет встречаются постоянно курящие подростки. Средний возраст начала употребления алкоголя среди мальчиков снизился до 12,5 лет, среди девочек до 12,9 лет. По данным Роспотребнадзора, треть несовершеннолетних юношей и четверть несовершеннолетних девушек выпивают ежедневно. Более 60% детей первую дозу алкоголя получают из рук родителей или близких родственников. Злоупотребление наркотиками и наркомания также остаются значимыми проблемами у российских подростков. Почти 8% подростков и молодежи в возрасте от 12 до 22 лет употребляют наркотики ежедневно или через день, т.е. являются злоупотребляющими или зависимыми, 44,8% пробовали наркотики хотя бы раз. Так же появляются новые формы нехимических зависимостей среди подростков, это игровая и компьютерная зависимость. Не представляется возможным привести точные данные по Интернет-аддикции среди детей и подростков, поскольку отсутствуют критерии учета. Можно отметить постоянный рост числа Интернет-пользователей по всему миру. По данным за 2016 г., Россия остается первой в Европе по числу Интернет-пользователей (84 млн чел.). По последним данным, 99% учащихся являются активными пользователями Рунета, т.е. выходят в сеть хотя бы раз в сутки. Данные о числе Интернет-зависимых неоднородны. Как подчеркивают многие отечественные и зарубежные исследователи, 1—5% пользователей приобретают Интернет-зависимость. К "гаджетовым" формам аддикции относится также зависимость от мобильных игр. Пищевые зависимости также стартуют, как правило, в подростковом возрасте (переедания и голодания). Расстройствами пищевого поведения (анорексией и булимией) страдают от 2 до 5% девушек-подростков. На основе вышеизложенного можно сказать, что особую актуальность в наше время приобретают вопросы здорового образа жизни молодежи. Отсутствие специальных знаний и навыков здорового образа жизни, а также своевременных социально адаптивных стратегий поведения у взрослой части населения - родителей, педагогов - не позволяет им оказывать результативное воспитательное действие, психологическую и социальную поддержку. В современном мире важную роль в формировании положительного отношения к здоровому образу жизни играют средства массовой информации. На сегодняшний день средства массовой информации организовывают и проводят достаточно активную работу по созданию позитивного имиджа здорового образа жизни среди подростков - увеличивается эфирное время спортивных программ, создаются всевозможные телевизионные проекты, проводятся акции, направленные на борьбу с вредными привычками. Именно СМИ могут создать в обществе отрицательную установку на курение, употребление алкоголя, наркотических средств. Поэтому СМИ отведена главная роль в борьбе с вредными привычками, в профилактике вредных привычек и пропаганде здорового образа жизни среди населения, в том числе подростков. Не должно оставаться в стороне и государство. Сегодня средствами борьбы с вредными привычками со стороны государства являются поддержка развития спорта, применение телефонов горячей линии, поддержка наркологических центров, оснащённых современным оборудованием и специалистами высокого класса. Кроме того, государство является инициатором проведения масштабных акций по борьбе с вредными привычками. К примеру, с 2010 года Министерство здравоохранения и социального развития РФ в рамках программы «Здоровая Россия» проводит всероссийскую акцию «31 мая - день отказа от курения. Навсегда». Большую значимость для людей в настоящее время имеет использование Интернета. Поэтому Интернет можно считать своеобразным социальным институтом, влияющим на установки, ценности и поведение подрастающего поколения. Влияние киберпространства на социализацию личности подтверждают исследования Н.Г. Марченковой. В своих работах она пишет, что молодое поколение считает Интернет очень важной формой коммуникации, информационно-познавательным ресурсом, рабочим инструментом. Всемирная паутина создает условия для удовлетворения познавательных способностей, получения знаний и новой информации [25, 56]. Проблема аддиктивного поведения подростков в настоящее время является актуальной и обусловлена тем, что затрагивает не только личные проблемы отдельных лиц, но и здоровье, благополучие и безопасность всего населения. Социальные последствия вредных привычек молодежи достаточно опасны для общества. К ним можно отнести: низкую культуру населения, деградацию общества, снижение работоспособного и фертильного населения, эпидемии инфекций, ранние беременности и многое другое. Высокая социальная значимость данной проблемы характеризует изучение данного вопроса как одного из центральных в современной психолого-педагогической литературе. Объект исследования – аддиктивное поведение старшеклассников во внеурочное время. Предмет исследования – применение средств Интернета для профилактики аддиктивного поведения старших школьников. Цель исследования – разработка рекомендаций, направленных на профилактику аддиктивного поведения старшеклассников. Задачи исследования: 1. Раскрыть сущность аддиктивного поведения. 2. Проанализировать интернет-зависимость - одну из основных форм аддиктивного поведения. 3. Изучить формы и методы борьбы с аддиктивным поведением. 4. Провести профилактику аддиктивного поведения посредством познавательной активности. 5. Изучить систему организации интеллектуально-творческой деятельности в интернете. 6. Разработать рекомендации по профилактике аддиктивного поведения у старшеклассников. В первой главе «Теоретические основы понятия «аддиктивное поведение» на основе анализа официальных документов и научной литературы дается оценка зависимому поведению и описывается его влияние на жизнь подростков в современном обществе. Во второй главе «Профилактика аддиктивного поведения старшеклассников во внеурочное время с помощью Интернет-ресурсов» описываются содержание и технология формирования у учащихся борьбы с вредными привычками с помощью интернет-ресурсов. Методы исследования: для достижения цели исследования, решения поставленных задач и проверки исходных предположений мною был использован комплекс исследовательских методик: - методы сравнительно-сопоставляющего анализа: анализ психолого-педагогической, социологической литературы; - методы практического исследования: анализ, изучение и обобщение педагогического опыта, статистический анализ, анкетирование, беседа. Практическая ценность исследования заключается в том, что материалы, используемые в данной выпускной работе, могут быть использованы в учебно-воспитательном, оздоровительном процессе общеобразовательных школ, лицеев и гимназий, а так же в целях осуществления эффективной профилактики. База исследования: Структура данной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Глава 1. Теоретические основы понятия «аддиктивное поведение». 1.1. Понятие и виды аддиктивного поведения. В конце 20-го – начале 21 века злоупотребление наркотиками, алкоголем и другими психоактивными веществами приняло эпидемический характер. Массовое влияние СМИ, которые транслируют низкопробную информацию, приводит к растлению значительной части учащейся молодежи, способствует формированию пассивного потребительского образа жизни, цинизма, бездуховности, и, как результат, приводящее к таким негативным явлениям, как алкоголизм, табакокурение, интернет-зависимость, наркомания. При характеристике действий детей и подростков, не соответствующих общепринятым нормам и правилам, используются понятия «правонарушения», «противоправные действия», «аддиктивное поведение». Аддикция и аддиктивное поведение — относительно новые понятия, и в настоящее время существует множество разногласий в его определении. Аддикцию трактуют как: пагубную склонность к чему-либо, захватывающее (поведение), полное пристрастие к чему-либо, обреченность, порабощенность, целиком подчинение кому-либо или чему-либо. Например, Ильин Е. П. понимает под аддиктивным поведением поведение, обусловленное “вредными привычками подростков и юношей”[16, C. 54]. Аддиктивное поведение рассматривается большинством авторов, стоявших у начала разработки этой проблематики (Ц. П. Короленко, А. С. Тимофеева, А. Ю. Акопов) как одна из форм разрушительного поведения, то есть причиняющего вред человеку и обществу. Аддиктивное поведение является одной из форм отклоняющегося поведения. Несовершеннолетние подростки, со свойственной этому возрасту чувствительностью, оказываются наиболее незащищенными, уязвимыми и психологически беспомощными перед жизненными трудностями. Не обладая жизненным опытом, не умея выбирать эффективные способы снятия психоэмоционального напряжения, которые давали бы им возможность сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый образ жизни, подростки не справляются с многочисленными проблемами. Это приводит к дезадаптивному и саморазрушающему поведению, в том числе, злоупотреблению наркотиками и другими психоактивными веществами, а также, как наблюдается в последнее время, суицидам [20, C. 19]. Аддиктивное поведение формируется постепенно. Его суть заключается в стремлении изменить свое психическое состояние посредством приема некоторых веществ или фиксацией внимания на определенных предметах или видах деятельности. Употребление таких веществ, привязанность к предмету или действию принимает такие размеры, что начинает управлять жизнью человека, лишает его воли к противодействию аддикции. Человек становится беспомощным перед своими пристрастиями. Такая форма поведения характерна для людей с низкой переносимостью психологических затруднений, плохо адаптирующихся к быстрой смене жизненных обстоятельств, стремящихся в связи с этим быстрее и проще достичь психофизиологического комфорта. Аддикция для них становится универсальным средством бегства от реальной жизни. Это может произойти при встрече с трудными, социально неблагоприятными, психотравмирующими ситуациями как утрата прежних идеалов, разочарование в жизни, распад семьи, потеря работы, социальная изоляция, утрата близких или друзей, резкая смена привычных жизненных стереотипов. В настоящее время выделяются следующие основные виды аддиктивного поведения: 1) Химические аддикции - употребление алкоголя, никотина, веществ, изменяющих психическое состояние, включая наркотики, лекарства, различные яды; 2) Наркотическая зависимость. За последние годы наблюдается тенденция омолаживания наркотизации. Подростковый наркотизм связан с поиском новых, необычных ощущений и переживаний. Помимо вреда для здоровья, наркотики могут вовлечь подростка в криминальную субкультуру. 3) Нехимические аддикции - участие в азартных играх, включая компьютерные; любовные и сексуальные аддикции. В процессе азартных игр возникает расслабление, снятие эмоционального напряжения, отвлечение от неприятных проблем. Любовные аддикции присущи людям, у которых проблемы с самооценкой, неспособность любить себя. Очень много времени и внимания уделяется человеку, на которого направлена аддикция. 4) Работоголизм – бегство от реальности, когда человек «зацикливается» на работе. Она заменяет собой привязанности, развлечения, любовь и т.д. 5) Интернет-зависимость – в связи с возрастающей компьютеризацией российского общества стала актуальной проблема патологического использования Интернета. 6) Спортивная аддикция – чрезмерное увлечение спортом. 7) Аддикция к трате денег – повторное и непреодолимое желание совершать множество покупок. Положительные эмоции возникают только в процессе совершения покупок. 8) Аддикция к еде – возникает стремление «заедать» неприятности. Поглощая еду, человек уходит от субъективной реальности. Виды аддиктивного поведения имеют свои специфические особенности и проявления, они не равнозначны по своим последствиям. Естественно, что не все виды аддиктивного поведения равнозначны по своему значению и последствиям для человека и общества. Нельзя приравнивать, например, увлеченность рок-музыкой к наркомании. Здесь имеется общее аддиктивное звено, однако это совершенно разные по своему содержанию, развитию и последствиям явления [24, C. 67]. Большинство авторов исследующих проблему аддиктивного поведения выделяют подростковый возраст, как возраст наибольшего риска. Факторами риска может выступать все то, что мешает подростку чувствовать себя комфортно, что угнетает его. Для самоопределения подростку необходимо попробовать себя в разных качествах, то наиболее показательная для подросткового возраста ситуация — это ситуация пробы. Ситуация выбора - осуществить пробу или нет - остается для подростков ситуацией альтернативы. Одной из главных социальных предпосылок аддиктивного поведения подростков можно назвать влияние групп сверстников. По мнению многих авторов, речь здесь идет о таком психологическом качестве, как внушаемость. Так же сказывается на аддиктивном поведении неразвитая система молодежного досуга. Подростки не знают, что им делать со своими желаниями, трансформируя их в потребность чего-то повторяющегося, чем можно было бы заниматься, ничего не делая [7, C. 101]. Молодежи для досуга предлагается только соревнование: в спорте, в учебе, в игре. Развлекаться не получается, приходится выигрывать. Молодые люди отказываются от навязанных им форм досуга и делают свой выбор в пользу пассивных развлечений, в которых не надо побеждать и стремиться к чему-то. Это алкоголь и наркотики. Еще одной предпосылкой аддиктивного поведения является отношение к жизни. Особенностью подросткового самосознания является то, что в отличие от взрослых, понятие "жизнь" имеет другой личностный смысл. Жизнь не всегда является ценностью, каковой она представляется взрослому. Чем старше становится человек, тем большую ценность приобретает для него жизнь. Аддиктивное поведение подростков является острой и болезненной для общества. Многочисленные исследования доказывают, что аддиктивное поведение в подростковом возрасте вызывает быстрое формирование зависимости, ведет к многочисленным негативным последствиям – нарушается социализация несовершеннолетних, совершаются правонарушения, распространяются ВИЧ-инфекции. Всевозможные аддикции и связанные с ними проблемы, стоят в одном ряду с такими заболеваниями, как онкологические, сердечно-сосудистые, а по экономическому и социальному ущербу превосходят их. Нездоровое население страны не может обеспечить экономику эффективными человеческими ресурсами, успешными предпринимателями или государственными деятелями, могут в значительной степени пополнять бюджет страны и делать его более рационально используемым. 1.2. Интернет-зависимость – одна из основных форм аддиктивного поведения старшеклассников. Компьютеризация общества в последнее время приобрела лавинообразный характер, невозможно найти учебное заведение или организацию без наличия в них компьютеров и компьютерных сетей. Как показывает опыт работы, основной группой риска для развития интернет-зависимости в России являются подростки в возрасте от 13 до 17 лет. Этому способствует ряд факторов - широкое распространение домашних компьютеров, легкость подключения к сети, компьютеризация школьных и студенческих программ обучения, большое количество компьютерных клубов и интернет-салонов, особенно в крупных городах. Практически все они проходят стадию естественной увлеченности и, хотя многие из них становятся в дальнейшем обычными пользователями, определенная часть переходит в категорию интернет-зависимых [6, C. 18]. Первые монографии по данной проблеме были опубликованы в 1998 - 1999 гг. (К. Янг, Д. Гринфилд. К. Сурратт). Кимберли Янг приводит 4 симптома Интернет-аддикции: навязчивое желание проверить e-mail; постоянное ожидание следующего выхода в Интернете; жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в Интернет; жалобы окружающих на то, что человек тратит слишком много денег на Интернет. Интернет-аддикция может возникать как зависимость от самых различных форм использования Интернета, по своим проявлениям она схожа с уже известными формами аддиктивного поведения, например, употребление алкоголя или наркотиков. Если для формирования традиционных видов зависимости требуются годы, то для интернет-зависимости этот срок резко сокращается. Большая часть интернет-зависимых подростков бывает в сети ради общения. Интернет-зависимость становится возможной благодаря отличиям реального общения от виртуального. Главным фактором, благодаря которому явление получило широкое распространение, является анонимность в сети, а так же чувство безопасности осуществлении каких-либо действий, включая пользование электронной почтой, чатами, ICQ. Во-вторых, это возможность для реализации каких-то представлений, фантазий с обратной связью. И еще неограниченный доступ к информации - информационный вампиризм. Те, кто становятся интернет-зависимыми, меняют свою личность. Это уже не гармоническая личность, а личность аддиктивная [15, C. 5]. В эру компьютерных технологий их использование приносит существенные преимущества, как в учебную, так и профессиональную деятельность, однако, оказывает и негативное влияние на многие психические функции человека. Компьютер, конечно, облегчает решение множества задач, но, соответственно, и снижает требования к интеллектуальным способностям. Также снижаются такие важнейшие функции, как восприятие, память и мышление. Этот риск особенно велик для людей, для которых интернет является единственным средством общения с миром. Одной из самых распространенных форм компьютерной зависимости является болезненное увлечение видеоиграми. Установлено, что среди детей и подростков побочным эффектом такой зависимости становится агрессия и тревожность при отсутствии возможности поиграть. Что касается увлечения всевозможными социальными сетями и прочими сервисами, созданными для общения, здесь также кроется немало опасности. В сети каждый человек способен найти идеального собеседника, удовлетворяющего любым критериям, с которым нет необходимости поддерживать общение и дальше. Подростковая интернет-зависимость имеет ряд первопричин и может выражаться в разнообразных формах. По времени, проведенному за компьютером, различают три стадии развития зависимости. На первом этапе человек изучает возможности интернета, восполняя нехватку внимания и информации в реальной жизни. Второй этап захватывает своими возможностями подростка, он начинает больше времени проводить за монитором. Поиск друзей во всемирной паутине для малообщительного подростка становится единственным источником информации и поддержки связи. Так формируется зависимость от интернета среди подростков, когда человек полностью опровергает реальный мир и реальное общение. Третья фаза зависимости становится видна окружающим людям, когда подросток круглосуточно проводит в сети, на любое замечание реагирует агрессивно. Последняя стадия является формирующей, так как переходит в хроническую. Выключая компьютер от сети, зависимые подростки испытывают раздражение, их не интересуют проблемы окружения. Со временем пребывание за компьютером ослабевает, но человек не испытывает радости в жизни, становится замкнутым и депрессивным. Интерес оживает, когда в сети он находит интересную тему или новых собеседников. Не каждый человек попадает в зависимость от компьютерных технологий. Следует отметить несколько факторов, провоцирующих компьютерную зависимость, которые аналогичны алкогольной или наркотической зависимости: это семейные проблемы, а так же то, что ребенку недостаточно заботы и внимания родителей. Поддержку и отвлеченность от повседневной жизни он ищет в виртуальных сетях. Чем еще притягивает подростков мир интернета? Они попросту ищут новых друзей и новые субкультуры, пытаясь обрести чувство принадлежности к той или иной группе. В процессе поиска близкой по духу личности молодые люди вступают в разнообразные отношения, они получают возможность общения с практически безграничным числом людей и групп по интересам, со всевозможными типами личностей, узнают множество историй, имеют возможность обменяться мнениями и обсудить интересующие их вопросы. Если сравнивать интернет-зависимость с другими видами зависимостей, то можно обнаружить достаточное число общих черт. Большинство терапевтов сошлись во мнении, что не интернет делает человека зависимым, а человек, склонный к зависимости, находит деятельность, которая и становится объектом зависимости. Ряд авторов считает, что существует так называемый зависимый тип личности и люди, имеющие такие черты, попадают в группу риска. Этими чертами являются: крайняя несамостоятельность, не умение отказать, сказать "нет" из-за страха быть отвергнутым другими людьми, ранимость критикой или неодобрением, не желание брать на себя ответственность и принимать решения, и, как следствие, сильное подчинение значимым людям; все это характеризует пассивную жизненную позицию, когда человек отказывается первым вступать в контакт с окружающими и самостоятельно принимать решениях [27, C. 113]. Так же это выражается в низкой самооценке, в избегании проблем и ответственности, в попытках отвлечься от какой-либо другой зависимости. В цепочке "подросток - компьютер - интернет" возможно два варианта развития их взаимосвязи: "положительный" и "отрицательный". Во втором случаи при частом использовании компьютера и интернета возникают психологические проявления интернет-зависимости, которая выражается в большом количестве проблем поведения и контроля над влечениями, и, в итоге, к изменению личности в целом [19, C.122]. Подросток - это развивающая личность, ищущая ответы на жизненно-необходимые для него вопросы: "Кто я?", "Зачем я?", "Для кого я?" и "Каков я?". В подростковом возрасте формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества. Следовательно, от того, как протекает социальная ориентация в этот период, зависит очень многое в формировании социальных установок человека [22,C.92]. Важнейшим психологическим новообразованием данного возраста является становление самосознания. Важным признаком, характеризующим самосознание подростка, считается чувство взрослости. Таким образом, подросток ставит себя в ситуацию взрослого в системе реальных отношений [22, С.105]. Итак, психологические особенности возраста определяются комплексом обстоятельств, прежде всего, общественными условиями и образом жизни подростка, воспитанием и характером его практической деятельности. В этот период происходит поиск новой деятельности. И от того, какая деятельность станет ведущей в жизни подростка, зависит становление его личности. Любая деятельность направлена на удовлетворение потребностей. Круг базовых потребностей современного подростка достаточно широк. Помимо жизненно необходимых (физиологических и безопасности), среди них важное место занимают социальные потребности (общение, любовь, признание) и потребности, связанные с развитием личности (познание, понимание, самореализация) [2, C.33]. Круг потребностей, которые подростки удовлетворяют с помощью интернета: потребность в автономии и самостоятельности (стремление к независимости от родителей); потребность в самореализации и признании; потребность в познании; потребность в общении, в принадлежности к группе по интересам, в любви; потребность в обладании; познавательная потребность. Интернет-зависимость подростков способствует формированию целого ряда проблем: конфликтное поведение, хронические депрессии, предпочтение виртуального пространства реальной жизни, трудности адаптации в социуме, потеря способности контролировать время пребывания за компьютером, возникновение чувства дискомфорта при отсутствии возможности пользования интернетом. Выделяются следующие разновидности деятельностей в Интернете, которые способны вести к глобальным личностным преобразованиям: - познавательная - увлеченность познанием в сфере программирования и телекоммуникаций или, как крайний вариант, хакерство. Деятельность хакеров подчиняется как познавательной мотивации, так и целому ряду других мотивов, среди которых корысть, стремление добиться признания своих способностей, выразить себя; - игровая - увлеченность компьютерными играми и играми посредством Интернета. Игровая деятельность признается важным моментом развития, как отдельного человека, так и человеческих сообществ. Тем не менее, в увлечении компьютерными играми чаще всего усматривают угрозу для развития личности, особенно если речь идет о подростках, у которых наблюдается зависимость от игр, когда заядлые игроки уходят от проблем реального мира с его сложностью и трудноразрешимыми проблемами [26, C.114]. В тоже время, многие компьютерные игры имеют обучающий компонент и развивают действительно важные навыки, которые могут пригодиться подростку в будущем. Такие, например, как скорость внимания, умение ориентироваться в сложных ситуациях, умение планировать свои действия, умение добиваться цели, а так же и умение проигрывать. - коммуникативная - увлечение сетевой коммуникацией или, как крайний вариант Интернет-аддикция. Коммуникативная деятельность, осуществляемая посредством интернета, разнообразна. Большое значение имеют факторы новизны и непривычности опыта, позволяющего варьировать степень анонимности общения. Новизна привлекает подростков. Кроме того, подростки, высоко ценят возможность компенсировать и нейтрализовать в ходе интернет-общения те препятствия, которые нередко делают болезненными непосредственные контакты [22, C. 37]. Имеется ряд правил, которые помогут уберечь подростка от посиделок у компьютера. Прежде всего, родители должны больше общаться с ребенком, интересоваться его увлечениями. Следует подумать, чем ребенка можно занять кроме учебы – чтение книг, кружки, различные секции и т.д. Надо, чтобы жизнь и досуг стали разносторонними. Таким образом, приходится очередной раз констатировать тот факт, что развитие цивилизации неизменно сопровождается не только улучшением качества жизни людей, но и порождает новые проблемы, откладывание решения которых грозит значительными последствиями для психического здоровья общества. Как видим, интернет зависимость у подростков – серьезная проблема современности. Попытаться предотвратить пагубное влияние бездумного использования сети вполне возможно. Профилактика Интернет зависимости основана на обучении культуре пользования возможностями глобальной сети. На сегодняшний день зависимость подростков от интернета является одной из острейших проблем современного российского общества. В связи с этим встает острая необходимость решительных и активных действий в организации профилактической работы. Значительная роль в этом плане отводится системе образования. 1.3. Формы и методы профилактической работы с аддиктивным поведением подростков. В социальной жизни нашего общества в последние годы наблюдается постоянный рост напряженности, обусловленный неблагополучным экономическим положением, который вызывает значительное увеличение различных отклонений в личностном развитии и поведении подрастающего поколения. Особую тревогу этот процесс вызывает в подростковом возрасте, когда он протекает наиболее остро. Неправильное питание, стрессы, гиподинамия, потеря смысла жизни – это факторы, которые приводят детей, подростков и молодежь к употреблению алкоголя, табака, наркотиков. Подростки «выпадают» из сферы образования, ведут маргинальный образ жизни, совершают правонарушения [27, C. 87]. Подростковое аддиктивное поведение – явление довольно распространенное. Но уделять внимание важно не только тяжелым формам этого явления. Большого внимания требуют и те, чей уход от реальности пока еще не нашел своего яркого выражения, кто только начинает сталкиваться с трудными требованиями среды, кто потенциально может оказаться вовлеченным в разные виды аддиктивной реализации. При своевременно начатой социопсихологической работе можно предупредить переход аддиктивного поведения в болезнь. Сейчас активно формируется новое направления в психологии, которое названо аддиктологией. Она изучает причины возникновения аддикций, механизмы их развития, симптомы и способы коррекции. Аддиктивное поведение является одной из форм отклоняющегося поведения. Такое поведение вызывает живой интерес у психологов, врачей, педагогов, работников правоохранительных органов. Это серьезная социальная проблема, поскольку в выраженной форме может иметь такие негативные последствия, как утрата работоспособности, конфликты с окружающими, совершение преступлений. Самым эффективным средством в борьбе с аддиктивным поведением является его профилактика, т.к. жизнь повседневно убеждает, что легче, с гораздо меньшими издержками для общества и личности не допустить возможных отклонений в действиях или поведении человека, чем потом бороться с уже наступившими негативными последствиями [20, C. 27]. Профилактика аддиктивного поведения особую значимость приобретает в подростковом возрасте. Во-первых, это нелегкий кризисный период развития, отражающий не только субъективные явления процесса становления, но и кризисные явления общества. А во-вторых, именно в подростковом возрасте начинают формироваться очень важные качества личности, обращение к которым могло бы стать одной из важнейших составляющих профилактики аддикции. Это такие качества, как стремление к развитию и самосознанию, интерес к своей личности и ее потенциалам, способность к самонаблюдению. Важной особенностью этого периода является формирование нравственных убеждений. Подростки начинают осознавать себя частью общества и обретают новые общественно значимые позиции, делают попытки самоопределиться. Современная концепция профилактики аддиктивного поведения подростков основывается на том, что в центре ее должны находиться личность подростка и три основные сферы, в которых реализуется его жизнедеятельность - семья, образовательное учреждение и досуг. В семье для подростка значимыми факторами являются эмоциональная стабильность и защищенность, взаимное доверие членов семьи. Подросток нуждается в умеренном контроле его действий и умеренной опеке, имеет возможность самостоятельно развиваться и должен уметь принимать ответственность за свою собственную жизнь. В настоящее время растет число неблагополучных семей, ослабляются воспитательные позиции семьи в обществе. Убывает ее педагогический потенциал, уменьшается вклад в развитие личности ребенка. Время общения детей и родителей существенно сокращается по разным причинам. Многие семьи перестали быть базой стабильности для ребенка, взрослые все чаще занимают отстраненную позицию в отношении детей. Происходит снижение качества и содержания семейного воспитания [23, C. 101]. В этой ситуации большие надежды на формирование у подрастающего поколения ценностного отношения к себе и своему здоровью возложены на образовательные учреждения. Ведь значительная часть детей и подростков являются школьниками. В школьные годы складывается характер, формируется личность молодого человека, возникают и закрепляются привычные формы поведения, ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: