- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Интеллектуальная безопасность страны
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W011042 |
Тема: | Интеллектуальная безопасность страны |
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Пермский национальный исследовательский политехнический университет Гуманитарный факультет Кафедра «Экономика и финансы» КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине «Макроэкономика» На тему: «Интеллектуальная безопасность страны» Направление подготовки: 38.03.01 «Экономика» Программа бакалавриата: Финансы и кредит Выполнил: студент гр.ФК-17бзу Юлия Сергеевна Булатова И.О.Ф Проверил: доцент каф. ЭФ Юлия Владимировна Дубровская И.О.Ф. Пермь 2018 Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Пермский национальный исследовательский политехнический университет Гуманитарный факультет Кафедра «Экономика и финансы» ЗАДАНИЕ на курсовую работу по дисциплине «Макроэкономика» студента:____ Булатова Юлия Сергеевна______________ гр. ___ФК-17бзу______. (фамилия, имя, отчество) 1. Тема курсовой работы: Интеллектуальная безопасность страны 2. Ожидаемые результаты: разработка мероприятий по совершенствованию интеллектуальной безопасности Российской Федерации. 3. Формируемые компетенции и контролируемые результаты обучения: Формируемая дисциплинарная компетенция: ОК-3. Б1.Б.12 «Способен использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности» Контролируемые результаты обучения: владеет современными методами сбора, обработки и анализа экономических данных; владеет методами и приемами анализа экономических явлений. 4. Срок сдачи студентом отчета по курсовой работе: 5. Отметка о выдаче задания: Задание выдал _______________ (Дубровская Ю.В.) «01» февраля 2018 г. (подпись) (фамилия, инициалы) Задание получил _________________________ «___»_____________________2018 г. (подпись) Пермь 2018 г. Реферат Курсовая работа: 35 стр., 2 части, 1 таблица, 3 рисунка, 17 источников литературы. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ, УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Объект исследования – интеллектуальная безопасность страны Цель работы – разработка мероприятий по совершенствованию интеллектуальной безопасности Российской Федерации. При исследовании данной темы в работе использовались следующие методы: анализ и синтез, аккумулятивный метод, а также методы статистического и графического анализов, экономический анализ. Источники информации: Указ Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642 «Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации»; Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»; Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 г. № 1325-р. «О плане мероприятий по реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации на 2017-2019 гг.» (разделы 1 и 2); Т. Ю. Гавриленко, О. В. Григоренко, О. И. Жемерикин, Ю. Н. Юденков; А. В. Габов; П. А. Шариков. Результат исследования: направления трансформации интеллектуальной безопасности РФ. Рецензия на курсовую работу по дисциплине «Макроэкономика» студента __________________________, гр. _________ ФИО студента Тема курсовой работы: ____________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Показатели, при наличии хотя бы одного из которых работа оценивается только на «неудовлетворительно», не допускается к защите. Показатели Отметка 1. Результаты не соответствуют выданному заданию 2. Работа перепечатана из интернета или других информационных источников 3. Структура курсовой работы не соответствует требованиям вуза 4. В работе отсутствуют ссылки (сноски) на нормативные и другие источники 5. Оформление курсовой работы не соответствует требованиям вуза Показатели для оценки работы (при неудовлетворительной оценке не заполняется) № Наименование показателя 5 4 3 2 1 Содержательная составляющая 1.1 Степень раскрытия темы 1.2 Наличие элементов научного творчества и самостоятельных выводов 1.3 Степень достижения заданных результатов 1.4 Последовательность и логика изложения материала 1.5 Полнота охвата научной литературы Средняя оценка по содержательной составляющей 2 Оформление и информационное сопровождение работы 2.1 Качество оформления, язык, стиль и грамматический уровень работы 2.2 Использование иллюстративного материала (рисунки, таблицы, графики, диаграммы и т.п.) Средняя оценка по оформлению и информационному сопровождению работы 3 Защита 3.1 Степень владения материалом 3.2 Способность аргументированно отвечать на поставленные вопросы Средняя оценка по защите 4 Общая средняя оценка по содержанию, оформлению, защите : 5 Итоговая оценка по 5 балльной шкале оценивания Проверил: доцент каф. ЭФ __________________ Дубровская Ю.В. Оглавление Введение 3 1. Теоретические основы интеллектуальной безопасности страны 6 1.1. Сущность, объекты и субъекты интеллектуальной безопасности 6 1.2. Принципы и факторы интеллектуальной безопасности страны 11 2. Анализ интеллектуальной безопасности Российской Федерации 17 2.1. Место РФ в международной системе интеллектуальной собственности 17 2.2. Угрозы интеллектуальной безопасности РФ 21 2.3. Направления трансформации интеллектуальной безопасности 26 Заключение 32 Список использованной литературы 34 Введение Повышение роли знаний во всех сферах человеческой деятельности – характерная черта XXI века. Экономические эпохи различаются прежде всего способом производства материальных благ для человечества. В доиндустриальном обществе приоритет в производстве принадлежал природным и трудовым ресурсам; в индустриальном – материальным; в постиндустриальном – интеллектуальным и информационным ресурсам. Становление новой экономики является результатом развития знаний: к началу нового столетия оно перешло в новое качественное состояние. Знания становятся не только самостоятельным фактором производства, таким как земля, капитал и труд, но и главным в системе этих факторов. Очевидно, что именно знания и сформированный на их основе, интеллектуальный капитал призваны обеспечить конкурентоспособность и экономическое развитие. Современная экономическая наука уделяет пристальное внимание выявлению роли интеллектуального капитала в обеспечении эффективного функционирования экономических систем, их интенсивном развитии и повышении качественного уровня производства. Данная проблема особенно актуальна для Российской Федерации, находящейся на этапе становления постиндустриального общества. Причем исследования механизмов его влияния на экономические процессы обычно основываются на том факте, что воздействие его составляющих, и в первую очередь человеческих ресурсов, качественно отличается от использования материально-вещественных активов предприятий и организаций. В связи с этим в настоящее время повышается значимость государственной интеллектуальной политики. Дальнейшее развитие интеллектуальной безопасности страны возможно только с учетом комплексного решения проблем. Представленные положения актуальности позволили сформулировать цель, задачи исследования, а также конкретизировать его объект и предмет. Целью данной курсовой работы является разработка мероприятий по совершенствованию интеллектуальной безопасности Российской Федерации. Данная цель предопределила спектр решаемых в работе задач: 1) Рассмотреть сущность, объекты и субъекты интеллектуальной безопасности; 2) Выделить принципы и факторы интеллектуальной безопасности страны: 3) Проанализировать место РФ в международной системе интеллектуальной собственности; 4) Выделить угрозы интеллектуальной безопасности РФ; 5) Предложить направления трансформации интеллектуальной безопасности. Методы исследования, представленные в работе, можно разделить на две группы. Первая - традиционные, включающая в себя анализ и синтез, сочетание абстрактного и конкретного, аккумулятивный метод, а также методы статистического и графического анализов. Вторая – система специализированных методов, позволяющих в большей степени раскрыть особенности анализируемых явлений и процессов. Среди них необходимо отметить экономический анализ национальной безопасности РФ. Выделенные цель, задачи потребовали конкретизировать объект и предмет исследования. Объектом исследования данной курсовой работы является интеллектуальная безопасность страны, предметом – механизм управления и формирования интеллектуальной безопасностью России. Сформированные цель, задачи, объект и предмет исследования легли в основу содержания и соответствующей ему структуре работы. Работа состоит из введения, теоретической, аналитической глав, заключения, списка литературы. Во введении представлены положения актуальности исследуемой темы, сформулированы цель и задачи, отражена структура работы, представлена библиография, систематизированы методы исследования, сформулированы положения теоретической и практической значимости. В первой главе: «Теоретические положения интеллектуальной безопасности страны» отражены существующие подходы к исследованию интеллектуального капитала и интеллектуальной безопасности стран, выделены факторы интеллектуальной безопасности; а также рассмотрены принципы ее формирования. Вторая глава: «Анализ интеллектуальной безопасности Российской Федерации в Российской Федерации. В ней представлены статистические данные интеллектуальной безопасности в России, а также исследован механизм государственной политики. Далее обобщен опыт управления выделенными проблемами на уровне РФ с оценкой их эффективности для разработки с управленческих рекомендаций развития интеллектуальной безопасности. В заключении представлены общие выводы по работе. Такое содержание и структура работы определили перечень используемой литературы. Он включает в себя: 1) нормативно-правовые документы; 2) монографии, учебники, учебные пособия, сборники статей, материалы конференций; 3) статьи периодических изданий, 4) Интернет-ресурсы. Практическая значимость работы определяется тем, что в исследовании разработаны направления и методы, повышающие меры по регулированию интеллектуальной безопасности России. Основные теоретические и методологические положения, разработанные в исследовании, могут быть использованы в учебном процессе при подготовке научных публикаций совместно с научным руководителем. Приступим к последовательному изложению. 1. Теоретические основы интеллектуальной безопасности страны 1.1. Сущность, объекты и субъекты интеллектуальной безопасности Новая экономика выдвигает новые правила и требования к экономическим игрокам в динамично меняющемся мировом пространстве. завоевание и удержание позиций на мировых рынках высокотехнологичной продукции достигается в жесткой конкурентной борьбе. Возрастающая роль человеческого потенциала в целом и интеллектуального потенциала как его важнейшей составляющей находит отражение и в концептуализации новых парадигм национальной безопасности. Анализ теории и политической практики позволяет выявить ряд тенденций в подходах к проблеме. 1. В триаде «индивид – общество – государство» акценты смещаются в сторону безопасности отдельного человека. 2. Растет число исследований, выявляющих корреляции между национальной безопасностью и состоянием человеческого потенциала, интеллектуального потенциала и интеллектуального капитала. Активно разрабатываются системы экономических параметров и индикаторов, позволяющие оценить «неосязаемое богатство» стран и регионов. 3. В системе экономической безопасности усиливается роль таких ее элементов, как научно-технологическая и инновационная безопасность. 4. Интеллектуальная безопасность выделяется и обосновывается как отдельный вид национальной безопасности. В некоторых зарубежных источниках интеллектуальная безопасность рассматривается как защита продуктов умственной деятельности. [8, с.102] В других источниках между интеллектуальной безопасностью и интеллектуальной собственностью ставится знак равенства. В третьих - понятие интеллектуальная безопасность включает не только защищенность продуктов умственного труда, но и рациональное использование, воспроизводство и повышение качества мыслительной способности людей, определяющих их деятельность. Сущность интеллектуальной безопасности государства широко раскрывается в правовом, информационно-аналитическом, организационном, институциональном, финансовом и социальном аспектах [5, с. 50] , а именно: 1. В правовом аспекте интеллектуальная безопасность государства – это способность государства в рамках правового поля противодействовать угрозам в интеллектуальной сфере и гарантировать безопасные условия для приумножения интеллектуального потенциала, развития отечественного образования, науки, новейших технологий, культуры, духовности и тому подобное[5, с.60]. 2. В информационно-аналитическом аспекте интеллектуальная безопасность раскрывается как способность субъектов обеспечения безопасности с помощью новейших технологий обрабатывать значительные массивы информации и разрабатывать эффективные меры противодействия угрозам. 3. Интеллектуальная безопасность государства сквозь призму организационного аспекта представляет широкий комплекс управленческих мероприятий, направленных на защиту объектов безопасности и/или противодействие реальным и потенциальным угрозам. 4. Интеллектуальная безопасность с позиции институционального аспекта – это система сбалансированных отношений между субъектами обеспечения интеллектуальной безопасности на различных уровнях управленческой иерархии относительно готовности и способности государственных институтов с помощью соответствующих механизмов противодействовать реальным и потенциальным угрозам[5, с. 87]. 5. Финансовый аспект интеллектуальной безопасности проявляется в соблюдении состояния сбалансированности финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения национального интеллектуального воспроизводства, накопление интеллектуального потенциала и противодействия потенциальным угрозам. 6. Социальные аспекты интеллектуальной безопасности касаются вопросов возрождения социальной важности и особого значения педагогов и ученых как производительной силы общества. На рис.1.1.1. представлены основные субъекты и объекты интеллектуальной безопасности страны[7, с. 43]. Рисунок 1.1.1 - Субъекты и объекты интеллектуальной безопасности Ведущее место в системе интеллектуальной безопасности занимают объекты безопасности, или управляемые элементы, подвергающиеся воздействию самых разнообразных деструктивных факторов. В целом безопасность объекта – это состояние защищенности объекта от различных угроз, при котором созданы условия для его надлежащего функционирования. Безопасность объекта гарантируется и поддерживается субъектом(ами) безопасности путем разработки и реализации системы соответствующих мероприятий. К объектам интеллектуальной безопасности относятся[10, с. 245]: * интеллектуальный потенциал – накопленные знания, опыт, интеллектуальные способности и ресурсы служат запасом экономической мощи и стратегическим ресурсом государства для построения инновационной экономики и укрепления экономической безопасности государства; * интеллектуальная деятельность – как одна из форм жизнедеятельности человека и общества, связанная с созданием интеллектуального продукта и воспроизводством интеллектуального потенциала. Она опирается на совокупность достижений науки, культуры, национальные традиции и духовные ценности, накопленные человечеством на протяжении тысячелетий и является мощнейшим двигателем развития человеческой цивилизации. Интеллектуальная деятельность – это творческая деятельность, то есть целенаправленная умственная работа человека, результатом которой является нечто качественно новое, что отличается неповторимостью и оригинальностью; * объекты интеллектуальной собственности – объекты авторского права и смежных прав, включая изобретения, полезные модели, промышленные образцы, торговые марки, географические указания (указания происхождения товаров), сорта растений, открытия, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, рационализаторские предложения, знаки для товаров и услуг, результаты научно-исследовательских работ, произведения искусства и другие результаты интеллектуальной работы. К объектам интеллектуальной собственности также относятся[12]: * интеллектуальные проекты – новые интеллектуальные разработки, вроде, экологически безопасных технологий, освоение альтернативных источников энергии, роста стоимости человеческого капитала и др; * интеллектуальные системы – новый класс автоматизированных систем обработки информации на основе ЭВМ, моделирующих мыслительные процессы, присущие человеку при принятии решений в различных отраслях социально-экономической сферы общества; * интеллектуальные инвестиции – вложения средств в подготовку специалистов, развитие научных исследований и разработок, получения лицензий, патентов, передачу «ноу-хау» и др.; * вложение средств в образование, обучение, квалификационную подготовку и переподготовку кадров, создание интеллектуальных продуктов, нематериальные активы. Под интеллектуальными инвестициями также понимаем вложения в объекты интеллектуальной собственности, образованных на основе авторского и изобретательского права, права на промышленные образцы и полезные модели, предметы искусства и духовную сферу; * носители интеллекта – специалисты высшей квалификации, лица, которые получают (получили) высшее образование; лица, которые занимаются самообучением или учатся на протяжении жизни; * субъекты интеллектуальной деятельности, или создатели интеллектуальных продуктов и услуг. * Своеобразным объектом интеллектуальной безопасности выступают субъекты защиты, или первичные субъекты права интеллектуальной собственности, авторы, изобретатели, владельцы товарных знаков и другие, а также их правопреемники и наследники. К числу субъектов авторского права относятся * организации, управляющие имущественными правами авторов на коллективной основе; * интеллектуальные институты – разветвленная сеть образовательных и научно-исследовательских заведений, основная цель которых – разработка и внедрение результатов интеллектуальной деятельности. Интеллектуальная безопасность прежде всего проявляется в интеллектуальной среде и интеллектуальной сфере[14, с.11]. Интеллектуальная среда – это совокупность необходимых образовательно-научных и культурно-духовных условий формирования и реализации интеллектуального потенциала и продуктов интеллектуальной деятельности, что обеспечивают высокий уровень интеллектуальной безопасности государства. Интеллектуальная сфера – это специфическая составляющая непроизводственной сферы национальной экономики, в которой создаются продукты интеллектуального характера и удовлетворяются индивидуальные и/или общественные потребности. 1.2. Принципы и факторы интеллектуальной безопасности страны Методология исследования интеллектуальной безопасности в системе экономической безопасности основывается на определенных принципах (рис.1.2.1)[5, с.90]. Рисунок 1.2.1 - Принципы интеллектуальной безопасности страны В частности рассмотрим данные принципы подробней[12]. 1. принцип системности – предполагает установление между структурными элементами системы экономической безопасности связей, обеспечивающих целостность ее функционирования. Этот принцип предполагает анализ системы через ее взаимодействие с внешней и внутренней средой. Особое место занимают системообразующие внутренние связи, влияющие на формирование структуры системы, ее организацию и обеспечивают общую упорядоченность. Принцип системности в то же время проявляется в том, что любая сложная динамическая система, с одной стороны, является системой среди себе подобных, а с другой стороны, может быть подсистемой более сложной системы. Согласно этому принципу во время проектирования и исследования сложных систем должны учитываться не только взаимосвязи между элементами внутри системы, но и связи с другими системами, формирующими внешнюю среду; 2. принцип комплексности – характеризует основательное исследование причинно-следственных зависимостей, комплексную оценку входных параметров, их изменение и развитие в пределах исследуемого объекта в пространстве и времени. В частности, оценки интеллектуального потенциала охватывает четыре группы индикаторов: показатели образовательной сферы (государственные расходы на образование в процентах к ВВП, доля лиц, имеет высшее образование, результативность работы аспирантуры и докторантуры), показатели научной сферы (доля расходов государственного бюджета на образование, доля выполненных научных и научно-технических работ в % к ВВП, коэффициент изобретательской активности), индикаторы культуры (расходы сводного бюджета на культуру и искусство, коэффициент библиотечной насыщенности, коэффициенты театральной и музейной активности) и индикаторы духовности (доля расходов сводного бюджета на духовное и физическое развитие в % к ВВП). Принцип комплексности тесно связан с принципом системности и определенной мере его дополняет и расширяет; 3. принцип единства теории и практики – предполагает сочетание теоретических наработок и их апробации в реальной жизни. Изучая внутреннее строение интеллектуального потенциала, акцентируем внимание на прикладных аспектах, связанных с процессами сохранения, накопления, эффективного использования и тому подобное. Соблюдение принципа единства теории и практики дает возможность основательно познать сущность процесса коммерциализации идей, необходимость разработки новых форм интеграции ресурсов, в том числе интеллектуальных, не только на стадиях технологического внедрения, но и на этапах поисковых и фундаментальных исследований. Ведь сложность, комплексность и междисциплинарный характер современных научных исследований требуют от их исполнителей не только соответствующих знаний и навыков, но и быстрого реагирования на вызовы, обусловленные несанкционированным доступом к информации, нарушением прав защиты объектов интеллектуальной собственности и т. п.[12]; 4. принцип объективности – предполагает разнообразные факторы, что порождают определенное явление, подбор адекватных научных подходов и средств, позволяющих получить истинное знание об объекте исследования. В нашем контексте это касается обоснованности исходных данных, которые бы четко описывали процессы трансформации интеллектуального потенциала, проведения мониторинга внутренней и внешней среды системы экономической безопасности с целью предотвращения проявления различных угроз и опасностей. Этот принцип требует соблюдения единства и непротиворечивости исследовательских действий, их последовательности и на основе достоверных фактов формулировка правдивых выводов. Эффективность принципа объективности зависит от того, насколько всесторонне исследователю удалось обосновать вероятные варианты решения поставленной проблемы, выяснить альтернативные подходы к оценке и анализу процессов, которые изучаются[12]; 5. принцип развития – характеризует количественные и качественные изменения объекта исследования, вероятные варианты его позитивных перемен и трансформаций. Этот принцип заключается в том, что любая система, в частности система экономической безопасности, создается с учетом возможности постоянного развития и динамизма, а также способности генерировать в себе новые качества, которые будут влиять на ее устойчивость и эффективность. Предполагается, что система экономической безопасности должна наращивать свои внутренние защитные возможности, ее субъекты должны применять эффективный инструментарий с целью предотвращения, нейтрализации или ликвидации угроз, оснащаться новыми техническими и программными средствами и достигать высшего уровня экономической безопасности государства. Принцип развития также может проявляться в накоплении интеллектуального потенциала с целью укрепления экономической безопасности государства; создании эффективной национальной инновационной системы; возрождении престижа и международного авторитета украинской науки в мире; реализации ряда пилотных проектов; осуществлении интеллектуального прорыва на основе развития отечественного инновационного бизнеса; распространении венчурного финансирования; проведении региональных программ социально-экономических реформ с учетом интеллектуального потенциала каждого региона и тому подобное[12]. Принцип развития является одним из важнейших, поскольку определяет дальнейшую траекторию экономического развития государства, конъюнктуру рынка интеллектуальных услуг, динамику состояния экономической безопасности и тому подобное; 6. принцип абстрагирования – заключается в мысленном выделении существенных и абстрагировании от несущественных проявлений свойств исследуемых явлений и процессов. Принцип реализуется как определенная смысловая операция, философский и логический метод отвлечения, позволяющий переходить от конкретных предметов к общим понятиям и законам развития. Проследить его действие можем на примере функционирование системы непрерывного открытого образования, в частности на основе отечественной образовательной системы и обеспечения за это перехода общества от обучения на всю жизнь к обучению в течение всей жизни. Принцип абстрагирования предусматривает представление проблемы в удобном для анализа и проектирования виде с акцентом на важнейшие моменты и сущностные характеристики; 7. принцип декомпозиции – заключается в разделении общей проблемы на части, выделении определенных видов работ для создания условий эффективного анализа и решения детерминированных и стохастических задач. Как пример можем назвать порядок оценивания интеллектуального потенциала в системе экономической безопасности, что требует не только поэтапного анализа и оценки компонентов интеллектуального потенциала, но и учет взаимосвязи с системой экономической безопасности. Специфика научной деятельности в значительной мере определяется методами, или конкретными способами достижения положительного результата[12]. До основных реальных и потенциальных, внутренних и внешних угроз интеллектуальной безопасности общества можно отнести[13,с.28]: * недостаточный уровень финансирования образования и науки; занижение социальной значимости ученых и специалистов с высшим образованием; * моральная и материальная недооценка государством труда ученых; * непрестижность наукоемких профессий; нестабильность работы научно-исследовательских учреждений; * использование ученых и специалистов с высшим образованием не по добытым специальности; * зрелый возраст и нехватка научных кадров; низкий уровень заработной платы в образовательной и научной сферах, отсутствие должной мотивации к труду; * ухудшение физического и духовного здоровья населения, моральная деградация личности, семьи, общества; * нарастающее научно-технологическое отставание от развитых государств мира; интеллектуальная миграция и др. Итак, методология исследования интеллектуальной безопасности в системе экономической безопасности является совокупностью теоретических положений, изложенных в определенной логической последовательности, что обеспечивают конкретность, поэтапность и обоснованность научного исследования. На основе общенаучных и специфических принципов методология раскрывает сущностные характеристики ряда научных подходов к выявлению взаимовлияния интеллектуального потенциала и системы экономической безопасности. Таким образом, в результате написания данной главы курсовой работы были получены основные теоретические положения, которые позволили получить следующие выводы. Интеллектуальная безопасность, с одной стороны, должно отвечать за защиту национальных интересов в интеллектуальной сфере, а с другой, – защита результатов интеллектуального труда (деятельности) от разрушения и/или уничтожения. Итак, интеллектуальная безопасность объединяет не только сохранение интеллектуальных ресурсов, объектов интеллектуальной собственности, продуктов умственной (творческой, интеллектуальной) деятельности и тому подобное, но и защиту и эффективное функционирование всей интеллектуальной сферы государства. Можно утверждать, что интеллектуальная безопасность – это такое состояние национальной безопасности, который позволяет сохранять устойчивость к внутренним и внешним угрозам и способен удовлетворять потребности всех субъектов – личности, семьи, общества и государства. 2. Анализ интеллектуальной безопасности Российской Федерации 2.1. Место РФ в международной системе интеллектуальной собственности Для оценки степени участия российских компаний на международном рынке ИС необходимы объективные данные: публикуемые годовые и иные отчеты, обзоры рынков в соответствующих юрисдикциях, сведения о патентной активности. Эти данные публикуют только крупные публичные корпорации. Трансграничная активность других участников рынка остается неизвестной. Но мы можем снова обратиться к открытым данным патентной статистики. В официальных документах ВОИС принято разделение всех стран мира на 4 категории, по уровню доходов[16]: * страны с высоким уровнем доходов; * с высоко-средним уровнем доходов (upper middleincome); * с низко-средним уровнем доходов (lower middle-income); * с низким уровнем доходов. В числе прочих, КНР, Россия и Бразилия отнесены к «средним» странам. Сравнивать нужно похожие величины, а российскую экономику адекватно можно сравнивать с экономикой Бразилии и Южной Кореи. Патентная активность резидентов и нерезидентов в России, Бразилии и Корее представлена в табл.2.1.1 Таблица 2.1.1. – Патентная активность резидентов и нерезидентов [17] 2015 г. (место в мировом рейтинге) Россия Бразилия Республика Корея Патенты 10 25 4 Товарные знаки 10 13 7 Промышленные образцы 23 20 2 Патентное ведомство Республики Корея (Korean Intellectual Property Office) входит в пятерку патентных ведомств – лидеров по числу заявок, принятых в 2015 г. (4-е место), Россия – 8-е место, Бразилия – 10-е. Но место в «десятке» еще ничего не означает, ведь на первую пятерку приходится 82,5% всех поданных заявок и 82% всех зарегистрированных патентов [15]. Причем, 6-е место по заявкам занимает Германия, которая приняла заявок немногим меньшее, чем весь Европейский Патентный офис. Любопытно, что 53,5% заявок, поданных во всем мире, было подано в странах, отнесенных к «странам с высокими показателями доходов» (high-income countries), что, по мнению ВОИС, отражает высокий уровень расходов на научные исследования [15]. Между тем, практикующие специалисты рекомендуют выбирать юрисдикцию для патентной защиты не с точки зрения места изобретения, а с точки зрения потенциального рынка. То есть, выбор юрисдикции обусловлен не местом проведения исследования, а местом будущей коммерциализации его результатов. С этой точки зрения, данный показатель (более половины всех заявок остаются в развитых экономиках) может говорить о том, что они и есть наиболее предпочтительные рынки для коммерциализации и позволяет опровергнуть догадки об «экономическом насилии» развитых стран над развивающимися, когда патенты используются как средства «международного налогообложения» (правообладатель получает роялти от использования его патентов в развивающихся странах). Россия входит в топ-20 стран по числу заявок, подаваемых по всему миру и в 2015 г. отмечен небывалый рост заявок – плюс 18,5% по сравнению с 2014 г., но это все же на порядок меньшее количество заявок, чем у лидеров. Большинство заявок, подаваемых российскими резидентами, по официальным данным ВОИС, относятся к сфере пищевой химии (в целом по миру лидер – компьютерные технологии) [15]. По состоянию на 01.02.2017 в России действует 232 тыс. патентов на изобретения, 53 тыc. патентов на полезные модели, 30 тыс. патентов на промышленные образцы. В 1930-1960-х гг. СССР являлся активным и заметным участником трансграничных технологических сделок – причем, Советское правительство не только приобретало лицензии иностранных партнеров (Франция, Италия, Япония, США) в области машиностроения и химии, но и являлось экспортером в области химии, энергетики и других отраслей. Сегодня среди экспортеров технологий в отечественной экономики остаются предприятия оборонного комплекса и атомной энергетики (структуры Росатома). Инновационная активность крупных российских компаний – например, топ-игроков нефтегазовой, автомобилестроительной, авиационной промышленности, продолжает оставаться на низком уровне [14]. Следовательно, не приходится ожидать от этих компаний и активности на рынке ИС – в то же время, как мы отмечали выше, формальное сравнение показателей патентной статистики, которое всегда оказывается не в пользу отечественных правообладателей, не раскрывает реального положения дел: общее небольшое количество патентов и невысокий уровень цитирования вовсе не демонстрируют отсталость, скажем ПАО «Лукойл» от западных конкурентов – вполне возможно, что по своему техническому содержанию один российский патент на новый, более быстрый и надежный способ электрокаротажа скважин окажется ценнее 1 000 американских, описывающих какие-то отдельные аспекты морально устаревшей технологии. Кроме того, отечественные индустриальные гиганты зачастую предпочитают финансировать инновации и пользоваться их плодами, нанимая подрядчиков – в этом случае патенты и права на другие объекты ИС оформляются на имя соответствующих проектных институтов и НПО (часто – частные компании), а они не заинтересованы в их больших количествах, так как уже являются эксклюзивными подрядчиками естественного монополиста, а западные рынки для них принципиально недоступны. В некоторых исследованиях можно встретить утверждение, что крупный российский бизнес сегодня не заинтересован в инновациях и не формирует запросы на производство РИД на рынке, обходясь как правило закупками оборудования или работой внутренних команд [16]. Сегодня в России обсуждается ряд новых мер, направленных на улучшение защищенности ИС отечественных разработок – среди них следует отмети....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: