- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Интеграционный процесс Польши в складывающуюся систему европейской и международной безопасности
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W011926 |
Тема: | Интеграционный процесс Польши в складывающуюся систему европейской и международной безопасности |
Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ПОЛЬШИ И НАТО В 1989-1991 ГОДЫ…………………………………………… ……………………………...14 1.1. Трансформация системы европейской безопасности и концепции польской внешней политики 14 1.2. Отношения Польши с СССР, Германией и США 16 1.3. Польша и международные организации 25 ГЛАВА 2. ИНТЕГРАЦИЯ ПОЛЬШИ В НАТО (1992–1999 ГГ.) 30 2.1. Российско-польские отношения и проблема расширения НАТО: 1992-1994 годы. 30 2.2. Польша и НАТО в 1992-1994 годы. 32 2.3. «Партнерство ради мира». Присоединение Польши в НАТО. 39 ГЛАВА 3. ПОЛЬША В СИСТЕМЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В НАЧАЛЕ 2000-Х ГОДОВ ….44 3.1. Польша и политика в области безопасности ЕС………………...44 3.2. Польша и проблема трансформации НАТО…………………….48 3.3. Формирование исследовательских компетенций обучающихся при изучении темы: «Преобразования и революции в странах Центральной и Восточной Европы. 1945-2013 гг.)»……………………… ………………....53 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………...59 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 64 ВВЕДЕНИЕ Актуальность. Коренные изменения на рубеже XX–XXI вв. в бывших европейских социалистических государствах вызвали большой интерес мировой общественности и породили огромное число исследований, в т.ч. и по отношению к трансформации их внешнеполитических ориентиров. Особый интерес вызывало влияние стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) на изменение подходов ведущих мировых держав к вопросам международной безопасности. На изменения, произошедшие в системе европейской и международной безопасности, повлияла Республика Польша, превосходящая по территории остальных стран ЦВЕ и обладающая лидерскими амбициями. Она является примером государства, где эффективные экономические и общественно-политические реформы привели к сравнительно мощному экономическому росту и политической стабильности. Страна в целом справилась с проявлениями мирового финансово-экономического кризиса и характеризуется как одна из наиболее стабильных стран в Европе. Большинство польских экспертов такие успехи объясняют членством страны в НАТО и Европейском Союзе. Польша сыграла важную роль в трансформации структуры европейской и международной безопасности, расширение НАТО, ЕС, внутреннее положение этих институтов, соотношение сил внутри них и между ними. Необходимо понимать, что позицию Польши к вопросам европейской безопасности нельзя игнорировать при формировании российской внешней политики. Особенно для России актуальны те шаги польской политики, которые направлены на выработку стратегического плана Евросоюза, НАТО и других международных структур безопасности, имеющего отношения к России, а также европейских государств – стран, входивших ранее в социалистический блок. Объектом исследования является место Польши в системе европейской и международной безопасности в 1989 – начале 2000-х годов. Предмет исследования – формирование и реализация политики Польши по интеграции в трансформирующуюся систему европейской и международной безопасности в 1989 – начале 2000-х годов. Цель выпускной квалификационной работы – изучить интеграционный процесс Польши в складывающуюся систему европейской и международной безопасности, выявить связь между внешней политикой страны и развитием структур европейской и международной безопасности, главные закономерности развития Польши как субъекта этой системы в контексте ее трансформации в 1989 - начале 2000-х годов. Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1) рассмотреть исторические и геополитические предпосылки и причины формирования новой внешнеполитической парадигмы Польши, особенности изменений ее внешней политики в 1989-1991 гг.; 2) выделить и охарактеризовать основные этапы интеграции Польши в НАТО (1992-1999 гг.); 3) проанализировать процесс вступления Польши в ЕС и определить ее место в системе европейской и международной безопасности в начале 2000-х годов; 4) рассмотреть процесс формирования исследовательских компетенций обучающихся при изучении темы «Преобразования и революции в странах Центральной и Восточной Европы. 1945-2013 гг.)» на уроках истории. Хронологические рамки исследования – 1989 – начало 2000-х годов. В 1989 году в польском правительстве произошли изменения, заключающиеся в уходе коммунистических лидеров, на место которых пришли новые. Польша взяла курс на независимую внешнюю политику. К началу 2000-х годов Республика Польша в целом добилась своего места в системе европейской и международной безопасности, в частности в 1999 г. вступила в НАТО, а в 2004 г. – в Евросоюз. Территориальные рамки охватывают, прежде всего, современные границы Республики Польша, а также США, Россию, страны Евросоюза. Историография темы. Проблемами внешнеполитического развития Польши, в том числе ее интеграции в западные структуры, развития отношений с отдельными странами интересуются как отечественные, так и зарубежные специалисты. Среди отечественных авторов издано много трудов, где дается подробная характеристика развитию отношений Польши с отдельными государствами. Так, в 1989 – начале 1990-х годов особенно популярными были исследования, посвященные объединению Германии. Специалисты считали, что ФРГ может упрочить свое положение и направить все свои силы на утверждение превосходства над остальными государствами, не минуя при этом стран Центрально-Восточной Европы. Вместе с тем, авторы данных работ отмечают, что не стоит исключать превращение Германии в великую державу с огромным влиянием на международной арене на случай, если она приобретет единство. Данной позиции придерживались М. Безруков, М. Кожокин1, Н. В. Павлов2. Следует отметить, что авторы в своих работах анализируют участие Польши, направленное на достижение единства ФРГ, а также то, как будут складываться их двусторонние отношения. В начале 90-х гг. ХХ столетия среди отечественных специалистов стоял острый вопрос, связанный с распадом Советского Союза, напряжением во взаимоотношениях России с польским государством и другими странами ЦВЕ. Одни исследователи считают, что в этом виновата неадекватная политика власти СССР/РФ. К данной категории авторов необходимо отнести А. И. Миллера3. Другие же ученые, соглашаясь с некоторыми ошибками российского руководства, настаивают на том, что в ухудшении отношений с РФ, виноваты и сами страны ЦВЕ, поскольку рассматривали прежний режим как принудительный и неперспективный. Такую более обоснованную точку зрения поддерживает Ю.С. Новопашин4. Академик РАН О. Т. Богомолов при изучении тенденций польско-российского диалога, пришел к выводу, что Варшаве необходимо скорее определиться с направлениями внешней политики на ближайшее время, а также посчитал возможным улучшение отношений между Польшей и Россией5. Научный сотрудник РИСИ М. Кучинская, рассмотрев политические аспекты Польши в период с начала и до конца 1990-х гг., также отразила возможность благоприятных отношений между РФ и РП. Исследователь, изучив разнообразные источники – периодические печатные издания, статистические данные, остановилась на том, что главной целью для польского общества является вхождение их государства в ЕС и НАТО. Причем присоединение к Североатлантическому Альянсу должно являться первоочередным6. О. Майорова подобную точку зрения объясняет тем, что польское общество опасалось снова оказаться под политическим влиянием России или Германии. Помимо интеграции в западные структуры и НАТО, польское государство намеривалось сотрудничать с Россией на региональном уровне и развивать отношения. Однако автор пришла к выводу, что польско-российские отношения зависели от того, каких результатов добьется Варшава в стремлении вступить ЕС и НАТО7. В отличие от предыдущих исследователей, Н. Р. Довжик сомневается в том, что между Польшей и Россией могут сложиться благоприятные взаимоотношения. Автором четко определены главные тенденции развития РП в сфере национальной безопасности в период с 1989 по 2013 годы. Исследователь считает, что активное военное участие Польши в НАТО и ее стремление разыскать свое место в центре натовской системы безопасности означают реализацию политики против России8. Во многом схожую точку зрения высказывает в своей работе и Н.А. Нарочницкая. Замечая, что «чувство исторической враждебности Польши к России и православному славянству - это смыслообразующее ядро польского самосознания», автор подчеркивает: «Повторение из века в век геополитической закономерности антироссийской политики восточноевропейских католиков, независимой Польши побуждает относиться к ней серьезно»9. Среди последних работ можно выделить коллективную монографию «Страны Центрально-Восточной Европы: влияние новых геополитических факторов на экономическое развитие и отношения с Россией» (2016 г.), где, в частности, рассматриваются польско-российские отношения на современном этапе10. Отдельно следует рассмотреть работы, посвященные интеграции Польши в НАТО и Европейский Союз. Так, например, в статье Е. Г Кольцовой анализируются геополитические мотивы вступления РП в Североатлантический Альянс. Также уделяется внимание тем внешнеполитическим обстоятельствам, которые уже в 1990-е годы давали понять, что осуществление возможностей, предоставляемых Польше ее натовским выбором, будет основательно затруднено11. Среди работ, посвященных вхождению РП в ЕС, отметим научную статью Д. С. Скворцовой12. Историком выделяются факторы европейского выбора РП и четыре этапа ее интеграции в Евросоюз. Основными причинами вступления Польской Республики в ЕС автор считает стремление «вернуться в Европу», социально-экономические перемены, в которых поляки увидели свою принадлежность к миру Запада и немецкий фактор, связанный с опасением Польши германской экспансии. Политолог М. С. Титова13 в своей работе обращает внимание на то, что Польша в относительно короткий срок превратилась в члена ЕС и НАТО. По мнению автора, этим польское государство обязано Франции и Германии. Именно указанные страны в рамках тройственного партнерства сделали ставку на вступление Польши в западные структуры и ускорили данный процесс. Особый вклад в изучение данной проблемы внес Ю. М. Сидякин. В своем труде он отмечает огромную роль РП в деятельности НАТО и ЕС на современном этапе, а также дает характеристику взаимоотношений с восточными соседями. Автором подчеркивается стремление Польши продвинуть демократические принципы западного образца на постсоветском пространстве. Одним из приоритетных направлений внешней политики постсоциалистической Польши являлось не только интеграция Польши в НАТО и ЕС, но и активная деятельность в создании и работе Вышеградской группы – неформального объединения четырех стран Центральной и Восточной Европы (Польши, Чехии, Словакии, Венгрии) в интересах координации действий на пути интеграции в Евросоюз. Страны Вышеградской группы, вступив в Евросоюз, поддерживали тесные экономические связи как с ЕС, так и с Россией, при этом утрачивая контакты с балканскими странами и Прибалтики. Польское государство, при этом, претендует на роль лидера в данной группе. Это было проанализировано, в частности, в коллективной монографии «Вишеградская Европа. Откуда и куда? Два десятилетия по пути реформ в Венгрии, Польше, Словакии и Чехии», подготовленной в Институте Европы РАН под редакцией Л.Н. Шишелиной14. В ней отмечались плюсы и минусы участия РП в европейских интеграционных процессах, особое внимание обращалось на особенности взаимоотношений с российским государством. В работе над данной монографией участвовала и недавно ушедшая из жизни Л.С. Лыкошина - доктор исторических наук, автор более 100 статей и нескольких монографий по истории Польши. В круг ее научных интересов входили, в частности, разнообразные вопросы, связанные с обозначенной нами проблемой: внешнеполитические приоритеты Польши, ее отношения с НАТО, ЕС, Россией, ее роль в деятельности Вышеградской четверки. В качестве эксперта по проблемам современного польского государства и российско-польских отношений она многократно выступала в отечественных СМИ. Среди докладов зарубежных исследователей, рассматривавших проблемы внешней политики и системы безопасности Польши, в т.ч. и вопросы, связанные с интеграцией в НАТО, необходимо выделить доклады Дж. Вупа15 и К. Пилявского16. Относительно вопросов европейской безопасности авторы в своих трудах подчеркивают огромное желание Польши, заключающееся в присутствии США и Североатлантического Альянса в Европе. Так, например, редактор польской газеты «Trybuna» Кшиштоф Пилявский писал: «Польша находится между немцами и Россией, и у нас есть печальный опыт. Исторически несколько раз Польша теряла из-за этого независимость. И все, и правые, и левые, думали и думают, что Америка – главный гарант безопасности Польши»17 В западной литературе по расширению НАТО особый интерес представляют работы Дж. Голдгейра18, Р. Асмуса19, Д. Йоста20, в которых анализируются внутриполитические (роль лоббистов расширения: ВПК США и этнических общин выходцев из ЦВЕ в США, в первую очередь польской диаспоры) и международные факторы (давление стран ЦВЕ, озабоченность России и политика в СНГ), а также влияние расширения альянса на европейскую безопасность. Что качается польских исследований по международной безопасности, то в последнее десятилетие ХХ века особое место в них заняли проблемы европеистики, трансатлантизма, отношений с НАТО и ЕС, а также с Россией. Особое внимание экспертов, особенно в начале 90-х годов, уделялось региональному и субрегиональному сотрудничеству в ЦВЕ21. От российских и западных исследований польские работы отличаются тем, что они, как правило, исходят из традиционного постулата об особой роли Польши как регионального лидера в рамках интеграционных структур Запада, как государства, расположенного на линии цивилизационного раздела Европы. Что касается вопроса отношений с РФ, то здесь характерной является точка зрения бывшего замминистра обороны Польши П. Грудзиньского: «Безоговорочный уход России со своего создававшегося на протяжении столетий форпоста в Центральной Европе, равнозначен разрушению российской геополитической позиции в Европе. Моя страна по праву считается одним из активнейших внешних факторов, способствовавших устранению зоны российского влияния в Центральной Европе»22. В то же время в польской науке сохраняется и реалистический подход, о чем свидетельствует название работы Центра международных отношений: «Восточное измерение ЕС – реальный шанс или идея фикс польской политики?»23 Анализируя историографию, посвященной трансформации внешней политики постсоциалистической Польши, можно сделать вывод, что оценки исследователей менялись от резко крайних в 1990-х гг. к более прагматическим и объективным в 2000-х годах. В первую очередь это отразилось в исследованиях по вопросам расширения НАТО и ЕС, а также предпосылок, побудивших польское государство вступить в их состав. В целом, круг изучаемых вопросов по данной проблематике достаточно широк: основные направления внешней политики Польши, ее место в системе европейской и международной безопасности, отношения с НАТО, странами ЕС, Россией, роль в деятельности Вышеградской группы. Однако стоит отметить, что среди как отечественных, так и зарубежных специалистов, нет комплексного исследования внешнеполитического развития Польши и ее роли в системе европейской безопасности в том формате, как он представлен в данной работе. Источниковая база. Для достижения поставленных целей и задач был привлечен ряд источников, которые можно подразделить на следующие группы: нормативно-правовые акты, источники личного происхождения, информационно-аналитические, статистические и справочные издания. Среди нормативно-правовых актов необходимо выделить, прежде всего, высший нормативно-правовой акт польского государства - «Конституцию Республики Польша» от 2 апреля 1997 г.24, определившую основы внутренней и внешней политики страны. В целях исследования трансформации российско-польских отношений в постсоциалистический период был проанализирован корпус таких официальных документов, как «Договор между Российской Федерацией и Республикой Польша о выводе войск Российской Федерации с территории Польши»25 и «Договор между Российской Федерацией и Республикой Польша о дружественном и добрососедском сотрудничестве»26, подписанные 22 мая 1992 г.; Основные положения военной доктрины РФ (1993 г.)27; Постановление ГД ФС РФ "Об Обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "К парламентариям государств - членов НАТО" (1997 г.)28. Материалы о польско-германских отношениях содержались в таких документах, как «Договор между Федеративной Республикой Германия и Республикой Польша о закреплении существующей между ними границы, подписанный» (1990)29, Совместное заявление, подписанное Федеральным канцлером Федеративной Республики Германия Г. Колем и премьер-министром Польши Т. Мазовецким в 1989 году30. Изучение проблемы интеграции Польши в НАТО невозможно без анализа программы «Партнерство ради мира: рамочный документ»31, принятой в г. Брюсселе в 1994 г. на встрече глав государств и правительств стран - членов НАТО. Целью данного документа являлось определение уровня подготовленности потенциальных участников Североатлантического Альянса. В рамках этой программы страны-партнеры должны были проявить свои способности, позволяющие открыть для себя двери НАТО. Также было рассмотрено «Соглашение между государствами-участниками Североатлантического договора и другими государствами, участвующими в Программе "Партнерство ради мира", о статусе их сил»32 (1995 г.). Среди источников личного происхождения необходимо выделить «Восточные размышления» Яна Новака-Езёраньского33 - политика и публициста, курьера подпольной Армии Крайовой, основателя польской секции радио «Свободная Европа». В них отражены проблемы поляков в сфере государственной безопасности, причины их стремления в НАТО, а также желаемые результаты в отношениях с соседними странами. Проанализировать складывание непростых отношения Польши с СССР и Россией помогли материалы воспоминаний В.Г. Павлова34 (генерал-лейтенанта, разведчика с пятидесятилетним стажем) о своей работе в представительстве КГБ СССР при МВД Польши, а также «Записки президента: Размышления, воспоминания, впечатления» Б. Ельцина35. Немало важной информации для исследования проблемы содержатся в информационно-аналитических, статистических и справочных изданиях. Так, в справочнике М.С. Довгялло «Политическая история зарубежных славянских стран новейшего времени» можно найти биографические сведения о видных государственных деятелях Польши, хронологию основных событий данного государства36. Статистические данные, необходимые для исследования, содержатся в «The Military Balance» – ежегодном издании Международного института стратегических исследований в Лондоне. Данный справочник охватывает различные количественные показатели и фактические данные о вооружённых силах большинства стран мира, в т.ч. Польши и тех государств, с которыми она взаимодействовала (Россия, Германия, США и др.)37 Некоторые информационно-аналитические сведения о проблеме расширения НАТО и, в частности, об отношении России к интеграции Польши в альянс можно найти в докладе директора Службы внешней разведки России Е.М. Примакова (1993 г.), а также в докладе «Центральная и Восточная Европа и интересы России», подготовленного в 1997 г. по заказу Фонда развития парламентаризма в России (ФРПР) и Совета по внешней и оборонной политике (СВОП)38. Принципы и методы исследования. Методология работы обусловлена целью и задачами исследования. Методологическую основу работы составили принципы объективности, научной достоверности и историзма, предусматривающие изучение явлений и процессов во всем их многообразии и в конкретно исторических условиях их возникновения и развития. Основу структуры работы составил проблемно-хронологический принцип. В работе применялись такие общенаучные методы, как логический, системный, а также статистический. Историко-системный метод способствовал выявлению единства в общественно-историческом развитии единичного, особенного и общего. Он позволил комплексно подойти к рассмотрению процесса интеграции Польши в НАТО. Из частнонаучных методов был использован метод сравнительного правового анализа, благодаря которому изучались нормативно-правовые документы, выявлялись особенности развития внешней политики Польши. ГЛАВА 1. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ПОЛЬШИ И НАТО В 1989–1991 ГОДЫ 1.1. Трансформация системы европейской безопасности и концепции польской внешней политики В 1989-1991 гг. было положено начало новой польской политики. В системе европейской безопасности стали происходить изменения, одной из причин которых являлись смена политического режима в Польше и роспуск таких организаций, как ОВД, СЭВ. Трансформация системы европейской безопасности была вызвана изменением характера угроз, нестабильностью в европейских странах и СССР, социально-экономическим кризисом в рядах стран, этнополитическими столкновениями и объединением Германии. Вместе с тем, НАТО была принята новая стратегическая концепция, которая предполагала обеспечение безопасности не только участников Альянса, но и других стран, в том числе государств ЦВЕ39. Происходящие события отразились и на выработке новой концепции внешней политики Польши. В польском государстве по-прежнему обладали силой старые политические партии, но, не смотря на это, в польской верхушке стал формироваться компромиссный подход к внешней политике и безопасности, имевший позже огромное значение. Первоначально в Польше были выработаны четыре главные концепции внешнеполитического развития и политики безопасности: «восточноевропейская», «нейтралитета», «центральноевропейская» и «коллективной безопасности». Польское население по-разному реагировало на концепции, поскольку каждая из них в большей степени отражала интересы тех или иных слоев населения. Концепции отличались друг от друга польским взглядом на диалог с Советским Союзом: от сближения с СССР (восточноевропейская) до постепенного разрыва отношений (коллективная безопасность). СССР, в свою очередь, одобрял концепции нейтралитета и регионального сотрудничества, так как они подразумевали создание буферной зоны между Западом и Востоком, а также запрет на вхождение Польши в военные организации, которые представляли угрозу Советскому Союзу. Различия касались также вопросов активности/пассивности и регионального лидерства, в силу чего предпочтительней оказывалась концепция регионального сотрудничества, которая интерпретировалась правонационалистическими силами как довоенная концепция восстановления доминирования Польши на Востоке. Однако к 1991 году был сделан выбор в пользу концепции «коллективной безопасности», поддерживаемую в большей степени польской политической элитой. В рамках этой концепции конкурировали два направления: европейское (ЕС/ЗЕС) и натовское, по сути, проамериканское40. Для всех концепций было характерно усиление национальной компоненты в осмыслении интересов европейской безопасности в рамках традиционной парадигмы баланса сил. Концептуальная гетерогенность прослеживалась в принятой 21 июля 1990 г. новой Оборонной доктрине Польши. Таким образом, за короткий период 1989-1991 гг. Польша добилась некоторых результатов в стратегии внешней политики и обороны, что свидетельствует о ее адаптации к условиям изменчивости в Европе. Не смотря на то, что в польском государстве сохраняли силу старые политические партии, уже в это время стал формироваться компромиссный подход к внешней политике и безопасности. 1.2. Отношения Польши с СССР, Германией и США Ключевым моментом в отношениях Польши и Советского Союза, учитывая острое желание польского государства приобрести независимость, был постепенный выход из сферы военно-политического влияния СССР. Уже в это время, до распада СССР, Польша предприняла попытку взятия курса на сближение с советскими республиками и одновременное налаживание контактов с центром. В отношениях СССР и Польши стояли главные вопросы, а именно, вывод советской армии с территории польского государства, будущее ОВД, а также подписание нового двустороннего договора, который должен регламентировать дальнейшие отношения, учитывая сложившуюся геополитическую ситуацию. Армия СССР находилась в польском государстве со времен завершения Второй Мировой Войны. Северная группировка Советской Армии насчитывала около 60 тыс. человек, располагавшихся в 59 пунктах на территории Польши. Советское командование держало под контролем 23 железнодорожных станции, 8 аэродромов и 3 гектара портовой инфраструктуры в Свиноустье41. Главным событием было размещение на территории Польши тактического ядерного оружия в Доброве, Тржемежно, Любецке и Бужно. Этот контингент поддерживал основную советскую группировку в ГДР и являлся важным опорным инструментом ОВД. К концу 1990 г. значительно ухудшилось внутриполитическое положение Советского Союза, ослаблявшее его авторитет на международной арене. В отдельных республиках СССР развернулись движения, целью которых было провозглашение их независимости. Экономическая ситуация в Советском Союзе также оставляла желать лучшего. Данные явления вынуждали СССР сконцентрироваться, в первую очередь, на внутренних проблемах. Как следствие, начался вывод советских войск из Венгрии и Чехословакии, что давало определенные надежды и Польше42. Помимо этого, в Польше произошли изменения в расстановке политических сил. Натиски антикоммунистических и антисоветских группировок вынудили уйти в отставку Ф. Сивицкого и министра внутренних дел Ч. Кищака. Польское население все больше требовало, чтоб президент В. Ярузельский покинул свой пост. Тем временем, огромной популярностью стал пользоваться лидер «Солидарности» Лех Валенса, который претендовал на должность президента. Он являлся яростным сторонником кардинальных экономических реформ, тесного сотрудничества с Западом и поддерживал вывод советского воинского контингента с территории Польши43. В конечном итоге польское правительство начало открыто настаивать на выводе советской армии со своей территории и роспуске ОВД. Осенью 1990 г. Скубишевский предложил послу СССР в Польше Ю. Кашлеву провести переговоры, затрагивающие вопросы советских войск. Польское руководство со своей стороны просило пересмотреть условия договора «о временном размещении советских войск», подписанного в 1956 г., а также требовало, чтоб Советский Союз возместил ущерб, который был нанесен польскому государству в результате пребывания советского воинского контингента на ее территории. Первоначально переговоры осуществлялись в два этапа: первые проходили 15 ноября 1990 г. в Москве, вторые - в декабре того же года. Между обеими сторонами возникли разногласия, заключающиеся в вопросе о дате завершения вывода советской группировки. Польская сторона запросила, чтобы советская армия освободила их территорию к 1991 г. СССР в ответ заявил о невозможности выполнения требования, поскольку предстояло еще завершить вывод своей армии из Германии. Таким образом, переговоры закончились тупиковой ситуацией, а в двусторонних отношениях стал назревать кризис. В январе 1991 г. польское государство, заручившись поддержкой Запада, перешло к тактике прямого давления. Новый премьер-министр Я.-К. Белецкий отдал приказ заблокировать транзит советских войск через территорию страны, объясняя это отсутствием соглашения по вопросу о его условиях и компенсации. Такой шаг принес свои плоды: Москва пересмотрела свое решение и предложила довести до конца вывод воинского контингента с польской территории к середине 1994 г., а также условилась подписать договор о финансовых условиях транзита. Достигнув определенного успеха в двусторонних переговорах, Польша сняла блокаду с транзита советских войск, а СССР, со своей стороны, в марте 1991 г. согласился примерно на год сократить сроки вывода контингента. Окончательные соглашения, регламентирующие транзит ГСВГ, а также сроки вывода советских войск из Польши, были подписаны 26 октября 1991 г. СССР обязался закончить вывод боевых частей к 15 ноября 1992 г., остальных войск к концу 1993 года. В мае 1992 г. был подписан Договор между Российской Федерацией и Республикой Польша о выводе российских войск с польской территории44. Таким образом, воспользовавшись слабостью переговорных позиций СССР, связанной с внутриполитическими проблемами, и заручившись поддержкой Запада, Польша, оказав давление на Советский Союз, добилась определенного успеха в двусторонних отношениях, ликвидировав такой важный фактор его влияния, как присутствие воинского контингента на своей территории. На такие изменения была направлена и деятельность, связанная с подготовкой еще одного двустороннего договора Польши с Советским Союзом. Польское государство намеривалось на правовой основе зафиксировать приобретенный статус в отношениях с СССР, приобрести юридические подтверждения того, что время «ограниченного суверенитета» завершилось. Данный договор должен был гарантировать Польше право на самоопределение и открыть «путь на Запад», что не входило в планы советского руководства, норовившего если не сохранить Польшу в сфере своего геополитического влияния, то избежать ее вступления в НАТО45. Центральные власти СССР в марте 1991 г. предложили Польше проект межгосударственного договора, подписание которого обязывало польское государство не входить в военный блок НАТО, который представлял угрозу для Советского Союза. Главной задачей советского руководства на тот момент являлось недопущение расширения Североатлантического Альянса на Восток и размещения его боевых частей вблизи советских границ. Польское руководство отрицательно отнеслось к данному проекту, посчитав, что его условия направлены на ограничение суверенитета страны и сохранение советского влияния. Польский министр иностранных дел настоял на отклонении проекта, в результате чего запланированный приезд президента Л. Валенсы в Москву был отсрочен46. Стремление Польши и других стран ЦВЕ вступить в западные институты привело к тому, что данные государства поставили вопрос о будущем ОВД. Восточноевропейские страны на единогласной основе взяли курс на роспуск данной организации. Первоначально среди специалистов и представителей политических партий было предложено обеспечить Польшу «перекрестными» гарантиями безопасности, как со стороны Североатлантического Альянса, так и со стороны СССР, а также формирование в ЦВЕ сферы «совместной» безопасности. Однако у польского руководства появились опасения, что западные страны позволят Советскому Союзу взять под свое влияние страны ЦВЕ в обмен на объединение Германии. Польское государство выступила с инициативой разработать общую стратегию с остальными основными странами ЦВЕ - участниками ОВД (Венгрией и Чехословакией) по основным проблемам европейской безопасности, включая будущее ОВД. В качестве инструмента, который бы координировал переход стран ЦВЕ к западной ориентации, была основана 15 февраля 1991 г. «Вышеградская группа» (ВГ). Государства ЦВЕ для реализации своей цели считали необходимым покинуть состав таких организаций, как ОВД и СЭВ, в результате чего столкнулись с негативной реакцией Советского Союза47. В процессе совещаний министров иностранных дел и обороны стран ВГ было выдвинуто окончательное решение в пользу выхода из ОВД, что фактически означало ее роспуск. Уже 25 февраля 1991 г. на встрече Политического Консультационного Комитета ОВД усилиями стран ВГ было принято решение о роспуске военных структур блока. 31 марта был положен конец существованию военной организации ОВД, а 1 июля 1991 г. Организация Варшавского договора была распущена48. В октябре 1991 г. странами было заключено новое соглашение, предполагающее ликвидацию тех положений, которые, как считало польское руководство, ограничивали суверенитет своего государства. СССР подписал договор 10 декабря 1991 г., уже после фактического распада Советского Союза. К началу 1992 г. польское государство уже достигло значительных успехов в стремлении выйти из сферы военно-политического влияния Советского Союза, в результате чего получила большую свободу выбора других внешнеполитических направлений, в первую очередь, германского, американского и западноевропейского49. Что касается Германии, то Польша рассматривала ее как возможного агрессора, который может представлять угрозу безопасности и суверенитету своего государства. Важной проблемой в отношениях между Польшей и Германией был вопрос сокращения военного потенциала - в случае вооруженного конфликта между блоками войска, расположенные в Польше и Германии, одними из первых вступали в открытое столкновение. Тем не менее, даже после заключения соглашения с ФРГ, в двусторонних отношениях оставалась некоторая неясность. Польское государство с опасением относилась к разным инициативам объединения Германии, налаживая связи одновременно с обоими германскими государствами. Контакты с ГДР Польшей рассматривались не как «историческое примирение», а как результат блоковой политики ОВД и, в некоторой степени, СЭВ. Процессы, связанные с объединением Германии и выходом ГДР из ОВД, вызвали очень настороженную реакцию у Польши. Вплоть до 21 февраля 1990 г. польская военная доктрина рассматривала две Германии: дружественную ГДР и враждебную ФРГ. Процесс объединения Германии и выхода ГДР из ОВД, существенно усилили опасения польского государства в отношении ФРГ. С другой стороны политические изменения, произошедшие в Польше наряду с переменами в Советском Союзе и остальных стран ЦВЕ, вызвали формирование новой независимой политики в германском направлении. Одобряя перспективу объединения Германии, Варшава настаивала скорее решить вопрос о польской западной границе. Польские политики также считали, что необходимо обеспечить гарантии против возрождения немецкого реваншизма, но одновременно понимали, что улаживание отношений с Германией выгодно с точки зрения будущего безопасного развития не только Польши, но и всей Европы50. Потому уже спустя месяц после прихода к власти премьер-министр Т.Мазовецкий озвучил заявление, в котором он призывал польское общество примириться и развивать отношения с германским государством. В ноябре 1989 г. Варшаву посетил канцлер Г. Коль с целью подписания общего заявления. Т.Мазовецкий и Г. Коль отмечали в нем, что оба государства должны перевернуть страницу в своих отношениях, стараясь приобрести такие прочные контакты, которые в послевоенное время сформировались у Германии и Франции51. В течение года было выработано компромиссное решение и 14 ноября 1990 г. было подписано двустороннее соглашение о признании существующих границ вдоль линии Одер-Нейссе, а 17 июня 1991 г. - уже компле....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: