- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Интеграционные проекты на постсоветском пространстве (на примере Евразийского экономического союза)
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K006234 |
Тема: | Интеграционные проекты на постсоветском пространстве (на примере Евразийского экономического союза) |
Содержание
Интеграционные проекты на постсоветском пространстве (на примере Евразийского экономического союза) ВВЕДЕНИЕ 1. Интеграционные процессы на постсоветском пространстве: Евразийский экономический союз 1.1. Особенности участия Республики Таджикистан в интеграции со странами СНГ 1.2. Перспективы дальнейшего развития интеграционных процессов республики 2. Перспективы развития сотрудничества Республики Таджикистан со странами СНГ 2.1. Перспективы развития внешнеэкономических связей Республики Таджикистан со странами СНГ 2.2. Роль интеграционных процессов в миграционной политике рабочей силы Заключение I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы исследования. Динамичный процесс создания и становления региональных экономических образований в современном мире, включающий многие страны, отражая прогрессивные тенденции и обеспечивая участникам большие экономические выгоды, вместе с тем усложняет процесс определения места и роли в мировом сообществе. Перед многими государствами, включая Россию и другие страны СНГ, стоят немалые трудности, которые связаны с резким падением экономического влияния стран СНГ, обусловленного переходным периодом, крахом прежней системы мирохозяйственных отношений. Сопоставление Содружества Независимых Государств по мировым экономическим показателям с крупнейшими региональными объединениями свидетельствует о явной слабости Содружества, прежде всего, экономической. В стремлении реализовать эту мирохозяйственную тенденцию, включить факторы качественно нового типа интеграционного развития, в том числе для преодоления разрушительных последствий распада системы экономических связей советского пространства были предприняты шаги по созданию Содружества Независимых Государств – СНГ. После достижения независимости, одной из актуальных проблем для новых независимых государств, стало развитие не только политического, но и экономического, культурного сотрудничества. На территории постсоветского пространства постепенно и не всегда эффективно начинается поиск приемлемых форм сотрудничества в условиях перехода к рынку. Перед странами постсоветского пространства стоит нелегкая задача разработки и реализации новой модели экономического объединения, которая отвечала бы их интересам. Такое взаимодействие может быть обеспечено в определенной организационной форме, способствующей развитию интеграционного процесса в Евразийском регионе. Таким образом, существование Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) - как центра сотрудничества различных государств в решении стоящих перед ними задач имеет особое значение. В целях эффективности работы ЕврАзЭС необходимо изучать порядок его функционирования, анализировать конкретные результаты деятельности и развитие экономического сотрудничества государств-членов Евразийского экономического сообщества. Актуальность исследования заключается так же и в том, что на сегодняшний день существует и публикуется недостаточно материалов, раскрывающих особенности и тенденции экономического сотрудничества, предлагающих пути дальнейшего эффективного развития государств-членов ЕврАзЭС. В публикациях, которые отражают процесс интеграции в Евразийском регионе, не в полной объеме освещены разработки по созданию организации, причинах предшествующих ее созданию, а так же отсутствуют совместные программы информационного обмена и проекты индустриально-инновационного сотрудничества. Представление о комплексе неразработанных вопросов определило и направленность диссертационного исследования, целью которого является комплексный анализ развития интеграции в Евразийском регионе, а так же анализ состояния и перспектив развития экономического сотрудничества шести государств - членов Евразийского экономического сообщества. И на основе такого анализа предлагается разработка модели, направленной на повышение эффективности деятельности экономической организации и перспективы ее развития. Реализация поставленной цели достигается через решение следующих задач: проанализировать состояние мировой и отечественной теоретической базы изучения развития интеграции на постсоветском пространстве, в частности, в Евразийском регионе; на базе идей и концепции «евразийства» выявить основу формирования в мировой экономике системы региона Евразия; выявить и исследовать этапы становления и развития ЕврАзЭС, как международной, субрегиональной экономической организации в Содружестве Независимых Государств и мировом сообществе; проанализировать основные аспекты и направления деятельности Евразийского экономического сообщества; дать оценку экономическому сотрудничеству и развитию интеграционных отношений государств-членов ЕврАзЭС; сформулировать и обосновать предложения и рекомендации, которые могут быть использованы в целях повышения эффективности деятельности Сообщества, как международной экономической организации. Объектом исследования является процесс становления и развития экономической интеграции в Евразийском регионе и внешнеэкономическое сотрудничество государств-членов ЕврАзЭС. Предметом исследования является существующая система интеграционного развития на постсоветском пространстве, в частности в Евразийском регионе, на примере ЕврАзЭС. Анализ целей, принципов и структуры организации, а так же компетенции органов, соответствующих экономико-правовых институтов и механизмов обеспечения внешнеэкономического сотрудничества государств-членов Сообщества. Основная гипотеза. Сложившиеся интеграционные отношения на постсоветском пространстве, в частности, в регионе ЕврАзЭС, на обозримый период времени будут иметь перспективное развитие. Теоретико-методологическую основу исследования составили статьи и монографии в периодических изданиях ведущих отечественных экономистов, экспертные оценки, статистические материалы России. Важнейшие аспекты данной проблемы были рассмотрены в работах ученных в области экономического сотрудничества и интеграции Л. Н. Гумилева, Н.С. Трубецкого, П.Н. Савицкого (теория «евразийства»), А.Н. Быкова, А.Н. Барковского, А.Г. Гладкова, А.И. Гринберга, В.Б.Мантусова, В.Е.Рыбалкина, А.В. Чаянова, Р.С. Чистобаева Ю.Н. Шишкова, Ю.В.Щербанина (теория интеграции и регионального экономического сотрудничества) и др. По проблемам экономического взаимодействия автор опирался на исследования таких ученных как Л.Н. Арцишевский, Т.Д. Валовая, Ю.Ф. Годин, Ю.И. Енин, А.В. Захаров и др. В работе нашли отражения идеи и предположения экспертов по проблемам СНГ Г.А. Рапоты, Н.К. Инсигарина, А.Н. Марышева, Н.А. Черкасова и др. Эмпирическая база исследования. Эмпирическую основу работы составили материалы и документы, полученные из различных источников, а также практический опыт и личные наблюдения автора, на основе которых сделаны выводы, отражающие особенности развития и протекания интеграционных процессов на постсоветском пространстве, в частности в Евразийском экономическом сообществе. Источники информации. Диссертация базируется на изучении целого ряда соглашений, подписанных как в рамках всего Содружества, так и Евразийского экономического сообщества. Статистической базой диссертационного исследования являются официальные материалы Исполнительного комитета СНГ, Межгосударственного совета ЕврАзЭС, Интеграционного комитета ЕврАзЭС, Межгосударственного статистического комитета СНГ, ведущих научных журналов, международных экономических организаций. Научная новизна данной работы определяет ее теоретическую и практическую значимость. Выполненное исследование дает оценку современному состоянию развития интеграционных процессов в Евразийском регионе, в частности в ЕврАзЭС, как международной экономической организации, созданной с целью сотрудничества в решении различных внешнеэкономических и социально-политических проблем государств-членов и предлагает модель развития Сообщества. Основные результаты, составляющие научную новизну работы и выносимые на защиту, состоят в следующем: 1. На основании анализа интеграционных процессов в Евразийском регионе обоснована современная тенденция дальнейшего развития ЕврАзЭС, как международной экономической организации интеграционного типа и предложена модель ее развития, с учетом политического фактора. 2. Обоснован, тезис, что интеграция государств-членов ЕврАзЭС, как форма разноуровневого экономического взаимодействия способствует ускоренному экономическому развитию государств- членов организации. 3.Доказано, что взаимодействие государств-членов ЕврАзЭС не препятствует их интеграции в другие международные организации. Сотрудничество с этими организациями решено проводить на сбалансированных для всех государств-членов условиях. 4. Процесс формирования ЕврАзЭС дал возможность выявить и обосновать основные закономерности интеграционных процессов разворачивающихся в Евразийском регионе. Практическая значимость работы состоит в том, что она позволяет составить представление об интеграционных процессах на постсоветском пространстве, о значимости и перспективах функционирования Евразийского экономического сообщества. Результаты исследования имеют значение для понимания сути процессов, разворачивающихся в политической и экономической сфере жизни российского общества. Материалы диссертации могут быть использованы специалистами, занимающимися разработкой изучением процессов интеграции в Содружестве Независимых Государств, в Евразийском регионе, а так же в научно-исследовательской деятельности и учебном процессе в ВУЗах, в рамках курсов: международные экономические отношения, международная экономическая интеграция, регионалистика и др. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на кафедре «Мировая экономика и международные экономические отношения» Дипломатической академии МИД РФ и прошла апробацию на ее заседании. Основные выводы и положения диссертации отражены в монографии и трех опубликованных статьях общим объемом 12 п.л. Интеграционные процессы на постсоветском пространстве: Евразийский экономический союз 1.1. Особенности участия Республики Таджикистан в интеграции со странами СНГ Движущей силой мировой политики в XXI в. выступила глобализация. Как отмечала О.Буторина, «глобализация – это процесс трансформации пространственной организации мира, сопровождающийся возникновением новых структур активности и власти». Распад СССР спровоцировал активизацию региональной интеграции. В результате страны постсовесткого пространства стали перед выбором своего геополитического и геоэкономического развития. С целью консолидации новообразованных государств в декабре 1991 года было создано Содружество Независимых Государств (СНГ). В принятой декларации участники Содружества заявили о своем взаимодействии на началах суверенного равенства. В рамках СНГ объединяются такие страны как Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызская Республика, Молдова, Российская Федерация, Таджикистан, Узбекистан и Украина. С августа 2005 года Туркменистан вышел из действительных членов СНГ и получил статус ассоциированного члена-наблюдателя. С декабря 1993 по 18 августа 2009 года в состав СНГ входила Грузия. Анализ внешнеэкономических связей Республики Таджикистана показывает, что с 2000 годов Республика находиться в тесном сотрудничестве с двумя странами Таможенного Союза: Россией и Казахстаном. Россия является основным торговым и инвестиционным партнером страны. Доля Казахстана также сравнительно высока в таджикском импорте. Вступление Таджикистана в ВТО в 2013 году, облегчило его экономическое взаимодействие с региональными соседями, но затруднило процесс возможного присоединения к ЕАЭС. А ведь именно расширение экономических ориентиров могло обеспечить Республике равноправное участие в мировом экономическом пространстве. В Республике продолжается дискуссия об интеграционном выборе. Однако, происходящие сдвиги в пространственной структуре внешнеэкономических связях, безусловно, его затрудняют. Дискуссии в таджикском обществе о целесообразности вступления Республики Таджикистан в ТС показала, что правительство, крупный и средний бизнес, трудовые мигранты выступают за интеграцию. Экспертное сообщество с осторожностью даёт свои оценки, предлагая просчитывать возможные эффекты и последствия, и призывает к выверенным неторопливым шагам на пути к новым евразийским проектам. «В среднесрочной перспективе Таджикистану выгоднее вступить именно в Таможенный союз. Это не только гарантирует работу мигрантов на рынке труда России, но и снимет риск введения странами-поставщиками запрета на экспорт топлива и продовольствия». В таджикском обществе понимают уязвимость самостоятельного существования национальной экономики. Не способствуют успешному развитию страны в мире и отдалённость от магистральных линий, географическая изоляция, слабая база коммуникационных и транспортных структур, бедность, безработица, рост населения, низкий уровень покупательной способность страны в мире. В настоящее время ситуация в экономике весьма сложная, республика не в состоянии самостоятельно финансировать своё развитие. Связано это с рядом нерешенных проблем: коррупция, высокий уровень теневой экономики (60% экспертные оценки), слабое развитие институтов предпринимательства, низкий уровень экономических свобод, неразвитая инфраструктура, низкий образовательный уровень населения, слабая инвестиционная привлекательностью республики. Большое значение иностранных инвестиций определяется дефицитом капиталов внутри страны, которые необходимы для диверсификации экспорта и экономики в целом. Невысокий инвестиционный рейтинг Таджикистана можно объяснить неразвитой инфраструктурой, неквалифицированной рабочей силой, непредсказуемостью экономического состояния страны, сложным геополитическим положением. Удаленность республики от центров экономической активности достигает нескольких тысяч километров, 93% территории страны занимают горы, республика не имеет выхода к морю и к международным торговым магистралям. Соседи Таджикистана имеют такой же невысокий уровень развития и схожую структуру экономики. Все это показывает высокие риски для инвестиционных вложений в Таджикистан. По данным Госкомитета общий объем иностранных инвестиций в таджикскую экономику за 2013 г. составил 1млрд. 11,8 млн. долл., что на 264,9 млн. больше, чем в 2012 г. Из общего объема инвестиций 670,6 млн. долл. (66,27 %) было привлечено предприятиями и организациями республики, 341,1 млн. долл. (33,71%) - прямые инвестиции и 0,2 млн. долл. (0,02 %) - портфельные инвестиции. Современные условия развития государств привели к необходимости выработки новых форматов во взаимодействии стран СНГ, основанных на эффективном экономическом взаимодействии сторон, принципах общего рынка со свободным перемещением товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Такими форматами стали: Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), Таможенный Союз (ТС), а с января 2015 г. Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Современная политическая ситуация показывает, что возможные риски интеграции Таджикистана связаны с неоднозначными политико-экономическими отношениями с соседями по региону, а именно нерешенностью вопросов совместного использования природных ресурсов, конфликтным потенциалом в области распределения водно-энергетических ресурсов обусловленным традиционным дефицитом земли и воды в Ферганской долине, незавершенностью процесса делимитации государственных границ затрагивающих интересы Таджикистана, Киргизии и Узбекистана, усиление влияния религиозного экстремизма в традиционном исламе и негативно развивающихся событий связанных с ИГИЛ (непосредственное участие в боевых действиях на стороне отрядов ИГИЛ граждан Центральной Азии). Негативное влияние мировых финансовых кризисов, международный терроризм, религиозный экстремизм, национально-этнические и сепаратистские движения, увеличивающийся незаконный оборот наркотиков усиливают перечень дестабилизирующих факторов. Ни одному из государств Центральной Азии не удалось стать по-настоящему сильным региональным лидером, способным самостоятельно решить весь комплекс проблем, что увеличивает шансы на эффективное сотрудничество в рамках больших экономических объединений. В первые годы суверенного развития экономический и политический спад наблюдался во всех отраслях хозяйства Таджикистана. Это явление имело своё объективное объяснение, во-первых, разрыв межреспубликанских хозяйственных связей, во-вторых, иссякли союзные дотации и помощь, в-третьих, межтаджикский конфликт 1992-1997 гг. привел не только к значительным разрушениям и многочисленным человеческим жертвам, но и к массовому оттоку высококвалифицированных специалистов, и как, следствие остановке большинства промышленных предприятий. Распад единого экономического пространства ещё больше отдалил Таджикистан от транспортных и коммуникационных путей, вызвав многократное удорожание привозного сырья, агрегатов и оборудования, что в сочетании с таможенными процедурами увеличило издержки аграрного и индустриального секторов экономики, ситуация в которых усугублялась отсутствием благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций. Для малых стран, к которым, безусловно, относится Таджикистан, не имеющих широко востребованных сырьевых ресурсов большое значение имеет внешнеторговый оборот с разными странами, во многом от него зависит нормальное и эффективное функционирование экономики. За годы независимости в Республике существенно изменились приоритеты, правила и условия ведения внешнеэкономических связей. Значительно сократился товарооборот со странами СНГ, при этом расширились торгово-экономические отношения со странами дальнего зарубежья. Слабые региональные торговые связи, географическая удаленность от основных магистралей, транзитная зависимость сильно повлияли на структуру и интенсивность внешней торговли. В самом начале 90-х гг. в Республике наблюдается активный рост импорта, в том числе из-за нехватки отечественной продукции. Затем из-за низкого потребления и возросшего спроса на импортные товары объемы импорта стабилизировались при росте экспорта. С 2000-х годов внешнеторговый оборот Таджикистана начал расти. За период 2000-2013 гг. он вырос более чем в 3,8 раза, что стало одним из высоких показателей среди стран СНГ. С середины нулевых годов опережающими темпами начал расти импорт. По данным Агентства по статистике при Президенте Таджикистана в 2013 г. республика имела внешнеторговые отношения с 97 странами мира, из них с 11-ю странами СНГ (включая Грузию) и 27-ю странами ЕС. Причем в контексте возможностей Республики в рамках более тесного взаимодейства следует отметить, что за период с 2000-2013 гг. в распределении внешнеторгового оборота Таджикистана по группам стран произошли серьезные изменения. Они выразились в сильном сокращении в экспорте и импорте доли стран СНГ и соответственно ЕврАзЭС и ТС. Так, если в 2000-е гг. на долю стран СНГ приходилось 48% таджикского экспорта, то в 2013 г. только 20%. Сокращение стран СНГ в общем объеме внешнеторгового оборота объяснялось мировым снижением цен на алюминий и хлопок, ограниченностью экспортного потенциала республики и низким качеством выпускаемых товаров. Уменьшение доли стран ЕврАзЭС и ТС в импорте связано с постепенным вытеснением товаров из стран СНГ китайскими и турецкими товарами. Устойчивый рост участия других стран во внешнеторговых связях Таджикистана был связан с быстрым расширением торговли с Китаем, Турцией и другими странами Азии. Таким образом, за 2000-2013 гг. в соотношении крупнейших торговых партнеров Таджикистана произошли большие изменения. В экспорте они были связаны с сильным снижением доли России и с таким же сильным ростом доли Турции. Вырос торговый оборот с Китаем, Ираном, Тайванем, Грецией, такие колебания в экспорте были обусловлены объемами поставок алюминия и хлопка. В целом, если посмотреть на первую десятку стран, крупнейших потребителей таджикской продукции, то в период с 2000 по 2013 гг. это были Россия и Казахстан (страны СНГ и ТС). Но возможности Таджикистана, ограничены несколькими экспортными товарами, что не позволяют ему достаточно эффективно сотрудничать с другими странами, входящими в Таможенный союз. Доля Белоруссии и Армении в экспорте РТ в 2013 г. была слишком мала (3,2 млн.долл и 0,6 млн.долл соответственно), экспорт в Киргизию составляет (7,2 млн.долл). Более глубокий анализ внешнеторговых отношений Таджикистана с другими странами приводит к выводу, что составы стран – главных поставщиков на таджикский рынок и государств – потребителей таджикской продукции довольно сильно различаются. Что естественно влияет на интеграционный выбор республики. Так, например, в составе первой десятки поставщиков, на которую приходятся импортируемые товары среди стран СНГ присутствуют только Украина, и два члена ТС Казахстан и Россия. Белоруссия, Армения и Киргизия в первой десятке не представлены. Среди других стран в 2013 г., на 1-м месте находился Китай, затем следовали Турция, Индия, Германия, США. Пострановая концентрация импорта у Таджикистана, несколько меньше, чем в экспорте, но составляет весьма высокую величину. И всё же главным торгово-экономическим партнером Республики, начиная с 2000 г. по 2016 г. неизменно оставалась Россия, (1031,6 млн.долл). Структура экспорта в Россию состоит из продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья, металлов и изделий из них. В товарной структуре импорта из России преобладают нефтепродукты, азотные удобрения, продовольственные товары, сельскохозяйственная продукция, лесоматериалы. На протяжении многих лет структура российского и таджикского экспорта практически не менялась и базировалась на товарах и сырье, прошедших только первичную обработку. В ноябре 2013 г. удалось решить важную проблему по отмене российских экспортных таможенных пошлин на поставляемые в Таджикистан нефтепродукты. В соответствии с Соглашением между двумя странами, поставка российских нефтепродуктов осуществляется без экспортных таможенных пошлин, тем не менее, доля российских нефтепродуктов на таджикском рынке сократилась с 99,7% в 2010 г. до 51,8% в 2013 г.. Всего в 2013 г. в Таджикистан из России было поставлено 154,4 тыс. т. нефтепродуктов на общую сумму 203,7 млн. долл., что в стоимостном выражении меньше, чем в 2012 г., на 14,1% и на 14,9% в натуральном выражении. Такое снижение доли России в данном сегменте рынка произошло, за счет увеличения поставок контрабандного топлива из Киргизии, а также диверсификации источников импорта этого товара. В случае вступления Таджикистана в ТС такой ситуации можно избежать. За период с 2000 по 2013 гг. произошло заметное изменение соотношения отдельных стран и интеграционных объединений во внешнеторговых связях Таджикистана. На фоне ослабления торгового сотрудничества со странами СНГ усилились отношения с крупными региональными державами: Ираном, Китаем и Турцией, что неизбежно привело к значительному изменению влияния торговых партнеров на экономические процессы в республике. На современном этапе можно говорить о существенном влиянии постсоветских стран, особенно в той их части, которая образует ТС/ЕЭП за счет России и Казахстана, но в относительном измерении такое влияние значительно слабее чем в 2000 г.. Очередным этапом экономической интеграции ЕврАзЭС стал Таможенный Союз. Цены на товары, которые приобрели статус таможенного стали более конкурентоспособны, за счет экономии на таможенных платежах и сертификации товаров. В 2012 г. объем взаимной торговли между странами ТС составил 68,6 млрд.долл.. Произошли положительные изменения для участников внешнеэкономической деятельности в таможенном законодательстве: изменились сроки декларирования товаров (с 15 дней, до 4 мес.), появилась возможность электронного декларирования товаров, были частично отменены меры нетарифного регулирования. Сократились сроки отгрузки товаров, за счет экономии времени на таможенное оформление, на прохождение и досмотр автомобилей на таможенных постах. Совместные проекты как нам представляется, повышают шансы на модернизацию и укрепление экономик. Таможенный союз нацелен на улучшение инвестиционного климата стран-членов, за счет увеличения рынка сбыта каждой из стран, ускорения процесса перемещения товаров. Такая динамика наиболее привлекательна для создания совместных предприятий, привлечения инвестиций и стимулирует экономическую активность. Функционирование Таможенного Союза - сложный процесс, затрагивающий многие аспекты жизнедеятельности государств-участников. И на протяжении 2013-2014 гг. наблюдается стагнация взаимной торговли между странами Таможенного Союза. Процесс вступления или не вступления в Таможенный Союз зависит от тех целей и задач, которые ставят перед собой страны в плане своего дальнейшего экономического развития. Таджикистану предстоит решить, где ставить знак препинания в предложении: «Таджикистан - Таможенный Союз вступать нельзя остаться (вне блока)». В пользу вступления говорит то, что общий рынок РФ и центрально-азиатских стран будет эффективно функционировать в том случае, если производимая на нем продукция будет защищена от конкуренции с аналогичными товарами мирового рынка путем высоких импортных пошлин, а вывоз сырья за рубеж будет сдерживаться высокими экспортными пошлинами. Но это возможно только при условии согласованной таможенной политики стран-участниц по основным видам сырья и конкретным группам товаров. Не менее важна будет скоординированная, но разумная протекционистская политика по отношению к собственным производителям, что весьма актуально в условиях европейских санкций против России. Впоследствии появятся возможности согласовывать макроэкономические параметры и вести согласованную монетарную политику. Общий рынок России, Белоруссии, Казахстана, Армении, Киргизии и в перспективе Таджикистана имеет шансы по увеличению занятости населения, росту собственного производства, развитию сельского хозяйства. Аргументы против вступления заключаются в потере таможенных доходов, потери от реэкспорта китайских и турецких товаров. В настоящее время, вступление в ТС для Таджикистана экономически не слишком выгодно, так как рынок страны насыщен в основном импортными товарами, а в случае вступления в ТС заработают единые тарифные ставки и потребители будут вынуждены платить больше, таджикистанцы от такого решения только проиграют. Актуальным остается и формирование единого пространства трудовых ресурсов. Эффективность экономической системы в рамках такого объединения как ТС невозможна без решения основной постсоветской проблемы: неуправляемых потоков трудовой миграции. Трудовая миграция является важнейшим элементом евразийской интеграции, а денежные переводы – это мощный канал поддержания экономики стран-доноров. Для этих стран внешняя миграция стала способом снижения безработицы и сокращением дефицита платёжных балансов за счет поступления денежных переводов. Она стала не только средством выживания населения и способом снижения демографической напряженности, но и в какой-то степени механизмом экономической интеграции на постсоветском пространстве снизу. Образовалось четкое разделение на страны, принимающие трудовых мигрантов (реципиенты) и страны их отправляющие (доноры). В странах ТС миграционная ситуация складывается следующим образом: Россия, и Казахстан – страны, где проводились и проводятся более успешные экономические реформы, принимают трудовых мигрантов. Причем Россия заинтересована не только в увеличении трудовых ресурсов, и в сохранении и укреплении интеграционных связей с бывшими советскими республиками для обеспечения оптимального демографического баланса. За 1989-2007 гг. население России пополнилось за счет прибывших в страну украинцев, киргизов, узбеков, таджиков и др.. Эффективность развития интеграционных процессов на пространстве ТС во многом зависят от качества рынка труда. С 1 января 2012 г. в рамках единой таможенной территории кроме общего рынка товаров, начал работать общий рынок услуг, капитала и труда. ЕЭП было призвано стать своеобразной пробной площадкой для действенного функционирования общего рынка труда и единого миграционного пространства будущего Евразийского экономического союза. Не секрет, что преференции, которые предоставляются гражданам государств-участников ТС, способствуют привлекательности Евразийского союза для других государств, по последним данным ФМС количество граждан Киргизии увеличилось в 2013 г. по сравнению с 2012 г на фоне уменьшения количества трудовых мигрантов из Узбекистана и Таджикистана. Но стабилизация единого рынка труда может произойти при условии увеличения не количества, а качества рабочей силы, роста её профессиональной квалификации, повышения прозрачности миграционных потоков. Низкий уровень профессиональной подготовки не только сужает возможности трудовых мигрантов на внешних рынках труда, но и приводит к обострению внутрисоциальной обстановки в странах-реципиентах. В российской экономике сложились ниши, где работают исключительно иностранные рабочие, которые в своих странах не занимаются такого рода деятельностью, при этом коренные жители оказались исключенными из некоторых хозяйственных областей. Введение европейских санкций против РФ и спад её экономики несколько изменил обстановку на рынке труда, но пока мы не можем говорить о коренном переломе этой ситуации. Киргизия и Таджикистан, для которых характерен низкий уровень рыночных реформ, находятся в ситуации, когда высокая рождаемость вытесняет избыточные трудовые ресурсы. Обе страны имеют низкий уровень доходов на душу населения, высокую безработицу и заинтересованы в скорейшей интеграции, в первую очередь для решения вопроса о свободном передвижении людей. По разным оценкам за рубежом находятся 1 млн. киргизов, что составляет до пятой части населения страны. Официальная статистика показывает, что в 2011 г. трудовых мигрантов из Киргизии было 457 тыс. чел., из них 92% работали в России, 7,97%, в Казахстане, 0,72% в Белоруссии. Число таджиков выехавших из страны по официальным данным составляет от 600 до 900 тыс. чел., экспертные оценки гораздо выше - 1,5 млн. чел. Формирование общего рынка труда стран ТС/ЕАЭС зависит от эффективности практики легального оформления трудовых мигрантов, сбалансированной политики запретов и разрешений, разумных законов в области трудовой миграции, более эффективного удовлетворения спроса на рабочую силу, сохранения странами донорами политического и культурного влияния. Несмотря на ряд мер, предпринятых странами существующая на постсоветском пространстве система миграционного контроля пока не позволяет эффективно контролировать не только миграционные потоки, но и их денежные переводы. Главные страны-получатели переводов трудовых мигрантов из России – Узбекистан, Таджикистан, Киргизия, Украина, Молдавия большинство неофициальных денежных переводов вывозится в виде наличной валюты. По примерным оценкам, из России ежегодно вывозится до 15 млрд. долл. В относительном выражении, по сравнению с величиной ВВП, объем поступающих от мигрантов денежных переводов наиболее значителен. В Таджикистане, его величина достигла 45,5% ВВП в 2007 г. и 49,6% ВВП в 2008 г.. В 2012 г. по доле к ВВП денежные переводы в РТ достигли 48%. Для сравнения ещё в 2004 г. в мире Таджикистан занимал 14 место (13,2%) по доле денежных переводов от ВВП страны, на первом месте была Тонга -33,5%, на втором Молдова- 27,1%. Отметим, что для Таджикистана возможное вхождение в ТС особенно важно для решения демографической проблемы, сокращения безработицы, получения возможностей свободного передвижения рабочей силы и капитала, привлечение в страну иностранного капитала, который в свою очередь позволит обеспечить работой большее число граждан внутри страны. Перспективы взаимодействия Таджикистана с Таможенным Союзом состоят в том, что интеграционное объединение позволит: обеспечить республике экономическую и политическую безопасность; гарантировать легальную и безопасную работу таджикских трудовых мигрантов в России, Казахстане и Белоруссии; обеспечить свободный импорт топлива; получать новые технологии и оборудование на более выгодных условиях; увеличить экспорт сельскохозяйственной продукции республики в страны ТС; сократить таможенные издержки при пересечении экспортными товарами нескольких границ; получить возможность стать не только транспортным узлом, соединяющим страны Центральной Азии и СНГ с Юго-Восточной Азией, но и выйти к более широким международным торговым путям; расширить круг потенциальных инвесторов, нацеленных на развитие реального сектора экономики республики. 1.2. Перспективы дальнейшего развития интеграционных процессов республики На путях независимого и раздельного хозяйствования возникли субрегиональные политические альянсы и экономические группировки, вызванные разновекторной внешней стратегией. На сегодняшний день на пространстве СНГ существуют следующие интеграционные объединения: Союзное государство Белоруссии и России (СГБР); Евроазиатское экономическое сообщество (ЕврАзЭС): Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан; Единое экономическое пространство (ЕЭП): Россия, Белоруссия, Украина, Казахстан; Центрально-азиатское сотрудничество (ЦАС): Узбекистан, Казахстан Киргизия, Таджикистан. Двусторонние соглашения и региональные формирования в рамках СНГ преследуют цель найти оптимальную форму объединения потенциала для обеспечения устойчивого развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики. Для интеграционных процессов СНГ характерна непоследовательность и противоречивость, которая выражается в сдерживании интеграционных процессов. В настоящее время экономики стран СНГ во многом конкурируют, а не дополняют друг друга. Объективные предпосылки для более тесной интеграции усилятся после завершения реформ, восстановления экономики в этих странах. В условиях глобализационных процессов региональное и субрегиональное сотрудничество имеет исключительно важное значение. Перед СНГ стояла задача в ближайшей перспективе решить проблему устойчивого и поступательного социально-экономического развития. При этом особое внимание обращалось на необходимость использования таких форм взаимодействия, которые могли бы привести к углублению интегрированности государств. В первую очередь, стоит отметить развитие производственно-технологических и кооперированных связей, инвестиционное сотрудничество, образование финансово-промышленных групп, а также создание финансово-страховых объединений. В области денежного обращения, следует решать такие задачи, как увеличение доли национальных валют во внешнеэкономических расчетах между странами Содружества, структурирование валютного законодательства, формирование объединенного информационного пространства по финансовым рынкам и т. д.. Современная система мирохозяйственных связей способна быть эффект....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: