- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Институт гражданства российской федерации
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W012042 |
Тема: | Институт гражданства российской федерации |
Содержание
Зарегистрировано №_____ «___»__________2018 г. ________ _______________ Подпись (расшифровка подписи) ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (НИУ «БелГУ») ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ Кафедра конституционного и международного права Институт гражданства российской федерации Курсовая работа по дисциплине «Конституционное права России» студента очной формы обучения специальности 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности 2 курса группы 01001606 Летягиной Ольги Владимировны Допущено к защите «___»____________2018 г. ________ ____________________ Подпись (расшифровка подписи) Научный руководитель: кандидат юридических наук, доцент Гавришов Д.В. Защищено Оценка______________________ «___»____________2018 г. ________ ____________________ Подпись (расшифровка подписи) БЕЛГОРОД 2018 СОДЕРЖАНИЕ Введение…………………………………..……………………………………. 3 Раздел 1. Общая характеристика гражданства как конституционно-правового института………………………………………………………………………...6 Раздел 2. Основания приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации…………………………………………………………….…………17 Раздел 3. Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве. Производство по делам о гражданстве………………………………............25 Заключение…………………………………………………………………….30 Список используемых источников и литературы……………………….33 Введение Гражданство является важнейшим государственно - правовым институтом, определяющим взаимоотношения человека с государством, первоосновой правового статуса личности. Обусловлено это, прежде всего, тем, что закрепленные Конституцией РФ1 и действующим законодательством права, свободы и обязанности личности непосредственно связаны с гражданством. Человек может использовать их только тогда, когда он является гражданином соответствующего государства. Тема гражданства в нашей стране в последние годы приобретает исключительную актуальность. После распада СССР возникла необходимость формирования нового гражданства в России. Это стало предметом интереса и обсуждения широкой общественности страны. Возрос интерес к гражданству в связи с провозглашением в нашей стране человека, его прав и свобод высшей ценностью. Принятый Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации»2 урегулировал государственные и общественные отношения в области гражданства. В нем были установлены основания и порядок приобретения и прекращения гражданства. С принятием данного закона многие ученые стали исследовать институт гражданства, изучать различные его стороны в своих работах. Было опубликовано множество статей, монографий, пособий, посвященных данной проблеме. Это работы: Смородина Н.М., Кутафина О.Е., Кикотя В.Я и других ученых. Гражданство является предпосылкой для обладания лицом всех прав и свобод, возложения на него обязанностей предусмотренных Конституцией и другим законодательством, а также для защиты его прав и интересов не только внутри страны, но и за ее пределами в дипломатическом порядке и других установленных межгосударственных формах. Таким образом, следует отметить, что институт гражданства важен как для государства, так и для гражданина. Гражданство делает возможным существование государства и обеспечивает его суверенитет. Цель курсовой работы состоит в анализе института гражданства. Достижению заявленной цели послужит решение следующих задач: 1. дать понятие, исследовать нормативную основу и основные принципы гражданства Российской Федерации; 2. рассмотреть институт двойного гражданства Российской Федерации; 3. проанализировать порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации; 4. проанализировать деятельность полномочных органов по решению вопросов российского гражданства, а также рассмотреть порядок производства по делам о гражданстве. Предметом исследования являются конституционно-правовые нормы, посредством которых урегулированны отношения гражданства. Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся по поводу гражданства. Методологическая основа курсовой работы включает в себя общенаучные (анализ, синтез, системный подход) и частно-научные методы. В числе последних-формально-юридический, сравнительно-правовой и историко-правовой методы. Теоретическую основу курсовой работы составили труды ученых, правоведов, теоретиков, посвященные исследованию института гражданства, а именно: Авакьян С. А., Кутафин О. Е., Тонков Е. Е., Кишкин С. С., Миронов О. О., Гавришов Д.В., Кикотя В.Я., Смородина Н.М. и других ученых. Правовую основу курсовой работы составили нормативно-правовые акты Российской Федерации, в частности, Конституция Российской Федерации. Структура курсовой работы включает в себя введение, три раздела, заключение и список использованных источников. Раздел 1. Общая характеристика гражданства как конституционно-правового института Одной из самых дискуссионных является проблема определения понятия гражданства. Многие авторы приходят к выводу, что невозможно дать определение понятия гражданства и даже описать данное понятие весьма затруднительно. Так Бучакова М.А. считает, что гражданство как политико - правовой феномен трудно поддается однозначному и универсальному определению в связи с многогранностью его проявлений, функциональных и юридических свойств.3 Относительно сложности определения понятия гражданства высказывался и один из первых исследователей советского гражданства Кишкин С.С, который писал: «Очень трудно дать более или менее удовлетворительное не только определение, но хотя бы даже описание понятия гражданства. Понятие это юридически представляется весьма трудноуловимым».4 Черниченко С.В. выделял следующие причины, которые не позволяли прийти к единому мнению относительно понятия гражданства: ? отсутствие единого, общепринятого понятия гражданство и вследствие этого происходит деление понятия гражданства на международно-правовое и внутригосударственное; ? расхождение мнений западных юристов по вопросам содержания понятия гражданства; ? различие оценок юридической природы гражданства, т.е. гражданство - это правоотношение между лицом и государством или же это правовой статус лица.5 Одна из самых распространенных точек зрения об определении гражданства закреплена в Федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации». Здесь граждаство определяется как устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Из этого определения следует отметить, что гражданство характеризуется тремя составляющими: устойчивостью, правовой связью, а также совокупностью взаимных прав и обязанностей. Устойчивость означает, что гражданство существует постоянно и не подвержено автоматическому воздействию различных внешних факторов. Она обусловлена постоянными правами и обязанностями, составляющими его содержание, в пространстве (вне зависимости от места нахождения лица, на территории государства или за его пределами) и времени (проявляется в непрерывности и бессрочности). Бессрочность означает невозможность установления каких-либо сроков для отношений гражданства. Оно не может время от времени исчезать, а потом вновь появляться. Непрерывность – возникновение и сохранение гражданства с момента его приобретения согласно условиям, которые определенны законодательством государства, в течение жизни или до прекращения гражданства.6 Правовая связь — это длящиеся, основанные на праве отношения между равноправными субъектами: гражданином и государством в лице его органов. Гражданство регулируется законодательством, а отношения между государством и гражданином оформляются документально (свидетельство о рождении, паспорт гражданина) и действуют строго на основе и в рамках правовых норм. Следует отметить, что гражданство не связано территориально-пространственными границами государства. Оно носит всеобъемлющий и универсальный характер. Обладание гражданством – это предпосылка полного распространения на данное лицо всех прав, свобод и обязанностей, признаваемых законом, а также защиты этого лица государством не только внутри страны, но и за ее пределами.7 Совокупность взаимных прав и обязанностей гражданина и государства. Здесь гражданство признает приоритет общечеловеческих ценностей. Государство и гражданин являются равнообязанными и равноправными субъектами, наделенными взаимной ответственностью. Правовая основа института гражданства представлена различными нормативными правовыми актами, непосредственно регулирующими решение вопросов гражданства. Совокупность норм регулирующих отношений, связанных с гражданством на международном уровне, образуют международно-правовой институт гражданства, а совокупность норм внутреннего права, соответственно, внутригосударственный (национальный). Эти институты тесно взаимосвязаны между собой. Международные стандарты по вопросам изменения гражданства выражены международными правовыми договорами и направлены на устранение коллизий, возникающих между национальным законодательством государств. Приоритет международных правовых норм перед правовыми нормами национального законодательства создает основу для демократического развития института гражданства. Данные стандарты представляют собой вполне самостоятельный международно-правовой институт гражданства, реализуемый в заключенных международных соглашениях прямо и косвенно регулирующих отношения гражданства. К таким документам относятся: Всеобщая декларация прав человека, принятая в 1948 г8. Она является одним из основных источников права и широко используется другими странами для разработки отдельных положений конституций, законов и других нормативных актов, относящихся к правам человека. Европейская конвенция о гражданстве, принятая Советом Европы 14 мая 1997 г.9 Она содержит общие нормы, составляющие общеевропейский демократический базис в части обеспечения уважения принципов верховенства права и норм в области прав человека и учтенные при ее разработке положения Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.10 , а также практика европейского Суда по правам человека. К международным документам относят также Конвенцию о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.11 и Конвенцию о гражданстве замужней женщины от 29.01.1957 г12. и др. Ведущее место в вопросах гражданства занимают нормы Конституции РФ. Исходные начала, посвященные гражданству, закреплены в ст.6 Конституции РФ. Кроме того, в Конституции РФ имеется ст.62, ч. 1 и 2 которые определяют возможность двойного гражданства для гражданина РФ. Так же Конституция РФ относит гражданство к числу предметов веденья Федерации (ст.71 п.в). Основным специальным правовым источником по вопросам гражданства является Федеральный закон о гражданстве(2002 г.). Этот акт пришел на смену Закону РФ от 28 ноября 1991г. «О гражданстве Российской Федерации». Действующий Закон о гражданстве регулирует порядок признания гражданства, основания и условия приобритения и прекращения гражданства, вопросы гражданства детей и родителей, опекунов и попечителей, ограниченно дееспособных и недееспособных лиц и др. Другим специальным актом является Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 14 ноября 2002г.13 Так же большое значение имеют и подзаконные акты, особенно принимавшиеся ранее Министерством внутренних дел РФ и Федеральной миграционной службой РФ. Институт гражданства в РФ основывается на общих принципах, установленных Конституцией РФ и законом о гражданстве, определяющих основные начала правового регулирования в данной сфере. 1.Принцип единства гражданства. В силу федеративного устройства России данный принцип является одним из важнейших и поэтому закрепляется в главе 1 ст.6 Конституции Российской Федерации. Действующий закон о гражданстве и Конституция РФ не предусматривают республиканского гражданства, хотя и прямо не отрицают его. Единое гражданство в федеративном государстве - необходимое условие суверенного статуса и сохранения целостности. 2. Принцип равного гражданства. Гражданство является равным не зависимо от оснований приобретения. Законодательство не устанавливает никаких отличий и особенностей в правовом статусе лиц, ставших гражданами РФ по различным основаниям: по рождению, в связи с усыновлением, принятием в гражданство или восстановлением в гражданство. Не имеет значение и время приобретения гражданства. Закрепление принципа равного гражданства соответствует международным стандартам в области прав и свобод человека и гражданина. 3.Принцип свободы и добровольности выбора гражданства. Этот принцип означает, что гражданин сам может решать вопросы, связанные с приобретением гражданства, возможностью восстановления утраченного гражданства или же выходом из гражданства РФ. Так же никто не вправе заставить дееспособное лицо принять гражданство какого- либо другого государства или выйти из гражданства. 4.Принцип недопустимости лишения гражданства. В Конституции РФ и Федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации» (ч.4 ст.4) сказано, что гражданин не может быть лишен своего гражданства. Лишение гражданства - это расторжение в одностороннем порядке гражданских связей по инициативе государства, не учитывающее согласие гражданина. Однако следует отметить, что часть 3 статья 55 Конституции допускает ограничение прав и свобод человека и гражданина в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, здоровья, нравственности, прав и законных интересов других лиц, а также обеспечения обороны страны и безопасности государства.14 5.Принцип признания двойного гражданства. Основу регулирования отношений двойного гражданства в России составляет статья 62 Конституции РФ. Гражданин может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или соответствующим международным договором. Гражданин РФ, который имеет также и другое гражданство рассматривается Российской Федерацией только как гражданин России. Приобретение гражданином РФ другого гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации, а также гражданин РФ не лишается своих прав и не освобождается от обязанностей, вытекающих из российского гражданства. 6.Принцип сокращения безгражданства. Данный принцип означает, что государство создает условия и устраняет препятствия для получения российского гражданства, поэтому был введен упрощенный порядок приобретения гражданства в России. Государство стремится предотвратить рост числа лиц без гражданства, и поэтому создает правила. Так, например, вводится запрет на выход из российского гражданства, если гражданин не имеет другого гражданства и гарантий его приобретения. Также не может быть прекращено российское гражданство ребенка, если он в результате этого станет лицом без гражданства.15 7.Принцип сохранения российского гражданства за лицами, проживающими за пределами Российской Федерации. Данный принцип в научной теории именуется принципом экстерриториального гражданства. Он вытекает из естественного права человека избирать место своего жительства, свободно выезжать за пределы России и беспрепятственно возвращаться, что закреплено в ст.27 Конституции РФ. Отсюда следует, что российские граждане имеют возможность постоянного проживания, как в России, так и за ее пределами, выезда из российского государства и возвращения, не утрачивая при этом российского гражданства. Этот принцип соответствует и ст.12 Международного пакта о гражданских и политических правах. Здесь говорится, что «каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную» (ч.2 ст.12) и «никто не может быть произвольно лишен права на въезд в собственную страну» (ч.4 ст.12).16 8. Принцип защиты и покровительства граждан Российской Федарации, находящихся за ее пределами. Этот принцип заключается в комплексе мер, которые направлены на обеспечение безопасности, и ответственном отношении Российской Федерации к своим гражданам независимо от их местонахождения. Гражданин РФ не может быть выслан за пределы РФ или выдан другому иностранному государству (за преступления, совершенные на территории иностранного государства гражданином РФ, он подлежит уголовной ответственности по законам РФ). Государственные органы, дипломатические представительства и консульские учреждения РФ обязаны содействовать обеспечению ее гражданами возможности в полном объеме пользоваться всеми правами, установленными законодательством государства их пребывания. Также они обязаны защищать права и законные интересы граждан России, а при необходимости принимать меры по восстановлению их нарушенных прав.17 Особое внимание уделяется учеными и вопросу двойного гражданства. Двойное гражданство – это феномен, с которым сталкиваются многие государства. На сегодняшний день существование двойного гражданства – это факт, независимо от того, как относится к нему общество. Обладание гражданством двух или нескольких государств - принято называть двойным или множественным гражданством. Сами лица, которые обладают таковым статусом, называются бипатридами. В царской России исследователи вопросов подданства (гражданства) относились к двойному подданству отрицательно. Так Сокольский В.В. писал, что состояние в русском подданстве исключает возможность состояния в подданстве другой державы. Поступлением в русское подданство прежнее подданство прекращается.18 В отечественной правовой литературе двойное гражданство рассматривалось как коллизионное, нежелательное явление. До принятия Конституции 1993 года вопрос о двойном гражданстве регулировался Законом РФ «О гражданстве Российской Федерации». В ст.3 данного закона говорилось, о том, что иностранный гражданин, приобретая российское гражданство, должен был отказаться от прежнего гражданства, если иное не предусмотрено международным договором (п.1). Также гражданам РФ было разрешено по их ходатайству иметь одновременно и гражданство другого государства, с которым имеется соответствующий договор РФ (п.2). В данном законе был расчет на то, что будут договоры с другими странами, прежде всего бывшими республиками в составе СССР. Здесь русскоязычные лица станут в первую очередь гражданами РФ, но наряду с этим получат и местное гражданство, то есть статус двойного гражданства. В остальном же гражданство РФ предполагает отказ от иностранного гражданства. Однако большинство республик бывшего СССР не пошли на заключение такого соглашения. В дальнейшем п.1, преведенный выше, был изменен. Теперь при приобретении гражданства РФ сохранялось гражданство другого государства, но на условиях межгосударственного соглашения. Так Таджикистан подписал договор с Российской Федерацией о двойном гражданстве 7 сентября 1995 года.19 В этом договоре говорилось о том, что каждая из сторон признает за своими гражданами право приобрести гражданство другой стороны, но при этом, не утрачивая свое гражданство. Таким образом, Россия стремилась сохранить институт двойного гражданства из-за своей внешней политики. Ведь за ее пределами оказалось примерно 25 млн русских. Двойное гражданство вызывает у ученых правоведов множество вопросов. Так, например, как быть в ситуации, когда гражданин РФ обращается к своему государству и просит его разрешение на приобретение гражданства другого государства, с которым у Российской Федерации нет международного договора по вопросам двойного гржданства? В законе о гражданстве по этому поводу ни чего не говорится, поэтому компетентные государственные органы имееют право оставить обращение гражданина без ответа по существу. Двойное гражданство создает и ряд проблем, которые связаны с независимостью СМИ, безопасностью государства, выборами и тд. В связи с этим в законодательстве появляются новые нормы, которые заставляют граждан задуматься, стоит ли приобретать двойное гражданство. В ст. 6 Федерального закона « О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»20 говорится, что полномочия данных парламентариев прекращаются досрочно, если член Совета Федерации или депутат Государственной Думы утратят гражданство Российской Федерации, либо приобретут гражданство инстранного государства. Так же в ст.16 Федерального закона от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации»21 существуют ограничения, связанные с гражданской службой. Здесь гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае выхода из гражданства РФ, либо приобритения гражданства другого государства. Существует и Закон РФ от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне»22, где указан специальный порядок допуска лиц с двойным гражданством к сведениям, которые составляют государственную тайну (ст.21). Все эти законы свидетельствуют о том, что государство стремится ограничить и запретить государственным служащим иметь двойное гражданство. Российский законодатель исходит из того, что ограничения обусловлены такой конституционно значимой целью, как необходимостью упрочения и защиты безопасности и интересов государства. Таким образом, следует отметить, что понимание такого многогранного и сложного явления, как г....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: