- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Институт банкротства проблемы теории и практики
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W007699 |
Тема: | Институт банкротства проблемы теории и практики |
Содержание
Диплом Институт банкротства: проблемы теории и практики ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНСТИТУТА БАНКРОТСТВА ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ 6 1.1. История развития института банкротства в России 6 1.2. Понятие, признаки и субъекты банкротства 16 1.3. Неплатежеспособность как основание банкротства 31 ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРОЦЕДУР БАНКРОТСТВА 37 2.1. Проблемы правового регулирования основных процедур банкротства юридических лиц 37 2.2. Меры по предупреждению банкротства и проблемы их реализации 63 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 83 ВВЕДЕНИЕ Вопросы, касающиеся несостоятельности предприятий и организаций, являются весьма актуальными, если учесть современные условия. Неустойчивость экономики, финансовый кризис, завышение налогов и другие негативные обстоятельства создают непростую атмосферу, в которой владельцам малого и среднего бизнеса становится сложно, и они становятся неплатежеспособными. В связи с этим изучение общих положений о банкротстве необходимо для полноценного изучения гражданского права. Принято считать, что банкротство один из множества способов ликвидации юридического лица. Однако это утверждение не соответствует законодательству о банкротстве. Во время процедуры банкротства юридическое лицо возможно оздоровить и вернуть к полноценной работе. Банкротство – это невозможность должника расплатиться по требованиям кредиторов. Задекларировать данное состояние может только арбитражный суд. Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) предупредил о нарастании новой волны банкротств предприятий в России. По его оценкам, во втором квартале 2017-го было ликвидировано на 5,4% больше организаций, чем годом ранее. Основные причины – стагнация платежеспособного потребительского спроса и медленное восстановление инвестиционной активности. По данным Росстата, уже второй год подряд в России значительно больше ликвидируется предприятий, чем регистрируется новых. Некоторые эксперты считают это признаком кризиса. ЦМАКП сообщил, что «по итогам второго квартала 2017 года число банкротств в экономике вновь увеличилось: на 2,8% относительно предыдущего квартала и на 5,4% – относительно второго квартала 2016-го». В ЦМАКПе обращают внимание, что растет не только число банкротств, но и их интенсивность – под ней понимается отношение числа юридических лиц-банкротов к числу действующих юридических лиц. Причин банкротства может быть много. Это зачастую неправильное управление, отсутствие правильной бизнес-стратегии, финансово-экономические ошибки, неоправданные рискованные операции и т.д. Подобные просчеты очень часто приводят к финансовым проблемам. В связи с изложенным, актуальность выбранной темы исследования не вызывает сомнений. Цель настоящего исследования – рассмотреть понятие банкротства юридического лица и его основные процедуры, а также выявить основные правовые проблемы, возникающие в ходе реализации процедур банкротства и предложить пути их решения. Задачи исследования: 1. Проследить историю развития института банкротства; 2. Рассмотреть понятие банкротства, его признаки и основные субъекты; 3. Проанализировать понятие неплатежеспособности как основание банкротства; 4. Рассмотреть основные процедуры банкротства и проблемы их правового регулирования; 5. Рассмотреть меры предупреждения банкротства и проблемы их реализации. Следует отметить, что банкротство юридических лиц – очень широкая тема для исследования. В связи с этим в настоящем исследовании затронуты и раскрыты только основные вопросы данной юридической процедуры. Объект исследования – общественные отношения, возникающие в связи с неплатежеспособностью юридического лиц и открытия в отношении него процедуры банкротства. Предмет исследования – институт банкротства в гражданском праве, его правовое регулирование. Теоретической основой исследования явились труды многих ученых-правоведов, специализирующихся в конкурсном праве, в частности: Я. О. Алимов, С.Г. Байкина, Н. А. Бреславцев, А. М. Бушев, Н.Н. Викторова, С.С. Галкин, О.А. Городов, С.П. Гришаев, Е.Е.Енькова, И.В. Ершова, К.Б. Кораев, С.А. Кузнецов, А.В. Овчинникова, Е. С. Пирогова, В. Ф. Попондопуло, Е.А. Рыбасовой, О. Ф. Сверчкова, М. В. Телюкина и др. В ходе работы использовались материалы судебной практики Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, апелляционных арбитражных судов и др. Методологической основой исследования являются общенаучные методы познания общественных явлений с использованием специальных и частнонаучных методов: системно-структурного анализа, сравнительного правоведения, формально-юридического и других. 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНСТИТУТА БАНКРОТСТВА ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ 1.1. История развития института банкротства в России Российское законодательство о банкротстве насчитывает длительную историю. С момента возникновения в обществе частной собственности и денежных средств законодательство никогда не было лояльно к должникам. Уже в Законах законе XII таблиц в Талице III мы может увидеть одни из первых норм об отношениях между должниками и кредиторами. Должнику давалось 30 льготных дней для признания долга. По их истечению кредитор имел право заковать его в колодки, а в дальнейшем должник продавался смертной казни или поступал в продажу за границу в рабство. Первые нормы о долгах и задолженностях, условиях их погашения были прописаны еще в Русской Правде и уже тогда данное явление именовалось как «несостоятельность». Русская Правда выделяла два вида несостоятельности. Первая – это несчастная несостоятельность, которая возникала в отсутствие вины должника. Так в ст. 55 Русской Правды говорилось, что если купец с чужими деньгами отправится куда-либо и потерпит кораблекрушение или же на него нападут, то имущество его сгорит в огне, то не следует «творить над ним насилия» или же продавать в холопы. Если он погодно станет выплачивать долг то пусть так и платит, так как «пагуба от Бога, а он не виноват». Второй вид – злонамеренная несостоятельность, она наступала в случае, если должник скрылся или сбежал от уплаты долга. Русской Правде существовала очередность удовлетворения требований кредиторов. Так, в ст. 55 «О долге» Русской Правды была установлена следующая последовательность возвращения долга: сначала долг выплачивался князю, затем иностранным и иногородним купцам и в последнюю очередь местным купцам. Таким образом, местные кредиторы получали свои долги из оставшегося имущества должника. Как отмечают С.П. Гришаев и А.В. Овчинникова, нормы о долгах, содержащиеся в Русской Правд были достаточно справедливыми, поэтому все последующие законы их воспроизводили практически без изменений. Такое консервативное нормативное регулирования вопросов о взыскании долгов говорит о том, что оно было в определенной степени эффективно и исходило из давно сформировавшихся правовых обычаев, регулировавших отношения между должниками и кредиторами. Судебник Ивана III 1497 г. содержал нормы, которые были фактически аналогичны нормам Русской Правды. Но в этом документе уже проводились более четкие различия между категориями несостоятельных должников и причин их несостоятельности. Если должник не мог выплатить долги по причине растраты и потери чужого имущества, которое использовалось в его деятельности (деньги, товар), то последствия зависели от наличия умысла на эти действия: 1) в отсутствие вины (по причине, пожара, кораблекрушения, иного несчастья) должник должен был возместить товар или его стоимость деньгами. Обстоятельства дела подлежали расследования и в случае установления причин несостоятельности «от несчастья», должнику выдавалась «полетная грамота», то есть предоставлялось право уплачивать долг «по летам». Такая «полетная грамота» на уплату долга скреплялась печатью великого князя и служила гарантией для кредиторов; 2) при наличии вины должника, то есть если долг возник в результате расточительства, обмана и иных виновных обстоятельств, то должник подлежал передаче кредиторам в холопы. В Соборном Уложении 1649 года была также воспроизведена норма Русской Правды об очередности удовлетворения требований кредиторов. В случае несостоятельности должника преимуществом удовлетворения своих интересов пользовалась государственная казна и иностранные кредиторы и только затем местные кредиторы. Активное развитие торговли в России увеличивало число обанкротившихся купцов. Кроме того, развивался институт долговых бумаг – закладных и векселей. Следующим этапом развития российского конкурсного права было издание в 1729 г. Вексельного устава. В нем впервые было сформулировано понятие несостоятельности, согласно которому если человек выдал вексель («предприниматель векселя») и будет слух в народе о том, что он «учинился банкротом», а затем «не является в биржу и места, где торговые люди сходятся», то разрешено кредиторам требовать от него поручительство («обеспечение в платеже)», а если же он откажется, то следует разрешено опротестовать вексель. В числе признаков банкротства законодатель называет основные признаки: «неисправность в платежах», «потеря имущества», «бегство должника». Однако легальное определение несостоятельности не было достаточно определенным, а практика требовала четких критериев для признания должников несостоятельными. Для этого использовалось иностранное законодательство, где конкурсное право получило большее, чем в России, развитие. В России издавались отдельные указы в целях совершенствования законодательства о несостоятельности. Еще одним этапом развития российского конкурсного законодательства является Устав о банкротах от 12 декабря 1800 г. Устав состоял из двух частей, каждая из которых регулировала два вида несостоятельности: во-первых, торговую или купеческую, а во-вторых, несостоятельность дворян. Согласно § 87 и 98 признавались банкротами те субъекты, которые были не в состоянии сполна заплатить свои долги. Следовательно, Устав о банкротах основным признаком несостоятельности называл неплатежеспособность должников. Российский законодатель того времени различал виды несостоятельности в зависимости от вины должника: упадшая (наступающая из-за отсутствия вины должника, от несчастья), неосторожная (наступающая вследствие неосторожной вины должника или «от небрежности и своих пороков»), особо выделялась так называемая злостная несостоятельность, которая характеризовалась подлогом со стороны должника, т.е. его умышленной виной в наступлении неблагоприятных имущественных последствий. Введение производства над имуществом несостоятельного должника происходило по инициативе как самого должника, так и его кредиторов и всегда сопровождалось заключением должника под стражу, что свидетельствовало о личном характере ответственности должника, об определенной неразвитости конкурсного законодательства. Устав о банкротах основным признаком несостоятельности называл неплатежеспособность должников. Российский законодатель того времени различал виды несостоятельности в зависимости от вины должника: упадшая (наступающая из-за отсутствия вины должника, от несчастья), неосторожная (наступающая вследствие неосторожной вины должника или «от небрежности и своих пороков»), особо выделялась так называемая злостная несостоятельность, которая характеризовалась подлогом со стороны должника, т.е. его умышленной виной в наступлении неблагоприятных имущественных последствий. Введение производства над имуществом несостоятельного должника происходило по инициативе как самого должника, так и его кредиторов и всегда сопровождалось заключением должника под стражу, что свидетельствовало о личном характере ответственности должника, об определенной неразвитости конкурсного законодательства. Открытие дела о несостоятельности могло осуществляться либо по решению суда, либо по требованию кредиторов. В последнем случае должник подлежал приводу в суд для дачи показаний о состоянии его имущества. На период конкурсного производства назначался куратор, в задачу которого входило прежде всего уточнение размера конкурсной массы. При распределении конкурсной массы преимущественным правом на удовлетворение своих требований пользовалась церковь, что объяснялось ее особым положением в русском государстве того времени, а также работники. Требования всех иных кредиторов удовлетворялись по соразмерности. В 1832 г. принимается новый Устав о несостоятельности. Г.Ф. Шершеневич, критиковал данный документ, отмечая что «Это был закон не столько торговый, сколько сословный, купеческо-мещанский» . Неоплаченный долги, которые не касались купцов и мещан к торговой несостоятельности не относились и под действие устава не подпадали. Поэтому несостоятельность дворян четко не регулировалась. Устав судопроизводства торгового 1832 г. (далее - УСТ) регулировал торговую несостоятельность. Согласно ст. 420 УСТ управление делами несостоятельного должника осуществлял присяжный попечитель (присяжные попечители) из числа указанных кредиторами «посторонних благонадежных лиц» или из числа присяжных и частных поверенных Легальное определение конкурсного управления содержалось в ст. 459 Устава о несостоятельности: «Конкурсное управление принимает в свое распоряжение все дела несостоятельного и, в качестве уполномоченного от всех заимодавцев, управляет оным в пользу их, как доброму хозяину свойственно». В России при в результате объявления должника банкротом осуществлялось также поражение в отдельных личных правах. В основном банкротов лишали звания или отстраняли от службы. Несостоятельному должнику не разрешалось находиться в должности мирового судьи, нотариуса, биржевого маклера, присяжного поверенного, судебного пристава, депутата дворянского или городского собрания и др. Кроме того таких лиц не назначали опекунами . После Великой Октябрьской Революции 1917 г. частная собственность в России была отменена, соответственно и актуальность регламентации процедуры банкротства исчезла. В Гражданском кодексе РСФСР 1922 г., в период НЭПа, когда еще существовала рыночная экономика, ряд статей использовал понятие несостоятельности. Но, как пишут С.П. Гришаев и А.В. Овчинникова, особенностью данного периода развития законодательства о банкротстве было то, что существовал безусловный приоритет удовлетворения в первую очередь государственных интересов и долговых обязательств перед ним. Такие обязательства исполнялись вне очереди. Фактически, защита была в отношении не кредиторов, а для достижения «общего хозяйственного результата». В ГК РСФСР 1922 г. несостоятельность как основная категория конкурсного права встречается в договорах займа, поручения, а также в главе о юридических лицах. Возникала необходимость фрагментарного нормативного регулирования вопросов банкротства. Например, Примерный устав жилищно-строительного 1965 г. кооператива, предусматривал возможность признания такого кооператива несостоятельным в судебном порядке. В СССР к 80-м годам активно развилась торговые обороты как внутренние, так и внешние. Это неизменно влекло учащение случаев неплатежеспособности отдельных предприятий. Все вопросы покрытия долгов решались правительством за счет государственного бюджета. Как итог, оздоровление экономики отсутствовало, так как продолжали работать убыточные предприятия, продукция которых не находила применения, а необходимость их существования определялась не рыночными инструментами, а госпланом. С начала 1990-х в СССР начался переход перехода экономики к рыночным основам существования. В связи с этим возникла необходимость нормативного регулирования банкротства. Впервые законодательно попытка урегулировать отношения несостоятельности и неплатежеспособности была предпринята в Законе РСФСР от 25 декабря 1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Согласно п. 3 ст. 24 Пункт 3 ст. 24 данного закона, если предприятие не выполняло своих обязательств по расчетам, то в судебном порядке оно могло быть объявлено неплатежеспособным (банкротом). Первым же актом, которым напрямую касался вопросов банкротства стал Указ Президента Российской Федерации от 14 июня 1992 г. № 623 «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применении к ним специальных процедур». Данный документ был принят в экстренных условиях развала советской экономики на волне прекращения деятельности многих государственных предприятий. Несмотря на то, что в Указе были нормы о порядке проведения процедуры банкротства государственных предприятий, по факту он был сложен в применении в сложившихся в то время условиях. Институт несостоятельности возродился в российском праве в день принятия Закона от 19 ноября 1992 г. N 3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий». В Законе о банкротстве была всего 51 статья, а все конкурсные процедуры были изложены только в общих чертах. Такого правового регулирования было явно недостаточно для экономики страны, находящейся в глубоком экономическом кризисе. Достаточно быстро закон перестал быть актуальным. Согласно Закону о банкротстве 1992 г. под несостоятельностью (банкротством) понималась «неспособность должника удовлетворить требования кредитора по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, в связи с превышением обязательств должника над его имуществом или в связи с неудовлетворительной структурой баланса должника» (статья 1 Закона). В Законе 1992 г. регулировалось процедура конкурсного производства, была предусмотрена санация (ст. 13) и внешнее управление (ст. 12). Данные процедуры относились к реорганизационным процедурам. Ликвидация должника могла производиться добровольно (ст. 49-51). В качестве мирового соглашения рассматривалось соглашение должника с кредиторами об отсрочке и (или) рассрочке долгов или реструктуризация долга для продолжения деятельности предприятия (ст. 49). В сентябре 1993 г. было создано Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротству) и финансовому оздоровлению при Госкомимуществе России. Данный государственный орган осуществлял государственное управление функционально направленное на эффективное применение законодательства о банкротстве. В изданных в конце 1993 года и в 1994 году нормативных правовых актов о банкротстве в отношении государственных предприятий, имеющих признаки банкротства, предусматривались специальные (упрощенные, ускоренные) процедур приватизации. Очевидная необходимость в новом законе привела к принятию 8 января 1998 г. Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». Данный закон существенно отличался от ранее действовавшего. В новом законе в целях выявления финансового состояния должника и сохранности его имущества появилась процедура наблюдения (г. IV). Процедура внешнего управления в качестве санации была сохранена (гл. V). Судебная процедура конкурсного производства (гл. VI) и внесудебная процедура (гл. XI) также остались ликвидационными процедурами. Дополнительно были введены две новые упрощенные процедуры: банкротство ликвидируемого и отсутствующего должника. В отличие от ранее действовавшего законодательства существенно различается правовой статус уполномоченных органов и конкурсных. Теперь уполномоченные органы не имели права на участите в собраниях кредиторов, кроме первого собрания. В Законе было уделено особое внимание банкротству отдельных категорий юридических лиц, в частности сельскохозяйственных организаций, градообразующих предприятий, кредитных и страховых организаций и др. После финансового кризиса 1998 г. назрела необходимость создания отдельного блока законодательства о несостоятельности организаций в банковском секторе. В срочном порядке были приняты Федеральный закон от 8 июля 1999 г. N 144-ФЗ «О реструктуризации кредитных организаций», а затем Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». Дальнейшее развитие нормативного регулирования банкротства в России нашло отражение в Федеральном законе от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» действующем (наравне с иными законами и подзаконными актами) в настоящее время. За прошедшие 15 лет с момента принятия Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» претерпел множество изменений. Например, одни из важнейших изменений были внесены в 2014 г., которыми была введена возможность признания несостоятельным физического лица. Граждане России впервые получили право объявлять себя банкротами. Согласно новому закону, суд может признать банкротом физическое лицо, имеющее любую задолженность (кредиты, коммунальные и ипотечные долги) в размере от 500 тысяч рублей, просроченную более чем на 3 месяца. Безусловно, Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» будет изменяться и в последующем. В настоящее время Закон о банкротстве 2002 г. является единственным специальным законом, регулирующим вопросы несостоятельности. Значимость правового регулирования несостоятельности (банкротства) сложно переоценить. О важности этого правового института свидетельствует непрекращающаяся напряженная работа по совершенствованию правового регулирования данных отношений. И это примета не только нашего времени. Дореволюционное отечественное законодательство о банкротстве неоднократно совершенствовалось, разработано несколько проектов уставов о банкротстве. Активно совершенствуется и современное отечественное законодательство о банкротстве. С 1992 года принято три закона о банкротстве, последний из которых - Закон о банкротстве 2002 года в 2008 - 2009, 2011 и 2014 годах подвергся настолько существенной переработке, изменениям и дополнениям, что его нынешняя редакция фактически представляет собой новый закон. 1.2. Понятие, признаки и субъекты банкротства Законодательство о несостоятельности (банкротстве) является комплексным, так как в него входят многочисленные нормативные акты гражданского права, процессуального, административного права. Закон о банкротстве также является комплексным актом, поскольку в нем содержатся как материально-правовые нормы, так процессуальные. В Гражданском кодексе РФ непосредственно банкротству посвящена только одна статья 65. Согласно ч. 1 чт. 65 ГК РФ юридическое лицо по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом). Исключение сделано для публично-правовой компании, казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций, они не могут быть признаны таковыми в силу особенности их правового статуса. Также такие субъекты как государственная компания или государственная корпорация могут быть признаны несостоятельными, только если это допускается тем федеральным законом, на основании которого они созданы. Не может быть признан несостоятельным такой субъект как Фонд, если это установлено законом, на основании которого он создан. Признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию. Таким образом, в данной статье указывается, какие юридические лица могут быть признаны банкротом, а какие нет. Федеральный закон о банкротстве устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, и иные отношения, возникающие в случае, когда должник не способен в полном объеме удовлетворить требования кредиторов. Для обозначения его неблагополучного финансового состояния используются понятия «несостоятельность», «неплатежеспособность», «недостаточность имущества». Одновременно в Законе о банкротстве использовано понятие «банкротство» как тождественное понятию «несостоятельность» и даны его признаки для юридических лиц (ст. 3), для граждан (п. 3 ст. 213.6). В ст. 2 Закона о банкротстве приводятся основные понятия института банкротства, среди которых ключевое это понятие несостоятельности (банкротство). Под ним понимается признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Несостоятельным должником будет являться такое лицо, которое признано судом не способным восстановить свою платежеспособность и погасить долг, что выступает основанием для введения в отношении такого должника ликвидационной процедуры конкурсного производства. Помимо легального существует множество понятий банкротства, которые разработаны в гражданском и конкурсном праве. Например, Н. А. Бреславцева определяет, что банкротство — это цивилизованная форма (процедура) разрешения возникшего между кредиторами и должником конфликта, направленная на удовлетворение интересов обеих сторон, в результате которой должник освобождается от обязательств, связанных с погибшим бизнесом, а кредитор получает часть задолженности. В признаки и само понятие банкротство входят большое количество разных элементов. Если рассматривать данный процесс на основе судебного права, то, последнее слово за признанием лица банкротом остаётся за арбитражным судом. Это сделано для того чтобы осуществлять регулирование всем процессом можно было на законных основаниях. Цель регулирование заключается в том, чтобы помочь расплатится банкроту по всем требованиям кредиторов, предварительно сделав правильное распределение имущества компании. Также суд заинтересован в удовлетворении всех сторон данного разбирательства. С экономической точки зрения под процедурой банкротства подразумевается обязательное прохождение ликвидации или же финансового оздоровления должника. К этому действию подталкивает тот факт, что задолжник не может самостоятельно осуществить расплату по своим долгам. Такая ситуация возникает только тогда, когда у должника присутствуют симптомы болезни под названием «банкротство» Предпосылка к болезни начинается с того, что задолжник не может расплатиться с кредиторами по долгам. К симптомам можно отнести неправильное управление предприятием, за которого оно начинает нести просто колоссальные убытки, что вызывает увеличение показателей расходов над доходами. Никто не исключает, что банкротом компания может стать из-за внешних факторов. К ним можно отнести, например, падение спроса к услуге или товару, а также экономическое состояние государства или же мира в целом, курсы валют и другое. Возможно, что к банкротству подтолкнут санкции, которые были наложены на государство, вследствие его политической активности. Кстати, в данный момент это тема более актуальна, чем, например 5-10 лет назад. Не исключено, что у финансовой организации произошёл сбой в банковской системе, что повлечёт за собой отток клиентов и приближении к порогу банкротства. В некоторых случаях к банкротству предприятия доводят сами его сотрудники. Они умышленно утаивают его активы, отклоняются от уплаты налогов и прочих государственных пошлин, а также не хотят расплачиваться с кредиторами. Если до банкротства довел подобного рода факт, то на его сотрудников может быть заведено уголовное дело о мошенничестве. Понятие признаков несостоятельности (банкротства) различными учеными определяется по-разному. В. Н. Ткачев определяет их как «совокупность формальных и материальных фактов, которые дают возможность суду признать лицо банкротом или самому объявить о наличии несостоятельности (банкротства)». В. Ф. Попондопуло считает, что признаки банкротства – это «необходимая совокупность юридических фактов, предоставляющие суду возможность инициировать дело о несостоятельности и впоследствии при наличии определенных оснований вынести решение о признании должника банкротом». Признаки банкротства можно подразделить на: 1) сущностные – необходимые и достаточные для квалификации несостоятельности должника; 2) внешние – указывают на факты, являющиеся основанием для подачи в арбитражный суд заявления о признании должника несостоятельным и возбуждения дела о банкротстве. Согласно ч. 2 ст. 3 Закона о банкротстве юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение 3 месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. В определении несостоятельности (банкротства) в можно выделить следующие основные признаки: 1) неспособность в полном объеме удовлетворить требования кредиторов: по гражданско-правовым денежным обязательствам; по обязательным платежам, по выплате выходных пособий и (или) об оплате труда (требования лиц, работающих или работавших по трудовому договору); 2) удостоверение факта такой неспособности арбитражным судом. Фактически, в ч. 2 ст. 3 Закона о банкротстве говорится о таком понятии как «неплатежеспособность». Как указывает Т. П. Шишмарева, для обозначения неблагополучного финансового состояния используются понятия «несостоятельность», «неплатежеспособность», «недостаточность имущества». Одновременно в Законе о банкротстве использовано понятие «банкротство» как тождественное понятию «несостоятельность» и даны его признаки для юридических лиц (ст. 3), для граждан (п. 3 ст. 213.6). Российский законодатель обозначает в качестве признаков несостоятельности неплатежеспособность и недостаточность имущества (абз. 36 и 37 ст. 2; абз. 6 п. 1 ст. 9 Закона о банкротстве и др.). В ст. 3 Закона о банкротстве анализируемые признаки законодателем непосредственно не названы, хотя содержательно речь идет именно о них. А. А. Дубинчин использует понятия «критерий банкротства» и «признаки банкротства». При этом критериями (основаниями) банкротства выступают: 1) недостаточность имущества (неоплатность), 2) платежная неспособность (неплатежеспособность), а в качестве признаков – «приемы выражения (воплощения) в тексте правового акта критерия несостоятельности, избранного законодателем в отношении той или иной категории потенциальных банкротов». Однако само по себе наличие признаков банкротства, указанных в ч. 2 ст. 3 Закона о банкротстве достаточным основанием для возбуждения арбитражным судом производства по делу о банкротстве не является. В соответствии с п. 2 ст. 6 Закона для этого необходимо также, чтобы требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляли не менее 300 тыс. руб. Как следует из п. 3 ст. 6 Закона о банкротстве могут быть установлены иные правила для отдельных юридических лиц. Так, для того чтобы дело о банкротстве было возбуждено в отношении сельскохозяйственной организации, должны быть предъявлены кредитные требования не менее чем 500 тыс. руб. (ч. 5 ст. 177). В отношении же банкротства стратегического предприятия или организации принимаются требования, которые должны составлять не менее чем 1 млн. руб. (ч. 4 ст. 190). Фактически при определении наличия признаков несостоятельности значение придается только денежным долговым обязательствам. Итак, анализ действующего российского законодательства о банкротстве позволяет выделить следующие признаки несостоятельности юридического лица: - наличие денежного долгового характера обязательств должника; - неспособность юридического лица удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение 3 месяцев с момента даты их исполнения; - наличие задолженности в размере не менее 300 тыс. р.; - установление (подтверждение) требований кредиторов; - признание факта банкротства арбитражным судом. Рассмотрим субъектов банкротства. Должник – главная фигура и основной участник дела о банкротстве (конкурсного процесса). В наиболее общем плане позиция должника по отношению к другим субъектам конкурсных отношений и составляет его правовое положение. В качестве элементов правового положения должника как субъекта конкурсных отношений пониматься: 1) правовые средства, устанавливающие условия и порядок признания субъекта должником в конкурсном процессе; 2) права, обязанности и законный интерес должника, которые реализуются и подлежат защите в деле о банкротстве; 3) специальные виды юридической ответственности, накладываемой на должника в конкурсном процессе. В абз. 3 ст. 2 Закона о банкротстве дается легальное определение должника как гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, или юридического лица, которые оказались не способными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного данным Законом. Приведенное определение должника не в полной мере раскрывает его понятие. Это обусловлено спецификой юридической техники, которая используется при формулировании определений в нормативных актах. Кроме того, понятие и сущность должника находят свое закрепление не в одной норме Закона о банкротстве, а в определенной их совокупности. Понятие должника по нормам Закона о банкротстве является единым. Оно одинаково охватывает как физических, так и юридических лиц, которые являются носителями имущественных обязанностей любой правовой природы (частноправовой или публично-правовой) и характера (потребительского или предпринимательского). Вместе с тем такое единство не исключает различий между потребительским банкротством (банкротством гражданина) и банкротством юридического лица, прежде всего по преследуемым целям. Как указывает С. С. Галкин, правила о банкротстве должников - юридических лиц необходимы для удаления из экономики неэффективных производств, в то время как потребительское банкротство направлено на предоставление возможности добросовестному должнику - физическому лицу полностью избавиться от долгов и сохранить при этом имущество, необходимое для обеспечения его жизнедеятельности, а также лиц, находящихся с ним в семейных отношениях или на иждивении. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель может быть признан должником в случае неспособности удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение 3 месяцев с даты, когда они должны быть исполнены. Индивидуальный предприниматель, к которому имеется не удовлетворенное в течение 3 месяцев требование (совокупность требований) на общую сумму не менее 10 000 рублей, может быть признан банкротом вне зависимости от того, превышает ли сумма его обязательств стоимость принадлежащего ему имущества. Должником является обладающее конкурсоспособностью физическое или юридическое лицо (содержательный признак должника), в отношении которо....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: