VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Инновационное развитие в России

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K007779
Тема: Инновационное развитие в России
Содержание
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение 

высшего образования

Российская академия народного хозяйства и государственной службы 

при Президенте Российской Федерации



Факультет финансов и банковского дела

Кафедра экономической теории и политики



Магистерская программа «Банки, финансы, инвестиции»

Дисциплина «Россия в современном мире»







Зачетная работа



На тему: «Инновационное развитие в России»



Студент программы БФИ:

Попов А.И.



Преподаватель: 

Академик РАН Аганбегян А.Г.



























Москва, 2016



Содержание



	Введение	3

	1. Анализ динамики инновационного развития в России	5

	1.1. Понятие и направления инновационного развития России	5

	1.2. Анализ динамики развития инновационных предприятий в России	8

	2. Виды и элементы инфраструктуры инноваций в России по регионам	17

	2.1. Индустриальные парки	17

	2.2. Особые экономические зоны и территории опережающего социально-экономического развития	21

	2.3. Венчурное инвестирование	23

	2.4. Технопарки и бизнес-инкубаторы	25

	Заключение	29

	Библиографический список	31








Введение



Развитие инноваций в России началось до 90-ых годов 20 века и можно условно разделить на 5 этапов. 

1)	Первый этап - до 90-ых. Отличается от всех остальных этапов особенностью ведения предпринимательской деятельности. Единственным предпринимателем выступало государство, а все остальные агенты являлись поставщиками и потребителями.

2)	Второй этап начался с 90-ых и длился до 1998 года. Данный этап «с точностью до наоборот» отражает предшествующий этап, а именно был большой спад производства и почти отсутствовал спрос на инновации.

3)	Третий этап продлился 4 года, начиная с осени 98-ого и по 2002 год. Начинался небольшой подъем в легкой и пищевой промышленности. Появился спрос на инновации.

4)	Четвертый этап начался в 2002 и продлился до 2006 года. Данный этап характеризуется созданием особых экономических зон, технопарков и инновационных центров. Государство все теснее и теснее стало с инновациями.

5)	Пятый этап, который длится с 2007 года и по сегодняшний день. Инновационная деятельность стала неот ъемлемой частью развития нашей страны и приобрела  статус национального проекта.










1. Анализ  инновационного развития  России 

1.1.  Направления инновационного развития России



В данный период развития России, страна как никогда ставит самые амбициозные и в принципе сложные цели, нo они не так уж и не достижимы на долгий период времени - установление и поддержания высокого уровня жизни населения, закрепление позиции России на мировой арене в списках ведущих стран. И конечно, что единс твенным возможным действием по достижению поставленных целей это развитиe российской экономики в инновационном ключе развития страны.

Пo сути, инновационное развитие – это есть продолжение научнo-технической революции в нoвoм этапе развития. Первоначально Россия - это страна, вышедшая из состава СССР. И у нее осталось то, чего нет у других стран - это научно-техни ческие работы, которые достались ей почти бесплатно и которые акт уальны и сейчас. Причем актуальны не только публицистические работы, а и фундаментальные, что немаловажно. Научно-технические работы — это достояние фундамента льной науки. Но полезны ли они без применения на практике, в повседн евной жизни? Конечно, нет.

Но правильно воспользоваться и внедрить разработку - тоже дело не 5 минут.

Например, в СССР время внед рения разработок порой составляло 10 и более лет, в свое время в Японии средний срок внедрения разработок находился на отметке от 2 до 5 лет. Соответственно, Россия первоначально стоит на этапе отставания от ведущих инно вационных стран [3].

Однако, в последние десять лет Россия пытается сделать очень большой скачок в сфере инновационного развития. Государством было положено начало развития в данном ключе лишь в 1994 г, когда былa образованa нeкоммерческая oрганизация под названием «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере». Только в далеком 94-м году создавался данный фонд для формирования удобной и полезной среды для предпринимательской деятельности, а именно для развития науки и формиpования национальной инновационной системы. За время работы фондa им былo поддержано свышe 8200 пpоектов и освоено около 3600 патентованных изобретений, а также выпущено продукции на сумму в несколько миллиардов рублей. При организации данного фонда в его основную задачу закладывалась проблема решения именно на ближайшее будущее, а именно постепенный переход к работе с научно-исследовательскими и опытно конструкторскими работами российских компаний. 

При этом самая активная политика по инновационнoму развитию страны началась в период со второго президентского срокa В.В. Путина и, конечно, это полный первый срок Д.А. Медведева.

Уже в 2009 году ГосДумой РФ приняла  ФЗ № 217-ФЗ. Утверждения данного закона позволило научным и образовательным учреждениям, финансирующийся за счет государственного бюджета, со учреждать хозучреждения в целях применения на практике интеллектуальнoй дeятельности и их результатов и вносить в качестве вклада в УК объекты собственной интеллектуальной собственности.

И данный закон не прошел зря.

Пo состоянию на июль 2013 бюджетными научными и oбразовательными учреждениями РФ было со учреждено более 523 малых инновационных предприятий.

Также стоит отметить, что в декабрe 2010 годa Минэкономразвития РФ опубликовало разработанный проект, включающий в себя стратегию инновационного развития, иными словами, минэкономразвития представило идеальный план развития страны в инновацияx в плоть до 2020 года, который называется «Иннoвационная Россия 2020» [16].

В нем обозначена стратегическая цель государства. Документ минэкономразвития включает в себя 4 основных блока : «Иннoвационный человек», «Иннoвационный бизнеc», «Иннoвационное государствo» и «Эффиeктивная наукa». В них впервыe были строгo разделены сферы ответственности исполнительныx oрганов власти.

По задумке создателей, российский инноваций центp «Сколково» должен стать аналогом крeмнeвой долины в США, где начинали свои разработки ведущие технологические компании 20-21 века[21].

Это лишь небольшой пример того, что делает наше государство для прихода инноваций в страну. Помимо данных принимаемых мер в центральном федеральном округе, так же большой толчок к развитию дается и отдаленным федеральным округам. Например, создание научно отраслевых центров в Новосибирске, Екатеринбурге и других городах помогает малому и среднему бизнесу реализовывать свои разработки на практике.

Конечно, большую роль играют вложенные инвестиции не только от государства, но и от частных инвесторов, которые также заинтересованы в создании конкурентоспособных продуктов для реализации как на внутреннем, так и за рубежом.

Новые научные открытия в области фундаментальных исследований проводимых различного рода НИИ дают толчок к инновационному развитию того или иного региона. Так же научные разработки осуществляемые за счет частных инвестиций способствуют развитию инновационного пространства в России, и мы с вами можем уже понемногу замечать их в нашей повседневной жизни, что немаловажно.

Еще один важный шаг - это создание все возможных технопарков, инновационных институтов, которые занимаются созданием, ведением и последующим патентованием разработок. Последнее стало очень актуальным, ведь при использовании чужого патента необходимо отдавать часть прибыли за его использование[13].

В России к сожалению заинтересованность частного сектора в инновациях остается на низком уровне по сравнению с развитыми странами. К примеру по данным на 2009 год всего 9,4 % от общего числа российских предприятий занимается инновационной деятельностью. 



1.2.  Динамики развития инновационных компаний в России





На рисунке 1 представлено распределение инновационных процессов по отраслям. По диаграмме видно, что на промышленные технологии направлены 10,40% всех инновационных проектов. Это говорит о том, что промышленные технологии хорошо развиваются в сфере инноваций.

 





Рисунок 1. Распределение инновационных проектов по отраслям.

 

Условия, выстраивающиеся на рынке, говорят о том, что дальнейшее развитие государства и экономики не может обойтись без инновационного пути развития. Инновационная деятельность промышленного предприятия нацелена, в первую очередь, на повышение конкурентоспособности продукции, выпускаемой на предприятии. У производителей возникает заинтересованность в инновациях, если у них появляется уверенность в том, что инновация позволит усовершенствовать продукцию, повысить её конкурентоспособность и тем самым получить большую прибыль от инноваций, введенных в промышленное производство.

Важный показатель также – объем поступлений патентных заявок и выдачи патентов в России

Таблица 2

Объем поступлений патентных заявок и выдача охранных документов в России



 

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Подано заявок на выдачу патентов: 

 

 

 

 

 

 

 

на изобретения - всего

41 849

38 564

42 500

41 414

44 211

44 914

40 308

   из них российскими заявителями

27 712

25 598

28 722

26 495

28 701

28 765

24 072

на полезные модели - всего

10 995

11 153

12 262

13 241

14 069

14 358

13 952

   из них российскими заявителями

10 483

10 728

11 757

12 584

13 479

13 589

13 000

на промышленные образцы - всего

4 711

3 740

3 997

4 197

4 640

4 994

5 184

   из них российскими заявителями

2 356

1 972

1 981

1 913

1 928

1 902

2 200

Выдано патентов:

 

 

 

 

 

 

 

на изобретения  - всего

28 808

34 824

30 322

29 999

32 880

31 638

33 950

   из них российским  заявителям

22 260

26 294

21 627

20 339

22 481

21 378

23 065

на полезные модели - всего

9 673

10 919

10 581

11 079

11 671

12 653

13 080

   из них российским заявителям

9 250

10 500

10 187

10 571

11 152

12 154

12 267

на промышленные образцы - всего

3 657

4 766

3 566

3 489

3 381

3 461

3 742

   из них российским заявителям

2 062

2 184

1 741

1 622

1 390

1 278

1 394

Число действующих патентов - всего

206 610

240 835

259 698

236 729

254 891

272 641

292 048

      в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

   на изобретения

147 067

170 264

181 904

168 558

181 515

194 248

208 320

   на полезные модели

41 092

48 170

54 848

46 876

50 746

54 420

58 238

   на промышленные образцы

18 451

22 401

22 946

21 295

22 630

23 973

25 490



Как и во всем мире, продолжительный период экономической нестабильности повлиял на инновационную активность российских компаний, заставляя их испытывать определенные трудности с поиском источников финансирования и снижать риски. Тем не менее, данные опроса показывают, что в России отрицательное влияние кризиса на развитие инноваций было гораздо менее ощут имым, чем в среднем по странам, принимавшим участие в исследовании, в том числе — за счет благоприятного курса государственной политики в сфере инноваций.[11]

Стремясь снизить уровень риска, предприниматели предпочитали перемещать фокус инновационной деят ельности компаний с «продуктовых инноваций» (создания совершенно новых продуктов и услуг) на «процессные инновации» (усовершенствование существующих продуктов и услуг за счет улучшения бизнес-моделей либо организационных структур). Подобные изменения были отмечены 66 % руководителей в России, что совпадает с глобальным трендом и результатами БРИК (68 % в среднем по 22-м странам; 69 % в среднем по БРИК).[12]

Данные опроса показывают, что государственная политика РФ в области инноваций и меры финансовой поддержки инновационных компаний оказали положительное влияние на развитие инноваций в период кризиса. Всего 33 % российских респондентов отмечают ухудшения, связанные с изменениями в указанных сферах, что является наиболее низким показателем из всех 22-х стран. Для сравнения, в среднем по 22-м странам ухудшения отмечают 52 % респондентов, в среднем по БРИК — 49 %.[153]

52 % российских руководителей отмечают ухудшение условий доступа к государственному финансированию (64 % в среднем по 22-м странам; 61 % в среднем по БРИК). Аналогичный тренд наблюдается в сфере привлечения частных инвестиций: в России ухудшения отметили 52 % (66 % в среднем по 22-м странам; 56 % в среднем по странам БРИК). Условия доступа к венчурному капиталу также ухудшились не столь сильно, как на других рынках: ухудшения в России отмечают 46 % (62 % в среднем по 22-м странам; 56 % в среднем по странам БРИК). При этом значительная доля российских респондентов (36 %) затруднилась ответить на вопрос об изменении условий привлечения венчурного капитала, что может свидетельствовать о том, что данный вид фондирования в России пока еще не достаточно распространен.[15]

В 2011 году правительство утвердило стратегию инновационного развития России до 2020 года, согласно которой за предстоящие 10 лет доля инновационной продукции в промышленном производстве России должна вырасти до 25-30 % с 4,5-5 %, а расходы на научно-исследовательские работы и НИОКР — до 2,5-3 % ВВП с нынешних 1,16 %.

Рассмотрим факторы, препятствующие технологическим инновациям. Самым влиятельными факторами традиционно являются экономические. Но стоит отметить, что за последний послекризисный период (2010–2015 гг.) происходит снижение влияния фактора «низкий спрос на новые товары», что говорит о повышении уровня востребованности инновационных товаров и услуг. Но такой фактор, как «недостаток квалифицированного персонала», за последние два периода (2003–2005 и 2008–2015 гг.) постепенно растет, что говорит о необходимости обратить внимание на квалификацию кадров и применять опыт зарубежных компаний по обучению персонала [2].

		В последние 5 лет российское правительство обратило пристальное вни-мание на развитие инноваций, поэтому показатели по стране растут, но давайте посмотрим, какое место занимает Россия по инновационному развитию в мире.

Россия уступает не только большинству развитых стран, но и развивающимся странам, таким как Китай и Бразилия. Необходимо принять комплекс мер для увеличения динамики инновационного развития, таких как усовершенствование законно-правовой базы и приведение к общемировым стандартам, создать привлекательные условия для инвесторов, «воспитать» внутренних потребителей инновационной продукции  и услуг [3].

За последние годы у нас в стране была сформирована система институтов развития в сфере инноваций. Прежде всего, это ОА «Российская венчурная компания», Внешэкономбанк, АО «МСПбанк», Фонд «Сколково», Роснано, Фонд развития промышленности, Фонд инфраструктурных и образовательных программ. Создано Агентство стратегических инициатив для продвижения новых проектов, которые сопровождают разработку и реализацию национальной предпринимательской инициативы. Утверждены стратегии инновационного развития в 10 субъектах Российской Федерации, сформировано 26 пилотных инновационных территориальных кластеров. Эти институты развития выступают катализаторами процесса, обеспечивая начальный спрос на инновационные идеи и разработки, они же предоставляют стартовое финансирование.

Общемировая практика в создании инновационных систем предполагает последовательные усилия со стороны государства на протяжении 8-10 лет. Нам не хватило нескольких лет для того, чтобы сформировать мощный фундамент системы разработки и внедрения инноваций, а также экономическую среду, в которой конкуренция за эффективность была бы уже предпочтительнее конкуренции за административный ресурс. Сегодня мы констатируем, что большинство компаний, которые классифицируются как активные в процессе технологических инноваций, на самом деле заняты в основном не собственными разработками или покупкой прав на патенты, а модернизацией производства. То есть они просто приобретают машины и оборудование, что само по себе не плохо. Но это не инновации[18].




2. Виды и элементы инфраструктуры инноваций  России 

2.1. Индустриальные парки



Индустриальный (промышленный) парк — подготовленная местной администрацией или частным предпринимателем территория в нежилой зоне, оснащенная транспортной и инженерной инфраструктурой для размещения производственных и складских цехов и предприятий [17].

В целом большинство индустриальных парков сосредоточено на территории европейской части России. Несмотря на общее расширение географии отрасли, новые индустриальные парки на территории РФ располагаются неравномерно [11].


Рисунок 2- Российские индустриальные парки



Переломным моментом для дальнейшего развития и заполнения парка является появление первых резидентов. Для их привлечения парки зачастую предлагают льготные условия. Заинтересованность инвесторов во многом зависит от профессионального уровня организаторов парка.

В 2012 году НП «Ассоциация индустриальных парков» утвердила профессиональный Стандарт индустриального (промышленного) парка, который устанавливает требования к составу парка – как обязательные, так и необязательные.

В рамках сертификации площадки Ассоциацией проверяются ее обязательные признаки, такие как возможность доступа магистрального автотранспорта и наличие управляющей компании, концепции развития индустриального парка, доступных мощностей для инженерного обеспечения, а также оформленных земельных участков, подготовленных для строительства [18].

По состоянию на апрель 2015 года сертификацию в Ассоциации прошли 32 действующих индустриальных парка и 10 планируемых.

В 2014 году Министерство промышленности и торговли РФ совместно с Ассоциацией индустриальных парков начало поддержку индустриальных парков в рамках Государственной программы РФ «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности».

По итогам отбора 12 организаций получили субсидирование процентной ставки по кредитам на создание индустриальных парков. На выполнение указанной программы на период до 2020 года выделено до 1,06 трлн рублей, которые планируется использовать в частности на субсидирование процентных ставок по кредитам и создание необходимой инфраструктуры для резидентов индустриальных парков.

По состоянию на начало 2015 года в РФ имеется 366 индустриальных парков в разных стадиях формирования и готовности [12].

Существенно выросла доля готовых объектов: с 29% в 2010 году до 44% в 2015 году (51 и 160 объектов соответственно) (Рисунок 2).











Рисунок 3 – Индустриальные парки по степени готовности



Однако доля объектов, находящихся на стадии планирования или создания, стабильно снижается в общей структуре предложения. Это объясняется тем, что многие индустриальные парки, которые ранее находились на таких стадиях, удалось в конечном итоге должным образом подготовить к размещению реального производства компаний-резидентов. Сейчас эти объекты являются уже готовыми площадками [9].

В своих отчетах Ассоциация индустриальных парков выделяет две проблемы, которые существенно тормозят создание новых индустриальных парков в России [8]:

Низкое качество подготовки проектов. Бизнес-планы и проектная документация вновь создаваемых индустриальных парков, как правило, не отвечают стандартам и требованиям конечных потребителей – инвесторов, а также потенциальных кредиторов – финансовых организаций.

Недостаток заемного финансирования. Владельцы парков вынуждены ждать инвесторов, надеясь привлечь их средства для развития бизнеса. Создание полноценного индустриального парка требует затрат в размере от 5 до 25 млн рублей на 1 га. Однако фактически инвестиции в инфраструктуру новых индустриальных парков в РФ составили по реализованным проектам за последние 10 лет в среднем 5,1 млн рублей на 1 га.



2.2. Особые экономические зоны и территории опережающего социально-экономического развития



Выделение особых территорий внутри страны, которые имеют необходимую для старта производства инфраструктуру и предоставляют льготные налоговые, таможенные и административные режимы, является широко распространенным в международной практике инструментом привлечения крупных предприятий.

Такие площадки создаются, как правило, по инициативе государства и служат для повышения конкурентоспособности экономики на международном и межрегиональном уровнях, для стимулирования развития регионов страны, приоритетных отраслей промышленности и сферы услуг, а также для расширения экспорта. В РФ подобного рода площадками являются особые экономические зоны и территории опережающего социально-экономического развития [6].

Особая экономическая зона – это территория в РФ с особым юридическим статусом и экономическими льготами для привлечения российских и зарубежных компаний в приоритетные для России отрасли производства. ОЭЗ создаются в рамках федеральной программы под контролем Минэкономразвития России. Государственная управляющая компания ОАО «Особые экономические зоны» (ОАО «ОЭЗ») управляет большинством ОЭЗ, а также отвечает в том числе за привлечение компаний-резидентов и оказание им содействия.

На Дальнем Востоке и в Восточной Сибири планируется создать сеть территорий опережающего социально-экономического развития с особыми льготными условиями для организации несырьевого производства, ориентированного в том числе на экспорт. Создание ТОСЭР регулируется Федеральным законом № 473-ФЗ от 29 декабря 2014 года «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» [24].

Территория опережающего социально-экономического развития – это часть территории субъекта Российской Федерации, на которой в соответствии с решением Правительства РФ установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения.

По состоянию на начало 2015 года в России насчитывается 30 особых экономических зон, включая кластер «Курорты Северного Кавказа», в рамках которого создано девять площадок ОЭЗ[14].

Лишь восемь российских площадок из 30 обладают готовой инфраструктурой и имеют  резидентов, а почти половина из числа недействующих представляют собой туристско-рекреационные ОЭЗ [21].

По данным ОАО «Особые экономические зоны», в 2014 году на территориях всех типов ОЭЗ зарегистрировано 375 резидентов, в которых работают свыше 13 тыс. сотрудников.

Общий объем заявленных инвестиций резидентов составляет порядка 500 млрд рублей. На сегодняшний день реализованы инвестиции на сумму более 145 млрд рублей, а объем налоговых отчислений резидентов составляет свыше 14 млрд рублей.

В Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 12 декабря 2013 года предложено создать на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири сеть специальных территорий опережающего экономического развития с особыми условиями для организации несырьевого производства, ориентированного в том числе и на экспорт.

Предполагается, что в указанных зонах будут созданы «условия ведения бизнеса, конкурентные с ключевыми деловыми центрами АТР», в том числе предусматривающие процедуры разрешения на строительство, подключения к электросетям, прохождения таможни.

12 февраля 2015 года утвержден короткий список из трех кандидатов на статус территорий опережающего социально-экономического развития [24]:

«Надеждинская»

«Хабаровск»

«Комсомольск»

Основные преимущества ОЭЗ:

Снижение начальных издержек инвесторов до 30% от сумм капитальных вложений путем предоставления резидентам налоговых, таможенных и прочих льгот

Строительство объектов общей инженерной и транспортной инфраструктуры за счет средств федерального и регионального бюджетов

Наличие режима свободной таможенной зоны, что означает отсутствие импортных пошлин и НДС на оборудование, компоненты и материалы, ввозимые в ОЭЗ, а также экспортных пошлин на продукцию, которая была произведена в ОЭЗ и поставляется за пределы стран-участниц Таможенного союза (Россия, Казахстан, Беларусь)

Налоговые льготы и преференции:

  

2.3. Венчурное инвестирование



В рамках исследования были также проанализированы структуры и распределения инвестиционных поступлений в масштабах страны.

По результатам исследования за последние 10 лет химическая отрасль привлекла крупнейшие инвестиции. Развитие отрасли происходит за счет растущей государственной поддержки и существенных вложений частных компаний.

Основные направления инвестиций:

Производство удобрений

Производство пластмассовых и резиновых изделий.

При этом крупнейшие проекты реализованы в разных регионах, что свидетельствует о расширении специализации регионов в ведущих отраслях современного производства.

Анализ осуществленных проектов по их специализации показал, что наиболее привлекательными отраслями с точки зрения инвестирования за последние 10 лет были [23]:

Сельское хозяйство

Добыча полезных ископаемых

Лесная и деревообрабатывающая промышленность

Производство пищевых продуктов

Производство строительных материалов

Металлургическое производство

Химическое производство.





Рисунок 4 – Объем венчурных инвестиций за 10 лет



 Наибольшее количество выполненных проектов сконцентрировано в сфере добычи полезных ископаемых, второе место занимают отрасли сельского хозяйства. Развитие этих отраслей наблюдается практически в каждом федеральном округе

С учетом того, что Россия занимает лидирующие позиции в мире по добыче нефти, газа и прочих полезных ископаемых, регионы с основными месторождениями – Уральский, Сибирский и Дальневосточный федеральные округа – привлекли в эту отрасль инвестиции в большем объеме, чем другие ФО [22].







 2.4. Технопарки и бизнес-инкубаторы



Важную роль в инновационных экосистемах регионов могут играть такие объекты инновационной инфраструктуры, как технопарки и бизнес-инкубаторы.

Бизнес-инкубаторы нацелены на поддержку новых бизнес-проектов на самой ранней стадии, в то время как технопарки сфокусированы на сопровождении компаний на этапе развития и масштабирования высокотехнологичного бизнеса.

Несмотря на достаточно длительную историю развития технопарков и бизнес-инкубаторов в России, лишь некоторые из функционирующих объектов соответствуют своим определениям. Для многих объектов, формально носящих название «технопарк» или «бизнес-инкубатор», основной деятельностью по-прежнему является сдача в аренду помещений, а не оказание резидентам качественной поддержки в достижении их бизнес-целей [15].

В то же время, согласно результатам исследования бизнес-инкубаторов и технопарков России, проведенного компанией EY совместно с Российской венчурной компанией (РВК), показатели успешности некоторых российских объектов инновационной инфраструктуры могут быть сравнимы с европейскими и американскими аналогами.

Как и в случае с индустриальными парками, технопарки и бизнес-инкубаторы располагаются на территории РФ неравномерно: более половины всех объектов сконцентрировано в Приволжском и Центральном федеральных округах. При этом ЦФО является лидером среди федеральных округов РФ по числу технопарков (41 объект), а в ПФО сосредоточено наибольшее количество бизнес-инкубаторов (75 объектов).

История формирования российских технопарков началась в 1990-х годах. Первым технопарком России считается «Томский научно-технологический парк», который появился в 1990 году.

В 2007 году началась реализация Государственной программы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий». Программа проводится под контролем Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

В ходе ее выполнения из средств федерального бюджета было перечислено более 12 млрд рублей на объекты капитального строительства. По итогам программы в 11 субъектах РФ развиваются 13 технопарков в сфере высоких технологий общей площадью более 400 тыс. кв. метров. В них создано более 18,5 тыс. рабочих мест [23].

Согласно информации, полученной от представителей региональных ведомств, В РФ насчитывается 117 технопарков. Структура их специализации выглядит следующим образом (Рисунок 5):  









Рисунок 5 - Структура специализации технопарков



16 февраля 2015 года Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации начало отбор субъектов РФ, имеющих право на получение государственной поддержки в форме субсидий на возмещение затрат на создание инфраструктуры технопарков в сфере
высоких технологий [22].

По информации министерства, с 2015 года начнет функционировать новый механизм поддержки создания технопарков. Затраты субъектов РФ на организацию индустриальных парков_и технопарков будут возмещаться из сумм федеральных налогов и таможенных платежей, уплачиваемых их резидентами.

Несмотря на то что государственная программа поддержки строительства технопарков формально закончилась в 2014 году, ее продление рассчитано до 2018 года. В течение последующих четырех лет регионы должны выполнить ряд обязательств, связанных с развитием экосистемы технопарков и повышением их эффективности [23].

Согласно информации, полученной от представителей региональных ведомств, на данный момент в России насчитывается 231 бизнес-инкубатор, однако число активно функционирующих объектов значительно меньше.

Сравнительно небольшое количество частных бизнес-инкубаторов в РФ объясняется значительными рисками, отсутствием правовой базы, сложностями бизнес-модели, невысокой ожидаемой прибыльностью и недостаточной поддержкой частных объектов со стороны государства [16].


Заключение



По результатам исследования можно сделать следующие выводы:

1. Основными элементами инновационной инфраструктуры являются инновационные бизнес-инкубаторы, инновационные центры, в том числе центры трансфера технологий, научно-технологические парки и технополисы. Кроме того, в состав инновационной инфраструктуры входят финансово-кредитные институты, обеспечивающие аккумулирование инвестиционных ресурсов и их распределение среди субъектов инновационной деятельности (банки, биржи, инновационные фонды, включая венчурные фонды), а также страховые компании, обеспечивающие снижение потерь при реализации рисковых инновационных проектов.

2. Особую роль в инновационной инфраструктуре играют органы государственного управления, которые, с одной стороны, являются субъектами инновационной деятельности, а с другой — оказывают существенное регулирующее воздействие на эту деятельность. Инновационная инфраструктура в силу специфики инновационной деятельности тесно связана с производственной и рыночной инфраструктурой.

3. Таким образом, сегодня мы видим попытки создания условий для развития малого инновационного предпринимательства в России. 

Государством принимается ряд мероприятий: 

- стратегическое планирование поддержки малого предпринимательства;

- предотвращение коррупции и ухода малого бизнеса в теневую экономику; 

- формирование федеральной нормативно-правовой базы поддержки малого бизнеса; 

- совершенствование системы финансовой поддержки, освоение новых кредитно-инвестиционных механизмов (микрокредитования, инвестиционных конкурсов); 

- создание системы информационного обеспечения малого предпринимательства; - подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для малого предпринимательства; 

- надежность статистической информации о секторе малого бизнеса. 

4. Однако, все еще имеют место быть барьеры развития малого предпринимательства в России: 

– неустойчивый и незавершенный характер законодательной базы, регулирующей данную сферу правоотношений; 

– несовершенство структуры органов управления, регулирующих малый бизнес. 

5. Приоритетными направлениями развития малого инновационного предпринимательства в России будет являться: 

- развитие многоуровневой инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства; 

- развитие сети информационно консультационных центров в муниципальных образованиях; 

- формирование единой информационной среды; содействие реализации федеральных, региональных и муниципальных программ, проектов, направленных на поддержку и развитие предпринимательства.




Библиографический список



Аганбегян А.Г. Социально-экономическое развитие России. М., Дело. 2005.

Аганбегян А.Г. Кризис: беда и шанс для России. М. АСТ. 2009.

Аганбегян А.Г. Экономика России на перепутье…Выбор посткризисного пространства. М. АСТ. 2010.

Бендь А.С. Инновационная среда региона: структура, организация, управление / диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Волгоград, 2012.

Дли М.И., Какатунова Т.В. Интеграция технопарка в инновационную структуру региона // Проблемы современной экономики. 2015. № 2. С. 252-254.

Каргин Н.И., Жуков И.А. Особенности развития системы трансферта технологии из высшей школы в инновационную структуру региона // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Технические науки. 2015. № 4. С. 120-122.

Конаныхина О.В. Формирование региональной инновационной подсистемы в аспекте взаимодействия инновационной и внешнеэкономической активностей хозяйствующих структур в регионе // Альманах современной науки и образования. 2014. № 10. С. 152-157.

Куликова Ю.П. Развитие инновационных структур: расширение участия университетов в инновационных системах стран и регионов // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2012. № 4. С. 120-121.

Куликова Ю.П. Развитие инновационных структур: расширение участия университетов в инновационных системах стран и регионов // Прикаспийский журнал: управление и высокие технологии. 2012. № 3. С. 162-167.

Кумпилова А.Р. Особенности развития инновационных предпринимательских структур в регионе // Сегодня и завтра Российской экономики. 2012. № 53. С. 179-181.

Ларина Е.О. Формы инновационных институциональных структур в регионах России // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2012. № 1. С. 283-298.

Ларина Е.О. Формы инновационных институциональных структур в регионах России // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2011. № 36. С. 118-118.

Михайлова Н.А. Многофакторная оценка открытости государственных структур как инструмент управления инновационными процессами в регионе // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. 2012. № 2. С. 32-37.

Орехов С.А., Девяткин Е.А. Малый бизнес в России: этапы становления, тенденции развития // Транспортное дело России. 2015. № 08. С. 151-154. 

Радаев В.В. Рынок как переплетение социальных сетей // Российский журнал менеджмента. № 2. – 2014. – С. 47-54.

Статистические сбо.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.