VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Инновации – сущность, особенности, классификация и их роль в экономическом развитии

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K006992
Тема: Инновации – сущность, особенности, классификация и их роль в экономическом развитии
Содержание
1.1 Инновации – сущность, особенности, классификация и их роль в экономическом развитии

Впервые понятие «innovation» было введено в употребление в 1911 г. Это сделал американский учёный австрийского происхождения Йозеф Шумпетер в своей работе «Теория экономического развития». По его мнению, инновация — это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьёзно повышает эффективность действующей системы [1].

Проблема определения инноваций является очень значимой, поскольку от этого зависит оценка инновационной деятельности региона. Не всегда применение изобретений с мировой новизной дает огромный экономический эффект. Бывает, что предложения по внедрению инноваций на уровне региона дает больший эффект. Поэтому путаница при определении может сказаться на принятии управленческих решений.

Существует достаточно много подходов к определению инноваций. Рассмотрим лишь некоторые из них.  

Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127 «О науке и государственной научно-технической политике» (в ред. ФЗ от 23.05.16 г.) содержит следующее определение инновации: «Инновации — введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях» [2].

Кузнецов Б.Т. и Кузнецов А.Б. интерпретируют инновации как превращение результатов научно-технической деятельности, полученных людьми, как в прошлом, так и в настоящем, в новые товары, услуги и технологии [3]. 

Экономический словарь рассматривает инновации как комплекс мероприятий, направленных на внедрение в экономику новой техники, технологий, изобретений и т.д. [4].

В соответствии с международными стандартами («Руководством Осло») инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам [5]. 

Можно также рассматривать инновации как процесс, который объединяет науку, технику, управление и экономику.

Стоит отметить, что на практике довольно часто понятия «новшество» и «инновация» рассматриваются как тождества или синонимы. Так, Р.А. Фатхутдинов указывает, что инновацией стоит называть «… конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения … эффекта…» [6].  Данная ошибка произошла из-за сложностей перевода англоязычных слов, так как термин «innovation» может быть переведен как «новшество». Новшество представляет собой лишь идею, которая не воплощена в материальной форме. Инновации обладают характерными свойствами, которые отличают их от новшества: 

- научно-техническая новизна, то есть качественный скачок в технологическом развитии в результате изобретения;

- производственная применимость, то есть использование в производственной деятельности;

- коммерческая реализуемость, то есть значительное увеличение экономических последствий в результате внедрения и применения инновационного продукта [8,9].

Большую роль в развитии теории инновации сыграл Н.Д. Кондратьев. Он обосновал наличие связи между повышающими и понижающими волнами циклов и волнами технических инноваций. Он установил, что при внедрении базисных инноваций происходят изменения в структуре рынка, подтверждая это статистическим материалом [7].

Инновации базируются на использовании результатов интеллектуальной деятельности человека. Прослеживается связь инноваций и научно-технического прогресса: инновации являются результатом НТП, и в то же время сами способствуют ускорению НТП.  Вне зависимости от типа или вида продуцируемой инновации в её основе всегда лежит научное знание.

Результатом применения инноваций является положительный эффект, который планировался к получению при разработке и внедрении какого-либо знания.  На микроуровне это может быть увеличение прибыли и конкурентных преимуществ предприятия. На макроуровне – ускорение НТП и диффузии инноваций (механизм, который распространяет положительный эффект, полученный на отдельном предприятии) [10].

Теперь рассмотрим классификацию инноваций, то есть ранжирование инноваций по определенным классификационным признакам. Существует несколько подходов к классификации инноваций. 

Основоположником классификации инноваций можно считать Герхарда Менша. В основе лежит только один критерий группировки – степень радикальности инноваций (Таблица).

Таблица - Классификация инновации по Г.Меншу [11]

Вид инновации

Характеристика

Базисные

технологические (способствуют образованию новых отраслей и новых рынков) и нетехнологические (способствуют кардинальным изменениям в культуре, управлении, услугах)

Улучшающие

заменяют устаревшие модели более новыми и эффективными

Псевдоинновации

улучшают качество предмета или незначительно изменяют элементы технологического процесса



По технологическим параметрам выделяют следующие инновации:

- продуктовые - охватывают внедрение технологически новых или усовершенствованных продуктов;

- процессные - включают разработку и внедрение технологически новых или значительно усовершенствованных производственных методов.

По типу новизны для рынка инновации делятся на: новые для отрасли в мире; новые для отрасли в стране; новые для данного предприятия [12]. 

Классификацию инноваций по уровню воздействия на процесс производства представим в таблице (Таблица).

Таблица – Классификация инноваций по уровню воздействия на процесс производства

Вид инновации

Характеристика

Расширяющие

направлены на использование принципов и методов базовых инноваций в других экономических областях

Заменяющие

предназначены для производства операций более эффективным способом

Улучшающие

служат для повышения качества выполняемых работ

 

По уровню воздействия на факторы производства инновации можно подразделить на комплексные и локальные. 

Виды инноваций по области применения: экономические; технологические; маркетинговые; организационно-управленческие; экологические; социальные; информационные.

По причинам возникновения инновации классифицируют по следующим видам:

-  стратегические - реализация которых носит упреждающий характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе;

- реактивные - возникают как реакция на действия конкурентов и направлены на повышение конкурентоспособности товара (услуги).

По характеру удовлетворяемых потребностей инновации можно классифицировать на следующие виды: создающие новые потребности; удовлетворяющие имеющиеся потребности иным способом; более эффективно удовлетворяющие имеющиеся потребности [13].

По эффективности: экономические, экологические, социальные, интегральные [14].

Классификацию инноваций по принципу отношения к предшественнику инновации представим в таблице (Таблица).

Таблица - Классификация инноваций по принципу отношения к предшественнику инновации [15]

Вид инновации

Характеристика

Замещающие

предполагают полное вытеснение устаревшего продукта новым и тем самым обеспечение более эффективного выполнения соответствующих функций

Отменяющие

исключают выполнение какой-либо операции или выпуск какого-либо продукта, но не предлагают ничего взамен

Возвратные

подразумевают возврат к некоторому исходному состоянию в случае обнаружения несостоятельности или несоответствия новшества новым условиям применения

Открывающие

создают средства или продукты, не имеющие сопоставимых аналогов или функциональных предшественников

Ретровведения



воспроизводят на современном уровне давно уже исчерпавшие себя способы, формы и методы



По месту в производственной системе предприятия выделяют следующие инновации:

- «на входе» предприятия (сырье, ресурсы и т.д.);

- используемые внутри производственной системы предприятия (полуфабрикаты, информационные технологии);

- «на выходе» предприятия (услуги, продукты и т.д.).

Классификацию инноваций в зависимости от их использования на определенном иерархическом уровне предприятия представим в таблице (Таблица).

Таблица -  Классификация инноваций в зависимости от их использования на том или ином иерархическом уровне организации [16]

№

Иерархический уровень организации

Вид инноваций

1

Корпоративный (организация рассматривается как корпорация)

инновации во внешнеэкономической деятельности, в переговорных процессах, в определении характера миссии, стратегиях

2

Внутрифирменный (организация рассматривается как совокупность структурных подразделений)

инновации в структуре организации производственных процессах, системе контроля

3

Персональный (организация рассматривается как социотехническая система) 

инновации в методах развития творческого потенциала личности, технике личного труда, системах обучения, методах построения деловой карьеры.



По характеру результата инновации бывают: повышающие эффективность производства, труда, конкурентоспособность продукции, обороноспособность и экономическую самостоятельность государства, качество жизни населения, эффективность информационного механизма; улучшающие условия труда, экологию; способствующие диверсификации продукции; оптимизирующие организационную структуру субъекта деятельности, систему управления.

По роли в процессе производства инновации классифицируют: 

- основные - инновации средней или высокой радикальности; 

- дополняющие - инновации малой радикальности («конвейера нововведений») [17].

А.П. Пригожин, И.Т. Балабанов, П.Н. Завлин и А.В. Васильев предлагают свои методики в определении классификации инноваций (Приложение).  А.И. Пригожин классифицирует инновации по распространенности, по месту в производственном цикле, по охвату ожидаемой доли рынка, по преемственности, по инновационному потенциалу и степени новизны [18]. И.Т. Балабанов в базу классификации заложил целевой, внешний и структурный признаки [19]. П.Н. Завлин и А.В. Васильев классифицируют инновации по 7 признакам: область применения, степень интенсивности, этапы НТП, темпы осуществления инноваций, результативность, масштабы инноваций и эффективность инноваций [20].

В современной экономике инновации играют большую роль. Они заняли место основного генератора экономического роста.  Возрастающее значение инноваций связано с природой рыночных отношений, а также необходимостью масштабных качественных преобразований в экономике России с целью минимизации отставания по инновационным преобразованиям от развитых стран [21,22]. 

Инновации способствуют отмиранию существующих и созданию новых отраслей экономики, так как из-за роста эффективности использования ресурсов, часть из них высвобождается и перераспределяется в другие сферы деятельности. Происходит увеличение численности квалифицированных кадров в стране, поскольку для работы на инновационном оборудовании необходимо пройти курс повышения квалификации.

Благодаря внедрению инноваций обеспечивается производство продуктов с новыми или улучшенными свойствами, предоставление более качественных услуг, которые будут в полной мере соответствовать потребностям человека [23].

Инновационная деятельность приводит к трансформации экономической организации общества. Появляются новые хозяйственные организации, претерпевают изменения содержание взаимосвязей между ними. Также происходят преобразования в структуре собственности. Вклад инновационной деятельности в экономическом развитии страны огромен (60-70%) [24].

На сегодняшний день одной из наиболее значимых проблем экономики РФ является повышение конкурентоспособности товаров, работ и услуг. Одну из главных ролей в решении данной проблемы играет активизация инновационной деятельности. Инновации представляют собой сильный инструмент конкуренции, так как ведут к снижению себестоимости и, следовательно, к снижению цен. По сути дела, инновации являются генератором прибыли, так как предоставляют возможность экономическому агенту получать более высокую прибыль за счет использования более экономичных технологий. Тем самым инновации приводят к росту уровня жизни населения. Они становятся ключевым стратегическим параметром любого предприятия и экономики в целом [25].

Таким образом, в интерпретации содержания определения «инновации» существуют различные подходы и позиции экономистов. Существует множество классификаций инноваций, которые в основе ранжирования содержат определенные классификационные признаки. Мы их рассматриваем как движитель научно-технического прогресса и в большей степени как условия смены научно-управленческих парадигм и смены общественных формаций........................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44