- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Информационные технологии в транспортной логистике
| Код работы: | W001482 |
| Тема: | Информационные технологии в транспортной логистике |
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Саратовский государственный технический университет
имени Гагарина Ю. А.»
Институт развития бизнеса и стратегий
Кафедра «Менеджмент и логистика»
Специальность (направление подготовки)___________________
шифр и наименование
КУРСОВАЯ (КОНТРОЛЬНАЯ) РАБОТА
по учебной дисциплине «Логистика»
на тему: Информационные технологии в транспортной логистике
Выполнил:
студент
очной формы обучения
группы б1ТОРГ-32
Семенов А.О.
Проверила:
к. э. н, доцент кафедры «Менеджмент и логистика»
Холоднова А.В.
Саратов, 2017
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Саратовский государственный технический университет
имени Гагарина Ю. А.»
Институт развития бизнеса и стратегий
Специальность/направление подготовки:Торговое дело
Кафедра «Менеджмент и логистика»
название кафедрыбез сокращений
УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой ____________
" ____ "__________201__г.
З А Д А Н И Е
на курсовую работу студента
Семенова Андрея Олеговича___________________
(фамилия, имя, отчество)
1. Тема работы: Информационные технологии в транспортной логистике
2. Срок сдачи студентом законченной работы 08.02.2017
3. Содержание расчетно-пояснительной записки (перечень подлежащих разработке вопросов).
Разделы расчетно-пояснительной записки
ВВЕДЕНИЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЛОГИСТИКЕ
ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА (ЛИС)
МОНИТОРИНГ
ЗАРУБЕЖНЫЕ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ В ОБЛАСТИ ИТ
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
4. Перечень графического материала (с названием схем, таблиц, рисунков и т.д.):
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Список использованной литературы и источников:
1. Зайцев, Е.И. Информационные системы и технологиив логистике и управлении цепями поставок: электронный конспект, 2013.
2. Министерство транспорта РФ: Транспортная стратегия РФ на период до 2030 года (Проект): офиц. текст: М.: 2011.
3. Гаджинский, А.М. Логистика: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений, 2-изд. - М.: ИВЦ «Маркетинг», 2010.
4. Семененко, А.И. Предпринимательская логистика. - СПб.: «Политехника», 2010.
5. Ивасенко, А.Г. Информационные технологии в экономике и управлении: учебное пособие для студентов вузов / А.Г. Ивасенко, А.Ю. Гридасов, В.А. Павленко. – 4-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2010.
6. Интернет-ресурс: www.loginfo.ru
7. Интернет-ресурс: www.itob.ru
8. Электронно-библиотечная система РУКОНТ – http://rucont.ru/
Дата выдачи задания « ____» _________ 201____ г.
Руководитель _______________ А.В. Холоднова
(подпись, расшифровка)
Задание принял к исполнению _____________
(подпись)
Содержание:
Введение..................................................................................................................5
1.Определение роли информационных технологий в логистике.......................7
2.Логистическая информационная система, как основа администрирования в логистике................................................................................................................10
2.1.Мониторинг – один из фундаментальных процессов в транспортной логистике................................................................................................................12
2.2.Принцип работы системы мониторинга........................................................14
3.Зарубежные и отечественные достижения в области ИТ...............................15
4. Перспективы развития информационных технологий и средств в логистике................................................................................................................19
Введение
В любой экономической среде логистика является одним из самых динамичных видов деятельности. В отдельно взятый, конкретный момент времени при организации и проведении логистического процесса возникает необходимость оперативного решения поставленной задачи, доведения его до исполнителей и последующего преобразования его результатов в требуемую документальную форму. К основным информационным процессам, сопровождающим логистические операции, относят:
? использование и поддержание актуальности информации в единой справочной базе данных по номенклатуре продукции, перевозчикам, грузоотправителям и грузополучателям, маршрутам, тарифам, нормативно-правовой основе и другой бизнес - информации;
? мониторинг грузов с применением технологий электронных карт и систем позиционирования и навигации;
? управление различными процессами при реализации заказа (контроль и оптимизация загрузки и пр.);
? импорт и экспорт данных из других программных приложений;
? аналитика, прием и оформление заказов на перевозку;
? предоставление заказчикам, партнерам и сотрудникам доступа к информации о продвижении заказа, то есть обратная связь без задержек при помощи сети Интернет для оперативного реагирования на любые возникающие вопросы.
Специфика логистической деятельности имеет множество требований к используемым информационным системам. Прежде всего, это соблюдение всех корпоративных, российских и международных стандартов, регламентов и процедур, поскольку в логистическую цепочку вовлечено большое количество лиц: поставщики и потребители, перевозчики, таможенные сотрудники, коммерческие и государственные органы. Логистическая система должна быть доступна для пользования всей целевой аудитории посредством её размещения в сети Интернет и должна иметь понятную для всех заинтересованных лиц структуру и поисковые системы, что возможно при соблюдении таких принципов, как:
1) модульный принцип построения системы, обеспечивающий экономию ресурсов при её развитии;
2) конвергенция - возможность подключения различных источников данных и их использования в глобальных информационных системах и специализированных продуктах третьих фирм;
3) поддержку единой БД клиентов и обеспечение для них доступа к системе с разграничением прав пользования;
4) мобильность, позволяющая пользоваться системой удаленно с помощью мобильных устройств;
5) универсальность - система должна поддерживать дополнительные функциональные компоненты (системы сбора и анализа информации, документооборота и др.);
6) возможность совместной работы со спутниковыми системами навигации и позиционирования для отслеживания местоположения транспорта в режиме реального времени.
Одним из достоинств, и, пожалуй, самым значимым в современных логистических информационных технологиях является способность обеспечить наиболее эффективный доступ к информации и обмен ею, имея при этом возможность обеспечения высокой степени надежности, масштабируемости и гибкой настройки под особенности бизнес-процессов пользователей. А также низкие затраты на внедрение и поддержку системы за счет использования принципа тонкого клиента и web-доступа.
1.Определение роли информационных технологий в логистике
Условием развития логистических информационных технологий является рост числа пользователей – компаний, стремящихся к повышению эффективности своих бизнес-процессов. Информационные системы и технологии активно завоевывают логистические рынки, при этом отечественным компаниям приходится взаимодействовать с западными контрагентами, работающими по стандартам европейской системы электронного обмена данными EDI &, которая используется в системах управления цепями поставок, поскольку в отечественных научных публикациях вопросы управления логистическими процессами с использованием современных информационных технологий недостаточно освещены.
Осведомлённость управленческого звена логистических компаний, полученная в результате использования ИС обеспечивает необходимую на современном рынке:
* быстроту реакции на потребительский спрос;
* точность и полноту выполнения заказов;
* снижение избыточных запасов ресурсов всех видов;
* интенсивность деловых .
Информационная в логистике должна быть выстроена с учетом бизнес-, финансовых , перспектив и стратегических . Ее эффективность многом зависит компетентности руководителей и ИТ-, их способностей, осведомлённости, компетентности и умения ориентироваться современном, рынке. роли информационных и в управлении логистическими обусловлено возрастающей значимостью управленческих из-за некачественной несвоевременно поступившей . Например, в любом из специальных сопроводительных , используемых поставке партии по международной сделке, в процедурах их приводят не к дополнительным , задержке товаров, и могут причиной срыва и потери клиентов. , они могут к кризису и организационных компании перед .
Преимущества ИС и в управлении перед стандартными методами: в таблице приведен пример использования устаревших технологий и информационных систем и технологий.
Характеристики
Затраты на и поддержание нормального документооборота
7% на доставку
Дополнительные ручные по обеспечению в системах управления
50% вводимых
Затраты времени работу с в организации и управлении операциями
28%
Снижение стоимости формирования и рассылки информации использовании информационных и технологий
25%
Количество документов с , выявляемыми на отправки
30-50%
Замедление торгового из-за недочетов в сопровождающих документах
2-7
задержка нужной из-ошибок в документов
35%
неправильно оформленных документов
5%
. 1
Ключевое в современных условиях и ИТ для управления ресурсами, есть, операционного времени выполнение логистических потому, что:
* потребители, к срокам исполнения ;
* сократился жизненный товаров и .
В логистике время одним из , информационно зависимых конкурентоспособности, многом определяющих запасов в и сетях .
Взаимосвязь , материальных и ресурсов можно в виде , в оппозиция <-ЗАПАСЫ> с помощью :
Рис.1: Триада
Дефицит операционного , провоцирующий на избыточных материальных , может быть путем использования -коммуникационных (результаты , прогнозирования, контроля, типовых учетных и т.п
И, , при информационной для обеспечения надёжности поставок создание больших запасов, серьезное временное .
В , успешность в логистике и цепями поставок во многом уровнем и использования информационных .
образом, играют важную в работе транспортных , позволяя им распоряжаться своими , контролировать и управлять деятельностью максимизации прибыли минимальных потерях исполнения поставленных , а также поднимать на свои и привлекать новых .
2.Логистическая информационная , как администрирования в .
Основой технологий, в логистику логистическая информационная (ЛИС), определяемая, как организованная совокупность средств вычислительной , различных справочных и необходимых программирования и интегрированных в баз данных (БД) различного , в зависимости специфики использующего БД отдела компании. задачей ЛИС обеспечение информацией последующих решений задач управления потоками. представлена упрощенная логистической информационной :
.2: Структура
Логистическая информационная система является регулятором большинства типовых процессов в транспортной логистике, имея в своём арсенале большое число вспомогательных средств узкой спецификации для решения уникальных задач при администрировании материальных потоков. В логистике при поставками в время используются -коммуникационные , представленные в ПО для техники как , так и . В приведенной таблице представлены из таких программных продуктов:
Примеры
- Advanced Planning Scheduling - (усовершенствованное) .
Планирование процессов с функциями. на внутрипроизводственном и при создании плана
www..ru
www..ru
CRM – Customer Relationship (Supplier) Management. взаимоотношениями с потребителями и поставщиками. и средства автоматизации взаимодействиями ()
www..ru
и др.
- Supply Chain – Управление поставок. - Transportation Management – Система транспортировкой. - Supply Execution – (исполнение) .
www.imd.org
WMS–Warehouse Management: Системаскладом. : технологии и автоматизации планирования товаров в цепях (). Специальный программных продуктов решения задач и управления .
www..ru
и др.
ApplicationService – IT-. Технология информационного цепей поставок единый центр (DataCenter), на площадке .
www..ru
.parking.
и др.
- Supply Operations Reference - Рекомендуемаямодельцепи. Модели, Советом по поставок на лучших мировых .
и др.
Радиометки пакетах, и упаковке (RFID). доставки и запасов у на основе и WAP .
. 2: ИКТ в .
Все эти имеют ограниченный их назначения . Но и более обширные отслеживания, контроля и в управлении , а именно – мониторинговые системы
2.1. Мониторинг – одно из фундаментальных средств в транспортной .
Сам позволяет добиться на современном логистических услуг качества и поставок следующим :
• автоматическое слежение за перемещением и транспорта (, GSM
• использование электронных средств предупреждений об (например, вскрытии контейнера нападении на с целью транспортного средства
• электронные замки-печати;
• -идентификация при счетов с использованием специальных кредитных (Beep Card
• электронный документооборот в глобальных поставок, обеспечивающий опережающее информационное операций в электронных сообщений формата (, получатели, сделок, средство, и т.п
• виртуальная инспекция , транспортных и багажа , реализуемая с WAP, и мобильных маломощного рентгеновского .
ряд контролируемых процесса поставки конкретного вида . При помощи ПО можно маршрут для , определить расход на имеющемся , рассчитать денежные затраты на организацию перевозки и, исходя из полученных данных, сделать о целесообразности использования такого .
Также имеется составить детальный всех процессов , вплоть до на графике средней скорости времени на пути, в будущем дату прибытия с минимальной .
Программное обеспечение мониторинга транспортных имеет некоторые в общей концепции сети в от поставщика программ, в целом основные функции , поскольку такими программами несколько важнейших : контроль поставками, построение задачи и помощь в её решении, а также возможных задач, возникающих при прохождении пути поставки , ну а методы решения задач для программы являются дифферинциированными, и тут ПО зависит от требований заказчика.
2.2. работы системы
Ярким является система "1C:Предприятие: спутникового мониторинга /GPS". схема работы системы:
же этот является наиболее в мониторинге транспортных ?
Во-, приложение универсальным ввиду , что оно :
* Открытый программный , обеспечивающий внедрение приложения в корпоративную информационную систему, и возможность оптимальной работы с любыми программами и .
* использования более видов моделей /GPS (терминалов навигации), разной функциональности и . В необходимости можно новый вид /GPS .
* Качественное
* Сильнейший центр, в свой штат специалистов (фирмой 1Сдостаточно компетентых для разработки/доработки и детальной настройки прикладных решений в рамках конкретного с учетом логистических процессов в предельно сжатые .
* . Возможность систему сбора на своем или на сервере поставщика ПО.
* Вариативность решений достаточно большая, но необходимости возможна или точная функционала приложения в с индивидуальными и требованиями корпоративного .
Программа является не только средством мониторинга процессов,
осуществляемых логистическим центром, но и вспомогательным средством при решении часто возникающих задач типового характера, имеющих минимальное число алгоритмов для их решения. Также имеет поставляемое к приложению оборудование – трекер, обеспечивающий бесперебойное взаимодействие всех подслужб программы в режиме онлайн.
3. Зарубежные и достижения в ИТ в логистике.
Крупные транспортные и компании сегодня всё чаще приходят к тому, что существует необходимость применения интегрированных информационных . На их специализируются отдельные . Устойчивость положения, и единая расчетов делают программные продукты , что снижает их стоимость, увеличивает спрос на них и, в связи с этим, охватывают большое количество компаний-пользователей. В Европе уже создаются , разрабатывающие программное обеспечение управления транспортными . На данный момент в России использовать эти в большинстве случаев из-за несовместимости учета и , а также различий в некоторых нормативных актах, регулирующих логистическую деятельность. Но и на рынке имеются -аналоги, подобные бухгалтерским системам малых и предприятий (, «Турбобухгалтер«Инфобухгалтер«1С » и др.), имеющие схожую структуру и функционал, но они способны выполнять лишь операций типового и их адаптация к условиям работы компаний достаточно осложнена в силу того, что в нашей стране конкуренция имеет «скверный» характер, а внедрение таких систем возможно только при уравнивании прав и обязанностей транспортных предприятий на законодательном уровне.
Широкое применение транспорте в и Бельгии, , находит дифференцированного экономического работы транспортных с анализом , рентабельности и контролем за состоянием маршрутов, их своевременным ремонта, списанием и комбинированием. контроль на с помощью ЭВМ и обмен данными существенно увеличить информации, от путевых и тем сэкономить приличные денежные , а также уменьшить риск появления ошибок в документации на бумажных носителях. В , Ирландии и , а и во странах ЕС бортовые вычислительные с магнитными носителями , позволяющие автоматизировать работы транспортного и водителей, и оперативно контролировать соблюдение труда и .
Кроме , многие фирмы разработкой и специальных программ и калькуляции перевозок, загрузки транспортных , снабжения запасными , обладающих огромным количеством встроенных опций. С помощью можно расчеты протяженности , времени прохождения, на пограничных и заправках. также позволяют оценивать дорожные , расход топлива маршруте и подробной легенды маршрутов для , а также нежелательные направления или отдельные , исключая их из при планировании .
задачи, с внедрением логистических в сферу , требуют создания инфраструктуры, организовывать, и передавать информацию участникам логистической . То есть, такие задачи предполагают и стандартизацию источников , средств обработки и . Ядром информационной системы модуль автоматизированной товарно-документов. в большей определяет эффективность интегрированной информационной , поскольку он задействован в всех типовых бизнес-.
развитию сети и активизации деятельности виртуальных служб услуг по товаров конечному начинает приобретать конкретные, на типизации -технологических, и финансовых операций . В силу этого все теснее и все чаще с разработкой сложных доставки — товаров, . Начинают центры по и продаже проектов. предметная область может быть — от системы управления -экспедиторской компанией до организации в другой , на континенте. словами, сегодня в Интернет предложения проектно-, информационных и -технических и фирм о начале этапа в логистики и логистики в . Этот характеризуется не широким использованием -технологий в логистике, и активизацией в области проектирования и обеспечения логистических .
В России в настоящее время ведется активная интеграция ERP-для управления , финансами и -технической .
ERP-система – Enterprise Resource Planning System, является системой управления ресурсами компании.
Помимо качества управления в целом, подобных систем необходимым условием первичного размещения компании на и заключения контрактов на рынке перевозок .
С в отрасли систем класса транспортные компании инструмент управления ресурсами и .
требование к системам — , оперативность и всех , касающихся материальных средств. И важной особенностью является возможность их мониторинга в режиме реального : руководитель может в каждый момент контролировать счетов, работу с и т.д. Привлекательность систем, работающих в режиме онлайн, в возможности контролировать , вносить срочные в бизнес-, оперативно появившиеся излишки с целью получения , незапланированного .
В стратегии РФ 2030г. несколько вариантов , которые реализовать без информационно-технологий. по приоритетности является формирование транспортного пространства на базе развития эффективной инфраструктуры с интеграции информационных . Достижение цели позволит динамичный рост России, развитие и связей между регионами путем территориальных и диспропорций на , вовлечение в оборот новых за счет дополнительных транспортных , повышение и эффективности других экономики путем возможности беспрепятственного хозяйствующих субъектов региональные и рынки, предпринимательской и активности, влияющей на жизни и социальной активности . Единое пространство России объединить единую систему транспортных , интегрированную товаротранспортной технологической всех видов и грузовладельцев, стандарты технологической различных видов , оптимизирующие взаимодействие, стандарты технической различных видов и транспортных , а также единую среду технологического различных видов .
Таким , в рамках данной развитие транспортной относится не к развитию коммуникаций и . Предполагается качественно уровень системного в рамках Единого пространства в с товаротранспортной технологической , транспортной инфраструктурой , стандартами технической , а информационной средой различных видов .
4. развития информационных и средств в
Можно рассмотреть эволюцию технологий и использования.
Выделяют несколько этапов развития ИТ: первый этап начинается в конце первой половины прошлого столетия, тогда еще не существовало понятие вычислительных мощностей, ведь тогда только-только был создан экспериментальный образец ЭВМ ЭНИАК (1946 год). Машина того времени по функционалу напоминала нынешний калькулятор по области вычислений. Её ввод в эксплуатацию был невозможен в связи с её огромными размерами и скудностью количества выполняемых операций, а также затратность времени на решение самых примитивных задач. Что же такого важного произошло на первом этапе? А произошел как раз таки технологический прорыв, то есть после создания первых ЭВМ люди убедились, что такие устройства имеют огромный потенциал использования в любой деятельности, но их необходимо модифицировать, сделать их более мощными, быстрыми и, естественно, малогабаритными. С этого момента и начался второй этап эволюции ИТ, именуемый четвертой информационной революцией. С учётом прошлых недочетов вычислительной техники ученые, начиная с 60-х годов 20-го века, взялись за разработку микропроцессорной технологии, решающей проблему с огромными размерами техники. В 1970 году появились первые персональные компьютеры, по размером схожие с нынешними ПК. Большим минусом в таких компьютерах являлась мизерная вычислительная мощность, поскольку технологии тогда были мало развиты и поместить большие обьёмы памяти на те микросхемы не представлялось возможным. Плюсом же стало создание первой информационной среды с интегрированным интерфейсом, с которым мог работать обычный пользователь. С этого момента и началось мощное развитие в сфере информационных технологий.
На 3-м этапе происходило усовершенствование ПК в пользу увеличения его производительности, скорости выполнения процессов, упрощение интерфейся для интуитивно понятного пользования. Также была изобретена первая операционная система Windows, которая соединила воедино все элементы компьютера и позволила осуществлять полное управление машиной. Этот этап является основным в становлении ИТ как инструмента для любой деятельности.
Ну и на 4-м этапе произошла интеграция компьютерных технологий во многие виды деятельности и в частности в логистику. Тогда, правда, мало кто понимал, зачем же им компьютеры, если есть бумага, да ручка. Но с освоением этих технологий люди заметили, что их использование заметно облегчает проведение многих операций посредством создания алгоритмов решения обыденных задач, а также уменьшает затраты времени на заполнение всевозможных документов на бумажных носителях, которые до сих пор повсеместно используются во всех сферах деятельности.
, основной целью ИТ в является упрощение всеми её и автоматизация решения задач, ранее требовали подхода, увеличивало затраты . А, известно, – один из факторов, необходимо руководствоваться исполнении поставленных , и не в логистике, и в другом виде . И сейчас основной задачей многих прогрессивных транспортных компаний является минимизация временных промежутков между поставками товаров, в самих поставках стараются снизить разрывы во времени, чтобы ускорить товарный поток с момента заказа до его исполнения. То есть сейчас активной является тенденция «быть быстрым значит быть первым». Быстрый в логистике – это синоним автоматизации процессов. Цифровые технологии могут кардинально изменить сферу грузоперевозок, которая, к слову, составляет 14% ВВП Европейского союза.
Эксперты утверждают, что к 2020 году к сети Интернет будет подключено порядка 50 миллиардов устройств. Объединение устройств в одном информационном пространстве с помощью «умных» систем образует огромное хранилище информации и открывает массу возможностей для управления логистическими процессами. Облачные технологии становятся самым заметным IT-трендом.
Обмен информацией, отслеживание транспортировки грузов, дистанционное управление и контроль над операциями и персоналом, анализ и автоматизация с помощью стационарных и мобильных устройств становятся требованием времени в транспортной сфере. Автоматизация позволяет оптимизировать затраты и процессы, а также дает преимущество над конкурентами.
Посмотрите, какие возможности для автоматизации логистики представляют логистичские ИТ-решения ROAD и LOGIST Pro от S2B Group. Данные системы разработаны специально для управления транспортно-логистическими операциями и объединяют посредством сети Интернет на своих платформах разные целевые группы. Так, платформа для автотранспортной логистики ROAD объединит в режиме реального времени грузоотправителей, грузополучателей, логистических операторов, транспортные компании и водителей. Каждый из участников цепи поставки получит свои выгоды в ежедневной практике.
Решение ROAD позволит проводить электронные тендеры на закупку транспортных услуг и предоставит всем участникам цепи поставки обновляемую в режиме реального времени базу грузов и транспорта c указанием рейтинга каждого участника. Как результат, грузовладельцу не придется тратить время на утомительные «обзвоны» в поисках транспорта. Система дает возможность получить машину с проверенными водителями от надежных перевозчиков, а транспортной компании при этом гарантированы постоянные заказы на перевозку грузов. Дополнительно, система увеличит контроль доставки с помощью функции онлайн-трекинга грузов и непосредственного чата с водителями и перевозчиками, а также позволит автоматизировать рутинные логистические операции, обмениваться информацией, распределять рейсы и снизить административную нагрузку на персонал.
это бесчисленное инструментов логистики обеспечить максимально и действенное процессами в , что позволяет объемы и работы с низкими временными , что к увеличению товарооборота и жизнеспособность и , и транспортных , и .
Также еще одним инновационным методом в логистике считается логистическое моделирование
Одной из основных тенденций в области разработки и внедрения современных систем менеджмента бизнес-процессов является использование имитационного моделирования в качестве их неотъемлемой составляющей. «Встроенные» в менеджмент бизнес-процессов системы имитации обеспечивают решение таких важных задач как контроль проектов, планирование ресурсов, контроль бизнес-правил, прогноз инвестиций на основе анализа по схеме «что-если» («what-if»), обучение в новых или реорганизованных бизнес-процессах, планирование сценариев для чрезвычайных ситуаций. Причём общепринятой является точка зрения, что имитационное моделирование должно сопровождать бизнес-процессы с самой начальной стадии их становления, развития и внедрения. Здесь трудно выдать рекомендации общего характера, поскольку такие вопросы могут эффективно решаться только по мере накопления опыта моделирования в соответствующей проблемной области. Существенной характеристикой любой модели является степень полноты подобия модели моделируемому объекту. По этому признаку все модели можно разделить на изоморфные и гомоморфные.
Изоморфные – это модели, включающие все характеристики объекта- оригинала, способные, по существу, заменить его. Если можно создать его и наблюдать изоморфную модель, то наши знания о реальном объекте будут точными. В этом случае мы сможем точно предсказать поведение объекта. Гомоморфные модели. В их основе лежит неполное, частичное подобие модели изучаемому объекту. При этом некоторые стороны функционирования реального объекта не моделируются совсем. В результате упрощаются построение модели и интерпретация результатов исследования. При моделировании логистических систем абсолютное подобие не имеет места. Поэтому в дальнейшем мы будем рассматривать лишь гомоморфные модели, не забывая, однако, что степень подобия у них может быть различной. Выделяют материальные и абстрактные модели. Материальные модели воспроизводят основные геометрические, физические, динамические и функциональные характеристики изучаемого явления или объекта. К этой категории относятся, в частности, уменьшенные макеты предприятий оптовой торговли, позволяющие решить вопросы оптимального размещения оборудования и организации грузовых потоков. Абстрактное моделирование часто является единственным способом моделирования в логистике. Его подразделяют на символическое и математическое. К символическим моделям относят языковые и знаковые. Языковые модели – это словесные модели, в основе которых лежит набор слов (словарь), очищенных от неоднозначности. Этот словарь называется «тезаурус». В нем каждому слову может соответствовать лишь единственное понятие, в то время как в обычном словаре одному слову могут соответствовать несколько понятий. Знаковые модели. Если ввести условное обозначение отдельных понятий, т.е. знаки, а также договориться об операциях между этими знаками, то можно дать символическое описание объекта. Математическим моделированием называется процесс установления соответствия данному реальному объекту некоторого математического объекта, называемого математической моделью. В логистике широко применяются два вида математического моделирования: аналитическое и имитационное. Аналитическое моделирование – это математический прием исследования логистических систем, позволяющий получать точные решения. Аналитическое моделирование осуществляется в следующем порядке:
1. Формулируются математические законы, связывающие объекты системы. Эти законы записываются в виде некоторых функциональных соотношений (алгебраических, дифференциальных и т.п.).
2. Решение уравнений, получение теоретических результатов.
3. Сопоставление полученных теоретических результатов с практикой (проверка на адекватность). Наиболее полное исследование процесса функционирования системы можно провести, если известны явные зависимости, связывающие искомые характеристики с начальными условиями, параметрами и переменными системами. Однако такие зависимости удается получить только для сравнительно простых систем. При усложнении систем исследование их аналитическими методами наталкивается на определенные трудности, что является существенным недостатком метода. В этом случае, чтобы использовать аналитический метод, необходимо существенно упростить первоначальную модель, чтобы иметь возможность изучить хотя бы общие свойства системы. К достоинствам аналитического моделирования относят большую силу обобщения и многократность использования. В соответствии с классификацией известного американского специалиста в области имитационного моделирования Ричарда Фуджимото, упомянутые выше системы относятся к системам поддержки аналитического моделирования в отличие от моделирования на основе виртуальной реальности (VR). В VR-моделировании различают два направления: первое относится к видеоигровой индустрии, а второе – связано, в первую очередь, с проблемами исследования и анализа производственных процессов на основе концепции e-Manufacturing, которая получила свое развитие в конце 90-х годов в автомобилестроительной промышленности Германии. Формированию этой концепции в значительной степени способствовали как высокий уровень базовых информационных технологий, используемых в производственных процессах, так и большой положительный опыт их использования. Практически возникли условия для автоматизации процессов на всех этапах жизненного цикла изделия, начиная от его эскизного проектирования вплоть до этапа утилизации.
Главная цель использования e-Manufacturing - достичь такого уровня моделирования объектов и процессов, при котором обеспечивается возможность детального изучения и оптимизации всех аспектов любого производственного процесса перед началом его запуска. В целом концепцию e-Manufacturing можно представить формулой «Simulation+Virtual Reality». Для реализации концепции e-Manufacturing необходимо иметь следующие программные средства поддержки: - хранения текстовых и графических данных, представленных в различных форматах; - имитационного моделирования исследуемых систем и процессов; - визуализации результатов моделирования методами VR. На европейском рынке программных продуктов только две фирмы DELMIA и Tecnomatix готовы предложить полные наборы взаимно совместимых программных продуктов для поддержки концепции eManufacturing. Ядром каждой системы является специальный банк данных, в котором представлены три базовые структуры производ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
| Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:

