- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Информационно-библиотечный центр - новая модель школьной библиотеки
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | D000701 |
Тема: | Информационно-библиотечный центр - новая модель школьной библиотеки |
Содержание
«Информационно - библиотечный центр - новая модель школьной библиотеки» Введение……………………………………………………………………..…2 Глава 1 Информационно-библиотечный центр – ядро информационной образовательной среды современной школы и центр развития личности школьника……………………………………………………………………..9 1.1.Школьная библиотека как специфический вид образовательного ресурса ………………………………………………………………………....9 1.2.Опыт организации современных школьных информационно-библиотечных центров образовательных организаций, их современные функции и подходы к выполнению функций….………………….………...29 Глава 2. Информационно-библиотечный центр, как центр развития личности школьника, на примере школьного информационно-библиотечного центра МАОУ Тоцкая СОШ им.А.К.Стерелюхина……………………………………………………….43 2.1. Аналитический обзор деятельности и модель развития школьного информационно-библиотечного центра МАОУ Тоцкая СОШ им.А.К.Стерелюхина…………………………………………………………43 2.2. Анализ результатов исследования Школьного информационно-библиотечного центра МАОУ Тоцкая СОШ им. А.К. Стерелюхина «Твоя библиотека»………………………………………………………….55 Заключение…………………………………….……………………………68 Список источников и литературы…….…………………………………74 Приложения…………………………………………………………………86 Введение Актуальность темы исследования обусловлена изменением парадигмы образования, необходимостью обеспечения его адекватности динамичным преобразованиям, происходящим в обществе, что сказалось на деятельности учреждений образования и школьных библиотек. Глобальная информатизация, формирование информационно-коммуникационной среды требует создания в России конкурентоспособной образовательной системы, что позволит избежать отрыва качества образования от современных требований жизни в информационном обществе. Главной целью образования сегодня становится формирование готовности учащегося к жизни в быстро меняющемся глобальном мире, поликультурном обществе и развивающемся обществе знаний. Образование в широком смысле рассматривается как инвестирование в развитие общества. Возрастающий объем информации и знаний привел к смене парадигмы «образование на всю жизнь» на концепцию «образование в течение всей жизни». Сегодня самообразование и саморазвитие личности становятся приоритетными направлениями в образовании. Таким образом, образование превращается в непрерывный процесс, призванный воспитать в каждом человеке осознанную потребность в повышении уровня знаний. Новая система образования должна ориентироваться не только на усвоение учащимися универсальных знаний, умений и навыков, сколько на развитие личности школьника, способного творчески применять полученные знания в практической деятельности. Время предъявляет особые требования к личностным качествам человека, выдвигая на первый план умение, быстро ориентироваться в информационном пространстве, способность находить, анализировать и обобщать информацию. Стремительное развитие новых информационных технологий актуализировала проблему повышения качества библиотечно-информационного обслуживания учащихся и педагогических работников, от уровня которого во многом зависит достижение нового качества образования. Актуальным является решение задачи взаимодействия школы с библиотекой. Это подкрепляется педагогическим потенциалом библиотеки образовательного учреждения. Прогрессивные представители отечественной педагогики всегда рассматривали школьную библиотеку в качестве важнейшего звена учебно-воспитательного процесса, подчеркивая влияние содержания документальных ресурсов библиотеки на повышение уровня учебных достижений школьников. На новом этапе развития информационного общества, называемом обществом знаний, значение школьной библиотеки и библиотекаря-педагога очень велико и постоянно возрастает. Это связано с повышением роли школьных библиотекарей как специалистов по работе с информацией, с одной стороны, и консультантов и педагогов, обучающих работе с информацией, – с другой. Изменение традиционного представления о социокультурной роли библиотек общеобразовательных учреждений, о содержании их деятельности, безусловно, связано и с реформированием сферы образования. Отличительной чертой большинства передовых школ России, независимо от их статуса, специализации, технической оснащенности, является изменение места и роли библиотеки в учебном процессе по сравнению с традиционным. Пришло понимание того, что школьная библиотека уже не может быть только местом для выдачи книг. Современное библиотековедение в качестве главной из насущных задач учебной библиотеки выдвигает обучение учащихся читательской и информационной культуре. Поскольку приобщение детей и подростков к чтению, формирование информационной культуры учащихся позволяет школьной библиотеке воспитать грамотную, интеллектуальную, творческую, нравственную личность, способную жить в информационном обществе и обществе знаний. Для определения вектора развития библиотеки в школе, поиска партнеров, политики комплектования фондов, подбора кадров становится актуальным моделирование библиотек образовательных учреждений. Сейчас наметилось три ведущих подхода, три взгляда педагогической науки и практики на роль школьных библиотек и деятельность школьного библиотекаря: * суть первого подхода – в обосновании необходимости создания на базе школьных библиотек нового подразделения – медиатеки, или школьного библиотечного медиацентра, дополнения функции библиотекаря обязанностями медиа специалиста; * второй состоит в том, что библиотека должна стать информационным центром школы, а библиотекарю придется взять на себя функции информатора; * третий – в рассмотрении школьных библиотек как педагогического структурного подразделения образовательных учреждений со специфическими функциями. И образовательное учреждение, и библиотека преследует единую цель: способствовать формированию мотивации человека к саморазвитию, самообразованию через предоставление необходимых информационных ресурсов, через обеспечение открытого и полноценного доступа к информации. Поэтому существенным компонентом функционирования учебной библиотеки является взгляд на нее как на информационно-библиотечную среду, систематизирующую имеющиеся информационные ресурсы, ориентированные на учебные потребности, обеспечивающую открытый доступ к информации, формирующую информационную культуру всех участников образовательного процесса, предоставляющую комфортные условия для самостоятельной работы учащихся. Под современной школьной библиотекой мы понимаем структурное подразделение общеобразовательного учреждения, участвующее в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами. Степень изученности темы. Различные аспекты деятельности школьных библиотек отражены во многих публикациях. Проблемам современного состояния школьных библиотек посвящены работы Т. Д. Жуковой, Е. М. Зуевой, Е. В. Ивановой, Е. Н. Ястребцевой и др. Исследования в области профессионального образования библиотекарей нашли отражение в трудах Ю. Н. Столярова, Н. И. Гендиной, Г. А. Ивановой и др. Методологические основы формирования информационной культуры личности разработаны Н. И. Гендиной, Г. А. Стародубовой, Н. В.Збаровской и др. Изучению чтения детей и подростков посвящены труды И. И. Тихомировой, В. П. Чудиновой др. Основные положения деятельности современных школьных библиотек изложены в нормативных документах: «Примерное положение о библиотеке общеобразовательного учреждения», «Примерные штаты библиотек общеобразовательных учреждений» и др. Однако проблемы инновационного развития библиотек общеобразовательных учреждений, создания в них специальной информационно-образовательной среды теоретически не разработаны. Новые социально-экономические условия, вызвавшие необходимость реформирования системы образования и деятельности школьных библиотек, обострили ряд противоречий, связанных с накоплением огромного информационного и документного потенциала (свыше 62 тысяч школьных библиотек) и недостаточного его использования; с несоответствием между требованиями современного образовательного процесса, потребностями учащихся и педагогического коллектива в информации и их документным обеспечением; отсутствием межбиблиотечной кооперации школьных библиотек и общедоступных публичных библиотек. Кроме того, динамика изменений в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации школьных библиотекарей не соответствует изменению параметров информационно-библиотечной деятельности. Наблюдается низкий уровень социального престижа, социальной и экономической защищенности школьного библиотекаря. Объект исследования: библиотеки общеобразовательного учреждения. Предмет исследования: деятельность современной школьной библиотеки по формированию информационной среды образовательного учреждения. Цель: изучить деятельность современной школьной библиотеки как информационно-библиотечного центра. Задачи: – охарактеризовать школьную библиотеку как специфический вид образовательного ресурса; – рассмотреть опыт организации современных школьных информационно-библиотечных центров; – описать современные функции информационно-библиотечных центров образовательных организаций и подходы к выполнению этих функций; – проанализировать деятельность ШИБЦ МАОУ Тоцкая СОШ им. А.К. Стерелюхина; – рассмотреть модель развития ШИБЦ МАОУ Тоцкая СОШ им. А.К. Стерелюхина; – проанализировать результаты исследования «Твоя библиотека». Методологической основой исследования явились концептуальные положения моделирования библиотек, изложенные в трудах Ю. Н. Столярова. В исследовании были использованы современные подходы к созданию образовательной среды библиотеки (Г. Ю. Беляев, В. А. Ясвин, И. П. Осипова), формированию информационной культуры учащихся, разработанные специалистами Кемеровского государственного университета культуры и искусств (Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, И. Л. Скипор, Г. А. Стародубова). Существенной методологической основой стали положения, изложенные в нормативных документах, посвященных деятельности школьных библиотек; материалы по руководству чтением, отраженные в публикациях А. Н. Ванеева, В. И. Терешина, Ю. П. Мелентьевой, А. А. Леонтьева; основным принципам деятельности библиотек, обслуживающих детей и подростков, России и зарубежных стран, освященные в работах Г. А. Ивановой, В. П. Чудиновой, Т. Д. Жуковой, И. И. Тихомировой, Ф. Л. Кэрролл, С. К. Ханнесдоттир. В ходе исследования применялись следующие методы исследования: * терминологический анализ; * сравнительный анализ деятельности школьных библиотек, обслуживающих детей и юношество, в российской и мировой практике; * содержательный анализ документов, отражающих основные направления деятельности библиотек образовательных учреждений; Научная новизна работы определяется тем, что в ходе исследования построена медиальная модель современной школьной библиотеки, определены условия успешного функционирования модели; проведена конкретизация представлений о специфике и социальной значимости деятельности школьных библиотек в условиях современных социально-экономических трансформаций. Теоретическая значимость работы. Дипломная работа расширяет и углубляет теоретические библиотековедческие представления о возможностях школьных библиотек в стимулировании процесса развития информационно-компетентной личности. Уточнены понятия «образовательная среда» как система условий формирования личности, «модель» как средство познания; введено понятие «медиальная модель» как информационно-образовательная среда, объединяющая идею коммуникации ресурсов и процессов библиотеки. (Приложение 1) Практическая значимость работы: полученные результаты могут быть использованы в работе школьных библиотек при анализе состава фондов, материально-технического оснащения, уровня развития и использования в учебном процессе справочно-поискового аппарата, состояния кадрового потенциала. Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав и заключения, списка использованной литературы, включающего 112 наименований. В работе 12 приложений. Основной текст изложен на 86 страницах, общий объем ВКР составляет 128 страниц. Во введении обоснована теоретическая и практическая необходимость изучения школьной библиотеки; определены актуальность темы выпускной работы, степень ее изученности. Сформулированы цель, задачи, объект, предмет исследования, методологическая основа; охарактеризованы методы сбора и анализа информации, научная новизна, теоретическая и практическая значимость; представлены положения, выносимые на защиту; приведена структура диплома. Глава 1 Информационно-библиотечный центр – ядро информационно-образовательной среды современной школы 1.1 «Школьная библиотека как специфический вид образовательного ресурса» В настоящий момент российское образование переходит на новый этап своего развития, суть которого в том, что сегодня образование готово к установлению и внедрению новых стандартов, а современная школьная библиотека должна стать гарантом реализации этих стандартов, для этого она должна иметь фонд, обеспечивающий инновационные образовательные процессы. Библиотека становится самым демократичным центром доступа к информации, а библиотекарь всё больше играет роль педагога, способного обучить всех участников образовательного процесса основам информационной культуры. Важной становится роль библиотекаря как проводника во все возрастающих информационных потоках. Проникновение компьютерных и информационных технологий в сферу образования изменило миссию школьной библиотеки. Традиционный порядок обслуживания читателей, не соответствующий современным задачам обучения и воспитания, возросшим читательским потребностям, уходит в прошлое. На смену приходит библиотека, оснащенная современной техникой с новыми информационными технологиями. Сегодня школьная библиотека не только обеспечивает текущий учебный процесс и руководит досуговым чтением, но и является ресурсной базой обновления школьного образования, воспитательным, информационным центром образовательного учреждения. Учебные библиотеки образовательных учреждений являются одним из старейших типов библиотек в нашей стране. По мнению Ю. Н. Столярова первыми школьными библиотеками были библиотеки, созданные в XII в. русской просветительницей Ефросиньей Полоцкой.[82, С.3-5] Древнерусские библиотеки, называемые «книгохранительницами», открывались при церковных соборах, монастырях и являлись центрами накопления и сохранения рукописной книги. Начиная с XI в., создание и развитие церковных библиотек происходило по нескольким направлениям, одно из которых образовательное. Это направление характеризовалось участием церкви в образовании и воспитании детей и юношества, что в результате привело к созданию сети библиотек учебных заведений всех уровней - от церковноприходских школ до Духовных академий. Учебные заведения духовного ведомства и их библиотеки сыграли огромную роль в просвещении России. Значительная часть грамотных и высокообразованных людей вышла из стен этих учебных заведений. Действуя в рамках задач церковных школ, библиотеки содействовали духовно-нравственному воспитанию детей. Аналогичная практика имела место и в других монастырях Древней Руси. В дальнейшем библиотеки создавались при гимназиях, кадетских корпусах, реальных училищах, средних и низших учебных заведениях. Поворотным в истории библиотек стал XVIII век и связано это было с реформами Петра I. Впервые воспитание и образование молодых людей рассматривается как дело государственной важности. Петр Великий учредил Академию наук, в которой молодежь обучалась первым основам знаний. При академии была создана библиотека, за которой признавалась ключевая роль в учебном процессе. Решающим фактором формирования школьных библиотек, следует считать образовательную реформу 1860-х годов, проведенную сразу после отмены крепостного права. В ходе этой реформы впервые был заложен прочный фундамент начальной народной школы, что повлекло за собой создание сети ученических библиотек. Бурный рост библиотек системы начального народного образования произошел на грани двух веков вследствие вступления России в эпоху капитализма. Для улучшения библиотечного обслуживания в школах вводится должность библиотекаря. Во время Великой Отечественной войны сеть школьных библиотек очень пострадала, было сожжено, разрушено около 82 тысяч школ и их библиотек. В послевоенное время школьные библиотеки быстро восстанавливаются, уже в конце 40-х годов насчитывается более 100 тысяч библиотек с фондом литературы 82 млн. экземпляров. До середины 70-х гг. XX века школьная библиотека развивалась как обычная детская, с той разницей, что ее функции и задачи, фонды были ориентированы лишь на поддержку учебно-воспитательного процесса. [81 с. 70-71] На сегодняшний день функционирует более 62 тысяч библиотек общеобразовательных учебных заведений. Таким образом, школьное образование в России было порождено библиотеками. Библиотека выступала в роли праматери школы. Процессы обучения и пользования библиотекой были слиты воедино. Осмысление возникновения и становления системы школьных библиотек России дает возможность оценить их общественную роль и значение для развития современного российского образования. Социальные институты - это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей. Социальные институты могут быть рассмотрены как организованные социальные системы, характеризующиеся устойчивостью структуры, интегрированностью их элементов и определенной изменчивостью их функций. [83, с. 119-120] Любой социальный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность. В качестве социальных институтов выступают государство, семья, культура и другие. Библиотека является одним из элементов общества. Как социальный институт она создает возможности для членов общества удовлетворять свои информационные потребности через совокупность документов, накопленных в фондах, а также использовать для этих целей информационные ресурсы других библиотек и учреждений. Вместе с меняющимся обществом и новыми задачами образования трансформируется деятельность библиотеки общеобразовательного учреждения. На этапе развития информационного общества школьная библиотека становится центром учебного процесса, а также площадкой для педагогических инноваций. Мощный, технологически оснащенный библиотечно-информационный центр при обучении школьников комплексу знаний и умений в работе с информацией начинает играть центральную роль. Цели школьной библиотеки соотносятся с целями общего образовательного учреждения: формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни. [73, http://pedsovet.su/load/195-1-0-1281] В условиях непрерывного расширения информационного пространства на школьных библиотекарей возлагается функция обучения школьников и учителей навыкам работы с информацией, что выдвигает необходимость постоянного повышения квалификации и профессионального роста. С «легкой руки» новых ФГОС - Стандартов нового поколения - полноправным участником образовательного процесса, влияющим на его (процесса) результат и качество, декларируется школьный информационно-библиотечный центр (ШИБЦ).[88, http://standart.edu.ru/] Для чего нужен ШИБЦ, каковы его возможные место и роль в образовательном процессе и каким он (ШИБЦ) должен быть в целях эффективного достижения результатов, требуемых от современного образовательного учреждения? Чтобы ответить на эти вопросы, выстроим модель интересующего нас объекта. Лейтмотивом Стандартов выступает информационная культура субъекта современного образовательного процесса – ученика. Данный аспект имеет большое значение и выводит нас на внешние факторы, влияющие на деятельность Новой современной школы. Итак, определим «современность» отправным параметром описания нашей модели ШИБЦ. Большинство источников, в общем, определяют, что быть современным значит стоять на уровне своего века, не быть отсталым, отвечать материальным потребностям, общественным, культурным запросам настоящего времени. Запросы настоящего времени – следующий «кирпичик» в портрете нашей модели ШИБЦ. Материальные затрагивать не будем, они носят субъективный характер. А вот общественные и культурные запросы четко оформляются в тренды, можем говорить о массовых тенденциях. Указанные выше запросы обретают свою форму в виде социального заказа на формирование будущих успешных участников информационного общества. Рассмотрим, какие качества личности востребованы информационным обществом. Основные из них можно определить в терминах «социальная адаптация», «творчество», «креативность», «самостоятельность». Все это находит свое отражение в Федеральной программе развития образования, ФГОС [88, http://standart.edu.ru/]. Детализируя значимые качества личности, можно увидеть самостоятельность и критичность мышления, способность ставить и анализировать проблемы, обрабатывать значительные объемы разноплановой информации и преобразовывать ее для реализации цели использования, мотивация к непрерывному обучению и самообучению и т.д. Важность этого обусловлена и достаточно агрессивной информационной средой, в которой мы все живем. Массово, с достаточно высоким уровнем ресурсного обеспечения данного процесса и заданной заказчиком степенью эффективности может развивать требуемые качества личности только система образования. В качестве заказчика системе образования выступает государство, формализуя общественный заказ, определяя результат на основе изучения и анализа тенденций общественного развития и нормативно закрепляя. Таким образом, социальный заказ никогда не является качественно постоянной категорией. А образовательные системы для достижения требуемых результатов, достаточно четко прописанных в Стандартах, обретают высокую степень способности реагировать на изменения, обучаться, перераспределять ресурсную базу. Вот этот тезис будет являться определяющим для ШИБЦ.[88, http://standart.edu.ru/] Обратим свое внимание на школу. В свете вышесказанного напрашивается вывод, что школа как базовый элемент образовательный системы достаточно гибко адаптируется к «осовремениванию» учебного процесса. Призовем на помощь факты. Существующие до недавнего времени подходы к обучению воспитывали и обучали «винтики» в конвейере индустриального общества. Именно школа-фабрика спровоцировала появление патологической неспособности человека проникать в суть вещей, анализировать, исследовать, выстраивать логические цепи связей. В настоящее время мы наблюдаем перерождение школы в Новую школу. Современные образовательные технологии, на основе которых выстраивается учебный процесс сегодня, ориентированы на формирование мозаичного мировоззрения, на овладение методом, деятельностным подходом, методологическим знанием, что составляет основу познавательной деятельности человека. Именно личность со сформированным механизмом познания необходима современному обществу.[43, С.-7-11] Теперь вернемся к лейтмотиву образовательных Стандартов «нового поколения» - информационной культуре личности. Априори формировать информационную культуру была призвана школьная библиотека как субъект образовательного процесса. Однако практика современного образования показывает объективную несостоятельность данного субъекта учебного процесса. Сложность возникает в том, что если школа все-таки начинает отходить от традиций «школы-фабрики» - образовательный процесс становится компетентностно-ориентированным (уходит в прошлое «классно-урочно-предметная» система), направленным на ученика, учитель из транслятора знаний становится помощником, формирующим познавательную активность ученика - то такое структурное подразделение как школьная библиотека до сих пор остается своего рода фабрикой. И не столько в разрезе современности стоящих перед ней задач, сколько с точки зрения несоответствующего потребностям современного образовательного процесса уровня профессиональной квалификации специалистов, традиционных «фабричных» подходов к реализации этих самых задач. Приведем простой пример. Практически во всех производных примерного положения о библиотеке образовательного учреждения в части базовых функций встретится пункт о формировании культуры чтения.[24, С.165-174] Достаточно ли эффективно реализуется данная функция школьной библиотекой на основе традиционных форм работы в целях реализации образовательным учреждением социального заказа сегодняшнего дня? Не секрет, что большую часть информации мы воспринимаем через чтение. Россия сейчас не самая читающая в мире страна, это печальный факт. Но обращаем ли мы внимание на то, что и как читают дети? Если мы не видим «живую» книгу в руках у ребенка, значит ли это, что он не читает ничего вообще? Ответ очевиден – не означает совершенно, ибо современный уровень развития технологий дал в руки человеку Интернет-контент, электронные книги, электронные СМИ. А вот современная информационная культура (в том числе и культура чтения) на основе достижений в области ИКТ, передовых образовательных Интернет-практик должна закладываться в школе, как ключевом звене, реализующем социальный заказ общества. И решаться данная проблема должна в другой среде и другими технологичными средствами. К сожалению, развитие современных технологий часто воспринимается библиотекарем как попытка отобрать книгу традиционную. Но это глубокое заблуждение. Формально составной частью культуры чтения можно назвать семантическое распознавание знаковых последовательностей. И в этом плане источник (носитель) этих последовательностей читатель выбирает из субъективных предпочтений. Сколько раз мы проходили мимо медиа чтения? Рассмотрим потенциал текста 2.0. Книгу делают Книгой не прошитые листы, отпечатанные в типографии, а содержание, воспринятое нами через призму сознания и трансформируемое в знание [84, http://www.mediagram.ru/library/]. Стоит пояснить Web-технологии WEB 2.0 и Технологии WEB2.0 в учебном процессе. Web 2.0 не является технологией или каким-то особым стилем Web-дизайна. Для определения сути подходит определение Web2.0 как комплексного подхода к организации, реализации и поддержке Web-ресурсов. Сегодня это целая плеяда интернет-сервисов, позиционируемых как справочники и энциклопедии. Википедия представляет собой базу справочной информации с предоставлением практически каждому пользователю возможности редактировать данные. Блоги (интерактивные сетевые дневники) представляют собой один из самых ярких примеров использования принципов Web 2.0. Значительная часть Web-контента создается пользователями, а не владельцами ресурса. Для этого активно используют технологии RSS и FOAF, характерные для Web 2.0. Технология FOAF (FriendOf A Friend) дает пользователю возможность подписаться на новости и материалы тех пользователей, которые находятся в так называемом «списке друзей». Этим самым поощряется общение пользователей Сети. Стоит упомянуть и о веб-приложениях, как о части концепции Web 2.0. Все больше приложений получают свои Web-аналоги, избавляя пользователей от необходимости устанавливать программное обеспечение на локальном компьютере. Как правило, пользование web-сервисом обходится дешевле покупки аналогичных «не-web» программ. На культуре чтения строится познание. Таким образом, современная школьная библиотека должна вносить весомый вклад в личностные развитие и успешность. Выделяется проблема: библиотека, ориентированная на «школу-фабрику», в сочетании с традиционными формами и методами работы, не способствует реализации через образовательный процесс социального заказа, определяемого современной школе. Следовательно, необходим отход от традиционных форм работы школьной библиотеки, так как они становятся неэффективными. В этой связи вполне своевременным является появление и закрепление ФГОС школьного информационно-библиотечного центра, как закономерного результата эволюции школьной библиотеки[88, http://standart.edu.ru/]. Теперь определим место и роль ШИБЦ в образовательном процессе. Для этого вновь обратимся к Стандартам. Выделим лишь часть основных акцентов современного образовательного процесса: • Компетентностные подходы к обучению; • Здоровьесбережение; • Медиаобразование; • Информационная культура участников образовательного процесса. 1. С информационно-библиотечным центром мы встречаемся в части требований к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования» в категории «Материально-технические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования» в качестве материально-технической базы. Данный тезис дает нам основание полагать основной миссией данного субъекта образовательного процесса его ресурсное обеспечение.[88, http://standart.edu.ru/] Не менее интересными в контексте работы представляются информационно-методические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования в части информационно-образовательной среды школы. Цитируя ФГОС: > «Информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает в себя совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты и др.), культурные и организационные формы информационного взаимодействия, компетентность участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также наличие служб поддержки применения ИКТ». Здесь берем на заметку сущность «Служба поддержки применения ИКТ». «Информационно-образовательная среда должна обеспечить эффективную деятельность обучающихся по освоению основной образовательной программы основного общего образования и эффективную образовательную деятельность педагогических и руководящих работников по реализации основной образовательной программы основного общего образования…». Здесь фиксируем формирующий информационную культуру всех участников образовательного процесса аспект информационно-образовательной среды. [88, http://standart.edu.ru/] А теперь смоделируем образовательный процесс с заданными личностными и метапредметными результатами (предметные результаты «ближе» учителю) в информационно-образовательном пространстве школы, центром (ядром) которого выступает информационно-библиотечный центр (его модель). (Приложение 2) Хотелось бы отметить, как меняется парадигма информационно-образовательного пространства. Если несколько лет назад это была достаточно закрытая среда, обеспечивающая деятельность конкретного учреждения своими «внутренними» силами, то теперь картина меняется. Современные культурные и организационные формы информационного взаимодействия при условии соответствующей компетентности участников учебного процесса раздвигают границы образовательного пространства, оно начинает существовать «вне стен», что способствует его глобализации, обогащает, а, следовательно, положительно влияет на образовательный результат конкретного субъекта образовательной системы. И метапредметным ядром такого информационного пространства объективно должен стать информационно-библиотечный центр. Здесь видно ШИБЦ в центре образовательного процесса, обеспечивающим и координирующим взаимодействие, сотрудничество всех участников образовательного процесса (педагогов, учеников, родителей) в рамках основных образовательных программ, координирующим, развивающим внутришкольное образовательное сообщество и интегрирующим его с внешними образовательной и культурной средами. [24, С.67-75] В арсенале ШИБЦ мы видим современные ИКТ и Интернет-практики, повышающие качество образовательного процесса в целом, но, в первую очередь, способствующие формированию информационной культуры через соответствующие виды деятельности будущих активных участников информационного общества (что вполне может найти свое отражение в общих программах формирования и развития ИКТ-компетентности обучающихся, исследовательской и проектной деятельности, социальной деятельности…). Здесь специалисты ШИБЦ (в т.ч. школьный библиотекарь, педагог- библиотекарь) выступают как основные «проводники» современных технологий, консультанты педагогического коллектива и родителей, незаменимые помощники для ученика, «вооруженные» современными технологиями и методами работы. Именно с информационно-библиотечным центром будут ассоциироваться качественно новые задачи: * Ресурсное обеспечение образовательного процесса (с учетом специфики приоритетных направлений деятельности учреждения); * Формирование информационной культуры участников образовательного процесса через освоение новых видов деятельности (при этом повышение квалификации педагогов через освоение новых образовательных практик и инструментария силами как внутреннего, так и внешнего по отношению к субъекту сообщества становится одним из базовых направлений для качественной реализации образовательных задач). (Приложение 3) И именно к такому школьному информационно-библиотечному центру должны стремиться. Но выполнение любых задач в принципе невозможно без соответствующего ресурсного обеспечения. Исследуемая модель ШИБЦ будет недееспособна без обеспечения ресурсами нового качества, современными. Структура материально-технических ресурсов ШИБЦ отражена в тексте ФГОС.[88, http://standart.edu.ru/ ] Этой группе посвятим совсем мало времени в силу очевидной необходимости наличия в информационно-библиотечном центре компьютеров (минимум одного), оргтехники. Обязателен выход в Интернет во всех его зонах. Это все очень очевидно. Но самое простое, видимо, всегда порождает большие сложности. Информационные ресурсы. Группу информационных ресурсов мы поделим на две категории: * обеспечивающие деятельность ШИБЦ; * составляющие информационное поле деятельности. К первой категории отнесем нормативно-правовые регламентирующие документы, существующий состав которых вызывает больше вопросов, чем несет пользы (но это лейтмотив другого содержания). А вторая категория представляет собой все видовое многообразие информационных ресурсов, являющихся основой реализации целей учебного процесса. Снова обращаемся к ФГОС.[88, http://standart.edu.ru/] Условно разделим данную категорию информационных ресурсов следующим образом: > электронные учебные материалы и образовательные ресурсы Интернета; > печатные образовательные ресурсы по всем предметам учебного плана в фонде; > электронные информационно-образовательные ресурсы по всем предметам учебного плана в фонде; > дополнительная литература в фонде; > отдельной группой выделим ресурсы, создаваемые у....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: