- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Индивидуальная деятельность учителя иностранного языка как основа системного подхода.
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K001760 |
Тема: | Индивидуальная деятельность учителя иностранного языка как основа системного подхода. |
Содержание
ГЛАВА I 1.1. Индивидуальная деятельность учителя иностранного языка как основа системного подхода Системный подход в педагогике является способом построения педагогической деятельности как единого процесса, включающего в себя совокупность взаимосвязанных элементов и направленного на цели обучения и воспитания. Для уточнения понятия педагогической системы возьмем определение Н.В. Кузьминой: «Педагогическую систему можно определить как взаимосвязь структурных и функциональных элементов, подчинённых целям формирования в личности учащегося готовности к самостоятельному, ответственному и продуктивному решению задач в последующей системе» Автор представляет понятия структурных и функциональных компонентов таким образом: «Структурные компоненты — это основные базовые характеристики педагогических систем. <...> К ним можно отнести цели, учебную информацию, средства педагогической коммуникации, педагогов и учащихся». Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. М.: Высшая школа, 1989. Функциональные компоненты педагогических систем понимаются как «устойчивые базовые связи основных структурных компонентов, возникающие в процессе деятельности руководителей, педагогов, учащихся; они обусловливают движение, развитие, совершенствование педагогических систем и вследствие этого устойчивость, их жизнестойкость, выживаемость». Н.В. Кузьмина выделяет в педагогических системах гностический, проектировочный, конструктивный, коммуникативный и организационный функциональные компоненты. Методы системного педагогического исследования: учеб. пособие/под ред. Н.В. Кузьминой. М.: Народное образование, 2002 • Гностический компонент относится к сфере знаний и включает в себя знание предмета, способов педагогической коммуникации и психологических особенностей учащихся, область анализа ситуации обучения, постановку задачи и поиск ее решения, анализ процесса и результата обучения, сопоставление желаемых результатов с достигнутыми. • Проектировочный компонент относится к стратегии обучения, планированию процесса, выстраиванию этапов и сроков обучения. • Конструктивный компонент касается содержательной составляющей учебного процесса, разработке плана занятий, подготовке учебно-материальной базы. • Коммуникативный компонент включает в себя налаживание контакта между преподавателем и учащимся, подбор наиболее продуктивного в данной ситуации способа педагогического общения, применение знаний в области психологии с целью заинтересовать учащегося и повысить эффективность обучения. • Организационный компонент касается непосредственно организации учебного процесса на практике, его материальных и временных сторон, а также организацию информации в процессе ее передачи учащимся, организацию коллектива и различных видов деятельности учащихся. Интегративный подход к обучению предполагает выявление закономерностей и соответствий между целями, задачами, средствами, методами, формами и результатами обучения. По предложению А. С. Макаренко, при обучении следует применять так называемый закон параллельного действия, то есть взаимодействия воспитания и жизни общества, коллектива и личности. При параллельном действии обеспечиваются «свобода и самочувствие воспитанника», который выступает не только объектом, но и субъектом педагогического воздействия. Макаренко А.С. Педагогическая поэма // Пед. соч.: В 4 т. – М.: Правда, 1987. – Т.1. – С.149-570. Личности ученика и учителя в педагогической системе выступают как единый субъект, задающий цели и содержание обучения. Требования государственного образовательного стандарта не должны быть единственным критерием, в соответствии с которым преподаватель ставит задачи обучения. Данные требования следует соотносить с личными особенностями, способностями, возможностями, пожеланиями учеников. Для этого необходимо получить представление об их образовательном потенциале, индивидуальных характеристиках, оценить перспективы их интеллектуального и личностного развития. При обучении иностранным языкам индивидуальная деятельность преподавателя имеет основополагающее значение, так как именно посредством нее учащиеся будут воспринимать языковую картину мира изучаемого языка. Профессиональный преподаватель воспринимает процесс обучения прежде всего как осознанную деятельность, направленную на самоизменение учащегося. Подобное самоизменение невозможно без целенаправленной активности самого учащегося, и это делает мотивацию одним из важнейших компонентов успешного овладения языком. Мотивировать учащегося на такую активность — первостепенная задача преподавателя. Целью учителя иностранного языка должно выступать не только обучение ученика техническим языковым навыкам, но также развитие его коммуникативных, культурно-лингвистических и социальных навыков, которые приводят к формированию вторичной языковой личности. Термин «вторичная языковая личность», разработанный И.И. Халеевой, означает, в общих чертах, способность человека к коммуникации на межкультурном уровне. По Халеевой, «формирование «вторичной» языковой личности есть процесс становления совокупности способностей (компетенций) и личностных качеств, обеспечивающих готовность к иноязычному общению в межкультурной сфере, предполагающего: ? эффективное использование ИЯ в различных сферах деятельности; ? саморазвитие в языковой, образовательной и социокультурной среде». Халеева И.И. Вторичная языковая личность как реципиент инофонного текста. – М.: Издательство, 1995. Ю.Н. Караулов определяет языковую личность как: «совокупность способностей и характеристик человека, обуславливающих создание и восприятие им речевых произведений, которые различаются степенью структурно-языковой сложности, глубиной и точностью отражения действительности, определенной целевой направленностью». Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. – М.: Наука, 1987. – 53 с. Иначе говоря, создание вторичной языковой личности, которое является высшей целью изучения иностранного языка, требует комплексного подхода, включающего в себя не только изучение чисто «технических» аспектов языка — грамматики, фонетики, лексики — но и развитие личностных качеств, делающих ученика субъектом эффективной коммуникации. В свою очередь, эта задача требует особых качеств от преподавателя языка. Среди основных из них можно назвать: ? профессиональное знание своего предмета — иностранного языка; ? осведомленность в вопросах культуры носителей преподаваемого языка; ? владение педагогическими техниками, умение доступно преподносить информацию, системность подхода к обучению, etc; ? психологическая подкованность; ? хорошие коммуникативные навыки; ? интуиция, эмпатия, лидерские качества; ? изобретательность, креативность, способность действовать с учетом индивидуальных особенностей учащегося. 1.2. Профессиональные компетенции учителя иностранного языка В педагогической литературе понятие «компетентность» стало известным относительно недавно. В начале 1970-х гг. оно появилось в западной литературе, а в конце 1980-х гг. в отечественной. Так начало зарождаться новое направление: компетентностный подход в образовании. Сущность данного подхода к педагогической деятельности определяется двумя основными понятиями: компетенция и компетентность. Согласно толковому словарю под редакцией Д. И. Ушакова, различия между этими понятиями в русском языке определяются следующим образом: «Компетентность – осведомлённость, авторитетность; компетенция – круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом, кругом полномочий». Доктор педагогических наук Н. И. Алмазова определяет компетенции как знания и умения в определенной сфере человеческой деятельности, а компетентность – как качественное использование компетенций. Алмазова, Н. И. Когнитивные аспекты формирования межкультурной компетентности при обучении иностранному языку в неязыковом вузе: автореф. дисс. д-ра пед. наук / Н. И. Алмазова. – СПб., 2003. – 47 с. Таким образом, можно подытожить: педагогическая компетенция — это стратегия деятельности, относящаяся к определенной области задач и процессов в образовательной сфере, которая служит для эффективного достижения поставленных целей в рамках этой сферы. К компетенциям можно отнести различные качества, способствующие решению педагогических задач. Например: ? знания и опыт в конкретной области, ? умение применить эти знания на практике, ? особые способы и приемы применения этих знаний, ? умение действовать в рамках существующих требований и ограничений, ? умение импровизировать сообразно конкретной педагогической ситуации, etc. Педагогическая компетентность, в свою очередь — это владение системой вышеописанных стратегий, позволяющее комплексно применять их на практике для продуктивной педагогической деятельности и определяющее профессионализм преподавателя. Из этого следует, что компетенции – составные части компетентности. Компетенции любого преподавателя можно условно разделить на три категории по их функциям: ключевые, предметные и специальные. Ключевые компетенции являются общими для всех преподавателей, они находятся за рамками всех учебных дисциплин и относятся к педагогическому профессионализму в целом. Предметные компетенции определяют профессионализм учителя в рамках преподавания конкретного предмета. Специальные компетенции имеют узкую направленность и служат для решения сопутствующих задач при обучении конкретному предмету. Рассмотрим сперва компетенции, общие для всех преподавателей, а затем — дополнительные компетенции, необходимые именно для преподавателей иностранного языка. Ключевые компетенции преподавателя включают в себя: • Владение общими дидактическими методами: демонстрация, рассказ, объяснение, лекция, решение проблемных ситуаций, исследование, оценка; • Владение приемами, позволяющими сформировать, систематизировать знания учеников; • Владение коммуникативными приемами, умение обеспечить эмоциональный контакт; • Умение обеспечить деловое взаимодействие на уроке; • Владение современными технологиями обучения и современными электронными средствами; • Умение обеспечить качество обучения, рефлексия, самоконтроль; • Владение психологическими навыками, позволяющими снизить стрессовые факторы в обучении и повысить мотивирующие факторы. К предметным компетенциям относятся: • Коммуникативная компетенция; • Практическое применение мультимедийных современных средств обучения; • Контролирующая компетенция: способность следить за соответствием обучения требованиям и стандартам выбранного курса обучения и образовательной системы; • Творческая компетенция, позволяющая разработку новых обучающих материалов в соответствии с конкретной ситуацией; • Межличностная компетенция, позволяющая наладить педагогическую коммуникацию и найти индивидуальный подход к ученику; • Интерактивная компетенция, позволяющая выстроить стратегии эффективного взаимодействия с учащимися. К специальным компетенциям преподавателя относятся: • Программная компетенция, касающаяся знания определенной программы обучения и практического умения действовать в ее рамках; • Профильная компетенция — овладение содержанием данной программы обучения и умение доступно подавать его ученикам; • Межпредметная компетенция, позволяющая интегрировать и взаимосвязывать знания из разных дисциплин; • Диагностическая компетенция, позволяющая выявлять склонности и способности каждого ученика, его личностные особенности и образовательный потенциал, подбирая оптимальные способы подачи материала, подходящие для конкретных механизмов усвоения информации; • Мотивирующая, позволяющая стимулировать интерес к обучению и вовлечь в деятельность; • Организационная компетенция, обеспечивающая четкость организации педагогического процесса и гармоничную групповую динамику. Профессиональная компетентность учителя иностранного языка включает в себя ряд особых компетенций. В.И. Блинов, К.С. Махмурян, Е.Н. Соловова рассматривают профессиональную компетентность учителя иностранного языка как «синтез, неразрывное единство содержательного и структурного компонентов, реализуемых через коммуникативную компетенцию в области родного и иностранного языков, филологическую компетенцию, психолого-педагогическую компетенцию, социальную компетенцию, методическую компетенцию, компенсаторную компетенцию, общекультурную компетенцию, педагогическое и языковое мышление, личностные качества.» Дубровина Т. С. К вопросу о профессиональной компетентности будущих учителей иностранных языков // Молодой ученый. — 2011. — №4. Т.2. — С. 86-89. Рассмотрим содержание компетенций учителя иностранного языка более подробно. В список ключевых компетенций учителя иностранного языка входят: • Дидактическая компетенция: владение общими методами в рамках обучения иностранному языку; • Систематизирующая компетенция: владение приемами, позволяющими систематизировать знания учеников; • Эмпатийная, или коммуникативно-психологическая компетенция: владение коммуникативными приемами, умение обеспечить эмоциональный контакт; • Интерактивная компетенция: знание о том, как выстроить продуктивную коммуникацию для погружения в языковую среду; • Умение обеспечить качество обучения, рефлексия, самоконтроль, стремление к развитию своих педагогических навыков; • Владение психологическими навыками, позволяющими снизить стрессовые факторы в обучении и повысить мотивирующие факторы. К предметным компетенциям учителя иностранного языка относятся: • Лингвистическая компетенция. Она включает в себя следующие аспекты: а) работа с лексико-грамматическими методическими материалами, б) тренировка лексико-грамматических навыков, в) формирование у учащегося навыков оформления речи. • Дискурсивная компетенция, отвечающая за: а) формирование у учащегося навыков построения текстов, б) формирование диалогических и монологических навыков, в) разработку учителем коммуникативных заданий • Прагматическая компетенция, к которой относятся: а) передача учащимся смыслов, б) обучение их восприятию и пониманию, в) обучение учащихся формированию речевого намерения и достижению результата. • Стратегическая компетенция, включающая в себя: а) разработку преподавателем стратегии коммуникации, б) развитие гибкости речевых форм у учащегося, в) обучение учащегося выстраиванию речевой стратегии и обхода препятствий. • Социокультурная компетенция, включающая: а) разработку кросскультурных стратегий б) формирование культурной осведомленности у учащегося в) формирование понимания норм и традиций страны изучаемого языка • Коммуникативная компетенция, позволяющая организовать общение на иностранном языке в рамках урока; • Практическое применение мультимедийных современных средств обучения иностранному языку; • Контролирующая компетенция: способность следить за соответствием обучения требованиям и стандартам выбранного курса обучения и образовательной системы; • Творческая компетенция, позволяющая разработку новых обучающих материалов по иностранному языку в соответствии с конкретной ситуацией; • Межличностная компетенция, позволяющая наладить педагогическую коммуникацию и найти индивидуальный подход к ученику; К специальным компетенциям преподавателя относятся: • Программная компетенция, касающаяся знания определенной программы обучения языку и практического умения действовать в ее рамках; • Профильная компетенция — овладение содержанием данной программы обучения языку и умение доступно подавать его с учетом специфики предмета; • Межпредметная компетенция, позволяющая интегрировать и взаимосвязывать знания из области преподаваемого языка с другими предметами (учитывая, что любые дисциплины воспринимаются человеком через призму используемого им языка); • Диагностическая компетенция, позволяющая выявлять склонности и способности каждого ученика, его личностные особенности и образовательный потенциал, подбирая оптимальные способы подачи материала, подходящие для конкретных механизмов усвоения информации; • Организационная компетенция, обеспечивающая четкость организации педагогического процесса и гармоничную групповую динамику. • Мотивирующая, позволяющая стимулировать интерес к обучению и вовлечь в деятельность, объяснить пользу изучения иностранного языка и перспективы, которые он открывает. 1.3. Методы исследования деятельности и личности учителя иностранного языка Для улучшения качества процесса обучения и выявления сильных и слабых сторон компетентности учителя используются различные методы исследования деятельности преподавателя. Профессиональный стандарт педагогической деятельности содержит систему требований к компетентности педагога, которые определяют уровень его готовности к успешной деятельности в контексте своего предмета. В рамках данных требований можно обозначить шесть ключевых пунктов: 1. Личностная компетентность: обладание личностными качествами, необходимыми для продуктивности образовательного процесса; 2. Компетентность в целеполагании: адекватная постановка задач и целей обучения; 3. Компетентность в мотивации: умение заинтересовать учащихся и стимулировать их к изучению предмета; 4. Стратегическая компетентность: профессионализм в разработке учебной программы и составлении планов; 5. Информационная компетентность: профессионализм в построении содержательной основы обучения; 6. Организационная компетентность: способность организовать образовательные процессы как в информационном, так и в материально-временном плане. В процессе анализа и самоанализа педагогической деятельности становится понятно, как педагог осуществляет целеполагание, мотивирует учеников, разрабатывает программы и принимает педагогические решения, организует деятельность, обеспечивает ее информационное наполнение. Методы педагогического исследования подразделяются на теоретические (методы теоретического исследования), эмпирические (методы изучения деятельности учителя на практике), и статистические. Теоретические методы предназначены для интерпретации, анализа и обобщения собранных эмпирических фактов на основе профильной литературы, архивных материалов и нормативных документов, регламентирующих программу и процесс обучения. В теоретическом исследовании применяется метод аналогий, построение гипотез и мысленного эксперимента, прогнозирование, моделирование. Эмпирические методы служат для сбора фактов о деятельности преподавателя в практических условиях и их последующей оценки. Основным показателем профессионализма учителя иностранного языка служат результаты учащихся. Таким образом, ключевым опытным методом исследования является проверка языковых навыков учащихся, оценка их владения иностранной речью, грамматикой, лексикой, знания социокультурного контекста страны изучаемого языка. Тем не менее, поскольку образовательный процесс есть взаимодействие учителя и ученика, результаты этого процесса зависят от учителя лишь до определенной степени. К эмпирическим методам исследования деятельности учителя иностранного языка также относятся: • наблюдение, анализ урока, выводы, сопоставление ожидаемого и наблюдаемого; • изучение результатов деятельности учеников в контексте их динамики; • анкетирование; • интервьюирование; • изучение материалов, используемых для обучения; • рефлексия и самооценка учителя; • методы оценки и контроля: тестирование, шкалирование, реализуемое на основе рейтинга и самооценки, etc; При анализе данных, собранных при изучении педагогической деятельности, теоретические и эмпирические методы, как правило, используются комплексно вместе со статистическими методами, чтобы установить количественные закономерности между рассматриваемыми фактами. Самооценка наряду с данными анализа компетентности является важнейшим информационным источником для оценки деятельности педагога. Эксперт может использовать ее результаты для построения уточняющего собеседования с преподавателем, выработки рекомендаций по его дальнейшему профессиональному росту. Адекватность самооценки педагога может быть использована как дополнительный источник оценки его рефлексивных способностей. Методика оценки уровня квалификации педагогических работников. Под ред. В.Д. Шадрикова, И.В. Кузнецовой. – М., 2010 — с. 44 Анализ преподавателем собственной деятельности является неоценимо полезным стимулом к повышению его педагогических навыков. Переосмысливая свою профессиональную деятельность, преподаватель находит новые способы преодоления ошибок и затруднений. Способность к самоанализу является личностным качеством, необходимым для преподавателя. Такой подход предполагает наличие у преподавателя развитых логических, когнитивных, аналитических и ассоциативных способностей, способности к здоровой самокритике и стремления к самосовершенствованию. В контексте преподавания иностранного языка, преподаватель также должен обладать критическим отношением к себе, что должно побуждать его к непрерывному повышению уровня своих знаний. Учитывая, что язык — постоянно развивающееся явление, учитель должен следить за возникающими и уходящими тенденциями, пополнять свой словарный запас неологизмами, быть в курсе новейших веяний в области технологии обучения и в области социокультурной жизни стран, связанных с преподаваемым языком. Кроме того, специфика языка как предмета предполагает его неотрывность от абсолютно всех дисциплин, так как все явления в мире познаются через призму языка. Это означает, что профессиональный преподаватель иностранного языка должен обладать такими личностными качествами, которые позволят ему постоянно развивать общий кругозор во всех сферах человеческого бытия: это любознательность, эрудиция, стремление к знанию и самопознанию, любовь к своему предмету. Способность преподавателя к самодиагностике основывается на умении проводить оценку собственной деятельности и формированию потребности в этой оценке. Способность к самоанализу связана с механизмом внутренней саморегуляции, с функционированием которого связано зарождение индивидуального рефлексивного сознания. Это имеет непосредственное отношение к развитию у преподавателя таких личностных стремлений как самовыражение, самоутверждение, самореализация в педагогической практике. ВЫВОД Целью преподавателя иностранного языка является не только обучение ученика техническим языковым навыкам. Кроме чисто технических аспектов языка, преподаватель должен стремиться развить коммуникативные, культурно-лингвистические и социальные навыки учащегося. Помимо этого, необходимо также развивать личностные качества ученика, которые помогут ему осознанно подойти к процессу обучения и сформировать навыки самообразования, систематизации и усвоения изучаемого содержимого. Поскольку эффективность в изучении языка невозможна без сознательного волевого усилия и активной деятельности самого учащегося, одна из задач преподавателя — мотивировать учащегося на данную активность. Преподаватель, ставя цели обучения, должен ориентироваться не только на формальные требования, предъявляемые стандартами образования. Следует обязательно учитывать также индивидуальные особенности ученика, его личностные и психологические характеристики, интеллектуальный и образовательный потенциал, предпочтительные способы усвоения информации. Чтобы обучение происходило максимально продуктивно, взаимодействие учителя с учеником должно строиться на взаимном уважении. В современной педагогике распространен компетентностный подход к преподавательской деятельности. Педагогическая компетенция — это стратегия деятельности, относящаяся к определенной области задач и процессов в образовательной сфере, которая служит для эффективного достижения поставленных целей в рамках этой сферы. Педагогическая компетентность — владение системой таких стратегий, позволяющее комплексно применять их на практике для продуктивной педагогической деятельности. Педагогическая компетентность характеризует профессионализм преподавателя. Компетенции – составные части компетентности. Компетенции преподавателя можно условно разделить на три категории по их функциям: ключевые, предметные и специальные. • Ключевые компетенции универсальны для всех преподавателей, они выходят за пределы всех учебных дисциплин и относятся к педагогическому профессионализму в целом. • Предметные компетенции определяют профессионализм учителя в рамках преподавания конкретного предмета. • Специальные компетенции имеют узкую направленность и служат для решения сопутствующих задач при обучении конкретному предмету. Для учителя иностранного языка в рамках преподавания его предмета важнейшими компетенциями являются лингвистическая, дискурсивная, прагматическая, стратегическая и социокультурная компетенции. Для улучшения качества процесса обучения иностранным языкам используются различные методы исследования деятельности и личности преподавателя. Существует ряд методов для оценки различных сторон его компетентности. Системы этих методов подразделяются на теоретические, эмпирические и статистические и обычно применяются в совокупности. Базовыми методами являются оценка достижений учащихся во владении языком и их динамика, интервьюирование преподавателя, анализ урока, материалов обучения и способа ведения педагогического процесса учителем. Один из наиболее эффективных методов исследования педагогической деятельности — самоанализ преподавателя. Анализ преподавателем собственной деятельности является неоценимо полезным стимулом к повышению его педагогических навыков. Переосмысливая свою профессиональную деятельность, преподаватель находит новые способы преодоления ошибок и затруднений, что ведет к самосовершенствованию и повышению качества обучения. ГЛАВА II 2.1 Изучение компетенций учителей иностранного языка на основе самоанализа и самооценки Профессиональная квалификация каждого учителя определяется наличием у него компетенций и личных качеств, важных в его сфере деятельности. Проведение анализа данных компетенций является важным условием для изучения и развития педагогического потенциала учителя, повышения квалификации и качества обучения. «Профессиональная квалификация является интегральным образованием, включающим в себя профессиональный опыт, мотивацию, личностные качества и другие профессиональные характеристики. Она непосредственно влияет на качество и результативность деятельности работника, обеспечивает готовность и способность выполнения различных профессиональных задач». Методика оценки уровня квалификации педагогических работников. Под ред. В.Д. Шадрикова, И.В. Кузнецовой. – М., 2010 – c. 13 Необходимым фактором для изучения и развития педагогического потенциала является способность учителя адекватно оценивать собственную деятельность. Более того, подобная самооценка в перспективе является одним из самых эффективных способов повышения качества обучения. В параграфе 1.3. мы выяснили, что для преодоления трудностей в педагогической деятельности и развития учителя как профессионала применяется профессионально-личностный анализ педагога. Для проведения такого анализа и получения точных результатов, учитель должен иметь четкие представления о профессиональных компетенциях, которыми он должен обладать, о ситуации в классе (конфликты между учащимися, их личностные характеристики, способность к восприятию материала. особенности социальной обстановки и т.д.), так как именно на них основывается качество образования. Основная гипотеза данного исследования заключается в следующем: профессионализм учителя иностранного языка напрямую зависит от его педагогических компетенций, которые условно подразделяются на три категории — ключевые, предметные и специальные — а также от личностных качеств учителя и его умения здраво оценивать достоинства, недостатки и перспективы развития своей деятельности. Целью данного исследования является изучение профессиональных компетенций учителя иностранного языка на основе анализа и оценки учителями собственной педагогической деятельности. Задачи исследования: 1. Изучить литературу по проблематике. 2. Организовать исследование деятельности учителя иностранного языка. 3. Провести анализ полученных данных. Для подтверждения выдвинутой гипотезы использованы следующие методы исследования: ? анализ литературы по проблеме; ? анкетирование; ? самоанализ, оценка своей работы преподавателями; ? анализ собранных данных; ? обобщение и систематизация педагогического опыта. В качестве испытуемых были выбраны учителя иностранного языка Нюрбинского технического лицея, преподаватели КНФ. Для проведения исследования были использованы методы, которые позволяют испытуемым оценить собственную профессиональную деятельность, проанализировать и скорректировать ошибки: ? самоанализ ? самооценка ? шкалирование Проведенное нами исследование, а также анализ принципов и критериев, применяемых в отечественной и зарубежной педагогике, легли в основу системы оценки уровня профессиональной компетентности учителей иностранного языка, которая может применяться на практике в рамках средней школы. Описанная система оценки была разработана на основе следующих критериев: • Систематичность. На практике нередко бывает, что процедура оценки деятельности учителей сводится к отдельным случаям, эпизодическим мероприятиям и проводится нерегулярно. В идеале, преподавательская деятельность должна наблюдаться и анализироваться с самого начала работы и оцениваться непрерывно в ее динамике. Необходимо оценивать ее поэтапно, исходя из того, что на каждом новом витке профессионального роста преподаватель достигает нового уровня развития. • Комплексность, всесторонность. Во многих учебных заведениях наблюдается недостаточно серьезное отношение в подходе к оценке преподавательской деятельности, в результате чего ей не хватает комплексности, системности. Деятельность учителя оценивается не в совокупности, а фрагментарно и однобоко, как правило, с какой-нибудь одной стороны и по выборочным и зачастую случайным критериям, на усмотрение оценивающего. Рассматриваемая система предполагает комплексный подход, охватывающий все базовые компетенции преподавателя: глубина знания своего предмета, владение методикой, стратегический подход к обучению, планирование образовательного процесса, организация занятия. • Относительная объективность. Преподаватель в данном исследовании — не только объект, но и субъект оценки, который сознательно вовлекается в оценочный процесс. Он может проанализировать свою педагогическую деятельность исходя из реальной ситуации, сверяясь с существующими стандартами преподавания. Таким образом можно рассчитывать на определенный уровень объективности в оценке, хотя в целом она, естественным образом, будет иметь субъективный характер. Рассматриваемый здесь подход выполняет не только контролирующую функцию: его основное предназначение направлено на совершенствование преподавательского мастерства. Согласно принципу всестороннего подхода к вопросу, оценка деятельности преподавателя производится на разных стадиях развития его профессионализма: на этапе вхождения в профессию, в ходе планового мониторинга педагогической деятельности, самоанализа и повышения педагогической компетентности. Казарицкая Т. Компетентность учителя: инструментарий оценки и самооценки //Директор школы. – 2004. - №6. – С.16-24 Следуя предложенной методике, в рамках рассматриваемого системного подхода нами была составлена анкета с вопросами для самостоятельной оценки деятельности преподавателя иностранного языка и ответами в виде чисел от 0 (очень легко) до 4 (очень трудно) по нарастающей. Эта анкета подходит для использования в различных ситуациях, требующих оценки преподавательских навыков: поступление на работу, анализ деятельности и профессионального развития учителя, подготовка к аттестации и ее процесс ее проведения. Эти вопросы позволяют преподавателю самостоятельно проанализировать и скорректировать свою деятельность, также администрация школы может контролировать развитие своих кадров как профессионалов. Вторая часть анкеты содержит вопросы, связанные с оценкой преподавателями своих личностных качеств, важных в их профессиональной деятельности. Она требует более развернутых ответов в свободной форме, которые позволяют увидеть, каким образом данный преподаватель мыслит и как он видит себя со стороны. Основная задача опросников по самоанализу за рамками их контролирующей функции — развивать в преподавателе сознательное, критическое отношение к своим профессиональным качествам, открывать перед ним картину его умений и перспективы их развития. Тем не менее, важно учитывать, что для адекватной профессиональной самооценки необходимо давать преподавателю возможность постоянно сравнивать результаты своей самооценки с объективными данными и независимыми требованиями. Согласно вышеупомянутому, систематичная комплексная оценка позволяет регулярно проводить диагностику уровня педагогической деятельности, и самое главное, определять области, в которых требуется доработка. На основании данных о том, какие стороны учителя считают сильными, а в каких хотелось бы повысить уровень своей компетентности, можно планировать мероприятия, направленные на повышение профессионального уровня учителей. 2.2 Анализ результатов исследования В рамках проведенного исследования педагогической деятельности были опрошены учителя иностранного языка Нюрбинского технического лицея. Заполненные ими анкеты приведены в приложениях. Ниже приводится анализ полученных данных. Ответы Сергеевой А.А. начинающего преподавателя английского языка (см. приложение 1), показывают, что это начинающий преподаватель, хотя и не обладающим пока большим опытом, однако имеющий адекватную самооценку и способный оценить свои сильные и слабые стороны. Ответы анкеты говорят о том, что у данного учителя нет проблем с мотивацией и интересом к работе, однако из-за отсутствия опыта ей пока сложно стратегически планировать обучение английскому языку, учитывая поставленные цели. Не имея в своей профессиональной деятельности достаточного количества примеров, трудно предсказать, какого объема занятий будет достаточно для достижения поставленной цели, какую эффективность будут иметь конкретные материалы для конкретной категории учеников, как проще уложиться в заданные сроки и т. д. Также могут возникать сложности с предусматриваемвозможных затруднений, учащихся в занятиях. Это вполне естественно, поскольку у молодого учителя еще нет обширного представления о распространенных типах ошибок и затруднений, возникающих при изучении языка. Другая сторона этого учителя, требующая проработки и также связанная с неопытностью — это отсутствие фундаментального владения психологическими механизмами, позволяющими дисциплинировать учеников. В классе эти механизмы работают, поскольку учитель умеет заинтересовать учеников, задействовать их в обучающей активности, которая не только полезна с образовательной точки зрения, но еще и развлекательна. Но дома, где им приходится выпо....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: