- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Индивидуализация и дифференциация обучения на уроках информатики
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W013244 |
Тема: | Индивидуализация и дифференциация обучения на уроках информатики |
Содержание
Зайдуллина Виктория Юрьевна учитель информатики первой категории МКОУ «СОШ №7» пгт. Талинка, ХМАО-Югра ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ Аннотация: в работе рассмотрен вопрос индивидуализации и дифференциация обучения на уроках информатики. Автор пришел к выводу, что дифференцированный подход в процессе обучения и воспитания направлен на воспитание каждого ученика внутренне свободной личностью, ищущей свое место в обществе в соответствии со своими задатками, формирующимися ценностными ориентациями, интересами и склонностями с тем, чтобы жить в полной, осмысленной и творческой жизнью. Ключевые слова: индивидуализация, дифференциация, обучение, урок информатики. Введение. Информатика как учебный предмет была введена в школы с 1 сентября 1985 г. и получила название «Основы информатики и вычислительной техники». Стратегической целью этого являлось всестороннее овладение молодежью вычислительной техникой, как важным фактором ускорения научно-технического прогресса в стране. За время своего существования менялись ценностные ориентиры обучения информатике: алгоритмическая культура, компьютерная грамотность, информационная культура. Академик Н.Н. Моисеев сказал: «Зародившись в недрах науки о процессах управления – кибернетики, информатика... буквально на наших глазах из технической дисциплины о методах и средствах обработки данных при помощи средств вычислительной техники превращается в фундаментальную естественную науку об информации и информационных процессах в природе и обществе». На современном этапе развития школы огромное внимание уделяется поиску и углублению новых форм работы с учащимися. Сейчас одной из главных задач, которые стоят перед учителем, является задача не просто дать знание ученику, но и сформировать его как личность, развить его творческие способности. Развивающееся общество предъявляет постоянно возрастающие требования к совершенствованию воспитания и обучения в современной общеобразовательной школе. Одной из актуальных и наиболее значимых задач современной школы по повышению качества обучения является развитие у учащихся стремления к самостоятельной познавательной деятельности, творческой активности, умения ставить и решать проблемы. Эта сложная и многоплановая проблема решается в настоящее время в различных направлениях. Большое внимание уделяется изменению самого содержания обучения, внедрению в учебный процесс новых методов обучения, а также использованию в обучении специальных принципов и приемов: развитие мышления; развитие познавательной активности; организация работы малыми группами. Значительно менее разработанным направлением в области развития познавательной деятельности и творческой активности является изучение роли дифференцированного подхода в формировании познавательной деятельности и логического мышления, предполагающего повышение творческой активности на основе широкого использования механизмов взаимосвязи особенностей личности и ее познавательных возможностей. Обновление всех сфер общественной жизни со всей определённостью выявило потребность изменения форм индивидуального обучения подрастающего поколения. Они становятся более демократическими, появляется возможность широкого выбора. В условиях гибкой, вариативной социальной практики повышается значимость индивидуального подхода в обучении как способа освоения личностью произвольных высших форм индивидуального обучения, при которых человек является активным субъектом социального выбора. Возрастает социальная потребность в как можно более раннем приобщении каждого нового члена общества к сложной практике индивидуального обучения в педагогической системе. Проблема индивидуальных различий детей и их дифференцированного обучения давно волнует учителей и учёных и является не только социально-психологической и философской, но и собственно педагогической проблемой. Дифференциация обучения является в настоящее время одним из ключевых направлений обновления школы. Информатика, как учебный предмет, предоставляет особенно большие возможности для реализации дифференциации обучения, которые обусловлены: ? во-первых, потенциалом информационных технологий, принесенных в учебный процесс информатикой. ? во-вторых, широкими межпредметными связями этой учебной дисциплины. ? в-третьих, значительной прикладной составляющей содержания обучения – средства информационных технологий и методы их использования в различных областях деятельности человека, которая предоставляет собой естественную сферу дифференциации содержания обучения. Необходимость дифференцированного подхода к учащимся вытекает из того, что учащиеся различаются своими задатками, типами памяти, уровнем подготовки, восприятием окружающего мира, чертами характера. Задача учителя состоит в том, чтобы дать возможность учащимся проявить свою индивидуальность, фантазию, творчество, избавить их от чувства страха и вселить уверенность в свои силы. Дифференцированное обучение позволяет каждому ученику работать в своём оптимальном темпе, даёт возможность справиться с заданием, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы учения. Целиизадачи Главная цель общеобразовательной школы – способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать её творческие возможности, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребёнка с учётом его возрастных особенностей – это личностно-ориентированное образование. Задачи: 1. Выявление задатков и способностей каждого учащегося. 2. Совершенствование способностей и навыков учащихся при индивидуальном руководстве. 3. Различное построение процесса обучения в группах. Широкое использование различных форм, методов обучения и организации учебной деятельности на основе результатов психолого-педагогической диагностики учебных возможностей, склонностей, способностей учащихся. Понятия «индивидуализация» и «дифференциация» обучения Дифференциация обучения – это создание условий для обучения детей, имеющих различные способы и проблемы путём их организации в однородные (гомогенные) группы. Индивидуализация обучения – это взаимодействие учителя с группой учащихся по индивидуальной модели с учётом их личностных особенностей, способностей. Организациядифференцированногоподходавобученииинформатики Содержательная основа уровневой дифференциации – наличие нескольких вариантов программ учебной дисциплины, отличающихся глубиной и объёмом материала. Значение данной дифференциации состоит в том, что педагог хорошо знает: ? учебные возможности ученика; ? его личные качества, которые играют огромную роль в усвоении учебного материала; ? опирается на обратную связь с учеником на каждом уроке. Положительные стороны дифференциации: ? исключение уравниловки и усреднения детей; ? повышение уровня мотивации учения в группах с высоким и достаточным уровнем учебных достижений; ? объединение детей в группы равных по способностям учащихся для облегчения и усвоения предметного материала; ? создание щадящих условий для слабых учащихся. Учитель получает возможность: ? помогать слабому ученику, уделять большее внимание сильному (в обычном режиме – наоборот). ? не снижать общий уровень преподавания. ? эффективно работать с учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам. ? создать оптимальные условия для более сильных учащихся. ? изменить «Я» – концепцию ребёнка: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех. Хорошо организованная дифференциация невозможна без хорошо организованной обратной связи на уроке. Обратная связь в обучении может быть: Внешней: ученик – учитель; учитель – ученик. Внутренней: ученик – ученик; Чёткое функционирование обратной связи в заданном временном режиме является непременным условием эффективного управления процессов обучения. Основные принципы обратной связи: ? принцип свободы выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора); ? принцип открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса); ? принцип деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности; ученик должен использовать свои знания); ? принцип идеальности (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся); ? принцип обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приёмов обратной связи). Чем более развита всякая система – техническая, экономическая, социальная или педагогическая, тем больше в ней механизмов обратной связи. Урок будет успешным, если учитель учитывает и настроение учеников, и степень их заинтересованности, и уровень понимания. У учителя есть целый ряд подходов, позволяющих постоянно реализовывать приём обратной связи в учебном процессе, главным из которых является постоянный и системный контроль продвижения учащегося в своём учении и развитии. Существуют разнообразные виды работы, которые способствуют накоплению оценок у учащихся, стимулируют их обучение, отражают объективную картину усвоения ими материала. Выявление способностей каждого учащегося и формирование групп 1 группа: ? высокий уровень, могут работать самостоятельно. 2 группа: ? средний уровень, могут применять разобранный алгоритм. 3 группа: ? слабый уровень, могут выполнять задания по образцу. Дифференцированное обучение представляет собой форму деления класса по уровню обучаемости. Но при делении учащихся на группы существуют как свои плюсы, так и минусы. К положительным аспектам можно отнести: ? исключается уравниловка детей; ? облегчается усвоение материала в слабых группах; ? более быстрое продвижение сильных учащихся в образовании; ? повышается уровень самосознания учащихся; ? возможность эффективно работать с «трудными»; ? повышается уровень мотивации учащихся; ? обучение ориентировано на «зону ближайшего развития ученика»; ? возможность помогать «слабому». ? отрицательные аспекты: ? высвечивается социально-экономическое неравенство; ? деление детей по уровню развития не гуманно; ? перевод в слабые группы плохо отражается на самооценке детей; ? понижается уровень самосознания: в элитарных группах возникает иллюзия исключительности; ? понижается уровень мотивации обучения в слабых группах; ? слабые лишаются возможности тянуться за более сильными, получать от них помощь, соревноваться с ними; ? дополнительные силы и время для составления и проверки разноуровневых заданий; ? несовершенство диагностики. Дети с пониженной обучаемостью требуют особой формы учебной деятельности, это очевидно. Ребёнок, у которого неустойчивое внимание, не развита память, не сможет выполнить многие из традиционных заданий, в этом случае требуется особая форма предъявления материала. А дети с повышенной обучаемостью? Они также нуждаются в особом внимании учителя для развития своих способностей. Разноуровневые задания: ? карточки; ? тесты; ? создание презентаций; ? практические задания. Причем в зависимости от групп учащихся я выбираю репродуктивные или творческие задания. В особой помощи нуждаются слабые ученики. Задача учителя – довести их до уровня средних, обучить приёмам рациональной умственной деятельности. Работа должна организоваться, чтобы со временем степень самостоятельности школьников возрастала, а доза помощи учителя постепенно снижалась. Информатика, как ни один другой школьный предмет, допускает рассмотрение практически любой учебной задачи в двух уровнях сложности: ученик выполняет требуемое задание с использованием привычной (или посильной) ему информационной технологии или же ученик жестко следует поставленным требованиям. Например, при решении задач по теме «Моделирование» учащиеся выбирают, каким способом им обсчитывать поведение модели: при помощи калькулятора, с использованием Excel или написать программу на алгоритмическом языке. В зависимости от специфики содержания материала и с учетом возрастных психофизиологических особенностей обучающихся можно выбрать следующие методы обучения и соответствующие им приемы преподавания и приемы учения: Метод: репродуктивный. Приемы преподавания: упражнения на запоминание; устный опрос; игра. Приёмы учения: решение по образцу; повторение. Примеры: при изучении прикладных программ MSOffice, используются карточки с заданием с пошаговым алгоритмом (см. Приложение 1). Метод: объяснительно-иллюстративный. Приемы преподавания: сообщение; объяснение; показ действий; беседа. Приёмы учения: просмотр презентаций, видеороликов; прочтение информации. Примеры: использование мультимедийных презентаций; электронные справочники и энциклопедии; ЦОРы. Метод: частично-поисковый Приемы преподавания: самостоятельная работа; беседа; игра. Приёмы учения: решение познавательных задач; участие в беседе; самостоятельные обобщения; составление плана. Примеры: после изучения темы даются задания поискового характера (например, см. Приложение 2). Метод: проблемный. Приемы преподавания: постановка проблемы, создание проблемной ситуации, разрешение проблемной ситуации, анализ полученного решения проблемной ситуации. Приёмы учения: выполнение логических операций, рассказ, осмысление учебного материала, составление плана. Примеры: Виртуальные лабораторные работы с использованием обучающих программ (например, см. Приложение 3) Метод: исследовательский Приемы преподавания: сопоставление с новыми фактами, консультация, анализ, оценка, организация эксперимента, анализ известных фактов, управление исследовательской деятельностью. Приёмы учения: осознание учебной проблемы, самостоятельное выдвижение гипотезы по решению задачи, проведение эксперимента, соотнесение результатов с выдвинутым предположением, обобщение по проблеме в целом. Примеры: Интегрированные уроки по методу проектов, результатом которых является, например, создание web-страниц, web-сайтов, проведение телеконференций, создание базы данных и т. д. Заключение И в заключении хотелось бы сказать, что дифференцированный подход в процессе обучения и воспитания направлен на воспитание каждого ученика внутренне свободной личностью, ищущей свое место в обществе в соответствии со своими задатками, формирующимися ценностными ориентациями, интересами и склонностями с тем, чтобы жить в полной, осмысленной и творческой жизнью. Воспитание и обучение человека – задача сложная, многогранная, всегда актуальная. В каждом ребенке заложен огромный потенциал, реализация которого во многом зависит от взрослых. И задача учителя главным образом состоит в том, чтобы помочь ученику стать свободной, творческой и ответственной личностью, способной к самоопределению, самоутверждению и самореализации. Список литературы 1. Оданоол А.М. Конкурс Учитель года - 2017 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/user/881278/page/konkurs-uchitel-goda-2017 (дата обращения: 28.05.2018). ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: