VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Имена собственные и их функции в художественном произведении

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K010614
Тема: Имена собственные и их функции в художественном произведении
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ 
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение 
высшего образования 
«Забайкальский государственный университет»
(ФГБОУ ВО «ЗабГУ»)



Факультет филологии и массовых коммуникаций
Кафедра русского языка и методики его преподавания





КУРСОВАЯ РАБОТА

     Имена собственные и их функции в художественном произведении
     (на материале романа М.Булгакова «Белая гвардия»)
      
                                                  
                                       Исполнитель: 
                                       Большешапова С.А., 
                                       студентка группы РЛ–14     
                                                                                                          
                                       Научный руководитель: к.ф.н.,                            
                                       доц. каф. РЯиМП  
                                       Е.О. Филинкова 
     
                                                                                                         
     
     
     
Чита 2017
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. Имя собственное как объект теоретических исследований
1.1. Понятие имени собственного, его отличия от имён нарицательных
1.2. Типы имён собственных
1.3. Особенности использования имён собственных в художественном тексте
Вывод к главе I
Глава II. Имена собственные в романе М. Булгакова «Белая гвардия»
2.1. Особенности текста романа
2.2. Парадигматический аспект использования имён собственных
2.2.1. Типы имён собственных по специфике денотативного значения
2.2.2. Типы имён собственных по типу употребления
2.2.3. Типы имён собственных по морфологическому составу
2.3. Синтагматический аспект использования имён собственных
2.3.1. Употребление антропонимов
2.3.2. Употребление топонимов
Вывод к главе II
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
   



   
   
   
ВВЕДЕНИЕ
    
ГЛАВА I. ИМЯ СОБСТВЕННОЕ КАК ОБЪЕКТ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
    1.1. Понятие имени собственного, его отличия от имён нарицательных
    Имя собственное – это существительное, называющее предмет, лицо или явление как единичное, индивидуальное, безотносительно к признакам, служащим для выделения класса предметов (Сидоров, Татьяна, Москва, Волга, Малая Медведица, «Адмирал Нахимов», «Униженные и оскорблённые», «Патетическая»). Противопоставлено имени нарицательному. Границы зон собственных и нарицательных имён нечётки (в разных лингвистических традициях по-разному квалифицируются, например, этнонимы, катойконимы). [Варбот, 1998]
    Имя собственное уникально потому, что, в отличие от нарицательного, является средством индивидуализированного обозначения предмета. Основное назначение имён нарицательных – называть неопределённые объекты, в соотношении с известным классом понятий, подобным свойством собственных имён является называние определённых объектов внутри известных классов. Таким образом, у этих классов одна функция, которая реализуется по-разному.
    Разграничение нарицательного и собственного имён происходит внутри единой номинативной функции, которая направлена на то, чтобы в одном случае ввести этот предмет в класс, а в другом – различить этот предмет среди ему подобных. Речь идет о дифференциации номинативно – классифицирующей и номинативно-дифференцирующей функций. Различие нарицательных и собственных имен проявляется, как известно, в семантике; «в соотношении языка и речи к активному и пассивному запасу языка; к естественной и искусственной номинации; к возможности перевода на другие языки; в грамматических знаниях и формах» [Суперанская, 1969. С. 8–9].
    По образному выражению Н.В. Подольской, «...апеллятив подобен постоянной тени, сопровождающей имя собственное и способствующей его мотивированности» [Подольская, 1988. С. 32]. Один из древнейших способов связи имен нарицательных и собственных – онимизация апеллятива.
    Имя собственное, индивидуализируя лицо или объект, выделяет частное из целого. В отличие от нарицательного, имя собственное обычно дается единичному предмету, становясь его собственностью. В сознании дателя имя собственное связывается с определенным лицом или предметом, несмотря на то, что оно может повторяться. Это позволяет говорить о неразрывной связи значения имени собственного с денотатом. В значении имен собственных В.А. Никонов, например, выделяет несколько пластов. Первый – доономастическое значение имени – не всегда точно определимо даже специалистами, например, Париж – город племени паризеев. Второй – ономастический пласт – в большей степени связан с экстралингвистикой: Париж – столица Франции. Наконец, третий – отономастический – проявляется лишь у части носителей языка на базе ассоциаций с местом пребывания («Париж Ветхого Завета» – А.С. Пушкин о Содоме), с личностью (Наполеон для Раскольникова). Называя человека Мишей или собаку – Тузиком, мы соотносим эти имена с определенными носителями, образы которых возникают у нас при произнесении онима.
    Проблема связи имени и предмета обозначения относится к актуальным еще со времен платоновских «Диалогов» и полемики реалистов с номиналистами. «С позиции конвенциальности знака подобная связь признается условной, в реальном обиходном общении осознание внутренней формы слова не играет первостепенной роли, главная характеристика знака – целевая предназначенность, основанная на заместительности (материального) носителя, – не требует актуализации имя наречения как первого этапа существования знака»; «с «позиции не конвенционального знака между предметом и обозначающим его словом существует прямая связь, эта связь носит сакральный характер, имя предмета в явном или скрытом виде выражает сущность этого предмета, и процесс имянаречения неизбежно основан на понимании такой связи» [Карасик, 2002. С. 52].
    Мотивированность имён собственных отличается от мотивированности нарицательных. Ономастическая номинация вторична, т.к. зачастую все участвующие в ней слова употребляются не в основном апеллятивном значении и вне связей с именем нарицательным. Ономастическая мотивировка имен не связана, как нарицательная, с метафоризацией. Собственные онимы не сохраняют первоначальный признак при метафорических изменениях, поэтому речь идет об особом ономастическом употреблении лексем (трусливого, невзрачного человека могут назвать Львом, Пушком может оказаться огромная собака, станция метро «Киевская», находится не на Украине, а в Москве и т.п.). Это возможно потому, что «имя живет в истории, как и всякое слово, но не в пример слову, потому что оно становится символом некоторой жизненной эссенции определенного качества... оно всегда имеет значение, и очень при том тяжеловесное» [Булгаков, 1998. С. 130]. Дополнительные значения могут приобретать ассоциации, имевшие место в номинации, несмотря на исчезающую со временем мотивировку имён собственных.
    Номинативная функция является доминирующей для имен собственных, хотя и не единственной. В речи, в зависимости от ситуации, имена собственные служат основой сообщения, выполняя при этом коммуникативную функцию. Нередко онимам присуща экспрессивно–эмоциональная функция, отрицательная или положительная оценка которой зависит от отношения имя дателя к обозначаемому предмету или явлению: прозвище Слон в одной ситуации может быть дано грубому, неуклюжему человеку, в другой – массивному, но добродушному. Экспрессивно–эмоциональная функция определяется обстоятельствами и условиями, в которых происходил процесс именования.
    Итак, имя собственное – это существительное, называющее предмет, лицо или явление как индивидуальное, единичное.
    
    1.2 Типы имён собственных
    В языкознании выделяется особый раздел – ономастика (греч. onomastike – искусство давать имена; onomasticos – относящийся к имени), занимающийся изучением собственных имен. Ономастикой называется и совокупность всех собственных имен. К ним относятся имена личные, отчества, фамилии, прозвища людей, клички животных, названия городов, рек, морей, стихийных бедствий, небесных тел и др. В этом значении ономастика имеет термии-дублет онимия, который соотносится со словом оним. 
    Собственные имена, относящиеся к людям, называются антропонимами, а наука, которая занимается их изучением, – антропонимикой. Географическими названиями – топонимами – занимается топонимика. 
    Среди собственных имен более всего топонимов. Ученые выделили несколько видов топонимов, взяв за основу классификации характер именуемого объекта. 
    Земная поверхность весьма разнообразна, и каждый объект имеет свое название. Имена гор, хребтов, пиков, долин, ущелий и других элементов рельефа местности объединяются в одни разряд – оронимы; названия пещер, гротов, пропастей, колодцев составляют разряд спелеонимов; гидронимы – это названия морен, озер, рек, ручьев, прудов, водохранилищ; дримонимы – наименования леса (или его части), бора, рощи. 
    Особый разряд образуют ойконимы – названия населенных пунктов: городов, поселков, деревень, станиц, аулов – и урбанонимы – названия внутригородских объектов: улиц, площадей, переулков, набережных, проспектов, памятников, театров, музеев, гостиниц и т. д. 
    Космонимы и астронимы – названия галактик, звездных скоплений, туманностей, созвездий, планет, комет, астероидов. 
    Наименования зон космического пространства, галактик, созвездий (например: Лев, Змееносец, Млечный Путь) изучает космонимика, а имена отдельных небесных тел (Земля, Марс, Сатурн) – астронимика. 
    Кроме антропонимов, топонимов, астронимов и космонимов, выделяется еще несколько разрядов собственных имен. К ним относятся: зоонимы – собственные имена (клички) животных (например: собака Белка, кот Борис, Снежок, корова Буренка, обезьяна Динки); хрононимы – собственные имена отрезков времени (например: Петровская эпоха, Новый год); анемонимы – собственные имена стихийных бедствий, в том числе урагана, циклона, тайфуна (например, ураганы Бетси, Алиса, Флора); теонимы – имена богов, богинь и других мифических лиц (например: Перун, Стрибог; Юпитер, Венера, Посейдон, Гермес; Будда, Шива). 
    
    
    1.3. Особенности использования имён собственных в художественном тексте
    Имена собственные или онимы, наряду с традиционно выделяемыми средствами создания образности – тропами, являются специфическими средствами языковой выразительности. Попадая в мир литературы, они становятся важным художественным средством в системе текста и всего творчества писателя.
    Функционально–эстетическая ценность имени собственного в пространстве художественного текста неоднократно отмечалась в трудах В.В. Виноградова, А.В. Суперанской, Ю.Н. Тынянова, Ю.А. Карпенко, В.Н. Михайлова и многих других учёных. «Вопрос о подборе имен, фамилий, прозвищ в художественной литературе, о структурных их своеобразиях в разных жанрах и стилях, об их образных характеристических функциях и т.п. <…> это большая и сложная тема стилистики художественной литературы», – писал В.В.Виноградов в своей книге «Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика». [Виноградов, 1963]
    Для обозначения сравнительно нового направления в исследовании имён собственных в художественном тексте лингвисты используют термин «литературная ономастика».
    Литературная ономастика изучает особенности употребления имен собственных в тексте художественного произведения и за его пределами. Она исследует отражение реальной и вымышленной ономастики на основе их индивидуального преломления и применения в творчестве каждого писателя и отдельного текста.
    Система онимоупотребления каждого писателя индивидуальна и самобытна и во многом зависит от литературного направления и жанра создаваемых произведений. В представленной работе попытаемся проанализировать позиции, с точки зрения которых возможен анализ ономастической лексики художественных произведений.
    Все имена собственные художественного текста вместе взятые составляют ономастическое пространство или ономастикон текста, которое делится на несколько полей: по тематическим разрядам имён собственных и другим признакам. В ономастическое пространство текста входят и производные образования от имён собственных, их разного рода окказионализмы (контекстуальные имена собственные).
    Сам ономастикон текста, его состав, отбор и взаимодействие имен собственных с контекстом определяется законами жанра и художественного метода писателя, родом и видом литературного произведения, и законами его построения в поэзии, прозе и драме, соответствием сюжетно–тематическому содержанию текста, эстетической нагрузкой имени в ближайшем и широком контексте и многими индивидуально–неповторимыми творческими особенностями стиля писателя в целом.
    У каждого писателя немало таких семантически мотивированных имён, фамилий, названий, но они никогда не заполнят всё ономастическое пространство художественного текста, в нём встречаются разные типы имён собственных, в том числе и «косвенно–мотивированные» социальной сферой, национальным колоритом, историческими нормами именника личного и фамильного.
    Можно выделить несколько групп семантически мотивированных имён:
    1. Характерологические, «откровенно-значимые» имена: Скотинин (Д.И.Фонвизин «Недоросль»), Хорь, лесник Бирюк (Тургенев «Записки охотника») и др.;
    2. Внешне немотивированные, этимология которых раскрывается через другой язык или исторически. Например, Н.Н.Грин, жена писателя А.Грина, раскрывает этимологию имени Ассоль, возводя его к испанскому словосочетанию al sol, para al sol – «к солнцу»;
    3. Имена со сниженной экспрессией;
    4. Естественные имена и фамилии.
    5. Особый тип экспрессивной мотивировки имен собственных в художественном тексте наблюдается благодаря звуковым ассоциациям:
    1) Звуковые повторы придают юмористический оттенок: Чичиков, Добчинский-Бобчинский, Акакий Акакиевич (Н.В.Гоголь);
    2) Неблагозвучная фонетическая экспрессия вызывает негативные ассоциации: Свидригайлов, Фердыщенко (Ф.М.Достоевский);
    3) Звуковые повторы, переклички, экспрессивность, которые проявляются через контекст произведения и образ персонажа: Родион Романович Раскольников (Ф.М.Достоевский), Евгений Онегин (А.С.Пушкин).
    6. Целиком вымышленные имена и названия, не имеющие внутренней формы (мотивировки), а только фонетическую экспрессию. Например, в повести И. Ефремова «Час быка»: Фай, Чеди, Олла, Тивисса, Чойо–Чогаз.
    По участию имени собственного в развитии сюжета (по композиционной роли в тексте называемых объектов, действующих лиц и др.) возможно деление на:
    – сюжетные и внесюжетные (упоминаемые);
    – в свою очередь, сюжетные имена делятся на главные и эпизодические.
    По морфологическому составу встречаются имена:
    – простые (Обломов, Штольц – «Обломов» И.А.Гончаров);
    – сложные (чаще всего к ним относят двуосновные имена героев, например, Святослав в «Слове о полку Игореве»);
    – составные (например, двойные фамилии – Сквозник-Дмухановский в «Ревизоре» Гоголя).
    По встречаемости в ономастическом пространстве одного писателя различаются имена:
    – единичные;
    – повторяемые, например, Нехлюдов у Л.Н. Толстого, прозвище «Дунькин муж» в «Моих университетах» и «Варварах» М. Горького.
    Можно отметить, что ономастические единицы – неотъемлемые компоненты пространства художественного текста, они являются связующим, конструктивным элементом содержательно-смыслового пространства и структуры текста. Имена собственные участвуют в создании смысловой многомерности текста, являются средством воплощения авторского замысла и художественной идеи произведения.
    Имя собственное в художественном произведении выполняет ряд художественных функций, к которым относятся идентификация, обеспечение единства восприятия, характеризация персонажа, формирование его образа и сюжета произведения, формирование субъектно-объектных отношений, пространственно-временной и композиционной организации произведения, реализация интертекстуальных связей.
    От того, как определена ведущая функция имени, во многом зависит интерпретация как самого имени, так и образа персонажа, и произведения в целом. Выполняемые именем собственным функции проявляются в их взаимодействии с другими именами произведения.
    Выявление связей в ономастической системе возможно только при условии соотнесения с системой персонажей, сюжетом, композицией, стилистическими средствами воплощения авторского замысла. Анализ ономастикона произведения позволяет определить основные координаты художественного мира автора, приблизиться к пониманию авторской концепции и адекватной интерпретации произведения. 
    
    
    
    Вывод к ГЛАВЕ I
    

Список литературы
1. Ж. Ж. Варбот, А. Ф. Журавлёв. Краткий понятийно–терминологический справочник по этимологии и исторической лексикологии. — Российская академия наук: Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН, Этимология и история слов русского языка. 1998. – 54 с
2. А.В. Суперанская. Структура имени собственного: (фонология и морфология). Издат. Наука. 1969.  – 207 с.
3. Н.В. Подольская. Словарь русской ономастической терминологии. М.: Наука. 1988.  – 192 с.
4. В.И. Карасик. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Монография. Волгоград: Перемена, 2002. – 477 с.
5. С.Н. Булгаков. Философия имени. СПб: Наука. 1998.  – 448 с.
6. Л.А. Введенская, Н.П. Колесников. Этимология: Учебное пособие. — СПб.: Питер. 2004. — 221 с.
7. В.В. Виноградов. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М.: Изд–во АН СССР. 1963. – 255 с.

13

.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44