VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Сюжетно-ролевая игра как средство коммуникативного развития детей среднего дошкольного возраста

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W000734
Тема: Сюжетно-ролевая игра как средство коммуникативного развития детей среднего дошкольного возраста
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МАГНИТОГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 
ИМ. Г.И. НОСОВА

          
Институт педагогики, психологии и социальной работы
Кафедра дошкольного образования
Направление подготовки Психолого-педагогическое образование

Допустить к защите
Заведующий кафедрой
__________/С.Ф. Багаутдинова/
«___» _______________ 2016 г.




      
      ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
      
         Обучающегося     Волковой Ирины Анатольевны
      
      На тему:___Сюжетно-ролевая игра как средство коммуникативного развития детей среднего дошкольного возраста
      
      
      ВКР выполнена на ____ страницах
      
      
      Руководитель  __________доцент, к.п.н., доцент Санникова Лилия Наилевна
                                        (подпись, дата)              
      
      
      
      
      
       
Нормоконтроль и проверка                                                        Обучающийся  ___________
             на антиплагиат выполнены.                                                                                    (подпись)
             Оригинальность текста ___%                                                      «_____» __________ 2016 г.
____________ / _____________ /
(подпись, дата)   (Ф.И.О.)			 


Магнитогорск 2016  


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МАГНИТОГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 
ИМ. Г.И. НОСОВА

Кафедра дошкольного образования

УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий кафедрой
___________/С.Ф. Багаутдинова/
«___» _______________ 2016 г.


ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

ЗАДАНИЕ

Тема: Сюжетно-ролевая игра как средство коммуникативного развития детей среднего дошкольного возраста

                  Обучающемуся       Волковой Ирине Анатольевне
      
      Тема утверждена приказом № ________ от __________ 2016 г.
      
      Срок выполнения «___» ___________ 2016 г.
      Исходные данные к работе:
      1. Изучить особенности коммуникативного развития детей среднего дошкольного возраста.
      2. Определить роль сюжетно-ролевых игр в развитии детей среднего дошкольного возраста.
      3. Охарактеризовать специфику использования сюжетно-ролевых игр как средства коммуникативного развития детей среднего дошкольного возраста.
      4. Провести анализ состояния проблемы исследования в практике дошкольного учреждения.
      5. Описать реализацию комплекса сюжетно-ролевых игр как средства коммуникативного развития детей среднего дошкольного возраста.
      6. Сделать выводы по описанию результатов экспериментальной работы.
      Перечень вопросов, подлежащих разработке в выпускной квалификационной работе:
      1. Особенности коммуникативного развития детей среднего дошкольного возраста.
      2. Роль сюжетно-ролевых игр в развитии детей среднего дошкольного возраста.
      3. Специфика использования сюжетно-ролевых игр как средства коммуникативного развития детей среднего дошкольного возраста.
      4. Анализ состояния проблемы исследования в практике дошкольного учреждения.
      5. Реализация комплекса сюжетно-ролевых игр как средства коммуникативного развития детей среднего дошкольного возраста.
      6. Описание результатов экспериментальной работы.
      Руководитель: __________________________________ /______________/
      				(подпись, дата)
      Задание получил: _______________________________  /______________/
      					(подпись, дата)
ОТЗЫВ
на выпускную квалификационную работу, 
выполненную обучающимся группы зДОППб-11-1
Волковой Ириной Анатольевной,
на тему «Сюжетно-ролевая игра как средство коммуникативного развития детей среднего дошкольного возраста»

     При проведении научного исследования студентка разработала и теоретически обосновала процесс коммуникативного развития у детей среднего  дошкольного возраста.
     В теоретической части своего исследования Ирина Анатольевна провела анализ психолого-педагогической литературы и выделила особенности коммуникативного развития у детей дошкольного возраста, обосновала роль сюжетно-ролевых игр в формировании коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста.
     Экспериментальную часть своего исследования И.А.Волкова посвятила изучению проблемы исследования в образовательной практике. Так, студентка подобрала диагностические методики и изучила уровень коммуникативного развития у детей среднего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении на констатирующем и контрольном этапе эксперимента. Обобщила результаты диагностического исследования и сделала выводы. Проведенное диагностическое исследование и теоретические положения первой главы позволили студентке разработать комплекс сюжетно-ролевых игр, направленных на коммуникативное развитие детей среднего дошкольного возраста. Следует отметить, что Ирина Александровна доказала выдвинутую гипотезу об эффективности разработанного ею комплекса.
     Заключение, представленное в работе, обосновано и логично выстроено в соответствии с содержанием и решаемыми задачами исследования.
     По материалам научно-исследовательской работы И.А.Волкова приняла участие в Международном студенческом форуме (2016 г.) с докладом - «Развитие коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста посредством игровой деятельности».
     Выпускная квалификационная работа студентки носит завершенный характер, соответствует требованиям, предъявляемым к научно-исследовательским работам, заслуживает оценки «отлично». 
     И.А.Волкова заслуживает присвоения квалификации бакалавр по направлению 44.03.02 Психолого-педагогическое образование.
     
     
     
     
     
Научный руководитель                                    Санникова Л.Н., к.п.н., доцент

      
     РЕФЕРАТ
      Объем работы: 62 стр.
      Количество приложений: 0.
      Количество иллюстраций: 10.
      Количество таблиц: 8.
      Количество использованных источников: 60.
      Ключевые слова: коммуникативное развитие, сюжетно-ролевая игра, дети среднего дошкольного возраста, руководство сюжетно-ролевой игрой, методика изучения сюжетно-ролевой игры как средства коммуникативного развития детей среднего дошкольного возраста, констатирующий эксперимент, контрольный эксперимент.
      Объект исследования – коммуникативное развитие детей дошкольного возраста.
      Предмет исследования – коммуникативное развитие детей среднего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры. 
      Цель исследования – разработать, теоретически обосновать и  экспериментально проверить комплекс сюжетно-ролевых игр, направленных на коммуникативное развитие детей среднего дошкольного возраста.
      Методологическая основа исследования:
      1. Положения об игре как ведущем виде деятельности (В.П. Арсентьева, Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Е.Д. Макарова, Д.В. Менджерицкая, Д.Б. Эльконин). 
      2. Теоретические основы коммуникативного развития детей дошкольного возраста (Т.П. Авдулова, В.В. Гербова, Е.А. Смирнова, Г.Р. Хузеева, Л.В. Чернецкая).
      3. Положение о сюжетно-ролевой игре как средстве коммуникативного развития детей среднего дошкольного возраста (Е.А. Смирнова, Н. Васюкова, Л.А. Венгер, Т.Р. Кислова, Н.В. Краснощекова, З.И. Курцева, Л.В. Чернецкая, Н.М. Юрьева).
      Теоретическая значимость исследования:  обоснована роль сюжетно-ролевых игр в развитии коммуникативных способностей детей среднего дошкольного возраста.
      Практическая значимость исследования: разработан комплекс сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие коммуникативных способностей у детей среднего дошкольного возраста.
      Рекомендации по внедрению: разработанная методика изучения сюжетно-ролевой игры как средства коммуникативного развития детей среднего дошкольного возраста может быть рекомендована в массовую практику педагогам ДОУ.
      Область применения: дошкольное образование.
      Прогнозные предложения о развитии предмета исследования: введение эффективной методики сюжетно-ролевой игры как средства коммуникативного развития детей среднего дошкольного возраста позволит повысить эффективность профессиональной деятельности педагога в ДОУ.
      
      
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ	……………………………………………………………………..……..6
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ	………...11
1.1 Особенности коммуникативного развития детей среднего дошкольного возраста	…………………………………………………………………………….…11
1.2 Роль сюжетно-ролевых игр в развитии детей среднего дошкольного возраста	………………………………………………………………………..….…..16
1.3 Специфика использования сюжетно-ролевых игр как средства коммуникативного развития детей среднего дошкольного возраста…………………………………………………………………..…….….….22
2 ОПИСАНИЕ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ	…………………………………………………..28
2.1 Анализ состояния проблемы исследования в практике дошкольного учреждения……………………………………………………………………..…….28
2.2 Реализация комплекса сюжетно-ролевых игр как средства коммуникативного развития детей среднего дошкольного возраста.….….. ..41
2.3 Описание результатов экспериментальной работы………………….…….52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	……………………………………………………………..……….59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..………63










     ВВЕДЕНИЕ
     C января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Федеральный государственный образовательный стандарт – новый тип документа, который учитывает передовые традиционные подходы и инновационные идеи организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста.
     Введение и реализацию ФГОС ДО нужно представлять как инновационную деятельность, реализация которой зависит от исследования её роли в образовательной практике всеми участниками образовательных взаимоотношений: педагогами дошкольных образовательных организаций, родителями воспитанников, специалистами управляющих структур различного уровня.
     Стандарт позиционирует разнообразие детства и имеет направленность на позитивное формирование ребенка, при этом учитывает индивидуальные потребности, проявление инициативы и интересов, его возможности на различных этапах реализации образовательной программы дошкольного образования.
     Каждый ребенок, посещавший дошкольное образовательное учреждение, имеет возможность полноценной жизни и развития, активного участия в специфических видах деятельности для детей: игровой, коммуникативной, продуктивной, двигательной, познавательно-исследовательской.
     В связи с внедрением ФГОС в образовательный процесс ДОУ поменялись формы, методы организации образовательной деятельности.
     К содержанию образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» относятся:
     – формирование игровой деятельности дошкольников;
     – привитие элементарных общепринятых норм и правил взаимодействия с ровесниками и взрослыми (в том числе моральным);
     – развитие гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
     Дошкольный возраст является самым подходящим классическим возрастом игры. В это время появляется и получает самую отчетливую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике исследователи называют сюжетно-ролевой (творческой).
     Сюжетно-ролевая игра представляет собой деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные роли взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях копируют (или моделируют) жизнь взрослых и их взаимоотношения.
     Социальное развитие – это процесс, во время которого ребёнок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Ребенок дошкольного возраста воспринимает окружающий его социальный мир не так, как его воспринимают и понимают взрослые. Это происходит в силу малого жизненного опыта, особенностей развития, восприятия, мышления, воображения, высокой эмоциональности.
     Игра представляет собой главную форму деятельности детей дошкольного возраста. Игра очень значима для интеллектуального и социально-личностного становления ребенка, потому что игровая ситуация требует от каждого участника, который включен в нее, определенной коммуникативной способности, также для корректирования его представлений об окружающем мире. Сюжетно-ролевая игра, по сравнению с остальными видами деятельности, из-за своих особенностей гарантирует детскую активность, самостоятельность, самовыражение, самодеятельность.
     Актуальность обогащения социального опыта дошкольников зависит от важности изучения игровой деятельности для разработки адекватного плана дошкольного образования. Согласно практике, современные дошкольники не только мало играют, но и не умеют играть. А это значит, что у них не формируется активность, любознательность, воображение, творчество, важные коммуникативные навыки. Поэтому в связи с этим возникает необходимость помощи дошкольникам в овладении навыками сюжетно-ролевой игры.
     ФГОС предусматривает  становление дошкольников по  усвоению норм и ценностей, которые приняты в обществе, причем сюда включаются моральные и нравственные  ценности; формирование общения и взаимодействия дошкольников со взрослыми и  сверстниками; развитие  самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; формирование социального  и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; развитие готовности к совместной деятельности со сверстниками; становление уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых.
     Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, которые обладают характерным набором нравственных качеств, необходимых для будущей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
     Опыт работы ДОО показывает, как важно развивать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, организовать общее психическое развитие, формировать предпосылки  учебной деятельности и качеств,  которые необходимы для адаптации к школе и успешного  обучения в начальных классах.
     Объектом исследования является коммуникативное развитие детей дошкольного возраста.
     Предметом исследования является коммуникативное развитие детей среднего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры.
     Цель исследования – разработать, теоретически обосновать и  экспериментально проверить комплекс сюжетно-ролевых игр, которые направлены на коммуникативное развитие детей среднего дошкольного возраста.
     Гипотеза исследования: процесс коммуникативного развития средних дошкольников будет протекать эффективно, если в образовательном процессе дошкольной организации будет целенаправленно реализован комплекс сюжетно-ролевых игр.
     Задачи исследования:
     1. Изучить особенности коммуникативного развития детей среднего дошкольного возраста.
     2. Определить роль сюжетно-ролевых игр в развитии детей среднего дошкольного возраста.
     3. Охарактеризовать специфику использования сюжетно-ролевых игр как средства коммуникативного развития детей среднего дошкольного возраста.
     4. Провести анализ состояния проблемы исследования в практике дошкольного учреждения.
     5. Описать реализацию комплекса сюжетно-ролевых игр как средства коммуникативного развития детей среднего дошкольного возраста.
     6. Сделать выводы по описанию результатов экспериментальной работы.
     Методологическая основа исследования:
     1. Положения об игре как ведущем виде деятельности (В.П. Арсентьева, Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Е.Д. Макарова, Д.В. Менджерицкая, Д.Б. Эльконин). 
     2. Теоретические основы коммуникативного развития детей дошкольного возраста (Т.П. Авдулова, В.В. Гербова, Е.А. Смирнова, Г.Р. Хузеева, Л.В. Чернецкая).
     3. Положение о сюжетно-ролевой игре как средстве коммуникативного развития детей среднего дошкольного возраста (Е.А. Смирнова, Н. Васюкова, Л.А. Венгер, Т.Р. Кислова, Н.В. Краснощекова, З.И. Курцева, Л.В. Чернецкая, Н.М. Юрьева).
     Методы исследования: анализ психолого–педагогической литературы; диагностические методики; педагогический эксперимент; методы обработки полученных данных.
     Теоретическая значимость исследования:  обоснована роль сюжетно-ролевых игр в развитии коммуникативных способностей детей среднего дошкольного возраста.
     Практическая значимость исследования: разработан комплекс сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие коммуникативных способностей у детей среднего дошкольного возраста.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
     1.1 Особенности коммуникативного развития детей среднего дошкольного возраста
     
     Коммуникация представляет собой процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации. В более широком философском смысле коммуникацию рассматривают как «социальный процесс, связанный либо с общением, обменом мыслями, сведениями, идеями и так далее, либо с передачей содержания от одного сознания к другому посредством знаковых систем» [7, с. 45]. 
     Для изучения роли коммуникативных навыков в формировании личности дошкольников нужно охарактеризовать понятие «навыки». Термином «навыки»  трактуют как автоматизированные способы выполнения действий. А коммуникативные навыки, по нашему мнению, приравниваются к навыкам общения [10, с. 5].
     Формирование коммуникативных навыков детей дошкольного возраста еще не изучено подробно, хотя на данный момент есть немалый объем методической организации коммуникативно-ориентированного воспитания. (Б.В. Беляев, И.Л. Бим, Г.Е. Ведель, П.Б. Гурвич, И.А. Зимняя, В.П. Кузовлев, А.А. Леонтьев, Е.И. Пассов, В.Л. Скалкин, Б.В. Царькова, Э.П. Шубин). Проблема поисков эффективных технологий, применение которых обеспечило бы решение задач развития личности ребенка дошкольного возраста, находится только в стадии разработки. 
     В рамках личностно-деятельностного подхода выделяют многие закономерности развития общения детей. Большую роль в понимании данных законов сыграли М.И. Лисина, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова, Л.В. Чернецкая и др.
     Общение является и условием, и результатом развития дошкольника для полноценного развития познавательной сферы. Кроме того, общение оказывает значительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, его эмоциональное благополучие, развитие самосознания и познания других людей. Коммуникативная функция является одной из главных функций речи, которые развиваются в дошкольном возрасте. Еще в раннем детстве ребенок использует речь как средство общения, но он общается лишь с близкими или хорошо знакомыми людьми. Общение в данном случае появляется по поводу конкретной ситуации, в которую включены взрослые и сам ребенок [10, с. 5]. 
     Общение в конкретной ситуаций по поводу тех или иных действий и предметов происходит с помощью ситуативной речи. Эта речь, как отмечают Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова, представляет собой вопросы, которые возникают в связи с деятельностью или при знакомстве с новыми предметами или явлениями, ответы на вопросы, определенные требования [7, с. 45]. 
     Отметим, что должен уметь ребенок среднего дошкольного возраста, чтобы совместно со сверстниками играть, чтобы его признавали.
     Во-первых, у ребенка возникает большой интерес к ровесникам, и от внутрисемейных отношений дошкольник переходит к более широким отношениям с миром. Уже в 4 года он не может существовать без сверстников. Вся жизнь ребенка теперь происходит в игре. Совместная игра превращается в более сложный вариант, у нее возникает разнообразное сюжетно-ролевое наполнение (игры в больницу, в магазин, в войну, разыгрывание любимых сказок). Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. В игре дошкольники учатся сотрудничать и разрешать конфликты, пытаются устранить недоразумения и ссоры. В игре происходит формирование самооценки малыша. Общение со сверстниками занимает все большее место в жизни ребенка. 
     Не можем мы обойти стороной еще одну особенность детей среднего дошкольного возраста – активная любознательность, заставляющая детей постоянно задавать вопросы обо всем, что они видят. Они готовы все время говорить, обсуждать различные вопросы. Возраст 4–5 лет – возраст «почемучек». И, конечно же, познавательный интерес лучше всего реализуется в увлекательном разговоре или занимательной игре [10, с. 12]. 
     На 4–5 году жизни происходит развитие творческих способностей дошкольников. И это еще одна характерная черта. Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий. Он совершает успехи в рисовании и лепке. К пяти годам словарный запас дошкольника превышает 2000 слов. В нем появляются абстрактные понятия (счастье, добро, любовь). Ребенок уже может четко назвать свое имя, фамилию, свой возраст и даже адрес проживания. 
     К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Возрастает объем памяти, начинает развиваться образное мышление, увеличивается устойчивость внимания. В среднем дошкольном возрасте ребенок начинает напоминать «вечный двигатель». Сидит только тогда, когда что-то делает. Он может двигаться 24 часа в сутки, «исследуя» все, что попадается на пути [7, с. 38]. 
     Выделим еще одну характерную черту среднего дошкольного возраста, появляющуюся как следствие развитого воображения – страхи. Средний дошкольный возраст – период расцвета страхов. Ребенок боится сказочных персонажей, темноты, неприятных снов, собак, глубины. Их очень много, этих детских страхов. И к ним нельзя относиться пренебрежительно. Ребенок чувствует себя недостаточно защищенным перед огромным миром. 
     Как считает В.В. Гербова, коммуникативное развития детей среднего дошкольного возраста характеризуется развитием свободного общения с взрослыми и детьми, а также развитием всех компонентов устной речи, практическим овладением нормами речи [10, с. 5]. 
     Как считают многие исследователи, в коммуникативном развитии детей среднего дошкольного возраста можно определить две основные области: развитие общения со взрослыми и развитие со сверстниками [54, с. 48]. 
     С помощью общения со взрослыми ребенку обеспечиваются защита и безопасность, внутренняя базовая модель общения, познание социальных норм. В дошкольном возрасте ребенок проходит несколько стадий развития общения со взрослыми. Данные стадии исследователь М.И. Лисина определила как формы общения. Так, в возрасте 3–5 лет у детей среднего дошкольного возраста со взрослыми преобладает внеситуативно-познавательная форма общения; содержание потребности – уважение взрослого, мотив – познавательный [28, с. 27]. 
     Для детей среднего дошкольного возраста характерна ситуативноделовая форма  общения со сверстниками. Сверстник по своей привлекательности в этом возрасте начинает обгонять взрослого и становится предпочитаемым партнером общения, что связано с изменением ведущей деятельности [1, с. 12]. 
     Главным содержанием коммуникативного общения детей среднего дошкольного возраста становится деловое сотрудничество, которое необходимо отличать от соучастия. При эмоционально-практическом общении дети действовали рядом, но не вместе, им важно было внимание и соучастие сверстника. При ситуативно-деловом общении дошкольники заняты общим делом, им нужно согласовывать свои действия и учитывать активность своего партнера для достижения общего результата. Такого рода взаимодействие является сотрудничеством, потребность в котором является главной для общения детей.
     В этот период дети обсуждают информацию о предметах, явлениях, событиях, которые выходят за пределы привычного им ближайшего круга. Для детей среднего дошкольного возраста характерно становление умения доброжелательно говорить со сверстниками, выражать свою точку зрения, обсуждать со сверстниками разнообразные ситуации. Кроме того, происходит развитие любознательности [10, с. 5]. 
     В этот период также развивается сюжетноролевая игра, в которой ребенок моделирует человеческие отношения. Для этого требуется взаимодействие нескольких партнеров. Игра – это форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, который фиксируется в закрепленных способах осуществления предметной деятельности. В игре отображаются нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым дает познание и усвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное формирование личности [10, с. 7].
     С развитием ребенка становятся иными и формы игрового общения. Постепенно под воздействием воспитательного процесса у детей формируется умение распределять роли, учитывая интересы и желания каждого из участников. Педагог может использовать разнообразные игровые приемы для развития у детей общительности, чуткости, отзывчивости, доброты, взаимопомощи – всего того, что требуется для жизни в коллективе. То есть воспитание в игре представляет собой школу навыков культурного общения. 
     В игре эффективно воспитывается умение жить и действовать вместе, оказывать помощь друг другу, формируется чувство коллективизма, ответственности за свои действия. Игра служит и методом воздействия на тех детей, у кого наблюдаются эгоизм, агрессивность, замкнутость. 
     В процессе развития игры ребенок переходит от простых, элементарных, готовых сюжетов к тем, которые более усложнены, самостоятельно придуманы, охватывают практически все сферы действительности. Он учится играть не рядом с другими детьми, а сообща, обходиться без различных игровых атрибутов, овладевает правилами игры и начинает следовать им, какими бы трудными они не казались [7, с. 41]. 
     Содержанием общения у дошкольников является деловое сотрудничество. При ситуативноделовом общении дошкольники заняты общим делом, требующим согласования в достижении цели, выполнение роли. В игре выделяют два типа отношений: реальные и ролевые. Дети точно отличают эти два типа отношений. Отличие такого сотрудничества от сотрудничества взрослых в том, что для дошкольников важен не результат, а процесс. При этом взаимодействия носят ситуативный характер [1, с. 17].
     Основное содержание их коммуникативной потребности – желание получить признание и уважение ровесника. Желание привлечь сверстника и чувствительность к его отношению к себе характеризуется в это время максимальной яркостью. Эти отношения проявляются в форме «невидимого зеркала». В ровеснике при этом дошкольник осознает самого себя (его отношение к себе) и видит только хорошее. Потом он начинает видеть и сверстника, но только его недостатки. Ребенок все время сравнивает себя со сверстником, пристально интересуясь всем, что совершает ровесник. Среди средств общения в данный период начинают превалировать речевые, так как дети часто разговаривают друг с другом, но их речь остается ситуативной [1, с. 12]. 
     В условиях общественного дошкольного воспитания, когда ребенок постоянно находится с другими детьми, вступает с ними в разнообразные контакты, строится детское общество, в котором ребенок получает первые навыки поведения в детском коллективе среди равных участников общения [10, с. 5]. 
     Таким образом, при формировании коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстником; содержанием общения становится совместная игровая деятельность; параллельно возникает потребность в признании и уважении сверстника. Ребенок среднего возраста, чтобы совместно играть со сверстниками, чтобы его признавали, должен обладать следующими навыками: в сюжетно-ролевой игре он должен уметь сотрудничать и разрешать конфликты, уметь распределять роли с учетом интересов и желаний каждого из участников и уметь моделировать человеческие отношения.
     
     1.2 Роль сюжетно-ролевых игр в развитии детей среднего дошкольного возраста
     
     Проблемой игры детей дошкольного возраста занимались многие отечественные исследователи. Одни были нацелены на изучение теории ролевой творческой игры (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Ф.И. Фрадкина, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин, Т.Е. Конникова, Д.В. Менджерицкая, Р.И. Жуковская, А.В. Чернов, Т.А. Маркова, Н.Я. Михайленко, Р.А. Иванкова и т.д.).
     Другие определяли особенности, место и значение дидактических и подвижных игр в педагогическом процессе (Е.И. Радина, А.И. Сорокина, Е.И. Удальцова, В.Р. Беспалова, 3.М. Богуславская, Б.И. Хачапуридзе, В.Н. Аванесова и т.д.). Третьи раскрывали значение игры в художественном воспитании детей (П.А. Ветлугина, Н.П. Сакулина, Н.В. Артемова и др.) [25, с. 3]. 
     Психологи относят игру к ведущей деятельности дошкольника. Главное место в деятельности дошкольника отводятся играм, создаваемым самими детьми, это творческие или сюжетно-ролевые игры. В них дети воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и в деятельности взрослых. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, он может справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные [53, с. 50]. 
     Наиболее общий мотив сюжетно-ролевой игры – желание ребенка к совместной социальной жизни со взрослыми. Это желание сталкивается, с одной стороны, с неподготовленностью ребенка к его осуществлению, с другой – с растущей самостоятельностью детей. Это противоречие разрешается в сюжетно-ролевой игре, так как в ней ребенок принимает на себя роль взрослого, может воспроизводить его жизнь, деятельность и отношения [25, с. 6]. 
     Кроме того, своеобразие содержания сюжетно-ролевой игры также является одной из ее важнейших характерных черт. Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (Д.Б. Эльконина, Д.В. Менджерицкой, А.В. Черкова, П.Г. Саморуковой, Н.В. Королевой и др.) доказали, что определяющим содержанием творческих сюжетно-ролевых игр детей становится общественная жизнь взрослых в ее разнообразных проявлениях. С точки зрения Д.Б. Эльконина, игра представляет собой способ освоения социальной действительности, в котором выражается связь ребенка с обществом. Таким образом, игра есть деятельность, в которой дети сами моделируют общественную жизнь взрослых [59, с. 148]. 
     Определяющими особенностями сюжетно-ролевой игры являются: соблюдение правил, социальный мотив игр, эмоциональное развитие, развитие интеллекта, воображение, творчества и речи дошкольника [25, с. 7]. 
     В создании образа особенно велика роль слова, так как слово помогает ребенку выразить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовать с ними свои действия. Развитие целенаправленности, способности комбинирования связано с развитием речи, со все возрастающей способностью облекать в слова свои замыслы. Л.С. Выготский доказывал, что развитие детского воображения непосредственно связано с усвоением речи. 
     Между речью и игрой наблюдается двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой стороны, сама игра развивается и формируется под воздействием развития речи. Ребенок словом определяет свои действия, и этим самым осмысливает их; слово он ипользует и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства [25, с. 9]. 
     Исследователи выделяют следующие виды сюжетно-ролевых игр:
     1. Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздники», «дни рождения». И этих играх большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях.
     2. Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей. Для этих игр темы берутся из окружающей жизни (школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница, транспорт (автобус, поезд, самолет, корабль), милиция, пожарные, цирк, театр, зверинец, завод, фабрика, шахта, строительство, колхоз, армия).
     3. Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.).
     4. Игры на темы литературных произведений, кино, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, крокодила Гену и Чебурашку (по содержанию мультфильмов), в четырех «танкистов» и собаку (по содержанию кинофильма) и др. В этих играх ребята отражают целые эпизоды из литературных произведений, подражая действиям героев, усваивая их поведение.
     5. «Режиссерские» игры, в. которых ребенок заставляет говорить выполнять разнообразные действия кукол. Действует он при этом в двух планах – и за куклу и за себя, направляя все действия. Участники игры заранее продумывают сценарий, в основу которого могут быть положены эпизоды из знакомых сказок, рассказов, или собственной жизни. Дети «учат» кукол кукольного и пальчикового театров, театра игрушек «действовать» в соответствии со взятой на себя ролью, наделяют их литературными или воображаемыми признаками [25, с. 9]. 
     К главной особенности сюжетно-ролевой игры относят наличие в ней воображаемой ситуации, которая складывается из сюжета и ролей. Их принимают на себя дети в ходе игры, включает своеобразное использование вещей и предметов. Сюжет игры представляет собой ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете происходит раскрытие содержания игры, то есть характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий [53, с. 49]. 
     К каждой роли дети относятся избирательно, так как берут на себя роли каких-либо взрослых или детей (старших, а порой и сверстников), действия и поступки которых произвели на них наибольшее эмоциональное впечатление, вызвали наибольший интерес. Как правило, это мама, воспитатель, учитель, врач, летчик, моряк, шофер и т.д. [53, с. 50]. 
     Интерес ребенка к какой-либо роли зависит и от того места, которое имеет конкретная роль в данном сюжете игры, в какие взаимоотношения равноправия, подчинения или управления вступает с остальными играющий, который принял на себя какую-либо роль. В сюжете дети пользуются двумя видами действий: оперативные и изобразительные – «как будто». Кроме игрушек в игру входят различные вещи, которым дают воображаемую, игровую роль [25, с. 70]. 
     Главной чертой игровой воображаемой ситуации становится то, что ребенок действует в мысленной, а не видимой ситуации: действие характеризуется мыслью, а не вещью. При этом мысли в игре еще нужна опора, поэтому, как правило, одна вещь заменяется другой.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44