- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Гражданское общество реальность или утопия
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W007401 |
Тема: | Гражданское общество реальность или утопия |
Содержание
АНО ВО «Межрегиональный открытый социальный институт» Кафедра теории и истории государства и права Направление подготовки 40.03.01 Юриспруденция КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине «Теория государства и права» на тему: «Гражданское общество: реальность или утопия» Выполнил (а): студент (ка) 1 курса з/о группы: ЮР-1 ЗО Хытов А.В. Научный руководитель: ст. преподаватель Ефремов А.В. Йошкар-Ола, 2017 Содержание Введение 3 1. Гражданское общество как неполитические отношения в обществе 5 1.1 Эволюция становления и развития концепции гражданского общества 5 1.2 Гражданское общество: структура, признаки и функции 10 1.3 Гражданское общество в условиях правового государства 15 2. Стратегия формирования гражданского общества в Российской Федерации 19 2.1 Гражданское общество в структуре механизма функционирования и развития политической системы Российской Федерации 19 2.2 Социально-политическая элита гражданского общества в Российской Федерации 24 2.3 Перспективы реформирования гражданского общества в Российской Федерации 29 Заключение 33 Список использованных источников и литературы 34 Введение Современный подход рассматривает гражданское общество как систему самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые обеспечивают условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов и коллективов, для жизнедеятельности социальной, культурной и духовной сфер. Конституция РФ в гл. 1 и 2 устанавливает базовые, основополагающие правовые связи, на которых строится и функционирует гражданское общество в современной России. В основу взаимоотношений государства и личности в РФ положен принцип: «Человек, его права и свободы, являются высшей ценностью». Это означает безусловный приоритет прав человека в России над правами и интересами государства. Гражданское общество – это общество экономической свободы. Конституция РФ в ч. 1 ст. 8 провозглашает свободу экономической деятельности, в том числе и предпринимательской, чем создает правовую основу реализации потребностей и интересов человека. Конституция РФ закрепляет, что в России признаются и равным образом защищаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Право на частную собственность, в том числе на землю и другие природные ресурсы (ч. 2 ст. 9), является необходимым условием реализации экономической свободы. Актуальность изучаемой темы обусловлена тем, что на данный момент проблема развития и становления гражданского общества приобретает наиболее массовый характер. Цель курсовой работы – изучение характерных черт гражданского общества и выявление его достоинств и недостатков в рамках политико-правовой эволюции государства. Объект курсовой работы – основы гражданского общества и его взаимодействие с государством. Предмет курсовой работы – теоретические проблемы определения сущности гражданского общества и выявление его достоинств и недостатков. Исходя из поставленных целей, можно выявить следующие задачи курсовой работы: 1. Раскрыть сущность и признаки гражданского общества как типа государства; 2. Рассмотреть особенности функционирования гражданского общества в условиях демократического правового государства; 3. Определить место и роль гражданского общества в структуре механизма функционирования и развития политической системы Российской Федерации; 4. Выявить перспективы реформирования гражданского общества в Российской Федерации. Практическая значимость состоит в том, что знание основ формирования правового государства дает возможность грамотно оценить публичные заявления политиков и практические шаги государственных органов власти на пути формирования правового государства. В процессе выполнения работы были использованы следующие методы исследования: 1. Изучение научной литературы; 2. Анализ нормативно-правовой базы; 3. Изучение трактатов мыслителей прошлого. Теоретической основой курсовой работы послужили труды таких ученых, как : С.А. Абакумов, А.П. Авраменко, И. А. Зенин, М. Н. Илюшина , Е. В. Иванова, А. А. Максимов, М.Н Марченко. Е.М. Дерябина, Н. Милюков, Е. М. Михайленко, Д. В. Лубягина, В.Н. Протасов, Н. Радько ,Л.П. Рассказов, О.Е. Стародубова, В.К. Бабаева, Ф. М. Раянов Структура и содержание курсовой работы обусловлены целью и задачами курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы. Гражданское общество как неполитические отношения в обществе 1.1 Эволюция становления и развития концепции гражданского общества Идея гражданского общества восходит к античности. Аристотель оперировал термином politike koinonia, подразумевая под ним целостный коллектив, объединенный общими целями. Римскому праву было известно словосочетание societas civilis, означавшее политически организованную общность – цивилизованный союз. Societas civilis в эпоху Средневековья трансформировался в societas civilis sive res publica, под которым понимались как суверенные сообщества (наследственные владения, корпоративные объединения, самоуправляющиеся города), так и средневековые монархии . Ни politike koinonia Аристотеля, ни средневековые societas civilis sive res publica не предполагали конфронтации общества и государства. Однако уже в эпоху абсолютизма, когда правитель признавался единственным носителем суверенитета, а общество – отделенным от суверена неполитическим пространством, общество и государство начали противопоставляться. Несмотря на то что абсолютизм стал достоянием истории, политико-правовая мысль продолжает рассматривать государство и гражданское общество как две противоборствующие силы. Вместе с тем разделение государства и гражданского общества не предполагает их обязательного противоборства: и то, и другое суть формы организации социума, оказывающие влияние друг на друга. Существование гражданского общества сегодня немыслимо без государства, обеспечивающего правопорядок, на базе которого могут быть защищены частные интересы. Успешное развитие государства требует укрепления связей с гражданским обществом. Институты гражданского общества действуют независимо от государства (при поддержке или при отсутствии поддержки государства), способны влиять на государственные институты и ограждать людей от их необоснованного вмешательства в общественную жизнь. Институты гражданского общества обладают автономной волей при принятии и реализации решений. При этом совокупность автономной воли институтов гражданского общества не составляет некую коллективную волю, в силу того что автономная воля каждого субъекта гражданского общества направлена на удовлетворение частного интереса. Взаимодействие государства и гражданского общества приводит к появлению институтов, которые сопряжены как с выполнением функций государственной власти, так и с обеспечением частных интересов. С одной стороны, современное государство выступает в качестве управляющей системы по отношению к гражданскому обществу. С другой – развитое гражданское общество представляет собой самодостаточную и саморегулирующуюся социальную систему, в силу чего гражданское общество начинает задавать параметры и пределы государственного вмешательства, предопределяет функции и задачи государства. Развитое самоуправляющееся гражданское общество обладает сложной системой общественных отношений, государственно-правовое регулирование которых требует децентрализации как общественной, так и государственной власти. Для обеспечения эффективной реализации государственной власти необходимо приведение в соответствие управляемой и управляющей подсистем: есть объективный предел (порог) сложности общественных отношений, преодоление которого делает бессмысленным существование строгой вертикально-иерархической управленческой системы. В условиях развитого гражданского общества наблюдается, с одной стороны, передача государством своих полномочий институтам гражданского общества, а с другой – согласие государства на установление общественного контроля за своей деятельностью. Каждая форма взаимодействия государства и гражданского общества возможна лишь в силу суверенного решения, принятого государством. Такое взаимодействие не предполагает устранения или умаления суверенитета государства. Государство вправе вносить изменения в порядок реализации форм взаимодействия с гражданским обществом, в том числе тогда, когда сочтет, что отдельные институты гражданского общества представляют угрозу его суверенитету. Делегирование властных полномочий институтам гражданского общества обусловлено тремя связанными друг с другом процессами: глобализацией, «откатом государства к его изначальным границам» и «перемещением управления на субгосударственный уровень». Государственно-частное партнерство (ГЧП) – это институциональный и организационный альянс между государством и частными партнерами, сформированный для выполнения масштабных общественно значимых национальных и международных проектов. ГЧП есть результат переосмысления самого принципа реализации государством возложенных на него функций. Одна из целей учреждения ГЧП – повышение качества государственного управления в сфере публичной инфраструктуры и государственных услуг на основе привлечения частного сектора. При ГЧП государство, действуя как субъект гражданского права, сохраняет необходимый объем властных функций как суверен, однако переносит акцент с проблемы обеспечения общественными благами на гарантирование их достаточности и надлежащего качества. Обеспечение взаимодействия государства и гражданского общества может быть возложено на такие структуры, как общественные палаты и общественные советы. Понятие «гражданское общество» используется в трех главных значениях. В первом случае гражданское (civil), цивильное общество противопоставляется нецивилизованному, варварскому обществу. Во втором предполагается феномен античного полиса – гражданская община. Наконец, в третьем случае гражданское общество интерпретируется как буржуазное общество, в котором область частных дел и интересов освобождается от непосредственного влияния государственно-властных институтов, является автономной, напрямую не зависящей от государства области жизнедеятельности людей. Как вытекает, подразумевают три разных по своей природе объекта. Это стоит подчеркнуть отдельно для различения двух терминов – гражданского общества как общества неполитического и гражданской общины как общества политического, т.е. государства в нынешнем контексте данного слова. Ряд исследователей феномена гражданского общества предоставляют в качестве максимально единых тезисов и принципов всякого гражданского общества, во-первых, свободу экономической природы, разнообразие форм имущества и рыночные отношения; во-вторых, бесспорное признание и защиту прав естественного характера человека и гражданина, подразумевающее равенство всех перед законом; в-третьих, существование правового государства, базирующегося на принципе разделения и сотрудничества властей и невмешательства государства в личную жизнь. Безусловно, образование гражданского общества обусловлено прогрессированием частной собственности, которая стала мотивировкой для творческой активности человека, его заинтересованности в совершенствовании производства, причиной для появления среднего класса. Отсюда, Л.П. Рассказов делает вывод, что в идеале гражданское общество – это свободное, плюралистическое общество в рамках рыночной экономики, где отсутствует режим личной власти, тоталитаризм, действия насильственного характера над людьми, где признают закон и мораль, принципы гуманизма и объективности, и где центральное место занимает человек, гражданин, личность. Россия - это и община как результат эволюции группы народов, это и общность как совокупность людей, обладающих единой историей, на основе которой образуются единые духовно-нравственные признаки. Взаимовоздействие культур и традиций ряда народов шло столетиями вокруг русского этноса. Говоря об определенных итогах, стоит прийти к некоторым выводам: Человек (народ) – это фрагмент структуры гражданского общества, основной фрагмент («атом») данного комплекса, а гражданское общество есть не просто сообщество фрагментов и даже не просто комплекс(организованное во времени и общественно-политическом пространстве сообщество) сотрудничающих друг с другом и прогрессирующих (в том числе самоорганизовывающихся и организованных государством) фрагментов, но и часть государства в максимально широком его контексте и часть элемента общественно-политической организации государственной власти. Медленное совершенствование в России институтов гражданского общества обусловлено в частности отсутствием у народа (населения страны) социальной ответственности. Ее роль состоит в том, что ответственность как феномен социального характера устанавливает рамки возможной деятельности некоторых индивидов, сообществ, организаций в обществе, а следовательно, является индикатором возможности самоконтроля обществом своих отношений (без использования в данном процессе государства или в рамках минимального использования последнего). Чем свободнее и интенсивнее будет совершенствоваться человек, индивиды, народ определённой страны (как части социального комплекса государства), тем быстрее его прогресс будет (по ряду направлений) преобразовываться в самопрогресс и образование институтов гражданского общества. Таким образом, на современном этапе данное понятие проделало значительную эволюцию от концепции "социалистического гражданского общества" с присущим ей обращением к ценностям и нормам демократического и этического социализма до концепций, впитавших положения неоконсервативной идеологии: о пагубности поглощения гражданского общества государством и политизации всех сфер общественной жизни, о необходимости освобождения регионов от диктата центра, развития местной власти и творческой инициативы масс на уровне сельских общин и добровольных объединений. 1.2 Гражданское общество: структура, признаки и функции В политической науке существует множество концепций и определений понятия «гражданское общество», уходящих корнями в античную философию и эпоху Просвещения. Однако с точки зрения изучения реально протекающих процессов наибольшей популярностью пользуется инструментальный подход. Он рассматривает гражданское общество не только как общность граждан в соответствии с их интересами, но прежде всего – как систему бесприбыльных (некоммерческих) организаций (НКО), выполняющих различные общественные функции. Структуры гражданского общества также именуют «третьим сектором» («первый сектор» – государство, «второй сектор» – экономика и бизнес, «четвертый сектор» – средства массовой информации»). Отличительной особенностью инструментального подхода является то, что он предполагает определение гражданского общества как нейтрального понятия, не содержащего ценности (свобода, равенство). Оно может лишь указывать место в социальном пространстве, где разворачивается борьба и/или взаимодействие между различными силами, группами, которые руководствуются своими ценностями и интересами. При этом гражданское общество само по себе не сводится к какой-то одной системе взглядов. В научной литературе можно выделит три основных подхода к структурированию гражданского общества: институциональный, системный и секторный. В институциональном подходе за основу берется понятие «социального института», под которым понимается форма организации общественной жизни людей, устанавливающиеся в процессе исторического развития с целью регулирования их социальных действий и социальных связей. Системный подход к гражданскому обществу рассматривает феномен гражданского общества и его взаимоотношение с государством. В соответствие с данной точкой зрения гражданское общество каждой страны является частью боле глобальной социальной системы, обладает определенной суверенностью и иерархичностью, стабильностью и динамизмом, открытостью и адаптивностью, органической целостностью (единством) и дифференцированностью. С точки зрения секторной теории важным является анализ структуры гражданского общества как в горизонтальной плоскости (сферы деятельности НКО), так и в вертикальной, т.е. определение положения гражданского общества в общественной системе в целом. Выделяются основные группы функций, которые выполняют некоммерческие организации в демократическом государстве: Контроль за государственной властью, исполнением министерствами и ведомствами своих функций, общественная экспертиза; Согласование интересов между различными социальными группами, а также между ними и государством. «Она [Общественная палата] должна стать площадкой для выражения интересов различных профессиональных и социальных групп, ассоциаций и союзов»; Социальная интеграция. Площадка для объединения с себе подобными, смягчение противоречий между различными группами благодаря «перекрестной принадлежности» людей к разным сообществам и организациям; Предоставление услуг, особенно в тех сферах, куда «не дотягиваются» ни государство, ни частный бизнес. Высокоразвитое гражданское общество во многих странах обеспечило значительное возрастание степени защищенности частных сфер жизни человека от жесткой регламентации со стороны государства. Развитие гражданского общества является базовым условием существования демократии. Государство и гражданское общество – две стороны одной медали. Это структуры взаимоподдерживающие друг друга. Чем разнообразней и эффективней формы взаимодействия между ними, тем более благоприятными являются условия необходимые для развития демократии. В зависимости от масштаба роли, которую. Государство играет в формировании гражданского общества выделяют вертикальные и горизонтальные способы структур гражданского общества. Гражданское общество имеет сложную структуру. Особое место среди его элементов принадлежит политическим институтам гражданского общества, деятельность которых направлена на регламентацию отношений в социуме по поводу распределения властных ресурсов. В процессе функционирования институты гражданского общества способны обеспечить сохранение демократического вектора развития благодаря следующим аспектам своей деятельности: ограничение государственной власти, повышение эффективности политических решений, генерирование различных интересов, выдвижение политических лидеров и др. Особое значение для определения правового статуса гражданских институтов имеют федеральные законы о выборах, о референдуме, о местном самоуправлении, о политических партиях, об общественных объединениях, об объединениях работодателей, о порядке рассмотрения обращений граждан, о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании и др.; положения об общественных образованиях, утверждаемые Правительством, исполнительными и муниципальными органами. И все же состояние правовой регламентации в данной сфере нельзя признать удовлетворительным. Есть очевидные пробелы, «скупые» нормы, не позволяющие институту реализовать в полном объеме свой потенциал. Отсутствуют или почти не применяются санкции за нарушение прав гражданских институтов, что порождает неуверенность людей в реализации их предложений и публичных требований. Разумеется, в данной сфере нужно чувствовать грани между правовым регулированием и саморегулированием, правильно понимать границы и момент для выбора тех или иных социальных норм. Такую ситуацию можно наблюдать во время дискуссий о принятии или непринятии федерального закона об Интернете, о других регуляторах деятельности граждан в социальных сетях. Спорным является вопрос об издании актов применительно к движению волонтеров. Критерием служит осознание меры самореализации и социализации личности, баланса между личными и публичными интересами. В-третьих, основанием возникновения институтов гражданского общества служит непосредственная инициатива граждан для решения тех или иных актуальных задач. И здесь добровольность и свобода самоорганизации должны реализовываться в соответствии с конституционными принципами и порядком легализации, если он установлен. Но издание положений не всегда является conditiosinequenon. Было бы заблуждением рассматривать проявление активности гражданских институтов в зависимости от степени их правового регулирования. Напротив, в последнее время наблюдается тенденция снижения интереса к деятельности традиционных институтов (профсоюзов, творческих союзов и др.). Возрастает активность деятельности ситуационных, менее формализованных институтов (координационных советов движений, комитетов граждан и др.). Юридический механизм действия институтов гражданского общества: Правовые основания для их функционирования в виде норм-целей, норм-принципов и норм-стимулов для граждан; Ответственность по уставу перед своими членами сочетается с общей юридической ответственностью; Институты самостоятельно определяют направления и программы своей деятельности и осуществляют ее в виде единичных и коллективных поведенческих актов. Если же активность участников замирает, то тщетны усилия небольшого аппарата ее компенсировать; Большего внимания заслуживают решения и акты гражданских институтов, которые призваны отражать коллективное мнение. Здесь субъект – объект решения и действия соединяются. Но качество актов и порядок их реализации в публичном секторе пока остаются неудовлетворительными. Социологические исследования в России свидетельствуют о падении авторитета институтов в глазах людей и их пассивном отношении к проводимым реформам. Естественно, гражданское общество развивается в контексте конфликтных ситуаций. И это неизбежно, поскольку оно охватывает много социальных слоев и граждан, которым свойственны как сугубо личные, так и корпоративные и общественные интересы. В рамках названных гражданских институтов в сфере государственного управления возникают столкновения интересов ввиду приоритетов разных ценностей. Таким образом, Образование гражданского общества стало возможным с выделением государства в особую политическую сферу. Именно гражданское общество разрушает монополию на власть государственных деятелей, уравновешивает государственную власть с властью частных лиц и независимых организаций. 1.3 Гражданское общество в условиях правового государства Одной из основ конституционного строя Российской Федерации является обеспечение функционирования гражданского общества и его развития. Как общественно-политический институт гражданское общество автономно от институтов государства, его самостоятельность основана на принципах народного суверенитета, приоритета прав и свобод человека, многообразия форм собственности, свободы экономической деятельности, идеологического многообразия, политического плюрализма и многопартийности. Конституция Российской Федерации реализует эти принципы через конкретные права и свободы, направленные на достижение стоящих перед гражданами и их объединениями целей, защиту прав и законных интересов граждан, ограничения вмешательства государства в проявления гражданами активных позиций, создание эффективных механизмов воздействия граждан на деятельность государственных органов и органов местного самоуправления и принимаемые ими решения. Важным проявлением позиций гражданского общества в Российской Федерации является создание гражданами на основе объединения и самоорганизации общественных объединений. В этом находят свое выражение социальная сущность человека и его взаимодействие с обществом. Конституция РФ (ст. 30) предоставляет каждому право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы, для защиты своих интересов; свобода деятельности общественных объединений гарантируется; никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем. Общественные объединения выполняют важную роль как в жизни общества, так и в деятельности государства. Среди основных функций общественных объединений могут быть названы социализация, мобилизация граждан, их интеграция в общество, формирование взглядов и позиции по социально-политическим вопросам, представительство и лоббирование интересов участников общественного объединения перед государством и другими социальными институтами, прямое участие в формировании органов государственной власти и местного самоуправления. Особую роль общественные объединения приобрели с развитием «электронной демократии». По своему правовому статусу все общественные объединения относятся к некоммерческим организациям (ст. 6 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»). Согласно ст. 5 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественное объединение – это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, которое создано по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Свое право на создание общественных объединений граждане реализуют как путем объединения физических лиц, так и через юридические лица – общественные объединения. Согласно ст. 13 Конституции РФ все общественные объединения равны перед законом, что не исключает многообразия организационно-правовых форм общественных объединений и их различий по целям и сферам деятельности. В нашей стране допускается создание общественных объединений в форме общественной организации, общественного движения, общественного фонда, общественного учреждения, органа общественной самодеятельности и политической партии. Свобода гражданского общества проявляется и в порядке создания общественных организаций в России. Они считаются созданными не с момента государственной регистрации, а с момента принятия решения об их создании на конференции или общем собрании учредителей. Таким образом, государство признает право граждан на объединение реализованным фактически с момента соответствующего волеизъявления. Государственная регистрация общественному объединению требуется лишь для приобретения прав юридического лица. Право на объединение может быть реализовано гражданами в целях создания общественных объединений в самых разных целях. Однако оно не может быть реализовано, если цели или деятельность общественного объединения направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Характеризуя количество и основные направления деятельности общественных объединений в Российской Федерации, можно с уверенностью утверждать, что они представляют самый широкий спектр интересов основной части общества. Так, по данным Федеральной службы государственной статистики, в Российской Федерации на 1 января 2013 г. было зарегистрировано 104949 общественных объединений, почти половину из которых составляют общественные организации – 53026. По данным информационного портала Министерства юстиции России, в настоящее время зарегистрировано 62630 общественных организаций. Сектор социально ориентированных некоммерческих организаций отличается динамичным ростом. В 2013 г. общее количество таких НКО достигло 113 тыс. (в 2011 г. – 96 тыс.). Наблюдается рост численности вовлекаемых в социально ориентированную деятельность граждан: в 2012 г. было задействовано более 580 тыс. человек, в 2013 г. – 625 тыс. человек . Таким образом, во-первых, гражданское общество существует исключительно в условиях демократии и одновременно достаточный уровень развития гражданского общества обеспечивает дальнейшую демократизацию общества. Во-вторых, следует учитывать различные модели гражданского общества, не ограничиваться европоцентристские взглядом на его структуру и взаимоотношения с государством и предусматривать возможность единства гражданского общества и централизованных властных порядков правового государства, как, например, в Японии. Демократические основы жизни имеют утверждаться во всех сферах общественной жизни, не ограничиваться политикой и социальным управлением, но пронизывать все сферы отношений между людьми. Правовое государство не только обеспечивает права и свободы людей, но и опирается и формирует развитую правосознание своих граждан. Глава 2. Стратегия формирования гражданского общества в Российской Федерации 2.1 Гражданское общество в структуре механизма функционирования и развития политической системы Российской Федерации Развитие механизмов участия гражданского общества в формировании органов государственной власти, выработке основных направлений государственной политики может осуществляться по двум основным направлениям: интенсивному (обусловленному совершенствованием демократических процедур и механизмов, повышением эффективности общественного воздействия на политические процессы) и экстенсивному (связанному с ростом количественных показателей форм участия институтов гражданского общества во властных отношениях) путям. На федеральном уровне представлен широкий спектр возможностей участия населения в решении вопросов местного значения посредством институтов непосредственной демократии. В целом институт общественного контроля с точки зрения его целей, задач, форм и субъектов, его реализующих, получил системное закрепление с принятием Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Но, несмотря на все произошедшие позитивные изменения, вряд ли можно испытывать «головокружение от успехов» и аплодировать достижениям гражданского общества: и официальные власти, и специалисты в области конституционного права, государственного и муниципального управления, и средства массовой информации постоянно сетуют на низкую активность электората на выборах, невостребованность или формальное использование многих форм прямой демократии на местном уровне, отсутствие гражданской инициативы. Гражданское общество как область частной жизнедеятельности сочетает в себе интересы и потребности различных социальных и политических субъектов, что довольно часто приводит к противоречиям и конфликтам между ними. Снимать остроту противоречий между субъектами гражданского общества, создавать определенную социальную гармонию призваны не только сами граждане, а главным образом демократическое государство, являющееся верховным арбитром. Без демократического государства гражданское общество не сможет нормально функционировать: в нём могут начаться дезинтеграционные процессы распада и острого противостояния разных социальных групп, общественных организаций. И, наоборот, без саморазвивающегося гражданского общества, способного контролировать правящую бюрократию, государство никогда не будет демократическим, станет одной из разновидностей авторитарных режимов. Политическое руководство России неоднократно подчеркивало, что отношения с гражданским обществом являются стратегическими в российской государственной политике. Так, например, В.В. Путин в своей программной статье «Демократия и качество государства» («Коммерсантъ», 6 февраля 2012 г.) отмечает: «Сегодня качество нашего государства отстает от готовности гражданского общества в нем участвовать. Наше гражданское общество стало несравненно более зрелым, активным и ответственным. Нам надо обновить механизмы нашей демократии. Они должны «вместить» возросшую общественную активность. Нужно понимать, что одна из главных тенденций современного мира – это усложнение общества. Специализируются потребности различных профессиональных и социальных групп. Государство должно на этот вызов ответить, соответствовать сложносоставной социальной реальности. Одно из важных решений здесь – это развитие саморегулируемых организаций. Компетенции и возможности которых должны расширяться». Более того, по мнению главы российского государства, «Гражданское общество, безусловно, должно стать настоящим соавтором всех проводимых властью преобразований» (в ходе совещания по реализации задач, поставленных в предвыборной статье «Демократия и качество государства», 19 марта 2012 г.). При этом, как заявил В. Путин, «для нас особенно важно, чтобы гражданское общество в России было максимально независимым» (на заседании Совета по развитию гражданского общества и правам человека, 4 сентября 2013 г.). Институционализация взаимодействия государства и гражданского общества за последние годы немало сделано для институционализации взаимодействия гражданского общества и государства. Среди основных институтов можно выделить: Общественную палату РФ. Общественные палаты субъектов РФ. Общественные советы муниципальных образований. Общественные советы при федеральных органах государственной власти (52 совета на 2012 г.). Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей РФ. Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека. Законодательная поддержка структур гражданского общества Впервые распределены гранты Президента России на поддержку НКО. Возникновение системы НКО-операторов для распределения грантов. Увеличение господдержки НКО из госбюджета до 8,285 млрд. руб. (почти в два раза). Социально ориентированные НКО наделены преимуществами по участию в госзакупках. Внесены изменения в закон «Об общественной палате РФ». Расширено представительство профессиональных и социальных групп, демократизирована процедура формирования палаты (рейтинговое Интернет-голосование). Развитие некоммерческого сектора в современном обществе невозможно без активного участия и поддержки со стороны государства. Независимость НКО от государственных органов – это миф, опровергаемый практикой всех развитых демократий мира. В среднем, по совокупной оценке, в развитых странах государственное финансирование НКО составляет 48% их дохода (в развивающихся – 22%, в России – 5%), доходы от деятельности, включая членские взносы – 35% (в развивающихся странах – 61%, в России – 22%), пожертвования бизнеса, граждан и зарубежных фондов – 17% (в развивающихся странах – 17%, в России – 73%). Доля государственного финансирования в доходах НКО (выборочно по группам стран, %):Западная Европа, Канада. Израиль – 54%.Восточная Европа – 42%.Англосаксонские страны – 36%.Скандинавия – 35%.Развитые страны Азии – 34%.Латинская Америка – 19%. Финансовая господдержка некоммерческих организаций реализуется за рубежом в пяти основных формах: В виде прямого выделения финансовой поддержки, одна из форм которой - субсидии. В форме предоставления грантов нескольких типов. На основе заключения контрактов. За счет подписания соглашений о сотрудничестве/партнерстве. В виде предоставления ссуд и вложения акций. Государственная поддержка воспринимается НКО в ряде западных стран как неотъемлемый источник их финансирования. Любые попытки её ограничения подвергаются резкой критике. Не случайно, в Великобритании действующий кабинет министров во....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: