- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Государство и гражданское общество
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K002214 |
Тема: | Государство и гражданское общество |
Содержание
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВЛАДИМИРСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ» Кафедра теории и истории государства и права КУРСОВАЯ РАБОТА Тема: Государство и гражданское общество Выполнил: Студент 1 курса 1 группы очной формы обучения по специальности «Юриспруденция» Спиридонов Р.С. Научный руководитель Андреева Л. С. Дата защиты:_______________________ Оценка:____________________________ ___________________________________ (подпись научного руководителя) Владимир, 2016 г. План Введение……………………………………………………………………..3-4 1.Гражданское общество……………………………………………….......5-16 1.1 Развитие учения о гражданском обществе………………………........5-8 1.2. Признаки и структура гражданского общества………………….......9-13 1.3 Взаимосвязь государства, права и гражданского общества…………14-16 2. Проблемные аспекты гражданского общества в России.……………..17-27 2.1. Актуальные проблемы формирования гражданского общества в современной России ……………………………………........17-22 2.2. Проблема правовой свободы личности в гражданском обществе….23-27 Заключение………………………………………………………………….28-30 Список литературы…………………………………………………………31 Введение. Вопрос о взаимодействии государства и общества уже множество веков волнует умы учёных, и не только их, данная проблема волнует всё общество, что даже приводило к определённым социально-политическим потрясениям. Она актуальна и в современный период развития общества, когда гражданское общество является основой всех развитых стран мира. Гражданское общество является показателем развитости государства, его демократичности. Что же такое гражданское общество? Почему оно так важно для государства? Именно эти вопросы и определяют развитие и бескрайние просторы поиска решения проблем, связанных с формированием гражданского общества в государстве. В чём же состоят эти проблемы и как их решать? Вот самый главный вопрос современного взаимодействия гражданского общества с государством. Никто не будет спорить, что данный вопрос стоит и перед нашей страной. После распада СССР и образованием нового государства, конституции которого закрепился принцип идейного и реального построения правого государства. Именно правовое государство является основой для гражданского общества. Уже более 20 лет наше государство идёт по пути построения правого государства и гражданского общества. Поэтому важно понимать в чём же состоит затруднение формирования гражданского общества. В.В Путин: «…Мы заинтересованы в том что бы развивалось гражданское общество в самой России, что бы оно ругало власть, помогало власти определять свои собственные ошибки, корректировать свою политику в интересах людей…». [Выступление и дискуссия на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности10 февраля 2007 года] В качестве объекта курсовой работы выступает гражданское общество и его механизм взаимодействия с государством. Предметом исследования являются проблемные аспекты Формирования гражданского общества в государстве. Цель данной курсовой работы – это изучение гражданского общества, его механизма взаимодействия с государством и выявление проблем, затрудняющих формирование гражданского общества в Российской Федерации. Таким образом перед нами стоят следующие задачи: 1. Дать определение гражданскому обществу, проанализировать его признаки и структуру. 2. Рассмотреть особенности механизм взаимодействия гражданского общества и государства. 3. Показать проблемы, стоящие перед Российской Федерацией в формировании гражданского общества Глава1 Гражданское общество 1.1 Развитие учения о гражданском обществе В ходе истории величайшие умы пытались создать модель идеального общественного устройства, в котором разум, свобода, благополучие и справедливость были главенствующими принципами. Термин "гражданское общество" (по-английски civilsociety) происходит от древнеримского слова civitas - "община". Члены общины в Древнем Риме являлись полноправными гражданами, субъектами римского частного права. При этом слова civitas, civis ("гражданин"), iuscivil ("гражданское право") имели синкретичное значение, их политический и неполитический смысл не различался. Впоследствии неполитическое содержание сохранилось в понятиях "гражданское общество", "гражданское право", а политическое - в термине "гражданин". Рассматривая генезис термина «гражданского общества» важно отметить, что первые мысли появляются в античное время. Хотя мыслители данного периода не разделяли «общество» и «государство», они внесли большой вклад в становление учения о «государстве» и «гражданском обществе». Так Аристотель определил государство как достаточную для самодовлеющего существования совокупность граждан, т.е. гражданское общество. Цицерон, обосновывая правовое равенство людей, писал: «...закон есть связующее звено гражданского общества, а право, установленное законом, одинаково для всех...» [9] В ходе буржуазных революций произошло формирование государства и общества как относительно самостоятельных явлений. Произошедшие революции утвердили абсолютное господство товарно-денежных отношений, как способа организации людей. Общество, освободившееся от тирании государства и соединившее разрозненных самостоятельных субъектов, получило название гражданского. В результате развития общественных отношений изменились взгляды ученых о гражданском обществе. На рубеже XVI--XVII вв. в работах Н. Макиавелли, Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо уже мотивировалось соответствие гражданскому обществу прогрессивных форм государственного устройства, основанных на естественно-правовых, договорных началах. Характеризуя гражданское общество, И.Кант главными идеями считал следующие: - человек все должен создавать собственными силами и должен отвечать за созданное; - столкновение человеческих интересов и необходимость их защиты являются побудительными причинами самосовершенствования людей; -гражданская свобода, законодательно обеспеченная правом, есть необходимое условие самосовершенствования, гарантия сохранения и возвышения человеческого достоинства. Кант, делает вывод о том, что «для человечества величайшей проблемой, разрешить которую его вынуждает природа, является достижение всеобщего правового гражданского общества» [8]. Гегель определил представление о гражданское общество, как сферу действия частного интереса. Государство же по Гегелю представляло сферу всеобщих интересов, стоящее на ином более высоком уровне развития, нежели гражданское общество. Государство, объединяя индивидов, организации, сословия, поднимается над обществом, разрешает его противоречия, принимает противоположные интересы. В гражданском обществе каждый индивид преследует собственные цели, следовательно, оно подвержено разного рода случайностям и нуждается в более высокой «форме всеобщности» - в государстве. Таким образом, гражданское общество - «…связующее звено, находящееся между разрозненными индивидами и государством как высшей формы человеческой организации…». Основоположник коммунизма - К. Маркс рассматривал гражданское общество как совокупность материальных отношений индивидов. В рамках созданного им учения об экономическом базисе и надстройке (государство, право, мораль, религия, искусство). В XX в. существенный вклад в развитие концепции гражданского общества внес немецкий социолог Ю. Хабермас. В его понимании гражданское общество - сфера, расположенная между личностью и государством, где происходит их коммуникация, в которой главную роль играют добровольные ассоциации. Он выдвинул понятие публичности (общественности), ставшее вскоре стержневым для объяснительных моделей становления гражданского общества. Общественность - это инициативная часть общества, активно участвующая в его жизни, формулирующая и отстаивающая разные социальные интересы. В основных чертах современное гражданское общество Ю. Хабермас определял, как сферу частной автономии, базирующуюся на частном законе и либеральном рынке. Для него принципиальной является возможность свободной реализации экономических инициатив, что, однако, должно происходить в рамках закона. Гражданское общество принимает живейшее участие в политической жизни. Этому в особенности содействуют его ключевые институты - добровольные ассоциации, находящиеся вне государства и экономики, которые дают возможность гражданам управлять самостоятельно и действовать в противовес власти, основанной на традиции, силе и ритуале. В современном понимании, возникновение гражданского общества вызвано разграничением прав человека и прав гражданина. Права человека обеспечиваются гражданским обществом: права на жизнь, стремление к счастью. Права гражданина - правовым государством: политические права. Подводя всё сказанное выше, нужно отметить, что важнейшим условием существования гражданского общества выступает личность, обладающая правом на самореализацию экономических, культурных, духовных и политических возможностей, реализуя которые, личность обеспечивает воспроизводство социальной жизни. История показала, что основные принципы гражданского общества - свобода личности, частная собственность и др. - оказались жизнеспособнее всех других. Исходя из вышеприведенных воззрений мыслителей различных периодов и стран на понятие гражданского общества, можно сформулировать некоторые выводы, характерные для современного периода: 1. Гражданское общество - цивилизованное общество на определенной стадии исторического развития. 2. Гражданское общество - сфера относительно независимая от государства, система негосударственных отношений. 3. Гражданское общество - это комплекс добровольных ассоциаций граждан, объединившихся для защиты своих прав и интересов. 4. Гражданское общество появляется с появлением у граждан экономической самостоятельности, основанной на частной собственности, в условиях либерального рынка. 5. Гражданское общество - сфера творческого самопроявления граждан и их объединений, общество свободных, интеллектуально развитых, инициативных индивидов. 6. В гражданском обществе преобладают горизонтальные связи между людьми и организациями, основанные на равенстве сторон (социальные, экономические, культурные). Таким образом, гражданское общество в широком смысле- этосовокупность политических, экономических, социальных, правовых, нравственных, религиозных, семейныхотношений, норм и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их групп. 1.2 Признаки и структура гражданского общества Как правило, возникновение и развитие гражданского общества связывают с совершенствованием государства, возвышением роли права и закона. Современное понимание гражданского общества предполагает наличие определённой совокупности существенных признаков. Далее мы рассмотрим эти признаки подробнее. Его первым признаком, скорее даже принципом, является свобода человека. Из этого следует, что гражданское общество - это сообщество свободных индивидов. Данное определение можно рассматривать с разных сторон: с экономическом – человек является собственник. С социальной стороны рассматривается принадлежность индивида к определенной социальной общности. Политический аспект свободы индивида как гражданина заключается в его независимости от государства. Обеспечение свободой индивида считается тогда, когда он через определенные механизмы может ограничивать своеволие государственных или иных структур в отношении себя. В гражданском обществе обеспечиваются свобода слова, включая свободу критики, гласность, доступ к информации, право свободного въезда и выезда, широкий и постоянный обмен информационными, образовательными технологиями с другими странами, культурное и научное сотрудничество с зарубежными государственными и общественными организациями, содействие деятельности международных и иностранных объединений в соответствии с принципами и нормами международного права. Таким образом, оно является открытым социальным образованием. Далее, рассматривая признаки гражданского общества, мы видим, что гражданское общество - это саморазвивающаяся и самоуправляемая система. Индивиды, объединяясь в различные организации, устанавливая между собой разнообразные отношения, реализуя свои порой противоположные интересы, тем самым обеспечивают гармоническое, целенаправленное развитие общества без вмешательства государства как политической властной силы. "…Гражданское общество - правовое демократическое общество, где связующим фактором выступают признание, обеспечение и защита естественных и приобретенных прав человека и гражданина. Идеям гражданского общества о разумности и справедливости власти, о свободе, благополучии личности соответствуют идеи приоритета права, единства права и закона, правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти. Гражданское общество на пути к правовому развивается вместе с государством. Правовое государство можно считать результатом развития гражданского общества и условием его дальнейшего совершенствования…" [14] Подводя итог сказанному, конкретизируем признаки гражданского общества: * высокое сознание людей; * высокая материальная обеспеченность их на основе владения ими собственностью; * широкие связи между членами общества; * наличие государственной власти, подконтрольной, обществу; * децентрализация власти; * передача части власти органам самоуправления; * согласование позиций вместо конфликтов; * развитое чувство коллективности, обеспеченное сознанием принадлежности к общей культуре, нации; * личность гражданского общества - это человек, ориентированный на созидание, духовность. * наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина; Существование гражданского общества основывается на определенных рациональных нормах, для сохранения и обеспечения действия которых специально создаются учреждения и механизмы. Следовательно, гражданское общество возникает на определенном основании, которое построено из элементов свойственных развитому обществу. Поэтому важно понимать внутреннее строение гражданского общество, с начало обратимся к понятию структуры: это внутреннее строение общества, отражающее многообразие и взаимодействие его составляющих, обеспечивающее целостность и динамизм развития. Гражданское общество является сложной системой. Оно имеет конкретный набор системных свойств, таких как целостность, стабильность и возобновимость. Присутствие разнообразных общественных форм и институтов дает возможность выразить и реализовать самые разнообразные потребности и интересы индивидов, раскрыть всю оригинальность человеческого существа. Главным, основным элементом гражданского общества является человек с его естественными потребностями и интересами, которые выражены в юридических правах и обязанностях. Составляющим частями (элементами) структуры выступают различные общности и объединения людей и устойчивые взаимосвязи (отношения) между ними. Многие ученые в структуре гражданского общества выделяют пять основных систем, отражающих соответствующие сферы его жизнедеятельности. Это социальная, экономическая, политическая, духовно-культурная и информационная системы. Социальная охватывает совокупность объективно сформировавшихся общностей людей и взаимоотношений между ними. Это первичный, основополагающий элемент гражданского общества, оказывающий определяющее влияние на жизнедеятельность других его подсистем. Данная система подразделяется на несколько блоков: * Первый – это отношения, связанные с продолжением рода, продлением его жизни, воспитанием детей- институт семьи и отношения, обусловленные ее существованием, обеспечивающие соединение биологического и социального начал в обществе. * Второй блок составляют взаимоотношения, отображающие исключительно общественную суть человека. Это определенные взаимоотношения человека с человеком как непосредственно, так и в разных коллективах. * Третий блок формируют опосредованные взаимоотношения среди крупных социальных общностей людей (группами, пластами, классами, цивилизациями, расами). Экономическая система представлена совокупностью экономических институтов и отношений, в которые люди выступают в процессе реализации отношений собственности, производства, распределения, обмена и потребления совокупного общественного продукта. * Отношения собственности, пронизывающие всю суть экономических отношений и весь цикл общественного производства и потребления. * Отношения производства материальных и нематериальных благ. В основе производства лежит созидательный труд членов общества, поэтому неотъемлемой частью экономических отношений являются трудовые отношения. * Отношения распределения, обмена, потребления общественного совокупного продукта. Политическую систему составляют целостные саморегулирующиеся элементы - государство, политические партии, общественно-политические движения, объединения и отношения между ними. Индивид политически выступает в качестве гражданина, депутата, члена партии, организации. Глубинным слоем выступают отношения по поводу власти, которые пронизывают политическую систему во всех ее сферах, на всех этапах ее существования. Существует целая гамма политических отношений, охватывающих проблемы объединения граждан в общественно-политические организации. Духовно-культурная система образуется из отношений между людьми, их объединениями, государством и обществом в целом по поводу духовно-культурных благ и соответствующих материализованных институтов, учреждений (образовательных, научных, культурных, религиозных), через которые реализуются эти отношения. Образование в данной системе является базовым блоком, так как оно составляет фундамент развития личности. Его состояние характеризует перспективы развития конкретного общества. Без образования не может нормально функционировать не только духовно-культурная сфера, но и общественная система в целом. Информационная система складывается в результате общения людей друг с другом непосредственно и через средства массовой информации,носят сквозной характер, они пронизывают все сферы гражданского общества. Структурными элементами могут выступать общественные, муниципальные и частные организации, учреждения, предприятия, а также граждане и их объединения, осуществляющие производство и выпуск средств массовой информации. Таким образом, главным фактором объединенияразнообразных связей между структурнымиэлементами общества выступает человек. При этом надо то, что связующим, упорядочивающим звеном структуры и процесса жизнедеятельности общества служит право,подкрепленное демократическим законодательством. Где, развитие гражданского общества неизбежно приводит к идее правовой государственности, правового демократического общества. 1.3 Взаимосвязь государства, права и гражданского общества В структуру механизма взаимодействия гражданского общества и государства входят следующие элементы: относительно упорядоченные структуры и отношения, нормативно-правовая база и организационные формы. Гражданское общество и государство находятся в тесной взаимосвязи, первое невозможно без второго. Благодаря государству человеческое сообщество вступает в цивилизованность и становится обществом. В конце концов, сам смысл концепции гражданского общества существует лишь при рассмотрении этого общества в соотношении с государством. В то же время государство не может существовать вне общества так, как главное его назначение состоит в том, чтобы служить ему. Гражданское общество является противовесом государству в ее постоянном стремлении к господству над обществом. От степени развитости гражданского общества зависит степень демократизма государства. Государство и гражданское общество - различные самостоятельные социально-политические явления. Они неодинаковыми способами и средствами объединяют людей, составляющих одну и ту же человеческую общность. Но также различия, существующие между ними, ни в коем случае не превращают эти явления в независимые относительно друг друга. Гражданское общество и государство - «абсолютно взаимозависимые социальные величины». Взаимоотношения государства и гражданского общества являются наиболее серьезным фактором развития всего социального организма. Понимание всего комплекса разнообразных, разнонаправленных отношений этих сторон одновременно означает обнаружение возможностей трансформации общественной системы в целом, ее способностей к самообновлению и развитию. В гражданском обществе и государстве заключены два противоположных механизма консолидации населения любой страны: гражданское общество объединяет людей сложным переплетением свободно реализуемых частных интересов, а государство - принуждением. В истории становления и развития оппозиции «государство -гражданское общество» возникало множество противоречий, среди которых определяющим часто становилось противостояние авторитета власти и авторитета народного согласия, что связано с попытками одновременного оправдания могущества и права, политической власти и закона, обязанностей подданных и прав граждан. Во-первых, возможность образовывать, нередко вопреки властвующим структурам, противовесы правящей элите в виде оппозиционной элиты, независимых от государства общественных организаций и массовых политических движений, средств массовой информации, групп поддержки или давления и другие; во-вторых, преодоление отчуждения граждан, их социальных и политических объединений от государственного управления, от определения и осуществления политики, их активное включение в политический процесс в целом. Определение наиболее подходящей модели соотношения и взаимодействия государства и гражданского общества является основной задачей. Гражданское общество представляет собой признак и одновременно структурный элемент правового государства, становление которого во многом обусловлено именно уровнем развития гражданского общества. Рассматривая соотношение государства и гражданского общества как институциональных образований, можно выделить различные модели их взаимодействия. В реальной жизни могут существовать три противоречивых варианта взаимоотношения гражданского общества и государства: 1. Гражданское общество подавляется государством. И как следствие этого возникает тоталитарный режим. 2. Государство выполняет волю гражданского общества, действует в рамках права, как правовое государство. Тогда возникает демократический режим. 3. Существует зыбкое равновесие между гражданским обществом и государством, и тогда возникают авторитарные режимы различной степени жесткости. К условиям эффективного и сбалансированного взаимодействия государства и гражданского общества, следует отнести: всеобщность и развитость демократии, ее реальное проявление во всех сферах общественной жизни; легитимность власти и ее эффективность в интересах всех граждан общества; зависимость общества и власти от закона, их безусловная подчиненность и подконтрольность ему; развитость и эффективность функционирования элементов (структур) гражданского общества. Таким образом, взаимоотношение гражданского общества и государства возникает с образования государства. Полноценное гражданское общество возможно тогда, когда оно находится в состоянии равноправного партнерства и качественного правового взаимодействия с государством. С одной стороны - это обеспечение эффективности государственной деятельности, а с другой – гарантирование защиты интересов и достижения индивидуальных целей членами гражданского общества, а также коллективных целей гражданского общества. При этом процесс взаимодействия обеспечивает динамика связей (отношений) между структурными элементами (частями) государства и гражданского общества. Система этих элементов (частей), очевидно, образует механизм взаимодействия государства и гражданского общества. Механизм взаимодействия государства и гражданского общества - система государственных образований (установлений), а также образующих гражданское общество институтов и свободных личностей, совместная деятельность которых направлена на взаимный учет интересов и достижение целей, решение задач государства и гражданского общества. Глава 2 Проблемные аспекты гражданского общества в России 2.1. Актуальные проблемы формирования гражданского общества в современной России Становление гражданского общества в современной России в настоящее время рассматривается с учетом уже сложившихся конкретных обстоятельств, которые нацеливают говорить не столько о том, как должно быть, а выяснять причины того, что уже есть, искать пути решения возникающих при этом проблем. Высоко оценивается роль государства как канала, способствующего созданию востребованных на практике институциональных механизмов сотрудничества государства и гражданского общества.Выделим главную проблему существующих в России институтов гражданского общества - их одностороннюю направленность, отсутствие обратной связи с государственными институтами. По мнению О.В Новиковой [29– С. 69–78.], эффективно решить эту проблему может лишь формирование новых механизмов взаимодействия государства и гражданского общества. Многие черты и качества Российского гражданского общества еще находятся в стадии развертывания и формирования. Сегодня этот процесс осложняется нестабильностью общественно-политических структур, отсутствием широкого социального слоя собственников, низкой эффективностью механизма правовой защиты личности. С принятием 12 декабря 1993 г. Конституции Российской Федерации процесс формирования гражданского общества и правового государства получил сильный рывок и определенные юридические гарантии его осуществления. Конституцией были закреплены основополагающие идеи гражданского общества [1]: Человек, его права и свободы объявлены высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства. Провозглашено разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, установлены гарантии, органов местного самоуправления. Дальнейшее развитие гражданского общества в России зависит от сокращения и нейтрализации бюрократического аппарата, формирования многопартийной системы, создания системы стимулов для развития производства, разработки оптимальных социальных программ и т.д. Одним из действенных рычагов в этом плане является правовое регулирование основополагающих отношений гражданского общества, значение которого заключается в решении посредством права трех основных целей: ограничить вмешательство государства в дела гражданского общества и личную жизнь гражданина; юридически и реально зафиксировать обязанности государства по отношению к гражданину; обеспечить реализацию конституционных положений о правовом государстве. Современная Россия встала на путь демократических преобразований, которые в силу ряда причин субъективного и объективного характера в значительной степени были инициированы сверху. Сейчас эти преобразования осуществляются в стране, которая по Конституции[1] является демократическим, правовым и социальным государством. Таким образом, формальное существование гражданского общества в Российской Федерации определенно в соответствии с основным Законом Это значит, что у нас существует формируемая на принципах разделения властей и многопартийности демократическая политическая система, гражданам гарантированы основополагающие права и индивидуальные свободы. Роль государствадолжна проявиться в его последовательной и ответственной политике по созданию условий формирования социальной базы гражданского общества - среднего класса. Во-вторых, роль должна проявляться в строгом соблюдении принципа правового государства «равенства всех перед законом»[1], исключающего либо существенно ограничивающего развитие процессов коррупции и способствующего возникновению и утверждению в обществе ценностей демократии. В-третьих, государство должно проявлять особое отношение к молодежи, как к реальному резерву демократических преобразований в стране, фундаменту формирования гражданского общества. В-четвертых, системой своих политик - государственного строительства и управления, социальной, экономической и духовной государство должно создавать предпосылки для развития в обществе толерантных процессов - основы стабильного развития общества и создания среды для формирования гражданского общества. Процесс Формирование гражданского общества в нашей стране имел определенную основу. Тоталитарная эпоха оставила систему многих социальных институтов (социального обеспечения, образования, здравоохранения, трудового и социального законодательства, высокотехнологичные производства соответствующие, а в некоторых отраслях и превосходящие мировые стандарты) и многое другое, к чему западные страны в направлении гражданского и социального государства шли не одно столетие. [26 - с.56.] Если создание социальной базы для формирования в стране гражданского общества задача по сложности вполне разрешимая при последовательной государственной политике в этой сфере, то субъективная сторона реализации этой задачи - решение проблем нравственного возрождения общества и государства по значению и возможностям представляется более сложной и продолжительной. В конкретных условиях современной России решить объективно вставшие перед страной проблемы может только государство при активной его поддержке со стороны общества, становящегося постепенно обществом гражданским. Процесс его превращения в гражданское общество может быть реализован только на встречных потоках общества и государства. В настоящее время в России сложились факторы, направленные на становление в стране гражданского общества: • наличие зарождающегося среднего класса как социальной базы зрелого гражданского общества; • укрепляющееся осознание обществом необходимости опоры на собственные силы; • при всех сложностях российской действительности наличие достаточно высокого уровня социального оптимизма; • меняющаяся ментальность молодежи, как стратегического ресурса демократических преобразований в стране, субъективно ориентирующаяся на ценности рыночной экономики и открытого общества. Вместе с тем нельзя не видеть ряд проблем объективного и субъективного характера, которые создают трудности на пути демократизации страны, формирования в России зрелого гражданского общества. К проблемам объективного характера можно отнести: • новизну стоящих перед страной проблем и возникающие в связи с этим возможные ошибки их решения; • разнородность социального, экономического, культурного уровней развития субъектов РФ, отрицательно влияющая на динамику всех процессов российского транзита; • отсутствие национальной идеи, которая могла бы интегрировать и консолидировать нацию на решение задач, стать идейной основой для разработки новой системы ценностей; Но наиболее негативные последствия на процесс демократизации страны и формирование основ гражданского общества влияют проблемы субъективного характера. К ним можно отнести: • сложившуюся в стране корпоративно-бюрократическую, коррумпированную государственность; • нарушение в стране принципов правового государства «равенства всех перед законом». Понятие «административный ресурс» в российском политическом процессе приобрел особый оттенок, который не свойствен ни одному государству, претендующему называться «правовым»; К числу дополнительных факторов и условий становления правового государства можно отнести следующие: преодоление правового нигилизма в массовом сознании; выработка высокой политико-правовой грамотности; появление действенной способности противостоять произволу; разграничение партийных и государственных функций; торжество политико-правового плюрализма; выработка нового правового мышления и правовых традиций. На пути формирования гражданского общества в России в настоящее время существует еще ряд трудностей. Прежде всего, это устойчивые стереотипы и система ценностей, сформированные предыдущим государственным режимом. Они отторгают многие экономические, социальные и культурные предпосылки гражданского общества. Значительный отпечаток на процесс формирования гражданского общества накладывает форсированный характер процесса гражданской модернизации. Само же государство должно на практике все больше приобретать признаки правового государства. Для нынешнего состояния, формирующегося современного гражданского общества в России характерно следующее: - пока не сложилась целостная система гражданских структур, существует большое количество фрагментированных образований, слаба правовая защита граждан и ассоциаций; - социум расколот по линиям: бедные и богатые, элиты и народ, чиновники и все остальные, центр - периферия и др.; - неадекватна и слаба социальная основа гражданского общества - относительно небольшой средний класс - недостаточно выражены и укоренены объединяющие культурные ценности (доверие, солидарность, согласие, социальная ответственность, уважение к жизни, личности, достоинству и др.); - слабость структурированных интересов, отсутствие ясно выраженной идентификации индивидов с соответствующими группами препятствуют формированию гражданских объединений, организации групповых действий; - слабое и не эффективное воздействие организаций гражданского общества на структуры власти; - в стадии формирования находится правовая база российского гражданского общества; - на облик формирующегося гражданского общества в России оказывают воздействие как его исторические свойства, так и современные особенности развития общества. Безусловно, в настоящее время нельзя говорить о полном преодолении проблем связанных с формированием гражданского общества в России, которые возникли в стране в начале 90-х годов ХХ века. Как мы видим, в современной России множество проблем с правовой регламентацией и реализацией основных институтов гражданского общества. По моему мнению, основным аспектом затрудняющем создание гражданского общества является правовой нигилизм основной части населения страны. 2.2. Проблема правовой свободы личности в гражданском обществе В основе подлинного цивилизованного общества лежит личность во всех ее проявлениях, поскольку человек всегда выступает одновременно субъектом и объектом общественных отношений. Без него невозможно существование общественного взаимодействия, тех или иных общественных институтов, так какот деятельности личности зависит «качество» общества и, в то же время, общество предопределяет «качество» самого человека. Только в гражданском обществе человек существует как личность способная принимат....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: