- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Гражданское общество и государство
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W011186 |
Тема: | Гражданское общество и государство |
Содержание
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Факультет юридический Кафедра государственно-правовых дисциплин КУРСОВАЯ РАБОТА по Теории государства и права на тему: «Гражданское общество и государство» Выполнил: Обучающийся 1 курса, студент 172 учебной группы Исмагилова Валерия Гдалиевна (подпись ) Руководитель работы: Заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин, полковник юстиции, к.ю.н., доцент Фролов В.В. Дата представления работы на кафедру ___________________________________ Оценка ____________________________ Подпись____________________________ Санкт – Петербург, 2018 Оглавление Введение0С.3 1. Идейно-теоретические предпосылки формирования концепции гражданского общества0С.5 2. Современные подходы к пониманию феномена «гражданское общество»0С.11 3. Развитое гражданское общество как признак правового государства0С.19 Заключение0С.24 Список источников и использованной литературы0С.27 Введение В истории политической и правовой мысли проблема гражданского общества всегда являлась фундаментальной. Она всегда волновала прогрессивных мыслителей древности, средневековья и современности. Что такое гражданское общество? Когда появилась идея гражданского общества и как она развивалась? В чем состоит цель и назначение? Как гражданское общество соотносится и взаимодействует с государством? Эти вопросы практически всегда находились в поле зрения философов, юристов, историков, независимо от их взглядов, суждений. 1 В тоже время, несмотря на множество подходов таких исследователей как Аристотель, Т. Гоббс, Ш. Монтескье, П.И. Новгородцев, И.А. Ильин, С.С. Алексеев и других, «гражданское общество» остается до сих пор до конца не изученным феноменом. Актуальность курсовой работы заключается в необходимости рассмотрения исторического развития, современного состояния гражданского общества, его взаимосвязи с государством, что позволит систематизировать, выделить и сформулировать обобщенное представление о данном понятии. Целью исследования выступает изучение исторических подходов к понятию «гражданское общество», взаимодействия государства и гражданского общества, а также проблем развития гражданского общества и их преодоления. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи: проанализировать этапы становления и развития концепции гражданского общества в истории политико-правовой мысли; рассмотреть проблему соотношения гражданского общества, государства, личности, получивших отражение в работах российских ученых XVII - начала XX вв; изучить современные представления о феномене «гражданское общество»; рассмотреть признаки гражданского общества и правового государства; проанализировать взаимодействие гражданского общества и государства; исследовать состояние развития гражданского общества в современной России. Объектом исследования является гражданское общество и правовое государство. Предметом исследования выступают процесс исторического становления гражданского общества и его взаимосвязь с государством. 1.Идейно-теоретические предпосылки формирования концепции гражданского общества Концепция гражданского общества на пути своего формирования постоянно изменялась и дополнялась мыслителями разных эпох. В процессе развития человечества, изменении характера политических, социальных, духовных отношений изменялись и взгляды на сущность гражданского общества. Ещё в Древней Греции Аристотель говорил о «политической общности свободных граждан».2 Однако развитие концепции гражданского общества началось в политико-правовой мысли Нового времени и эпохи Просвещения. Объединение идеи гражданского общества определяется концепциями естественного права и общественного договора, согласно которым гражданское общество приходит на смену «естественному состоянию». По утверждению Томаса Гоббса, амбиции, эгоизм, сомнение, соперничество, присуще природе человека, приводят к «войне всех против всех». Однако естественный разум открывает людям выход из этого лабиринта. Так, складываются естественные законы, первый из которых призывает добиваться мира, второй – обязывает отказываться каждому человеку от части своих прав во имя мира, третий- призывает следовать заключенным между людьми соглашениям и договорам. Данные законы имеют рекомендательный характер, так как они не обязательны к исполнению, перевести их в нормативный характер может только механизм принуждения. Подобным механизмом, гарантирующим мир и реализацию естественных законов, является абсолютная власть государства. Люди по обоюдному согласию делегируют государству в лице суверена верховную власть над собой, которая носит абсолютный характер. Государство гарантирует своим подданным свободу, которая проявляется в праве делать все, что не запрещено законом. Таким образом, у Т. Гоббса государство и гражданское общество отождествляются. Шарль Луи де Монтескье в труде «О духе законов» определяет гражданское общество как изъявление общей воли составляющих его людей. Становление гражданского состояния и государства Монтескье рассматривает как необходимый исторический процесс. Присутствие противоречий и недоброжелательных отношений между индивидами в гражданском обществе объясняет формирование государства и появление вместе с ним гражданских и политических законов. Политические отношения, права и свободы граждан регулируются политическими законами, гражданским же подчиняются отношения собственности индивидов, добровольных объединений граждан. Особое место в концепции Монтескье занимает идея о том, что гражданские законы не должны регулироваться государственным право и наоборот.3 Следовательно, мы можем констатировать наличие у Монтескье понимания необходимости разграничения политической, государственной и гражданской сфер общественной жизни. В отличии от предшественников, французский просветитель Жан-Жак Руссо имел несколько иной взгляд на природу и сущность гражданского общества. В трактате «Об общественном договоре, или Принципы политического права» он предлагает рассматривать «естественное состояние» не как «войну всех против всех», а как способ бытия людей, в котором преобладает свобода, дружба, гармония. «Естественному состоянию» Руссо противопоставляет «гражданское состояние в условиях демократического государства». Здесь посредством разумной организации государственного устройства достигается воплощение гуманных условий жизни людей.4 Анализируя эволюцию идеи гражданского общества в Новое время и эпоху Просвещения, мы можем выделить общие начала концепций, а именно отождествления терминов «гражданское общество» и «государство» и отнесения их к одному и тому же множеству людей. Причина заключается в слабо выраженном разделении государственной и негосударственной сфер социальной жизни. Кризис традиционного общества в Западной и Центральной Европе в позднем средневековье, предпосылкой которому послужили исчерпание ресурсов экстенсивного развития аграрной экономики, а также неизбежный переход к хозяйству интенсивного типа. Все это привело к изменению жизни общества, тем самым завершая распад старой и становлению совершенно новой социальной, политической и культурной общественной системы – индустриальной цивилизации, которая коренным образом меняет положение и условия жизни людей. Рассматривая появление и становление концепции гражданского общества, необходимо обратить внимание на вклад представителей русской философской и правововой мысли, которые оставили не меньшее наследие. Для русской правовой мысли характерно то, что с одной стороны, она впитала в себя общечеловеческие ценности и представления о свободе и правах человека, о сущности и структуре гражданского общества, его важнейших институтах – собственности, семье, договоре, а с другой – содержала ряд новых положений, учитывающих культурно-исторические и национальные особенности России. В отличие от большинства западных авторов, русские мыслители делали акцент не столько на правах, сколько на обязанностях личности по отношению к общественному целому, которое, по их мнению, зависит от солидарности и взаимодействия личностей, и «свободу лица» они понимали, как принцип личной ответственности.5 Точкой отсчета изучения проблем гражданского общества в России можно считать конец XVIII -начало XIX века, что было обусловлено проникновением в страну идей философии Просвещения. Опираясь на исследования французских просветителей, идеологи декабристского движения П. Пестель, Н. Муравьев сформулировали и обосновали свой идеал гражданского общества. Они считали, что систему крепостного права и сословных привилегий необходимо искоренить, исходили их признания демократических принципов – разделения властей, как гаранта против деспотизма, равенства всех перед законом и подчинения закону властей, предоставления людям гражданских прав и свобод, федеративного устройства государства. Однако движение декабристов потерпело фиаско и их идеи были отвергнуты обществом. Проблема гражданского общества изучалась представителями российского консерватизма. В российском либеральном консерватизме можно выделить два основных направления к понимаю гражданского общества: -политико-правовой, представленный учениями Б.Н. Чичерина, С.А. Муромцева, П.И. Новгородцева; -социально-философский (С.Л. Франк, И.А. Ильин). Первый подход к гражданскому обществу основывается на взглядах о естественном праве, где гражданское общество принадлежит к числу создаваемых людьми объединений наравне с государством и церковью. Гражданское общество представляет собой совокупность частных отношений между лицами, управляемых гражданским или частным правом.6 Б.Н. Чичерин в качестве базовых принципов гражданского общества выделяет индивидуальную свободу, которая наиболее полно отражена в гражданском праве и реализуется через институты гражданского общества. Важной предпосылкой гражданского общества является и институт договорных отношений, препятствующий превращению какого-либо лица в раба или зависимого. Чичерин один из первых в российской науке обосновал принцип невмешательства государства в гражданскую жизнь, вместе с тем, говоря об обязательности закрепления и защиты им гражданско-правовых институтов. Второй подход, социально-философский, в исследовании гражданского общества, в рамках либерального консерватизма представлен в первую очередь работами С.Л. Франка и И.А. Ильина, для которых гражданское общество существовало как самостоятельный объект исследования. С.Л. Франк в «Духовных основах общества» обосновывает разделение всей социальной жизни на два взаимосвязанных начала: «государство» и «гражданское общество». Гражданское общество есть общественное единство, стихийно слагающееся из свободного сотрудничества, из свободного соглашения отдельных членов общества, есть как бы «молекулярная общественная связь, изнутри сцепляющая отдельные элементы в свободное и пластически-гибкое целое».7 Для либерального консерватизма центральной была идея отношения гражданского общества и государства. В рамках данного направления государство выступало или равноправным партнером гражданского общества или же имело преимущественное значение. Например, у И.А. Ильина, государство является сферой общего, солидарного, совместного, и поэтому государство – это по своей идее «духовный союз людей, обладающих зрелым правосознанием и властно утверждающих естественное право в братском, солидарном сотрудничестве».9 В целом же, по его мнению, общественное развитие характеризуется усилением роли государства как духовной общины и системы братства людей. Государство, таким образом, выступает важным обстоятельством осуществления свободы и прав индивида. Русские мыслители конца XIX – начала XX веков наравне с западными исследователями внесли неоценимый вклад в изучение теории гражданского общества. Обсуждение важнейших вопросов гражданского общества в России в тот период имело большое историческое значение и свидетельствовало о том, что этот процесс проходил параллельно с постановкой этих же вопросов виднейшими представителями западной общественно-политической мысли. Из анализа рассмотренных подходов к гражданскому общему можно сделать ряд выводов. Во-первых, гражданское общество – результат исторического развития человечества, зародившийся в эпоху разрушения жестких рамок сословно-феодального строя и неразрывно связанный с государством, в котором существенно усиливается роль права. Во-вторых, важной предпосылкой зарождения гражданского общества является трансформация производственных отношений и появление возможности не только у представителей правящей аристократии, но и у всего населения приобретения экономической самостоятельности на базе частной собственности. В ходе этого процесса увеличилось значение личности человека, который превратился из подданного в гражданина с равными юридическими правами. В-третьих, гражданское общество – это «сила, находящаяся с государством в постоянном, противоречивом единстве».8 В-четвертых, к началу XX века был создан достаточно разветвленный тип гражданского общества, который давал возможность включать гражданское общество в качестве вспомогательной силы давления на человека. 2.Современные подходы к пониманию феномена «гражданское общество» На сегодняшний день изучение феномена «гражданское общество» имеет свои особенности и привлекает внимание многих правоведов, социологов, философов. Современное понимание гражданского общества представляет особый интерес и является неоднозначным, дискуссионным. Сергей Сергеевич Алексеев считает, что гражданское общество представляет собой свободное демократическое правовое общество, которое нацелено на конкретного лица, формирует обстановку уважения к правовым традициям и законам, обеспечивает свободу творческой и предпринимательской деятельности, создает возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, разрабатывает механизмы контроля за деятельностью государства. Николай Игнатьевич Матузов предлагает такую трактовку гражданского общества: «Гражданское общество есть условное наименование того способа современной жизни, с которым неразрывно связаны важнейшие условия, в совокупности определяющие тип цивилизации, рыночную экономику и демократию, осью которого является частная собственность».9 Для постепенного становления гражданского общества необходимо упорядочивание отношений личности и государство, невозможно без нахождения консенсуса в интересах их взаимодействия, потому как рост человеческой цивилизации основывается на гармонии взаимоотношений «личность-гражданское общество-правовое государство». Предлагаем обратиться к определению гражданского общества Татьяны Васильевны Кашаниной, которое основывается именно на личности. Доктор юридических наук указывает на то, что гражданское общество – это такое общество, где главным действующим лицом является человек-личность-субъект, обладающий экономической и политической свободой.10 Для того чтобы всесторонне исследовать феномен «гражданское общество» обратимся к предложенной С. Атоном концепции внутреннего строения рассматриваемой категории, которая состоит из следующих систем: социальная система, которая содержит большое количество возникнувших сообществ людей и взаимоотношения между ними, отношения связанные с репродукцией общества, воспитанием детей, отношения, проявляющие социальную природу человека; экономическая система, вбирающая в себя множество экономических институтов и отношений, в которых находятся индивиды в процессе реализации отношений собственности, производства, распределения, обмена и потребления общественного продукта; политическая система, которая имеет такие элементы как государство, политические партии, общественно – политические движения, объединения; духовно – культурная система, образующаяся из связей между людьми, их объединениями, государством и обществом в целом относительно духовно-культурных благ и специальных институтов, учреждений (образовательных, научных, культурных, религиозных), через которые осуществляются эти связи; информационная система, формирующаяся в результате коммуникации людей друг с другом на прямую и через СМИ; в роли ее составляющих компонентов могут выступать общественные, муниципальные и частные организации, учреждения, предприятия, а также граждане и их объединения, выполняющие создание и распространение СМИ; информационные отношения охватывают все сферы гражданского общества.11 В ходе анализа пониманий феномена «гражданское общество» мы рассмотрели работы зарубежных авторов. Исследователи университета Нешвиля (США) Х. Ахиер и Л. Карсон выдвигают следующую трактовку гражданского общества: «Гражданское общество является сочетание институтов, организаций и индивидуальностей и находится между семьей, государством и рынком, где люди свободно объединяются на основании общих интересов».12 Учёные указывают, что это определение не включает в себя все сферы гражданского общества, но представляется важным для выделения перспектив к его изучению. Они видят в гражданском обществе обязательное условие выживания и самосохранения общества и социума как такового. Исследовав взгляды современных авторов по определению понятия гражданского общества, его внутреннее строение, выявив его значение и взаимосвязь с государством, мы можем сделать вывод, что гражданское общество понимается как «социальное пространство, независимое от государства и призванное контролировать его деятельность при помощи общественных организаций, объединений, направленное на реализацию обеспечение всей совокупности прав и свобод человека и гражданина.»13 Современное представление гражданского общества предусматривает присутствие у него совокупности существенных признаков. Нехватка или неразвитость некоторых из них позволяет оценить состояние социума и важные аспекты его улучшения. Рассмотрим эти признаки подробнее. Гражданское общество – это объединение свободных индивидов. В экономическом плане это означает, что каждый индивид является собственником. Он действительно располагает теми средствами, которые необходимы для достойного существования человека. Он свободен в выборе форм собственности, определении профессии и вида труда, распоряжении результатами своей трудовой деятельности. В социальном плане вхождение индивида в различные социальные группы (семья, класс) не определяется как безусловное. Политическая составляющая свободы индивида как гражданина состоит из его самостоятельности от государства, т.е. в возможности, например, быть членом политической партии или объединения, критикующих существующий государственный строй или правительство, вправе избираться и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления. Гарантированной свобода считается тогда, когда индивид через существующие механизмы (суд) может уменьшать произвол государственных или иных структур в свою сторону. Гражданскому обществу присуще комплексность системных качеств, постоянство и повторяемость. Существование различных общественных форм и институтов (профсоюзы, партии, объединения предпринимателей, общества потребителей, клубы) дает возможность сформулировать и удовлетворить различные потребности и интересы индивидов, открыть все своеобразие человеческого бытия. Плюрализм как признак, определяющий структуру и функционирование общественной системы, обнаруживается во всех ее сферах: в экономической – это многообразие форм собственности (частной, акционерной, кооперативной, общественной и государственное); в социальной и политической – существование разветвленной сети общественных образований, в которых индивид может выразить и обезопасить себя; в духовной – гарантирование свободы совести и вероисповедания, исключение дискриминации по идеологическим мотивам, терпимое отношение к различным религиям, противоположным взглядам.14 В качестве примера структурного элемента гражданского общества мы предлагаем рассмотреть политические партии. Политический партии имеют две сущности: они входят в систему гражданского общества и в государственный механизм. Партия своими корнями уходит в толщу гражданского общества, где зарождаются и оформляются групповые интересы, но при этом через свои руководящие инстанции врастает в механизм государственной власти, придает ей уникальную особенность агента двусторонней связи гражданского общества и государства.15 Одной из функций политической партии является посредничество между гражданским обществом и государством. Иными словами, политические партии выступают в виде канала связи, который доносит интересы гражданского общества до государства. Мы можем выделить некоторые причины такого обмена интересами: во-первых, во взаимоотношениях политических партий и гражданского общества политические партии заинтересованы в создании и укреплении социальной базы поддержки, выражающейся в формировании общественного мнения и устойчивых социальных связей. Во-вторых, гражданское общество, в свою очередь, заинтересовано в государственной поддержке гражданских инициатив через участие политических партий в деятельности государства. 16 Как и любой институт политическая партия имеет свою внутреннюю структуру. От того, в какой степени она позволяет открыто реализовывать общественные потребности, которые выражаются в позициях партийных звеньев, зависит, насколько та или иная политическая партия может воспроизводить и решать проблемы гражданского общества. Стоит отметить, что эффективность данного процесса характеризуется степенью включения рядовых членов партии к принятию решения. Сегодня мы можем говорить о кризисе партийной системы в России. Его причинами выступают, во-первых, критика со стороны общества за коррумпированность партийных чиновников, которые все чаще уличаются в получении взяток. Во-вторых, в партийных организациях прослеживается сильный отрыв партийного руководства от рядовых членов. В-третьих, партии становятся бюрократическими, не способными к самообновлению. Мы предлагаем в качестве пути решения проблем политических партий в России обратиться к зарубежному опыту западных стран. Когда возникает кризисная ситуация в функционировании партий, и принимаемые решения ущемляют чьи-то интересы, то возникают многочисленные группы, которые выступают с политическими инициативами. В США, к примеру, число комитетов политического действия более 4 тысяч, при чем они оказывают существенное влияние на формирование политической воли общества. Но у подобных групп есть одна особенность: их деятельность носит временный характер, так как после выполнения задач они утрачивают поддержку общественности. Ещё одним вариантом вывода политических партий из кризиса служит конкуренция со стороны новых политических движений. Новые тенденции побуждают партии постоянно совершенствоваться, развиваться – происходит переоценка идеологических ценностей и программных установок, совершенствуются организационные структуры, активизируется работа «мозговых» центров. Партии приобретают более гибких характер, ищут поддержку профсоюзов, женского, молодежного, кооперативного, экологического движений, стремятся расширить свою социальную базу. Стоит отметить, что такая эволюция партий может привести к изменениям в их структуре и созданию федерации фракций. Так, например, Австрийская народная партия (700 тыс. членов) включает Союз хозяев (крупные промышленники и аграрии), Союз рабочих и Крестьянский союз. Таким образом, политические партии возникают как ответ демократизующегося общества на потребность в механизме политического участия. Несмотря на то, что сегодня в процессе дальнейшей эволюции их влияние изменилось, в сознании широких слоев они продолжают оставаться важнейшим политическим институтом в структуре гражданского общества. Гражданское общество – это саморазвивающаяся и самоуправляемая система. Люди, вступая в различные объединения, устанавливают между собой разносторонние связи, реализуя свои иногда противоречивые интересы, тем самым создают условия для гармоничного, целенаправленного формирования общества без влияния государства. Гражданское общество имеет возможность открыто (легально) воздействовать на деятельность органов государственной власти. В качестве иллюстрации данного признака мы предлагаем рассмотреть деятельность Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). Российский союз промышленников и предпринимателей – общероссийская организация, представляющая интересы деловых кругов как в России так и на международном уровне.17 Союз повышает статус российского бизнеса в стране и в мире; поддерживает баланс интересов общества, власти и бизнеса. РСПП ведет постоянную практическую работу: на высоком государственном уровне проводятся конференции по актуальным экономическим проблемам с участием представителей российских и зарубежных бизнес-кругов, а также руководителей федеральных органов власти. Итогами этих форумов являются решения, которые принимаются на государственном уровне в сфере предпринимательства и бизнеса в России. В частности, 15 февраля 2018 года прошел Российский инвестиционный форум в Сочи. На сессии обсудили вопросы совершенствования налоговой системы. Президент РСПП Александр Шохин предложил ввести надзорные каникулы для бизнесменов. 18 Подводя итог, можно еще раз подчеркнуть, что гражданское общество находится в тесной связи с государством, имеет направление на ограничение и контроль за деятельностью органов государственной власти. Гражданскому обществу присущи такие признаки как: объединение свободных индивидов; сложноструктурированная плюралистическая система; саморазвивающаяся и самоуправляемая система; возможность легально воздействовать на государственно-властные структуры и другие. Гражданское общество наделяет людей возможностью реализовывать свои личные интересы, в частности, экономические, социально-политические, культурные потребности. Гражданское общество – это общество свободных, инициативных людей, площадка творческого проявления граждан и их объединений. 3. Развитое гражданское общество как признак правового государства В научном сообществе не устоялось единого мнения к определению понятий «гражданское общество» и «правовое государство», как и не устоялась четкая позиция о том, в каком соотношении находится гражданское общество с правовым государством – один из основополагающих принципов его функционирования или все же специфический признак, позиционирующий его именно как государство правовое.19 Признаки правового государства раскрывают основные черты и формулируют определение правового государства. Данные признаки условно можно разделить на две группы: общие признаки и специфические. Общие признаки присущи всем видам государств, они помогают выделить государство из других видов и форм социальных организаций.20 Перечислим некоторые из них: наличие обособленной территории, наличие института гражданства(подданства), наличие аппарата публичной власти и государственный суверенитет. Специфические признаки характерны исключительно правовым государствам. Во-первых, основным специфическим признаком правового государства является верховенство закона. Он означает, что все граждане данного государства обязаны подчиняться закону, будь то государственный служащий или «рядовой» гражданин. Более того если мы говорим о верховенстве закона, то он понимается в прямом своем значении, а именно как акт, исходящий от высшего представительного органа государственной власти и обладающий высшей юридической силой. 21 Во-вторых, еще одной особенностью правового государства является полная гарантированность и незыблемость прав и свобод граждан. В соответствии с данным признаком, право на жизнь, на достоинство личности, свободу и личную неприкосновенность, право на труд, на отдых, на социальное обеспечение, на получение образования, медицинского обслуживания, другие права и свободы должны гарантироваться и охраняться законом и государством. Всегда ли данные права гарантируются и соблюдаются в полной мере? В соответствии с Конституцией России, «в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина…» (ч. 1 ст. 17). Сегодня из-за экономических и социальных причин, роста цен и инфляции, усиления бюрократизма и коррупции в органах государственной власти гарантии прав и свобод граждан России в значительной мере ослабляются. Чтобы права и интересы «рядового» гражданина были удовлетворены, ему нередко приходится добиваться их исполнения должностными лицами. В-третьих, немаловажным признаком правового государства является реализация принципа разделения властей. Например, по Конституции России, «государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную…» (ст. 10). Соответственно законодательная власть принадлежит Федеральному Собранию Российской Федерации, исполнительная – Правительству Российской Федерации, а судебная – судам Российской Федерации. В-четвертых, к важнейшим особенностям правового государства относятся не только создание, но и поддержание в обществе режима демократии, законности и конституционности, предотвращение попыток узурпации власти, сосредоточения ее в одних или нескольких руках. 22 Помимо приведенных выше признаков правового государства существует множество других. В своем единстве они помогают нам разобраться в понятии «правовое государство», его сущности, основных целях создания и его назначении. Многие исследователи-правоведы относят к признакам правового государства развитое гражданское общество. Приведем ряд особенностей гражданского общества как специфического признака правового государства. Во-первых, гражданское общество выражает интересы граждан, по значимости не менее важных, чем интересы правящей элиты. Во-вторых, данное общество является саморегулирующимся, устойчивым, оно поддерживается не столько государством, сколько самостоятельными силами граждан.23 В-третьих, в гражданском обществе воплощается принцип – государство служит обществу, а не наоборот. Например, как правовое государство Россия обладает таким признаком, как наличие гражданского общества. Однако, стоит отметить, что существуют некоторые проблемы развития гражданского общества и правового государства в России. В Российском государстве происходит институционализация гражданского общества при помощи норм права. Правовые нормы здесь выступают как средства структуризации и оптимизации гражданского общества. В России применяется такой способ взаимоотношений государства с обществом, как идея суверенной демократии, которая выражается в том, что государство стремится направить деятельность самостоятельно возникших и независимо функционирующих элементов гражданского общество в конструктивное русло, признавая за собой, таким образом, роль идеологического лидера. Примером выстраивания взаимодействия и налаживания связи органов государственной власти с институтами гражданского общества является повсеместное создание общественных палат, основная задача которых состоит в привлечении граждан и их общественных объединений: к реализации государственной политики; к выдвижению и поддержке гражданских инициатив, направленных на реализацию конституционных прав, свобод и законных интересов граждан и общественных объединений; к проведению общественных экспертиз проектов нормативно-правовых актов; к осуществлению общественного контроля за деятельность органов власти. 24 Существуют некоторые противоречия, касаемо вопроса о создании общественной палаты. Сущность проблемы заключается в том, что внедрение в гражданское общество института общественной палаты проводилось государством, то есть «сверху», бюрократическими методами, административным созданием системы самоуправления.25 Данный факт позволяет говорить о наличии слабо развитого гражданском обществе в Российской Федерации, так как оно самостоятельно не может себя регулировать, у граждан нет той правовой культуры, которая необходима для его построения. В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. С учетом данного положения необходимым является всестороннее развитие институтов гражданского общества, непосредственно связанных с реализацией и защитой основных прав и свобод граждан. Общественные организации граждан могут возникать самостоятельно, в силу вызванных потребностей и интересов в определенных сферах их жизнедеятельности. Однако в некоторых случаях государство может создать такие общественные структуры, как, например, в Федеральном законе от 10.06.2008 г. №76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечение прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания». В соответствии с законом субъектами общественного контроля выступают общественные наблюдательные комиссии и их члены, которые назначаются по представлению общественных объединений, уставной целью или направлением деятельности которых является защита или содействие защите прав и свобод человека и гражданина, Советом Общественной палаты Российской Федерации. Общественная наблюдательная комиссия имеет следующий ряд основных задач: осуществление общественного контроля за обеспечение прав человека в местах принудительного содержания; подготовка решений в форме заключений, предложений и обращений по результатам осуществления общественного контроля; содействие сотрудничеству общественных объединений, администраций мест принудительного содержания, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих в пределах территории субъекта РФ полномочия по обеспечению законных прав и свобод, а также условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания.26 Подводя итоги, мы можем говорить о том, что институционализация гражданского общества в России невозможна без правовых норм, которые устанавливают ответственность его структур. Общественные, коммерческие, религиозные и иные объединения граждан должны иметь не только четкий правовой статус, идентифицирующий их в системе гражданского общества, но и четкие границы допустимой ими деятельности, которые обусловлены интересами личности и государства и при нарушении которых должны последовать внятные меры юридической ответственности.27 Кроме того, государству необходимо включать в правовые предписания стимулы для толчка к развитию тех общественных организаций или направлений их деятельности, в которых государство нуждается. ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: