- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Гражданско-правовое регулирование опеки и попечительства в РФ
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K006646 |
Тема: | Гражданско-правовое регулирование опеки и попечительства в РФ |
Содержание
12 МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МВД РОССИИ ИМЕНИ В.Я. КИКОТЯ» Конкурс на лучшую научно-исследовательскую работу среди курсантов и слушателей Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя Номинация: Исследования в области частного права, общеправовых и государственноправовых дисциплин Кафедра гражданского права и процесса НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА на тему «Гражданско-правовое регулирование опеки и попечительства в РФ» Научный руководитель: Фамилия: Брайцева Имя: Елена Отчество: Анатольевна Должность по кафедре: старший преподаватель Ученая степень: кандидат юридических наук Ученое звание - Специальное звание: подполковник полиции Контактный телефон: 89850621125 Автор: Фамилия: Новиков Имя: Игорь Отчество: Андреевич Должность: курсант Учебная группа: 21 Курс: 2 Факультет (филиал): Московский областной филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя Специальное звание: младший сержант полиции Контактный телефон: 89163064678 Руза – 2016 СОДЕРЖАНИЕ СОДЕРЖАНИЕ 2 ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО КАК ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА 6 § 1. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В РОССИИ 6 § 2. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ФОРМЫ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА 13 § 3. ТЕОРИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ФАКТОВ В ПРАВООТНОШЕНИЯХ ПО ОПЕКЕ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ 18 ГЛАВА 2. СУБЪЕТЫ ИНСТИТУТА ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА, ИХ ПРАВОВОЙ СТАТУС 24 § 1. ОПЕКУНЫ И ПОПЕЧИТЕЛИ, ИХ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ 24 § 2. ПРАВА ПОДОПЕЧНЫХ 29 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 35 ПРИЛОЖЕНИЕ 39 ВВЕДЕНИЕ На любом историческом этапе перед обществом стоят задачи обустройства детей, их жизнеобеспечения и защиты их интересов. Цивилизованное общество считает человека наивысшей ценностью, а потому обращает на данную проблему особое внимание. Однако нельзя не видеть и того, что забота о тех согражданах, которые не в состоянии позаботиться о себе самостоятельно, - вынужденная обязанность любого социального коллектива, а также любого государства. На сегодняшний день усиливается роль органов опеки и попечительства в процессе своевременного выявления детей, нуждающихся в государственной помощи и защите их прав. Это связано с тем, что сложные социально-экономические условия, криминализация общества, отсутствие мероприятий, популяризирующих роль семьи и семейного воспитания в обществе, приводят к постоянному росту численности всех категорий граждан, нуждающихся в опеке и попечительства. Среди них особое место занимают дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию или оставшиеся без родительского попечения. Сегодня статистика выглядит обнадёживающей: численность детей-сирот в России в 2015 году сократилась на 18% по сравнению с 2014 годом, всего за прошлый год в семьи было передано более 42 тысяч детей, говорится в сообщении пресс-службы министерства образования и науки РФ. Однако, несмотря на улучшение некоторых показателей, данная проблема, как и раньше, является одной из серьезных на сегодняшний день. Это свидетельствует о необходимости усилить информирование населения по вопросам семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе о мерах поддержки граждан, желающих взять ребенка в семью. С принятием Федерального закона РФ от 24.04.2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (далее – закон об опеке и попечительстве) институт опеки и попечительства претерпел значительные перемены. Это первый единый документ, разрешающий вопросы опеки и попечительства, ранее содержавшиеся в различных законодательных актах. Таким образом, проблемы реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и их передача на опеку и попечительство - являются особенно актуальными в наше время. Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие и складывающиеся при установлении, осуществлении и прекращении опеки и попечительства. Предмет исследования – нормы российского законодательства, определяющие основания возникновения и прекращения правоотношений по опеке и попечительству, а также регулирующие правоотношения между субъектами института опеки и попечительства, и практика их применения. Цель научной работы состоит в проведении исследования правового регулирования института опеки и попечительства, анализе норм действующего законодательства. Вышеуказанная цель достигается с помощью следующих задач: Изучить появление и развитие института опеки и попечительства; Проанализировать общие положения опеки и попечительства; Охарактеризоватоснования установления и прекращения опеки и попечительства; Определить основные права и обязанности субъектов института опеки и попечительства. Методологической основой научной работы является комплекс научных приемов и методов познания явлений и процессов, включающий в себя общенаучный диалектический метод и частнонаучные методы: формально-логический метод, метод сравнительного правоведения, системно-правовой метод и метод правового моделирования. Теоретическую основу исследования составили работы российских ученых, посвященных специальным вопросам регулирования отношений, связанных с опекой и попечительством. Исходным материалом послужили труды И.Ф. Александрова, А.В. Баркова, О.А. Кабышевой, И.А. Косаревой, И.А. Михайловой, А.М. Нечаевой, А.Е. Тарасовой, О.В. Фетисовой и других исследователей. Особенную помощь в подготовке исследования оказали работы Л.Ю. Михеевой и О.А. Кабышева, которые много лет занимались проблемами опеки и попечительства. В их работах четко излагаются общие положения об опеке и попечительстве, представляются основные понятия, используемые законодательством об опеке и попечительстве, освещается система источников правового регулирования этих институтов. Особенно хотелось бы отметить работу О.А. Кабышевой, содержащую научно-практический комментарий норм Семейного кодекса, регулирующих порядок воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, а также иных нормативных актов, дополняющих и развивающих положения Семейного Кодекса. Автор подробно рассматривает правовой режим усыновления (удочерения) детей российскими и иностранными гражданами, порядок отмены усыновления (удочерения), вопросы опеки и попечительства приемной семьи. Нормативной базой послужили законодательные акты Российской Федерации: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, ряд федеральных законов, регулирующих отношения, составляющие объект исследования. Структурно работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, библиографического списка, приложений. ГЛАВА 1. ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО КАК ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА § 1. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В РОССИИ Опека (turela) и попечительство (cura) как способы восполнения недостающей дееспособности граждан были известны в течение многих веков еще в римском праве. Для осуществления имущественных прав ребенка отец искал среди добропорядочных квиритов опекуна. Таким образом, опека в римском праве, как отмечал К.П. Победоносцев, назначалась по суду, по закону и по завещанию в основном на основании договора (tutela pactita)». Однако постепенно мировое сообщество уходит от модели принудительного исполнения этой обязанности. При этом предпочтение отдается договорным основаниям возникновения опеки и попечительства. Главным в данном институте являются нормы, регулирующие гражданско-правовые по своей отраслевой природе отношения представительства. Россия допетровского периода пошла своим путем. Долгое время существовала только опека, под которой понималось «установление искусственной власти над семьей, если в ней остаются малолетние члены», взамен власти родителя, отца. О частичной рецепции римского права можно говорить только после проведения Петром I реформ законодательства. Однако институт опеки попечительства стал развиваться гораздо раньше. Первое летописное упоминание об опеке на Руси относится к 879 г. Упоминание опеки и попечительства нашло свое отражение в Послании Рюрика, в котором он назначает своему сыну опекуна, причем опекуном является его родственник Игорь. Следовательно, еще в те времена опекунами и попечителями назначались (становились) близкие родственники подопечных. Опекуны и попечители должны были заботиться о воспитании ребенка-сироты. Имущество опекаемых передавалось им при свидетелях. Опекун мог пользоваться имуществом в свою пользу, отдавать капитал опекаемых в рост, торговлю. По достижении зрелого возраста опекун обязан был возвратить все имущество в целости и уплатить все растраченное. Опекуном мог быть и отчим, также с обязанностью возвратить имущество в неприкосновенности. Задача опеки дает основание предложить, что надзор за опекунами и рассмотрение споров, возникавших из опеки, принадлежали духовной власти. Только Петр I придал опеке публичное значение. От Петровских реформ берет свое начало построение системы органов социальной защиты. По Регламенту Главного магистра от 1721 года должны были создаваться, в частности, «гошпитали» для призрения сирых, больных, увечных, убогих, «престарелых людей обоего пола». Постановления об опеке нашли себе место в Указе 1714 года о единонаследии и в инструкции магистрам 1724 года. В законодательстве Петра устанавливаются два способа учреждения опеки: по завещанию и по назначению магистра. Был установлен возраст совершеннолетия для наследников недвижимостей в 20 лет, для движимостей – в 17 и 18 лет. Возможность для них совершения сделок была преграждена постановлением: никаким письмам и записям малолетних не верить. При Петре установлена была в 1722 году опека над безумными и сумасшедшими – дураками, как говорится в указе. Последующие законодатели отменяли и восстанавливали петровские реформы. Наиболее заметные перемены произошли в царствование Екатерины II. В Указе 1775 года «Учреждения для управления губерний», в котором важное место занимали те учреждения, что ведали опекой – она получила довольно полную организацию. Главное, что характеризовало опеку тех времен, заключалось в соблюдении принципа сословности, сохранившегося до начала XX века. Каждое сословие получило свои опекунские учреждения. Это означало, что опекой ведали разные учреждения в зависимости от сословной принадлежности ребенка и его опекуна. Дворянская опека существовала для дворянских вдов и малолетних. Для купеческих и мещанских вдов при каждом городском магистрате учреждался «городовой сиротский суд». Вместо опеки над крестьянскими их отдавали самостоятельным односельчанам во двор, с тем, чтобы «они кормили их, а в возражение пользовались до совершеннолетия их трудами». Принцип сословности накладывал свой отпечаток на содержание требований, предъявляемых к опекуну. Для одного сословия они были одни, для другого – другие. Например, опекуну надлежало воспитывать малолетнего дворянина так, чтобы он мог «вести жизнь порядочную, сходственную с достатком, бесхлопотную от займодавцев и безмятежную от домашнего неустройства, весьма отдаленную от расточения, разоряющего роды и поколения, и удален был бы от жизни, расстраивающей умы, истребляющей в подчиненных повиновение и от умаляющей почтение к властям законами определенными». А для детей из мещанского, купеческого сословия были иные требования. Они сводились к тому, чтобы несовершеннолетний мог воспитываться «в знании приличного его состоянию промысла или ремесла. Содержание же малолетнего расположить по его имуществу без излишества и без роскошных прихотей, дабы малолетний от самой юности подвержен был к большей уверенности и через то приготовился, в каком состоянии быть не случилось, вести жизнь порядочную, трудолюбивую, умеренную и весьма отдаленную от мотовства и всякого рода непорядков и неистовств. Кроме недоверия друг к другу в промыслах, торгах и ремесласлах всякого рода ничего не производят, от недоверия же бывает падение промысла, торга и ремесла, а доверие или кредит есть следствие честности и порядочного ведения дел, промысла, торга и ремесла». Приведенные примеры показывают, что в законодательном акте, посвященном административно – организационным терминам, нашли место правила сугубо нравственного порядка, это служит доказательством того, что государство не оставило без внимания моральные проблемы и устои общества. В 1785 году было установлено различие между опекой и попечительством: опека устанавливалась до 14 лет, попечительство — с 14 до 21 года. Подобные отличия сохранялись довольно длительное время. Вначале XX в. Г.Ф. Шершеневич отмечал, что отличие опеки и попечительства состоит в объеме дееспособности подопечных, а В.И. Синайский указывал на то, что «... идея попечительства, несомненно, уже идеи опеки; а также всякий вправе отказаться от опеки, не подвергаясь штрафу, за беспричинный отказ». По проекту Гражданского уложения, опубликованного в 1904 году, попечительство выступало в основном как способ охраны интересов нерожденного наследника, охраны непринятого наследства, имущества безвестно отсутствующих лиц. Предполагалось учреждать попечительство над лицами в следующих случаях: над несовершеннолетними, если его представители временно не могут выполнять своих обязанностей; над неправоспособным совершеннолетним лицом; над совершеннолетним лицом, которое «вследствие физического недостатка (глухоты, немоты или слепоты) лишен возможности заведовать всеми или некоторыми своими делами». В этом случае воля подопечного имеет важное значение – помимо его желания попечительство не возникает, за исключением тех случаев, когда лицо не сможет устно или письменно заявить соответствующее ходатайство. В результате Гражданской войны, после революции 1917 года, форма устройства детей приняла общегосударственный характер. В силу того, что множество детей оказались без попечения родителей, появилась категория беспризорников. Воспитание осиротевшего ребенка в духе новой идеологии было предметом особого внимания Советского государства. Четко устанавливалась обязанность принятия гражданином на себя обязанностей по опеке (попечительству). В 1918 году в Кодекс законов об актах гражданского состояния (далее – КЗАГС) содержал в своем тексте широкие предпосылки к установлению опеки над каждым несовершеннолетним, не находящимся на попечении родителей. Считалось, что подлежат опеке даже дети, чьи родители «воспитывают их в духе, не соответствующим началам коммунизма, внушая детям вражду к коммунизму и развивая в детях контрреволюционные устремления». Ущербной для воспитания ребенка рассматривалась ситуация, при которой родители, с обывательской точки зрения, хорошо обращающиеся с детьми, дают им воспитание, противоречащее всем началам нового строя, внушают детям вражду и ненависть к советскому строю и к коммунизму, развивают в детях контрреволюционные идеи, препятствуют воспитанию детей на трудовых началах, не отпуская их в трудовую школу. КЗАГС рассматривает назначение опеки в качестве почетной обязанности гражданина. Опекунство считалось должностью, на которую гражданина назначал орган опеки и попечительства. Отказ от этой обязанности мог быть принят только при наличии у гражданина физических недостатков, при наличии четырех собственных детей или иных обстоятельств, указанных в ст. 214 кодекса. Порядок принудительного назначения опекунов и попечителей был сохранен и в Кодексе законов РСФСР о браке, семье и опеки 1926 года (далее - КЗоБСО РСФСР). Однако в ст. 78 был расширен перечень оснований отказа от исполнения этих обязанностей: возраст 60 лет; физические недостатки; в силу болезни; по роду занятий; матери, воспитывающие детей до 8-ми летнего возраста, и лица уже назначенные опекунами или попечителями. Опекуном (попечителем) становился, как правило, гражданин, которого выделяла, в частности, профсоюзная организация (в основном из числа тех, кто успешно трудился, перевыполняя план). Круг лиц, которые не могли заменить несовершеннолетнему родителей, стал уже определенным. Теперь сюда не входили лишенные избирательных прав, то есть: - лица, прибегающие к наемному труду с целью увеличения прибыли; - живущие на нетрудовой доход: проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления от имущества и другие; - частные торговцы, торговые и коммерческие посредники; - монахи и духовные служители церквей и религиозных культов; - служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений, а также члены царствовавшего в России дома. Согласие гражданина на назначение его опекуном или попечителем было закреплено в ст. 126 КЗоБСО РСФСР 1969 года. Решение принимал Исполком Совета Депутатов Трудящихся. С этого момента в России неукоснительно действует принцип добровольности при осуществлении опеки и попечительства, который реализуется не только при их установлении, но и при прекращении. В Кодексе 1969 года появилось много принципиально нового. Впервые появился термин «дети, оставшиеся без родительского попечения». Цель опеки (попечительства) была обозначена четко и ясно: обеспечить таким детям семейное воспитание, защитить их права и интересы. Для ее достижения определялись функции органов опеки и попечительства, их отделов (образования, здравоохранения, социального обеспечения). На эти органы возлагались также обязанности по временному устройству детей, подлежащих опеке (попечительству). Также была создана правовая предпосылка материального обеспечения находящихся на опеке (попечительстве) несовершеннолетних. Ею стал п. 4 ст. 134, согласно которой, при отсутствии достаточных средств на содержание подопечного органы опеки и попечительства назначают пособие на его содержание. Правда, это пособие было мизерным, но все-таки оно было и свидетельствовало, что материальное положение подопечных детей попало в сферу внимания государства. С принятием Государственной Думой 21 октября 1994 года первой части Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ), в которой нормы об опеке и попечительстве впервые стали институтом гражданского, а не семейного права, в ст. 31 – 40 было положено начало в правовом регулировании опеки и попечительства. При этом в Семейном кодексе РФ (далее – СК РФ) осталась глава 20, посвященная опеке и попечительству как форме воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Следовательно, из семейного права были удалены нормы, регулирующие отношения, не являющиеся семейными: отношения между опекуном (попечителем) и взрослым подопечным. Поскольку отношения в сфере опеки и попечительства стали предметом гражданско-правового регулирования, на них был распространен метод равенства участников регулируемых отношений. Юридическое равенство проявляется как при назначении опеки (попечительства): граждане - физические лица – осуществляют свои права своей волей и в своем интересе (п. 2 ст. 1); так и при прекращении опеки и попечительства по инициативе любой из сторон, для которой такой интерес учитывается. В настоящее время принцип добровольного и свободного принятия на себя гражданином обязанностей по опеке и попечительству и свободного отказа от их исполнения является одним из основополагающих принципов государственного регулирования опеки и попечительства (п. 1 ст. 5 Закона «Об опеке и попечительстве»). § 2. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ФОРМЫ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА На сегодняшний день опека и попечительство могут рассматриваться в нескольких значениях. В семейном праве опека и попечительство (которые в семейном праве возможны только над несовершеннолетними) – это одна из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов (ст. 145 СК РФ). Вместе с тем, поскольку опека и попечительство устанавливаются не только над несовершеннолетними, но и над совершеннолетними гражданами, законодатель должен был закрепить общее легальное определение понятий «опека» и «попечительство». Как указано, в ст. 2 Закона об опеке и попечительстве, опека – форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста 14 лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой, назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия (ст. 32 ГК РФ). Попечительство – форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со ст. 30 ГК РФ. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливается при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения, в частности, когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов. Опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки. Попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся под попечительством, не вправе совершать самостоятельно. Попечители несовершеннолетних граждан оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнение обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений третьих лиц. Благодаря принятию Закона об опеке и попечительстве появилась возможность квалифицировать опеку и попечительство на формы и виды. Данный Федеральный закон выделяет две следующие формы опеки (попечительства): опека (попечительство) в общем порядке и предварительные опека и попечительство. В свою очередь опека (попечительство) в общем порядке различаются: Безвозмездные опека и попечительство – формы устройства несовершеннолетних детей, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны, попечители) безвозмездно, исходя из принципа добровольности принятия и выполнения полномочий в отношении подопечного, являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия (приложение 1). Возмездные опека и попечительство – формы устройства несовершеннолетних детей, заключаемые в форме договора об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях, при которых назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны, попечители) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия и исполняют свои обязанности возмездно. В свою очередь данная форма выделяет: опеку и попечительство по договору о приемной семье, а также по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании). Приемная семья – опека или попечительство над ребенком (детьми) на основании договора о приемной семье, заключенного органом опеки и попечительства и приемными родителями (приемным родителем), на срок, указанный в договоре (ст. 152 СК РФ). Патронатное воспитание (патронатная семья, патронат) в соответствии с Законом об опеке и попечительстве (ст.14) является одной из форм установления опеки и попечительства по договору об осуществлении опеки или попечительства, на возмездной основе, предусмотренных законами субъектов РФ. Также Федеральный закон выделяет опеку или попечительство по “завещанию”. В соответствии с п. 2 ст. 13 Закона об опеке и попечительстве – единственный родитель несовершеннолетнего ребенка вправе определить на случай своей смерти опекуна или попечителя ребенку, соответственное заявление подается в органы опеки и попечительства по месту жительства ребенка. Это заявление должно быть собственноручно подписано, обязательно указывается дата его составления. Подпись родителя должна быть удостоверена руководителем органа опеки и попечительства, куда родитель подает заявление, а в случае, если он сам не может явиться в указанный орган, его подпись удостоверяется в нотариальном порядке, либо в организации, где родитель работает или учится, либо в товариществе собственников жилья, жилищном, жилищно-строительном или ином специализированном потребительском кооперативе, управляющей компанией, иными органами, осуществляющими управление жилищным фондом, администрацией лечебного учреждения или учреждения социальной защиты населения, в котором находиться родитель, для военнослужащих и работников воинских частей, соединений, учреждений, военно-учебных заведений – командиром указанных воинских структур; если родитель отбывает наказание в местах лишения свободы, его подпись может быть удостоверена начальником соответствующего уголовно-исправительного учреждения. Родитель вправе изменить или отменить свое заявление путем подачи нового заявления (п. 2 ст. 13 Закона об опеке и попечительстве). Второй формой Закон об опеке и попечительстве выделяет предварительные опеку и попечительство – формы семейного устройства временного характера в случае, когда в интересах ребенка необходимо безотлагательное назначение опекуна (попечителя), поэтому в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, учет сведений о ребенке не прекращается. При оформлении предварительной опеки или попечительства необходимо соблюдать следующие требования: – гражданин, выразивший желание взять ребенка под предварительную опеку или попечительство, должен быть совершеннолетним дееспособным лицом и предъявить документ, удостоверяющий его личность (паспорт, военный билет); – орган опеки и попечительства должен обследовать условия жизни гражданина и составить акт обследования с заключением о возможности (невозможности) гражданина осуществлять предварительную опеку или попечительство над несовершеннолетним. Предварительная опека или попечительство являются временными и устанавливаются на срок шести месяцев, и только при наличии исключительных обстоятельств, указанный срок может быть увеличен до восьми месяцев. Предварительная опека или попечительство прекращаются при назначении опекуна или попечителя в общем порядке. Особым видом опеки или попечительства является временное пребывание подопечных в организациях. В соответствии с ч. 4 ст. 11 Закона об опеке и попечительстве временное пребывание подопечного в образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги или иной организации, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях получения медицинских, социальных, образовательных или иных услуг либо в целях обеспечения временного проживания подопечного в течение периода, когда опекун или попечитель, по уважительным, причинам не может исполнять свои обязанности в отношении подопечного, не прекращает права и обязанности опекуна или попечителя в отношении подопечного. При этом законодательно не конкретизируется понятие «временное пребывание», а также его максимальный срок. При отсутствии возможности передачи детей, оставшихся без попечения родителей в приемную семью, под опеку или попечительство либо в случаях предусмотренных законами субъектов РФ, в патронатную семью осуществляется помещение таких детей под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Для этого органу опеки и попечительства необходимо издать соответствующий акт (постановление, распоряжение или приказ). В акте должны быть указаны реквизиты организации, в которую ребенок помещается под надзор. Например, в Московской области Рузского района дети, оставшиеся без попечения родителей, до получения такого официального статуса находятся в Государственном казенном учреждении социального обслуживания (ГКУСО) «Рузском Социально реабилитационном центре для несовершеннолетних Астарта». После получения детьми статуса детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, их переводят, либо в Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Тучковская специальная (коррекционная) школа – интернат 8 вида», либо в Муниципальное автономное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья «Рузский центр содействия развитию семьи и семейных форм устройства». § 3. ТЕОРИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ФАКТОВ В ПРАВООТНОШЕНИЯХ ПО ОПЕКЕ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ В настоящее время основанием для возникновения правоотношений по опеке и попечительству, является, как уже было сказано, выявление нуждающихся в этом лиц, а именно детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) указана формулировка понятия «дети, оставшиеся без попечения родителей», а именно – лица в возрасте до восемнадцати лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничении их в родительских правах, признании родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбывания родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке». Далее следует подбор и подготовка опекунов и попечителей (в конкретном правоотношении – опекуна или попечителя), проверка их личности, когда это требуется, постановка их на учет в качестве лиц, желающих стать опекунами или попечителями. Выявление в отношении кандидатуры опекуна, насколько это возможно, мнения подопечного. Подготовка опекунов и попечителей осуществляется в соответствии с программой утвержденной, Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.08.2012 № 623 «Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации» (далее – приказ Министерства образования и науки РФ № 623). Следует отметить, что подбор, подготовка и учет будущих опекунов и попечителей и проверка их личности не всегда требуется в отношении лиц, обладающих преимущественным правом быть опекунами и попечителями граждан, нуждающихся в установлении опеки и попечительства. Такими лицами являются супруги, родители, совершеннолетние дети, братья и сестры, бабушки и дедушки, а также совершеннолетние внуки совершеннолетнего подопечного; бабушки и дедушки (приложение 2), а также совершеннолетние родные братья и сестры несовершеннолетнего подопечного (п. 5 ст. 10 Закона об опеке и попечительстве). Также не требуется проверка, если кандидатура предложена единственным родителем ребенка на случай его (родителя) смерти путем подачи заявления в орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка. Указанное распоряжение родителя о назначении его ребенку опекуна или попечителя сродни завещанию. Так же, как и завещание, оно представляет собой одностороннюю сделку – акт распоряжения на случай смерти своими правами и обязанностями, но не имущественными, а личными, не гражданскими, а семейными. Как и в завещании, в данном распоряжении свобода воли родителя выражается в возможности изменить и отменить сделанное распоряжение (п. 1 ст. 1119 ГК РФ). Но есть и случаи, когда подбор, учет и подготовка, требует проверки личности будущих временных опекунов и попечителей, если они назначаются по совместному заявлению родителей на период, когда они сами не могут осуществлять свои родительские права и исполнять родительские обязанности. Далее происходит непосредственно само установление опеки или попечительства и назначение опекуна (попечителя). Хотя ни в ГК РФ, ни в Законе об опеке и попечительстве данный акт никак не поименован, на практике органами опеки и попечительства обычно выносится единое решение об установлении в отношении данного гражданина опеки или попечительства и о назначении указанного в акте лица его опекуном или попечителем (приложение 3). Любое правоотношение, каким бы длительным оно ни было, имеет определенные временные рамки и обязательно прекращается. Правоотношение по опеке и попечительству, как и любое другое, под влиянием определенных жизненных обстоятельств может изменяться. Типичным правоизменяющим фактом в отношении малолетних подопечных является прекращение опеки автоматически и без дополнительного решения трансформация ее в попечительство при достижении подопечным возраста четырнадцати лет (п. 2 ст. 40 ГК РФ). В этом случае правовой статус подопечного существенно расширяется, а правовой статус опекуна – сужается, поскольку он становится попечителем. Никакого специального переоформления опеки в попечительство не требуется. А именно - лицо, назначенное опекуном, становится попечителем, за исключением случаев, когда необходимо сохранить опеку в силу душевного заболевания или слабоумия опекаемого. Опека прекращается вовсе при вступлении подопечного в брак (п. 2 ст. 21 ГК РФ) и в других случаях приобретения им полной дееспособности до достижения совершеннолетия (эмансипация, ст. 27 ГК РФ). Для несовершеннолетнего, не вступившего в брак, этап перехода опеки в попечительство является обязательным, поскольку приобретение полной гражданской дееспособности в результате эмансипации возможно только по достижении возраста шестнадцати лет. Попечительство также прекращается без особого решения по достижении несовершеннолетним подопечным восемнадцати лет. Если опека учреждена в связи с временным отсутствием родителей, то она может быть прекращена по их возвращении, но это не происходит автоматически. Органы опеки и попечительства вправе сохранить избранную ими ранее форму устройства несовершеннолетнего, несмотря на возращение родителей, если того требуют интересы ребенка. В свою очередь родители вправе поставить вопрос о возращении им ребенка, и тогда органам оп....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: