VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Органы опеки и попечительства.

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K016167
Тема: Органы опеки и попечительства.
Содержание
     Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» были внесены изменения в правовой статус органов опеки и попечительства, которые положили начало формированию двух моделей организации опеки и попечительства в субъектах Российской Федерации. 
     Согласно ст. 6 указанного Закона органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Органы местного самоуправления могут наделяться законом субъекта Российской Федерации полномочиями по опеке и попечительству. В этом случае органы местного самоуправления являются органами опеки и попечительства. Таким образом, возможно формирование двух моделей органов опеки и попечительства: первая модель формируется в структуре органов субъектов Российской Федерации; вторая — в структуре органов местного самоуправления с переданными государственными полномочиями.
     Практика правового регулирования в субъектах Российской Федерации пошла по пути наделения органов местного самоуправления полномочиями по опеке и попечительству в подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации.
     Например, на основании  Закона Республики Бурятия  «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству, обеспечению прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на отдых и оздоровление в Республике Бурятия и наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Бурятия отдельными государственными полномочиями»1 (далее – Закон Республики Бурятия № 137)    в соответствии с  Указам Главы Республики Бурятия от  15.04.2014 г. №  64  «О внесении изменений в некоторые указы Главы Республики Бурятия «В связи с реорганизацией Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия путем присоединения к нему Республиканского агентства по делам семьи и детей в соответствии с указом Главы Республики Бурятия от 07.11.2013 № 216 «О реорганизации Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия»2 была обновлена структура исполнительных органов государственной власти  Республики Бурятия.  В соответствии с этим Указом  Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия наделено статусом органа опеки и попечительства в отношении совершеннолетних граждан, признанных судом недееспособными или ограниченных судом в дееспособности, дееспособных совершеннолетних граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности.  Органы местного самоуправления наделены государственными  полномочиями по опеке, основной целью  которых является защита прав детей, оставшихся без попечения родителей.
       Мы провели теоретический анализ выбора предпочтительной модели формирования органов опеки и попечительства, который показал, что мнения ученых по этому вопросу разделились.
     Так, ряд ученых полагают, что полномочия по опеке и попечительству должны носить государственный характер. Так, А. Е. Тарасова отмечает: «Сохранение за органами местного самоуправления функций органов опеки и попечительства не отвечает повышающейся роли государства в защите прав и интересов несовершеннолетних и реализации предоставленных им возможностей. Такая модель органов опеки и попечительства вступает в противоречие с самим механизмом осуществления и защиты прав несовершеннолетних...»3 Значимость органов опеки и попечительства в обеспечении конституционных прав граждан подчеркивает П. В. Крашенинников, указывая, что «на органы опеки и попечительства традиционно возлагались функции по реализации права человека на жизнь (ст. 20 Конституции РФ), социальных прав человека, а также по реализации принципа государственной защиты детства (ст. 38 Конституции РФ), которые могут быть отнесены к компетенции органов государственной власти, но никак не к вопросам местного значения (ст. 130 Конституции РФ)»4. Таким образом, ученые положительно оценивают закрепление полномочий по опеке и попечительству в качестве государственных.
     При этом в условиях возможной передачи данных полномочий на муниципальный уровень встает вопрос о соотношении полномочий субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере опеки и попечительства. Так,  Т.Г. Воеводина подчеркивает, что деятельность по опеке и попечительству относится к государственным полномочиям5. Органы местного самоуправления всех типов муниципальных образований также имеют право на «участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству» (ст. 14.1, 15.1, 16.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»6. 
     Многими субъектами Российской Федерации приняты законы о наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отдельными государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству. В данной ситуации возникает проблема, связанная с тем, что одно и то же полномочие осуществляется органами местного самоуправления и как делегированное государственное полномочие, и как «вопрос, не отнесенный к вопросам местного значения, который они имеют право решать без наделения законом».  Е.А. Чефранова, по сути, также выступает за государственную природу полномочий по опеке и попечительству и негативно оценивает практику, которая приводит к размыванию полномочий и «к частичному снятию ответственности федеральной власти за предоставление социальных услуг со стороны Российской Федерации, к ликвидации государственных гарантий граждан на получение таких услуг»7.
     Противоположное мнение высказывают сторонники децентрализации, которые полагают, что необходимо усилить роль органов местного самоуправления. Констатируя публично-правовую природу полномочий органов опеки и попечительства, Е. В. Тресцова и Т. В. Азарова отмечают, что «орган опеки и попечительства — это орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органы местного самоуправления муниципальных образований, которые законом субъекта Российской Федерации наделены полномочиями по опеке и попечительству. Другими словами, орган опеки и попечительства вступает в правоотношения не от своего собственного имени и в своих интересах, а будучи уполномоченным каким-либо публично-правовым образованием»8. Тем самым указанные ученые принимают сложившийся в России статус-кво в отношении возможности формирования органов опеки и попечительства как в качестве государственных, так и в качестве муниципальных.
     Таким образом, по вопросу модели органов опеки и попечительства ученые разделились следующим образом:
     1) сторонники государственной модели органов опеки и попечительства на уровне субъектов Российской Федерации;
     2) сторонники муниципальной модели, которая с принятием Федерального закона «Об опеке и попечительстве»  ушла в прошлое;
     3) сторонники смешанной модели органов опеки и попечительства, которая предполагает возможность осуществления функций опеки и попечительства как на уровне субъектов Российской Федерации, так и на уровне муниципальных образований, которая в настоящее время предусмотрена законодательством.









     Необходимо сделать определенные пояснения, в чем состоит отличие функции от полномочия. Как отмечает А. В. Федотов, «функцией любого государственного органа являются социально значимые направления деятельности данного органа»9, то есть такие направления деятельности данного органа, которые характеризуют, для чего он создан, какую значимую функцию в обществе он выполняет. В.А. Грунина, например, называет три основные функции органов опеки и попечительства:
     1) защита прав детей, оставшихся без попечения родителей;
     2) защита прав детей, воспитываемых в семьях;
     3) защита прав совершеннолетних граждан, признанных судом недееспособными (ограниченно дееспособными)10.
     Мы предлагаем классифицировать функции органов опеки и попечительства по субъекту защиты:
     1) защита прав совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными (ограниченно дееспособными);
     2) защита прав несовершеннолетних граждан. В свою очередь, функции органов опеки и попечительства по защите прав несовершеннолетних (детей) можно также подразделить на подфункции в зависимости от категории детей, чьи права требуют защиты. Для этой цели мы предлагаем использовать четыре категории детей и соответственно четыре подфункции органов опеки и попечительства, указанные в профессиональном стандарте «Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних»11:
     1. Обеспечение и защита прав и законных интересов несовершеннолетних (речь идет о детях, воспитывающихся в семье)
     2. Защита прав и законных интересов несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, находящихся в трудной жизненной ситуации.
     3. Защита прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.
     4. Защита прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроенных на воспитание в семьи граждан Российской Федерации. Каждой подфункции соответствует определенный круг полномочий, поскольку меры обеспечения прав детей каждой категории различны. Однако вышеуказанный профессиональный стандарт, как подзаконный нормативный акт, не может регулировать собственно полномочия органов опеки и попечительства, которые уже установлены федеральными законами, но он внес значительный вклад в обобщение полномочий органов опеки и попечительства в сфере защиты прав детей. Стандарт оперирует следующими терминами: «обобщенные трудовые функции», «трудовые функции», «трудовые действия» и имеет следующую структуру: в рамках 4 обобщенных трудовых функций закреплено 14 трудовых функций, в рамках каждой из которых закреплены определенные трудовые действия. Всего в Стандарте закреплено 136 трудовых действий. Мы полагаем, что в рамках «обобщенных трудовых функций», «трудовых функций» объединены функции, или основные направления деятельности, органов опеки и попечительства, а в рамках «трудовых действий» объединены детализированные полномочия органов опеки и попечительства, которые осуществляются при реализации соответствующих функций.
     Таким образом, полномочия органов опеки и попечительства можно классифицировать по функции, в рамках которой они закреплены и осуществляются.
     Полномочия любого органа опеки и попечительства подразделяются на две группы:
     1) защита прав и интересов несовершеннолетних, проживающих в биологической семье;
     2) защита прав и интересов несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей.
     При этом в каждой группе можно выделить деятельность по защите личных неимущественных и имущественных прав несовершеннолетних.
     Личные неимущественные права носят личный характер, принадлежат субъекту от рождения и/или являются неотчуждаемыми, за исключением случаев, когда законом предусмотрена защита личных неимущественных прав лица после его смерти (ст. 150 ГК РФ), например защита чести, достоинства, деловой репутации гражданина после его смерти (ст. 152 ГК РФ). По мнению А.М. Нечаевой, личные права ребенка: право жить и воспитываться в семье, право на общение с родителями и другими родственниками, право на свою защиту, право выражать свое мнение, право на имя, отчество и фамилию - относятся к числу собирательных, имеющих разное содержание, преследующих неодинаковые цели 12. В свою очередь,  О.Ю.Косова, определяющая эти права как обеспечивающие социальное существование гражданина, объединяет все личные неимущественные права ребенка в единое целое, так как все они отображают нахождение ребенка в социальной среде, проявление его как индивида13.
     Вторая большая группа прав ребенка – это имущественные права, которые предоставляют ребенку возможность иметь материальные блага, необходимые для удовлетворения его материальных и духовных потребностей.
     При осуществлении полномочий по защите имущественных прав несовершеннолетних   орган опеки и попечительства:
     1) дает согласие (выдает разрешения) на:
     - совершение сделок по отчуждению имущества несовершеннолетних, в том числе обмену или дарению, сдаче внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих несовершеннолетнему прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества несовершеннолетнего (ст. 37 ГК РФ);
     - отчуждение жилых помещений, в которых проживают несовершеннолетние, оставшиеся без попечения родителей (ст. 292 ГК);
     -  обмен жилыми помещениями, которые предоставлены по договорам социального найма и в которых проживают несовершеннолетние (ст. 72 ЖК РФ);
     2) принимает необходимые меры к охране имущественных прав несовершеннолетних в случаях, предусмотренных законодательством;
     3)  в установленном порядке представляет сведения:
     - в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним - о проживающих в жилом помещении членах семьи собственника данного жилого помещения, находящихся под опекой или попечительством, либо несовершеннолетних членах семьи собственника данного жилого помещения, оставшихся без родительского попечения;
     4) готовит письменные заключения, представительствует в суде по вопросам защиты прав и законных интересов детей.
     Таким образом:
     1. Органы опеки и попечительства — это органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, либо органы местного самоуправления, если им переданы указанные полномочия. Передача полномочий органов опеки и попечительства на уровень субъектов Федерации вызвана необходимостью обеспечивать права детей, что является государственно важной задачей. До 2008 г. органами опеки и попечительства были органы местного самоуправления.
     2. Нами выделены следующие возможные модели формирования органов опеки и попечительства: 1) государственная модель, которая предполагает, что в качестве органов опеки и попечительства выступают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, полномочия по опеке и попечительству не передаются на уровень местного самоуправления; 2) смешанная модель, которая предполагает, что в качестве органов опеки и попечительства выступают органы местного самоуправления с переданными государственными полномочиями при осуществлении контроля со стороны органов государственной власти субъектов РФ. Указанные модели предусмотрены действующим законодательством; 3) муниципальная модель существовала до принятия Федерального закона № 48-ФЗ и предполагала закрепление полномочий по опеке и попечительству в качестве собственных полномочий органов местного самоуправления, данная модель применяется также в зарубежных странах.
     3. Проведенное исследование позволяет утверждать, что в России должна сложиться государственная модель формирования органов опеки попечительства в качестве исполнительных органов субъектов РФ. Контрольные функции должны быть возложены на федеральный центр, что обусловлено значимостью защиты и обеспечения прав детей и требованиями Конституции РФ. Статья 72 Конституции относит защиту прав и свобод человека и гражданина к государственным полномочиям (совместным полномочиям Российской Федерации и субъектов РФ).
     4. Классифицируя функции органов опеки и попечительства по субъекту защиты, мы выделяем две основные функции 1) защита прав совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными (ограниченно дееспособными), 2) защиты прав несовершеннолетних. Вторая функция включает четыре подфункции по защите следующих несовершеннолетних: а) несовершеннолетние, проживающие в семье; б) дети, нуждающиеся в помощи государства, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации; в) дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей; г) дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, устроенные в семьи граждан Российской Федерации, семьи, принявшие на воспитание детей.





     Учитывая вышеприведенные требования закона при проверке законности сделки по отчуждению недвижимости, органам опеки необходимо установить, соответствует ли она интересам несовершеннолетнего и не ухудшаются ли условия проживания несовершеннолетнего, не уменьшается ли его собственность в случае, если несовершеннолетний является собственником квартиры. Главным критерием является то, чтобы условия сделки каким бы то, ни было образом, не умаляли имущественные права и не ущемляли законные интересы несовершеннолетнего.
     Как указано выше, при совершении договора мены А.А. становиться собственником 3/4 долей комнаты № 2 площадью 19,6 кв. м (приобретая 9,8 кв. м), тогда как в обмен передается 1/4 доля в комнате № 3 площадью 20,3 кв. м, что составляет 5,075 кв. м.
     Кроме того, в результате обмена собственниками изолированной комнаты 19,6 кв. м становятся мать несовершеннолетнего А.А. - А.А. - 1/4 доли и сам несовершеннолетний А.А. - 3/4 доли.
     Таким образом, заключенный договор мены соответствует интересам несовершеннолетнего, не ухудшает его права и свободы, поскольку в результате договора мены из собственности несовершеннолетнего выбывает 1/4 доля в праве собственности на комнату № 3, что составляет 5,075 кв. м, при этом в его собственность переходит 1/2 доля в праве собственности в комнате № 2 соответствующая 9,8 кв. м, при этом несовершеннолетний и его мать становятся единственными собственниками изолированной комнаты 19,6 кв. м, в которой фактически проживают.
     Доводы ответчика ОСЗН района Ю. г. Москвы, что совершаемая заявителем сделка в интересах несовершеннолетнего прямо запрещена п. 3 ст. 37 ГК РФ не могут быть признаны обоснованными, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права, и не отвечают интересам несовершеннолетнего.
     На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия определила: решение Лефортовского районного суда г. Москвы от 18 марта 2016 года - отменить.
     Признать незаконным распоряжение отдела социальной защиты района Ю. Управления социальной защиты населения ЮВАО г. Москвы об отказе в выдаче разрешения на заключение договора мены между несовершеннолетним А.А. и Т.;
     Обязать Отдел социальной защиты населения района Ю. Управления социальной защиты населения ЮВАО города Москвы выдать разрешение на заключение мены 1/4 доли комнаты № 3 в трехкомнатной коммунальной квартире, расположенной по адресу: принадлежащей несовершеннолетнему А.А., на 1/2 долю комнаты № 2 в трехкомнатной коммунальной квартире, расположенной по адресу: принадлежащую Т.14
     Особое значение принадлежит судебной защите семейных прав и интересов несовершеннолетних, поскольку негативные явления, вызванные существующей социально-экономической и политической ситуацией сказываются,  в первую очередь,  на семье и семейных ценностях.  В связи с этим возрастает роль суда, который призван урегулировать возникающие правовые конфликты, а также защищать права детей.  Следует отметить, что деятельность суда в сфере защиты семейных прав и интересов несовершеннолетних детей в последнее время достаточно расширена: так, например, многие функции, которые ранее лежали на административных органах, переданы судам общей юрисдикции.
     В частности, в настоящее время только суд вправе решать вопросы, касающиеся передачи детей на воспитание, определение место жительства несовершеннолетнего в том случае, если родители такого ребенка проживают отдельно. Таким образом, административная защита уступает место защите судебной, поскольку последняя является наиболее эффективной и направлена на гарантированную защиту прав и законных интересов, в том числе и детей.
     Для осуществления судебной защиты используются определенные средства. Следует обратить внимание на тот факт, что в научной юридической литературе нет единого подхода к дефиниции «средства правовой защиты».
     По мнению одних ученых, в качестве средства правовой защиты выступают иск, заявление, жалоба15.
     Другая группа ученых придерживается мнения, согласно которому средством правовой защиты выступает решение суда16.
     Виды средств судебной защиты определяются характером возникшего правоотношения, заявленным требованием, правовым положением ребенка, порядком вынесения, обжалования и содержанием судебных постановлений и другими  условиями.
      Так, например, представитель органа опеки и попечительства принимает участие в судебном заседании по делу об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным. В случае удовлетворения судом заявления несовершеннолетний объявляется полностью дееспособным (эмансипированным) со дня вступления в законную силу решения суда.
     Как средство судебной защиты следует признать и право ребенка выражать свое мнение при решении любого вопроса, который затрагивает его интересы, а также его право быть заслушанным в ходе судебного разбирательства (ст. 57 СК РФ).
     На сегодняшний день широко распространена точка зрения о приоритетном характере судебного порядка защиты прав перед административным. 
     Поддерживая эту точку зрения, Ю. Ф. Беспалов говорит о расширении рамок судебной защиты семейных прав ребенка и утверждении судебной защиты как основной ее юрисдикционной формы.  В обоснование своих позиций автор, помимо прочих, приводит следующие соображения: 
      во-первых, – неспособность административной защиты обеспечить  восстановление в полном объеме прав и законных интересов детей; 
      во-вторых, – необходимость закрепления в международных документах в области прав человека принципа приоритетной защиты прав и интересов ребенка компетентным органом государства – судом; 
     в-третьих, невозможность ребенка самостоятельно защищать свои права (за отдельными исключениями); 
     в-четвертых, – отсутствие иной более эффективной и справедливой формы защиты прав, в частности ребенка17. 
     Однако не со всеми приведенными автором доводами возможно согласиться. Так, вызывает настороженность столь категорическое утверждение относительно отсутствия более справедливой формы защиты прав. 
     Представляется, что этот фактор особенно важен при рассмотрении судами дел, связанных с правами детей, где не исключается предвзятая оценка судом доказательств по делу, когда речь идет о сложной ситуации, затрудняющей определение подлинных интересов ребенка. 
     Резюмируя изложенное сделаем следующие выводы.
     1. Имущественные права несовершеннолетних, а также общие основы и особенности участия несовершеннолетних в имущественных отношениях и защиты имущественных прав детей закреплены в целом комплексе нормативных правовых актов, которые необходимо применять системно, чтобы понимать и обеспечивать на практике действие механизма участия несовершеннолетних в имущественных отношениях. Этот механизм попадает по сферу регулирования гражданского, семейного, жилищного законодательства, а также законодательства, закрепляющего комплекс дополнительных гарантий прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Роль звена, связующего это разноотраслевое законодательство, выполняет  Федеральный закон  «Об опеке и попечительстве».





     Вопросы алиментирования детей на международном уровне регламентированы целым рядом документов, к которым, в частности, относится Соглашение о гарантиях прав граждан в области выплаты социальных пособий, компенсационных выплат семьям с детьми и алиментов от 9 сентября 1994 года18. В свою очередь, в рамках Гаагской конференции по международному частному праву в 2007 году была заключена Конвенция о международном  порядке взыскания алиментов на детей и других форм содержания семьи19 (далее - Конвенция 2007 года) и Протокол о праве, применимом к алиментным обязательствам20 (далее - Протокол 2007 года).
     Целями Конвенции 2007 года и Протокола 2007 года является модернизация действующих в данной сфере международно-правовых актов, в частности, Конвенции ООН о взыскании алиментов за границей от 20 июня 1956 года21, Гаагской конвенции о праве, применимом к алиментным обязательствам, от 2 октября 1973 года 22и Гаагской конвенции о праве, применимом к алиментным обязательствам в отношении детей, от 24 октября 1956 года 23(Конвенция и Протокол заменяют между договаривающимися государствами указанные международные договоры).
     Конвенция 2007 года детально описывает процедуру взыскания алиментов на детей и иных форм содержания семьи, порядок назначения и сношения центральных органов, их функции, а также процедуру направления запросов и порядок признания и приведения в исполнение решений24. Протокол 2007 года, дополняя Конвенцию 2007 года, определяет право, применимое к алиментным обязательствам, возникающим из семейных отношений, материнства или отцовства, брака или родства, включая алиментное обязательство в отношении ребенка независимо от того, состоят ли в браке родители25.
     Все сказанное свидетельствует о том, что подписание Российской Федерацией данной Конвенции позволило бы решить целый ряд вопросов, имеющих весьма важное практическое значение для многих российских граждан, обращающихся в суд с иском о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетних детей, так как отсутствие между Российской Федерацией и рядом европейских государств международных договоров, предусматривающих взаимное признание и исполнение судебных решений, делает невозможным исполнение на территориях данных государств решений российских судов о взыскании алиментов в случае уклонения должников от добровольного содержания детей26.
     Наиболее сложным, порождающим массу  судебных споров, является вопрос о реализации полномочий органов опеки и попечительства по защите жилищных прав несовершеннолетних.
     Правовое регулирование отдельных видов имущественных прав несовершеннолетних получило развитие в новом Жилищном кодексе РФ27 (далее – ЖК РФ), а также в целом ряде жилищных законов, таких как Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ»28, закрепившем гарантии имущественных прав детей при приватизации жилья». 
     Обширная судебная практика в этой сфере свидетельствует о недостаточно эффективном законодательстве и практике его применения органами и организациями, обеспечивающими охрану прав детей29. По жилищным правам несовершеннолетних можно выделить несколько отдельных проблем, по которым  органы  опеки и попечительства   защищают имущественные права несовершеннолетних  в судебном порядке.
     1. Сохранность жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также лицами из их числа на время пребывания в специализированных учреждениях для детей-сирот, а также сохранность жилых помещений на время пребывания несовершеннолетних в учреждениях, исполняющих наказания в связи с лишением свободы, либо на воинской службе - такой механизм в субъектах РФ и на федеральном уровне в надлежащем виде не создан.
     Имеются случаи нарушения сохранности жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также нарушения прав и законных интересов детей в отношении данного жилья.
     Но есть и положительные примеры   из практики  отдела  опеки и попечительства администрации   муниципального образования «Заиграевский район»    Республики  Бурятия.
      В связи со смертью родителей несовершеннолетняя Н., 2005 года рождения, передана под опеку с сохранением за ребенком жилого помещения по месту регистрации. Данное жилое помещение является трехкомнатной муниципальной квартирой, где также зарегистрирован по месту жительства и фактически проживает отчим девочки, злоупотребляющий спиртными напитками и ведущий асоциальный образ жизни. В целях защиты имущественных и жилищных прав несовершеннолетней специалистами отдела опеки, попечительства администрации   муниципального образования «Заиграевскийрайон»    Республики  Бурятия осуществляется постоянный контроль за сохранностью данной квартиры, проводятся плановые проверки обследования жилищно-бытовых условий квартиры. Проживающему в квартире гражданину специалистами органа опеки и попечительства неоднократно указывалось на необходимость соблюдения правил проживания в муниципальной квартире и санитарно- гигиенических требований эксплуатации жилого помещения. Поскольку ситуация не изменилась, специалисты отдела опеки оказали помощь опекуну ребенка в составлении искового заявления о принудительном обмене квартиры, а также в подборе вариантов жилья.
     2. Незаконное использование жилого фонда несовершеннолетних со стороны опекунов/попечителей, специализированных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей посредством сдачи помещений в наем по нерыночным ценам, предоставление в безвозмездное пользования, самостоятельное использование.
     3. Вопрос о расходах за оплату жилого помещения и коммунальных услуг на время нахождения под опекой/попечительством или в специализированном детском учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также в местах лишения свободы либо на воинской службе - механизм освобождения от такой платы не предусмотрен на федеральном уровне, на региональном уровне предусмотрен и действует избирательно.
     4. Защита жилищных прав детей, не являющихся собственниками жилых помещений - отсутствие законодательного механизма сохранения права проживания в жилом помещении собственника второго родителя ребенка (не являющегося собственником жилого помещения) до достижения ребенком совершеннолетия.
     5. Лишение несовершеннолетнего права на участие в приватизации жилого помещения.
     Остановимся  также на практической  деятельности  органов  опеки и попечительства, связанной с судебными спорами  по   сделкам с имуществом несовершеннолетних.
     Общим правилом выступает необходимость получения предварительного разрешения  органов опеки и попечительства  на сделки по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других действий, влекущих уменьшение имущества подопечного.  
     Согласно ГК РФ  несовершеннолетние делятся на две категории. К первой категории относятся граждане, которые не достигли 14 лет, а ко второй - несовершеннолетние возрастного интервала 14 - 18 лет. 
     Несовершеннолетние возрастной категории 14 - 18 лет наделены полным правом участия в заключении сделок. Они могут самостоятельно заключать договора, расписываться в документах и тому подобное. Но все их действия совершаются с письменного согласия их родителей или других законных представителей. Граждане, не достигшие 14-летнего возраста, такими правами не обладают. Вместо них в сделках участвую либо родители, либо другие законные представители.
     Полномочия законного представителя при совершении им сделки от имени ребенка, не достигшего 14 лет, и ее совершении самим ребенком в возрасте от 14 до 18 лет различны. В первом случае (п. 1 ст. 28 ГК) это представительство, а во втором (п. 1 ст. 26 ГК), как правильно отмечает К.Б. Ярошенко, речь идет не о представительстве ребенка в сделке, а о контроле за его действиями30. Такой контроль выражается в том, что законный представитель либо дает письменное согласие на совершение ребенком, достигшим 14-летнего возраста, сделки, либо не соглашается на ее совершение. 
     Совершенную ребенком в возрасте от 14 до 18 лет без письменного согласия сделку законный представитель может одобрить письменно или оспорить в суде (п. 1 ст. 175 ГК).
     Общей нормой о контроле за имуществом несовершеннолетних является ст. 37 ГК РФ.
     Из наименования и содержания статьи 37 ГК РФ усматривается, что указанная статья распространяется только на сделки детей, лишенных родительского попечения, и регулирует механизм действий опекунов и попечителей в отношении определенных сделок своих подопечных. В то же время системный подход к дееспособности несовершеннолетних позволяет обнаружить ссылку на п. 2, 3 ст. 37 ГК РФ в ст. 28 ГК РФ, регламентирующей дееспособность малолетних. Таким образом, по смыслу норм ГК РФ механизм контроля  органов опеки и попечительства  за определенными сделками несовершеннолетних, предусмотренный ст. 37 ГК РФ распространяется на сделки любого малолетнего ребенка, независимо от того имеет он родителей или нет.
     В отношении несовершеннолетних старшего возраста в ГК РФ (ст. 26) такого указания не содержится. Таким образом, буквальное значение положений ст. 26, 28, 37 ГК РФ свидетельствует об отсутствии какого-либо контроля со стороны  органов опеки и попечительства  за сделками несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, если дети не лишены попечения своих родителей (усыновителей). Следует отметить не случайную, а определенную логическую направленность законодателя в этом вопросе. Из содержания ст. 26, 28, 37 ГК РФ можно сделать следующий вывод об особенностях дееспособности несовершеннолетних. 
     Во-первых, законодатель разделил детей по их статусу в зависимости от того, имеется у ребенка родительское попечение или ему назначен опекун (попечитель).
     Во-вторых, по объему дееспособности дети разделяются на малолетних, от имени которых в основном все сделки заключат законные представители (родители, усыновители, опекун), и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, совершающих сделки самостоятельно или с согласия содействующих лиц (родителей, усыновителей, попечителя).







         1 Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству, обеспечению прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на отдых и оздоровление в Республике Бурятия и наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Бурятия отдельными государственными полномочиями:закон Республики Бурятия от 04.03.2008 № 137-IV(в ред. Закона Республики Бурятия от 08.12.2017 № 337-I) //Собрание законодательства Республики Бурятия.- 2008. - № 3(108).
         2 О реорганизации Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия: указ Главы Республики Бурятия от 07.11.2013 № 216//Бурятия.- 2013.- 12 ноября.
         3Тарасова А. Е.Новая система опеки и попечительства над несовершеннолетними как элемент современного механизма обеспечения и защиты их прав и законных интересов // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2013. - № 4. - С. 19.
         4Постатейный комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону «Об опеке и попечительстве» и Федеральному закону «Об актах гражданского состояния» / под ред. П. В. Крашенинникова. - М. : Статут, 2012. -  С.44.
         5 Воеводина Т. Г. Деятельность прокурора по защите жилищных прав несовершеннолетних : монография.  -  М.: Проспект, 2016. – С.195.
         6Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (в ред. ФЗ  от 18.04.2018 № 15-ФЗ)//Собрание законодательства РФ. – 2003. -  N 40. - Ст. 3822.
         7Чефранова Е.А. Правовое регулирование имущественных отношений с участием несовершеннолетних членов семьи// Защита прав ребенка в современной России: сборник материалов научно-практической кон.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%