VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Гражданско-правовая характеристика рекламной деятельности

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R000928
Тема: Гражданско-правовая характеристика рекламной деятельности
Содержание
Оглавление

Введение	2
ГЛАВА 1. Гражданско-правовая характеристика рекламной деятельности	9
1.1.	Понятие и виды рекламной деятельности	9
1.2.	Источники правового регулирования рекламной деятельности	17
1.3.	Реклама как объект рекламных правоотношений	34
ГЛАВА 2. ДОГОВОРНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ	47
2.1. Проблемы классификации обязательств	47
2.2.  Договорные обязательства об изготовлении и распространении рекламы в системе обязательств	59
ГЛАВА 3. НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РЕКЛАМЕ	71
3.1. Недобросовестная конкуренция в рекламе	71
3.2. Правовое регулирование обеспечения интеллектуальных прав в рекламной деятельности	89
Заключение	100
Библиографический список	105

     
     
     
     
     
     
     

Введение

     Актуальность темы исследования.
     Современное рекламное законодательство как составная часть нормативно-правового регулирования информации должно отвечать постоянно трансформирующемуся информационному пространству. Решение этой задачи является важным не только в связи с растущим значением информации как самостоятельного объекта прав (товара, все чаще выступающего предметом гражданско-правовых сделок), но и общей, перспективной тенденцией построения глобального информационного общества, образующегося на базе развития информационно-коммуникативной экономики.
     В свою очередь, реклама является повседневным спутником современной хозяйственной деятельности. Ее информационная составляющая выступает мощным инструментом продвижения предпринимательской продукции и влияния на сознание потребителей. И именно от правильной расстановки приоритетов в нормативно-правовом регулировании данного процесса зависит общее состояние законности в сфере рекламных отношений, а в итоге - и развитие добросовестной конкуренции на рынке товаров (работ или услуг).
     Как известно, объемную сферу отношений, связанных с рекламой и рекламной деятельностью, регулирует специальный Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон № 38-ФЗ, Закон о рекламе), являющийся специальным нормативным актом в сфере рекламного права. Однако его положения (в силу неоднозначности и спорности, а также оценочного характера большинства норм) нередко составляют трудность в правоприменительной деятельности. На этом фоне значительно возрастает роль отдельных государственных органов (прежде всего судов и Федеральной антимонопольной службы (ФАС России)), формирующих административную практику и в силу этого дающих отдельные разъяснения по правоприменению рекламного права. Такие правовые позиции нередко находят отражение в письмах ФАС и постановлениях высших судебных инстанций.
     Цели данного Закона определены его первой статьей. Согласно указанной статье, закон призван способствовать развитию рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечению в Российской Федерации единства экономического пространства. Кроме того, закон обязан обеспечить реализацию права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы посредством предупреждения нарушений законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечения фактов ненадлежащей рекламы. Принятия данного Закона ожидали как участники рекламной деятельности, так и правоприменители, научная общественность. 
     Специалистов в данной сфере интересовали следующие дискуссионные вопросы: отдельные аспекты понятийного аппарата, сферы действия законодательства о рекламе, компетенции контрольно-надзорных органов и др. Однако принятие нового Закона о рекламе не только не решило наиболее важные проблемы, но и породило существенные пробелы и противоречия в законодательстве. Среди которых можно назвать следующие. Так, практически не изменилось легальное определение понятия «реклама», которое нуждалось в совершенствовании; исключены такие понятия, как: «контрреклама», «неэтичная реклама», «заведомо ложная реклама». Кроме того, Закон о рекламе не содержит сведений о международных актах и правовых обычаях в сфере рекламы. 
     Отсутствие четкого правового регулирования рекламной деятельности приводит к определенным негативным последствиям, выражающихся в нарушении прав и законных интересов значительной части населения - потребителей рекламы; возникновении объективных трудностей в привлечении виновных лиц к юридической ответственности; отсутствии единообразия в правоприменительной практике.
     Ситуацию осложняет весьма невысокий интерес к научному исследованию теоретико-практических проблем правового регулирования рекламной деятельности, что в определенной мере влияет на процесс совершенствования законодательства в данной сфере.
     Выбор темы диссертационного исследования в первую очередь обусловили вышеуказанные обстоятельства.
     Степень научной разработанности темы исследования. 
     Вопросы правового регулирования рекламной деятельности привлекают внимание представителей различных отраслей науки. В работах В.В. Глазуновой, Д.В. Беклешова, В.А. Козлова, Э.С. Райкина, А.Д. Наймушина, Л.М. Титковой, Т.К. Серегиной в основном представлены экономические аспекты рекламной деятельности. Исследования Б.Г. Карпова, А.Г. Варавы, O.A. Феофанова, И.Я. Рожкова и др. содержат анализ теории и практики рекламы в развитых странах мира. С точки зрения философии к проблемам в сфере рекламы подходят И.Б. Еремина, В.Е. Демидов, О.О. Михайлова, Б.С. Разумовский, с социологической - У.П. Мартынова, В.В. Леоненко, Ю.Ю. Мишина и др. Психологический взгляд на рекламу и рекламную деятельность нашел отражение в работах, таких авторов, как: М.А. Артемьева, М.А. Круглова, В.Н. Зазыкина и др. 
     В то же время в настоящий момент не сформирован должный научно-теоретический базис для исследований правового регулирования рекламной деятельности, наблюдаются существенные расхождения во взглядах исследователей на правовые критерии рекламы, на отраслевую принадлежность норм, регулирующих отношения в сфере рекламы. 
     С момента вступления в силу нового законодательства о рекламе имеются отдельные публикации в юридических изданиях, в основном посвященные сравнительному анализу Федеральных законов о рекламе 1995 г. и 2006 г. 
     Цель и задачи исследования. Цель данной работы – комплексное изучение основных теоретико-правовых проблем регулирования рекламы как значимого общественно-экономического явления.
     На основе цели можно поставить следующие задачи исследования:
     - изучить исторические аспекты развития рекламной деятельности в РФ;
     - выявить правовую природу и ознакомиться с основными видами рекламы по действующему законодательству;
     - рассмотреть систему источников правового регулирования рекламной деятельности в Российской Федерации;
     - ознакомиться с основными видами рекламных договоров;
     - рассмотреть порядок заключения, изменения и расторжения рекламного договора;
     - изучить ответственность сторон за неисполнение и ненадлежащее исполнение рекламного договора
     - рассмотреть некоторые проблемы применения законодательства о рекламе: недобросовестная конкуренция, правовое регулирование обеспечения интеллектуальных прав в рекламной деятельности.
     Объектом исследования являются закономерности правового регулирования общественных отношений, складывающихся в сфере применения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также возникающие в связи с этим теоретико-правовые вопросы. 
     Предметом исследования явились нормы Конституции Российской Федерации, гражданского законодательства Российской Федерации, регулирующие отношения в сфере рекламной деятельности, судебная практика, монографическая литература.
     Методология исследования. Данное исследование основано на совокупности следующих методов научного познания. В работе использовались общенаучные методы исследования - системный, логический, диалектический, исторический, структурно-функциональный, а также юридические методы - формально-юридический, сравнительно-правовой, метод правового моделирования, использованы наблюдение и описание, анализ документов. Метод сравнительного правоведения позволил выявить подходы к решению проблем правового регулирования рекламной деятельности в других государствах и определить возможность использования положительного зарубежного опыта в интересах национального правопорядка. Историко-правовой метод позволил обосновать тенденции развития российского законодательства о рекламе с учетом накопленного отечественного правового опыта.
      Нормативно-правовую и источниковедческую базы диссертации составляют Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ, Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ, а также иные федеральные законы Российской Федерации, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, регулирующие отношения в сфере рекламной деятельности, документы международного права, закрепляющие принципы и нормы рекламной деятельности.
     Теоретическую базу настоящего исследования составили научные труды отечественных исследователей в области общей теории права, гражданского, предпринимательского, международного частного права и ряда других наук, которые относятся к теме диссертации. Реклама рассматривается как вид предпринимательской деятельности, поэтому по своему содержанию исследование обращается преимущественно к проблемам наук гражданского и предпринимательского права.
     Эмпирическая основа исследования представлена судебной практикой Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов по спорам, возникающим в сфере правового регулирования рекламной деятельности.
     Научная новизна работы состоит в комплексном сравнительно-правовом анализе национального гражданского законодательства, регламентирующего деятельность в сфере рекламы, правоприменительной практики в данной области, сопоставления правоприменительной и нормативной базы. 
     Положения, выносимые на защиту:
     1. Сформулировано более точное определение такого понятия как «реклама». Реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, не запрещенных законом, адресованная потенциальным потребителям и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования или поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.
     2. В теории гражданского права предлагается выделить отдельную группу договоров - рекламные договоры, которые закреплены Законом о рекламе, по своему функциональному назначению опосредуют отношения в сфере рекламной деятельности, но имеют разную правовую природу. В процессе дальнейшего реформирования законодательства о рекламе и теоретических разработок в данной сфере возможен перенос соответствующих положений рекламного законодательства в ГК РФ.
     Структура работы определяется поставленными целями исследования и состоит из введения, трех глав, объединяющих восемь параграфов, списка использованных нормативных правовых актов, материалов судебной практики и списка использованной литературы. Во введении обосновывается актуальность темы исследования, освещается степень научной разработанности избранной проблематики, определяется объект, предмет, цели и задачи исследования, а также его методологическая, источниковедческая и эмпирическая база. Сформулированы основные положения, выносимые на защиту.
     Глава первая «Гражданско-правовая характеристика рекламной деятельности» сконцентрирована на анализе основополагающих понятий рекламной деятельности и его источниках. Во второй главе «Договорные обязательства в сфере рекламной деятельности» предметом рассмотрения являются договоры, заключаемые в сфере рекламной деятельности. Третья глава «Некоторые проблемы применения законодательства о рекламе» посвящена отдельным вопросам рекламной деятельности, в частности проанализированы взаимосвязь рекламы и недобросовестной конкуренции, выявлены специальные требования, предъявляемые к рекламе, также изучена проблематика правового регулирования обеспечения интеллектуальных прав в рекламной деятельности.
     В заключении подводятся итоги исследования, обобщаются сделанные выводы и предложения.













ГЛАВА 1. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Понятие и виды рекламной деятельности

     Реклама стала неотъемлемой частью жизни современного общества, без которой невозможно существование и развитие товарного рынка Российской Федерации, укрепление существующих и становление новых экономических связей между субъектами предпринимательства, потребителями как внутри страны, так и за ее пределами. Одновременно с этим, реклама оказывает и все возрастающее влияние на жизнь социума.
     История рекламы насчитывает не одно тысячелетие. Современные специалисты подтверждают факт существования рекламы у древнейших цивилизаций.
     Первая попытка правового регулирования содержания рекламы в России была предпринята главой русской православной Церкви Патриархом Московским Иоакимом.
     В то время большую популярность получили «потешные листы» - лубки, которые посвящались религиозным, политическим и другим темам. «Потешные листы» обогащались надписями, которые усиливали рекламную функцию лубочной продукции. Полноценность рекламного характера лубка усиливалась с развитием коммерческого направления в этом народном искусстве.
     Однако отсутствие профессионализма у создателей лубков приводило к распространению грубых, невежественных анекдотов и в целом влияло на формирование определенных настроений народа. Иностранцы использовали лубочные картинки для «распространения своих религиозных мнений и верований в Русском мире; они доставляли в Москву немецкие печатные листы, изображавшие Спасителя I. Христа, Богородицу»1. В 1674 году Патриарх Иоаким из религиозных и идеологических соображений запрещает «покупать такие листы, кои печатали немцы, еретики, лютеры и кальвины, по своему проклятому мнению», так как лубочные изображения «никакого подобия первообразных лиц не являли своим не искусством, но представлялись неистово и неправо, на подобие лиц своестрастных и в своестрастных одеждах немецких».
     Тем не менее, мастерство лубка продолжало развиваться, целиком перейдя в коммерческую среду, а запреты нарушались. Синодальный Указ от 20 марта 1721 года запретил печатать на бумажных листах «чествуемые лики Святых». Кроме этого, запрещалось «выставлять на продажу на Спасском мосту и в других местах Москвы сочиненные разных чинов людьми службы и каноны, равно и эстампы (листы), печатанные своевольно кроме типографии».
     Регулирование содержания лубочной продукции осуществлялось и светской властью. Указ Петра Великого от 21 января 1723 года был направлен на пресечение ненадлежащего изображения лиц императорской Фамилии. Данный Указ дозволял «императорские персоны искусно писать свидетельствованным в добром мастерстве живописцам со всякою опасностию и с прилежным тщанием». Все остальные лубочные картинки повелевалось «отобрать в Синод»2. Указ от 18 октября 1744 года определял порядок утверждения для последующего распространения лубочных и иных рисунков, которые проходили предварительную апробацию епархиальных архиереев. Только после этого разрешалось вырезать изображения на медных досках и до выхода в свет первый оттиск и доски представлять Архиереям на рассмотрение и утверждение.
     Однако наибольшего масштаба регулирование рекламы посредством установления тотальных запретов достигло в советское время. В числе первых принятых Советской властью после победы Великой Октябрьской социалистической революции и опубликованных в газете «Известия» №219 от 8 (21) ноября 1917 года был Декрет о введении государственной монополии на объявления за подписью В.И. Ленина3.
     Пролетарское правительство прекрасно осознавало, что установление контроля над экономикой и хозяйством страны невозможно без установления государственной монополии на средства распространения коммерческой информации.  В послереволюционные годы рекламная деятельность полностью подчиняется интересам государства. Тяжелое положение с продовольствием, острый недостаток промышленных товаров сводят на нет необходимость в торговой рекламе.
     Государство делает ставку на рекламу политическую. В.И. Ленин выделяет именно политическую сторону рекламы, предлагая использовать на социалистической почве опыт, накопленный капиталистической рекламой. В своей знаменитой статье «Великий почин» он писал: «Посмотрите на буржуазию. Как великолепно она умеет рекламировать то, что ей нужно!»4.
     Эволюция рекламы в первые годы Советской власти является яркой иллюстрацией того, как реклама отражает всю сложность   той   общественно-экономической   формации,    в   которой    она развивается.
     Как уже отмечалось, до недавнего времени в нашей стране практически не существовало специализированных монографических работ, посвященных правовым аспектам рекламной деятельности. В СССР, например, была защищена единственная диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук на тему «Правовые проблемы рекламы в СССР» В.И. Ивановым. Это обусловливало отсутствие в отечественной науке четкого подхода к определению рекламы с юридической точки зрения. Поэтому, в редких научных публикациях того периода, посвященных рассмотрению проблемы необходимости законодательного урегулирования данной сферы общественных отношений, появлялись высказывания советских правоведов, о том, что «в нашем гражданском законодательстве о рекламной деятельности вообще ничего не говорится»5.
     В начале 90-х годов с переходом нашей страны к рыночным отношениям вновь приходит понимание коммерческого значения рекламы. Это дает толчок к бурному развитию рекламной деятельности, а переставшее отвечать потребностям времени правовое наследие Советского государства обусловливает необходимость урегулирования данной сферы общественной деятельности.
     Федеральный закон «О рекламе», подписанный Президентом Российской Федерации 18 июля 1995 года и вступивший в действие 25 июля 1995 года, стал первым в истории государства специализированным правовым актом подобной юридической силы, регулирующим отношения в области рекламы. Его принятие активизировало научно-исследовательскую деятельность в области рекламы, которая ознаменовалась защитой двух диссертационных работ на соискание ученой степени кандидата юридических наук, посвященных названной тематике. На сегодняшний момент основным нормативным актом, регулирующим отношения в сфере рекламной деятельности, является Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе"6.
     Развитие рыночных отношений немыслимо без рекламы. Реклама в последние годы стала необходимым условием функционирования многих предприятий. Она является ежедневным спутником человека и стала частью его жизни. Если производителя лишить такой эффективной связи с потребителем, какой является реклама, то он перестанет вкладывать деньги в совершенствование старых и создание новых товаров. Стремление к развитию, конкуренция в предпринимательстве будут увядать. Вот почему в странах с высоким уровнем жизни, массовым производством тратятся огромные деньги на рекламу. Избитая фраза «реклама - двигатель торговли» достаточно полно раскрывает основную функцию рекламы: передачу информации о товаре, знакомство с ним потенциальных покупателей, убеждение его в необходимости приобретения товара. Но от обычного информационного сообщения реклама отличается заинтересованностью в конечном результате.
     Понятие «рекламное законодательство» используется в наиболее общем значении и включает в себя комплексный нормативный массив, охватывающий как ряд основополагающих актов и норм, непосредственно регулирующих отношения, складывающиеся между субъектами рекламной деятельности, так и норм иных законодательных актов и других документов, лишь в той или иной мере регламентирующих отдельные аспекты рекламных отношений7.
     Рекламная деятельность - один из видов предпринимательской деятельности. Под рекламной деятельностью следует понимать деятельность по получению, обработке и распространению информации, способствующей реализации товаров, работ, услуг, идей и начинаний. Такая информация называется рекламой. Законодатель дает следующее определение рекламы. Реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (ст. 3 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»8).
     Рекламная деятельность существует не сама по себе, а как деятельность, направленная на обеспечение какого-либо иного вида предпринимательской деятельности. Для успешного продвижения товаров, работ и услуг на рынках необходима надлежащая рекламная кампания. Участниками (субъектами) рекламной деятельности являются рекламодатели, рекламопроизводители и распространители рекламы. Деятельность этих субъектов урегулирована соответствующими правовыми нормами.
     Классификация рекламы может быть осуществлена по различным основаниям. Такими основаниями являются вид рекламируемых товаров, вид рекламируемой деятельности, цели рекламы, способы ее размещения, категории потребителей рекламы. Классификация рекламы обусловлена особенностями правового регулирования выделяемых видов рекламы.
     В зависимости от вида рекламируемых товаров можно выделить рекламу алкогольных напитков, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, табака и табачных изделий, лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники, наркотических средств и психотропных веществ, пестицидов и агрохимикатов, оружия, вооружения и военной техники, ценных бумаг и др9.
     По видам рекламируемой деятельности выделяется реклама финансовой деятельности, в том числе банковской, деятельности в области страхования, предоставления инвестиционных и иных услуг, связанных с пользованием чужими денежными средствами, реклама деятельности по организации и проведению азартных игр и пари.
     В зависимости от тех целей, на достижение которых направлена реклама, следует выделить коммерческую рекламу, социальную рекламу и политическую рекламу.
     - Коммерческая реклама - распространяемая рекламная информация, призванная формировать или поддерживать интерес к физическим или юридическим лицам, товарам, работам и услугам и способствовать реализации товаров, работ и услуг.
     - Под социальной понимается реклама общественных и государственных интересов в целях достижения благотворительных целей.
     - Политическая реклама - информация, распространяемая участниками избирательного процесса о кандидатах на должность Президента Российской Федерации, о кандидатах в депутаты и на иные государственные выборные должности с целью формирования общественного мнения как "за", так и "против" тех или иных кандидатов. Положения Закона о рекламе не распространяются на политическую рекламу.
     В зависимости от способов размещения рекламы существует реклама, распространяемая в периодических печатных изданиях, радио- и телепрограммах, кино- и видеофильмах, с помощью телефонной, почтовой, компьютерной и иной связи. Существуют особенности правового регулирования размещения наружной рекламы, которая представляет собой размещение информации на плакатах, стендах, световых табло и с помощью иных технических средств стабильного территориального размещения.
     Этот критерий является важнейшим, поскольку обычно все рекламные компании имеют свою специализацию, которая и основывается на преимущественном использовании того или иного средства для размещения рекламы.
Доля медиасегментов в рекламных бюджетах, % 10
Медиасегменты
2012
2013
2014
2015
2016
2017
Телевидение
54,2
55,9
56,8
56,9
60
60,1
Радио
4,7
4,6
4,5
4,4
4,5
4,5
Пресса
21,8
20,4
19,4
18,8
16
15
вкл. газеты
4,8
4,5
4,3
4
3,5
3
журналы
11
10,5
10,2
10
8,5
8
рекламные издания
6
5,3
4,9
4,8
4
4
Наружная реклама
15,7
14,5
13,5
13,5
12,5
12,4
Интернет
2,8
3,7
4,9
5,5
6
7
Прочее
0,8
0,9
0,9
0,9
1
1
ИТОГО по рынку
100
100
100
100
100
100
      
      В схеме приведен также прогноз использования средств размещения рекламы с 2016 по 2017 гг. Несмотря на серьезные ограничения, внесенные новым Законом о рекламе, ведущее место останется за телевидением, реклама на котором будет развиваться. В связи с развитием сети Интернет и увеличением числа его пользователей реклама на сайтах будет размещаться все чаще, используя  новейшие достижения техники и психологии для эффективного воздействия на потребителя.
     В зависимости от категории потребителей рекламы можно выделить рекламу, обращенную к несовершеннолетним. Круг несовершеннолетних лиц является неопределенным, поэтому такой установленный законодательством признак рекламы, как ее направленность к неопределенному кругу лиц, данным положением не нарушается.
     Таким образом, можно сделать следующие выводы. Понятие рекламы многогранно, она представляет собой целенаправленное опосредованное воздействие на потребителя для продвижения товаров на рынке сбыта. В России до недавнего времени Федеральным законом «О рекламе» от 18 июля 1995 г. было предусмотрено следующее определение рекламы: «реклама - распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, виде деятельности, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, виду деятельности, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний». С 1 июля 2006 г. вступил в силу новый Закон о рекламе, в котором под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Закон также четко разграничил, что является рекламой, так рекламой не являются:
     1) информация, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом;
     2) справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой;
     3) сообщения органов государственной власти, иных государственных органов, сообщения органов местного самоуправления, сообщения муниципальных органов, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, если такие сообщения не содержат сведений рекламного характера и не являются социальной рекламой;
     4) вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.
     Что касается классификации рекламы, то она может быть осуществлена по различным основаниям. По целевой аудитории рекламу делят на потребительскую и деловую. По функциям и целям: коммерческая и некоммерческая (социальная, политическая). По области распространения: зарубежная, общенациональная, региональная, местная, внутрифирменная. По средствам передачи реклама может существовать в печатной форме, звуковой, визуальной или аудиовизуальной форме. В зависимости от средств распространения реклама может быть печатной (реклама в прессе), кинорекламой, телевизионной, радиорекламой, рекламой на транспорте, рекламой на месте продажи, прочей рекламой.
     
1.2. Источники правового регулирования рекламной деятельности

     Конституция РФ является самым важным правовым источником формирования нормативной правовой основы рекламной деятельности11. Ст. 8 Конституции РФ провозгласила, что в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Ст. 29 Конституции РФ закрепила право каждого свободно искать, получать, продавать, производить и распространять информацию любым законным способом, гарантировала свободу массовой информации и запретила цензуру.
     Единство экономического пространства и другие, указанные в Конституции РФ гарантии не могут быть реальными и сколько-нибудь действенными без создания единой информационной системы рынка. Право «свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию», закрепленное в ч. 4 ст. 29 Конституции РФ, относится к основным правам и свободам человека и гражданина, регулирование которых в силу п. «в» ст. 71 Конституции находится в ведении Российской Федерации.
     Права и свободы человека и гражданина, в том числе связанные с получением рекламной информации, могут быть ограничены только федеральным законом. И только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).
     Аспекты рекламной деятельности нашли закрепление не только в Конституции РФ, но и во многих законодательных актах органов государственной власти Российской Федерации.
     Важнейшими нормативными актами, регулирующими отношения в сфере рекламы, являются: Кодекс РФ об административных правонарушениях; Гражданский кодекс РФ;  Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»;  Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»; Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»; Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе»;  Постановление Правительства РФ от 17 августа 2006 г. № 508 «Об утверждении Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе»;  ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения» и др.
     Как известно, деятельность по производству и распространению юридически значимой рекламной информации на самых разных рынках товаров, работ, услуг является предметом отражения норм рекламного права. Традиционным признается хозяйственный характер такой деятельности и, как следствие, регулирование ее нормами гражданского права. Неслучайно Е. А. Свиридова считает, что отношения при производстве и распространении рекламы по своей природе являются гражданско-правовыми, поскольку возникают при осуществлении предпринимательской деятельности, и в соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса РФ регулируются гражданским законодательством.12
     По мнению А. В. Таскаева, рекламное право есть субститут гражданского права, образующий совокупность гражданско-правовых норм, регулирующих отношения, возникающие при осуществлении предпринимательской деятельности по производству, размещению и распространению рекламы13. Во многом данное представление, как указывалось выше, сложилось под влиянием высказанного в судебной доктрине мнения о гражданско-правовой природе отношений в области рекламной деятельности. Между тем отношения, возникающие в связи с рекламной деятельностью, являются весьма разнородными: как имущественными, основанными на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности сторон, так и основанными на власти-подчинении, что говорит о расширении существующего нормативного поля рекламы, не ограниченного чисто цивилистическими правовыми инструментами.
     Основным нормативным актом, регулирующим отношения в сфере рекламной деятельности, является Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе"14. Данный Закон носит общий характер, им регулируются отношения, связанные с предоставлением информации для рекламы, с производством рекламной продукции и с её распространением. Нормы Закона, как указывалось, не распространяются на политическую рекламу, а также на объявления граждан, не связанные с предпринимательской деятельностью.
     Со дня вступления в силу этого Закона (с 1 июля 2006 г.) признаны утратившими силу Федеральный закон от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе», федеральные законы о внесении изменений в Закон 1995 г., а также положения некоторых федеральных законов, относящиеся к рекламной деятельности. Сравнительная характеристика Федерального закона от 18.07.1995  № 108-ФЗ «О рекламе» и Федерального закона от 13.03.2006  № 38-ФЗ «О рекламе» приведена в Приложении 1. 
     Глава 1 нового Федерального закона от 13.03.2006  № 38-ФЗ «О рекламе» посвящена общим положениям15. В статье 1 продекларированы цели Закона: развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в России единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения российского законодательства о рекламе, пресечение фактов ненадлежащей рекламы. Сфера применения Закона согласно ч. 1 ст. 2 определена независимо от места производства рекламы, если ее распространение осуществляется на территории Российской Федерации. В части 2 ст. 2 закреплен довольно обширный (исчерпывающий) перечень видов информации, насчитывающий девять позиций, на которые новый Закон не распространяется.
     В статье 3 определены основные понятия, которые используются в новом Законе: «реклама», «ненадлежащая реклама», «рекламодатель», «рекламопроизводитель», «рекламораспространитель», «потребители рекламы», «спонсор», «спонсорская реклама», «социальная реклама». Появились и новые понятия: «объект рекламирования», «товар» и «антимонопольный орган».
     В понятие товара как продукта деятельности входят также работы и услуги, предназначенные для продажи, обмена или иного введения в оборот.
     Вместе с тем в перечень понятий не вошло понятие «контрреклама», имеющееся в Федеральном законе от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе», хотя оно используется в новом Федеральном законе от 13.03.2006  № 38-ФЗ «О рекламе»16  (ст. 38).
     В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 13.03.2006  № 38-ФЗ «О рекламе» законодательство Российской Федерации о рекламе состоит из настоящего Федерального закона. Кроме того, отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы могут регулироваться принятыми в соответствии с новым Законом иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента и Правительства РФ. Из вышеизложенного следует, что подзаконные акты в сфере рекламной деятельности не могут приниматься федеральными органами исполнительной власти, в том числе Федеральной антимонопольной службой, кроме случаев, когда полномочия по нормотворчеству таких органов не установлены каким-либо федеральным законом17.
     Важные положения закреплены в ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006  № 38-ФЗ «О рекламе» («Общие требования к рекламе»). Указанная статья по сравн.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%