VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

GR технологии взаимодействия с органами государственной власти.

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K016730
Тема: GR технологии взаимодействия с органами государственной власти.
Содержание
МинистерствообразованияинаукиРоссийскойФедерации
Федеральноегосударственноеавтономноеобразовательноеучреждениевысшегопрофессиональногообразования
«Уральскийфедеральныйуниверситет
именипервогоПрезидентаРоссииБ.Н.Ельцина»

Институтгосударственногоуправленияипредпринимательства
Кафедрауправленияобщественнымиотношениями


ПестоваАнастасияВячеславовна

КОММУНИКАЦИОННЫЕМЕХАНИЗМЫ
ВЫСТРАИВАНИЯGR-КОММУНИКАЦИЙ
БИЗНЕСАСОРГАНАМИГОСУДАРСТВЕННОЙВЛАСТИНАПРИМЕРЕЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОГОПАРТНЕРСТВА

38.04.04«Государственноеимуниципальноеуправление»

«GR:технологии взаимодействия с органами государственной власти»

Диссертациянасоисканиеакадемической
степенимагистра




Магистрант
____________________________
Научныйруководитель
__________(МеньшенинаН.Н.,к.ф.н)
Нормоконтрольпройден:Руководительпрограммы
_________(МеньшенинаН.Н.,к.ф.н.)








Екатеринбург
2018

Содержание

Содержание 											2
Задание на выпускную квалификационную работу				3
РЕФЕРАТ												5
ВВЕДЕНИЕ											6
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ GR17
1.1.	Сущность и содержание GR17
1.2.	Специфика GR-технологий в структуре отношений  бизнеса и органов власти26
1.3.   Частно-государственное партнерство как технология GR41
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО ПАРТНЕРСТВА В GR-КОММУНИКАЦИЯХ НА ПРИМЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ51
2.1. Частно-государственное партнерство в управлении здравоохранением в Свердловской области51
2.2. Рекомендации по повышению эффективности частно-государственного партнерства в управлении здравоохранением муниципального образования «город Екатеринбург»59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ73
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК75
ПРИЛОЖЕНИЯ88













РЕФЕРАТ

     Магистерская диссертация состоит из введения, двух разделов, заключения, приложения и библиографического списка.
     В теоретическом и методическом разделе дается характеристика сущности и содержание понятия GR-деятельности, раскрыта сущность и содержание понятия GR-технологий, дается характеристика сущности и понятия частно-государственного партнерства, проведен анализ специфики GR-технологий и коммуникаций в структуре отношений бизнеса и органов власти, также проведен анализ основных подходов к понятию «частно-государственное партнерство».
     Второй раздел работы включает в себя структурно-функциональный анализ системычастно-государственного партнерства в управлении здравоохранением в Свердловской области; разработку рекомендаций по повышению эффективности частно-государственного партнерства в управлении здравоохранением муниципального образования «город Екатеринбург».
     Основные понятия, рассматриваемые в работе: GR-деятельность, GR-технологии; частно-государственное партнерство; лоббизм; экспертное сообщество; технологии GR в GR-коммуникациях бизнеса и органов государственной власти.
     Общее количество страниц магистерской диссертации (без приложений)  –87. Работа содержит  1 таблицу, 8 приложений.
     
     
     
     
     
     
     
     ВВЕДЕНИЕ

     Актуальностьтемыисследования.Всовременноммирекрупнаякомпанияпризнаетсявкачествеучастниканетолькоэкономических,ноиполитическихпроцессов,всебольшеибольшеобозначаетсякаквлиятельныйсоциально-политическийинститутимощныйполитическийактор,внекоторыхслучаяхсравнимыйсгосударством,авотдельныхстранахможетипревосходитьегопосвоейсилевлияния.Речьздесьидетотранснациональныхкорпорациях,претендующихнаравноеположениеснациональнымигосударствами,аихвлияниенаполитическуюжизньстран,регионов,становитсяобъектомисследованияполитическойнауки.СовременнаяРоссиявовлеченавобщемировыетенденцииипроцессы,ипринимаетсамоеактивноеучастиевних,поэтомувисследованииданногонаправлениясоздаетсядовольнообширноеполедеятельностидляроссийскойполитическойнауки.
     Запоследниедесятилетиявовзаимоотношенияхмеждугосударством,гражданскимиинститутамиичастнымикомпаниямиповсемумирупроизошливесьмасущественныеизменения.Врезультатепроцессовдерегулирования,приватизации,глобализациинапервыйпланпостепенноначинаютвыходитьпринципиальноновыеформысоциальноговзаимодействия.Основойихявляетсяпризнаниевсеобщейвзаимозависимости.Всовременноммирегосударствоневладеетвсейинформацией,котораянеобходимадлятого,чтобырешатькомплексныепроблемы,иполностьюопределятьпроцессвыработкииреализацииполитическогокурса.Управлениепостепенностановитсянеодносторонним,адвухстороннимидажемногостороннимпроцессом.Происходитизменениеграницмеждугосударствомиобществом.Внастоящеевремятрудносказать,гдезаканчиваетсяодноиначинаетсядругое.Новыеизменениявполитическихиэкономическихотношенияхведуткпоискуииспользованиюновыхмеханизмов,итехнологийвзаимодействиягосударственныхибизнес-структур,которыевнастоящеевремянедостаточноизученысточкизренияполитическойнауки.
     Технологияуправления,каксовокупностьнаиболееэффективныхметодов,приемовипроцедуросуществленияфункцийполитическойсистемы,направленныенаповышениеэффективностиполитическихпроцессовидостижениепоставленныхцелей,внастоящеевремястановятсяпредметомпристальноговниманиясовременнойполитическойнауки.Такиетехнологиивключаютвсебябыстроразвивающеесянаправлениекоммуникационногоменеджмента – «связисорганамигосударственнойвласти»иликакегочащевсегоназывают – GovernmentRelations(GR).
     Основнымиакторами,которыеиспользуютGR-технологиииимеютсоответствующиеподразделениявсвоейструктуре,пытаютсястатьделовыесоюзыиассоциации,крупныефинансово-промышленныегруппыитранснациональныекорпорации.ИзучениеихGR-деятельностивнастоящеевремяпредставляетсобойперспективноенаправлениедлямеждисциплинарныхисследований.
     НаиболееширокоераспространениеиприменениевсовременнойРоссииGR-деятельностьначинаетполучатьвсферевзаимоотношенийкрупногобизнесаигосударства.ВсилупроизошедшихвгодыправленияВ. ПутинаиД. Медведеваизмененийвмоделивзаимоотношенийкрупныхбизнес-структуриоргановгосударственнойвласти,аименнорезкогоусиленияпозицийгосударства,егоявногодоминированиявполитическойиэкономическойсферах,представителикрупногобизнесасталистремительнотерятьсвойполитическийвес,авместеснимивлияниенапринятиеключевыхполитическихи,чтобылоособенноважнодляних,экономическихрешений.ПолнаяпотеряконтролянадэтимпроцессомгрозилакрупнейшимроссийскимкорпорациямиФПГсерьезнымифинансовымипотерямиииздержками.Поэтомукрупныйбизнесначинает«добровольно»отказыватьсяотсвоихполитическихамбицийисосредотачиваетсянаотстаиванииизащитеэкономическихинтересов.Сэтойцельюсоздаютсяновыеплощадкидлявластно-общественногодиалога,акрупныекорпорации,обращаютсякзападномуопыту,начинаютвсечашеиспользоватьтакиетехнологиикоммуникационногоменеджментакакрепутационныйменеджмент,инвестиционныйменеджмент(IR),ивособенностиGR,правда,сосвоейособой,российскойспецификой.Втожевремяподобныемеханизмыипрактики,которыесуществуютвРоссии,неявляютсяоптимальнымиинуждаютсявдальнейшемразвитииисовершенствовании.
     НасегодняшнийденьоднойизсамыхперспективныхсферпримененияGR,котораятребуетособоговниманиясостороныполитическойнауки,становитсясферачастно-государственногопартнерства.Этосвязано,преждевсего,стем,чтовосновесамойсистемыподобногопартнерствазаложенаидеявзаимодействиявластиибизнеса,согласованияихинтересовиактивнойсовместнойдеятельностивразличныхобщественныхсферах,сцельюполучениявзаимнойвыгодывпроцессереализациикрупныхобщественнозначимыхпроектов.ЭтижепринципылежатвосновеинститутаGR.Втожевремяпрограммычастно-государственного партнерства,которыесуществуютвсовременнойРоссии,неоченьэффективныиимеютсязначительныесложностивихреализации,главнымобразом,из-занесовершенстваполитическихосновсистемыэтогопартнерства,чтосвязановомногомснеразвитостьюинститутаGRвРоссии.
     ВнастоящеевремяцивилизованныйинститутвзаимодействиягосударстваибизнесавРоссииещеокончательнонесформировался,хотяужеопределилисьегоосновныеакторы,авзаимоотношениямеждуполитическойиэкономическойсистемамиостаютсяпредметомспоровидискуссий,поэтомупреждевременноговоритьотом,чтовсевопросы,связанныесданнойпроблематикойвполитикеиполитическойнаукеужеисследованы.
     СегодняGR-деятельностьведетсяскорееинтуитивноиэтосвязаносотсутствиемвысокопрофессиональныхкадров,атакженедостаткомтеоретическихизысканий,какотечественных,такизарубежныхспециалистов,вобластиGovernmentRelationsиполитическихпроблемчастно-государственногопартнерства.
     Приведенныефактыговорят,чтовыбраннаятемаисследованияактуальнаишироковостребована,преждевсего,впрактическойдеятельностикорпорацийиоргановгосударственнойвласти.Совокупностьприведенныхдоводовиопределилвыборавторомданнойтемыисследования,атакженеобходимостьразработкинаучнообоснованныхпредложенийирекомендацийпосовершенствованиюмеханизмоввзаимодействиягосударстваибизнеса,созданиюсистемыцивилизованных,конструктивных,устойчивых,обоюдовыгодныхпартнерскихотношениймеждунимивообще,ивсистемеЧГП,вчастности.
     Цельисследования–проанализироватьтехнологииGRдлявыстраиванияGR-коммуникацийбизнесасорганамигосударственнойвластинапримереуправленияздравоохранениемвСвердловскойобластииразработатьрекомендациипоееповышению.
     Основныезадачиисследования:
     - определитьсущностьисодержаниепонятияGR;
     - выявитьосновныетехнологииGR;
     - определитьсущностьипонятиячастно-государственного партнерства;
     - проанализироватьспецификуGR-технологийвструктуреотношенийбизнесаиоргановвласти;
     - проанализироватьосновныеподходыкпонятию«частно-государственноепартнерство»иопределитьсовременноесостояниеданнойпроблемывсовременнойРоссииидальнейшиеперспективыееразвития;
     - исследоватьGRкакспецифическуюформучастно-государственногопартнерствавсовременнойРоссиисучетомееполитическихграницивозможностейипредложитьпутиоптимизациииповышенияэффективностивзаимоотношенийгосударстваибизнеса,атакжеобозначитьвозможныемеханизмысовершенствования.
     ОбъектомисследованияявляютсятехнологииGRвGR-коммуникацияхбизнесаиоргановгосударственнойвласти.
     Предметисследования–частно-государственное партнерство–кактехнологияGRдлявыстраиванияGR-коммуникацийбизнесасорганамигосударственнойвласти.
     Основнаягипотезаисследования.Авторисходитизтого,чтоизменениеотношенийвластиибизнеса,произошедшиевпериодпрезидентстваВ.Путина,привеликпоявлениюибурномуразвитиювРоссииинститутаGovernmentRelations(GR).ЭволюцияGRвРоссиибудетидтипопутиегодальнейшейинституционализации,повышенияуровнятранспарентностиицивилизованности,атакжеформированиянаегоосновеконструктивных,устойчивыхиобоюдовыгодныхпартнерскихотношенийбизнесаигосударства.GR–этомногоплановоеявление,охватывающеепрактическивсесферыгосударственнойдеятельности,втомчислеичастно-государственноепартнерство,иегозначениевэкономикеиполитикевближайшеевремябудеттолькоповышаться.
     Теоретическаяосноваисследования.Наиболееважнымидляизученияизбраннойтемысталиконцепциигруппинтересов,функциональногопредставительстваинтересов,интегрированныхкоммуникаций,кластерныйисетевойподходы,атакжетеориигосударственногоиполитическогоуправления,теориисистем,теорииинформационногообщества,различныетеориичастно-государственногопартнерства.Важноеместовработезанялитеорииполитическогопроцессаиполитическойкоммуникации.Особоеместовисследовательскойпрактикезанялисовременныеконцептуальныеразработки,идеиитеоретическиеположениякорпоративизма,неокорпоративизма,плюрализма,институционализмаинеоинституционализма.
     Методологическаяосноваисследования.Рассматриваемаявдиссертациипроблеманаходитсянастыкенесколькихобщественныхнаук,поэтомурассматриваетсякаксложноемеждисциплинарноеявление,затрагивающеемногиесферыипроявленияобщественнойжизни.Комплексныйимеждисциплинарныйхарактеррассматриваемойпроблемыобусловилиспользованиеметодологическогоинструментария,интегрирующегоисследовательскиеметодысистемного,нормативного,сравнительного,сравнительно-исторического,структурного,структурно-институциональногоиструктурно-функциональногоанализа.
     Врамкахданнойработытакжеиспользуетсясовокупностьнаучныхподходовкизучениювзаимоотношенийвластиибизнеса,государственногоуправления,частно-государственногопартнерства.
     Методыисследования.Внастоящейработеавториспользуетвсюсовокупностьметодовисследования.Вданномисследованииприменялиськакобщенаучныелогическиеметодыдескриптивно-конкретногоописанияиабстрактно-объяснительнойинтерпретации:анализ,синтез,индукция,дедукция,мышлениепоаналогии,такиэмпирические–использованиестатистическихисоциологическихданных,рейтинговыхиэкспертныхопросов,атакжеконтент-анализ,ивент-анализ,метод«casestudy»,мониторингСМИисетиИнтернет.
     Теоретическаязначимостьисследованияобусловленацелостныммеждисциплинарнымисистемнымисследованиемфеноменавконтекстееговлияниянаразвитиесистемычастно-государственногопартнерствавсовременнойРоссии.Егоосновныеположенияивыводывносятопределенныйвкладвизучениесуществующеймодели,механизмовиперспективразвитиявзаимодействиявластиибизнесавсовременнойРоссии.
     Практическаязначимостьисследованиясостоитввозможностипримененияпредставленныхматериаловирезультатовисследованиявнаучно-исследовательскойработе,направленнойнадальнейшееизучениеданнойпроблематики.Результатыданногоисследованиямогуттакжебытьиспользованывдеятельностикорпораций,различныхоргановгосударственнойвласти,предпринимательскихассоциацийсцельюоптимизациисуществующейсистемыгосударственногоимоделивзаимодействиявластиибизнеса.Наосноведанногоисследованиямогутбытьвыработаныпрактическиерекомендацииповыстраиваниюотношенийкорпорацийсорганамигосударственнойвласти.
     Степеньнаучнойразработанностипроблемы.ПосколькуGRявляетсяифункциейуправления;иразвивающейся,институализирующейсядеятельностью,быстротехнологизирующейся;иформойкоммуникациимеждубизнесомивластью,тоихизучениевзарубежнойиотечественнойнаукеидетпошестиосновнымтематическимнаправлениям.
     ПервоенаправлениекасаетсяизученияGR–деятельностинаосноветеорийгосударственногоуправления,политическогоменеджмента.СредиработэтогонаправленияможноотметитьтрудыГ.В.Атаманчука,О.И. Генисаретского,В.Л.Иноземцева,Л.Л.Кондратьевой,И.К.Корнилова,А.И.Ракитова,В.М.Розина,В.И.Стрюковского,О.Ф.Шаброва.
     ВработахназванныхавторовразработанаметодологическаяосновадляизученияGRкакфункцииуправленческойдеятельности.
     ВтороенаправлениеспособствуетрассмотрениюGRвконтекстеполитико-экономическихтрансформацийсвязеймеждубизнесомигосударством.Авторакцентируетвниманиенакорпоративизмеинеокорпоративизмекакоднихизнаиболееактуальныхконцепцийизучениявзаимодействиягруппинтересовигосударствавконтекстеанализароссийскихполитическихпроцессов:Ф.Шмиттера,Г.Лембруха, М.Н. Афанасьева,А.Ю.Зудина,Ю.А.Красина,С.П.Перегудова,идр1.
     Ключевымиприописанииучастиябизнесавполитическихпроцессахсталаконцепцияфункционированиязаинтересованныхгрупп,группдавления,атакжесвязаннаяснимипроблематикалоббирования,исследованнаявработахГ.Алмонда,А.Бентли,Г.Джордана,М.Дюверже,В.Кея,А.Косона,Ч.Линдблома,В.Малонея,М.Олсона,Р.Роуза,Дж. Тьерни,Д. Трумэна,К.Шлозмана.Средироссийскихученых–этонаправлениеразвиваетсявработахJI.A.Бакуна,С.В.Зотова,Н.Г.Зяблюка,JI.E.Ильичевой,Н.Ю.Лапиной,В.А.Лепехина,Д.В.Ольшанского,С.В.Рогачеваидр.
     ВрамкахтретьегонаправлениярассматривающегоGRкакинститут,выделяютсяисследованияврамкахинституционализмаинеоинституционализма.СрединихтрудыМ.Вебера,которыйсчитал,чтогосударствокакинститутсоставляетсообществолюдей,поведениекоторыхдолжноосновыватьсянарациональныхустановлениях;Э.Дюркгейма,отличавшего«социальный»институционализмотинституционализма«нормативно-юридического»;Ж.Бюрдо,М.Дюверже,М.Прело2,выделившихдваосновныхкомпонентаполитическогоинститута(идеальнуюмодельсамойсистемыотношенийисобственноорганизационныеструктуры,воспроизводящиесявсоответствиисостереотипамииматрицамимодельнойструктуры).
     Начинаяс50-хгодовХХ-говека,вруслеинституциональногоподходанемаловажноезначениеприобретает«теорияорганизации»,азатем«новый»институционализмилинеоинституционализм(Д.Марч,Д.Олсон).Следуетотметить,чтоонскореепогруженвисследованиенорм,системыролейиповедения,чемструктур,хотяоднонеисключаетдругого.
     Проблематика,связаннаясособенностямифункционированияполитическихинститутоввусловияхформированияпостиндустриального,информационногообществапредставленавработахД.Белла,3. Бжезинского,П.Дракера,Д.Рисмена,М.Кастельса,М.Маклюэна,И. Масуды,М.Пората,Т.Стоуньера,Д.Тапскотта,X.Шрадера,Ф.Уэбстераидр.3
     Четвертоенаправлениеопираетсянаисследованиевобластикоммуникативистики,ив,частности,политическихкоммуникаций.Поскольку,всвоейосновеGR-технологииявляютсявидомполитическойкоммуникации,GR-деятельностьбазируетсявомногомнаконцепцияхинформационногообщества.ВотечественнойнаукеразличнымееаспектампосвященыпубликацииВ.Н.Гасилина,В.В.Егорова,JI.M.Земляновой,B.Л. Иноземцева,И.А.Мальковской,И.С.Мелюхина,Г.Л.Смоляна,Л.А. Тягуновойидр.4
     Наиболеевесомыйвкладвразработкуисследованиязакономерностейимоделейполитико-коммуникативныхпроцессоввнеслиДж.Борудвик,Б.ванКаам,М.Дефлёр,Ж.-М.Котрэ,П.Лазарсфельд,Г.Лассуэллидр.СредисовременныхроссийскихполитологовразработкойтеориииприкладныхаспектовполитическойкоммуникациизанимаютсяМ.Г.Анохин,М.Н.Грачев,O.E.Гришин,М.М.Назаров,Г.Г.Почепцов,А.И.Соловьев,Л.Н.Тимофеева,В.П.Терин,С.А.Шомоваидр.5
     Спроблемойполитическойкоммуникациитесносвязансетевойподходканализуполитическихпроцессов.ВотечественнойполитическойнаукесетевойподходпредставленвпубликацияхЮ.В.Брызгуновой,В.Д.Нечаева,Е.В.Морозовой,В.М.Сергеева,Л.В.Сморгуноваидр.6ЗарубежныеисследованиясетевойGR-коммуникациипредставленыработамитакихавторовкак:Т.Бёрцель,П.Кенис,Д.Кноке,Д.Марш,X.Милворд,Г. Питерс,Дж.Розенау,Р.Родес,В.Шнайдер7.
     ПятоенаправлениесвязанососравнительнымизучениемопытаразвитияGRвРоссииимире.ВсвязисэтимавторобращаетсякработамвобластиполитическойкомпаративистикиивчастностиктрудамВ.А. Ачкасова,Г.В.Голосова,Л.В.Сморгуноваидр.8
     ШестоенаправлениекасаетсясобственноизученияGR.ЗарубежныеисследователиGovernmentrelationsсоотносятихвосновномслоббистскойдеятельностьюбизнес-структурпоотношениюкорганамвластииуправления(Дж.Адаме,Т.Грант,М.Грейидр.)ВнаучнойлитературепросматриваетсяширокийпластпубликацийпосвященныхGR:какдеятельностивообще,каксовокупностикоммуникационныхтехнологий,какразменеджмента(Р.Гросс,М.Порат,М.Рубинидр.).ДругиеотдаютпредпочтениепрочтениюGRчерезпризмуPR-технологий(М.П.Бочаров,А.Н.Чумиков,В.А.Ачкасоваидр.)9.
     Осуществленныйанализнаучнойлитературыпоказал,что,несмотрянапредставительностьпубликацийпозаявленнойтеме,существуютпроблемы,требующиедальнейшегоосмысления:
     Требуетсяоперационализация,инструментализацияиалгоритмизацияGR-деятельностикаксовокупностиразличныхтехнологий.
     Чтокасаетсястепенинаучнойразработанностипроблемычастно-государственногопартнерства,тонеобходимоотметить,чтоонадостаточнохорошоразработанакаквобщетеоретическом,такивпрактическомключе.Большоеколичестворабот,какдиссертационного,такимонографическогопланапосвященыкакзарубежному,такироссийскомуопытучастно-государственногопартнерства.
     Втожевремянеобходимоотметить,чтоданныеработыпосвященывосновномэкономическимаспектампроблемычастно-государственногопартнерства,втовремякакподобногородаработполитическогопланаукрайнемало–М.В.Вилисов,В.А.Михеев,Ю.В.Хардина,В.И.Якунин.
     Научнаяновизнаработызаключаетсявсозданииоснованийтеоретическоймодели,описывающейосновныеособенности,способы,механизмыинаправленияGR-деятельностивсовременнойРоссии,сквозьпризмувлиянияинститутаGRнатрансформациюсуществующейвРоссиимоделивзаимоотношенийвластиибизнесавконтекстеразвитиясистемычастно-государственногопартнерствавсовременнойРоссии.
     Магистерскаядиссертациясостоитизвведения,двухглав,заключенияибиблиографическогосписка.
     

     ГЛАВА1ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕОСНОВЫGR
     
     
1.1 СущностьипонятиеGR
     
     Современноеразвитиелоббистскойдеятельностикрупныхкорпорацийвроссийскойполитическойпрактикенафедеральномирегиональномуровняхпроисходитвусловияхгосударственногопатронажа,чтотребуетпостроенияновоймоделивзаимоотношенийвластиикорпораций–системыGR-менеджмента.Нашазадача–определить,какимобразомGR(governmentrelations)способствуютразвитиюцивилизованноголоббизма,ипроанализироватьсистемуоценкиэффективностиGR-деятельности.
     Отметим,чтоособенностьпоявленияиразвитияGR-деятельностиопределяетсястремлениемкорпорацийлегализоватьисделатьпрозрачнымисвоиконтактысвластью.
     П.А.ТолстыхрассматриваетGRкак«деятельностьспециальноуполномоченныхсотрудниковкрупныхкоммерческихструктур(GR-специалистов)посопровождениюдеятельностикомпаниивполитическойсреде»10.
     А.Ю.Вуймаговоритотом,что«GRиспользуетсядлядостиженияконкретныхцелей:
     - снижениеилиувеличениеналоговвотрасли;
     - борьбасконкурентами;
     - влияниенаструктуруорганизациигосударственныхслужб;
     - прямаярекламабренда;
     - влияниенарешениегосударственныхслужбпоконкретномувопросу;
     - регулированиеблагоприятныхрыночныхтенденций;
     - проведениеновыхзаконовиуказов;
     - влияниенатарифы;
     - отстаиваниеинтересовотраслиит.п.»11.
     Исходяизтакогоширокогоспектразадач,можносделатьвыводотом,чтоGRохватываетполитическую,социальную,экономическуюииныесферы,испособствуетусилениюнормативно-правовогообеспечениявзаимодействияоргановвластиибизнеса.
     СтруктураорганизацииGR-деятельностииструктураGR-департаментавбольшейстепениопределяютсяприоритетамикомпаниииспецификойведениябизнеса,атакжевлияниемфакторов,идущихотвнешнейсредыивнутреннихфакторов.
     Квнешнимфакторамчащевсегоотносят:
     - характергосударственнойполитикивотношенииразвитияотрасли;
     - качествоинаправленностьзаконодательствавсферерегулированиякомпании;
     - соотношениеиособенностигруппинтересоввотрасли.
     Квнутреннимфакторам,определяющимвозможностьвзаимодействияфирмсорганамигосударственнойвласти,можноотнести:
     - целиипотребностикомпании;
     - стратегиякомпании;
     - масштабностьипубличностьеедеятельности;
     - сложившиесярабочиекоммуникацииеепредставителейвгосударственныхорганах;
     - финансовыевозможностиобеспеченияработыповзаимодействиюсгосударственнымиорганами.
     Такимобразом,анализвнешнихивнутреннихфакторовдаетнамполнуюкартинутого,начтовпервуюочередьнужнообратитьвниманиеприорганизацииструктурыGR-деятельности,помогаетчеткоставитьзадачипередGR-специалистамииповышатьэффективностьвзаимодействиясорганамигосударственнойвласти.
     ЕслиговоритьоРоссии,томожновыделитьвнешниеивнутренниефакторы,которыедалиотправнуюточкуразвитиюGR-деятельностииспособствовалиприобретениюейпрофессиональногоицивилизованногохарактеравРоссии.
     1.ОднозначноеповышениеролигосударстваигосударственныхактороввэкономикеРоссии.Это,всвоюочередь,рождаетзависимостьуспешнойдеятельностикрупныхорганизацийикорпорацийотстепениэффективностииплодотворностивыстроенныхотношенийсорганамивласти.
     2.Организацияспециальныхструктур,департаментовпосвязямсорганамигосударственнойвластивроссийскихкомпаниях.
     3.Увеличениенароссийскомрынкеколичествамеждународныхлоббистскихкомпаний.Запоследниегодывсебольшееколичествокрупныхамериканскихиевропейскихлоббистскихфирм(ThePBNCompany,Cassidy&Associates,Mmdидр.)приходитвРоссию.Этообусловленонеизбежнойпотребностьюкрупныхмеждународныхкомпаний,которыеведутбизнесвнашейстране,вполучениипонятныхимконсультационныхуслугповзаимодействиюсроссийскимиорганамигосударственнойвласти.Стоитотметить,чтодалеконевсеспециалистывданнойобластиспособныслегкостьюадаптироватьсявроссийскойэкономико-политическойсреде.Импридетсястолкнутьсясдостаточноспецифическимиидавноустоявшимисябарьерамивовзаимоотношенияхбизнесаивласти.Однако,указанныеGR-компанииимеютмноголетнийопытработысорганамивластидругихстраниразработаннуюинфраструктурувзаимоотношенийскорпоративнымиструктурами,темсамымоказываяположительноевоздействиенаразвитиеотраслиGRвРоссии,развиваярынок.
     Исходяизэтого,мыможемговоритьотом,чтостабильноеведениебизнесавРоссиипрактическинапрямуюзависитотналичияделовыхконтактовспредставителямиоргановгосударственнойвластииповышенногоинтересаквзаимовыгодномусотрудничествукомпанийсорганамигосударственнойвласти.ИменноGR-специалистыосуществляютврежиме«постоянногоприсутствия»диалогкомпаниисорганамивласти,открываяновыевозможностидлябизнеса.
     GR-менеджментвРоссиистроитсянадекларированной«равноудаленности»,бизнескрупныхорганизацийвомногомстроитсянаблагосклонностифедеральныхиместныхвластей12.Можновыделитьспособывыстраиванияотношенийсвластями,которыенаиболеечастоиспользуютсявРоссии.Первый–этоустановлениеиподдержаниепрямыхличныхконтактов.Чтобыустановитьпервыйконтактсорганамигосударственнойвластинеобходимостатьучастникомпубличногомероприятия(форума,конференцииит.п.);организоватьпубличноемероприятие;привлечьпрофессиональноголоббиста.
     ПрямыеформыGR-коммуникаций,которыеподразумеваютналичиенепосредственногоконтактагруппыдавленияс«точкойдоступа»,имеютразличныеформы:могутвоздействоватьчерезпредоставлениеэкспертнойинформацииинститутамвласти,участиебизнесменоввзаседанияхкомитетовикомиссийприпарламентеиисполнительныхведомствах,разрабатываютготовыезаконопроектыипродвигаютих.Однаконеобходимоотметить,чтоввидунеразвитостипрофессиональногоGR,вэтойобластипокаещесохраняетсяобщаятенденция–независимоотналичияилиотсутствияспециальныхслужбGR,бюджетовнаосуществлениеэтойдеятельностинаиболееэффективныйGRворганизацииосуществляетсяеепервымруководителем.
     ВоздействиенаорганывластикомпаниивРоссииосуществляютневодиночку,асоздаваяпрофессиональныеобъединениясдругимизаинтересованнымикомпаниями.Строительствокоалиций–необходимыйшагвлоббистскойкампании,посколькулюбаягруппаинтересовпредставляетсобойменьшинство.Строительствотакихобъединенийпривлекательнодлягруппинтересовещеипотому,чторесурсы,находящиесявраспоряжениикаждогоучастникакоалиции,умножаются.Иногдавподобныесоюзымогутобъединятьсядажекомпании,являющиесяконкурентами.
     Внешнийблокструктурыгруппинтересовсоставляютразличныефирмы,специализирующиесянаполитическомконсалтинге,предоставленииюридическихуслуг,атакжеуслугPRиGR.Всеэтифирмыможнообъединитьоднимназванием–GR-организации.Фирмы,посвоейсутизанимающиесяGR-деятельностью,могутбытькакдостаточнокрупнымииизвестными,такинебольшимипочислусотрудниковиизвестнымилишьвузкихкругах.Также,каквотделахпосвязямсорганамивласти,вGR-организацияхработаютвыходцысгосударственнойслужбы.Соднойстороны–уходящиевотставкучиновникисоздаютсобственныеGR-организации.Сдругойстороны–ужесуществующиеорганизацииприглашаютксебенапостояннуюработулибопривлекаютвкачествеэкспертовбывшихчиновниковилидепутатов.
     СтруктурумеханизмаGR-деятельностивРоссиисоставляюторганизациидвухтипов.Во-первых,занимаютсяорганизации,исходнойиединственнойцельюобразованиякоторыхнебылополитическоепредставительствоинтересов.Ктакиморганизациямотносятсявпервуюочередьразличныепредпринимательскиеассоциации,союзы,объединения,фондыподдержкипредпринимательства.ВнастоящиймоментнаиболееактивнымикорпоративнымиобъединениямибизнесаявляетсяРоссийскийсоюзпромышленниковипредпринимателейиТоргово-промышленнаяпалатаРФ.В2001годупоявилисьдвеновыеассоциации,специализирующиесянапредставительствеинтересовмелкогоисреднегобизнеса.Так,депутатскоеобъединение«ДеловаяРоссия»былопреобразовановодноименнуюорганизацию,представляющуюинтересысреднегобизнеса.Вэтожевремяпоинициативепятидесятипредпринимательскихорганизацийбылоучрежденообъединение«ОПОРА»,представляющееинтересымалогобизнеса.Довольноактивнуюдеятельностьведутотраслевыеорганизациипредпринимателей,например,СоюзнефтепромышленниковиРоссийскоегазовоеобщество.Хотяорганизациипредпринимателейдекларируютзащитуинтересовмелкогоисреднегобизнеса,реальностьтакова,чтоониневсегдаследуютэтимзаявлениям.Будучифактическиотстраненнымиотуправлениявэтихорганизациях,предприятиямелкогоисреднегобизнесаоказываютсявыключеннымиизсистемыпредставительства.
     НовымиформамироссийскогоGRявляютсясоциально-корпоративнаяответственностьбизнеса,добровольнаясоциальнаяотчетность,спонсорствоиблаготворительность.
     Практикаведущихзарубежныхироссийскихкомпанийпоказывает,чтолюбаяуспешнаякомпанияопираетсявсвоейдеятельности,преждевсегонаединуюстратегиюразвитиябизнесаикорпоративнаясоциальнаяответственностьтакжерассматриваетсячерезпризмустратегическихбизнес-целей.Таккакпрограммыкорпоративной социальной ответственности,преждевсего,являютсястратегическимиинвестициямивразвитиедолгосрочныхуспешныхотношенийкомпаниисключевымигруппамивлияния,торассмотрениеимиджакомпаниисточкизренияпродвигаемыхеюпрограммкорпоративной социальной ответственностиимеетсущественноезначение13.
     Стратегиявзаимодействиябизнесаивластиврамкахкорпоративной социальной ответственностиопределяетсяэкономическимиисоцио-культурнымипредпосылками.Вширокомсмыслепринятовыделятьтристратегиивзаимодействия:
     -теорияразумногоэгоизма(shareholder);
     -теориязаинтересованныхсторон(stakeholder);
     -теорияпросвещенногоэгоизма.
     Теорияразумногоэгоизма(shareholdertheory–теориясобственниковили«компаниясобственников»)актуальнадляСША,нонедляРоссии.ОсновоположникомтеориипринятосчитатьНобелевскоголауреатаМ. Фридмана,которыйохарактеризовалответственностьбизнесаследующимобразом:«Единственнаясоциальнаяответственностьбизнеса–приноситьприбыльсвоимакционерам».
     «СоответственнолюбуюинуюответственностькорпорацииМ. Фридманрасценивалкакразрушительную.ПодходМ.Фридманапредполагает«естественное»развитиеисуществованиебизнеса:таккакцельюбизнесаявляетсяприбыль,тодлядостиженияэтойцелибизнеспойдетнасотрудничествособществом,дляприобретениялояльностипотребителейисохранениярепутации.Социальноенаправлениедеятельностиврамкахэтойтеориипризнаетсяморальнымправомсобственниковируководствакомпанииинерегулируетсягосударствоминациональнымзаконодательством,аявляетсясубъектомкодексовкомпанийиделовыхассоциаций»14.
     М.Фридманвсвоюочередьполагал,чтоврамкахобщественногодоговорабизнеснесетсоциальные,нравственныеигражданскиеобязательства.Врамкахданнойтеориизаинтересованныхсторон,корпоративнаясоциальнаяответственностьнеможетрассматриватьсяпоотношениюкобществувцелом–каждаяорганизацияобладаетсвоимкругомзаинтересованныхсторон,включающуювсебяиндивидов,группыиорганизации,оказывающиевлияниенато,каккомпанияосуществляетсвоюдеятельность,либонакоторыхвлияетдеятельностькомпании.КонцепцияполучилараспространениевЗападнойЕвропеиЯпонии.
     Восноведаннойтеориипросвещенногоэгоизма(enelightenedself-interest)лежитпредположениеотом,чтокорпоративнаясоциальнаяответственностьсвязанассоциальныминвестированиемиблаготворительностьюиспонсорствомкакегопроявлению.Сокращениетекущейприбыликомпаниизасчетсоциальныхинвестиций(всчетсоциальныхпрограмм)влечетксозданиювдолгосрочнойперспективеблагоприятныхусловийдляразвитиябизнесаиустойчивойприбыливбудущем.
     Последниедваподходаосновываютсянаролевомподходе–дляреализациисвоейсоциальнойответственностикорпорациявыступаеткакработодатель,производительтоваровиуслуг,заемщиксредств,партнер,членобщественныхорганизаций,налогоплательщик.
     Г.Л.Тульчинскийвсвоейработеговоритотом,что«всистеместратегическогоуправлениякорпоративнаясоциальнаяответственностьопределяетсятакжекоммуникационнойзначимостью.Прирассмотрениикоммуникационногоаспектакорпоративной социальной ответственностиречьидетнеотехнологияхманипуляцииинекоммуникационномменеджменте,аименноопозиционированиибизнесаисоциально-ответственногопартнерствавобществе–publicresponsibilityиpublicrelations.Восприятиекорпоративной социальной ответственностикаксоциальнойполитикикомпаниидостаточноузко»15.
     Необходимоделатьпоправкунато,чтокорпоративная социальная ответственность–этоещеибизнескоммуникации,связанныесиинформированиемобщественностиоцелях,задачахирезультатахэтойдеятельностивсфеределовойэтики,защитеокружающейсреды,инвестированиивразвитиеместныхсообществ,защитеправчеловека,социальнойполитикеиохранетрудапосредствомсоциальнойотчетности.Таккакбольшинствоактивностейвсферекорпоративнойсоциальнойответственностиносяткоммуникационныйхарактер,томожноконстатироватьсвязькорпоративной социальной ответственностисPR(связямисобщественностью).Вэтойсвязикорпоративную социальную ответственностьможнорассматриватькаккоммуникационнуютехнологиюсоциальнойдеятельностикомпании,восновекоторойлежит«системнаямежгрупповаякоммуникация,новыйязыксимволов,образовизнаков,спомощьюкоторыхбизнессигнализируетосвоейоткрытостиижеланиибытьполезнымобществунетолькокакпроизводительопределенныхблаг,ноикакдостойныйпартнерприрешениисоциальныхпроблем.Г.Л.Тульчинскийвсвоейработеструктурировалтехнологиикорпоративной социальной ответственностииразделилихнатрадиционные(проведениеконкурсов,финансированиефондов,стипендиальныепрограммы)икоммуникационные–полноценныеpublicrelations.СюдаотносятсяPRкакpublicrelationsиpublicresponsibility,социальныйаудитигуманитарнаяэкспертиза,международныестандартыкорпоративной социальной ответственности,индексы,рейтингиисоциальнаяотчетность16.
     Исходяизвышесказанного,можновыделитьрядспецифическихособенностей,которыехарактерныдляGR-деятельностивРоссии.
     Перваяособенность–остающаясяисключительновысокойвобластиGRрольпервыхлиц–руководителейпредприятийикомпаний.Этосвязанокаксважностьюданногонаправленияработ,такисотсутствиемквалифицированныхкадровтоп-менеджероввобластиGR.
     ВтораяособенностьсовременногороссийскогоGR–наличиеукрупныхкомпаний«опорного»депутата(илигруппыдепутатов)вГосдуме.Нередкоэтобывшийработниккомпании,ушедшийвполитику.Бывает,чтокомпанияспособствуетизбраниюнезависимогодепутата,ионвответначинаетпроявлятьккомпанииблагосклонность.
     Третьяособенность–столичныеофисыкомпаний,какправило,осуществляютGRнафедеральномуровне,решениезадачGRрегиональногоуровняперекладываетсянадочерниеструктурыврегионах.
     Четвертаяособенность–отсутствиедостоверныхсведенийобюджетах.ОфициальныебюджетыGRкомпаниикакправило,весьмамалы,онипокрываюттолькопрямыезатраты(зарплата,представительствоитакдалее).НеформальныебюджетыGR,превосходящиеофициальныевомногораз,реализуютсячерезувеличениеобщихзатраткомпании,тоестьдоговорынауслугиGRзаключаютсяотименивсейорганизации.ОднакобольшаячастьGR-деятельностиоказываетсяскрытой,ведетсяпонеформальнымканалам.
     Извсеговышесказанногоможносделатьвывод:впоследниегодыпроблемавзаимодействиябизнесасорганамигосударственнойвластивРоссиистановитсявсёболееактуальной,многиекомпаниизаинтересованывуслугахGR-специалистов,именнопоэтомубудущееGR-деятельностивРоссииполностьюзависитотхорошихспециалистоввэтойсфере,которые:впервуюочередь,будутсосредоточенынажеланииинституализироватьсебявсистемепринятиягосударственныхрешений;во-вторых,представляяинтересыбизнеса,онинедолжныстремитьсякполитическойответственности,нодолжныбытьзаинтересованывоказаниивлияниянапроцесспринятиярешений.
     Также,мыможемговоритьотом,чтоэффективностьработыGR-департаментоввРоссиисегодня,вцелом,невысока.Ихотличаетнеинституционалныйподходиориентированностьисключительнонафакторличныхсвязей,хотясуществуетмножествоинструментовGR-менеджмента,такихкак:выступлениявСМИ–привлечениекпроблемеобщественность,формированиеобщественногомнения;финансоваяподдержкаобщественных,деловыхиполитическихорганизаций;вступлениевсоставобщественныхкомиссийикомитетоворгановвласти;составлениеипродвижениезаконопроектов;проведениесоциологическихопросов,публикациярезультатовидр.Но,несмотрянаэтипроблемы,необходимоотметить,чтовпоследнеевремявстранеимеютсявсепредпосылкидляускоренногостановленияиразвитиясовременнойсистемыGR.


     1.2	СпецификаGR-технологийвструктуреотношенийбизнесаиоргановвласти
     
     СегодняGR-деятельностькакноваясовременнаямодельотношенийбизнесаивласти,преодолеваяинституциональныебарьеры,идетнасменулоббизму.ИсследоватьGR,нанашвзгляд,необходимосточкизрениясовокупноститеоретическихвзглядовнапроблемуразвитияинформационногообщества,коммуникационныхтеорий,обогащенныхсовременнымипредставлениямиобобщественныхсвязяхитехнологияхихреализации.
 .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44