- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Государственные активы Республики Казахстан состояние, проблемы управления
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W002802 |
Тема: | Государственные активы Республики Казахстан состояние, проблемы управления |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева Кафедра «Финансы» Чериязданова Айжан Кабылкаковна Государственные активы Республики Казахстан: состояние, проблемы управления ДИПЛОМНАЯ РАБОТА 5В050900 - «Финансы» Астана 2017 ЕВРАЗИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Л.Н. ГУМИЛЕВА _Экономический_ факультет Кафедра _«Финансы»_ Специальность _5В050900 – «Финансы»_ ЗАДАНИЕ на выполнение дипломной работы (проекта) студенту ________________Черияздановой Айжан Кабылкаковне ____________ (Ф.И.О.) 1. Тема дипломной работы (проекта) ____«Государственные активы Республики Казахстан: состояние, проблемы управления» утверждена приказом по университету от «__» _ _ 201_ г. №___ 2. Срок сдачи студентом законченной работы «__» ___________ 201__ г. 3. Исходные данные к работе (законы, литературные источники, производственные данные) финансовая отчетность Министерства финансов РК__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4. Содержание расчетно-пояснительной записки (перечень вопросов, подлежащих к разработке в дипломной работе) а) Теоретические аспекты управления государственными активами в современных условиях б) Анализ состояния государственных активов в Республике Казахстан за 2012 -2016 гг._____________________________________________________________ в) Проблемы и пути их решения в процессе управления государственными активами____________________________________________________________ 5. Перечень графических материалов (с точным указанием обязательных таблиц, рисунков, в том числе диаграмм и графиков) таблицы, рисунки, графики_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 6. Перечень основной рекомендуемой литературы 1. Мельников В.Д. Основы финансов - Алматы, 2004 г. 2. Омирбаев С.М. Финансы – Алматы, 2013 г. 3. Закон РК «О государственном имуществе» от 1 марта 2011 г.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________, 7. Консультации по работе (с указанием относящихся к ним разделов работы) Номер, название раздела, главы Научный руководитель, консультант Сроки получения задания Задание выдал (подпись) Задание принял (подпись) 1) Введение Есымханова З.К. 2) Первая глава Есымханова З.К. Ноябрь 2016 3) Вторая глава Есымханова З.К. Январь 2017 4) Третья глава Есымханова З.К. Февраль 2017 5) Заключение Есымханова З.К. 6) Литература Есымханова З.К. 8. График выполнения дипломной работы (проекта) № Этапы работы Сроки выполнения этапов работы Примечание 1 Утверждение темы дипломного проекта 09-10.2016 2 Сбор материалов для подготовки дипломного проекта 11.01.-27.02.2017 3 Подготовка теоретической части дипломной работы (проекта) (Глава 1) Декабрь 2016 г. До отъезда на практику 4 Подготовка аналитической части дипломной работы (проекта) (Глава 2-3) 01-02.2017 Во время практики 5 Завершение чернового варианта полного текста дипломной работы (проекта) Март, апрель 2017 г. На первой неделе после окончания практики 6 Предоставление дипломной работы (проекта) на предзащиту 10-14.05.2017 Во время обзорных лекций (консультаций) 7 Предоставление дипломной работы (проекта) на рецензию Май 2017 г. 8 Предоставление окончательного варианта дипломной работы (проекта) с отзывом научного руководителя и рецензией Май 2017 г. 9 Защита дипломной работы (проекта) Июнь 2017 г. В соответствии с расписанием ГАК Дата выдачи задания «21» ноября 2016 г. Заведующая кафедрой «Финансы» ________________ Садвокасова К.Ж. Научный руководитель ________________ Есымханова З.К. Задание принял к исполнению студент ________________ Чериязданова А.К. СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ06 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ АКТИВАМИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ09 1.1 Сущность, значение и особенности государственных активов09 1.2 Виды и формы государственных активов014 1.3 Методы управления государственными активами026 2 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ АКТИВОВ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН ЗА 2012-2016 ГГ.030 2.1 Анализ динамики и структуры государственных активов Республики Казахстан030 2.2 Оценка эффективности государственных активов Республики Казахстан041 2.3 SWOT-анализ государственных активов Республики Казахстан053 3 ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ АКТИВАМИ057 3.1 Зарубежный опыт управления государственными активами057 3.2 Проблемы управления государственными активами062 3.3 Перспективы экономического развития государственных активов Республики Казахстан065 ЗАКЛЮЧЕНИЕ075 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ078 ПРИЛОЖЕНИЯ082 ВВЕДЕНИЕ С первых дней обретения суверенитета перед государственной политикой Республики Казахстан стояли основные задачи: скорейшая интеграция страны в мировую экономику и развитие рыночных механизмов. Современное социально-экономическое развитие суверенного Казахстана предполагает формирование качественно нового подхода к реализации основополагающих приоритетов, направленных на организацию конкурентоспособности отечественного производства, социальную модернизацию общества, улучшение стандартов жизни населения страны. Своевременное и эффективное решение поставленных целей и задач невозможно без участия и воли государства. При этом формами реализации такого участия все больше становятся не только общее регулирование и обеспечение хозяйственных процедур соответствующими нормами и правилами ведения бизнеса, но и правительственное вмешательство в экономику в аспекте повышения «казахстанского содержания» в совместном предпринимательстве с зарубежными инвесторами, а также прямое участие государства в хозяйственной деятельности и реализация им, таким образом, своих основных функций. Государство играет важную роль в развитии экономики. Оно создает условия для развития предпринимательства, функционирования социальной сферы, обеспечения национальной безопасности и сдерживания кризисных взлетов и падений. По данным экспертов, доля государства в ВВП Казахстана составляет от 25 до 45%, что является очень большой долей. Согласно задачам, поставленным Главой государства правительству в Послании народу Казахстана от 31 января 2017 года, новый импульс экономическому росту должно дать снижение доли государства в экономике - до 15% в ВВП, до уровня стран ОЭСР [1]. Экономическим базисом, обеспечивающим исполнение функций государства, гарантом национальной безопасности, является государственные активы. Они занимают центральное место в процессе общественного воспроизводства, системе рыночных отношений. Государственные активы, как концентрация больших материальных и финансовых ресурсов, априори наделены огромным потенциалом, реализация которого обеспечивается посредством специфического вида предпринимательской деятельности в рамках государственного сектора экономики – государственного предпринимательства. Во всех экономически развитых странах государство управляет активами. В Посланиях Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева последовательно обращается внимание на проблемы повышения эффективности управления государственными активами, расширение государственных инвестиций в частный сектор, одного из направлений деятельности, результатом которого становится приобретение государственных активов. В последнее время в результате глобального экономического и, в первую очередь, финансового кризиса заметно усиление роли государства, контролирующего все большее число компаний и банков, чтобы минимизировать возможные негативные кризисные последствия. Это лишний раз подтверждает необходимость усиления роли государственных органов в сотрудничестве с реальным сектором экономики. Актуальность выбранной темы дипломной работы обусловлена необходимостью совершенствования и трансформации механизмов управления государственными активами, так как они в настоящий момент малоэффективны. Оценка эффективности управления государственными активами выступает одним из важнейших условий развития казахстанской экономики. Причиной недостаточной эффективности механизма управления государственными активами является несовершенство нормативно-правовой базы. Проводить системную и эффективную работу в данном направлении представителям власти не позволяют разобщенные исследования. Недостаточная степень изученности проблемы оценки эффективности управления государственными активами на современном этапе развития экономики Казахстана привело к выбору темы, и определили цель исследования. Цели и основные задачи исследования. Основной целью дипломной работы является системное исследование теоретических основ и практических проблем существования и развития государственных активов в условиях глобализации экономики и выработка практических рекомендаций и предложений по их дальнейшему совершенствованию. Для достижения обозначенной цели были поставлены следующие задачи: – Рассмотреть теоретические основы управления государственными активами в современных условиях – Выявить объективную необходимость и сущность государственных активов в условиях глобализации экономики на основе систематизации теоретических подходов; – Определить государственные активы как систему и изучить их структурные модели; – Провести анализ основных организационных форм государственного предпринимательства и разработать предложения по их совершенствованию; – Обобщить мировой опыт функционирования и развития государственных активов в условиях глобализации экономики, а именно перед лицом ее вызовов и угроз; – Оценить современное состояние, тенденции и направления развития активов государства в Республике Казахстан; – Разработать предложения и рекомендации по дальнейшему развитию государственных активов. Предметом исследования является совокупность организационно экономических отношений, связанных с функционированием и развитием государственной собственности в условиях глобализации. Объектом исследования является система государственной собственности РК в условиях глобальной экономики. Теоретико - методологической основой написания работы послужили труды, существующие нормативные документы, разработанные Министерством финансов РК и Министерством национальной экономики РК, использовались работы казахстанских авторов - Бексултанова А.Ж., Ильясов К.К., Есенов Б., Джолдасбеков А., Аягузов К., Ащеулов А.Т., Копабаев О.К., Сапарова Б.С., Кучукова Н.К., Есымханова З.К. и зарубежных – Покровский Б.В., Шершеневич Г.Ф. Басов А.И., Хамер Е., а также периодические издания по рассматриваемой тематике, статистические сборники Министерства финансов Республики Казахстан Следует отметить, что во многих работах ученые основное внимание уделяли исследованию тенденций в управлении государственной собственностью. Вместе с тем остается ряд недостаточно разработанных вопросов, связанных с разработкой эффективного механизма управления государственной собственностью. Методика исследования. При написании дипломной работы были использованы как общенаучные, так и специализированные методы исследования. Они помогли выявить сущность анализируемых явлений и событий, опираясь на базу данных научных исследований. На следующем этапе использовались методы наблюдения и сравнения, абстрактно – логический метод и диалектический метод. Помимо этого, в процессе дипломной работы применялись метод статистических группировок и расчетно – конструктивный метод. Были применены методы научной абстракции, анализа и синтеза, единство качественного и количественного анализа, монографический, экономико-статистический методы исследования. На разных этапах работы применялись различные общенаучные методы и подходы в зависимости от располагаемой информационной базы, применение которых позволило обеспечить обоснованность проведенного анализа, теоретических выводов и разработанных предложений. Структура и объем дипломной работы представлена введением, тремя главами, заключением, списком использованной литературы. В первой главе описываются теоретические основы управления формирования, определяется значение и сущности государственных активов. Во второй главе проводится краткий анализ хозяйственной деятельности. Третья глава дипломной работы посвящена разработке рекомендаций по повышению эффективности активов государства. В заключении представлены итоги проделанной работы. Дипломная работа содержит 18 таблиц, 22 рисунков. При написании работы были использованы труды следующих авторов: Бексултанова А.Ж, Покровский Б.В., Есымханова З.К. Хамер Е. и др. 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ АКТИВАМИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 1.1 Сущность, значение и особенности государственных активов Государственная организация (управление) способствует формированию и функционированию развитой экономики. Позволяя сгладить недостатки рыночной экономики, и проникая во все ее сферы, государство выполняет активные функции координатора и планировщика, а также гаранта в случае провалов рынков. Для эффективного и скорейшего достижения экономического результата любому государству необходима взвешенная государственная политика в сфере хозяйствования. Очевидно, что для существования и претворения в жизнь своих функций государству необходимы ресурсы, в качестве которых выступают государственные активы. Активы выступают материальной основой обеспечения государственной деятельности. Отсюда, прослеживается закономерность о необходимости активов государства в любой экономической системе как гаранта обеспечения энергетической, продовольственной, политической, социально - демографической, военной, экологической безопасности страны. Активы государства - имущественные и неимущественные блага и права, имеющие стоимостную оценку, полученные в государственную собственность в результате прошлых операций или событий [2]. Государственные активы - один из инструментов регулирования системы общественных отношений, поэтому спектр представленных ими функций будет значительно уже, чем у самого государства. Так, в настоящий момент, ключевая функция активов заключена в выработке и обеспечении реализации национальных приоритетов, в том числе в социально-экономической сфере. Несмотря на закрепление понятия «государственные активы» в Бюджетном кодексе Республики Казахстан требуется всестороннее как теоретическое, так и практическое исследование приведенного определения. Обладание имуществом на том или ином основании является залогом обеспечения самостоятельности, стабильности деятельности государства, более того, режим используемого имущества вносит свои коррективы в определение режима деятельности государства. Понятие «государственное имущество», «государственные активы» неоднородно. Как видно из приведенного определения государственных активов, оно включает имущественные и неимущественные блага и права, имеющие стоимостную оценку. Необходимо рассмотреть составляющие определения государственных активов в отдельности. В соответствии со ст. 115 Гражданского кодекса Республики Казахстан имущественные блага и права названы имуществом, к ним отнесены: вещи, деньги, в том числе иностранная валюта, ценные бумаги, работы, услуги, объективированные результаты творческой интеллектуальной деятельности, фирменные наименования, товарные знаки и иные средства индивидуализации изделий, имущественные права и другое имущество [3]. В понятие государственные активы включены имущественные блага и права, имеющие стоимостную оценку. Имущество отличается от неимущественных прав и благ тем, что оно имеет стоимостную оценку. На это указывают многие авторы, Басин Ю.Г., Иоффе О.С. и др. Рассматривая определение объектов гражданских прав, Покровский Б.В. дает следующее определение: «под имущественными благами понимаются те материальные предметы и иные ценности (в частности, энергия, работы, услуги), которые могут удовлетворять материальные и иные потребности субъектов гражданского права подлежат денежной оценке.... Под имущественными правами понимаются объективные гражданские права на имущественные блага (в частности, права пользования владения, распоряжения имущественных благ)» [4, с.228]. По мнению Шершеневича Г.Ф., «юридическое понятие об имуществе не совпадает с экономическим. С юридической точки зрения под имуществом понимается совокупность имущественных, то есть подлежащих денежной оценке, юридических отношений, в которых находится известно лицо». Актив имущества указанный автор определяет как совокупность вещей, принадлежащих лицу на праве собственности и силу иных вещных прав и совокупность прав на чужие действия [5, с.95]. Понятие имущества, а значит, имущественных прав и благ, непосредственно связано с возможностью их денежной оценки. Именно этим, как правило, имущество отличается от личных неимущественных прав и благ. Таким образом, при определении имущественных благ и прав речь идет о материальных объектах, то есть об имущественных правах. В соответствии с пунктом 3 статьи 115 ГК РК к личным неимущественным благам и правам относятся жизнь: здоровье, достоинство личности, честь, доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право на имя, право на авторство, право на неприкосновенность произведения и другие нематериальные блага и права [3]. Необходимо рассмотреть общее понятие «активы», используемое в теории права, а также понятие, закрепленное в действующем законодательстве Республики Казахстан. Согласно определению данному в юридической энциклопедии, понятие «актив» имеет несколько значений. Это и совокупность имущественных прав (имущество) принадлежащих гражданину или юридическому лицу, любая собственность соответствующего лица, например, активы предприятия, далее это одна из двух частей (наряду с пассивом) бухгалтерского баланса, отражающая состав, размещение, использование средств, сгрупированных по их функциональной роли, в денежном выражении на начало и конец отчетного периода; также понятие используется для обозначения превышения денежных доходов, полученных из-за границы, над ее внешними расходами. В соответствии со ст. 13 Закона Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» активы – это полученные в результате прошлых операций или событий имущественные и личные неимущественные блага и права, имеющие стоимостную оценку, от которых ожидается получение дохода в будущем [6]. Государство являясь участником юридического лица, способно контролировать закрепленное за юридическим лицом как за субъектом права имущество посредством участия в формировании и деятельности системы волеформирующих и волеизъявляющих органов юридического лица. Контроль государства непосредственно связан с обязательственными правами на имущество юридического лица и позволяет, не будучи субъектом права собственности, иметь возможность принимать решения, влияющие на операции с имуществом юридического лица. Именно эта характеристика активов позволяет говорить о механизме управления активами государства посредством деятельности управляющей компании. В связи с рассмотренным считаю необходимым помимо имущества, имеющегося и поступающего в собственность государства в определение активов государства, включить и контролируемое государством имущества. Таким образом, рассмотрение законодательного определения активов государства позволяет сделать ряд предложений по уточнению закрепленной формулировки. Во-первых, из определения необходимо исключить неимущественные блага и права, так как они непередаваемы, имеют исключительный характер и не подлежат стоимостной оценке. Во-вторых, помимо имущественных благ и прав (имущества), поступающих в собственность государства в результате прошлых операций и событий, должно быть включено имущество, находящееся в собственности государства. В-третьих, в связи с тем, что не все объекты, подлежащие денежной оценке, могут находиться на праве собственности государства, необходимо определить и возможность контроля государства над имуществом. В-четвертых, необходимо ограничение имущества государства, составляющего его активы, от имущества, которое имеет утилитарное использование в обыденном гражданском обороте, что обуславливает необходимость включения такой характеристики имущества государства, как возможность получения дохода от его обладания, использования. Все вышесказанное определяет возможность предложить уточненную формулировку понятия «активы государства», закрепленного в Бюджетном кодексе Республики Казахстан. Активы государства – это имущественные блага и права, принадлежащие государству и (или) контролируемые им, имеющие стоимостную оценку, от которых ожидается получение доходов в будущем. Казахстанский ученый-юрист Нестерова Е. констатирует, что понятие государственных активов является достаточно новым в правовой науке. В постсоветский период понятие стало использоваться и в законодательстве, и в теоретических исследованиях. Объяснение этому кроется в коренном изменении состава государственного имущества и порядка управления им [7]. Сущность государственных активов выражается в следующем: 1. Государство выступает собственником стратегически важных отраслей и сфер национальной экономики. Активы государства создают материальные предпосылки для обеспечения эффективного воспроизводства общественного капитала и являются залогом стабилизации экономики в случае кризиса или смены мировой конъюнктуры. Ключевые отрасли производственной инфраструктуры также находятся под влиянием государства. Известно, что в 100% государственной собственности таких стран, как Канада, Япония, Франция, находится электроэнергетическая отрасль. Абсолютным собственником железнодорожного транспорта Франции, Испании, Италии, Швеции и Австрии также выступает государство. В 100% ведении государства находится воздушных транспорт Испании и Франции, а в Италии только в 75%. Право государственной собственности в почтовой связи Соединенных Штатов и Японии является неограниченным. Согласно статье 6 пп. 3 Конституции РК «Земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы находятся в государственной собственности» [8]. Государство законодательно защищает культурные, материальные и духовные ценности народа. Фундаментальная наука, разработка и внедрение высоких технологий являются важнейшими отраслями государственного финансирования, поэтому приоритетная часть информационных продуктов также принадлежит государству. 2. Поручителем международных, внутренних соглашений и договоров, межгосударственного залогового права является государство. Таким образом, активы государства гарантируют экономическую самостоятельность субъектов государственной собственности, находящихся внутри страны и за ее пределами. 3. Государственные активы – основа капиталоемких отраслей, производств и сфер экономики с высоким уровнем обобществления (ракетно-космическая промышленность, связь, информация, поддержание финансовой безопасности и т.д.). 4. Эффективная государственная политика создает благоприятную среду для развития частного предпринимательства, возмещая долю расходов, которые не выгодны последнему. Активы государства выступают основой многообразия форм собственности, повышая эффективность функционирования частного сектора в экономике в целом, общественного капитала. 5. Кроме того, государственные активы обеспечивают функционирование некоммерческой социальной сферы и производство общественных благ. Активы инициируют расширение рабочих мест и обеспечение социально – ориентированных проектов, программ развития. Принцип экономического развития на благо всего народа определяет активное участие государства в экономических отношениях. По мнению ведущих казахстанских ученых - юристов Ащеулова А.Т. и Копабаева О.К., «общественное согласие, политическая стабильность обуславливаются в конечном итоге экономическим состоянием общества…». Принцип экономического развития на благо всего народа ставит интересы общества и государства выше частных интересов [9, с.148]. 6. Государственные активы – амортизатор кризисов, используя понижение налоговых ставок, управляя государственными резервными фондами, внедряя инновационные технологии, национализируя собственность предприятий - банкротов, мобилизуют все ресурсы для скорейшего преодоления экономической нестабильности. Каждая из функций взаимодополняема, и лишь при своевременном их выполнении достигается полнота отношений государственных активов. Значит, при деформации функций активы государства столкнутся с проблемами реализации. Неполнота и противоречивость реализуемых функций государства, как собственника, не основание для отказа от государственного сектора, а стимул для выяснения причин природы и их скорейшего ликвидирования. В Гражданском кодексе Республики Казахстан применяется понятие «имущество, термин «активы» здесь не употребим. В Законе «О государственном имуществе» государственные активы выступают объектом гражданских прав, поэтому использование в Законе понятий Гражданского кодекса будет объяснимым. В нормативно-правовых актах понятие «государственные активы» заменяется такими категориями, как «активы», «активы государства». Таким образом, категория «государственные активы» раскрывается через определение понятия «государственная собственность», «государственное имущество». Собственность раскрывается более точно через систему экономических отношений в процессе воспроизводства. Собственность представляет собой сложное экономическое явление, поэтому его необходимо рассматривать в динамике, непрерывно повторяющемся, поступательном движении, развитии. Именно процесс воспроизводства позволяет сделать это: обеспечить реализацию производственных отношений на том же уровне (простое воспроизводство) или на более высоком уровне (расширенное воспроизводство) [10]. Государственная собственность экономически реализуется в рамках всех фаз общественного воспроизводства. Общий алгоритм действия механизма реализации государственного имущества представлен на рисунке 1.1. Представляется обоснованным рассматривать понятие «государственных активов» в широком смысле и в узкой концепции, показано, что для большей части имущества государства актуальна связь с бюджетом, а, значит, правовой режим данных активов сопряжен с особым порядком формирования, распределения и использования, а также с бюджетным контролем. В составе активов государства выделены основные и оборотные средства, которые определяют особенности правового режима основных средств, закрепленных за государственными юридическими лицами с участием государства [11, с.10]. Рисунок 1.1 - Алгоритм действия механизма реализации государственной собственности Примечание: составлено на основе источника[12] В целом, специфические особенности права государственной собственности заключаются в оказании управленческого регулирующего воздействия на экономические отношения, т.е., государство само является участником этих отношений, либо участником субъектов, вступающих в регулируемые отношения. Эта особенность определяет повышенное внимание к обеспечению правовых рамок участия государства в частных и публичных отношениях [13]. В силу развития производительных сил и усложнившейся системы экономических отношений современная рыночная экономика предполагает многообразие форм и видов государственных активов. 1.2. Виды и формы государственных активов Известно, что любое явления считается понятным, если найдена его структура. Государственные активы представлены как системное комплексное образование, поэтому их можно рассмотреть, как систему, состоящую из взаимосвязанных элементов, образующих структуру, что отражено на рис.1.2. Мировой и отечественный опыт уверенно демонстрирует положительное влияние государственного имущества на экономическое развитие в целом. В различных странах при осуществлении государственного администрирования используются равные по своим характеристикам организационно-правовые формы хозяйствования. В Великобритании используются унитарные публичные корпорации, в Германии - унитарные публичные учреждения, во Франции - и унитарные публичные учреждения, и публичные корпорации с делимым на паи, доли, капиталом, в США – корпорации с государственной долей, паем. Рисунок 1.2 – Структура государственных активов Примечание: составлено автором на основе источника [] В Казахстане действуют государственные предприятия и учреждения, акционерное общество и товарищество с долей государства. У каждой из указанных форм хозяйствования своя сфера деятельности. Например, в сфере науки и образования используются государственные учреждения, в сфере естественных монополий, в нефтегазовой сфере – акционерное общество с участием государства. Базовым элементом системы государственных активов являются государственные предприятия и учреждения. Они выступают «пионерами» в инвестировании национального капитала в экономики иностранных государств. Их цели и задачи направлены на удовлетворение общественных интересов. Как на республиканском, так и на коммунальном уровне выделяют следующие виды государственных предприятий: предприятия на праве хозяйственного ведения и предприятия на праве оперативного ведения Основные отличия двух видов управления государственным имуществом представлены в таблице 1.1. Таблица 1.1 – Сравнительная характеристика основных видов государственных предприятий Помимо государственных предприятий и учреждений в нашей стране действуют акционерные общества и товарищества с ограниченной ответственностью. Согласно Закону «Об акционерных обществах», государство, преобразовав предприятие в акционерное общество, утрачивает правомочия собственника своего имущества, и право собственности переходит от государства к возникшему акционерному обществу [15]. В Казахстане получила развитие такая организационная форма, как национальная компания, действующая в качестве акционерного общества. Национальной компанией является акционерное общество контрольный пакет акций которого принадлежит государству, созданное по решению Правительства РК в стратегически важных отраслях, составляющих основу национальной экономики, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами РК, что закреплено в Законе РК «Об акционерных обществах» [15]. Правительством РК утвержден Перечень национальных компаний. Отсутствие долгое время единого перечня затрудняло определение статуса тех или иных АО с участием государства, как отмечалось некоторыми специалистами. То есть одной из определяющих целей создания и деятельности национальных компания является обеспечение ведущей роли государства в управлении соответствующей стратегически важной отрасли государства По мнению российского ученого-экономиста Басина Ю.Г., «Государство непосредственно управляет важнейшими экономико-производственными процессами, выражает, удовлетворяет и защищает свои интересы. Национальная компания участвует в формировании и осуществлении государственной политики в отведенной экономической сфере и непосредственно осуществляет закрепленные функции государственного органа» [16, с.209]. Стратегия развития Казахстана до 2030 закрепила одним из направлений стратегического развития Казахстана создание сектора национальных компаний и государственных предприятий с непосредственным участием государства. С целью создания сектора национальных компаний и государственных предприятий государство должно выступить в роли предпринимателя, способного действовать как внутри страны, так и за ее пределами. Создание сектора национальных компаний обусловлено необходимостью консолидации отечественного капитала внутри страны. В отраслях, где необходимо участие государства, будут действовать национальные компании как государственные холдинги в организационно -правовой форме закрытого акционерного общества со 100% участием государства. Цель их создания заключается в управлении деятельностью технологически связанных производств в ключевых отраслях национальной экономики. Будет проведена экономическая экспансия за пределами Казахстана, приобретение в странах ближнего зарубежья необходимых для Казахстана промышленных объектов и инфраструктуры. Таким образом, создание национальных компаний в форме государственных холдингов подразумевает переход к методам корпоративного управления. Корпоративное управление позволит оптимизировать затраты, выработать технологическую и кадровую политику, осуществлять координацию деятельности предприятий в рамках отрасли [17]. Следует отметить, что практика создания национальных компаний существенно опережала законотворческий процесс. Только Законом РК от 21 мая 2002 года № 323 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам государственного имущества» статус национальных компаний получил легальное оформление. Данные структурные формы функционируют, руководствуясь принципами публичного права. Они преследуют коммерческие цели – максимальное получение прибыли при минимальных издержках. Сравнительная характеристика основных структурных форм государственных активов представлена в таблице 1.2. Таблица 1.2 – Сравнительная характеристика основных структурных форм государственных активов в зависимости от организационно-правовых форм деятельности Характеристика АО и ТОО Государственные предприятия и учреждения Целевые Коммерческие цели - получение прибыли Некоммерческие цели - решение социально - экономических задач, определяемых потребностями общества, государства. Коммерческие цели Организационные Органы управления формируются самими акционерами, учредителем (-ями). Первый руководитель назначается и смещается по решению акционеров, учредителя (-ей). Реорганизация компании Органы управления формируются государственными органами управления проводится согласно решениям акционеров, учредителя (-ей). Создание дочерних предприятий, аффилированных юридических лиц по решению акционеров, учредителя (-ей) Функциональные Создаются в любой отрасли. Участвуют в экономическом обороте с целью получения максимальной прибыли Материальное обеспечение обороноспособности государства и защиты интересов общества; производство товаров первой необходимости, осуществление деятельности в сферах, отне....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: