VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Государственное регулирование развития инвестиционно-строительного комплекса региона на примере Ростовской области

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K008382
Тема: Государственное регулирование развития инвестиционно-строительного комплекса региона на примере Ростовской области
Содержание
Государственное регулирование развития инвестиционно-строительного комплекса региона на примере Ростовской области

Содержание

ВВЕДЕНИЕ	3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА	7

		1.1 Понятие и структура инвестиционно-строительного комплекса региона	7

		1.2 Государственное регулирование инвестиционно-строительного комплекса регионов	16

2 АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И СОСТОЯНИЯ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ	27

		2.1 Анализ состояния инвестиционно-строительного комплекса Ростовской области	27

		2.2 Оценка регулирования инвестиционно-строительного комплекса в регионе	31

3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНЫМ КОМПЛЕКСОМ В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ	44

		3.1 Российский и зарубежный опыт государственного регулирования инвестиционно-строительного комплекса	44

		3.2 Пути повышения эффективности регулирования комплекса в Ростовской области и оценка их эффективности	49

ЗАКЛЮЧЕНИЕ	60

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ	62

ПРИЛОЖЕНИЕ А	66

ПРИЛОЖЕНИЕ Б	68



ВВЕДЕНИЕ



Актуальность темы исследования. Инвестиционно-строительная деятельность – это масштабное и быстро растущее производство, которое обладает выраженной  региональной спецификой при сохранении автономизации хозяйственных и социальных комплексов территорий. На современном этапе развития общества привлечение инвестиций в реальный сектор экономики является основным из главных вопросов. Наличие инвестиций ведет к развитию реального сектора, а, следовательно, и экономическому подъему. Любое упущение инвестиций повлечет за собой умирание производств, деградацию экономики, обнищание региона, социальные взрывы и прочие сопутствующие явления. Любое, даже самое незначительное, повышение инвестиционной привлекательности регионов – это дополнительные средства, позволяющие сделать шаг к выходу из кризиса. Но разовое привлечение инвестиций малоэффективно, после этого инвестиционная привлекательность остается статичной величиной. Выйти из создавшегося положения дел поможет лишь динамичное устойчивое движение, а не отдельные шаги. Только в этом случае отдельные порции инвестиций могут превратиться в постоянные. Осуществить это возможно, лишь управляя процессом повышения инвестиционной привлекательности регионов и правильно оценив региональный потенциал. Именно поэтому вопрос управления инвестиционной привлекательностью регионов является ключевым вопросом всей региональной экономики в целом.

Актуальность выбранной темы обоснована тем, что в условиях повышения конкурентоспособности базовых отраслей отечественной промышленности особую позицию занимает инвестиционно-строительный комплекс, который позволяет полнее использовать научно-технический, производственный и кадровый потенциал в экономике и дает возможность укрепить положение страны на внутреннем и внешнем рынках, тем самым осуществляя структурную модернизацию России, что обусловливает необходимость проведения исследований в вышеуказанной области, которые позволят объективно оценивать возможности инвестиционно-строительного комплекса регионов, повышать уровень использования инвестиционного потенциала регионов.

Степень разработанности проблемы государственного регулирования развития инвестиционно-строительного комплекса региона не одинакова по отношению к ее отдельным аспектам. 

Изучением проблем развития и управления инвестиционно-строительного комплекса занимаются А. Н. Асаул, В. В. Бузырев, 
Ю. К. Буланов, А. И. Вахмистров, Максимов, А. И. Солунский и другие. Совершенствование управления социально-экономическими системами рассматривают в своих работах Безруков А. В., Люлин, П.Б., Овсянникова Т.Ю. и другие. Вопросы формирования и развития региональных систем в разные периоды времени изучали Иванова Р.М., Вахитова Г.А., Разаков А.А. и другие. Исследованиям государственного регулирования инвестиционно-строительного комплекса регионов и конкурентоспособности регионов и отраслей посвящены работы  Асаул А.Н., Каменецкий М. И., Донцова Л. В., Сайфуллина Ф.М. и др.

Однако, несмотря на значительный интерес, который проявляется к изучению проблемы государственного регулирования вопросов инвестиционно-строительного комплекса регионов, необходимо отметить, что общего подхода, который можно было бы использовать по отношению отдельным регионам, не сформировано. Наличие высокого темпа изменений и различных подходов становится следствием отсутствия единого толкования категорий инвестиционно-строительной сферы. 

Актуальность темы и необходимость теоретического и методологического обоснования  подходов к преодолению проблем, связанных с государственным регулированием инвестиционно-строительного комплекса регионов, определили цель и задачи исследования.

Цель исследования – анализ различных аспектов государственного регулирования развития инвестиционно-строительного комплекса региона на примере Ростовской области и разработка предложений по его совершенствованию.

Задачи исследования:

	рассмотреть трактовки понятия и проанализировать структуры инвестиционно-строительного комплекса региона;

	провести анализ основ государственного регулирования инвестиционно-строительного комплекса регионов;

	изучить состояние инвестиционно-строительного комплекса Ростовской области;

	дать оценку регулирования комплекса в регионе;

	рассмотреть российский и зарубежный опыт государственного регулирования инвестиционно-строительного комплекса;

	определить пути повышения эффективности регулирования комплекса в Ростовской области и оценка их эффективности.

Объект исследования  развитие инвестиционно-строительного комплекса регионов.

Предмет исследования  система государственного регулирования инвестиционно-строительного комплекса региона на примере Ростовской области.

Теоретической и методологической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов, рассматривающих проблемы повышения эффективности инвестиционно-строительного комплекса. В работе учтены нормативные и законодательные акты, содержащие регулирование инвестиционных процессов, использовались учебники и учебные пособия российских и зарубежных специалистов в области инвестиционного менеджмента, анализировались материалы научных и научно-практических международных, всероссийских и региональных конференций, зарубежный и российский опыт государственного регулирования развития инвестийионно-строительного комплекса.

В работе применялись логико-экспертный, сравнительный, статистический и графический методы анализа. 

Структура работы: введение, три главы, заключение, список литературы и приложения.



1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА



1.1 Понятие и структура инвестиционно-строительного комплекса региона



Строительная отрасль является сложной, многоуровневой системой, эффективное функционирование которой во многом зависит от целенаправленного управленческого и регулирующего воздействия на хозяйствующих субъектов, участвующих в общестроительной, а также сопутствующей строительству деятельности [6, с.742].

Заметим, что, в каком состоянии находится строительный комплекс на уровне региона, оказывает большое влияние на реализацию долгосрочных региональных целевых программ социально-экономического развития. Например, С.Король считает, что в современный период происходит сдерживание их реализации вследствие того, у регионов недостаточно бюджетных средств на их реализацию, генеральные планы городов формируются слишком медленно, а правовая база недостаточно проработана. Деятельность по управлению развитием строительного комплекса на уровне регионов требует стратегического подхода в принятии решений и больших организационных ресурсов.

Основными сферами деятельности строительства являются:

	стороны строительных отношений на рынке;

	объекты, которые используют участники строительной сферы;

	инфраструктура строительного рынка;

	устройство строительного рынка;

	государственный надзор в сфере строительства.

	В состав строительного комплекса входит капитальное строительство, а также отрасли и обособленные сферы деятельности, которые ориентированы в основном на оказание услуг для строительного производства, поставку материально-технических ресурсов, оказание проектно-изыскательских, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Таким образом, структура строительного комплекса состоит из трех основных частей, обладающих четкой специализацией:

	капитальное строительство;

	материально-техническая база строительства (представлена отраслями, которые производят товары и оказывают услуги);

	проектирование в строительстве, которое обеспечивает функционирование строительного производства на профессиональном уровне.

Региональный инвестиционно-строительный комплекс представляет собой социально-экономическую систему, в которой отраслевые предприятия региона реализуют свои экономические интересы посредством аккумуляции инвестиционных ресурсов и участия в процессе создания и реализации конечной продукции строительства. Сложность деятельности в этой сфере обусловлена разнообразием ее участников – строителей, проектировщиков, инвесторов и др., которые разрабатывают и реализуют самую широкую гамму проектов. В этих условиях возрастает важность участия государства в лице административных органов федерального и регионального уровня. 

По определению, данному Т.Ю.Овсянниковой, строительный комплекс – это организованная система предприятий и производств, объединенных устойчивыми производственно-технологическими и хозяйственными связями в создании строительной продукции [20, c. 33]. 

В теоретических исследованиях и практической деятельности уже давно сложилось понимание инвестиционно-строительного комплекса. Основными факторами появления и развития термина «инвестиционно-строительный комплекс» стали:

	приобретение экономикой строительной сферы регионального характера 

	региональный строительный комплекс оформляется в рамках хозяйственных связей; 

	осуществление интеграции строительного комплекса с инвестиционными институтами общества.

Например, А.И.Солянский определяет инвестиционно-строительный комплекс в виде совокупности фондообразующих отраслей, а именно: проектных и подрядных организаций, отраслей инвестиционного машиностроения, промышленности строительных материалов и конструкций, поставщиков оборудования и строительных материалов, предприятий социально-бытовой инфраструктуры [29, c.54]. 

Инвестиционно-строительный комплекс наравне с промышленным и сельскохозяйственным комплексами обеспечивает своей продукцией все отрасли и сферы человеческой деятельности. Состояние инвестиционно-строительного комплекса является определяющим для развития конкурентоспособности национальной экономики, так как происходит создание базы развития производительных сил, обеспечение жилищных возможностей миграции и территориального объединения трудовых ресурсов. В соответствии с уровнем развития инвестиционно-строительного комплекса определяются качественные и экономические параметры развития территорий, их транспортной и инженерной инфраструктуры. 

Кроме того эффективность инвестиционных процессов в промышленности определяется стоимостью строительного продукта [4].

Таким образом, инвестиционно-строительный комплекс позволяет получить положительный мультипликативный эффект для региональной экономики. 

Приведем укрупненную субъектную структуру инвестиционно-строительного комплекса  (рис. 1) [17].



Рисунок 1 - Укрупненная структура инвестиционно-строительного комплекса 



Необходимо отметить, что под воздействием ряда факторов структура инвестиционно-строительного комплекса может изменяться. К таким факторам относят:

	степень пропорциональности инвестиционно-строительного комплекса, другими словами - соотношение спроса и предложения. В случае нарушения рыночной пропорциональности становится необходимым использование регулирующих механизмов, а для их реализации создаются специальные структуры;

	уровень институционального развития инвестиционно-строительного комплекса. По мере того, как развивается потребность в инфраструктурном обслуживании, происходит создание новых институтов;

	уровень развития взаимосвязей между участниками инвестиционно-строительного комплекса. При наличии прочных взаимосвязей исчезает необходимость в некоторых участниках рынка (например, в посредниках);

	широта функций, которые выполняются отдельными участниками инвестиционно-строительного комплекса [17].

В случае масштабного расширения функций, какая-то их часть может быть передана другим субъектам – организациям другого профиля.

Однако общий круг участников инвестиционно-строительного комплекса является достаточно стабиленым, так как отражает объективно существующие устойчивые процессы, которые обусловлены существованием единой производственно-строительной технологической цепочки и необходимостью организации ее функционирования. 

В этой связи и выделяются в составе инвестиционно-строительного комплекса две крупные группы участников: основная и вспомогательная.

Основная группа состоит из следующих участников:

	инвестиционные компании;

	инвестиционно-строительные компании;

	компании по производству общестроительных работ;

	компании по производству реставрационных работ;

	компании по строительству и реконструкции транспортных коммуникаций и сооружений;

	специализированные компании по видам работ.

Вспомогательная группа участников инвестиционно-строительного комплекса состоит из двух самостоятельных направления: организационно-регулирующего и инфраструктурного. 

Группа участников, которые выполняют организационно-регулирующую функцию, состоит из представителей органов государственного регулирования, осуществляющих деятельность на определенной территории, которые являются составными элементами целостной федеральной системы регулирования инвестиционно-строительной деятельности, а также из общественных профессиональных организаций, ориентированных на координацию деятельности всех участников инвестиционно-строительного комплекса.

К инфраструктурной группе относятся все остальные субъекты инвестиционно-строительного комплекса, с учетом того, что их структурном составе могут быть видоизменения в течение довольно короткого отрезка времени.

Таким образом, можно сделать вывод, что инвестирование в строительную сферу предполагает создание благоприятной институциональной среды, представляющей собой систему организаций, которые устанавливают и реализуют институции по эффективному инвестиционному процессу в строительном секторе экономики.

Разные авторы, по-разному выделяют основные признаки – критерии инвестиционно-строительного комплекса региона (табл. 2).

Таблица 2 - Критерии инвестиционно-строительного комплекса, по мнению различных авторов

Автор

Формулировка

Ключевой критерий

Целевая функция

Асаул А.Н.

Совокупность производственных и непроизводственных отраслей управления, обеспечивающих осуществление инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений в региональных границах [7]

Совокупность отраслей

Капиталовложения в регион

Вахмистров А.И.

Сфера хозяйственной деятельности, связанная с расширенным воспроизводством основных производственных фондов []

Деятельность по воспроизводству основных фондов

Воспроизводство (инвестиции) в основные фонды

Генералов Б.В.

Совокупность отраслей, производств, финансово-банковских структур и управления, осуществляющих реализацию долгосрочных вложений в регионе по созданию готовой строительной продукции в виде зданий, сооружений и объектов различного назначения []

Совокупность отраслей

Капиталовложения в строительную продукцию

Иванченко О.Г.

Открытая, динамическая организационно-экономическая система с вероятностным характером, в которой в условиях действий закона стоимости, субъекты инвестиционной сферы реализуют свои взаимные интересы посредством влияния на спрос и предложение объектов строительного процесса []

Экономическая система реализации интересов субъектов

Создание строительной продукции

Казаков Ю.Н.

Совокупность экономических структур, институтов, форм и методов хозяйствования, посредством которых осуществляется реализация инвестиций []

Совокупность структур, методов деятельности

Реализация инвестиций

Тимофеев А.А.

 Социально-экономическая система, в которой субъекты инвестиционно-строительной сферы региона реализуют свои экономические интересы посредством аккумуляции инвестиционных ресурсов и участия в процессе создания и реализации конечной продукции строительства []

Система аккумуляции инвестиционных ресурсов

Накопление и вложение инвестиций



Приведенные в таблице 2 определения можно классифицировать по критерию-признаку на две основные группы: «система» и «совокупность». Если анализировать относительно целей, то все авторы едины во мнении, что целью инвестиционно-строительного комплекса является инвестирование (капиталовложения, воспроизводство) в строительную продукцию (основные фонды). 

М.И. Каменецкий и Л.В.Донцова выделяют основные предпосылки развития инвестиционно-строительного комплекса:

	1) внешние - новые требования к качеству возводимых жилых, общественных, производственных зданий и сооружений, коммунальной и транспортной инфраструктуры как со стороны государства, так и со стороны населения [17]. 

	Формируется запрос не только на безопасную, но и комфортную среду обитания с высокими экологическими характеристиками и эстетическими требованиями, удовлетворить который можно при условии масштабной модернизации строительной отрасли с использованием прорывных научно-технических открытий во всех областях человеческой деятельности. Необходимо принципиальное изменение подхода к территориальному развитию городов – переход от строительства «квадратных метров» к строительству жилой среды, от проектирования объектов к проектированию пространств с учетом уже имеющейся исторической застройки, что даст возможность обеспечить высокие стандарты качества жизни для населения.

2) внутренние - обусловлены потребностью участников строительства в увеличении прибыли в условиях высокой конкуренции и связанной с этим необходимостью совершенствования материально-технической базы, отраслевой науки, методов проектирования [17]. 

На уровень развития строительного комплекса влияют не только объем инвестиций в эту сферу, так и покупательская способность населения в приобретении жилья, рыночный спрос на строительную продукцию, необходимость освоения новых перспективных территорий, таких, например, как морские порты или природные месторождения. Важными факторами являются рост добросовестной конкуренции, а также развитие рыночных механизмов, позволяющих увеличить инвестиционную активность на строительном рынке (ипотека, ценные бумаги, использование средств негосударственных пенсионных фондов и т.?д.). 

Полное обеспечение удовлетворения потребностей населения и реальной экономики в высококачественной строительной продукции, создание эффективной транспортной инфраструктуры, формирование благоприятной среды обитания человека является главной целью развития строительной отрасли. 

По мнению З.З.Омарова, предпосылками формирования региональной инвестиционно-строительного комплекса являются:

создание сложной многоукладной экономики, опирающейся на многообразие форм собственности;

множественность источников инвестиций, которые связаны с государственным сектором и федеральным бюджетом, муниципальным сектором и муниципальным бюджетом, инвестиционными банковскими и иными финансовыми структурами, в том числе внебюджетные фонды;

частный корпоративный сектор, смешанные виды, а также зарубежный источники финансирования, средства физических лиц;

финансирование и возведение объектов в производственных целях, строительство объектов культурной и социальной сферы за счет источников, получаемых субъектами региональной экономики от своей деятельности;

стратегия развития рынков продукции строительства и промышленности нерудных строительных материалов и современных конструкций [21].

Основной характеристикой модификации регионального строительного комплекса в инвестиционно-строительный комплекс  считается смена лидера строительной деятельности и появление центрального звена данной деятельности – инвестора. 

Главной особенностью регионального инвестиционно-строительного комплекса является его способность за счет определенных критериев создавать продукт, являющийся основой социально-экономического развития региона в целом. Такими критериями являются:

	саморазвитие (определяется на основании расширенного воспроизводства валового регионального продукта, обеспеченности доходными источниками);

	жизнеобеспечение (использование ресурсов региона и человеческого потенциала для поддержания безопасности и целостности региона, удовлетворения жизненных потребностей населения);

	самоидентификация (непрерывный мониторинг постоянно изменяющихся характеристик развития под влиянием трансформирующих условий и обстоятельств);

	самодостаточность (экономическая самостоятельность).

Таким образом, функциональный инвестиционно-строительный комплекс региона обладает способностью к самоорганизации и саморазвитию, интегрированную в экономические отношения с подсистемами региона и в систему национальной экономики и экономических преобразований, что способствует системному развитию региональной экономики, созданию на ее основе действенных региональных экономических систем.



1.2 Государственное регулирование инвестиционно-строительного комплекса регионов



В современных условиях развития возрастает важность участия государства в лице административных органов федерального и регионального уровня в регулировании строительной деятельности не только как крупнейшего заказчика и инвестора, но и для обеспечения общеэкономической и социальной эффективности функционирования строительной отрасли страны.

Государственное регулирование инвестиционно-строительной деятельности – специфическая функция управления. Она призвана объединить государственные (общественные) и частные интересы для формирования рациональных крупных пропорций в национальной экономике между потреблением, накоплением и инвестированием на основе прогнозирования, стратегического планирования, бюджетного финансирования, налогообложения и других мер воздействия на рынки инвестиций, подрядных работ, недвижимости [5]. Инвестиционно-строительный комплекс имеет ряд особенностей в разработке подходов управления им, а также менее (в сравнении с другими комплексами) восприимчив к научно-техническим достижениям. 

Главной целью государственного регулирования инвестиционно-строительной сферы является создание благоприятных условий для осуществления инвестиционной деятельности и повышения эффективности инвестиций в строительство. Поэтому механизм государственного регулирования данного вида деятельности включает в себя пять основных элементов:

	нормативно-правовое регулирование;

	налоговое регулирование;

	финансово-кредитное регулирование;

	амортизационное регулирование;

	техническое регулирование [10].

Под нормативно-правовым регулированием понимается разработка правовой базы, которая определяет формы инвестиционной деятельности в строительстве, условия ее осуществления и другие установки.

Принципы регулирования инвестиционной сферы в России определяются федеральным законом «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 г. № 39-ФЗ, а также федеральным законом «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9.07.1999 г. № 160-ФЗ [1, 2]. 

В законе от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» говорится о формах и методах государственного регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем создания благоприятных условий для инвесторов, налоговых льгот, защиты интересов инвесторов, создания и развития сети информационно-аналитических центров, принятия антимонопольных мер, выпуска облигационных займов, гарантированных целевых займов, а также разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета [1]. 

ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9.07.1999 г. № 160-ФЗ охватывает правовое регулирование и гарантии, предоставляемые иностранным инвесторам. Субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут предоставлять иностранному инвестору льготы и гарантии, осуществлять финансирование и оказывать иные формы поддержки инвестиционного проекта, осуществляемого иностранным инвестором, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также внебюджетных средств. Действующее законодательство является прямым источником привлечения инвесторов в регионы РФ, предоставляя гарантии, налоговые льготы, льготы при кредитовании и созданием благоприятных условий для инвестирования [2].

Основная роль в системе организации регулирования инвестиционно-строительной деятельности на федеральном уровне принадлежит Федеральному агентству по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Росстрой), находящемуся в ведении Министерства промышленности и энергетики РФ, а также Министерству экономического развития и торговли РФ и Министерству финансов РФ. 

Разработка документов по совершенствованию государственного регулирования инвестиционно-строительной деятельности на региональном уровне предполагает оценку существующей современной российской практики, выявление ее сильных и слабых сторон, общих и особенных характеристик [4]. 

В последние годы практически во всех субъектах РФ разработаны и реализуются стратегии социально-экономического развития, содержащие обоснование перспективных направлений и механизмов модернизации территорий, в том числе, связанных с улучшением их инвестиционного климата, активизацией инвестиционных процессов, повышением их эффективности. 

Можно сформулировать несколько общих принципов государственного регулирования инвестиционной деятельности на региональном уровне:

	мониторинг и анализ инвестиционной деятельности в регионе;

	разработка инвестиционной политики с учетом направлений инвестиций на основе территориальных (какие районы и города имеют преимущество в инвестициях) и отраслевых (какие отрасли должны развиваться более быстрыми темпами) приоритетов;

	обеспечение конструктивного взаимодействия ученых и власти в выработке общей стратегии управления инвестиционным процессом в регионе [7]. 

Реализация принципов государственного регулирования инвестиционно-строительного комплекса позволит обеспечить активизацию инвестиционного процесса в строительстве на региональном уровне. Для привлечения инвестиций необходимы как объективные, так и субъективные условия и предпосылки.

Налоговое регулирование представляет собой важнейший элемент государственного регулирования инвестиционно-строительного комплекса.  Осуществляет стимулирование инвестиционной активности хозяйствующих субъектов и граждан и перераспределение доходов от инвестиционной деятельности между инвесторами и государством. 

Финансово-кредитное регулирование представляет собой установление финансовых параметров инвестиционного строительного рынка, а также  финансовую поддержку или прямое финансирование наиболее эффективных или социально значимых проектов. 

Амортизационное регулирование основывается на формировании единой системы возмещения инвестору первоначальной стоимости основного капитала и нематериальных активов, в создание которых были вложены инвестиции [6]. Амортизационные отчисления (средства, которые начисляются на восстановление основных фондов и нематериальных активов), представляют собой важнейший источник новых инвестиций. 

Техническое регулирование – это установление, применение и исполнение обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. В настоящее время техническое регулирование основывается на техническом нормировании, которое представляет собой инструмент государственного регулирования, применяемый во всех отраслях материального производства. 

С 2010 года в соответствии с Законом РФ «О техническом регулировании» действуют технические регламенты, которые представляют собой документы, принятые международными договорами Российской Федерации, устанавливающими обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации). 

Один из элементов технического регулирования в строительстве - это система сертификации строительных материалов и конструкций с целью гарантирования качества строительной продукции и защиты прав потребителя. Стандартизация осуществляется с целью повышения уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, экологической безопасности, повышения уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, повышения конкурентоспособности продукции и т.д. Система технического регулирования включает также обязательное лицензирование проектной и строительной деятельности. 

Таким образом, эффективный механизм государственного регулирования инвестиционной деятельности, основные инструменты которого были рассмотрены, является неотъемлемой частью единой системы государственного регулирования рыночной экономики, целью которой является обеспечение устойчивого экономического роста государства. 

Выделим некоторые принципиальные проблемы, которые требуют решения в долгосрочной перспективе:

	осуществление структурного обновления производственного потенциала строительного комплекса с помощью совершенствования предметов труда и средств производства, с помощью чего предприятия строительного комплекса смогут провести реализацию инвестиционных запросов промышленных и конечных потребителей по производственным мощностям, жилью, социальным объектам, транспортной инфраструктуре;

	осуществление формирования условий, усиливающих кадровую базу производственного потенциала строительного комплекса, что выражается в актуализации развития строительной науки, подготовке квалифицированных кадров для сферы строительства [15].

Другими словами, для качественного строительства необходимо  реформирование строительного комплекса, в результате чего должна быть проведена модернизация как производственной базы строительного производства, так и кадрового состава отрасли.

Устойчивым развитием строительного комплекса отличаются стройки, финансирование которых осуществляется за счет бюджетных средств в границах государственного заказа. Это позволяет сказать, что происходит стабилизация пассивной части основных фондов. Активная же их часть имеет тенденцию оставаться без изменений.

Следовательно, можно предположить, что изменения структуры инвестиций в сфере строительства не будет основываться на усилении основного производственного фактора, а будет тормозить возможность  удовлетворения спроса, как производственного, так потребительского.

Происходит консервация сформировавшейся в экономике производственной базы, которая морально и физически устаревает, а значит снижается научно-технический потенциал экономики России, - такова современная тенденция распределения инвестиций в строительном комплексе. 

Основанием концептуальной трансформации строительного комплекса должна стать оптимизация темпов роста инвестиций в основной капитал с одновременным качественным изменением их структуры и направления, общего уровня материально-технической базы строительного комплекса и строительной продукции, которая в нем создается.

Это позволит осуществить постепенное удовлетворение потребностей населения в доступном и комфортном жилье, обновления и ремонта  уже существующего жилищного фонда, а также строительства новых основных фондов, составляющих материальную основу производственного сектора национального хозяйства страны.

Согласно исследованиям В.М.Джухи [13], приоритетным методом государственного регулирования деятельности участников регионального инвестиционно-строительного комплекса является не прямое, а косвенное воздействие, осуществляемое с помощью инструментария кредитно-финансовой, налоговой и  амортизационной политики.

Уровень государственного вмешательства в социально-экономические процессы бывает очень разнообразный и находится в зависимости от стадии экономического цикла, рыночной конъюнктуры и направления развития. 

Эффективность государственного вмешательства измеряется уровнем владения управляющей системы современными методами анализа  инвестиционно-строительного комплекса и пониманием адекватности в сложившейся ситуации организационно-управленческих решений. Государство может придерживаться политики полного невмешательства, а может осуществлять абсолютный контроль над отраслями.

В регионах России регулирование инвестиционно-строительной деятельности осуществляется через систему государственных стандартов в области строительства и строительных материалов, технических норм и правил, а также норм гражданского права. Действуют законодательные и иные правовые акты, которые регулируют отдельные отношения в сфере инвестиционно-строительной деятельности.

Необходимо отметить, что в современный период реализацию региональной инвестиционной политики в России нельзя назвать достаточно эффективной. Определим причины, мешающие ее реализации. 

– отсутствует платежеспособный (инвестиционный) спрос у хозяйствующих субъектов и населения;

– отсутствует реальная конкурентная среда;

– отсутствует эластичная увязка цен спроса и предложения на строительную продукцию;

– отсутствуют необходимые законы в области инвестиционной деятельности и капитального строительства, например, о государственных гарантиях сохранения сбережений юридических лиц и населения, направляемых в строительство и т.п. [18].

Перечисленные факторы говорят о несовершенстве государственного регулирования инвестиционно-строительного комплекса регионов. С целью совершенствования мероприятий, которые реализуются региональными органами государственной власти в рамках инвестиционной политики, в инвестиционно-строительную деятельность требуется вмешательство государства, что сделает возможным более конкретное понимание текущих реалий рыночной ситуации, адекватного совершенствования региональной программы развития строительства, непосредственное влияние на уровень цен недвижимости.

Тимофеева И.В. [32] считает, что преодоление негативных тенденций  в инвестиционно-строительном комплексе состо.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44